В работе ученица отражает результаты экспериментальной работы по выработке условных рефлексов у карликового кролика. В процессе работы ученица задумывается и анализирует причины успеха и неудач в этой работе, раскрывает физиологические причины реализованных результатов эксперимента. Работа написана в 2013 году.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 335.28 КБ |
Минакова Оксана, 7 класс, школа №1018
«Выработка условных рефлексов у карликового кролика»
Тезисы
У меня дома всегда были животные: попугаи, коты, собаки. Я люблю наблюдать за ними, часто смотрю телепередачи с участием как диких, так и домашних животных. Особенно привлекает меня материал о необычных способностях животных и их дрессировки, например, когда я была в цирке, то видела тигра, прыгающего через горящий обруч. Раньше я не понимала как дрессировщикам удаётся вырабатывать такие сложные реакции и, хотя и пыталась объяснить их поведение, но приходила к выводу, что знаний для этого недостаточно. В этом году я решила сама попробовать сформировать некоторые действия у своего домашнего питомца кролика Тишки. Из литературных источников узнала, что дрессировка – это процесс выработки условных рефлексов, т.е действий, которых нет с рождения и которые появляются только в течении жизни при определённых условиях. Поэтому в своей работе я решила не только выработать рефлексы у моего кролика, но и сделать попытку объяснить их возникновение с позиции физиологии – науки о процессах жизнедеятельности животных и человека.
Цель проекта: выработать у кролика условные рефлексы, пронаблюдать и проанализировать особенности их формирования.
Задачи:
-ознакомиться по литературным источникам как осуществляется дрессировка кролика;
- узнать, какие рефлексы можно выработать у своего питомца;
-разработать программу наблюдения за формированием условных рефлексов у карликового кролика;
- реализовать программу в течение 2 месяцев;
- проанализировать результаты дрессировки у кролика;
- сделать выводы по результатам исследования
С помощь своего проекта я решила научить кролика прыгать через палочку, так как именно этот рефлекс быстрее всего вырабатывается и закрепляется. Для осуществления своей цели была изучена литература. Из интернет источников найдена информация о правилах дрессировки и это помогло мне в дальнейшем. Вообще о дрессировке кроликов известно немного. Кролики могут научиться стучать лапами по барабану, прыгать через обруч, палочку или служить. Они охотно выполняют разнообразные трюки. Они служат за кусочек моркови или лист одуванчика. Когда их выпускают из клетки, что нужно делать регулярно, они радостно скачут по полу или дивану, забавно подбрасывая длинные задние лапы.
Для того, чтобы научить кролика какому-нибудь трюку, надо не кормить его по крайней мере 6-7 часов перед началом дрессировки. Крольчонка можно не кормить подряд 4-5 часов, то есть кролик должен быть достаточно голодным, но не настолько, чтобы бросаться за лакомством забыв обо всём на свете.
Сначала я горизонтально закрепила палочку , посадила кролика перед ней, а с противоположной стороны положила морковку. Зная, что не нужно поднимать палочку выше, а нужно ждать , когда кролик переступит через неё, я давала лакомство после выполнения прыжка и повторяла это до тех пор пока кролик не понял, что от него требуют. После освоения одной высоты поднимала палочку выше и добивалась прыжка кролика.
Результаты наблюдений я записывала в таблице
Дата | Время | Цель | №№ попытки | Результат |
Проанализировав свои таблицы, я составила по ним диаграммы. Как видно, на круговой диаграмме, количество удачных попыток составляет примерно 30% из числа всех попыток. На гистограмме обозначено количество успешных попыток прыжков на разной высоте.
На следующем графике изображены все 57 попыток кролика за два месяца. Синим цветом, обозначены неудачные попытки, они находятся на одной линии, а красным цветом, обозначены удачные попытки, таким образом поднимаясь все выше и выше, а значит все больше развивая у кролика условный рефлекс.
Великий ученый И.П.Павлов, вырабатывал условные рефлексы на собаке, с помощью лампочки и еды. Лампочка – это безразличный раздражитель, то есть то, что не влияет на пищевой раздражитель – еду. Ученый пытался выработать условный рефлекс у собаки с помощью лампочки. Как известно, еда вызывает слюну, за этот фактор отвечает слюнная железа. У собаки, после того, как она учуяла еду, начинают течь слюни. Это безусловный рефлекс, то есть тот, который был у нее с рождения.
Иван Петрович, добивался того, что после зажжения лампочки, у собаки должна появиться слюна. А делал он это так: включал лампочку, и уже позже ставил миску с едой. Таким образом, собака, увидев лампочку, знала, что после нее будет пища. И соответственно у нее выделялась слюна.
Теперь я попробую объяснить это с научной точки зрения. За восприятие врожденного раздражителя отвечает зрение. Собака видит лампочку, и в этот момент в зрительный нервный центр поступает сигнал. После выработки Павловым у собаки условного рефлекса, на включение лампочки, у собаки возникает связь, между зрительным и пищевыми нервными центрами, что дает сигнал в пищевой центр, который отвечает за выработку слюны, далее он проходит через слюнную железу, которая выделяет саму слюну у собаки.
Таким образом, ученый Иван Петрович Павлов, выработал условный рефлекс у собаки на безусловный раздражитель-лампочку. На основе его исследований, я решила сама, выработать у кролика условный рефлекс. Но не на лампочку, а на хлопок.
Для начала объясню, что происходит в этот момент в мозгу у кролика. Когда раздается хлопок, срабатывает слуховой нервный центр, отвечающий за звуки. После этого, между слуховым нервным центром и двигательным нервным центром, возникает связь, что заставляет их, подать сигнал в мозжечок, то есть туда, откуда отдаются команды мышцам. Далее мозжечок дает сигнал мышцам, которые в свою очередь начинают двигаться и кролик прыгает.
Я делала хлопок и дальше следила за его реакцией. После, примерно 20 дней, он запомнил что на хлопок нужно прыгать. Таким образом, я делала хлопок, ставила палочку, на противоположной стороне которой лежала либо зелень, либо кусочек моркови.
После удавшегося или не удавшегося прыжка, отдавала Тишке это лакомство. После каждого пройденного этапа, я поднимала палочку на 2 сантиметра. Из 57 попыток оказались удачными лишь 17, но считаю, что это тоже прогресс. Из этих 17, восемь раз кролик перепрыгнул палочку на высоте 3 сантиметра, шесть раз Тишка перепрыгнул палочку на высоте 5 сантиметров, и наконец три раза на высоте 7 сантиметров.
Я считаю, что работа проведена не зря. С помощью своего проекта, узнала, что происходит в мозге кролика при формировании условного рефлекса, узнала, что такое рефлекс и многое другое. Надеюсь, вы тоже заинтересуетесь, и возможно даже попробуете выработать условные рефлексы у своих домашних питомцах. На достигнутых результатах я останавливаться не собираюсь, а буду продолжать тренировки.
Бабочка
Сказка про Серого Зайку
Упрямый зяблик
Зимний лес в вашем доме
Лупленый бочок