• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

В чем секрет человеческой памяти?

Опубликовано Федорова Екатерина Борисовна вкл 06.11.2016 - 8:41
Федорова Екатерина Борисовна
Автор: 
Юспеньева Юлия Дмитриевна

Проектная работа ученицы 2 класса "В чем секрет человеческой памяти?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проектная работа 185.5 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»

ФЕСТИВАЛЬ

УЧЕНИЧЕСКИХ

ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТ

«В чём секрет человеческой памяти?»

Автор: Успеньева Юлия,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Федорова Екатерина Борисовна,

учитель начальных классов

                                           

Нижневартовск,2016

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………...……………………….…3

2. Теоретическая часть…………………………………………………..………………………4

3. Практическая часть……..………………………………………………...…………………..5

4. Заключение ……………………………..……..………………………..……………………..9

5. Список литературы ………………………………………………………………………….10

6. Приложение

Введение

Актуальность темы. 

Я учусь уже во 2 классе. На уроках русского языка и математики, чтения и окружающего мира мы ежедневно изучаем новый материал. Нас окружает множество информации: телевизор, книги, интернет. Мы вынуждены запоминать большое количество разной информации, напрягать свою память, чтобы всё запомнить. Я обратила внимание, что не все ребята в нашем классе имеют хорошую память.30%- слуховая,50%-зрительная,20%-механическая. Они часто забывают материал, а иногда даже забывают тетради и учебники, ручки и карандаши. Это очень мешает им учиться. Тогда мы решили выяснить, как можно помочь моим одноклассникам и себе. Мне хочется узнать о том, что такое память и что нужно сделать, чтобы ее улучшить и можно ли это сделать.

Цель исследования: выявить наилучшие приемы запоминания для одноклассников.

Задачи: 

  1. ознакомление с понятием память, мнемотехника;
  2. изучение эффективных приемов для улучшения памяти;

3. проведение анкетирования и тренировка памяти с помощью отобранных приемов;

4. обобщение приёмов для улучшения памяти.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что существуют приёмы, которые могут улучшить память.

Объект исследования: память человека.

Предметом исследования: приёмы улучшения памяти.

Методы исследования:

- анкетирование;

-наблюдение;

-изучение литературы по данной теме;

- обобщение приёмов для улучшения памяти;

-практическая работа по тренировке памяти.

Теоретическая часть

Память человека

Память – это один из важнейших процессов, с помощью которого человек познаёт окружающий мир.

Система человеческой памяти

Запоминание – это сохранение информации в памяти человека.

Заучивание – это целенаправленные действия человека, чтобы запомнить информацию.

Сохранение – это удержание в памяти информации.

Узнавание – это чувство знакомости.

Воспроизведение – это появление в памяти, ранее воспринятой информации.

Припоминание – это самое активное воспроизведение информации.  

Забывание – это исчезновение из памяти какой-либо информации.

Виды памяти

Вывод:  

Наши теоретические исследования позволили получить информацию, которая раскрыла понятие «память». Мы выяснили, что память человека разнообразна и многогранна. В течение жизни память меняется. Память можно развивать и улучшать, а как это можно сделать, постараемся раскрыть в следующих главах нашей работы.

Практическая часть

1. Анкетирование

В начале своего исследования я провела у одноклассников анкетирование. На первый вопрос: «Используете ли вы в повседневной жизни какие – либо специальные приёмы и упражнения для лучшего запоминания информации, применяете ли эти приёмы в учёбе, при выполнении домашнего задания?» были даны следующие ответы:

Название приёма

Пример

Количество человек

Область применения

Источник информации

Запоминание цепочки последовательных слов

цвета радуги

названия падежей

3

Повседневная жизнь, уроки ИЗО

Школа, детский сад

Запоминание дат

7 апреля (Международный день птиц) – 7 лет младшему брату, он любит кормить голубей

1

Повседневная жизнь, уроки окружающего мира, литературного чтения.

«Свой» приём

Рифмовка

1. Сколько в слове гласных - столько и слогов. Это знает каждый из учеников.

2. 6ю8 = 48

5ю5 = 25

6ю6 = 36

3

Уроки русского языка, математика

Школа

Второй вопрос анкеты: «Какие виды работ при заучивании вызывают у вас наибольшее затруднение?»  Ответы получились следующие:

Трудности в запоминании

Количество человек

Заучивание стихотворения наизусть

8

Пересказ текста

8

Таблица умножения

10

Словарные слова

5

Мы выяснили особенности памяти младшего школьника. Она не является совершенной.  Поэтому  учиться  бывает  очень  трудно.  Многие ребята не умеют работать с большими объемами информации, так как у них не развита смысловая или логическая  память. Психолог рассказал нам о том, что в младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образной памяти к логической (интервью с педагогом-психологом см. приложение 1). Но, чтобы этот переход состоялся, требуется упражнять свою  память.  В  этом  может  помочь  мнемотехника  –  система  специальных упражнений.

2. Мнемотехника и её секреты

Что такое мнемотехника

Существуют приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации, и ее воспроизведения.  Такие приемы называются мнемотехническими.

МНЕМОТЕХНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, которые облегчают запоминание и улучшение памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В чём же секрет мнемотехники?

В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация.  

Ассоциации позволяют нам, например, при слове «кошка» представлять себе образ животного с длинными усами, хвостом, мягкой походкой и т. д.  Если продолжать думать об этом зверьке, то, возможно вспомнить, где в последний раз его видели и т.д.

Вот и весь «секрет»!

