• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Компьютерная игра как показатель успеваемости учеников 3 «Б» класса

Опубликовано Пыжова Наталья Владимировна вкл 21.10.2016 - 21:05
Пыжова Наталья Владимировна
Автор: 
Петряхина Вера

Исследовательская работа о влиянии компьютерных игр на развитие младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petryahina_v_kompyuternaya_igra_kak_pokazat_usp-ti_ml_shk-v.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Х I V ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция   «Психология»

Компьютерная игра как показатель успеваемости учеников 3 «Б» класса

                                                                         

Выполнила:

        Петряхина Вера

                                                                                 ученица 3 класса Б

                                                     МБОУ СОШ № 27

        Красноглинского района

        Научный руководитель:

Пыжова Н.В.

учитель начальных классов

Самара, 2013 г.


Оглавление

Введение.        

Цели и задачи исследования.        

Исследование влияния компьютерных игр  на успеваемость учеников 3 «Б» класса        

Глава 1. Классификация компьютерных игр        

Глава 2. Определение успеваемости        

Глава 3. Проведение исследования        

Глава 4. Результаты исследования        

Заключение.        

Список литературы.        

Приложение №1        

Приложение №2        

Приложение №3        

Приложение №4        

Приложение №5        


Введение.

Я очень люблю играть в компьютерные игры. Большинство моих друзей тоже готовы пожертвовать чем угодно, чтобы родители разрешили им поиграть. Неужели компьютерные игры мешают школьнику учиться? Как часто можно проводить за компьютером своё свободное время и влияет ли это на снижение успеваемости? Эти и многие другие вопросы не дают мне покоя вот уже третий год. Поэтому я и решила провести исследование этой важной, на мой взгляд, проблемы.

В настоящее время в литературе встречается неоднозначное мнение по поводу влияния компьютерных игр на развитие ребенка [7].

По мнению одних учёных, компьютерные игры зачастую выглядят в глазах родителей как бесполезные растратчики времени, которые, к тому же, оказывают негативное влияние на умственное развитие. Также, некоторые люди и организации считают, что компьютерные игры делают детей агрессивными, анти–социальными и даже буйными.

С другой стороны, огромное количество учёных имеют совсем другие данные, которые говорят о том, что сегодняшние виртуальные развлечения положительно влияют на развитие детей и человека в целом, они считают, что игры обучают детей мышлению на высоком уровне, развивают умственные способности ребёнка и навыки, применимые в реальной жизни.

Если проблема влияние компьютерных игр на здоровье и поведение ребенка изучена в достаточной степени, то взаимосвязь между успеваемостью младших школьников и типом компьютерной игры мало изучена. Интересно, в какие игры играют мои одноклассники?


Цели и задачи исследования.

Целью моего исследования являются:

  1. выявление взаимосвязей
  1. между видами компьютерных игр и уровнем успеваемости;
  2.  между временем, проведенным за игрой и уровнем успеваемости,
  1.  изучение особенностей этих взаимосвязей у школьников 3 «Б» класса.

Задачи:

  1. Изучение классификации компьютерных игр.
  2. Определение понятия «успеваемость».
  3. Создание анкеты для проведения исследования.
  4. Проведение исследования с использованием анкетирования младших школьников 3 «Б» класса;
  5. Формулировка выводов.

Исследование влияния компьютерных игр
на успеваемость учеников 3 «Б» класса

Глава 1. Классификация компьютерных игр

В настоящий момент в интернете достаточно подробно представлена классификация компьютерных игр [6].

Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам:

3D–шутер – в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия. Врагами часто являются: бандиты и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры.

Аркада  – игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс почти не меняется в течение игры.

Симуляторы – игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным оборудованием или техникой (в основном военной).

Менеджеры – игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни.

Стратегии – игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной.

Приключение – игра, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Ролевые игры – это игры, основными признаками которых можно назвать следующие:

У главного героя есть некоторое количество параметров, которые определяют его силу и способности. Все параметры надо совершенствовать.

