• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Числа в загадках. (исследовательский проект).

Опубликовано Довбня Светлана Александровна вкл 01.10.2016 - 10:58
Довбня Светлана  Александровна
Автор: 
Талюкина Екатерина

Ещё до школы я научилась читать и это занятие, оказалось  настолько интересным, что я увлеклась чтение книг.  Общение со словом помогало мне читать всё лучше и лучше, выбирая для чтения не только художественные тексты.  Однажды  ко мне в руки попал сборник загадок. Разгадывая их, я заметила, что во многих загадках использованы числа. Мне стало интересно узнать, а какие же числа чаще всего используются в русских народных загадках и что они  обозначают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект " Числа в загадках".148.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Числа в загадках.

(исследовательский проект)

Выполнила: ученица 1А класса

Талюкина Екатерина

Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна,

учитель начальных классов.  

2015 год.

Содержание

Введение…………………………………………………….…..3

I.Литературный обзор по теме………………………………………………………………4-5

   1.1. общее понятие о загадках…………………..………………………………………4

1.2. классификация загадок………………………………….….4

1.3.Из истории числа……………………………………………5

II. Практическая часть………………………………………………………………..6

2.1.  числа  в загадках……………………………….…………….6

2.2.выводы…………………………………………………………6

III. Выводы и рекомендации  ….……………………………………………………………..……...7

IV.Используемая  литература …………………………………………………………………….….8

V. Приложение………………………………………………………9-18

Введение.

Актуальность:

Ещё до школы я научилась читать и это занятие, оказалось  настолько интересным, что я увлеклась чтение книг.  Общение со словом помогало мне читать всё лучше и лучше, выбирая для чтения не только художественные тексты.  Однажды  ко мне в руки попал сборник загадок. Разгадывая их, я заметила, что во многих загадках использованы числа. Мне стало интересно узнать, а какие же числа чаще всего используются в русских народных загадках и что они  обозначают.

Гипотеза:

Предположим, что чаще всех встречается в загадках число 2.

Цель:

Изучить значение  чисел в загадках.

Задачи:

1.Выявить  закономерность чисел в загадках.

2. Найти значение чисел в загадках русского народа.

Методы исследования:

1.Теоретический (сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)

2.Практический (наблюдение, статистический учёт).

Предмет исследования:

Анализ русских народных загадок  на предмет наличия чисел в них и выявление их значения.

Объект исследования:

Загадки.

Практическая значимость:

результаты исследования  позволят расширить кругозор учащихся о значимости чисел, чаще всего встречающихся в загадках  русского народа  и их закономерность.

Личный вклад автора:

Мы проводили  наблюдения, сравнения. Нами  проведена обработка и обобщение полученных данных.

I. Литературный обзор

1.1.Загадка – один из самых древних жанров устной поэзии. На сегодняшний день собрано большое количество самых разнообразных загадок. Почти все дети любят отгадывать и загадывать загадки. Они придуманы не только ради забавы. В загадках немало ценных сведений об окружающем мире. Загадка – это краткое описание предмета или явления. Особое значение загадка имеет для развития мышления. Заставляет наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадка – это  тренажер для ума. Она приучает к размышлениям и доказательствам. Учит логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления.

В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.Любой праздник будет намного интересней и веселей, если в него включить такой занимательный пункт как разгадывание загадок.Загадка в сознании многих поколений связана с понятиями «мудрость», «знание », «речь» и «испытание ».Они стали важным звеном в развитии искусства слова.

1.2.Класификация загадок.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки с перечислением  признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить полный  образ предмета;

- загадки, основанные на сравнении предметов или явлений.

Загадками третьего уровня сложности являются загадки со скрытым сравнением. Отгадывая эти загадки, дети учатся сравнивать и находить скрытый смысл слов на первый взгляд далеких друг от друга.

 В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

1.3.Из истории числа. Без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся в пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть числа произошли очень давно, их значимость  в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Нумерология даты позволяет выявить скрытые возможности, указать наилучшую для развития личности дорогу. Эта наука меня заинтересовала, я хочу узнать о ней  больше.

Я узнала, что числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. У древних людей учителем была сама жизнь. Для счета древние люди использовали пальцы на руках и ногах.  

Затем для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки. Делали зарубки на палочках, деревьях, камнях, завязывали узелки на веревочках. Для счета животных использовали камешки, складывали их в мешок. Сколько животных, столько и камешков.

Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы.

