Исследовательская работа
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 444.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ёдвинская средняя общеобразовательная школа»
Влияние домашнего задания на успешность в обучении
Автор: ученики 7 класса
Бозова Екатерина
Велиханов Салман
Воробьева Ксения
Калугин Александр
Морозова Анна
Шахбанкадиев Магомед
Руководитель: Петровнина Елена Николаевна.
пст. Ёдва, 2014г.
Содержание
стр.
1 Введение 3
2 Теоретическая часть 4
3 Практическая часть 8
4 Заключение 13
5 Используемая литература 15
Введение
Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Цель работы: выяснение полезности домашнего задания для успеваемости.
Задача: найти составляющие хорошей успеваемости.
Гипотеза: качественное выполнение домашнего задания влияет на успеваемость ученика.
Методы исследования: анкетирование.
Объект исследования: учащиеся школы, их родителя.
Практическая значимость: помочь учителям и родителям понять причину низкого качества знаний учащихся
Актуальность: программы обучения всё интереснее, опыт учителей всё больше, а успеваемость всё ниже. «В чем дело?!»
Теоретическая часть.
Немного о домашнем задании.
Как и стрижка газона или вынос мусора, домашняя работа является делом житейским, малоприятным. Семья играет важную роль в воспитании и обучении детей. То, что делает семья – более важно для успеха учащегося, чем-то, является ли эта семья богатой или бедной, окончили ли родители среднюю школу или нет, или учатся ли дети в начальных, средних или старших классах. Каждая школа будет содействовать установлению партнерских отношений, что увеличит вовлечение и участие родителей в продвижении социального, эмоционального и академического роста детей.
Но ценность домашней работы простирается за рамки школы. Мы знаем, что хорошие задания, выполненные успешно, могут помочь детям развить полезные привычки и отношение. Домашняя работа может помочь родителям узнать об обучении их детей и наладить отношение, как со своими детьми, так и со школой. А также она может пробудить в ребенке стремление к познанию нового, которое будет сопровождать его всю жизнь.
Она может научить детей работать самостоятельно; стимулирует самодисциплину и ответственность (задания предоставляют детям первый шанс управлять своим временем и соблюдать сроки); и пробуждают стремление к знаниям.
Домашняя работа может также сблизить родителей и работников образования. Родители, которые контролируют выполнение домашней работы и помогают детям работать над заданиями, узнают больше об учебе своих детей и о школе.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать - тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.
Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Об объёме и времени выполнения домашнего задания
СанПиН 2.4.2.2821-10 (для общеобразовательных учреждений) (п.2.9.4.) и Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).
В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч., во 2 – до 1,5ч., в 3-4 – до 2 ч..
Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5-6 – до 2,5ч., в 7-8 – до 3 ч., в 9-11 – до 4 ч.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.
Перегрузку учащихся могут вызывать:
- чрезмерно большое домашнее задание;
- чрезмерно трудное домашнее задание;
- несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;
- неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.
Практическая часть.
Результат анкетирования
1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашнего задания по сравнению с предыдущими годами?
Да нет затруднились ответить
Синий цвет - начальное звено
Красный цвет - среднее звено
Зеленый цвет - старшее звено
2.Сколько времени в день уходит на подготовку домашних заданий?
Родители Дети
3 часа 3 - 4 часа 2 часа 1 час
3.Какие предметы требуют больших затрат времени?
4.Всегда ли ваш ребёнок понимает, что он должен сделать, выполняя домашние задание?
да нет не всегда да нет не всегда
5.Контролируется ли вы выполнение домашнего задания?
да нет иногда да нет
6. Происходит ли контроль выполнения домашнего задания? Каким образом?
Да нет иногда
7.По каким предметам требуется помощь при выполнении домашнего задания? Помогают ли родители?
Да нет иногда
ни по каким, математика, естествознание, физика, коми язык, английский язык, окружающий мир, обучение грамоте, русский язык, изо
8.Имеются ли у вашего ребёнка определённый режим дня?
да нет
9.Всегда ли объективно выставлена оценка за домашнюю работу?
да нет да нет
10.Всегда ли, по мнению вашего ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
да нет не знаю
11. Как поступит учитель, когда ты ему объяснишь, что не выполнил домашнее задание, по причине его непонимания?
Объяснит поставит 2
12.Какой предмет делают первоначально?
13.Используются ли дополнительные материалы (интернет, книги) при выполнении домашнего задания?
Нет да, интернет нет да, интернетом
14.Используется ли решебник, готовые домашние задания(ГДЗ)?
Да нет иногда да нет иногда
15.Занимаются ли посторонними делами во время выполнения домашнего задания?
