Исследовательская работа по лирике татарского поэта М.Джалиля
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_hayrullina_a.f.docx | 39.58 КБ |
МБОУ «БОЛЬШЕНУРКЕЕВСКАЯ СОШ»
Сармановского муниципального района
Республики Татарстан
Мотив счастья в лирике Мусы Джалиля
Выполнила работу:
Хайруллина Айгуль Фаниловна,
ученица IХ класса
Научный руководитель:
Хузина Милауша Рафисовна
2016 год
На свете есть немало книг, которые способны подтолкнуть человека на какое-либо дело, немало писателей, раскрывших в своих произведениях тайны бытия, или, хотя бы, попытавшихся это сделать. И практически каждое произведение мировой литературы говорит о том, что такое счастье.
Библейский мудрец Соломон, например, считал, что счастье не в том, чего мы можем достичь своими усилиями, а в самих усилиях. Быть счастливым значит «наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог». Различные представления о счастье высказаны героями и персонажами поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведении был счастлив Гриша Добросклонов. Вот так Гришка говорит об истинном счастье:
Не надо мне ни серебра
Ни золота, а дай господь
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
А в рассказе А.Чехова «Крыжовник» утверждается, что счастье заключается в умении делать людям добро: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, смысл это вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!»
Моя работа напрямую связана с вышеперечисленными произведениями и проблемой, поднятой в них. А что такое счастье в понимании известного татарского поэта Мусы Джалиля? Именно на этот вопрос искала я ответ в его стихотворениях.
Итак, целью моей работы является определить отношение Мусы Джалиля к данной проблеме, выяснить, через какие образы, с помощью каких средств поэт передаёт читателю свои чувства, эмоции, мысли; с какими ещё мотивами связан мотив счастья в его стихах. Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
- изучить произведения поэта, проанализировать их;
- определить взгляды поэта на счастье;
- изучить имеющуюся научную литературу по данной теме;
- сопоставить полученные данные и сделать вывод.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Творчество Мусы Джалиля можно разделить на несколько периодов, и мотив счастья в каждом из этапов меняется: другие образы, другие методы использует автор, чтобы донести свои мысли до читателя, да и содержание произведений тоже различается.
Первый период – это время его становления. До наших дней дошло несколько общих тетрадей со стихами, рассказами, пьесами юного поэта. Сам поэт писал: «В 1922-23 годы я был далек от реального воплощения социалистической действительности. Мои творческие принципы были таковы, что я был не в силах отобразить современную жизнь. Тематика стихов была далека от жизни. В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе». Следующие за этим периодом этапы: 1924-1932 годы, когда Муса Джалиль проявился как комсомольский поэт, автор десятков стихотворений и таких поэм, как «Сарвар», «Пройденные дороги»; 1932-1941 годы, примечательные тем, что основное внимание поэта было уделено новому человеку, строителю социализма, его светлым мыслям, его исключительному характеру; 1941-1944 годы – очень короткий период, пожалуй, самый изученный, самый известный, так как это фронтовая лирика Мусы Джалиля, включающая бессмертные «Моабитские тетради».
