• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Компьютер - друг или враг

Опубликовано Маркова Светлана Николаевна вкл 25.08.2016 - 21:27
Маркова Светлана Николаевна
Автор: 
Засыпалов Богдан

Компьютер является неотъемлемой частью жизни современного человека.  Компьютеры помогают на производстве, интернет - это средство общения, быстрого получения самой разной информации.

Но с другой стороны последнее время очень много стали говорить о вредном влиянии компьютера на человека и особенно на детей. Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Кроме того врачи стали говорить о вредном влиянии на здоровье и возникновении нового вида зависимости – игромании.

Поэтому в своем исследовании, я решил выяснить компьютер – друг или враг школьника и какое воздействие он оказывает на учеников нашей школы?

Цель работы: изучение влияния компьютера на здоровье человека и ознакомление школьников с рекомендациями по разумной работе с компьютером.

Задачи:

1. Изучить информацию о влиянии компьютера на здоровье человека.

2.Провести анкетирование обучающихся лицея для выявления особенностей взаимодействия школьников с компьютером.

3. Описать правила правильной организации работы с компьютером.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_po_kompyuteru_bogdan_zasypalov.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

VIII городская

научно – практическая конференция школьников «Мир здоровья»

секция «Первые шаги в науку о здоровье и здоровом образе жизни»

КОМПЬЮТЕР – ДРУГ ИЛИ ВРАГ

                                                                                                                                          Засыпалов Богдан

ученик 4 «А» класса

МНБОУ «Лицей № 76»

                                                                         Научный руководитель

                                                                               Маркова Светлана Николаевна учитель начальных классов

                                                                               МНБОУ «Лицей № 76»

Новокузнецк

2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                              3
  2. Влияние компьютера на здоровье человека                                                    4
  3. Причины и признаки возникновения компьютерной зависимости                                    5
  4. Исследование                                                                                 7

5. Рекомендации для школьников                                                                      11

6. Заключение                                                                                13

7. Список использованной литературы                                                            14


ВВЕДЕНИЕ

Компьютер является неотъемлемой частью жизни современного человека.  Компьютеры помогают на производстве, интернет - это средство общения, быстрого получения самой разной информации.

Но с другой стороны последнее время очень много стали говорить о вредном влиянии компьютера на человека и особенно на детей. Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Кроме того врачи стали говорить о вредном влиянии на здоровье и возникновении нового вида зависимости – игромании.

Поэтому в своем исследовании, я решил выяснить компьютер – друг или враг школьника и какое воздействие он оказывает на учеников нашей школы?

Цель работы: изучение влияния компьютера на здоровье человека и ознакомление школьников с рекомендациями по разумной работе с компьютером.

Задачи:

1. Изучить информацию о влиянии компьютера на здоровье человека.

2.Провести анкетирование обучающихся лицея для выявления особенностей взаимодействия школьников с компьютером.

3. Описать правила правильной организации работы с компьютером.

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Изучив литературу по данной теме, просмотрев информацию в Интернет, я узнал, что компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, можно отметить несколько факторов риска. Сюда относятся:

  • проблемы, связанные с электромагнитным излучением;
  • проблемы снижения зрения;
  • проблемы, связанные с мышцами и суставами;
  • проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств;
  • проблемы органов дыхания.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Другая проблема, которая возникает при постоянном взаимодействии с компьютером – это зависимость. В общем, термин «зависимость» определяет  пристрастие человека по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

В основе формирования сильного пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются:

- навязчивое желание проверить электронную почту,

- длительное просиживание в чатах,

- неконтролируемое желание поиска,

- чтения информации различного рода в сети.

Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические.

  1. Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.
  2. Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы (нарушение питания и др.). Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером.

К  признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

– провел хотя бы одну ночь у компьютера;

– прогулял школу – сидел за компьютером;

– приходит домой и сразу садится за компьютер;

– забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

– пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

– конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Таким образом, можно говорить о том, что современному человеку трудно прожить без компьютера и возможности выхода в сеть Интернет, и если человек, и особенно ребенок, не умеет правильно организовать свое время взаимодействия с компьютером (обучении, досуг), то это может отрицательно отразиться на его здоровье.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Чтобы выяснить является ли компьютер «другом» или «врагом» учеников нашей школы и насколько разумно они  с ним взаимодействует,  я подготовил анкету.

