• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИЗ ИСТОРИИ ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Муниципальный этап всероссийского конкурса "Я- исследователь"

Опубликовано Шестакова Светлана Витальевна вкл 14.11.2016 - 4:44
Автор: 
Колесников Артемий

Знание  истории  невозможно без  «любви  к  родному  краю, к своей малой Родине». Мы должны знать свои  корни,  традиции,  помнить  жизнь  и  быт  предков. И конечно, хранить память об этом: от  деда  к  отцу,  от  отца  к  сыну. Но очень часто прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИЗ ИСТОРИИ ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Муниципальный этап всероссийского конкурса "Я- исследователь"687 КБ
Файл ИЗ ИСТОРИИ ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Муниципальный этап всероссийского конкурса "Я- исследователь"1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап  всероссийского конкурса  "Я- исследователь"

ИЗ ИСТОРИИ ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Колесников Артемий

ученик 3Б класса

МБОУ "Средняя общеобразовательная

 школа №4  имени В.В.Бианки"

Руководитель

Шестакова Светлана Витальевна,

учитель начальных классов

Бийск 2015

Содержание

1.Введение                                      

    1.1 Актуальность

    1.2 Цель, задачи, гипотеза. Методы исследования

2. Основная часть

    2.1 Жизнь обитательниц монастыря.

    2.2 Храмы и здания монастыря.

    2.3 Судьба монастыря в советские годы.

    2.4 Современное время.

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение

  1. Введение
  1. Актуальность

           Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории родной страны. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Нам, детям, необходимо знать жизненный путь своих отцов и дедов, знать  историю.

Знание  истории  невозможно без  «любви  к  родному  краю, к своей малой Родине». Мы должны знать свои  корни,  традиции,  помнить  жизнь  и  быт  предков. И конечно, хранить память об этом: от  деда  к  отцу,  от  отца  к  сыну. Но очень часто, как я в этом убедился, прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое. Я родился и живу в г.Бийске на улице с интересным названием Техучилище.  Окружает нашу улицу берёзовая роща и сосновый бор со старыми, большими деревьями. Недавно я узнал, что когда-то очень давно здесь находился женский монастырь. Мне стало любопытно узнать о том, как же он возник, и что было с ним дальше.

  1. Цель: получить исторические сведения о прошлом Тихвинского женского монастыря.

     Задачи:

     - выяснить, когда и как возник монастырь

     - какие здания находились на его территории

     - кто проживал в нём и чем они занимались

     - какова его судьба в современном мире.

     Объект исследования:  Тихвинский монастырь

     Предмет исследования: территория бывшего монастыря

     Гипотеза: если я буду знать историю, то смогу рассказать об этом окружающим. Тогда я и другие люди будем бережнее относиться к памятникам истории, которые нас окружают.

     Методы исследования:

  • Информационный поиск
  • Экскурсия
  • Наблюдения
  • Обобщение материала, выводы.

  1. Основная часть

2.1  Жизнь обитательниц монастыря.

    Бийский Тихвинский женский монастырь находился в восточной части территории современного города Бийска. Стоял он в очень живописном месте - на высоком берегу реки Бии. Раньше в этом месте в неё впадала маленькая речка Фурманка. Сейчас этой речки уже не существует, но моя прабабушка про неё рассказывала. Вблизи находился сосновый бор. И раньше, и до настоящего времени в народе это место так и называют - "Монастырь".

   Первоначально земля монастыря принадлежала крестьянам соседнего села Мало-Угренёво. В 1894г на благотворительные средства была создана Тихвинская православная женская община. Затем в 1900г Тихвинская община была преобразована в монастырь. Название оставили прежнее.

    Во главе монастыря находились настоятельница, благочинная и казначея.

    Первой настоятельницей общины, а затем и монастыря стала монахиня Евпраксия (в миру Елена Федоровна Германова). В 1902г из-за болезни она оставила эту должность. Несколько лет Евпраксия была парализована и не могла обходиться без помощи сестёр. Умерла в 1906г и была похоронена с левой стороны алтаря Тихвинской монастырской церкви.

   Второй, последней настоятельницей с 1903 по 1928гг являлась игуменья Ираида (в миру Раиса Александровна Калугина). Она прошла путь от послушницы до настоятельницы Бийского Тихвинского монастыря, а в 1903г возведена в сан игуменьи. В 1909г награждена наперстным золотым крестом. В 1913г за образцовый порядок в монастыре указом Императора удостоена благодарности. Была похоронена на старом нагорном Вознесенском кладбище Бийска. В советские послевоенные годы её могила утеряна.

