• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Выпускники моей школы в промышленности

Опубликовано Иванова Маргарита Егоровна вкл 02.11.2016 - 16:48
Автор: 
Петров Вадим

Анализ эффективности горнопромышленного направления школы на мониторинге выбора выпускниками школы технических профессий и их трудоустройства в промышленные предприятия республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypuskniki_moey_shkoly_v_promyshlennosti.docx101.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования» администрации муниципального района «Сунтарский улус (район)»

МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа имени И.Г. Спиридонова»

Муниципальная научно-практическая конференция «Спиридоновские чтения»

Тезис к докладу:

Выпускники моей школы –  

в промышленности

Выполнил:  Петров Вадим, обучающийся 9-го класса Крестяхской СОШ им. И.Г. Спиридонова.

Руководители: Усова Н.В., учитель биологии и химии;

 Иванова М.Е., учитель физики.

с. Крестях – 2015 

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение

3

Цели и задачи работы

3

1. Горнопромышленное направление школы

4

2. Анализ эффективности горнопромышленного направления школы:

2.1. Анализ поступления в технические ВУЗы и ССУЗы выпускников Крестяхской СОШ.

7

2.2.   Анализ профессионального выбора выпускников Крестях-ской СОШ – студентов технических ВУЗов.

9

2.3. Трудоустройство выпускников, получивших техническое образование.

10

Выводы

11

ВВЕДЕНИЕ

Мы, юные крестяхцы, гордимся тем, что родились и живем на прекрасной земле, давшей нашей стране первые якутские алмазы. Здесь – родина, колыбель алмазной промышленности Якутии, отсюда началась алмазная эпопея нашей республики.

Алмазодобывающая промышленность является основой социально-экономического развития республики и требует, в свою очередь, хорошо подготовленных специалистов горногеологического профиля.   При этом  Концепция государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия) (утвержденной указом Президента РС (Я) В. Штыровым от 30 января 2003 г. №735)  предусматривает привлечение местного населения, местной молодежи в  базовые отрасли экономики.

Известно, что огромную роль в профессиональном самоопределении молодых людей играет профильное обучение, по сути являющееся предпрофессиональной подготовкой, обеспечивающей преемственность школьного и профессионального образования.

Цель работы: оценка эффективности горнопромышленного направления  Крестяхской СОШ Сунтарского улуса РС (Я).

Задачи:

  1. Анализ поступления в технические ВУЗы и ССУЗы выпускников Крестяхской СОШ.
  2. Анализ профессионального выбора выпускников Крестяхской СОШ.
  3. Анализ трудоустройства выпускников школы, получивших техническое образование.

Основной показатель эффективности горнопромышленного  направления школы – это выбор нашими выпускниками горно-геологических профессий.

  1. ГОРНОПРОМЫШЛЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ

В 2004 г. Крестяхской СОШ Сунтарского улуса РС(Я) присвоен статус республиканской экспериментальной площадки в целях реализации проекта «Изучение в курсе средней школы предметов «Основы геологии» и «Основы горного дела» как этап перехода в горнопромышленную школу».

Ведущие идеи проекта:

1) перспектива горнопромышленного освоения территории республики, предусмотренная региональной политикой РФ;  

2) географический аспект, или местоположение данного образовательного учреждения: Сунтарский улус, где находится ОУ, расположен между двумя горнопромышленными районами - Мирнинским и Нюрбинским, при этом территория нашего улуса достаточно хорошо изучена в геологическом плане  и уже в недалеком будущем начнется горнопромышленная разработка края;

3) исторический, или скорее краеведческий, факт: в окрестностях с. Крестях найдены первые якутские алмазы, ознаменовавшие начало алмазной эпопеи РС(Я);

4) заинтересованность обучающихся в профессиях технического направления и поддержка, родителей в их выборе из соображений, что горногеологические профессии востребованы, оплата труда работников горнопромышленного комплекса республики высока, дети могут получить образование вблизи от дома - в соседнем г. Мирном, где имеются и ВУЗ и ССУЗ технического направления.