Анкета

1.Сколько тебе  лет?____________________

2.Есть ли у тебя компьютер?____________

3.Как часто ты используешь компьютер? (отметь нужное)

  • каждый день
  • 2-3 раза в неделю
  • по выходным

Ваш вариант_____________________________________________________

4.Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

  • 30 мин -1 час
  • 2-3 часа
  • более 3 часов

Ваш вариант______________________________________________________

5. Делаешь ли ты перерывы во время занятий за компьютером (если «да», то   через какой промежуток времени)?__________________________________

6. Какие варианты работы на компьютере ты используешь? (отметь нужное)

  • выполняю домашнее задание
  • играю
  • общаюсь с друзьями
  • занимаюсь при помощи обучающих программ и сайтов

7 Ты ешь за компьютером?________

8. Делаешь ли ты гимнастику  для глаз во время занятий у компьютера?____

9. Делаешь ли ты физ. минутку в ходе работы на компьютере?____________

10. На какие оценки ты учишься?

  • без троек
  • 2-3 тройки
  • половина  и больше - тройки

11. Занимаешься ли ты в спортивных секциях, кружках и т.д? ____________

12.Отметь то, что относится к тебе:

  • нарушение зрения
  • нарушение осанки
  • слабость
  • бессонница
  • плохой аппетит

13. Считаешь ли ты наказанием, если родители запрещают тебе играть на компьютере?_______________

14. Какие правила использования компьютера вы знаете. Перечисли.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Как часто ты делаешь влажную уборку и проветривание помещения, где установлен компьютер?__________________________________________________

На вопросы анкеты ответили 20 учеников 4 класса и 20 учеников 9 класса лицея № 76, всего 40 человек.

Анализ ответов школьников дал следующие результаты, которые отражены в таблице:

№

п/п

Вопрос

4 класс

9 класс

1

Есть ли у тебя компьютер?

100%

100%

2

Как часто ты используешь компьютер?

Каждый день

50%

100%

2-3 раза в неделю

30%

-

По выходным

10%

-

3

Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

30 мин-1 час

45%

10%

2-3 часа

25%

45%

Более 3 часов

10%

35%

4

Делаешь ли ты перерывы во время занятий за компьютером?

Да

55%

65%

Нет

45%

35%

5

Какие варианты работы на компьютере ты используешь?

Выполняю домашнее задание

40%

85%

Играю

70%

55%

Общаюсь с друзьями

40%

90%

Занимаюсь при помощи обучающих программ и сайтов

45%

50%

6

Ты ешь за компьютером?

Да

35%

80%

Нет

65%

20%

7

Делаешь ли ты гимнастику  для глаз во время занятий у компьютера?

Да

50%

15%

Нет

35%

85%

8

Делаешь ли ты физ. минутку в ходе работы на компьютере?

Да

35%

10%

Нет

65%

90%

9

Считаешь ли ты наказанием, если родители запрещают тебе играть на компьютере?

Да

35%

25%

Нет

65%

75%

10

Какие правила использования компьютера ты знаешь?

Не знают

-

70%

1-2 правила

80%

5%

3 и более правил

20%

15%

11

Как часто ты делаешь влажную уборку и проветривание помещения, где установлен компьютер?

Каждый день

25%

35%

2-3 раза в неделю

70%

40%

Через день

5%

5%

Очень редко

-

20%

12

На какие оценки ты учишься?

без троек

40%

85%

2-3 тройки

20%

15%

половина  и больше - тройки

40%

-

13

Занимаешься ли ты в спортивных секциях, кружках и т.д.?

Да

100%

80%

Нет

-

20%

14

Отметь то, что относится к тебе:

нарушение зрения

20%

45%

нарушение осанки

10%

45%

слабость

10%

20%

бессонница

10%

5%

плохой аппетит

10%

10%

Компьютер есть у каждого из опрошенных учеников, при этом все ученики 9 класса используют его каждый день, а ученики 4 класса: каждый день – 50%, 2-3 раза в неделю – 30%,  10% по выходным, и 10% очень редко.

45% учеников 4 класса проводят за компьютером в день около 30 мин-1 час, что является вполне допустимым временем, 25% превышают положенное время, то есть проводят у компьютера 2-3 часа и 10 % более 3 часов. У девятиклассников значительно больше учеников проводит слишком много времени у мониторов: 30мин - 1 час – 10%, 2-3 час - 45%, более 3 часов – 35%. Перерывы в занятиях у компьютеров делают чуть больше половины учеников как 4, так и 9 классов, при этом многие делю их реже, чем положено.

Ученики 4 класса предпочитают играть в компьютер – 70%, у старшеклассников интересы меняются: 85% делают домашнее задание, 90% общаются в социальных сетях.