Игуменья Ираида

       Тихвинский женский монастырь был одним из крупнейших в Западной Сибири. Количество сестер в разные годы менялось. Но больше всего их было в 1915г, когда здесь проживали 313 монахинь и послушниц.

Каждая из жительниц монастыря помимо молитвы, выполняла различные послушания, в основном по хозяйству. Они занимались иконописью, рукоделием, обрабатывали огороды и сады, выращивали овощи, фрукты.

Как вспоминала монахиня Конобейская, монастырь имел большое хозяйство — луга, пашни и огороды. Для овощей были устроены большие овощные хранилища. В подвалах, по словам монахини, хранили всю зиму свежие арбузы, яблоки, капусту. Были также амбар для зерна и выкопанный в горе погреб для картофеля.

По воспоминаниям старожилов Бийска и бывших сестер-насельниц обители, «в монастыре и его округе было очень чисто, на территории аккуратные дорожки, вокруг — сирень. Монастырь был обнесен забором, у входа на территорию — коновязь, здесь привязывали лошадей, оставляли повозки и только после этого проходили на территорию. Монахини встречали прихожан очень приветливо, обязательно кормили,  для прибывших издалека были приготовлены комнаты для отдыха. В престольные праздники варили обеды в огромных котлах на улице и угощали всех, кто приходил в монастырь. Народу собиралось более тысячи. Здесь же проводились ярмарки…»

Монастырский приют содержал на свои средства престарелых больных людей и 40 девочек-сирот, для обучения которых при монастыре открывается школа грамоты.

2.2 Храмы и здания монастыря.

В монастыре действовало два храма – оба деревянные. Главный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери,  был построен в 1893г на благотворительные пожертвования.  Повреждённый сильным пожаром в 1903г, храм был вновь восстановлен в лучшем виде. Длина храма составляла 40 метров, максимальная ширина 12,8 м, а высота колокольни достигала 17 м.

    При храме имелась большая библиотека. Некоторые экземпляры книг хранятся в Музее истории Алтайской духовной миссии.

Второй храм  - трапезный, во имя святителя Иннокентия епископа Иркутского, находился в нижнем этаже двухэтажного деревянного здания, построенного в 1913 г.

На втором этаже располагались кельи монахинь и послушниц. Этот дом был построен на деньги, которые завещала на эти цели знаменитая бийская купчиха Елена Морозова. Из дома настоятельницы в это здание тянулся подземный ход. Другой подземный ход связывал дом настоятельницы со Свято-Тихвинской церковью.  Сейчас двухэтажное здание превратилось в небольшой одноэтажный жилой дом, а оба подземные хода завалены.

Когда-то монастырю принадлежало 42 строения: монастырский храм, дом настоятельницы, дома-кельи, жилые дома, кузница и мастерская, рушейка гречки, амбары и бани, завозня, погреба… 32 постройки были расположены непосредственно внутри монастырской ограды. Практически все они были деревянными, за исключением двух каменных и трех полукаменных.

Из 42 монастырских зданий сохранилось только 6: кирпичный одноэтажный дом игуменьи и деревянные — дом монастырских священников, часть здания бывшего трапезного храма, здание монастырской школы, дом свечной мастерской и рубленая баня. Некоторые из них используются под жилые квартиры.

Из  архивного документа за 1915 г. известно, что дом игуменьи значился за № 22 и имел следующее описание: «Каменный дом о трех комнатах, построен на средства благотворителей в 1913 г.».

        Монастырь имел также собственное монастырское подворье в центре Бийска. Оно находилось на пересечении современных улиц им. Л.Н.Толстого и Кирова. Состояло из двухэтажного дома и надворных построек. В советские годы это был многоквартирный дом, который в 2010г снесли по программе переселения из ветхого жилья.

2.3 Судьба монастыря в советские годы

В 1920 г. Бийский Тихвинский монастырь официально был ликвидирован, но продолжал действовать как трудовая религиозная община до 1929 г.

Главный монастырский храм был закрыт в 1921 г. Колокола церкви передали  на переплавку металла.

