• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проблемы дыхания у вокалистов младшего возраста и пути их устранения

Опубликовано Михеева Мария Андреевна вкл 01.11.2016 - 16:09
Михеева Мария Андреевна
Автор: 
Нефёдова София

В своей работе ученица рассматривает актуальные проблемы детей, обучающихся вокалу, а также исследует , насколько положительно влияет вокалотерапия на организм человека. В работе представлен собственно разработанный небольшой комплекс упражнений, помогающий юным вокалистам преодолеть трудности во время пения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota_problemy_dyhaniya.docx654.37 КБ

Предварительный просмотр:

XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция «Человек и его здоровье»

Проблемы дыхания у вокалистов школьного возраста и пути их устранения

Выполнила

 Нефедова София,

ученица 4Б класса

МБОУ Школы №123

Советского района

г.о. Самара.

Научный руководитель

Михеева Мария Андреевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №123

Самара  2016

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Устройство голосового аппарата и принцип его работы …………5

Глава 2. Проблемы и дефекты, связанные с дыханием при пении …………..7

Глава 3. Вокалотерапия как возможность лечения болезней пением ………10

Глава 4. Помощь при нарушениях дыхания и голоса. Система упражнений. 12    

Заключение …………………………………………………………………….. 17

Список используемой литературы и интернет – ресурсов …………………...18

Введение.

     Не секрет, что в последнее время стало очень модным быть артистом эстрады, петь со сцены. Многие ребята мечтают о карьере певца и идут учиться в музыкальную школу, участвуют в кастингах различных шоу-программ. Но, к сожалению, помимо способности чувствовать ритм, быть эмоционально восприимчивым к настроению и жанру музыки, нужно обладать крепким здоровьем. И в этом нет ничего удивительного: начиная заниматься вокалом, почти каждый юный певец сталкивается с такими проблемами, как «тусклым» звучанием голоса, дефектами дикции и тембра, голосовыми «зажимами» и так далее.

      Часто эти проблемы устраняются умелым преподаванием учителя и упорным трудом поющего. Но, порой, трудности в пении связаны с некоторыми болезнями. В таком случае, прежде всего, нужно вылечиться, а уж потом приступать к занятиям.

     Гипотеза. Я задумалась: а что, если здесь есть и обратная связь: то есть, какие-либо дефекты можно вылечить пением?

Я решила разобраться в этом и изучить проблему дефектов в пении и пути их устранения, а также узнать, есть ли возможность вылечиться при помощи пения?

Задачами своей работы я считаю:

  • изучить строение голосового аппарата;
  • выяснить, из-за чего появляются проблемы с дыханием, и какие они бывают;
  • попытаться понять, как можно повлиять на устранение дефектов голоса;
  • узнать, существует ли возможность лечить болезни пением;
  • разработать свою систему упражнений для голосового аппарата.

При успешном решении поставленных задач я должна прийти к цели своей работы: доказать, что регулярные занятия вокалом устраняют дефекты голоса и оказывают существенное влияние на здоровье  школьников в целом.

Для написания своей работы я пользовалась следующей литературой:

  1. Багрунов В.П.  Азбука владения голосом. – СПб.,2002
  2. Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
  3. Егорычева М.А. Упражнения для развития вокальной техники -Киев. МузiчнаУкраина.,1980
  4. Емельянов В.К. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.,М., Краснодар. Издательство "Лань", 2007.
  5. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
  6. Ровнер В."Вокально-джазовые упражнения".- Музыкальное издательство «Нота». –СПб.,2006
  7. http://orpheusmusic.ru/publ/defekty_pevcheskogo_golosa/
  8. http://nsportal.ru/shkola/
  9. http://vokal-1.ru/postanovka-golosa

Глава 1. Устройство голосового аппарата и принцип его работы.C:\Users\Natalya\Downloads\Музыка фото\zachen_poyut_lyudi.jpg

Человеческий голос является результатом

координированной работы

 всего голосового аппарата.

Мануэль Гарсиа

Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух выталкивается легкими и встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Связки у низких голосов длиннее, чем у высоких. Голосовые связки образуют звуковую волну. Для того, чтобы человек произнес звук или слово, необходимо участие губ, языка, мягкого неба. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.
Важную роль играет и носовая полость. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Усиление звука достигается работой резонаторов. В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. [1] Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет силу звука, динамические оттенки, тембр, высоту.