В статье Гази Кашшафа «Муса Джалиль» мы читаем: «Раннее творчество Джалиля носит на себе явные следы влияния демократической татарской литературы начала XX века, в особенности поэзии Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. С их творчеством стихи Мусы сближает гуманистический пафос, сочувствие к угнетенным, непримиримость ко злу во всех его видах. Уже с первых, пока что наивных, опытов чувствуется демократизм начинающего автора». Как мы знаем, он вышел из низов, испытал высокомерное отношение байских сынков, поэтому он с сочувствием относился к народу. В этот период язык стихотворений Мусы Джалиля более простой, мысль его высказана прямо, без прикрас. Его поэзия рождена и вдохновлена юношеским максимализмом, высоким накалом гражданских чувств. Из этой романтически-окрыленной ранней лирики поэта можно выделить стихотворение «Счастье», написанное в 1919 году. Лирический герой молодого романтика – сын своей страны. Он полон желания бороться против врага за счастье и свободу своей Родины:
Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей,
Если б враг отступил перед силой моей…
Муса и сам не просто агитировал за новую жизнь, но и с оружием в руках отстаивал молодую Советскую власть: в отрядах частей особого назначения воевал с белыми бандами. Поэтому лирическому герою недостаточно агитации: он желает поднять на борьбу весь народ. А самые последние строки стихотворения позволяют сделать вывод о том, что такое для героя счастье. Личное счастье возможно только в борьбе:
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Ещё одно стихотворение, написанное в 1923 году, по своему содержанию перекликается с предыдущим. Это стихотворение «От сердца». Но 4 года, разделяющие эти стихи, показывают, как рос поэт. Лирический герой здесь тот, кто «солнцу новый путь открыл за мглою, побывал в гостях у синих звезд, небо сблизил и сдружил с землею». Мы понимаем, что форма стихотворений Джалиля изменилась: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые несут большую смысловую нагрузку, украсили стихотворение, сделали язык выразительным, показали, что пришёл в татарскую литературу интересный поэт, со своим видением, со своим отношением к жизни. Но идеалы его лирического героя те же:
Товарищи мои, нам страх неведом!
Одним порывом объединены,
Мы радуемся счастью и победам,
Нас тысячи, мы молодость страны.
Поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве начинается с 1924 года: « В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе». Джалиль решительно отказывается как от романтической условности, так и от восточной метафоричности, ищет новые, реалистические краски. 1924-1932 годы – это пора становления Мусы Джалиля как комсомольского поэта. Этому способствует и его активная общественная деятельность. В годы работы инструктором Орского укома комсомола (1925-1926) Джалиль ездит по казахским и татарским аулам, организует комсомольские ячейки, ведет активную политико-массовую работу. В 1926 году он становится членом Оренбургского губкома комсомола. В следующем году его посылают делегатом на Всесоюзную конференцию ВЛКСМ, где он избирается членом татаро-башкирской секции ЦК ВЛКСМ. После переезда в Москву Джалиль совмещает учебу в МГУ с большой общественной работой в ЦК комсомола. Он становится членом бюро секции и впоследствии заместителем ответственного секретаря. «Комсомольская работа обогатила мой жизненный опыт, закалила меня, воспитала во мне новый взгляд на жизнь»,- отмечал позднее поэт («Мой жизненный путь»). И в эти же годы занимается журналистской деятельностью. В этот период он славит новую жизнь, счастливое будущее, тех, для кого труд – это возможность внести свой вклад в строительство этой новой жизни. Настоящее счастье – жить в стране советов – такова основная идея многих стихотворений тех лет. Мы видим в них счастье матери, которая материнское счастье связывает со счастьем труженицы завода( «Мать», 1927-1929); молодых ударников, коммунаров, призывающих к борьбе за коммунизм, считая, что именно в этом счастье советского человека («Юнгштурм»). Особый интерес у меня вызвало стихотворение «Шайхи». Главный его герой – Шайхи, парень, в глазах которого, как пишет поэт, «горит славный огонь будущих дней», любая работа ему под силу, на его лице вечная радость. Он занят общественной работой, и Джалиль сравнивает его с молнией. Лирический герой принёс ему нерадостные вести: тоскуя по Шайхи, проклиная его, умерла в деревне старушка-мать; не дождалась его, вышла за другого замуж жена. Эти вести он воспринимает спокойно: только на минуту он задумался, а потом горько улыбнулся и сказал: «Плюнь! Подпиши!» Шайхи – человек, который государственные интересы ставит выше личных и счастлив именно этим. Только для меня так и осталась тайной позиция самого автора: то ли поэт восхищается силой духа Шайхи, то ли осуждает...
Следующая ступень творчества Мусы Джалиля – 1932-1941 годы. Поэзия Джалиля становится глубже, многообразнее. Обогащается внутренний мир лирического героя. Его чувства становятся психологически достовернее, а восприятие жизни - философски значительнее, мудрее. От резкого ораторского жеста поэт переходит к доверительной лирической исповеди. От размашисто-энергичной поступи стиха - к песенной напевности. Герой его всегда воинственно активен. Ему чужды праздная созерцательность, душевная пассивность.