На собраниях верующих в 1925 г. были выражены протесты против закрытия монастыря: «Под монастырем мы понимаем объединение верующих на основе коллективного труда. Монастырь — это не только религиозное учреждение, это святое место для местного населения, создавшее определенную духовную атмосферу. Кроме того, приют и убежище для всех скорбящих, где находят пристанище престарелые люди, достаточно поработавшие в свое время, и для которых монастырь является в своем роде обеспечением старости, с окончательным упразднением которого бездомные инвалиды окажутся на улице».

Многие из бывших сестер-насельниц подверглись политическим сталинским репрессиям, а некоторые, в преклонном возрасте, остались без крова.

Постепенно все постройки были отобраны у монастыря. Еще в начале 1920-х гг. здесь поместили детский дом  № 4, а в 1933 г. — бийскую школу шоферов.

Во время Великой Отечественной Войны на монастырской территории размещался автомобильный техникум, в котором учился впоследствии известный писатель, актер и кинорежиссер В. М. Шукшин.

В 1957 г. территория и здания монастыря были отданы под ремесленное училище. С 1960 г. в бывших монастырских и вновь построенных зданиях располагалось техническое училище № 14 г. Бийска, давшее название улице Техучилище. После его закрытия, в 1992–2000 гг. находился филиал краевой станции юных туристов, в народе прозванный турбазой «Боровая».

2.4 Современное время

В настоящее время территория бывшей обители занята зданиями детского оздоровительно-образовательного центра «Алтай», частными усадьбами по улице Техучилище и дачными участками садоводства «Урожай».

В бывшем доме игуменьи  находилась начальная школа №27, которая в 2007г была закрыта. В2004г на его фасаде установили мемориальную доску в память о Бийском Тихвинском монастыре.

 В августе 2008г Дума г.Бийска приняла решение о передаче дома игуменьи Русской Православной Церкви, а также и имеющийся при нем земельный участок. В здании с 2012 г. начала работать воскресная школа.

          В перспективе планируется создать и открыть Музей истории Тихвинского женского монастыря.

На территории детского центра «Алтай» установлен старый гранитный надгробный памятник с могилы Дмитрия Дмитриевича Бородина, погребенного, очевидно, в начале ХХ в. на существовавшем монастырском кладбище. Памятник был обнаружен местными жителями в окрестностях монастыря, на дне реки Бии в 1990-х гг.

Частично осталась и монастырская роща с вековыми тополями и берёзами. Именно здесь рос  самый         старый тополь города Бийска. Его окружность составляет 4м 93см.

На берегу реки Бии находится особо почитаемый и самый известный в Бийске Свято-Тихвинский источник. Рядом с ним установлен поклонный православный крест с иконой Божией Матери, именуемой «Тихвинская», написанной в конце 1990-х гг. бийчанином С. М. Черновым.

Сотни людей ежедневно приходят к источнику, чтобы испить святой целебной родниковой воды. Рядом, на берегу Бии, популярностью пользуется месторождение синей лечебной глины.

Ежегодно, 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, к источнику крестным ходом идут православные верующие.

В последнее десятилетие тысячи паломников и туристов из разных регионов страны и зарубежья посещают территорию бывшего Тихвинского женского монастыря, некогда самого известного и большого в бывшей Томской епархии.

Решением Думы г. Бийска монастырские постройки Тихвинского общежительного женского монастыря признаны комплексным памятником архитектуры и истории местного значения.

В 2014 г. началось строительство нового храма.

3.Заключение

Для того чтобы понять, насколько хорошо местные жители знают историю своей малой родины, я решил провести анкетирование. В опросе участвовали люди разных возрастных категорий.

Я выяснил, что люди более старшего возраста знают о существовании монастыря, и даже помнят где находился храм, которого уже нет. Они с удовольствием делились информацией. Чем младше был возраст опрашиваемых, тем меньше они знали и могли рассказать. Это можно объяснить тем, что многих зданий не осталось, либо  они изменились до неузнаваемости. Да и рассказать молодому поколению об истории монастыря практически уже некому.

Таким образом, есть надежда, что изучение истории монастыря и сохранившихся его архитектурных объектов, послужат возрождению святой обители. В скором времени местные жители, а также гости со всех уголков страны смогут посетить восстановленный храм, новый музей и узнать историю уникального для Бийска и Алтайского края монастырского комплекса.

 

4.Литература

1. Природа Алтая. Статья «Начни с дома своего». – Бийск, 2013 год.

