• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Круто, клево и прикольно! (молодежный сленг в жизни современного школьника)

Опубликовано Федорова Наталья Витальевна вкл 20.11.2016 - 23:40
Федорова Наталья Витальевна
Автор: 
Шкурова Яна

Современный  молодежный сленг представляет собой интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и представители возрастной или профессиональной группы.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. 

Актуальность  выбранной темы в том, что в настоящее время сленг является одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики. Проблема сленга интересовала и интересует лингвистов как за рубежом, так и в нашей стране.

Цель работы:  выяснить отношение современных  школьников к молодежному сленгу и  причины использования учащимися подобной лексики.  Мы провели  анкетирование,  Интернет-опрос, что и  составляет новизну нашей работы.

Предмет исследования: особенности употребления сленга в речи школьников.

Объект исследования: речь школьников  5-8 классов города Саранска.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

1.  Изучить научную литературу по данной теме.

2.  Провести анкетирование и Интернет – опрос.

3.  Определить круг наиболее употребительных слов, дать их толкование.

 Гипотеза:

Сленг является отражением тех изменений, которые происходят в жизни современного общества,  и его употребление  связано с желанием подростка  выделиться среди всех, быть современным, модным.

Методы и приемы работы:

1.     чтение и анализ научной литературы  и Интерент-источников;

2.     анкетирование; Интернет-опрос.

3.     сравнительный анализ;

4.     обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_russkomu_yazyku.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

VIII Бахтинская открытая гимназическая научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культуры»

Секция:  языкознание

Круто, клево и прикольно!

(молодежный сленг в жизни современного школьника)

Выполнила: ученица 5Б класса

МОУ «Гимназия №20»

Шкурова Яна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Федорова Н.В.

Саранск 2016

Содержание

1. Введение  …………………………………………………………………..3

Глава 1.Проблематика понятия сленга.

1.1.  Понятие сленга. ………………………………………….. …………….4

1.2.  Из истории возникновения молодежного сленга……………………..8

1.3. Классификация сленга…………………………………………………9

Глава 2. Молодежный сленг в речи  современного школьника…………...

2.1. Результаты анкетирования………………………………………………11

2.2.  Самые распространенные слова среди подростков…………………..12

2.3. Что оказывает влияние на сленг молодежи……………………………13

 4.Заключение…………………………………………………………………16  

5.Список литературы………………………………………………………….17

Введение.

Современный  молодежный сленг представляет собой интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и представители возрастной или профессиональной группы.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным.  

Актуальность  выбранной темы в том, что в настоящее время сленг является одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики. Проблема сленга интересовала и интересует лингвистов как за рубежом, так и в нашей стране.

Цель работы:  выяснить отношение современных  школьников к молодежному сленгу и  причины использования учащимися подобной лексики.  Мы провели  анкетирование,  Интернет-опрос, что и  составляет новизну нашей работы.

Предмет исследования: особенности употребления сленга в речи школьников.

Объект исследования: речь школьников  5-8 классов города Саранска.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по данной теме.
  2. Провести анкетирование и Интернет – опрос.
  3. Определить круг наиболее употребительных слов, дать их толкование.

 Гипотеза:

Сленг является отражением тех изменений, которые происходят в жизни современного общества,  и его употребление  связано с желанием подростка  выделиться среди всех, быть современным, модным.

Методы и приемы работы: 

  1. чтение и анализ научной литературы  и Интерент-источников;
  2. анкетирование; Интернет-опрос.
  3. сравнительный анализ;
  4. обобщение.

Глава 1.Проблематика понятия сленга.

  1. Что такое сленг?

В языкознании нет четкого понятия сленга.

Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:

  1. книжные слова
  2. стандартные разговорные слова
  3. нейтральные слова

Вся эта лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Существует также нелитературная лексика, мы делим ее на:

  1. Профессионализмы
  2. Вульгаризмы
  3. Жаргонизмы
  4. Сленг

Эта часть лексики отличается своим разговорным и неофициальным характером.

Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.

Вульгаризмы - это грубые слова, обычно не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и т.п.

Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.

Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом, не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами.

Сам термин "сленг" в переводе с английского языка[1] означает:

  1. Речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
  2. Вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка.

Сленг состоит из слов и фразеологизмов, которые возникли и первоначально употреблялись в отдельных социальных группах и отражал целостную ориентацию этих групп. Став общеупотребительными, эти слова в основном сохраняют эмоционально-оценочный характер, хотя иногда "знак" оценки изменяется. Например, "халтура" (актерская среда употребления) - обозначает "приработок".

На проблему выделения или не выделения сленга из ряда других и как понятия и как термина у отечественных языковедов существует несколько точек зрения.

И.Р. Гальперин в своей статье "О термине "сленг"", ссылаясь на неопределенность этой категории, вообще отрицает ее существование.

