Экологический проект, 4 класс
Вложение | Размер |
---|---|
Обложка проекта | 298 КБ |
Проект | 144.5 КБ |
Буклет к проекту | 426.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 30»
Покормите птиц зимой
Экологический проект
Выполнил:
ученик 4А класса
Белоусов Алексей
Руководитель:
воспитатель
Лукунина Тамара Алексеевна
Новокузнецк, 2016
Содержание
а) этап реализации проекта;
б) выводы.
Введение
Зима - трудный период в жизни птиц. В наших краях зимы бывают холодные и голодные. Птицам необходима помощь.
Многие из них улетают на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там светит яркое солнце, тепло, зеленеют растения, порхают насекомые, благоухают цветы.
Я задался вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Тема моей работы: «Покормите птиц зимой».
Объект исследования: зимующие птицы нашего района.
Предмет исследования: образ жизни и поведение птиц зимой.
Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Цель проекта: изучение разнообразия зимующих птиц, предпочтительных кормов для разных видов птиц; привлечение с помощью кормушек.
Задачи:
В своей работе мы использовали следующие методы исследования и приёмы:
Актуальность вопроса: происходящие в природе, в окружающей среде изменения касаются каждого человека, каждого живого существа, в том числе птиц.
На дворе зима – низкие температуры, метели, оттепели, ветры. Погода меняется каждый день. От погодных и экологических условий зависит жизнь пернатых. А экологическая обстановка в нашем городе очень сложная: предприятия города Новокузнецка каждые сутки выбрасывают в атмосферу золу, пыль, сернистый газ, коксовый и доменный газы, а автомобили отравляют воздух окисью углерода. Вот в такой обстановке живут люди и животные в нашем городе. Нас интересует, как приспособились птицы к таким условиям! На сегодняшний день этот вопрос актуален.
Зимующие птицы приспособились к окружающей среде, но им должен помочь человек, особенно в холодные дни. Для того чтобы помочь, надо знать как? Поэтому мы должны провести наблюдения, изучить экологию и биологию птиц.
Наблюдая за обстановкой в городе мы заметили, что люди неравнодушны к пернатым. Люди с интересом наблюдают за поведением птиц на транспортных остановках. Подкармливают их семенами подсолнечника и крупой. Во многих дворах на деревьях развешаны кормушки. Мы тоже смастерили кормушки, повесили их возле каждого своего дома и на территории школы.
Территория исследования: территория школы, территория возле домов.
Сроки проведения: декабрь – март.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
2. Исследовательский этап:
Этап реализации проекта:
Выводы ребят:
Из них оседлые птицы представлены следующими видами:
Кочующие птицы представлены такими видами:
При прохождении маршрута использовались методические рекомендации «Орнитологические исследования зимой в условиях населенного пункта», авторы: Неручев С.Б., Шустов С.Р., Орлов Е.В. Наблюдения проводились методом маршрутного учета птиц по методике Боголюбова А.С. Ассоциация «Экосистема», г. Москва, 2000.
На маршруте отмечались: вид птиц, расстояние, оцененное глазомерно по прямой от учётчика до птицы или ближайшей птицы из группы птиц в тот момент, когда учётчик их обнаружил впервые.
Учет на линейном маршруте показал, что среди зимующих птиц наибольшую численность имеет большая синица – 134 особи (общее количество встреч - 16); на втором месте – домовый воробей – 14 особей (количество встреч - 14); на третьем месте – сизый голубь – 93 особи (количество встреч - 19); на четвертом – серая ворона – 35 особей (количество встреч - 11); на пятом месте – черная ворона – 12 особей.
Таким образом, основная масса учащихся проявляет заботу о птицах, часть детей к птицам равнодушна.
После того как я повесил кормушку, я заметил, что птиц возле дома стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому, обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за количеством корма. При анализе наблюдений я выяснил, что синицы прилетали тогда, когда я в кормушку клал кусочки сала, мяса и семечки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв.
Изучив литературу, я составили таблицу о видах корма для птиц, которых я наблюдал на территории школы и возле дома.
ПТИЦА | КОРМУШКА | КОРМ | СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ |
голуби, воробьи | устойчивая, крепкая | любой | клюют у кормушки |
синицы | маленькая, не доступная голубям | семечки подсолнечника, тыквы, дыни; сало, сырое мясо; геркулесовые хлопья | берёт по зёрнышку, долбит на дереве зажимая лапками |
снегири | бусы из фруктов, семян | рябина, калина, просо, овсяная крупа, семена подсолнечника | клюёт очень аккуратно, не сорит |
вороны | площадки на земле | остатки пищи | ест жадно, никого не боится |
Из таблицы видно, что основной корм для птиц: семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски птицы не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб им вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят также клевать ягоды рябины.
Вывод: наблюдения дали возможность установить, что универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семечки. Вероятно потому, что они содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии.
3. Заключительный этап:
Заключение
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
Цель работы достигнута:
План дальнейшей работы:
1. Продолжить подкормку птиц до появления первой зелени.
2. Осенью начать заготавливать корм для будущей подкормки (зима 2016 -2017 г.).
3. Продолжать заботиться о птицах в следующие сезоны.
Птицы – наши друзья.
