Экологический проект в 4 классе
Вложение | Размер |
---|---|
Обложка проекта | 66.08 КБ |
Исследовательская работа | 170.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 30»
Экологический проект
Выполнила:
ученица 4А класса
Борзенкова Кристина
Руководитель:
воспитатель
Лукунина Тамара Алексеевна
Новокузнецк, 2016
Содержание
а) насекомые – вредители комнатных растений;
б) бактериальные болезни комнатных растений;
в) наши исследования;
г) другие народные средства;
д) химические вещества в борьбе с бактериальными заболеваниями.
а) таблица наблюдений;
б) правила безопасности при работе с химическими препаратами.
Введение
Цветы - это остатки рая на Земле.
Иоанн Кронштадский
С комнатными растениями мы встречаемся в повседневной жизни довольно часто. Наверняка у многих возникал вопрос, откуда же прибыли эти растения, где их родина? Для чего мы выращиваем эти интересные растения, цветущие, когда за окном сорокаградусный мороз? Данная тема заинтересовала нас, потому что в коридорах и кабинетах нашей школы очень много различных растений. А еще, мы часто сталкиваемся с тем, что комнатные растения имеют плохой вид, а то и совсем погибают, несмотря на то, что за ними правильно ухаживают. И нам стало очень интересно, почему же так происходит, с чем же это связано?
Значение комнатных растений
Растения, окружающие человека на протяжении большей части суток, обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и благоприятно воздействовать на нервную систему, улучшать настроение и укреплять здоровье.
Растения повышают влажность воздуха в помещениях, что особенно важно зимой; они защищают от пыли и вредных частиц, обогащают воздух кислородом. Некоторые вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества, которые положительно воздействуют на здоровье человека. Чемпионом среди цветов является хлорофитум. Нескольких таких растений достаточно для поглощения вредных веществ, выделяемых из синтетических материалов в квартире средней величины. Хлорофитум обладает и значительными бактерицидными свойствами. Специалисты выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Такими же свойствами обладают фикус и пестролистная диффенбахия. Они очищают воздух жилых комнат от токсинов, поэтому их место в жилых помещениях, окна которых выходят на шумную дорогу или фабрику.
Красивые цветы и свежая, яркая зелень комнатных растений всегда наполняют душу радостью, спокойствием и просто хорошим настроением. Нужно только немного любви и заботы, никогда не забывать про своих зелёных друзей, которые скромно ждут нас. Нам стало интересно, как же сохранить такую красоту и помочь растениям, если появилось какое-то заболевание или вредитель. А также, какие профилактические действия нужно провести, чтобы растения радовали нас.
Цель работы: выяснение болезней и вредителей комнатных растений, способов борьбы с ними, обогащение словарного запаса; расширение и упорядочение знаний о комнатных растениях, знакомство с особенностями содержания комнатных растений.
Для успешного решения поставленной цели мы решали следующие задачи:
1 шаг – узнаём, какие растения имеются в нашей школе; выясняем, в каком состоянии находятся растения, составляем список вредителей комнатных растений;
2 шаг – узнаём, какие меры необходимо предпринять, чтобы помочь комнатным растениям;
3 шаг – выясняем, какие препараты существуют для борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений;
4 шаг – делаем выводы;
5 шаг – оформляем работу;
6 шаг - делаем презентацию своей исследовательской работы.
Актуальность данной работы в том, что ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как «зеленые друзья» - комнатные растения. В нашей школе очень много разных комнатных растений, требующих правильного ухода и внимания. Мы имеем недостаточно знаний, чтобы правильно ухаживать за комнатными растениями, а тем более лечить комнатные растения. В суровом климате Сибири, когда зима длится 4 – 5 месяцев, весна часто неприветлива, а осень надоедает слякотью, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает своё жилище и места, где он работает, учится. Человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой.
За окнами зима, погода непостоянная: то потепление, то резкое похолодание. А у нас постоянно тепло, влажно, растут красивые растения, но на растениях появились какие – то странные жучки и растения стали болеть, перестали расти, опадают листья. И мы решили разобраться - кто такие вредители, как находить их на растении и как с ними надо бороться.
Обозначив тему, мы задумались над вопросами:
Длительность исследовательской работы – 4 месяца.
Объект исследования: комнатные растения, препараты для лечения комнатных растений.
Предмет исследования: комнатные растения.
Методы исследования: анализ и обработка собранных материалов (информации, фотографий), наблюдение, сравнение, анкетирование, обобщение.
По структуре исследовательская работа включает введение, подготовительную, основную (исследовательскую) и заключительную части.
Реализуя проект мы:
В основу проекта положена гипотеза: если обеспечить правильный уход за комнатными растениями, то растениям не будут страшны никакие болезни и вредители.
Этапы исследования
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями (анкетирование), подбор литературы.
