Создание экологической тропы на территории школьного двора.
Вложение | Размер |
---|---|
Школьная экологическая тропа | 36.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей «РИТМ»
Социально-экономический проект
«Школьная экологическая тропа
«Удивительное рядом»»
Авторы: Вдовенко Анна
Иванченко Валерия
Тригуб Полина,
учащиеся 10 класса.
Зубриенко Антон,
учащийся 8 класса
Руководители: Суховей Людмила Владимировна
учитель географии
г. Хабаровск – 2016
Оглавление.
Введение. 3 «Спешите спасти планету!» или «Кому и зачем нужно экологическое образование?»
1.Экологическая тропа «Удивительное рядом» в борьбе с драконом 8 Когай.
1.1.Описание тропы. 8
1.2.Характеристика проекта. 9
Заключение 12
Литература 14
Приложения 15
Введение.
«Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем, чего он способен добиться. Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком».
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн был великолепным физиком. Он открыл много физических законов и был впереди многих ученых своего времени. Но люди называют его гением не только за это. Профессор Эйнштейн был философом, который ясно понимал законы жизни, и объяснял их так же хорошо, как и свои уравнения.
«Если посмотреть на всемирно известных людей, то можно увидеть, что каждый из них что-то дал этому миру. Нужно давать, чтобы иметь возможность брать. Когда вашей целью станет увеличение ценностей в мире, вы поднимитесь на следующий уровень жизни».
Каково наше предназначение на планете Земля? Что мы можем дать этому миру? Поиск ответа на этот философский вопрос привел нас к работе над нашим проектом.
Спешите спасти планету! или Кому и зачем нужно экологическое образование?
Что означают данные числа?
34%. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН среди учащихся общеобразовательных учреждений число здоровых детей не превышает 34 %. [3]
70%. По оценкам ученых, на 70% состояние здоровья зависит от состояния окружающей среды и от образа жизни.
3000000%. По данным экологических организаций заготовка нелегальной древесины в Хабаровском крае ежегодно составляет 3 миллиона кубических метров.
Что же объединяет эти 3 показателя? Их объединяет формула триединства:
Нарушение гармонии между этими составляющими приводит к возникновению проблем физического, психологического, социального и нравственного здоровья.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать 3 проблемы, которые являются следствием экологического невежества.
Проблема №1. Состояние здоровья хабаровчан.
Проблема №2. Неблагоприятное состояние окружающей среды.
Проблема №3. Экологическая безответственность и варварство.
Все три проблемы, кроме нравственных, имеют и экономические последствия.
Наш первый шаг в решении определенных нами проблем – разработка и осуществление проекта «Школьная экологическая тропа «Удивительное рядом». Создание школьной экологической тропы – один из путей решения проблемы улучшения экологического состояния школьного двора, его эстетической привлекательности, улучшения здоровья школьников и формирования экологического мировоззрения.
Цель проекта: 1.Формирование экологического мировоззрения.
Задачи: 1.Создать экологическую тропу. 2.Разработать программу экологического просвещения, образования и воспитания. 3.Улучшить экологическую обстановку школьного двора. 4.Улучшить эстетическую привлекательность школьного двора.
Здоровье-это состояние и чувство полного физического, психологического и социального комфорта. «Самое дорогое у человека-это жизнь». Здоровье- важнейшая ценность человека. Так как здоровье, обычно, рассматривается в двух формах-как индивидуальное, и как популяционное, то перед каждым человеком встает нравственный выбор: быть рачительным хозяином или алчным потребителем по отношению к своему здоровью, здоровью окружающей среды, здоровью своей страны. Так как здоровье на 70% зависит от состояния окружающей среды и от образа жизни, то одним из показателей нравственного выбора страны является уровень экологического образования. Экологическое образование, в свою очередь, формирует экологическое мировоззрение.
Именно в школе необходимо экологическое просвещение, образование и воспитание, так как через школу проходит каждый и дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени. По этой же причине, проблему сохранения и укрепления здоровья нужно, так же, решать именно здесь. [6]
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. [4] Итак, Проблема №1. Состояние здоровья жителей Хабаровского края.