2. П.С.Коваленко Буклет «Бийский Тихвинский монастырь». – Бийск,        2006 год.

3. Музей истории Алтайской духовной миссии. www.bigpi.biysk.ru

4. Свято-Тихвинский Бийский женский монастырь. http://russian-church.ru

Приложение

Результаты анкетирования

(ответы местных жителей разных возрастных категорий)

№

п/п

Вопросы

Ничего не знают

Затруднились ответить

Дали развернутый ответ

50-70лет

20-40лет

7-15лет

50-70лет

20-40лет

7-15лет

50-70лет

20-40лет

7-15лет

1.

Знали ли Вы, что раньше на территории нашего поселка находился монастырь?

-

-

10%

-

-

10%

100%

100%

80%

2.

Знаете ли Вы, кто жил в монастыре и чем занимались его жители?

-

-

80%

-

60%

20%

100%

40%

-

3.

Знаете ли Вы, какие здания из ныне сохранившихся, имеют отношение к монастырю?

-

-

80%

-

70%

20%

100%

30%

-


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории Тихвинского женского монастыря

Слайд 2

Цель исследования : получить исторические сведения о прошлом Тихвинского женского монастыря. Задачи: - выяснить, когда и как возник монастырь - какие здания находились на его территории - кто проживал в нём и чем они занимались - какова его судьба в современном мире. Предмет исследования: территория бывшего монастыря, сохранившиеся здания.

Слайд 3

Методы исследования: Информационный поиск Экскурсии по поселку Посещение музея истории Алтайской духовной миссии Беседа с местными жителями, анкетирование Обобщение материала, выводы.

Слайд 4

Обобщение материала, выводы. Обобщение материала, выводы. Бывшая территория Бийского Тихвинского монастыря - это удивительное по природной красоте место, которое находится на высоком берегу реки Бии, среди вековых берёз и сосен.

Слайд 5

Первая настоятельница монастыря игуменья Ираида (руководила монастырём с 1903 по 1928годы).

Слайд 6

Главный храм - Во имя Тихвинской иконы Божией Матери , был построен в 1983г. Высота колокольни достигала 17м .

Слайд 7

Второй храм - трапезный, во имя святителя Иннокентия епископа Иркутского, находился в нижнем этаже двухэтажного деревянного здания, построенного в 1913 г. На втором этаже располагались кельи монахинь и послушниц . Из дома настоятельницы в это здание тянулся подземный ход.

Слайд 8

Из 42 монастырских зданий сохранилось только 6 : кирпичный одноэтажный дом игуменьи и деревянные — дом монастырских священников, часть здания бывшего трапезного храма, здание монастырской школы, дом свечной мастерской и рубленая баня. Некоторые из них используются под жилые квартиры.

Слайд 9

В 1920г Бийский Тихвинский монастырь официально был ликвидирован. Главный монастырский храм был закрыт в 1921г. Колокола церкви передали на переплавку металла. Постепенно все постройки были отобраны у монастыря. В последующие годы здесь располагались детский дом № 4 , бийская школа шоферов , автомобильный техникум , в котором учился известный писатель, актер и кинорежиссер В. М. Шукшин. А с 1960г. тут находилось техническое училище №4 г.Бийска, давшее название улице Техучилище.

Слайд 10

В настоящее время территория бывшей обители занята зданиями детского оздоровительно-образовательного центра «Алтай», частными домами по улице Техучилище и дачными участками садоводства «Урожай». По непроверенным данным, он являлся сыном мецената монастыря купчихи Е.Морозовой, и был похоронен на существовавшем монастырском кладбище. Памятник был обнаружен местными жителями в окрестностях монастыря, на дне реки Бии в 1990-х гг. На территории детского центра «Алтай» установлен старый гранитный надгробный памятник с могилы Д.Д.Бородина.

Слайд 11

Частично осталась и монастырская роща с вековыми тополями и берёзами. Именно здесь рос самый старый тополь города Бийска. Его окружность составляет 4м 93см.

Слайд 12

На берегу реки Бии находится особо почитаемый и самый известный в Бийске Свято-Тихвинский источник . Рядом с ним установлен поклонный православный крест с иконой Божией Матери, именуемой «Тихвинская»

Поделиться:

Сказка на ночь про Снеговика

Мост из бумаги для Киры и Вики

Военная хитрость

Всему свой срок

Девочка-Снегурочка