Работа посвящена исследованию жизненного пути учителей- орденоносцев, живших в советский период, получивших образование в дореволюционной России.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 121.51 КБ |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
Волховского муниципального района
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
М.А.Филиппова и Е.А.Ковригина
Выполнила Суроегина Алена
11а класс
Научный руководитель Михайлова Н.В.,
учитель истории
г. Сясьстрой
2016 год
ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
1.Введение, актуальность темы
2.Основная часть
2.1.Общая характеристика образования в дореволюционной России
2.2.Филиппова Мария Афанасьевна, заслуженный учитель России, выпускница Богословской церковно-учительской школы
2.2.1.Богословская церковно-учительская школа
2.2.2. «Вся жизнь моя - школа» - трудовой путь М.А.Филипповой
2.3.Ковригина Елизавета Александровна, выпускница Тамбовского института благородных девиц, учитель иностранных языков Сясьстройской школы
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5.Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Для меня и для моих одноклассников наступивший учебный год является определяющим для всей нашей последующей жизни. Впереди последний, завершающий год учебы, сдача сложнейших экзаменов. И самое главное, выбор своей будущей профессии. Мне кажется, что мой жизненный путь будет связан с воспитанием и обучением детей. Конечно, этот путь очень сложный, тернистый, требующий постоянной работы над собой. Ведь педагог – это человек, который все жизнь не только учит других, но и учится сам. И, все же, зная все трудности выбранного пути, я считаю свой выбор правильным. Являясь членом краеведческого кружка, работающего на базе нашего школьного музея, я уже принимала участие в исследовательском проекте, посвященном жизни и трудовому пути сясьстройских педагогов. Тема меня увлекла. И я решила ее продолжить. Думаю, что данные разработки можно объединить единой тематикой: «Вся жизнь моя - школа».
Выбрав для себя в будущем труд педагога, считаю свое исследование актуальным как для себя лично, так и для всех тех, кто свяжет свою жизнь с образованием. Ведь жизненный путь этих людей должен стать ориентиром для будущих профессионалов. И об этом забывать нельзя.
В ходе работы над своим исследовательским проектом я собирала биографические сведения о двух сясьстройских педагогах: Марии Афанасьевне Филипповой и Елизавете Александровне Ковригиной. Статью, подготовленную к 100-летию со дня рождения М.А.Филипповой и опубликованную в газете «Сясьский рабочий»¸автор, Харитонова И.В., руководитель Сясьстройского городского музея, назвала «Вся жизнь моя – школа». Это ответ Марии Афанасьевны на вопрос о том, чем для нее является труд педагога, заданный корреспондентом в тот день, когда ей вручали высшую награду Советского Союза – Орден Ленина. За свой труд эта замечательная учительница была удостоена высшим званием, каким только может быть отмечен педагог в нашей стране – Заслуженный учитель Российской Федерации.
Уже очень давно ушла из жизни Елизавета Александровна Ковригина, учитель иностранных языков. Со старых черно-белых фотографий смотрит на нас миля, хрупкая женщина, с лицом высокоинтеллектуального человека. По свидетельству тех, кто ее обучал, это был педагог высочайшей квалификации, стремившийся передать свои знания детям. За свой труд она была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Две разные учительские судьбы… Конечно, их объединяет преданность своему делу, высокий профессионализм, не сложившаяся личная жизнь, которая без остатка была отдана любимому делу. Но не только это. И Мария Афанасьевна и Елизавета Александровна получали образование, которое позволило им быть педагогами, еще в дореволюционной России.И на примере этих двух судеб можно проследить основные возможные пути получения образования женщиной в дореволюционной России. М.А.Филиппова является выпускницей Богословской церковно-учительской школы. «Богословки» - так ласково называли девушек, получивших образование в начале XX века в уникальном Саблеровском просветительском центре. А Е.А.Ковригина окончила курс Тамбовского института благородных девиц. Думаю, что уже этот стартовый этап в жизни этих двух состоявшихся людей, достоин детального изучения. Целью моего исследования считаю сбор, систематизацию и обобщение материала на конкретных жизненных примерах о ключевых элементах женской образовательной системы в дореволюционной России, а также проведение аналогий с образовательной моделью современного общества. Для создания данного проекта использованы материалы периодической печати, интернетресурс. В ходе работы над проектом использованы материалы Музея истории и развития Сясьского ЦБК (руководитель Петрова Т.С.), а также Сясьстройского краеведческого музея (руководитель Рябцева Г.Н.). Основной базовый материал почерпнут из фондов Историко-краеведческого музея школы. Привлечены сведения, полученные в ходе устных бесед с выпускниками Сясьстройских школ прошлых лет. Особую благодарность выражаю местным краеведам Баляковой Д.И. и Харитоновой Е.С., предоставившим в наше распоряжение ценные материалы личных архивов.