Несомненно, решающим для создания проекта является факт развития горнопромышленного комплекса республики в ближайшем будущем, согласно которому главная цель эксперимента школы - ориентация подрастающего поколения, точнее местной молодежи, на профессии горнопромышленного профиля.

При этом необходимо учесть, что смысл данного проекта, предполагаемый результат которого - выбор этих профессий выпускниками школы, состоит в том, чтобы этот выбор, как пишет Г.Н. Максимов, был основан «на доброй воле и осознании необходимости». Согласно этому, горнопромышленное профильное обучение в школе - это образовательный процесс, самым главным составляющим которого является воспитательный элемент, суть которого - ранняя психологическая подготовка, иначе говоря, повышение психологической адаптивности подрастающего поколения к грядущим социально-экономическим преобразованиям, связанным с горнопромышленным освоением края.

Нужно отметить, что в этом отношении большей части старшего поколения якутян очень трудно понять и принять предстоящие события, так как они антагонистичны их менталитету, и они, по меньшей мере, испытывают страх, беспокойство, стрессовое состояние, или как хотите, из-за того, что по их мнению перевернется весь уклад их жизни, основанный на многовековых национальных традициях.

«Мы живем в мире, созданном людьми, выстроенном в соответствии с человеческой мыслью, пользуемся им ничего в нем не понимаем. То, что мы не понимаем чего-либо созданного человеком, в основе чего лежит человеческая мысль, имеет большое значение для всего душевного и духовного настроя».

Средняя школа с ее многовековыми традициями и, вместе с тем, модернизациями образования призвана разрешить этот конфликт на том основании, что нужно «осознать необходимость». Ведь невозможно остановить научно-технический прогресс, а он немыслим без освоения богатств недр Земли. Но «осознание необходимости» предполагает временной фактор, т.е. некое подобие эволюции, причем эволюции мировоззрения, фундамент которого в современном, обществе у растущего человека формируется в процессе образования в стенах средней школы.

Итак, с 2004 г. в учебный процесс школы включены два профилирующих предмета - «Основы геологии» и «Основы горного дела». Кроме этого, исходя из технической направленности основного профиля и согласно принятому Базисному учебному плану, сформированы группы обучающихся старшего звена гуманитарного и технического  (физико-математического) профиля, в учебный план последних включены эти два предмета (рис. 1).

Р и с. 1. Модель реализации горнопромышленного профиля Крестяхской СОШ.

В 2006 г. наша школа в целях продолжения эксперимента защитила свой статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Внедрение идеи дуального образования и горнопромышленной профилизации», а в 2009 г. - по теме «Сетевое взаимодействие политехнических школ».

Каждое лето работают геолого-туристический лагерь «Таежная тропа» и геолого-экологический лагерь «Юннат», где частично проводится практическая часть предметов «Основы геологии» и «Основы горного дела».

С 2006 года в .школе налажена работа по дуальному образованию совместно со станцией юных техников по специальностям тракториста 3 класса, водителей автомашин категории А,В,С на базе Вилючанского ТЛ. С 2007 года школа вошла в Ассоциацию политехнических школ Сунтарского улуса где сотрудничают 7 школ и Сунтарское профтехучилище №23.

Эксперимент проводится на принципе «открытой информации», для которого характерны широкое информирование о целях и ходе эксперимента: вовлечение в работу родителей, организаций, и учреждений села, состоящих в социальном партнерстве со школой, местной администрацией.

На сегодня эксперимент завершен, но горнопромышленное направление школы сохраняется.

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ

2.1. Анализ поступления в технические ВУЗы и ССУЗы выпускников Крестяхской СОШ.  Основной показатель эффективности эксперимента – горнопромышленного профиля школы – это выбор нашими выпускниками горно-геологических профессий.