да нет иногда да нет иногда
16.Всегда ли ваш ребёнок знает, что ему задано по тому или иному предмету?
да нет
17.Всегда ли ты успеваешь записать домашнее задание?
да нет
18.Чем объясняет ваш ребёнок, что задание в дневнике не записано?
забыл ничего не задано всегда записано
19. Всегда ли ты успеваешь записать домашнее задание?
да нет
20. Обсуждаете ли вы на уроке домашнее задание?
Да нет не всегда
21. С каким настроение ты выполняешь домашнее задание?
хорошее нормальное плохое
22. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь перед уроком?
да нет
23.Считаете ли вы своего ребёнка способным?
Да обычный на половину
24. Как вы думаете, нужно ли задавать домашние задания?
Да нет да нет
25. Как вы считаете, объём домашнего задания недостаточен, достаточен или превышает норму?
достаточен не достаточен превышает норму
26. Устаете ли вы при и после выполнения домашнего задания?
Да нет
27. Остается ли время на занятия другими делами?
да нет
28. Ваши предложения. Ответы родителей:
•Объяснять д/з подробнее - 1 человек
•Пятидневку - 5 человек
•Просто любить детей, услышать их. В школьном возрасте хочется танцевать, гулять и находится в обществе сверстников, а не только учить и зубрить - 1 человек
•Задавать д/з в случае если ребёнок не понимает по какому-нибудь предмету - 1 человек
•Нет предложений - 9 человек
•На выходные, праздничные дни и каникулы меньше задавать – 10 человек
•Отменить оценки
•Отменить домашние задания.
•Уменьшить объем домашних заданий
Ответы учеников:
Вывод:
•основная часть родителей считает необходимым выполнение домашнего задания и ведет контроль его выполнения
•Не все ученики соблюдают режим дня, поэтому не исключено, что их работоспособность во время занятий в школе заметно снижается, следовательно, и успеваемость ниже.
В конце 6, в начале 7 классов наш класс вел «Дневник наблюдения», в которых отмечалось: объем домашнего задания, количество времени, затраченное на выполнение домашней работы по каждому предмету и отметка за домашнее задание.
Выводы по дневникам наблюдения
Продолжительность выполнения домашнего задания
6 класс:
В среднем уходило 1 – 2.5 часа.
В среднем на выполнение домашней работы по математике и русскому языку уходило больше времени (20 – 30 мин), чем на другие предметы. Так же много времени уходило на выполнение творческих проектов.
7 класс
Заключение.
Учителя задают домашнюю работу по многим причинам. Домашняя работа может помочь детям:
•- повторить и попрактиковать то, что они выучили;
•- подготовиться к следующему занятию;
•- научиться пользоваться ресурсами, такими как библиотеки, справочные материалы и энциклопедии, а также исследовать предметы более полно, чем это может позволить время в классе. Домашняя работа может также помочь детям развить хорошие привычки и отношение.
Исследования показали отношение между домашней работой и успеваемостью учащегося, и значительно укрепили аргументы в пользу домашней работы. Несмотря на то, что существуют разные мнения о том, действительно ли домашняя работа повышает успеваемость учащегося, многие учителя и родители сходятся во взглядах на то, что домашняя работа развивает инициативность и ответственность детей и оправдывает ожидания учащихся, родителей и общественности.
Объем и сложность заданий соответствует уровню обученности. Объём домашнего задания в основном соответствует требованиям по всем предметам. Перегрузка учащихся чаще всего связана не с дозировкой домашнего задания, а с неспособностью учащихся быстро запомнить материал, не все укладываются в норму техники чтения. Из-за желания иметь хорошие оценки, иногда учащиеся тратят много времени на подготовку домашнего задания. Учителями в недостаточной степени используется дифференцированный подход, разно уровневая система при дозировании домашних заданий.
По результатам анкетирования учащихся: на домашние задания тратят 1-2 часа, в основном самостоятельно с нормальным настроением, самыми трудными при выполнении домашних заданий являются математика и русский язык, не всегда понятно домашнее задание, взрослые проверяют, учащиеся не довольны оценкой за домашние задания, домашние задания записываются в дневник у начальных классов постоянно, а у старшеклассников не всегда, обсуждаются.
По результатам анкетирования родителей: отношение учащихся к выполнению домашних заданий стало более серьезное по сравнению с прошлым годом у начальной школы, на домашние задания тратят 3 часа, самыми трудными при выполнении домашних заданий являются английский язык и русский язык, приходится помогать по математике, домашние задания записываются в дневники, знают что задают, у учащихся имеется режим, 87 % родителей считают своих детей способными.
Данные психологических исследований
Используемая литература.
1. Интернет - ресурсы:
http://www.examen.ru/add/manual/15549/vremja_na_vypolnenie_domashnego_zadanija.

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Император Акбар и Бирбал

Астрономический календарь. Март, 2019

Зимовье зверей

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?