II. Практическая  часть .

Русские загадки

Обобщив общедоступную информацию по числам,  мы решили соединить воедино их большую часть. 
Представленные в человеческой речи числа возникли не случайно. Их возникновение связано с существованием и деятельностью человека. Процесс счета окружающих предметов с течением времени приобретал характер естественности, так как без чисел  человечество не могло существовать.

Но давайте все-таки начнем рассматривать числа в загадках.

Для того,чтобы намвыяснить какое число чаще всего встречается в загадках, мы взяли 100 загадок, в которых встречаются  числа от 1 до 10. (Приложение 1)

 Затем мы выяснили, что же они обозначают.

Тайна чисел заключается в том, что каждой цифре соответствует определенный набор характеристик, конкретных свойств и образов. Проведя нумерологическое преобразование даты рождения или имени к числу или группе чисел, мы можем определить природные дарования, особенности характера, сильные и слабые стороны человека.

Еще со времен Пифагора, простым цифрам присваивались определенные свойства и характеристики.

Как мы уже упоминали ранее, каждая цифра в нумерологии имеет строго определенное значение. Рассмотрим подробнее каждое из них. (Приложение 2)

III. Выводы.

Чаще всего, исходя из наших наблюдений, в загадках используется число 2.

(Приложение 3)

Именно оно  любит факты и благодаря этому умеет быстро разрешать даже самые запутанные споры. А тактичность, дипломатичность и умение убеждать, заставляют других людей полностью ей довериться.  Число 2 искренне и скромно, чувствительно и миролюбиво. Умеет сотрудничать и всегда очень искренне.

Число 2 наделено такими свойствами, которые гораздо менее присущи остальным числам. Двойка является носительницей света и, конечно же, не станет идти во тьме на ощупь. Цифра 2 обладает внутренним светом, а ее сила в ее миролюбии. Только число два обладает истинным пониманием связи между Богом и людьми.

Число два получает заслуженную награду от жизни благодаря своему врожденному миролюбию. Число 2 способно объединить множество людей ради единой цели, а путь к ее успеху лежит не через силу и господство. Ее методы никогда не вызывают разногласий. Число 2 не является выдающимся руководителем, но обладает тактом и духовной интуицией, что позволяет ей убеждать остальных совершить что-то, что не под силу одному человеку. Все свои таланты она склонна посвятить большинству людей, а не горстке избранных.

http://kod-imeni.ru/kod-imeni-numerologiya/chislo-2-znachenie.html

Вывод: во все времена тактичность, скромность, миролюбие были и есть в почёте. Именно поэтому двойка так часто употребляется в загадках.

Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Быкова В.В. Хрестоматия по литературе для начальной школы., филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996г.

  2. Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993

  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

  4. Генере А., Стил У.Ф. Энциклопедия для любознательных Отчего и почему, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», г. Тверь, 2011. - 256 с.

  5. Интернет-ресурсы:

  6. http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479

  7. http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm

V. Приложения.

Приложение 1

Единица, один, первый

1. Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб).

2. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).

3. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

4. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

5. Много рук,  нога -  одна (дерево).

6.Стоят в один ряд острые пальчики – цап - царапки: подбирай охапки! (грабли).

7.На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

8.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).

9.В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).

Двойка, два, второй

1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).

2. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).

3. Два домика - теплушки подарены Танюшке (варежки).

4. Шея длинная такая, хвост крючком…

    И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).

5. Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой,   возвращаюсь я домой (двойка).

6.  Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).

7. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами   открываются  (глаза).

8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их,  детвора. (глаза).

9. Между двух светил, посередине – один (нос).

10. Не мотылек,  не птичка, а держит две косички (бант).

11. Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки).

12. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки … И вот он шарф для Петеньки (спицы).

13. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка только раз, та, что выше – каждый час! (стрелки часов).

14. Бежит-гудит, в два глаза глядит, а станет – ярко-красный глазок глянет! (автомобиль).

15. Это конь не ест овса. Вместо  ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед).

16. У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).

17. Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки).

18. Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).

19. Две новые кленовые подошвы двухметровые: на них поставил две ноги – и по большим снегам беги (лыжи).

20. Два братца через мать, друг на друга глядят (берега).

21. Два соболя лежат хвостами друг к другу (брови).

22. Две глядят, да двое слушают (глаза и уши).

23.Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит; другого все слышат, да не видят (молния и гроза).

24. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

25. Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).

26. Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).

27. Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед).

28. Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное Р содержит он и называется … (перрон).

29. На большие расстояния мчится он без опоздания. Пишется в конце два С, называется … (экспресс).

30. Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей).

31. В конце два Л пиши. А как зовут меня реши: без мастера граненным стал блестящий правильный … (кристалл).

32. Две сестры: одна светлая, другая темная (день и ночь).

Тройка, три, третий

  1. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги,  а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

  2. Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).

  3. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).

  4. Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка).

  5. Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались – вышли, на третьем повисли (ведра и коромысло).

  6. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

  7. Трое одним лугом пашут (пальцы пишут).

  8. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди  ими сверху смотрит на меня (светофор).

  9. Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Четверка, четыре, четвертый

  1. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

  2. Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз (стулья).

  3. Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

  4. На 4 ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (стул).

  5. На 4 ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

  6. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

  7. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).

  8. Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (мельница).

  9. Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).

  10. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

  11. Живет между камнями голова с четырьмя ногами (черепаха).

  12. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

  13. В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).

  14. Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга).

  15. Четыре ноги, да не зверь. Есть перья, да не птица (кровать с подушкой).

  16. Два брюшка, четыре рожка (подушка).

  17. Четыре уха, а перьев не сосчитать (подушка).

Пятерка, пять, пятый

  1. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).

  2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).

  3. У пяти братьев одна работа (пальцы).

  4. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

  5. Как только отправляется она зимой гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый – ровно пять! (перчатки).

  6. 5 пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

  7. 5 мешочков шерстяных – греются братишки в них (перчатки).

  8. На пяти проводах отдыхает стая птах (ноты)

  9. Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (пальцы в варежке).

  10. Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты).

Шестерка, шесть, шестой

  1. Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).

  2. Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).

  3. На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).

  4. 6  ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

Семерка, семь, седьмой

  1. Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

  2. Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).

  3. Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).

  4. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар!    Еды в них на семь суток! (верблюд)

  5. Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (6)

  6. Приказало солнце: « Стой, семицветный мост дугой!» (радуга)

  7. Нас отара, 7 баранов, защищаем от буранов (шуба).

  8. Один семерых полонил (паук).

Восьмерка, восемь, восьмой

  1. Дом чудесный – бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам (трамвай).

  2. Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы дружочков (8).

  3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я - ….(осьминог).

  4. 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).

Девятка, девять, девятый

  1. Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

  2. Вот так циферка, взгляни,
    У нее и фокус есть -
    Ты её переверни,
    И получишь цифру шесть!(9)

Десятка, десять, десятый

1. Твои помощники – взгляни - десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они работы не боятся (пальцы).

2. Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

3. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но  братья эти сосчитают все на свете (цифры).

4. Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).

5. На десятки верст  - разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).

Приложение 2

Нумерология цифр от 1 до 10:

Значение числа 0
Символизирует небытие, отсутствие существующих объектов.

Значение числа 1
Власть, сила, мужественность, храбрость, жизнестойкость, лидерство. 

Значение числа 2
Утонченность, изысканность, женственность, мягкость, сотрудничество. 

Значение числа 3
Творчество, воображение, детство, поведение, свойственное «звезде». 

Значение числа 4
Устойчивость, последовательность, труд, терпение, организованность. 

Значение числа 5
Подвижность, изменения, путешествия, любопытство, удовольствия, сенсация.  Пифагор считал пятерку самым счастливым из всех известных чисел. С ним связывают пять чувств, присущих человеку (зрение, слух, обоняние, осязание и равновесие), пять заветов Будды, пять главных праздников православия и т. д.

Значение числа 6
Гармония, дипломатия, семья, романтизм. Число творения, так как Бог создал мир всего за 6 дней.

Значение числа 7
Исследования, философия, знание, интроспекция, духовность.Символическое священное число у всех народов. Встречается практически во всех сказаниях и обрядах: 7 страстей, 7 смертных грехов, 7 ангелов, седьмое небо.

Значение числа 8
Материя, экономия, функциональность.

Значение числа 9
Общение, размах, универсальность, разнообразие.

Значение числа 10.

Основа десятичной системы счета, считается символом гармонии (десять заповедей, оброк в количестве десятины от урожая в древней Руси и т. д.)

 Приложение 3

Число

Количество загадок

1

9

2

32

3

9

4

17

5

10

6

4

7

8

8

4

9

2

10

5


Поделиться:

Никто меня не любит

Три коробки с орехами

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью

Финист - Ясный сокол

О путнике