Схема строения голосового аппарата человека

Схема голосового аппарата

1.Гортань

2.Надгортанная полость

3.Подгортанная полость

4.Трахея и бронхи

5.Полость рта

6.Носовая полость

7.Мягкое нёбо

8.Твердое нёбо

9.Язык

10.Задняя стенка глотки

11.Второй (певческий) рот.

                                                                                     Рис.1

Гортань у детей расположена высоко. Она в 2 - 2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребенка до 5 лет вокальных мышц нет, только к 11-12 годам они оказываются полностью сформированными.[4]

Глава 2. Проблемы и дефекты, связанные с дыханием при пении.C:\Users\Natalya\Downloads\Музыка фото\nastol.com.ua-4755.jpg

     Безупречные голоса, абсолютно лишённые каких бы то ни было дефектов, в реальной жизни абсолютная редкость. Почти все вокалисты, так или иначе, имеют недостатки звучания голоса. Обычно встречаются следующие недостатки: 

  • гнусавость;
  • качание и тремоляция голоса;
  • недостаточно громкий звук;
  • фальшивые  интонации.

Все эти недостатки связаны с проблемой дыхания при исполнении.

Гнусавость голоса

 Пение «в нос» –  очень распространённый недостаток. Гнусавость может появиться как результат заболевания (следствие заложенности носа).  В таком случае следует сначала пройти полный курс лечения.

Также гнусавость может появиться из-за отсутствия певческого навыка, вялой нёбной занавески. Она должна находиться в приподнятом положении, но у некоторых, особенно у неопытных певцов, нёбная занавеска может провисать. По причине этого звук начинает проходить через нос.[3]

Качание и тремоляция голоса

Что такое качание и тремоляция? Это такое отклонение, когда голос вокалиста «льётся» не гладко и ровно, а "качается" между соседними звуками, дрожит, пульсирует. В основном, данная проблема присуща певцам в возрасте, но может встречаться и у юных исполнителей. Тремоляция по своей природе – это вибрация.

Вибрация голоса определяется и классифицируется по двум ключевым характеристикам: скорость и размах.

Размах  представляет собой степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость   – это частота   колебаний  голоса в секунду.

Если голос вибрирует с частотой 6-7 колебаний в секунду, то такая вибрация будет называться вибрато.[6] Вибрато присуще хорошему вокалу, такая вибрация красиво звучит и придаёт исполнению яркость и гармоничность.

Однако же если скорость вибрации не соответствует величине в 6-7  колебаний (больше или меньше), то это уже недостаток, который требует исправления.
Если скорость вибрации составляет больше величины вибрато, то появляется 
тремоляция («барашек»),  а если скорость меньше  - качание звука.

Причины  появления таких недостатков самые разные: это как заболевания голосового аппарата, так и возрастные изменения.

Если же ваше здоровье в норме, а проблема существует, то, вероятно, причиной будет что-то из перечисленного ниже:

  • неправильная постановка голоса;
  • отсутствие навыка певческого дыхания;
  • постоянное  форсирование  звука.

Тихое пение

Тихий и слабый звук  возникает по следующим причинам:

  • плохое  дыхание;
  • робость, стеснительность, неуверенность в себе, скованность исполнителя.

Фальшивая интонация

Причины появления фальшивой интонации могут быть разнообразными. Неточное интонирование может быть результатом  простуды, заложенности носа, проблем с горлом. Тогда самое главное – пройти курс лечения.

Физическая слабость, усталость, переутомление и мутация тоже могут стать причиной  фальшивого исполнения. Надо укреплять здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

Другие  причины, которые могут быть исправлены в процессе обучения:

  • неразвитость музыкального слуха, плохая координация между слухом и голосом;
  • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
  • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

Глава 3. Вокалотерапия как  возможность лечения болезней  пением.

          О целебной силе голоса нашим предкам было известно с древних времен. Самые главные запевалы в сёлах  отличались крепким здоровьем. Поющие люди более спокойны, чем те, кто не поёт. Индийские йоги заметили, что некоторые звуки благотворно влияют на нервные центры и помогают при определенных болезнях. [2] Когда человек поёт, он прекрасно себя чувствует, у него укрепляется нервная система, а потому и общаться с ним одно удовольствие. Каждый звук создаёт в нашем теле тончайшие вибрации, которые оздоравливают весь организм и постепенно избавляют от многих заболеваний. Например, звуки "ОМ"  активизируют работу всего организма, распевание "М-М-М" мощно воздействует на сердце. Протяжные звуки "ОМ-М-М" помогают при учащённом сердцебиении,  “МИ”  помогает при головной боли; звуки "ХИ"  произносятся при нарушениях щитовидной железы.C:\Users\Natalya\Downloads\Музыка фото\khor_detej.jpg