Его аргументация основана на результатах исследований английских ученых лексикографов, главным образом на их опыте в составлении словарей английского языка, которые показали, что одно и тоже слово в различных словарях имеет различное лингвистическое признание; одно и тоже дается с пометой "сленг", "просторечие", или без всяких помет, что свидетельствует о соответствии литературной норме языка.

И.Р. Гальперин не допускает существования сленга в качестве отдельной самостоятельной категории, предлагая термин "сленг" использовать в качестве синонима, английского эквивалента жаргона.

Мнение о тождестве двух понятий (сленга и жаргона), но помимо этого - резкое отрицание присутствия подобного явления в русском разговорном языке (Е.Г. Борисова-Лунашанец, А.Н. Мазурова, Л.А. Радзиховский).

Интересно использовать в данном аспекте мнение академика А.А. Шахматова, который предлагал указывать на подобное явление внимание, а не увлекаться пропагандой отрицания сленга и указанием как надо говорить.

Однако не следует подходить к сленгу исключительно с позиции исследователя-лингвиста, так как язык - явление не статичное, но многогранное, и в первую очередь по способу выражения (сленг присутствует преимущественно в устной речи).

С точки зрения стилистики - жаргон, сленг или социолект - это не вредный паразитический нарост на теле языка, который вульгаризирует устную речь говорящего, а органическая и в какой-то мере необходимая часть этой системы.

Береговская Э.М. выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга, тем самым подтверждая тезис о постоянном обновлении словарного состава сленга. Помимо этого она указывает на доминирование ропрезентативной функции языка, как системного субъекта над коммуникативной путем сравнительного анализа словоупотребления в Москве и Московской области, т. е доказывает правомерность высказывания о том, что зарождение новых словарных единиц происходит именно в столицах, а уж потом происходит их перемещение на периферию. При этом в ее исследованиях отмечается, что это перемещение в среднем занимает 6 месяцев, но в связи с научно-техническим прогрессом и появлении более современных средств коммуникации сроки перемещения существенно сокращаются.

Некоторые исследователи полагают, что термин сленг применяется у нас в двух значениях: как синоним жаргона (но применительно к англоязычным странам) и как совокупность жаргонных слов, жаргонных значений общеизвестных слов, жаргонных словосочетаний, принадлежащих по происхождению к разным жаргонам и ставших, если не общеупотребительными, то понятными достаточно широкому кругу говорящих на русском языке. Авторы различных сленг-словарей именно так понимают сленг.

Существует несколько определений сленга.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

Сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе.

Остановимся на следующем определении: молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

1.2. Из истории возникновения молодежного сленга.

С начала  20 века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек.

Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги".

Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

1.3. Классификация сленга.

Сленг является одним из самых разнообразных, обширных и интересных средств коммуникации. Он описывает и характеризует почти все сферы и явления общественной и личной жизни. Принадлежность к определённой группе накладывает отпечаток на доминирующий способ образования. Выделяются следующие основные виды сленгов:

  1. школьный,
  2. интернетовский (сетевой),
  3. журналистский,
  4. молодёжный,
  5. армейский,
  6. геймерский,
  7. компьютерный,
  8. уголовный,
  9. SEO (Search Engine Optimization - оптимизатор поисковых систем),
  10. хакерский,
  11. наркоманов,
  12. стриптиза.

Глава 2. Молодежный сленг в речи  современного школьника.

2.1 Результаты анкетирования

Познакомившись в теории с таким интересным явлением, как молодёжный сленг, мы  решили выяснить, насколько сленг  проник  в речь моих сверстников. С этой целью мы провели Интернет - опрос и анкетировании среди школьников города Саранска, в котором участвовало 138 человека. Анкета состояла из 6 вопросов с выбором ответа.

  Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Знаешь ли ты, что такое молодежный сленг ?   (  да, нет )

Если да, то приведи примеры.            

  1. Используешь ли ты эти слова в своей речи?      (часто, редко, никогда)
  2. Почему ты  их употребляешь ?

а) Считаю, что модно, современно.

б) Нужны в речи для связи слов.

в) Пополняют словарный запас. 

г) Делают речь понятнее для друзей.

д) Помогают самоутвердиться.

е) Придают моей речи живость, юмор.

  1. Мог (ла) бы ты обойтись без жаргонных слов и выражений?

(  да, нет )

  1. Стараешься  ли ты обойтись без них?

а) Да б) Не  в) Не думал(а) об этом

  1. Когда ты вырастешь, будешь ли   употреблять сленг?

а) Да б) Нет  в) Не думал(а) об этом

  В результате исследования было выяснено следующее:

  1. Из 138 опрошенных  126 знают, что такое молодежный сленг и  активно используют его  в своей речи.  
  2. 56 человек употребляют такие слова очень часто, 48 - редко, 34 - никогда.
  3. Как выяснилось, причины употребления сленга разные. Например:

47 учащихся считают, что это модно, современно, 21 – сленг  нужен в речи для связи слов и столько же, что придают  речи живость, юмор.  13 человек считают, что благодаря сленгу, пополняют словарный запас.   Для 32 человек речь с использованием сленга становится понятнее для друзей

  1. 103 человека могут обойтись без сленга,  а 35 – нет.  
  2. 49 человек стараются обходиться без сленга , 31 – уже не представляют свою жизнь без них
  3. На вопрос: « Когда ты вырастешь, будешь ли ты  употреблять сленг?» - утвердительно ответили 27 учащихся, отрицательно  – 37 учащихся, не думали об этом – 74 учащихся.