2.1.Общая характеристика образования в дореволюционной России
Характеризуя начальное образование в начале XX века, нужно отметить обязательные предметы преподавания: закон божий, русский язык и чистописание, арифметика, которые входили в систему одноклассных училищ с трёхлетним сроком обучения. В двухклассных училищах Министерства просвещения (пятилетний срок обучения) к этим предметам добавлялись история, география, черчение, естествознание, церковное пение. Программа церковно-приходских школ была примерно такая же. В городских трёхклассных училищах обучались шесть лет. Нужно отметить, что программы начальной и средней школ не составляли единого целого, и перейти с одной ступеньки образования на другую, минуя экзамены, к которым приходилось специально готовиться, было невозможно.
По переписи населения 1897 года грамотность детей от восьми до шестнадцати лет составляла 31,8%. Причина столь низкого качества обучения кроется, по всей видимости, не в качестве обучения, а в отсутствии обязательного начального образования. И в сельской, и в городской местности семьи с низкими доходами просто не имели возможности отправить своих детей учиться – дети с раннего возраста начинали зарабатывать на жизнь, материально помогать старшим. Среднее образование можно было получить, посещая гимназию. По своему Уставу гимназии «имели целию доставить юношеству общее образование» и приготовить его для поступления в университет. *
2.2.Филиппова Мария Афанасьевна, заслуженный учитель России, выпускница Богословской церковно-учительской школы
2.2.1. Богословская церковно-учительская школа
Если обратиться к материалам Большой Советской энциклопедии, церковные учительские школы характеризуются следующим образом. «Церковно-учительские школы – это педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюционной России для подготовки учителей церковно-приходских школ. История Богословской церковно-учительской школы очень интересна и ее основание связано с именем замечательного человека Владимира Карловича Саблера (1845 – 1929гг), занимавшего пост обер-прокурора Священного Синода, являвшегося активным общественным деятелем России в конце XIX начале XX века. Учительская школа была открыта в 1899 году. В основание всего строя школы было положено стремление неразрывно связать обучение с воспитанием. В 1902 году Богословская второклассная школа преобразована в церковно-учительскую.
* «Развитие образования в России в XIX – XX вв.», Севальнева Алла Николаевна, http://festival.1september.ru/articles/591324/
В неё принимались ученицы не только из Тульской, но и других епархий. Конкурс был большой: уже в 1903 году на 25 вакантных мест подали прошение 120 девочек. В начале 1910-х годов ежегодно
получали образование около 400 человек. Это был тогда единственный в России церковно-школьный городок.
Учащиеся набирались из всех слоёв населения. Преподавание в церковно-учительской школе велось по Закону Божию, истории вселенской церкви, церковному пению, русскому и церковнославянскому языкам, отечественной истории, географии, естествознанию, арифметике, черчению и рисованию, дидактике, гигиене, чистописанию, рукоделию, сельскохозяйственным работам. Выпускницы Богословской церковно-учительской школы воспитывали в духе добра и любви не одно поколение, тем самым внеся свой вклад в историю и культуру страны. Ярким подтверждением этих слов является жизненный путь Марии Афанасьевны Филипповой, воспитавшей не одно поколение сясьстройцев.*
2.2.2. «Вся жизнь моя – школа» -работа М.А.Филипповой в учебных заведениях Сясьстроя
В музее истории комбината хранится старенький, выгоревший от времени, аттестат зрелости 1908 года. «Предъявительница сего Мария Афанасьевна Филиппова, дочь крестьянина Новгородской губернии, Боровического уезда, деревни Селище, родившаяся в 1889году, православного исповедания, обучалась с 1904 года в Богословской церковно – учительской школе, в которой она окончила курс учения в 1908году, оказав при этом отличное поведение и следующие успехи…
* «Саблеровский центр церковного образования в селе Богословском»,
Аникеева Е. Н. (РУДН, ПСТБИ) http://do.gendocs.ru/docs/index-32479.html?page=15
За каковые удостоена Советом сей школы на основании №56 высочайше утверждённого 1 апреля 1902 года Положения о церковных школах, звания учительницы начальных классов. В удостоверении чего и дан ей, М.А.Филипповой, сей аттестат».