В 1913 году, благодаря выдающемуся невропатологу и психиатру Владимиру Михайловичу Бехтереву, в науке появилось понятие вокалотерапия. Он создал комитет по изучению целебных свойств пения и доказал, что пение очень полезно.

http://tanat.info/images/bessmertie-chelovecheskoi-lichnosti-kak-nauchnaja-problema.png

 Бехтерев В.М.                                                                   Рис.2

     В.М. Бехтеревым было доказано, что при пении человек посылает вибрации своего голоса не только во внешнюю среду, но и всему своему телу. Эти вибрации оказывают позитивное воздействие на органы и системы, укрепляют тело и улучшают состояние организма при таких заболеваниях, как артрит, гастрит, вегето-сосудистая дистония.[2]

Другой плюс в пользу пения – управление дыханием. Делая глубокий вдох и длинный выдох, мы снабжаем кислородом весь организм, а, значит, улучшаем кровоснабжение. Поэтому вокалотерапия адресована и тем, у кого есть сбои в дыхании – хронический бронхит, бронхиальная астма.

   Одно из главнейших воздействий песни на человека – эмоциональное. В этом отношении занятия по вокалу нужны тем, у кого есть «внутренние зажимы», тем, кто не уверен в себе. Постоянное нахождение в стрессе часто у школьников является следствием заниженной самооценки. Скрываемые негативные чувства могут служить причиной возникновения язвы желудка. Также пение помогает вылечивать заикание, так как причина «звуковых остановок» нередко – психологическая.[5]

Как видно, пение может помочь при абсолютно разнообразных недомоганиях, хотя не стоит забывать о том, что вокализм не может заменить полноценное медикаментозное лечение, а может только ускорить выздоровление.

Глава 4. Помощь при нарушениях дыхания и голоса. Система упражнений.C:\Users\Natalya\Downloads\Музыка фото\1world_music_character_large.jpg

      В практической части своей работы мне необходимо узнать, какие проблемы при пении существуют у моих друзей по музыкальной школе и постараться помочь им, применив разработанный мной комплекс упражнений для дыхания.

     Мой комплекс должен быть универсальным, то есть и устранять имеющиеся дефекты и недостатки в пении, и, одновременно, помогать избавиться от возникающих болезней.

   Прежде, чем продумывать упражнения, я провела анкетирование среди ребят, в котором задавала следующие вопросы.

  1.  Сталкивались ли вы с проблемами дыхания при пении?
  2. Какие сложности возникают у вас при звукоизвлечении:

а) першение и боль в горле;

б) нехватка дыхания;

в) сиплость голоса;

г) недостаточная сила и громкость голоса;

д) кашель;

е) фальшивая интонация;

ж) другое ( назовите).

     3.   Как вы пытались решить проблемы дыхания и голоса?

     4.  Считаете ли вы, что вам необходима постоянная помощь в преодолении проблем при занятиях вокалом?

     По результатам анкеты, из 22 опрошенных мною человек все (100%) отметили, что сталкивались с проблемами в дыхании.  Уточнённые данные по вопросу №2 приведены в следующей таблице:

№

Проблемы при звукоизвлечении

% столкнувшихся с проблемой

Количество человек

1.

першение и боль в горле

50%

11чел.

2.

нехватка дыхания

37%

8 чел.

3.

сиплость голоса

32%

7 чел.

4.

недостаточная сила и громкость голоса

23%

5 чел

5.

кашель

95%

21 чел.

6.

фальшивая интонация

64%

14 чел.

7.

другое  (качание, тремоляция, дефекты дикции, зажимы и т.д.)

37%

8 чел.

                                                                                                         Таблица 1.

     82% ребят ответили, что не пытаются решать свои проблемы при пении самостоятельно, а целиком полагаются лишь на рекомендации педагогов во время урока по вокалу, но все бы они хотели уметь делать простые упражнения в домашних условиях, позволяющие улучшить качество исполнения вокальных произведений.

     Так как важнейшей составляющей пения является дыхание, то главное  здесь -  научиться  правильно дышать при исполнении. Вдох должен быть активным, глубоким и бесшумным, а выдох  - ровным и длительным.   Используем для тренировок любые упражнения из дыхательной  гимнастики.         Я же придумала весёлые вокальные упражнения в стихах.

