• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Экскурсия по музейной экспозиции «Крестьянская семья: жизнь и быт»

Опубликовано Веселова Александра Владимировна вкл 22.12.2016 - 13:47
Автор: 
Антимонова Дарья

        Крестьянский быт не отличался многообразием. В русских избах были только самые необходимые предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_ekspozitsiya_.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по музейной экспозиции

           «Крестьянская семья: жизнь и быт»

        Крестьянский быт не отличался многообразием. В русских избах были только самые необходимые предметы.

Важное место в избе занимала печь: в холодном климате без печи было не выжить, да и в течение года в ней готовили, сушили ягоды и грибы, пекли хлеб, спали и даже лечились. Печь фигурирует даже в русских сказках: то Илья Муромец на ней лежит, то Баба Яга детей поджаривает. Русская печь отличается шириной, массивна и долго сохраняет тепло. Нередко печь имеет выемки и ниши, где хранится кухонная утварь. В центральных районах России печь стояла в правом углу от входа. Строили ее на отдельном фундаменте — небольшом срубе, набитом песком, камнями и проч. Это было необходимо, чтобы печь не перекосила избу. Изначально избы топились по-черному, то есть дым скапливался в избе и выходил через открытые двери и окна. Но с появлением потолка все чаще крестьяне стали делать печи с трубами — избы стали «белыми».

Мебель была представлена неподвижными широкими лавками, расставленными вдоль стен и одним концом прикрепленными к ним. На них и сидели, и спали. Возле печи находилась «судная» или «посудная» лавка, где хозяйничала самая старшая женщина. Та часть избы, где она располагалась, считалась женской половиной, мужчинам сюда ходить было нежелательно, а уж посторонним — тем более. У печи с раннего утра хлопотала хозяйка.

Посуда, которой пользовались крестьяне, была простая. В печи готовили в чугунках.

Чугунок – сосуд из чугуна, для приготовления пищи в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. Вошел в русский быт в середине 19 века. Его ставили в русскую печь или на кухонную плиту с конфорками (отверстиями).

В русскую печь чугунок ставили с помощью ухвата (на каждый размер чугунка был свой ухват). Ухват — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.

Для подачи на стол молока и молочных продуктов использовали глиняную утварь – крынку. Крынки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью. Для подачи на стол кваса и других напитков использовали кувшин – керамический сосуд.
Ночевка - деревянная доска из осины или липы с незначительным углублением, напоминающая мелкое корыто, на которую просеивают муку.

Корзина — это народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина — укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего.

Традиционная будничная посуда русских крестьян разнообразием не отличалась, ею пользовались 3- 5 раз в день. Трапезный стол занимал почетное место в красном углу, под образами. Перед едой хозяйка расстилала скатерть, все крестились и читали краткую молитву. Под образами садился глава семейства, по правую руку от него мужчины, по левую – женщины. «Горячее» хозяйка подавала в общей чаше, выточенной или выдолбленной из дерева, которая в крестьянском быту называлась миской, блюдом, тарелкой. Вместе с чашей подавались ложки, которыми по очереди хлебали «горячее». Они были разнообразны по форме, размерам и технике изготовления.

Вечерами на стол ставили керосиновую лампу. Возле лампы на лавках располагались девушки, вышивающие рушники и приданное. Рушни́к— полотенце из домотканого холста. Предмет обыденного и ритуального назначения. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляли вышивку, кружево, ленты.

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.

Помимо вышивки женщины пряли пряжу. Для этого использовались прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи.У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. Но прежде чем прясть шерсть, её необходимо было подготовить. Для этого использовали гребень.

Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Кроме того для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её.

Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Чтобы заготовить шерсть пользовались ножницами для стрижки овец.

Мужчины сидели у печи и чинили валенки, плели лапти, шили поршни. Ла́пти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и, в дальнейшем, сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью (около 10 дней зимой и около 5 дней в другое время года).

Кроме лавок, обязательной мебелью в избе был сундук. На сундуках также спали: они могли быть длинными — до 2 м., и широкими. В сундуках хранили некоторую одежду и приданное. Также одежду хранили в холодных горницах, сенниках и клетях.

Для стирки и глажки белья женщины использовали рубель.

Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину  использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. На Русском Севере рубели называли «катальными палками. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. 


Поделиться:

Повезло! Стихи о счастливой семье

Рисуем крокусы акварелью

Госпожа Метелица

Сказка об осеннем ветре

Весенняя гроза