Я проанализировала стихотворения «Наша любовь»(1932) и «Зимние стихи» (1935 год) и заметила, что в них появляется любовный мотив.
Помнится, была весьма забавной
Наша комсомольская любовь.
Члены волостного комитета,
Ехали на съезд мы. Вижу вновь
Красный тот вагон и пар морозный...
и:
Вот на лыжах, в свитере зеленом,
Ели молодой под стать вполне,
Наполняя лес веселым звоном,
Девушка моя спешит ко мне.
Лирический герой вспоминает былые годы борьбы, «одну шубу на двоих», «ветер из всех щелей»; он так же уверен в торжестве «ленинской идеи», в величии коммунизма, но тут уже слышны другие мотивы. Появляются какие-то тёплые чувства, новые эмоции, которые меняют общий тон произведения. Создаётся впечатление, что Джалиль в этих стихах как никогда раньше близок к реальности, в его творчестве отчетливее проявляются краски и образы реальной жизни. Он понимает, что счастье – многогранное понятие: герой пытается быть счастливым и в личной жизни, в любви, и в своей борьбе за будущее.
Солнце!
Мы горим одною страстью,
Мы с тобою счастливы сейчас.
Песня юной жизни, песня счастья
В сердце зарождается у нас.
Так критик В.Воздвиженский говорил об особенностях этого периода: «Эмоционально-образное восприятие жизни освободило поэзию Джалиля от прямолинейности, но ничуть не лишило ее обычной целеустремленности, высокого общественно-политического тонуса» .
К этому же периоду относится стихотворение «Ветер», где мы видим молодого труженика полей. При помощи реалистических деталей быта - жатки, трактора, ржаного поля – поэт переносит нас на природу. Вместе с лирическим героем мы слушаем ветер, встречаем рассвет. При этом Джалиль одухотворяет природу, показывая внутреннее состояние героя, а он счастлив и песни у него поэтому «счастливые»: он смог осчастливить себя и осчастливить своим ратным трудом свою страну. По словам критиков, «в произведениях Мусы Джалиля пробивается, словно талая вода из-под снега, живое, лирическое чувство. Лиризм - самая сильная сторона таланта Джалиля».
Такие же мотивы мы слышим стихотворениях «Песня молодости», «Молодёжь», и очень часто, используя местоимение «мы», Джалиль говорит от имени всего молодого поколения и утверждает всё те же ценности.
Особняком стоят произведения, написанные Мусой Джалилем на фронте, а позже в плену. «Иной характер носят стихи, написанные на фронте. На смену патетическому монологу и открытой публицистичности приходит фронтовая лирика, просто и достоверно раскрывающая чувства и мысли человека на войне», - писал о них Рафаэль Мустафин. Пожалуй, это самые зрелые стихи поэта, и в них мы видим уже философское отношение к понятию счастья. Возьмём стихотворение «Счастье», написанное в 1942 году. В нём автор рассуждает о минутах невзгоды и счастья. Он уверен в том, что:
Былые невзгоды,
И беды, и горе
Промчатся, как воды,
Забудутся вскоре.
А вот счастье человек
не забывает никогда:
Но ввек не забудешь
Прошедшего счастья.
Живете вы снова,
И нет вам забвенья,
О, счастья людского
Часы и мгновенья!
И это, наверное, связано с тем, что во время Великой Отечественной войны Мусе Джалилю пришлось очень многое пережить, пересмотреть своё отношение к жизни и смерти, к добру и злу, к верности и предательству. Меняются образы в его стихотворениях, меняются средства, используемые в стихах. Его лирическому герою, находившемуся в плену, счастьем кажутся самые обычные для нас вещи, которых мы иногда даже не замечаем: возможность видеть солнце, дышать свежим воздухом, находиться рядом с близкими, (стихотворения «Расставанье», «Воля», «Любимой» и другие).
