• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

НИР "Тайна куклы"

Опубликовано Вартик Наталья Владимировна вкл 21.11.2016 - 8:16
Вартик Наталья Владимировна
Автор: 
Васильева Наталья

Научно-исследовательская работа ученицы третьего класса, посвящённая изучению кукол - их происхождению, значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nir_tayna_kukly.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon primer_tezisnoy_podgotovki_k_zashchite_nir.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

  Районная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

Секция «Юниор»

Научно – исследовательская работа

Тема: «Тайна куклы»

Выполнила: Васильева Наталья

Ученица 3 «Б» класса

МБОУ АР «СОШ №2»

Домашний адрес: г. Алдан,

ул. Жадейкина,17/3.

Научный руководитель:

Вартик  Наталья Владимировна,

учитель начальных классов.

МБОУ АР «СОШ №2»

Ул. 50 лет ВЛКСМ д. 14

г. Алдан

2016 г.

      Изящные,  заброшенные, странные, жалкие, взрослые, детские, дорогие, дешевые, фантастические , удивительные...

        С ними мы  играем в «школу», в «магазин», их ломаем, создаем, покупаем, дарим, любим, выпрашиваем, укладываем спать...

        Иногда их отправляем в мусор,  или на чердак, шьем для них "одежку", даем поиграть подружкам...

О чем идет речь? Конечно, же о куклах.

        Сегодня я хочу рассказать о своей любимой игрушке.

        Нет ни одной девочки на свете, которая не любила бы играть в куклы. А вот как и когда она появилась на свет, мне хотелось давно.

       Кукла  – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она -  обязательный спутник наших детских игр . Благодаря ей мы - дети становимся  взрослее, действуем с ними как хотим, заставляем исполнять наши мечты и желания.

        «Кто ее придумал?»

        Оказывается, на  сегодняшний  день  самой   древней   куклой считается фигурка из слоновой кости. Она была найдена на территории Чехии, и ей уже около 35 тысяч лет. Я так думаю, что игрушкой она вряд ли являлась, так как больше была похожа на статуэтку.  Статуэтка имела совершенно иное предназначение – она изображала божество. А меня, как и любую другую девочку, все-таки интересует кукла-игрушка.

        В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек-кукол, они сделаны на фабрике, но они не несут тепла души их создателей. Все куклы как игрушечные роботы, некоторые даже автоматизированы.

       Я считаю, что  куклы должны быть изготовлены своими руками, а не машинами. Хотелось бы,  чтобы каждая кукла была неповторимой.        Выбранная тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.  Благодаря ей мы - дети становимся  взрослее, действуем с ним как хотим, заставляем исполнять наши мечты и желания.

АНКЕТИРОВАНИЕ  

«Откуда произошло слово «кукла»?»

«Какие куклы  существуют в мире?»,

 «Что сделать, чтобы она была неповторимой и своеобразной?»  

 «В каком возрасте Вам купили первую куклу?»

 «Ваша любимая кукла и как она появилась?»

   

       Для нахождения ответов на данные вопросы я расспрашивала взрослых, родителей, учителей . Однако,  ясного полного ответа  так и не услышала. Тогда я поставила перед собой цель: провести исследование.

 

1.Слово «кукла» греческого происхождения. В толковом словаре С. Ожегова говорится о том, что  оно произошло от  слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например,   пучок соломы, который девочки издавна пеленали.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

  • первое – это детская игрушка в виде фигурки;
  • второе - в театральном представлении - фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
  • Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова)

О том, какие куклы бытовали во времена Древней Руси, мы можем узнать только из литературных источников.

          Кукол делали из всего того, что было под руками. В первую очередь для изготовления кукол использовалась глина. Среди народных кукол встречались и стеклянные, в том числе выполненные из цветного стекла. Так  в России задолго до появления сергиевопосадской и богородской игрушки из дерева резали простых кукол. По преданию, первую  деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой лавры.

             Во многих регионах России исходными материалами для изготовления народной куклы служили корни и шишки.

В крестьянских семьях кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, причем в значительной степени они сохраняли свою ритуально-обрядовую значимость.

Куклам издревле приписывались волшебные свойства.

Интересно, что у первых кукол лицо не изображалось. Считалось большим грехом рисовать человеческое лицо кукле. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать, иногда кукол так и называли — «рванки».

Такие куколки - обереги и сейчас делают народные умельцы, называя их «берегуши».

Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось.

Русские народные куклы по своему  назначению делят на 3 группы: куклы – обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.