Кто же такая М.А.Филиппова и почему этот документ о ее образовании хранится в музее Сясьского ЦБК? Думаю, что сясьтройцам старшего поколения это имя хорошо знакомо, а вот молодежи не лишним будет рассказать о первой народной учительнице нашего поселка. Как же складывалась судьба молодой учительницы после окончания учительской школы? В начале сентября 1908 года она приезжает на работу в Новоладожский уезд, в Рогожскую церковно-приходскую школу. В школе учились дети местных деревенских жителей, занимающихся рыбным промыслом, охотой, лесозаготовками. На всю школу было три учителя. Помощи методической, консультаций получить было не у кого, приходилось полностью надеяться только на свои силы и знания. Единственным «начальником» и « повелителем» был поп, который контролировал школу и следил за тем, как соблюдают посты молодые учителя. «В школе, - вспоминала на одном из вечеров перед молодёжью Мария Афанасьевна,- царила бедность: старые сломанные парты, такие же скамейки; картины и наглядные пособия только религиозного характера , естествоведческих пособий вообще не было, как противоречащих религий . Дети крестьян были робки ,запуганы , у них не хватало смелости говорить перед учителем . Да и нам , молодым учителям , каждый чиновник с блестящими пуговицами внушал трепет и страх» .Но именно в этой школе, как мы видим из публикаций 30-ых годов и пришла к молодой учительнице слава. Обладая редким педагогическим тактом, прочными знаниями, которые ей дала Учительская школа, она быстро завоевала авторитет у местного населения и любовь своих учеников. Любовь к детям, к учительству побеждала все, даже когда дело касалось устройства личной жизни, женской судьбы. Так и не создала Мария Афанасьевна своей семьи, хотя был любимый человек, который, казалось, тоже любил ее. Но вот не смог ради нее уехать из Санкт-Петербурга в глухие места. Так и остались вместе только на фотографии, запечатлевшей их молодыми, красивыми, влюбленными (фотография эта также хранится в музее).
Места здесь были действительно глухие. Вот как позже, вспоминая годы, проведённые в Рогоже, как самые лучшие в своей жизни, с особой теплотой создала облик этой деревушки Мария Афанасьевна: « Спит деревушка, занесённая снегом. Нигде ни огонька Только в крайнем доме , несколько отличающимся от других своими размерами, освещены два окна . Здесь безмолвно склонившись над детскими тетрадями, готовятся к занятиям две молодые учительницы . Тихо, так тихо вокруг, что отчётливо слышно, как изрядно трещат от мороза деревья . Вдруг в мёртвую тишину ночи врываются какие-то звуки . Звуки всё нарастают, и вот, через минуту превращаются в жуткий волчий вой. Это с противоположного берега реки Сясь к Рогоже на добычу подходит стая волков…». С декабря 1918 года десять лет Мария Афанасьевна работает в Сясьскорядковской школе первой ступени. Но вот наступил 1928 год – год пуска первенца целлюлозно-бумажной промышленности – Сясьского ЦБК. Вместе с комбинатом рос и поселок бумажников. Среди первых новостроек была двухэтажная школа, построенная на улице Культуры, дом 13. В ней было вначале 70 детей, а учителей всего трое. Первым директором школы была назначена М.А.Филиппова. Через год в школе было уже 150 учеников, и она стала семилетней. Широка и разнообразна была деятельность учителей в 30-40-е годы. Это – походы в окружающие деревни по ликвидации безграмотности среди крестьян, чтение лекций на международные и атеистические темы, борьба с пьянством и косностью жителей поселка, участие во всех культурных и общественных мероприятиях: Мария Афанасьевна в эти годы возглавляет комиссию по культурно-массовой работе, является членом Общества Друг детей, депутатом поселкового Совета первого созыва. В марте 1937 года она получит еще один аттестат на звание учителя начальной школы, как прошедшая установленный испытательный стаж педагогической работы в школе. В годы войны школу эвакуировали в с. Воскресенское, а после эвакуации в 1943-44 учебном году М. А. Филипповой вновь пришлось в ней директорствовать. Трудными были военные и послевоенные годы. Много дней и бессонных ночей отдала любимому делу сельская учительница. За выдающиеся успехи в области народного образования в 1949 году Марии Афанасьевне Филипповой, учительнице Сясьстройской школы, был вручен Орден Ленина. В 1954 году – присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». На вечере по случаю вручения высокой награды она взволнованно скажет своим коллегам: « Если отделить меня от школы – значит лишить жизни. Вся жизнь моя школа. И если бы мне сейчас было 17 лет, то я без промедления вновь избрала бы благодарный труд учителя». О ее работе в школе коллеги говорили: «Изумительный мастер педагогического дела. Равных ей не сыскать в нашей школе». Многие ученики Марии Афанасьевны стали ее последователями. Окончив Педагогический институт, вернулись они в поселок и посвятили себя педагогической деятельности В.А.Боричева, Н.И.Никонова, Г.Н.Пальвинская, и многие другие.*
*Харитонова И.В., «Вся жизнь моя – школа», «Сясьский рабочий», №35, 31 августа 1989 года.