Мнемоприём Пиктограмм (приём запоминания стихов, текстов)

Пиктограмма – это графические картинки, которые человек придумывает сам с целью запоминания каких-либо слов и выражений.

План использования пиктограмм при работе с текстом:

 1. Прежде всего в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2.  К каждому из выделенных слов или выражений нужно нарисовать пиктограмму – то есть такую картинку, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово. Картинка должна быть достаточно простой, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.

Мнемоприём «Я и моя семья»

Этот приём я придумала сама и применяю его на практике. Данный приём можно использовать для запоминания многозначных чисел. Суть его состоит в следующем: число разбивается на части, и каждая часть ассоциируется с определённым событием в жизни человека или его семьи. Например, число 1418 (14 и 18) в 14 лет я получу паспорт, в 18 – поступлю в институт. Запоминаю – с паспортом в институт.

Мнемоприём «Запоминание цепочки слов»

Для запоминания определённой последовательности слов можно использовать мнемоприём  «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов»

А) Для запоминания падежей:

«Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

 «Иван Родной Дай Водицы — Тётя Просит».

Б) Название и порядок следования планет Солнечной системы:

Начиная от Солнца: 1 -Меркурий,2 -Венера,3- Земля, 4- Марс, 5-  Юпитер,6- Сатурн,7 - Уран, 8- Нептун (Плутон — с 2006 года карликовая планета).

Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты

Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет

В) Для запоминания цветов радуги по порядку:

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Г) Последовательность цветов в Российском флаге

Сверху вниз: Белый-Синий-Красный, БСК – соответствует последовательности согласных в слове «БеСКрайний».

 Подручные мнемоприёмы

Определение убывающей, растущей луны

Для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, карандаш, палочку, «приставленную» к полумесяцу на небе: если получается буква Р – растущая, иначе С – стареющая (вариант: Р – ребёнок, С – старик).

Определение количества дней в месяце по руке

Можно запомнить количество дней в месяцах года по выступающим косточкам пальцев. Необходимо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу. Счёт месяцев идёт по выступающим косточкам пальцев и по впадинкам между косточками. Если месяц приходится на косточку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль.

Таблица умножения на 9.

Положить ладони на стол. Мысленно дать каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10

Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и поднять его. А затем посмотреть, сколько пальцев осталось лежать справа и слева. Количество пальцев слева от поднятого пальца (в нашем случае их 2) — это десятки, количество пальцев справа (у нас это 7) — это единицы. Итого, получаем — 2 и 7, то есть 27.

Дневник наблюдений: Подручный мнемоприём. Таблица умножения на 9.

Цель: выучить таблицу умножения на 9 за три дня. И проверить через какое-то время знания таблицы умножения на 9, тренируясь ежедневно.

Описание приёма: положить ладони на стол. Мысленно дать каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10.

Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и поднять его. А затем посмотреть, сколько пальцев осталось лежать справа и слева. Количество пальцев слева от поднятого пальца (в нашем случае их 2) — это десятки, количество пальцев справа (у нас это 7) — это единицы. Итого, получаем — 2 и 7, то есть 27.

Дни

Результат

1 день

Освоила подручный мнемоприём таблицы умножения на 9. Мысленно дала каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10.

2 день

Быстро рассказываю таблицу на 9 с помощью пальцев.

3 день

Выучила таблицу на 9. Рассказываю её уже без помощи пальцев, только мысленно представляю их себе.

Через неделю

Рассказываю таблицу на 9.

Через месяц

Рассказываю таблицу на 9.

Вывод:

Анкетирование одноклассников показало, что нам есть, куда стремиться. Пока возможности нашей памяти не позволяют достичь высоких результатов в учёбе всем ребятам.  Мы считаем, что память надо тренировать. Для тренировки нужны специальные упражнения и приемы. Тренироваться нужно ежедневно. Систему приемов мнемотехники следует использовать на разных уроках, по разным предметам. Отличным подспорьем для этого станет наша копилка. Мы уверены в том, что материал, который был нами собран, будет востребованным среди моих одноклассников.

Память слабеет, если ее не упражняешь. (Цицерон). Слова Цицерона подтверждают наши исследования. Память можно и нужно тренировать. Только в этом случае можно быть уверенными в том, что учиться будет легко. Ты ничего не забудешь, твоя память тебе всегда поможет.

Заключение

Наше исследование показало нам, как важно знать свои способности. Теперь мы понимаем, что память – это инструмент, которым человек может пользоваться умело. Чтобы стать искусным мастером, требуется тренировка памяти. Вот здесь и помогает человеку мнемотехника. Освоить эти приемы несложно.

Объектом нашего исследования стала память человека. Мы только немного прикоснулись к такой важной теме. Наша цель выяснить, какие существуют приёмы для улучшения памяти.

Гипотеза исследования подтвердилась.

Своим одноклассникам я сделала памятки, где отразила формулу, приёмы и упражнения для отличного запоминания информации. На уроках русского языка и математики, чтения и окружающего мира будем стараться применять приемы мнемотехники. Наш учитель пообещал в этом помочь. И тогда, мы можем быть уверенными в том, что учиться будет легко, интересно и весело.

Список литературы

  1. Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить: Игры и тесты для детей 7 – 10 лет. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
  2. Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. – М.: Астрель, 2002. – 87 с.
  3. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко // http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=131402 
  4. Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности. Библиотека учителя: Начальная школа. Русский язык. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
  5. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  6. Материал из сети интернет: Википедия.
  7. Личный фотоархив.


Поделиться:

Любимое яичко

Сказка об осеннем ветре

Неньютоновская жидкость

Горка

Любили тебя без особых причин...