По данным Государственной программы Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края» основное место в структуре заболеваемости детей и подростков занимают болезни органов дыхания (57,9 и 33,6 процента соответственно). На втором месте у детей и подростков - болезни органов пищеварения (6,1 и 10,1 процента соответственно); на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки (5,1 процента). Серьезной проблемой у подростков являются травмы и отравления (9,0 процентов). (Приложение 1,2)
В структуре заболеваемости у взрослых на первом месте болезни кровообращения (17,5 процента), на втором - болезни органов дыхания (13,8 процента), на третьем - болезни костно-мышечной системы (9,3 процента). (Приложение 3). [7]
Проблема №2. Неблагоприятное состояние окружающей среды.
Анализ таблицы «Ориентировочный перечень факторов окружающей среды, оказывающих влияние на распространенность некоторых классов и групп болезней» показывает, что большая часть причин, которыми обусловлены данные заболевания, связаны с состоянием окружающей среды природного и антропогенного характера. Антропогенные факторы: загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами, особенно оксидами углерода и серы, диоксидом серы, пестицидами, пылью (Приложение 5); загрязнение продуктов питания и воды ядохимикатами; состав питьевой воды и ее жесткость; шумовое загрязнение, жилищные условия, материальный уровень семьи. (Приложение 4). [1]
Экологическая ситуация определяется местоположением лицея. С одной стороны, работа ТЭЦ-1, а с другой, вблизи лицея расположен перекресток улиц Краснореченской и Суворова. Находясь без движения, но с работающим двигателем, автомобили выбрасывают в атмосферу больше всего вредных для организма веществ. Члены кружка «Край родной» провели исследование, которое показало, что в течение 5 минут через данный перекресток в дневное время проходит около 600 автомобилей. (Приложение 6).
Антропогенные факторы усиливаются природными, характерными для нашей местности: погодные условия (быстрота смены погоды, влажность, ветер, эндемичность местности по микроэлементам (их недостаток или избыток). Преобладание заболеваний, обусловленных экологическими причинами- это цена экологического невежества. По свидетельству доктора медицинских наук, заведующего лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича, загрязненная экология дает около 10 процентов дополнительной смертности. В целом по стране это 40 тысяч человек в год. Целый город. [8]
Проблема №3. Экологическая безответственность и варварство.
Браконьерская вырубка лесов, добыча рыбы и охота, лесные пожары, несанкционированные свалки, загрязнение Амура, загрязнение воздушного бассейна города, шумовое загрязнение –вот неполный перечень проблем, приводящих как к экономическим, так и к нравственным проблемам и потерям. Проблемы, казалось бы, глобального плана.
«Думай глобально, действуй локально» - один из главных девизов при решении глобальных проблем человечества. Именно его мы берем за основу своей работы над экологическим образовательным проектом.
«Проблема экологического образования и воспитания, на самом деле, остра. Приказало долго жить Минприроды, которое в 1994 году совместно с Минобразования приняло постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Теперь «природоохранники» под крышей Ростехнадзора, для которого экологическое образование не входит в зону его ответственности. Во всех документах речь идет о мерах контроля, наказания, поощрения. Но ни в одном нет ни слова о просвещении, образовании и воспитании. Нет федерального закона о непрерывном экологическом образовании». [11]
.
В Японии «когай» дословно означает рукотворное нарушение природы. Школьная экологическая тропа - одна из форм борьбы с «драконом Когай» и формирования экологического мышления и мировоззрения.
Экологическая тропа –это обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные информационные стенды и экскурсии. [5]
Экологическая тропа «Удивительное рядом» будет начинаться со входа на территорию школьного двора, который представляет собой арку, увитую виноградом. (Приложение 7). Рядом расположится общий указатель, схема тропы и стенд «Правила поведения в природе». (Приложение 8).