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, проведение наблюдений за комнатными растениями, имеющими разное происхождение;
3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, презентация.
Для начала мы составили и провели анкету, которая содержала 7 вопросов. Объектом исследования являлись учащиеся 4А, 4Б классов, родители. Всего в анкетировании приняли участие 25 человек.
Вопросы анкеты:
1. Имеется ли у вас дома литература о комнатных растениях?
а) да; б) нет
2. Заботишься ли ты о комнатных растениях?
а) нет; б) часто ухаживаю; в) иногда ухаживаю
3. Знаешь ли ты, что комнатные растения могут болеть?
а) да; б) нет
4. Наблюдал ли ты когда – нибудь больное растение?
а) наблюдал; б) нет
5. Какие насекомые могут вредить комнатным растениям?
6. Твои действия по отношению к больному растению?
а) избавлюсь от вредителя; б) избавлюсь от растения
7. Какими способами избавитесь от вредителей?
Анализируя анкеты, мы выяснили, что только у двух человек имеется дома литература о комнатных растениях.
На второй вопрос - регулярно ухаживают за комнатными растениями – 4чел., иногда ухаживают – 14 чел., совсем не ухаживают- 7 чел.;
О том, что комнатные растения могут болеть знают только 8 человек. Не назвали анкетируемые и способы борьбы с вредителями.
На четвертый вопрос - дети наблюдали поникшие растения, но не знали причину этого явления, а родители назвали знакомые им заболевания растений.
На пятый вопрос ответы показали, что насекомых-вредителей не знают. Не назвали анкетируемые и способы борьбы с вредителями.
Отвечая на седьмой вопрос, большинство назвали следующие способы: помыть мылом – 18 человек, побрызгать химическим препаратом – 7 человек.
Учитывая полученные данные, мы решили расширить знания о болезнях и вредителях комнатных растениях и распространить их среди учеников нашей школы. Поэтому начали с изучения описания вредителей и фото по Интернету.
Вредители растений очень мелкие, умеют хорошо прятаться на обратной стороне листа, поэтому увидеть их помогут лупы. Лупа простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы можем увеличить изображение предмета в 2 - 25 раз. Лупу берем за рукоятку и приближаем к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится более четким.
На этом этапе мы осуществили осмотр всех растений школьного зеленого уголка, особенно нижнюю сторону листьев. Отобрали ослабленные растения, провели наблюдения. Выяснили, что вредители находятся на молодых листьях. Находили вредителя, пользуясь литературой, подбирали фото и описание заболевших растений, ставили соответствующую этикетку. Некоторых вредителей можно разглядеть и невооруженным глазом.
Выяснили, кто такие вредители? По характеру повреждения они различаются на грызущих и сосущих насекомых. Первые - объедают те или иные органы растений. Это гусеницы, блошки. Вторые - прокалывают ткани растений и высасывают сок. Если вас кусал комарик, то вы знаете, как это больно и неприятно, точно так же неприятно растениям. Вот таких сосущих вредителей мы обнаружили на наших комнатных растениях. Комнатные растения чаще всего поражают тли, щитовки, паутинный клещ, белокрылки.
Тля (черная и зеленая). Зеленая тля чаще всего поражает комнатные растения. Она размножается и растёт чрезвычайно быстро, по мере роста часто меняет старую шкурку. Тля высасывает сок растения, отчего деформируются листья, стебли цветки. Сладкие выделения тли образуют на листьях липкие пятна, на которых может вырасти сажистый гриб. Тля также переносит болезни и вирусы с одного растения на другое. Она нападает на большинство растений, за исключением растений с кожистыми листьями. Небольшую колонию тли можно уничтожить, многократно опрыскивая водой. Повреждает гибискус, колеус, плющ, амариллис, хризантему.
Паутинный клещ. Эти вредители поселяются на нижней стороне листьев. Разглядеть их очень трудно, но можно обнаружить по тонким паутинкам между листьями и в их пазухах. Паутинный клещ высасывает клеточный сок, отчего поверхность листьев покрывается некрасивыми пятнами. В случае сильного поражения рост растения замедляется, его листья опадают, этот вредитель размножается, как правило, в сухой теплой атмосфере. Но если поддерживать влажную атмосферу, которую как раз предпочитают многие комнатные растения, чаще опрыскивать нижнюю сторону листьев из пульверизатора, то можно предотвратить появление клеща, а если он всё же завелся, чаще опрыскивайте растения. Паутинный клещ повреждает такие растения как бальзамин, кордилину, диффенбахию, антуриум.