  • Присутствует обширный мир, множество разных персонажей со своими целями и характерами.
  • Большое количество разных предметов: экипировки, зелий и т. д.

На сегодняшний день развития компьютерных технологий уже не разделяют жанры Приключение и Ролевые игры. Обе эти группы относят к одной – «Приключения».

Музыкальные игры – это игры, которые строятся на взаимодействии игрока с музыкой. Сюжет же может быть любой, от головоломок до ритмоигр.

Традиционные и настольные – это компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия».

Игры классифицируют и по другому признаку - по количеству игроков.

Одиночные – это игры, рассчитанные на игру в одиночку против компьютера.

Многопользовательские – это игры, рассчитанные на игру нескольких человек по локальной сети или Интернету.

Массовые онлайновые – это массовые игры по Интернету.

Глава 2. Определение успеваемости

Другая составляющая моего исследования – успеваемость. Толковый словарь Ожегова определяет ее как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [2].

В электронном словаре по психологии успеваемость – это степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах [8].

Таким образом, мы выделили 3 уровня успеваемости:

  • «Высокий» (итоговая четвертная оценка 5, «отличники»).
  • «Средний» (итоговая четвертная оценка 4, «хорошисты»).
  • «Низкий» (итоговая четвертная оценка 3 и менее, «троечники»).

Глава 3. Проведение исследования

В связи с поставленными задачами я со своими родителями разработала анкету следующего содержания (Приложение №1).

В качестве основных были включены следующие параметры:

  • Название игры – по нему определялся ведущий жанр компьютерной игры у ученика;
  • Основной соперник в игре – по этому параметру определялся вид игры по количеству игроков;
  • Время, проводимое за компьютерными играми в будни и выходные;
  • Успеваемость по Русскому языку и Математике.

Преимущественно нас интересовал вид игр, а также успеваемость по предметам гуманитарных («Русский язык» и «Литературное чтение») и точных («Математика» и «Информатика») наук.

Как дополнительный критерий, я анализировала время, проведенное за компьютером в будни и выходные, с целью исключения ошибок при анализе среднего показателя времени.

В связи с рекомендациями офтальмологов, ребенок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 1 часа в день без вреда своему здоровью, поэтому за наименьший показатель взят именно этот период времени [4].

Разработанная анкета была предложена для заполнения ученикам 3 «Б» класса. Баллы по предметам были проставлены на основании итоговых данных за 1 четверть. Всего было проанкетирован 31 ученик. Все с интересом отнеслись к заполнению анкет и с нетерпением ждали результатов.


Глава 4. Результаты исследования

Результаты анкетирования приведены в Таблице 1, которая является сводной по всем анализируемым показателям. Фамилии и имена учеников были заменены порядковыми номерами во избежание негативного отношения одноклассников к результатам анкетирования. Результаты исследования по «Литературному чтению» и «Информатике» оказались не однородными и закономерности не выявили, в то время как «Русский язык» и «Математика» показали явное соответствие.

Анализ временного критерия показал, что время, проведенное за игрой в компьютер в выходные дни, не является диагностичным, поскольку ученики с разной успеваемости проводят примерно одинаковое количество времени, более двух часов. (Приложение 2).

С другой стороны, время, проведенное за компьютером в будние дни у «хорошистов» и «отличников» менее двух часов, в то время как «троечники», играют более двух часов. (Приложение 3).

Наиболее распространёнными типами игр в нашем классе являются «Аркады», «Менеджеры» и «Приключения», а наименее популярными «Симуляторы» и «Стратегии».

Анализ взаимосвязи между видами игр и уровнем успеваемости показал следующие результаты:

1) Ученики, играющие в аркады, являются «отличниками» и «хорошистами». С другой стороны, увлечение играми вида «Приключение», свойственно «троечникам». (Приложение 4);

2) Многопользовательские игры, являются ведущим видом игры у учащихся с «высоким» и «средним» уровнями успеваемости, в то время как, увлечение играми одиночного характера, свойственно ученикам с «низким» уровнем успеваемости. (Приложение 5).