  • куклы-обереги, Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. С давних веков дошел обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.

Самые первые куклы - обереги делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы от бабушки к внучке. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу», так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи, была куколка.

  • игровые куклы Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на  сшивные и свернутые.  
  • обрядовые куклы.  Это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

С куклами было связано много обрядов и  поверий. На Руси издавна проводы зимы сопровождались сжиганием куклы-чучела Масленицы. Этим обрядом  встречали долгожданную весну.

Россия едва ли не единственная страна в мире, где вплоть до недавнего времени в изготовлении кукол преобладала народная традиция.

Куклы жили вместе с народом, были частью жизни, жили в праздниках, обрядах, помогали сохранить здоровье, были оберегами на счастье, в дорогу, на удачу.  

          Исследуя мир современных кукол можно сказать, что на сегодняшний день существуют огромное количество самых разнообразных кукол.  Но классическая кукла имеет детские пропорции  одежды.

С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.  Родилась эта кукла  в Америке. Она очень красива, но бездушна.

             Сравнив традиционную народную игрушку с современной игрушкой массового производства необходимо отметить, что как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы

массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Преимущества тряпичной русской куклы в том, что:

1)она была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер;

2) она быстро изготовлялась;

3) она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущества современной куклы в том, что

  1. она долговечна;
  2. её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. 3) у современной куклы  двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что

  1. они не индивидуальны, а являются массовыми

2)   они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

 В современном мире есть люди, которые увлечены изготовлением кукол, которые индивидуальны и неповторимы.

Чтобы убедиться в легкости и увлекательности изготовления русской тряпичной куклы мы попробовали изготовить  тряпичную куклу «закрутку»(от слова крутить, закручивать») .. Особенностью этой куклы является то, что при ее изготовлении иголка не нужна.

Туловище – это кусок ткани, закрученный вокруг своей осии скрепленный ниткой. Таким же способом изготовлены руки , и , наконец, шарик – голова с помощью нитки прикрепленный к туловищу. Технологию изготовления вы видите на экране:

При изготовлении тряпичных кукол недопустимо использование колющих и режущих предметов..Нами легко и просто, но с большим старанием были созданы данные куклы. Ведь раньше по мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочек к обучению к настоящему ремеслу шитья.

       Итак, мы считаем что в своей работе достигли поставленных задач исследования. Проведенное исследование может дать необходимые сведения учащимся, заинтересовавшимися своей игрушкой – куклой, преимущественно русскими народными куклами. Ведь они – неотъемлемая часть русской культуры, один из интереснейших видов кукол. Наша работа поможет изучить разновидности кукол, познакомиться с историей их происхождения, с технологиями изготовления. Ведь куклы – наши близкие друзья, благодаря им мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми, у нас развивается вкус , фантазия, закладываются первые навыки шитья. Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность.

Авторская кукла ручной работы – это не просто игрушка или сувенир. Это изделие в которое мастер вдохнул частичку своего «я».

          Когда я начинала собирать весь этот материал, то даже не предполагала, что существует  такое огромное количество разных кукол. Я  узнала много интересного о возникновении кукол, об их авторах! Мои подружки с удовольствием слушали мой рассказ об этом. А теперь мы хотим вместе узнать о деталях костюмов кукол разных народов и, возможно, научиться  шить самим новые наряды для своих кукол!

  

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека. Вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца. Женские фигурки и оленей - символы плодородия. Волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Вот такими были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

В заключении я задала себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?», «Чему она научила?».

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Я узнала, что кукла - знак человека, его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

В итоге в ходе моей работы было достигнуто следующее:

  • была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды


Предварительный просмотр:

1.    Меня зовут Васильева Наталья. Я учусь в 3 классе во 2 школе.

Тема моей работы «Тайна куклы».

     

2.    Изящные,  обычные, странные, взрослые, детские, дорогие, дешевые, фантастические , удивительные...

3.     С ними мы  играем в «школу», в «магазин», их ломаем, создаем, покупаем, дарим, любим, выпрашиваем, укладываем спать...  Иногда их отправляем в мусор,  или на чердак, шьем для них "одежку", даем поиграть подружкам...

О чем идет речь? Конечно же,  о куклах.

4.      Сегодня я хочу рассказать о своей любимой игрушке.

5.      В народе говорят: «С куклами возиться – бытию учиться».

6.     Я подумала: «Почему интерес к кукле не угасает на протяжении всей истории существования человечества?»

7.      Целью моей работы стало изучение происхождения куклы, как одной из самых первых игрушек.