Щитовка. Коричневые или желтоватые насекомые, обычно поражающие нижнюю сторону листа вдоль средней и выступающей боковых жилок. Они высасывают сок растения, выделяя липкое вещество. Полностью избавиться от них трудно. Обычно первый признак появления этого вредителя – липкие пятна на листьях и стебле. Взрослые самки щитовки неподвижны; они откладывают яйца под своим твердым щитком. Вылупившая молодь, очень активна – она расползается по всему растению в поисках места для прикрепления и питания. Поражает такие растения как фикус, аспидистру, лимон, олеандр.
Белокрылка. Мелкое насекомое, напоминающее мотылька. Вред растениям приносят и личинки и взрослые насекомые. Они обычно поселяются на нижней стороне листьев и высасывают сок, выделяя липкую медвяную росу, на которой может завестись сажистый гриб. Из-за белокрылок на листьях и цветах также образуются крошечные ямки. Эти вредители способны передвигаться только на небольшие расстояния. Яички они откладывают ни нижней стороне листьев. Повреждают растения: папоротник, фуксию, пеларгонию, глоксинию.
Грибные комарики и мошки. Довольно часто вокруг горшков с цветами появляются маленькие летающие мошки. Их называют ещё комариками или грибными комариками. Сами летающие насекомые безвредны, но мелкие личинки, живущие в глубине горшка, могут повредить корни вашего растения, поэтому бороться с ними надо.
Болезни. Нормальное развитие комнатных растений возможно лишь при обеспечении их хорошими условиями (свет, тепло, питание, вода). У каждого вида свои требования, при чём неодинаковые на разных этапах жизни растений. Увядание, пятна, обесцвечивание, пожелтение не всегда вызваны вредителями. Наиболее частые причины болезней вызваны неправильным уходом за растениями: неравномерный и нерегулярный полив, недостаток света и тепла, избыток или недостаток питательных веществ, слишком сухой воздух и др.
Гораздо более опасными, чем вредители, которых всегда можно уничтожить, являются болезни, вызванные микроскопическими паразитарными грибами (микозы), бактериями (бактериальные заболевания). Они поражают наиболее ослабленные растения.
Пятна на листьях - наиболее частая проблема, но она не всегда вызывается болезнью. Например, может произойти ожог листа, когда влажные листья освещаются ярким солнечным светом, в этом случае обесцвечивается хлорофилл (который окрашивает листья в зеленый цвет) и отмирает основная ткань листа. Но есть и заболевание - пятнистость листьев, вызываемая либо грибком, либо бактериями, а признаки такие: коричневые пятна, темные или пожелтевшие края листьев.
Упрощенные подсказки для того, чтобы опознать причину поражения растения:
Бактериальные болезни вызывают пятна, сухие кончики и увядание листьев. Признаки грибковых болезней - плесневые налёты, ржавчина, мучнистая роса, гниль, некроз, пятна и увядание листьев. Признаки вирусных заболеваний - образование мозаик, деформация (изменение формы) и прекращение роста.
Почвенные болезнетворные организмы обычно поражают угнетенные растения. Они воздействуют на растения на уровне почвы или в самой почве; развитие болезни обычно незаметно протекает в почве, прежде чем признаки болезни будут замечены на надземных частях растения. Почвенные болезни обычно развиваются, когда почва содержится чересчур влажной. Слабое освещение и чрезмерный полив создают благоприятную среду для распространения почвенных болезней.
Наши исследования (опыты).
С заболевшим растением провели опыт.
Исследуемое растение – бальзамин (фото заболевшего растения).
Обнаружили, при помощи лупы, паутинного клеща. Это микроскопическое насекомое, видно только через увеличительное стекло. Клеща обнаружили по тонким паутинкам между листьями. Чем он вреден? Он высасывает клеточный сок, отчего поверхность листьев покрывается некрасивыми пятнами. У растения замедляется рост, листья опадают. Чтобы помочь растению, мы воспользовались народным советом, стали часто опрыскивать его из пульверизатора водой комнатной температуры. Через 10 дней мы увидели, что растению стало лучше – листья позеленели и не стали опадать. Паутинный клещ не любит влагу. В целях профилактики паутинного клеща необходимо для бальзамина - поддерживать влажную среду (чаще опрыскивать нижнюю сторону листьев).
Другие народные средства
В условиях школы мы не можем применять ядохимикаты, но можно использовать следующие средства борьбы - лук, чеснок, мыло хозяйственное. Против тлей применяют табачный настой. Для этого табачную или махорочную пыль заливают водой в отношении 1:10, настаивают сутки и фильтруют. Перед употреблением разбавляют в отношении 1:3, добавляют мыло (40 гр. на 10 л) и опрыскивают зараженные растения. Против тлей также используют настой лука или чеснока (150 – 100 г на 10 л воды настаивать 2 – 3 часа). Обработку проводят через 8 - 10 суток. Против тлей можно испытать настой из лимонных и апельсиновых корок. На кактусах против тлей применяют этиловый спирт: мягкой кисточкой или ваткой им обильно смазывают зараженные стебли. Как только спирт испарится (через 3-5 мин) растение нужно сразу промыть теплой водой, чтобы не возникли ожоги. Против щитовки используют кашицу из мелконарезанного и размягченного лука или чеснока (1 чайная ложка на 1 - 2 столовые ложки воды). Этой кашицей или этим соком протереть растение, через сутки опрыснуть водой. Повторить 3 - 4 раза через 7 - 10 суток. Против паутинного клеща применяют опрыскивание настоем лука, чеснока. Для приготовления такого настоя чайную ложку натертого чеснока или 0,5 ложки мелконарезанного чеснока настаивают в закрытом стакане с водой в течение суток, затем фильтруют.