А. Я. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Список литературы:
Птичья столовая
Корм | Способ подкормки | Виды птиц |
Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни | Насыпаются на кормовой столик | Синицы, обыкновенный поползень, дятлы, зерноядные птицы |
Шишки, желуди, орехи, например, арахис | Кладутся на кормовой столик, орехи можно подвесить в виде бус | Сойка, синицы, дятлы, клесты |
Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) | Насыпается на кормовой столик | Воробьи, щеглы, зеленушки и др. зерноядные птицы; сизый голубь |
Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. | Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, втыкаются в снег | Снегирь, щегол и др. зерноядные птицы |
Гроздья ягод калины, рябины | Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, кладутся на кормовой столик | Свиристель, дрозды; снегирь и др. зерноядные птицы поедают семена |
Крошки чёрствого пшеничного хлеба | Насыпаются на кормовой столик | Синицы, воробьи, сойка, сизый голубь, поползень и многие др. птицы |
Семена клена и ясеня | Насыпаются на кормовой столик | Снегирь, свиристель |
Кусочки несолёного сала, мяса и жира | Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях | Синицы, поползень, дятлы |
Яблоки | Кусок фанеры пробивают гвоздем, на который крепится яблоко | Чёрный дрозд |
Дневник наблюдений за кормовым поведением птиц
ученика 4А класса Белоусова Алексея
Дата | Время | Кто прилетает? | Когда прилетают? | Кол-во птиц | Кормовые предпочтения |
1 декабря 5 декабря 10 декабря 20 декабря 30 декабря 5 января 10 января 15 января 19 января 20 января 21 января | 15 час 15 час 16 час 17час 17 час 11 час 12 час 15 час 16 час 16 час 14час | Воробьи Голуби Воробьи, синицы Воробьи, синицы, Ворона Синицы Синицы Воробьи, голуби Синицы Серые вороны Воробьи, синицы, голуби Синицы, снегирь Воробьи, синицы, голуби Воробьи, Синицы, снегири | Первыми Вторыми Первыми Вторыми Первыми Вторыми Последней Первыми Первыми Первыми Вторыми Первыми Вторыми Первыми Вторыми Последними Первыми Второй Первыми Вторыми Последними Первыми Вторыми | 8- 10 4-5 6- 9 5-6 7 -8 3 1 5 -7 10 6 -8 3 4 10 3 7 -9 5 4 5 1 10 -11 3-5 3 6 -7 3 2 - 3 | Хлебные крошки Крошки Семена подсолнечника Хлебные крошки, семена тыквы Семена подсолнечника Крупа, хлебные крошки Остатки еды Семена огурцов, дынь, остатки пищи Крупа, хлебные крошки, пшеница Крупа, семена клена Остатки еды, крупа, семечки Крупа, семена клена, пшеница |
Синквейн по теме: «Помоги птице зимой!»
(1 –сущ., 2 – три прилагательных; 3 – глагола; 4 – предложение с этим сущ.; 5 – другое сущ., которое подходит к первому)
1. Птицы
Беззащитные, бездомные
Защитить, накормить, напоить
Я не могу смотреть как они мучаются
Помощь
(Борисов А., 4А класс)
2. Птицы
Красивые, трудолюбивые
Летают, живут, дышат
Они нуждаются в нашей помощи
Подкормка
(Борисов Д., 4А класс)
3. Птицы
Голодные, беззащитные
Мерзнут, голодают, умирают
Птицам нужна помощь
Забота
(Цветкова М., 4А класс)
4.Зима
Холодная, суровая
Наступает, бушует, кончается
Надо помогать птицам
Голод
(Федоров А., 4А класс)
5. Зимовка
Холодная, голодная
Перезимовать, прокормиться, выжить
Главное испытание для птиц
Голод
(Терентьев С., 4А класс)
6. Зима
Красивая, вьюжная
Веет, дует, морозит
Затрудняет птицам поиск корма
Помощь
(Борзенкова К., 4А класс)
7. Птицы
Бедные, голодные
Замерзают, слабеют, голодают
Им срочно нужна помощь
Жалость
(Белоусов А., 4А класс)
Покормите птиц зимой
Все с нетерпеньем ждут зимы. Вот она и пришла – пора веселых игр и забав. Дети уже приготовили лыжи и санки. Весело ребятам зимой!
Везде много снега. В воздухе кружатся пушистые снежинки. На ветвях деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки покачиваются, и снежная пыль сверкает в воздухе. Красиво зимой!
Но не забудьте зимой и про птиц! В это время зимующим птицам голодно. Землю и кусты замело снегом. Где достать корм? На помощь птицам должны приходить дети.
Помни, надо развесить кормушки, и каждый день приносить корм! Иначе, кто будет радовать песнями весной?
Что положить в кормушку: синичке, снегирю, воробьям, клесту, зяблику, щеглам?
Тихо, тихо сидят снегири на снега
Меж стеблей прошлогодней крапивы.
Я тебе до конца описать не могу,
Как они и бедны, и красивы!
Тихо, тихо клюют на крапиве зерно, -
Без кормежки прожить не шутка!
Пусть крапивы зерно,
Хоть не сытно оно,
Да хоть что-нибудь будет в желудке…
Н. Асеев
Пословицы и поговорки о птицах
Расставь буквы по своим местам и угадай заданное слово
Что птицам зимой страшнее: холод или голод?
Где синицы вьют гнезда?
Какую пользу приносят синицы?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет их зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
А. Яшин
Наш адрес:
Г. Новокузнецк
Ул. Ленина 61
МКОУ «Специальная школа № 30»
Телефон: 37-78-04
МКОУ «Специальная школа № 30»
Экологический проект «Помоги птицам зимой»
Акция
Покормите птиц зимой
Новокузнецк, 2016
Н. Гумилёв. Жираф
Хитрый коврик
Астрономический календарь. Март, 2019
Шум и человек
За еду птицы готовы собирать мусор