Задачи исследования на слайде.

8.       Кукла  – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она -  обязательный спутник наших детских игр . Благодаря ей мы - дети становимся  взрослее, действуем с ними как хотим, заставляем исполнять наши мечты и желания.

 9.   «Кто ее придумал?»

10.  Оказывается, на  сегодняшний  день  самой   древней   куклой считается фигурка из слоновой кости. Она была найдена на территории Чехии, и ей уже около 35 тысяч лет. Я так думаю, что игрушкой она вряд ли являлась, так как больше была похожа на статуэтку.  Статуэтка имела совершенно иное предназначение – она изображала божество. А меня, как и любую другую девочку, все-таки интересует кукла-игрушка.

11.     В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек-кукол, они сделаны на фабрике, но они не несут тепла души их создателей.

12.       «Откуда произошло слово «кукла»?»

           «Какие куклы  существуют в мире?»,

           «Что сделать, чтобы она была неповторимой и своеобразной?»  

            «В каком возрасте Вам купили первую куклу?»

            «Ваша любимая кукла и как она появилась?»

            «Чем она тебе нравится?»

Для нахождения ответов на данные вопросы я опросила 65 девочек.

13. «Откуда произошло слово «кукла»?»

Только 12 девочек знают историю создания кукол, с которыми они играют, 53 девочки не знают.

14.  «В каком возрасте Вам купили первую куклу?»

       Результат виден на слайде.

15. «Ваша любимая кукла и как она появилась?»

       Результат виден на слайде.

     Ясного полного ответа на свои вопросы я  не услышала. Тогда я постаралась найти ответы на эти вопросы.    

 

16.   Слово «кукла» греческого происхождения. В переводе означает «скручивать».

В толковом словаре С. Ожегова говорится о том, что  оно произошло от  слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например,   пучок соломы, который девочки издавна пеленали.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

  • первое – это детская игрушка в виде фигурки;
  • второе – фигура в театральном представлении;
  • третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова)

О том, какие куклы были раньше в  России, мы можем узнать только из литературных источников.

17.    Кукол делали из всего того, что было под руками. Делали из глины, дерева, стекла.

18.   Перед вами богородская игрушка – резная игрушка из мягких пород дерева.

По преданию, первую  деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой лавры.

19.      Самая знаменитая народная кукла в России – матрёшка.

20.   Первая матрёшка была изготовлена мастером Звездочкиным В.П. и расписана знаменитым художником Милютиным С.В.

21.   В 1900 году она была выставлена на всемирной выставке в Париже и получила медаль и всемирное признание.

             

22.    Русские народные куклы по своему  назначению делят на 3 группы: куклы – обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.

23.   Куклы-обереги защищали своих хозяев.

Самые первые куклы - обереги делались из золы. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках.

24.  Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них ребёнок учился вести хозяйство.

25.  Они делились на  сшивные и свернутые.  

26.    Обрядовые куклы принимали участие в обрядах, народных праздниках.

27.     Масленица - самая известная обрядовая кукла. На Руси издавна проводы зимы сопровождались сжиганием куклы-чучела Масленицы. Этим обрядом встречали долгожданную весну.

28.      Это интересно: лицо у первых кукол не изображали. Выполняли без игл и ножниц. Ткань рвали, а кукол так и называли – «рванки»

Такие куколки - обереги и сейчас делают народные умельцы, называя их «берегуши».

29.     В современном мире есть люди, которые увлечены изготовлением кукол, которые индивидуальны и неповторимы.

30.   Авторская кукла ручной работы – это не просто игрушка или сувенир. Это изделие в которое мастер вдохнул частичку своего «я».

31.     Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего автора.

32.     Когда я начинала собирать весь этот материал, то даже не предполагала, что существует  такое огромное количество разных кукол. Я  узнала:

  • создание куклы – это древнее ремесло;
  • кукла учит общаться, фантазировать, творить;
  • кукла забавляет и ребёнка и взрослого.

Проведенное исследование может дать необходимые сведения учащимся, заинтересовавшимися своей игрушкой – куклой. Наша работа поможет изучить разновидности кукол, познакомиться с историей их происхождения, с технологиями изготовления. Ведь куклы – наши близкие друзья, благодаря им мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми, у нас развивается вкус , фантазия, закладываются первые навыки шитья. Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность.

  

           


Поделиться:

Фокус-покус! Раз, два,три!

Круговорот воды в пакете

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Свадьба в Малиновке

Соленая снежинка