Сначала я приведу показатели выбора технических профессий в целом выпускниками Крестяхской СОШ (рис.2). Так, до введения профильного обучения в период с 1994-го по 2004 г. поступление в технические ВУЗы и ССУЗы  по годам крайне нестабильно: поступали 1-2 выпускника, то их не было вовсе и лишь, начиная с 2000 г., наши выпускники выбирают технические профессии.

 

Р и с. 2. Динамика выбора выпускников Крестяхской СОШ им. И.Г. Спиридонова технических профессий в разные периоды: до (до 2004 г,) и после введения (2005-2014 гг.) профильного обучения

Дальнейший анализ профессиональной ориентации выпускников школы показывает, что выбор ими технических профессий с введением горнопромышленного эксперимента школы вырос в 2 и более раза (рис.3).

Р и с. 3. Сравнительная характеристика выбора выпускниками Крестяхской СОШ технических профессий в разные периоды: до (1994-2004 гг.) и после введения

(2005-2014 гг.) эксперимента.

Так, если среднегодовой показатель поступления выпускников в технические учебные заведения до введения горнопромышленного профиля школы составлял 2,7 человек, то после введения его стало 7,2 чел/год.

2.2. Анализ профессионального выбора выпускников Крестяхской СОШ – студентов технических ВУЗов. Большинство наших выпускников получают техническое образование в учебных заведениях г. Якутска (колледжах, училищах, СВФУ, ЯГГИ) и г. Мирного (МПТИ и МРТК). Анализ профессий и специальностей, осваиваемых студентами технических ВУЗов-выпускниками нашей школы  показывает (рис. 6), что в период до введения горнопромышленного профиля школы (с 1994 по 2004 г.) желающих овладеть чисто горно-геологическими профессиями очень мало, а после введения профильного образования (с 2005 по 2014 г.) их стало заметно больше.  Многие из них стали и станут первыми, освоившими эти профессии среди нас, крестяхцев.

Больше всего наших выпускников выучилось и продолжают учебу по специальности электроснабжение и электромеханика. Наши ребята осваивают  такие горно-геологические специальности, как «обогащение полезных ископаемых», «подземные разработки полезных ископаемых», «шахтное и подземное строительство», «горные машины и оборудования», «нефтегазовое дело». Кроме того, наши выпускники учатся на дорожников и строителей.  

Р и с. 6. Профессии, специальности, осваиваемые студентами технических ВУЗов -  выпускниками Крестяхской СОШ в разные периоды.

2.3. Трудоустройство выпускников, получивших техническое образование. К сожалению, после получения профессионального технического образования, высшего или среднего, не все наши выпускники имеют возможность работать  по своей специальности не столько в сфере промышленности, сколько в других сферах  (рис. 7).   Если 66% наших ребят с высшим техническим образованием могут трудоустроиться в промышленности, в том числе и горнодобывающей, то только 32% ребят со средним специальным и средним профессиональным образованием имеют такую возможность. В среднем  из выпускников школы, получивших техническое образование, работают в промышленности 49%, а остальные 51% - в других сферах.

В общей сложности на сегодня более 40 односельчан работают в предприятиях АЛРОСА. Почти половина из них работают вахтовым методом в горнодобывающих предприятиях.

Р и с. 7. Анализ трудоустройства выпускников Крестяхской СОШ, получивших образование в технических ВУЗах и ССУЗах.

Таким образом, по проделанной работе я делаю следующие ВЫВОДЫ:

  1.  После введения в 2004 г. горнопромышленного профиля в образовательный процесс Крестяхской СОШ  выбор выпускниками школы технических профессий вырос более чем  в 2 раза.
  2. Наши выпускники выбирают и осваивают горно-геологические профессии и специальности.
  3.  Сегодня половина наших выпускников, получивших техническое образование, работают в горнопромышленных предприятиях.


Поделиться:

Если хочется пить...

Злая мать и добрая тётя

Ель

Голубая лягушка

В какой день недели родился Юрий Гагарин?