2.2.  Самые распространенные слова среди подростков.

Исследовательская  работа показала, что школьники активно используют сленг в своей речи,   чаще всего  при общении друг с другом. Они считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком и это одна из главных  причин употребления сленга.

Также мы выяснили, какие слова наиболее употребляемые в речи молодёжи.

  1. При встрече  ( чаще всего мальчики) приветствуют друг друга словом « Здоров».
  2. Простого безвольного, забывчивого человека называют – лох.
  3. Если подросток хочет выразить свой «скептический смех», то он использует слова « кек и лол».
  4. Сочетание букв СПС, часто используется в сетевых общениях, для того, чтобы быстро и кратко выразить свою благодарность. По другому это обыкновенное слово « спасибо». В настоящей жизни употреблять такое сочетание букв не очень удобно.
  5. Слово « Окей» часто используется, как в Интернет общении, так и в повседневной жизни. По- другому это слово означает « Да», то есть согласие. В Интернет общении, это слово заменяется на более краткую форму –  «ОК».  Это слово пришло к нам из английского языка – «okay или ОК».
  6. Эмоции часто заменяют слова: круть, клёво, прикольно, круто, вау и другие.
  7. Слово  человек часто заменяют на краткую форму ЧЕЛ.
  8. Если человек допускает ошибку, то говорят « облажался».
  9. Бытовую технику и технические аппараты называются так: комп, телек, тел, мобила, тачка, клава.
  10. В последнее время, в связи с событиями на Украине, стало распространённым слово троллить ( от троллинг - это  провокационные, подстрекательские сообщения (в сети), направленные на разжигание конфликта среди членов какого-то сообщества).  В мальчишеской среде 5-6 классов это слово употребляют для  высмеивания кого- либо.
  11.  Крутого человека в дружеской компании называют часто так: пацан, чувак, братан. Таким образом, окружающие с помощью таких слов выражают своё уважение. Ещё часто говорят такие фразы, Здоров, пацан! Хай, чувак! Уважуха, братан !

Но интересен тот факт, что очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость.

Например: «Ну ты, блин, даешь!»(удивление). «Не мешай, блин» (раздражение). «Здорово, блин!» (восторг) и т. д. 

2.3. Что оказывает влияние на сленг молодежи.

Данный опрос позволил выявить любопытные факты:

  1. Очень много слов приходит в речь из компьютерных игр. В основном это  заимствования с английского языка: нуб - начинающий игрок; причём слово нуб многими стало употребляться в значении « игрок, который постоянно играет в компьютерные игры», чар – персонаж; раснуть – оживить.

Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык,  понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько  эти слова влились в современную речь.

  1. Развитие компьютерных технологий; Интернет, его широкие возможности, видеофильмы пополняют словарный запас подростков такими словами , как:   лузер – неудачник; дринк – напиток, произошёл от английского слова пить - drink  ; пипл – люди; крэзи (crazy) - сумасшедший, крэзанутый; лав стори (love story) - любовная история.
  2. Из танцевального направления взято слово батл (англ. battle — бой, битва), буквально обозначающее— в хип-хопе, тектонике - танцевальное сражение между участниками для выявления сильнейшего из них.  В  настоящее время употребляется многими школьниками в значении спорить, помериться силами.

4.Заключение

 Проведённая исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:

  1. Сленг активно используются школьниками в повседневной жизни.
  2. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке.  Современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства  – выразительность и краткость. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной,  говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции
  3. Немаловажным фактором является  влияние СМИ на речь школьника. Кроме того нами установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывается над тем, как говорит.
  4. Отрицательный ответ на вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?» говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление.
  5. При этом интересным нам показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно).
  6. Старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.

Сделанные выводы подтверждают гипотезу нашей работы: сленг является отражением тех изменений, которые происходят в жизни современного общества, и его употребление  связано с желанием подростка  выделиться среди всех и быть современным, модным.

   

5.Список литературы

  1. 1. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
  2. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
  3. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. — (под редакцией Н. Ю. Шведовой), — М.: «Русский язык», 1989
  4. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
  5. http://lasola.ru/career/professionalnyy-sleng-chto-eto.html
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B3
  7. http://revolution.allbest.ru/languages/00240524_0.html


[1] Советский энциклопедический словарь, под ред. С.М. Ковалева, - М.: «Советская энциклопедия", стр. 1234


Поделиться:

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Позвольте, я вам помогу

Снегири и коты

Как зима кончилась

Лавовая лампа