Таблица 1.

№пп

Жанр

Количество игроков

Время будни

Время выходные

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Информатика

1

3D–шутер

Многопользовательские

1

1

3

3

4

4

2

Менеджеры

Массовые

1

1

3

5

3

3

3

Приключение

Одиночные

3

3

3

4

3

3

4

Приключение

Одиночные

3

3

3

5

3

4

5

Приключение

Одиночные

3

3

3

4

3

3

6

Аркада

Одиночные

1

2

4

5

4

5

7

Аркада

Одиночные

1

1

4

5

4

5

8

3D–шутер

Многопользовательские

1

2

4

5

4

4

9

Аркада

Многопользовательские

1

2

4

5

5

4

10

Симуляторы

Одиночные

1

1

4

5

3

4

11

Аркада

Многопользовательские

1

2

5

5

4

5

12

Приключение

Многопользовательские

1

2

4

4

4

4

13

Стратегии

Многопользовательские

2

2

3

5

3

4

14

Приключение

Многопользовательские

1

1

4

5

3

5

15

Приключение

Многопользовательские

2

2

4

5

3

4

16

3D–шутер

Одиночные

1

3

4

4

4

5

17

Аркада

Одиночные

1

1

5

5

5

5

18

Аркада

Многопользовательские

2

3

4

5

4

4

19

Приключение

Многопользовательские

1

1

5

5

5

5

20

3D–шутер

Многопользовательские

1

3

4

5

4

4

21

Ролевые

Массовые

3

3

3

4

3

4

22

Симуляторы

Массовые

2

3

5

5

4

4

23

Менеджеры

Многопользовательские

1

1

4

4

3

4

24

Аркада

Массовые

2

3

5

5

5

5

25

Аркада

Многопользовательские

1

1

5

5

5

5

26

Менеджеры

Многопользовательские

1

1

5

5

5

5

27

Приключение

Многопользовательские

2

2

5

5

5

5

28

Симуляторы

Одиночные

1

1

3

5

3

3

29

Менеджеры

Одиночные

2

1

3

3

3

4

30

3D–шутер

Одиночные

1

1

3

5

3

3

31

Приключение

Одиночные

3

3

4

4

4

4


Заключение.

На основании нашего исследования мы установили наличие взаимосвязи между видом игры и успеваемостью.

У детей с низким уровнем успеваемости ведущими видами игр являются одиночные приключения, в то время как многопользовательские аркады в большей степени присущи ученикам с высоким и средним уровнями успеваемости.

В отношениях времени, проведенным за компьютерными играми и успеваемостью выявлено, что «троечники» играют больше двух часов.

Эти результаты могут соотноситься с исследованиями ученых и экспертов в области компьютерных игр, которые утверждают следующее:

  1. Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии (малоподвижности). Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14–й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.
  2. Компьютерные игры вида «Приключение» нарушают детский кругозор, поскольку, в ситуациях, возникающих в нашей повседневной жизни, мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух–трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что–либо вообще нет смысла.

Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой «Ребенок и компьютер» [1].

  1. Современные компьютерные игры: стратегии, симуляторы городов, железных дорог, миров – идеальные инструменты для тренировки таких навыков, как управление ресурсами и логистика, тактика и стратегия.
  2. Компьютерные игры типа «Аркада» развивают память, быстрый анализ, мгновенное принятие решений, математические навыки и чтение, упорство, распознавание образов, шаблонов, формируют индуктивное мышление.
  3. Многопользовательские компьютерные игры:
  1. формирует умения работать в команде, сотрудничать с другими участниками;
  2. являются отличным совместным отдыхом.
  1. Виртуальные развлечения делают обучение весёлым.