Всё чаще и чаще мы чувствуем связь мотива счастья с мотивом памяти. Читая «Садовод», созданный в 1943 году, читатель вместе с героем Джалиля переносится в прекрасный сад, где растут яблони, ягоды, фиалки и маки, слышит голоса птиц, прилетающих весной. Поэт подводит читателя к мысли о том, что природа обновляется каждой весной – это вечный закон, а человеку не дано жить дважды. Но можно жить в благодарной памяти людей, и это зависит только от самого человека: жить, работать так, чтобы следующие поколения вспоминали о тебе тёплым словом:
И молодежь придет, похвалит сад.
А если и умрет он, садовод,
Сад будет жить, цвести из года в год.
И счастлив старый: лиственница-друг
О нем споет, печалясь, на ветру.
И в стихотворении «Дуб» Муса Джалиль славит человека, посадившего это дерево, думая не только о себе, но и о других. Идея произведения в последних четверостишиях:
Преклонюсь перед тобою,
Счастлив ты, земляк далекий.
Памятник тебе достойный
Этот старый дуб высокий.
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.
Такое соединение двух мотивов вполне объяснимо. По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю. Тоска и отчаяние тяжелым комом застревали в горле. Надо знать его жизнелюбие, общительность, привязанность к друзьям, жене, дочурке Чулпан, его любовь к людям, чтобы понять всю тяжесть вынужденного одиночества. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали Джалиля, а разлука с Родиной. Он не был уверен, что Родина узнает правду, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. Вдруг фашистам удастся оболгать его, и на Родине будут думать о нем как о предателе? Поэтому в эти стихи он вложил всю силу души, все свои мечты желания, и мы видим «чудесный сплав личного и общенародного, к которому поэт стремился всю жизнь».
В стихотворении «Мои песни» вы не найдёте слово «счастье». Но оно угадывается. В песнях отразилась вся жизнь поэта, его ненависть к врагу, любовь к другу, его верность Родине, правдивость и искренность; стихи помогали ему жить, поддерживали в минуты радости и печали, поэтому он с такой теплотой и любовью обращается к ним. Бессмертие свое поэт видит в них:
Если умрете – умру в забвенье,
Будете жить – с вами жизнь обрету.
В стихотворении особенно ярко выразилось страстное желание поэта служить своей песней Родине, народу:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
Поэт сумел передать чувства и стремления советских людей – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, ненависть к врагу, чувства дружбы и братства. Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие идейное содержание стихотворения, интересны и смелы: жизнь свою поэт сравнивает со звонкой песней, смерть – с песней борьбы, чувства у него жаркие, клятва твердая. Он отвергает «низкие радости, мелкое счастье», и тем самым передаёт свои мысли и чувства: счастье – в умении быть свободным и в неволе, жить жизнью страны, бороться за свободу Родины и за её счастье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив вышеперечисленные произведения Мусы Джалиля и научную литературу о творчестве поэта, мы пришли к следующим выводам о мотиве счастья в его стихотворениях:
1. Мотив счастья в лирике Джалиля – один из основных мотивов, и он претерпевает изменения от этапа к этапу, то есть «растёт» вместе с поэтом, углубляется в содержании.
2. Счастье у поэта – понятие многогранное: это и личное счастье, и счастье общечеловеческое.
3. Данный мотив тесно связан с мотивами борьбы, памяти, свободы.
Разумеется, трудно в рамках одной работы полностью раскрыть данную тему. Мы считаем, что её изучение представляет большой интерес и предполагает кропотливый труд.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Муса Джалиль. Сочинения в четырёх томах. Казань. Татарское книжное издательство. 1976.
2. . М.Джалиль. Мой жизненный путь. http://www.sormovich.nnov.ru/archive-old/2006/09/19.html
3. Кашшаф Г.С. Муса Джалиль (Очерк о жизненном и творческом пути поэта-героя). К.: Тат. книж. изд., 1961.
4. Рафаэль Мустафин. Живые нити. http://kitaphane.tatarstan.ru/jal_1.htm
5. Воздвиженский В. История татарской советской литературы. — М., 1965.
http://musa-jalil.narod.ru/bio.html
Рисуем пшеничное поле гуашью
Серебряное копытце
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Будьте как солнце!