Химические вещества в борьбе с бактериальными заболеваниями
В ходе работы над проектом мы посетили специализированный магазин, где продаются различные химические препараты для борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений. Приобрели самый безопасный препарат – фитоспорин – М. Изучили его свойства. Фитоспорин эффективен против многих грибковых и бактериальных заболеваний, в том числе против увядания, черной ножки, фитофтороза, плесневения семян, корневых гнилей, гнилей всходов, мучнистой росы, бурой ржавчины и многих других. Это порошок серого цвета. Безопасен для человека. В нем имеются полезные микроорганизмы, которые подавляют грибковые бактериальные заболевания.
Провели испытание этого препарата на заболевших комнатных растениях – гибискус, спатифиллум, хлорофитум, циссус. Приготовили раствор - 40 г на 1 л воды, затем при работе с растениями добавляли в воду: при опрыскивании 10 капель фитоспорина на 1л воды, при поливе под корень больного растения 15 капель на 1 л воды на 10 растений. Провели две обработки растений с интервалом в 10 дней.
Наши наблюдения записали в таблицу:
Растение | Признаки заболевания | Оказание помощи | Результат |
Гибискус | Изменение формы листьев (деформация) | Препарат фитоспорин-М | Листья стали яркими, блестящими |
Спатифиллум | Потемнение кончиков листьев (коричневые) | Препарат фитоспорин-М | Появились листья с яркой окраской |
Хлорофитум пучковатый | Желтый кончик листьев | Препарат фитоспорин-М | Желтизна стала исчезать |
Циссус | Увядание и засыхание листьев | Препарат фитоспорин-М | Сухих листьев стало меньше |
Сделали вывод: мы убедились, что фитоспорин помог, растения стали выглядеть лучше (исчезла пятнистость на листьях, появился блеск и новые побеги). Так как мы работали с химическим препаратом, поэтому разработали правила безопасного поведения при работе с химическими препаратами.
Правила безопасности при работе с химическими препаратами.
Заключение
В ходе работы над проектом мы узнали много нового о комнатных растениях. Расширили знания по предмету «Окружающий мир». Выяснили, что комнатные растения могут болеть. Изучили причины болезней. Провели обследование растений зеленого сада нашей школы. Работали по определенному плану и старались найти ответы на вопросы, которые нас интересовали. Подбирали научно – популярную литературу, материалы из Интернет-сети, проводили анкетирование и наблюдения за комнатным растениям. Изучили часто встречающихся вредителей комнатных растений и методы борьбы с ними. Изучили и применили для борьбы с болезнями растений самый безопасный химический препарат - фитоспорин.
При проведении наблюдения мы пришли к выводу: если будешь знать и соблюдать особенности ухода за комнатными растениями, то растения будут радовать вас своей красивой зеленью и цветами. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Своей исследовательской работой я ответила на вопрос: кто такие вредители комнатных растений?
Результатом нашей исследовательской работы явилось:
Мы, думаем, что этот материал можно будет использовать всем юным цветоводам нашей школы, а также учителям и воспитателям на классных часах и внеклассных мероприятиях. Своими открытиями я поделилась на одном из уроков окружающего мира с одноклассниками.
Теперь я готова поделиться своими знаниями со всеми желающими. Мою работу можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
Мы хотим продолжить работу с комнатными растениями по вопросам: подкормка и пересадка комнатных растений.
«Мы – капельки лета у вас на окошке.
Вы нас берегите, о нас вы заботьтесь.
А мы вас порадуем даже зимою:
Кто – буйным цветеньем,
кто – яркой листвою».
Cписок литературы
1. Афонькин, С.Ю. Самые удивительные растения.- СПб.: БКК, 2007.
2. Быховец, С.Л. Энциклопедия комнатных растений. — М.: Харвест, 2000.
3. Неер, Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб.: СЗКЭО, 2007.
4. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение, 2008год
5. Ежемесячный журнал « Мир растений» 2004 год
6. Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2004 год.
7. http://greendom.net/articles/161-top.html
Памятка по уходу за комнатными растениями
Привередница
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Мост Леонардо
Снегири и коты
Нас с братом в деревню отправили к деду...