80% старшеклассников позволяют себе кушать у компьютера, а  из учеников 4 класса только 35%. Так же больше учеников начальной школы делают физминутки и гимнастику для глаз. Количество учеников 9 класса соблюдающих эти правила намного меньше. Кроме того ученики 4  класса больше следят за порядком у компьютера и проветривают помещение, чем старшеклассники. Такие низкие проценты соблюдения условий правильного использования компьютера, чтобы он не приносил вреда, подтверждает и то, что 70% старшеклассников заявляют, что они не знают этих правил, чего не скажешь об учениках 4 класса, 80% знает хотя бы 2 правила и 20% могут называть более трех.

Таким образом, можно сделать вывод, что старшеклассники проводят много свободного времени у компьютера, при этом нарушая гигиенические нормы, что может привести к развитию физической и психической зависимости.  При этом у многих детей уже наблюдаются отклонения в здоровье: на нарушения зрения и осанки указали по 45% школьников, нарушение аппетита у 10%, слабость у 20%.

Важно отметить, что компьютер не мешает старшеклассникам хорошо учиться - 85% указали, что учатся без троек и 80% посещают спортивные секции, кружки, творческие студии.

Ученики 4 класса, больше следуют правилам, и, значит, компьютер меньше вредит их здоровью, но, тем не менее, у некоторых детей такие нарушения есть. По 10% детей указали на плохой аппетит, слабость, бессонницу и нарушение осанки, а у 20% плохое зрение, но нельзя забывать, что соблюдать эти правила им помогают родители.

Успеваемость у учеников начальной школы ниже, чем у старшеклассников: 40% - без троек, 20%- 1-2 тройки, 40% - 3 и более троек, но при этом, все 100% детей занимаются в кружках, ходят в музыкальную школу или посещают спортивные секции.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Если вы хотите чтобы компьютер был вашим настоящим другом и не вредил вашему здоровью, соблюдайте следующие правила:

1.Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела,  при котором: спина и шея прямая, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой (90 гр.). Для этого следует:

  • Разместить монитор прямо перед вами, причём так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше на расстоянии 45 см.
  • Стул, на котором вы сидите должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ваши ноги могут прочно стоять на полу.
  • Расположение других часто используемых вещей, по возможности, не должно приводить к долгому нахождению в какой либо искривлённой позе, и не должно приводить к наклонам в сторону, особенно для поднятия тяжёлых предметов.

2. При работе с мышкой и клавиатурой клавиши нажимать плавно и без усилий,  при наборе текста кладите запястья рук на стол или специальную подставку, что позволит расслабить вам руки. При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края.

3. Делайте лечебную гимнастику

  • Встряхните руки.
  • Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз).
  • Вращайте кулаки вокруг своей оси.
  • Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

4. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

5. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками (во-первых, увеличивает влажность, во-вторых, рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады.

6. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти.

7. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.

8. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером (на 10-15 минут через каждые полчаса).

9. Делайте гимнастику для глаз:

  • Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд
  • Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.
  • Сделайте несколько круговых движений глазами.
  • Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку), а потом в даль (на облака, далёкий дом и т.д.)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные в ходе исследования результаты говорят о том, что современный человек не может жить без современных технологий (компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.д.). Дети нашей школы тоже очень привязаны к компьютерной технике, о чем говорят результаты анкетирования. За компьютером они отдыхают, играя в игры и общаясь с друзьями, готовят уроки и обучаются при помощи специальных программ и сайтов. Однако из друга и помощника компьютер очень легко может превратиться во врага, а способствуют этому сами пользователи, которые не соблюдают правила взаимодействия с ним. Я выяснил, что у наших школьников наблюдаются нарушения здоровья, которые могли быть вызваны с несоблюдением гигиенических норм работы за компьютером и могут способствовать их дальнейшему развитию. Поэтому необходимо чтобы дети с первого класса знали правила работы за компьютером, начинали знакомиться с ними в детском саду. А учителя и, особенно, родители уделяли этой проблеме большое внимание, такое же как, например, правилам дорожного движения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев А.А. Частная неврология. – СПб.: Лань, 2002.
  2. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998.
  3. Богатова Т.,  Лапрун  И. Компьютер и здоровье – это совместимо? – М.: Олма-Пресс, 2003.
  4. Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых. – СПб.: Нева, 2003.
  5. Закиров А., Костенко А. Новые технологии и здоровье. – М.,2005.
  6. Ильицкая М. Друг мой – враг мой. – М., 2009.
  7. Как сохранить и улучшить зрение. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995.
  8. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. – М.: PerSe: ПЕР СЭ, 2002.
  9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
  10. Тимофеев О. Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача. – М., 2005.


Поделиться:

Крутильный маятник своими руками

Одна беседа. Лев Кассиль

Астрономический календарь. Март, 2019

Ворона

Фотографии кратера Королёва на Марсе