Маршрут пройдет по следующим станциям, осуществляющим цели проекта: 1. Станция «Живые фильтры». Именно дальневосточные деревья лучше всего улавливают пыль. За летний период на листьях вяза осаждается около 20 кг пыли, на ясене – до 27 кг, на иве – до 38 кг, на тополе – до 34 кг, на клене – до 33 кг. Уровень механического загрязнения воздуха можно определить с помощью фильтрации воды, полученной при таянии снега. Снег был взят на школьном дворе. (Приложение 5) 2. Станция «Тишина» Шумовой режим лучше регулируют сирень, ель и сосна. 3. Станция «Школа выживания». Создание данной станции имеет двоякое значение. С одной стороны – это знакомство с правилами поведения при посещении природных объектов, которые помогут сохранить саму природу. С другой стороны, изучение правил безопасного поведения школьников. Обучение ориентированию по компасу и по природным признакам. Изучение съедобных, лекарственных и ядовитых растений. Изучение правил поведения в экстремальных ситуациях и отработка практических навыков. 4.Станция «Цветочный рай». Клумбы с цветами и цветущие кустарники (форзиция, сакура, рододендрон даурский) улучшат городскую среду в эстетическом отношении. (Приложение 9) 5. Станция «Зеленые аборигены». Изучение видового состава эндемиков и реликтов и растений, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 6. Станция «Метеорологическая». Наблюдение за погодой. Знакомство с погодными и климатическими условиями края, их влиянием на природу, на жизнь и здоровье хабаровчан. Отработка практических навыков использования метеорологических приборов. (Приложение 10) 7. Станция «Хвойный микс». Фитонциды, вырабатываемые хвойниками, очищают воздух и закаляют иммунитет. 8. Станция Видеосалон «Зеленый шатер». 9. Станция «Бытовые отходы». 10. Станция «Спортивная». Стадион, как ресурс для поддержания и сохранения здоровья. 11. Станция «Геологическая». (Приложение 11)
Оборудование: метеостанция, переносной видеопроектор, экран, компасы, кормушки, скворечники, стенды, баннеры с лозунгами, призывами, экологические дорожные знаки, экологические указатели. Информация о растениях будет представлена в виде QR-коды. (Приложение 12).
Формы работы: экскурсии, уроки под открытым небом по всем предметам, научно-исследовательские и лабораторные занятия, квест-игры, фенологические наблюдения, практические работы, акции, культурно-массовые мероприятия, творческая деятельность, охрана редких и типичных растений края, общественно-полезная деятельность, предметные дни, сбор гербария, сбор природного материала.
Форма маршрута: кольцевая.
Режим использования: круглогодично.
Ответственное лицо: учитель географии.
Тип проекта: Социально-образовательный. Наш проект рассматривается как социальная программа экологического воспитания, образования и просвещения.
Направление: Экологическое.
Время выполнения: Февраль-март (документальное оформление). Март-август (практическое воплощение). Проект рассчитан на долговременное использование создаваемого продукта.
Новизна: разработки заключается в том, что наш проект рассматривается как социальная программа не только экологического просвещения, но и образования и воспитания. Создание одной тропы не решит проблему формирования экологического мировоззрения. Поэтому продукт будет состоять из двух частей. 1.Создание собственно экологической тропы «Удивительное рядом». 2.Создание системы экологического просвещения, образования и воспитания. «Все содержание образования в школе должно быть построено с точки зрения экологического императива: человек—часть природы; он должен бережно относиться ко всему живому и неживому в окружающем мире (к людям, животным, растительному миру, к планете в целом). Экологический императив предполагает императив нравственный: выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности, гуманизацию общества. Все это реализуется в школе через единство естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования». [10]
Еще одним элементом новшества является то, что изучение природы края, России, формирование экологической культуры обучающихся, становление гражданского сознания будет осуществляться на примере природных компонентов школьного двора.
Риски: Данный вид проекта, как правило, считается рискованным с точки зрения бизнеса, так как не ставит перед собой цель извлечения прибыли в качестве основной.
Проект работает, в большей степени, не на ежеминутные, а на перспективные цели.
Кроме того, истинный результат данного проекта очень сложно оцифровать, так как он относится к духовно-нравственной категории.
В то же время, проект малобюджетный, что не требует кредитования.
Он уже частично обеспечен ресурсами. Возможна их оптимизация и эффективное использование.
Ресурсы: Для реализации проекта необходима оценка имеющихся и необходимых ресурсов.
Природные - Виды ресурсов – Трудовые
Финансовые - Материально-технические - Информационные
Природные ресурсы. Изучение видового состава растений школьного двора показало, что на школьном дворе уже имеется часть растений, характерных для Хабаровского края. Имеются зоны цветочных клумб. Необходимо приобретение саженцев кедра корейского, кедрового стланика, девичьего винограда, форзиции, сакуры, рододендрона, клена, дуба.