2.3.Ковригина Елизавета Александровна, выпускница Тамбовского института благородных девиц, учитель иностранных языков Сясьстройской школы
Тамбовский институт благородных девиц - закрытое женское учебное заведение в Российской Империи, целью которого учебных было воспитание девочек благородного происхождения. Институт учрежден в 1834 году и ему было присвоено имя императрицы Александры Федоровны. В 1893 году Институту исполнилось пятьдесят лет. К этому моменту состоялось 29 выпусков (всего окончило 868 воспитанниц). В 1904 году в институте была 251 воспитанница. На данный момент, в здании располагается Медицинский Институт «Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина». В Тамбовский Александринский институт благородных девиц принимались девочки дворянского сословия в возрасте от 10 до 12 лет христианского вероисповедания. Выпускницы Института должны были уметь толковать Евангелие, знать катехизис, давать эстетическую критику литературных произведений, владеть сравнительным анализом теоретической грамматики русского, французского и немецкого языков, писать сочинения на русском и иностранных языках, читать в подлиннике иностранную литературу, знать курс средней школы по истории, географии, естествознанию, решать квадратные уравнения, знать стереометрию. Насколько можно судить по биографиям выпускниц, педагоги Тамбовского Александринского института благородных девиц смогли воспитать достойных учениц.* И ярким подтверждением этому является биография Елизаветы Александровны Ковригиной.
* «Тамбовский институт благородных девиц», «https://ru.wikipedia.org/wiki/
В 2015 году в школьный музей Сясьстройской школы поступили новые экспонаты – фотографии 1913 года, на которых были изображены ученицы и педагоги Тамбовского института благородных девиц. Строгие, одухотворенные лица… Незатейливые подписи.
Работа над этими экспонатами требовала серьезного подхода. В данный момент члены кружка «Юный экскурсовод» ведут работу по сбору материала по биографии Елизаветы Александровны Ковригиной. Найдены фотографии, на которых учительница изображена со своими учениками и коллегами. Проведены беседы с теми, кто ее помнит. И постепенно вырисовывается образ человека высокоинтеллигентного, профессионала, действительно, отдавшего свою жизнь педагогической деятельности. В совершенстве владевшая несколькими иностранными языками, Елизавета Александровна, прекрасно играла на фортепиано. На одной из фотографий Елизавета Александровна изображена со своими выпускниками 1953 года на встрече через 25 лет после окончания школы. Наверно так нужно работать и молодым педагогами, чтобы через двадцать пять тебя помнили и любили…..
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данном учебном году наша школа продолжает работать над темой «Вся моя жизнь – школа», посвященная поиску, сбору и систематизации сведений об учителях города Сясьстрой. В данном исследовании мы обобщили материал о педагогах, получивших образование в дореволюционной России. Понятно, что оно было для избранных. Очень маленькое количество людей могли получить подобное образование. И это очень сильно отличает нашу эпоху постиндустриального общества от условий жизни начала XX века. Значимость данной работы заключается не только в ее историко-культурной сути (сохранение памяти о наших земляках), но и в моральной оценке жизненного пути наших земляков, достойно проживших свои жизни. Оценке их отношения к своему делу, детям, которым они отдали свою жизнь без остатка. Это достойные примеры для подражания. В нашей школе стало уже хорошей традицией проводить научно-практические конференции по материалам работы школьного музея. В данном учебном году также планируется провести подобную конференцию, на которую, как обычно будут приглашены все те, кто, так или иначе, принимал участие в работе над проектом. Работа конференции освещается обычно в средствах массовой информации : на школьном сайте (http://www.syas-school1.ru/), на новостийном портале горда Сясьстрой (http://syasnews.ru/), на страницах газеты «Сясьский рабочий» и обязательно транслируется по городскому каналу телевидения СясьТВ. Таким образом, популяризация исследований проходит на высоком уровне. И в этом практическая ценность наших исследований.
Ну а, самое главное, экспозиция школьного музея Сясьстройской школы пополнится новым стендом, посвященным сясьстройским педагогам : Марии Афанасьевне Филипповой и Елизавете Александровне Ковригиной, который станет основой для новых экскурсий, проводимых участниками кружка «Юный экскурсовод».
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Развитие образования в России в XIX – XX вв.», Севальнева Алла Николаевна, http://festival.1september.ru/articles/591324/
2. «Женское Образование в России», Эдуард Дмитриевич Днепров, Раиса Федоровна Усачева. http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks183199
3. Саблеровский центр церковного образования в селе Богословском»,
Аникеева Е. Н. (РУДН, ПСТБИ) http://do.gendocs.ru/docs/index-32479.html?page=15
4. «Тамбовский институт благородных девиц», «https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Харитонова И.В., «Вся жизнь моя – школа», «Сясьский рабочий», №35, 31 августа 1989 года
6. М.Боброва, «На ниве просвещения», «Сясьский рабочий», 3 сентября 1987 года
7. От сельца Тетёрки - до знаменитого на всю Россию села Богословского http://besputa.ru/bogoslovskoe_history
Где спят снеговики?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Волшебные звуки ноктюрна
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Мальчик и колокольчики ландышей