Гнусавость и сиплость голоса можно исправить пропеванием звуков «У» и «О». Они тренируют  и укрепляют нёбную занавеску, которая как раз отвечает за чистоту звука. Ваши губы должны быть  очень активными, рот должен раскрываться широко.[7] Для достижения этой цели я придумала такое упражнение.

Вы-со-ко мо-ё дуп-ло,

В нём и су-хо, и теп-ло.

https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/160279/1315999575.png

      Чтобы исправить фальшивое интонирование, надо, безусловно, развивать общую музыкальность,  музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении; развивать музыкальный слух: мелодический, внутренний, гармонический.  Хорошо помогает пение упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации). Для этого можно использовать любое подходящее стихотворение и пропевать его на одной ноте. Например:

Дер-жу ча-сы в ру-ках,

И-дут ча-сы вот так:

Тик-так, тик-так! 

http://25mb.ru/img/picture/Sep/20/59156f4d8f39236e72cbac783d596c82/1.jpg

Затем повышать или понижать свою песенку на полтона. Повторять желательно по возможности всего своего диапазона. Это упражнение также развивает чувство ритма, расширяет диапазон голоса. Петь надо сначала с постоянным сопровождением инструмента, затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella,  т. е. без поддержки инструмента. Только при пении a cappella вы сумеете научиться держаться в тональности.[8] Это очень развивает  самоконтроль певца и слух.

      Для исправления тихого пения нужно использование твёрдой атаки звука (пропевание согласных)  и мягкой атаки звука (пропевание гласных) на crescendo.

Тра – та – та, тру – ту – ту

Ду-доч-ку в ру- ках дер-жу.

Я ее не вы-пус-каю,

Луч-ше гром-че я сыг-ра-ю.

http://www.gifgratis.net/smiley/emotion/1389.gif

   Для исправления тремоляция и качания, когда голос дрожит и пульсирует, необходимо петь колыбельные с закрытым ртом, заменяя слова звуком «М».

Пусть те-бе прис-нит-ся сон,

Пусть хо-ро-шим бу-дет он.

Глаз-ки креп-че зак-ры-вай

И ско-ре-е за-сы-пай.

http://dg51.mycdn.me/getImage?photoId=562328878060&photoType=6

     Свои упражнения я попробовала выполнять с ребятами из младшей группы хора на переменах в течение двух месяцев. Затем провела контрольный опрос.

                                                                                        Рис. 2

    Результаты опроса показали, что 36 % детей, по их словам и по словам их родителей, стали увереннее чувствовать себя при исполнении вокальных произведений, 33 % уже с лёгкостью пропевают более длинные музыкальные фразы и не жалуются на нехватку дыхания, 20 % стали петь громче, а 11 % ни разу за этот период времени не кашляли и не жаловались на боли в горле.

Это доказывает, что регулярное выполнение упражнений на дыхание и на тренировку голоса позволяют постепенно избавиться от большинства дефектов и недостатков в исполнении, а также укрепляют здоровье в целом.

  Таким образом, я считаю, что в ходе работы над своей темой я выполнила все поставленные задачи и достигла поставленной цели.

Заключение.C:\Users\Natalya\Downloads\Музыка фото\NLiyfd_p4uE.jpg

 Голос – уникальный естественный «встроенный» музыкальный инструмент, который дан природой каждому человеку. Он обладает огромным диапазоном – от разговора и пения до шёпота и крика. И более совершенного музыкального инструмента, идеально подходящего для человека, чем его собственный голос, просто не существует

     Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.  Поэтому хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, чаще всего, долгожители.

    Придуманные мной вокальные упражнения – это, конечно, только самое начало интересной работы. В дальнейшем мне бы хотелось расширить и усовершенствовать свой комплекс, чтобы петь лучше и реже болеть самой, а также помогать своим друзьям.

Список используемой литературы и интернет – ресурсов.

  1. Багрунов В.П.  Азбука владения голосом. – СПб.,2002
  2. Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
  3. Егорычева М.А. Упражнения для развития вокальной техники -Киев. МузiчнаУкраина.,1980
  4. Емельянов В.К. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.,М., Краснодар. Издательство "Лань", 2007.
  5. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
  6. Ровнер В."Вокально-джазовые упражнения".- Музыкальное издательство «Нота». –СПб.,2006
  7. http://orpheusmusic.ru/publ/defekty_pevcheskogo_golosa/
  8. http://nsportal.ru/shkola/
  9. http://vokal-1.ru/postanovka-golosa


Поделиться:

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Мальчик и колокольчики ландышей

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"