Трудовые ресурсы. Педагоги лицея «РИТМ» всех профилей, так как предполагается организация занятий по всем предметам учебного цикла и внеурочной деятельности. Руководитель-учитель географии. Экскурсоводы-учащиеся лицея, которые являются членами кружка «Край родной», членами ШНОУ, старшеклассники-учащиеся городских эколого-биологических центров. Необходима подготовка экскурсоводов, тьютеров из числа старшеклассников.
Информационные. Методические разработки мероприятий, занятий, экскурсий. Программы предпрофильной подготовки («Рекреационные ресурсы Хабаровского края»), внеурочной деятельности («Школьный двор моей мечты»). Презентации различной тематики. Информация о растениях в QR-кодах. (Приложение 12). Источники информации: школьная библиотека, Интернет-ресурсы. Необходима разработка программы экологического просвещения, образования и воспитания в МБОУ лицее «РИТМ», разработка экскурсий (в рамках работы кружков и проектной деятельности ШНОУ, а, также, на уроках соответствующей тематики).
Финансовые ресурсы: Не требуются затраты на аренду территории, на заработную плату экскурсоводам. Большинство необходимых саженцев можно приобрести бесплатно у родителей-дачников или привезти из леса. Необходимо:
Финансовые ресурсы для:
Материально-технические (оборудование): В лицее имеется: метеостанция (Приложение 10), переносной проектор, экран, компасы, инвентарь для ухода за садом, Необходимо: арка, стенды, баннеры с лозунгами, призывами, экологические дорожные знаки, экологические указатели, скворечники, саженцы кедра корейского, дуба, клена, маньчжурского ореха, амурского бархата, форзиции, рододендрона даурского, чубушника, липы, сакуры, ясеня, сосны, лимонника, актинидии, дикого винограда, девичьего винограда, цветочная рассада (выращивание в рамках работы кружков естественно-научного цикла)
Заключение.
При работе над проектом изучены различные литературные источники, проведены опросы, лабораторные исследования, картографирование школьного участка, разработан проект создания школьной экологической тропы, проект благоустройства школьного двора «Школьный двор моей мечты». Изучены теоретические вопросы и составлены презентации по вопросу разработки и организации здоровьесберегающей среды школьного двора («Экологическая тропа и правила её создания», «Садово-парковое искусство мира», «Садово-парковое искусство России», «Дендрарий»)
Предполагаемые результаты:
1.Улучшение экологической обстановки школьного двора и микрорайона.
2. Создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры. Отдых на школьной экологической тропе даст возможность снять учебный стресс. (Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс). Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов. Проведение и применение активно-двигательных форм и методов работы на тропе поможет решить и эту проблему. [3] 3.Создание эстетически привлекательного уголка городской среды. 4.Экологическое просвещение, образование и воспитание учащихся, родителей и жителей микрорайона (ежедневно посещает школьный двор около 1000 человек). 5.Развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся. 6. Формирование основ экологической культуры, ответственности и долга. 7.Создание условий для развития нравственных основ личности. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность.» [9] 8. Обучение навыкам безопасного поведения. 9.Приобщение к общественно-полезному труду. «Если человек вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым и недобрым человеком» [2]
Экономический эффект. Так как даже социальный проект предполагает получение финансовой отдачи, мы запланировали: план продаж и показатели выручки (проведение квест-игр, проведение экскурсий, продажа изделий «Сувенирная лавка», проведение мастер-классов) (Приложение 14).
Так как тропа будет находиться непосредственно на территории школьного двора, то не потребуются затраты на аренду территории. Учащимся лицея представится возможность бесплатного общения с природой родного края, бесплатное участие в квест-играх.
В дальнейшей перспективе-это снижение экономических затрат и потерь в связи с улучшением здоровья населения, в связи с экологически грамотным и ответственным поведением.
«Если Вы думаете на год вперед - посадите семя.
Если Вы думаете на 10 лет вперед - посадите дерево.
Если Вы думаете на сотни лет вперед -дайте образование народу».
Китайская мудрость.
Литература.
UZB/SGP/OP4/Y1/CORE/2008/03: ННО
Снежная сказка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Два петушка
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем "Ночь в лесу"