Свои выводы я могу сформулировать следующим образом:

«Если хочешь хорошо учиться, то»:

  1.  «проводи за компьютером не больше двух часов в день»;
  2. «играй в аркады с друзьями и отдыхай»;
  3. «участвуй в реальных, а не виртуальных приключениях».

Предполагаем, что выбрав тот тип игры, который свойственен детям в высокой успеваемостью, в качестве основной для детей с низкой успеваемостью, мы тем самым повысим показатель успеваемости у последних. Но для этого необходимо провести дополнительное исследование. Основным его содержанием должно стать введение в их компьютерную игровую деятельность сетевых (многопользовательских) аркадных игр (интернет игр).


Список литературы.

  1. Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Миронова М.Н. [и др.]; сост.: Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Ребенок и компьютер: сб.материалов. – Клин: Христианская жизнь, 2007. – 320 с
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2008 г. – 976 с
  3. Солпитер Джуди. Дети и компьютеры: настольная книга родителей. – М., 1996. – 192 с
  4. Российская газета №5430 от 16 марта 2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  5. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/02/
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://www.kind-land.ru/detskay-psihologia/vlijanije-kompjutjernykh-igr-na-djetjej/
  8. http://www.psihotesti.ru

Приложение №1

Анкета

Фамилия и Имя___________________________________________________

Класс__________________

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Играешь ли ты в компьютерные игры?

  1. Да
  2. Нет

  1. Напиши название игры, в которую ты чаще всего играешь:

________________________________________________________________

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Сколько времени ты проводишь, играя в компьютерные игры в будни?

  1. Меньше 1часа
  2. От 1 часа до 2-х часов
  3. Больше 2-х часов

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Сколько времени ты проводишь, играя в компьютерные игры в выходные?

  1. Меньше 1часа
  2. От 1 часа до 2-х часов
  3. Больше 2-х часов

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Любишь ли ты играть в интернет игры («Мой мир», «В контакте» и др. сайты)?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю, что это за игры

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    В качестве соперника в компьютерных играх ты предпочитаешь:

  1. Компьютер        
  2. Человека
  3. Мне все равно с кем играть

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Твоя итоговая оценка за 1 четверть по «Русскому языку»

  1. 5
  2. 4
  3. 3

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Твоя итоговая оценка за 1 четверть по «Литературному чтению»

  1. 5
  2. 4
  3. 3

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Твоя итоговая оценка за 1 четверть по «Математике»

  1. 5
  2. 4
  3. 3

  1. Обведи букву, соответствующую правильному варианту ответа.
    Твоя итоговая оценка за 1 четверть по «Информатике»

  1. 5
  2. 4
  3. 3


Приложение №2

Зависимость между уровнем успеваемости и временем игры за компьютером в выходные дни.

Русский язык

Математика

По вертикали:

1 – менее 1 часа;

2 – от часа до 2-хчасов;

3 – более  2-х часов

По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:

«высокий» (зеленый),

«средний» (красный),

«низкий» (синий).


Приложение №3

Зависимость между уровнем успеваемости и временем игры за компьютером в будние дни.

Русский язык

Математика

По вертикали:

1 – менее 1 часа;

2 – от часа до 2-хчасов;

3 – более  2-х часов

По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:

«высокий» (зеленый),

«средний» (красный),

«низкий» (синий).


Приложение №4

Зависимость между уровнем успеваемости и жанром компьютерной игры.

Русский язык.

Математика.

По вертикали:

Вид игр.

По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:

«высокий» (зеленый),

«средний» (красный),

«низкий» (синий).


Приложение №5

Зависимость между уровнем успеваемости и видом игры по количеству игроков.

Русский язык.

Математика.

По вертикали:

Вид игр.

По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:

«высокий» (зеленый),

«средний» (красный),

«низкий» (синий).


Поделиться:

Петушок из русских сказок

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Композитор Алексей Рыбников

Кто самый сильный?