• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа "Титаны современности:Марк Васильевич Демидовцев"

Опубликовано Усенкова Ольга Юрьевна вкл 09.01.2017 - 16:30
Усенкова Ольга Юрьевна
Автор: 
Казырева Галина

Работа посвящена 50-летию ВАЗа, а именно Демидовцеву М.В. Главному дизайнеру ВАЗа. В работе освещен вклад М.В Демидовцева в развитие завода и города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demidovtsev_m.v.doc976.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городские Покровские образовательные чтения

Научно-практическая конференция, посвященная 50-летию ВАЗа

«Титаны современности: Марк Васильевич Демидовцев»

Автор: Козырева Галина

МБУ «Школа « 47», 7 класс

Педагог: Усенкова О.Ю.,

 учитель истории

 и обществознания,

МБУ «Школа №47»

Цель работы:

 доказать, что М.В. Демидовцев является уникальной личностью в истории нашего завода и города

                     Задачи:

∙​ Познакомиться с биографией М.В. Демидовцева

∙​ Выяснить основные направления его деятельности связанные с ВАЗом

∙​ Оценить вклад Марка Васильевича в развитие завода и города Тольятти

                   План исследования:

-  составление библиографии по теме;

- изучение литературы;

-  обработка документов;

- написание работы.

Методы исследования:

- обработка статистических данных;

- исследование документов с описанием;

- изучение интернет - ресурсов.


Содержание работы.

  1. Введение …………………………………………………………………стр.
  2. Основная часть…………………………………………………………  стр.5 -13
  1. Биография М.В. Демидовцева………….……………………….стр.5
  2. Деятельность М.В. Демидовцева в должности главного дизайнера ВАЗа. Достижения  в области автомобилестроения...........................................
  3. Разносторонность  интересов Демидовцева М.В..  …………стр.10
  4. Награды М.В. Демидовцева
  1. Заключение.   ………………………………………………………………………стр.13
  2. Список литературы.   ………………………………………………………………стр.14

Введение.

        В эпоху Возрождения появился такой тип личности, который принято называть «Титанами». В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много..занимались наукой, языками, искусством. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особый дар, исключение из правил. Таким человеком, на мой взгляд, является Демидовцев Марк Васильевич которого часто называют в нашем городе «человек-легенда», «человек-космос», «человек будущего». Меня заинтересовала судьба и деятельность этого человека и изучив его биографию я решила доказать, что Марк Васильевич является именно «титаном» нашего времени, нашего города, нашего завода…..

Биография М.В. Демидовцева

Родился  М.В. Демидовцев 13 мая 1929 года в городе Павлово-на-Оке Горьковской области в семье служащего.

После окончания семи классов, в 1943 году, поступил в ремесленное училище № 37 завода п/я 50 в г. Павлово-на-Оке. С 1945 по 1952 годы работал слесарем-гравером этого завода.

В 1952 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной (на восьмигодичное обучение). В 1960 году, после окончания учёбы, поступил на Павловский автобусный завод руководителем бюро художественного конструирования автобусов, где была организована работа по созданию бюро и мастерские.

В 1967 и 1969 годах участвовал в международных конкурсах по автобусам в г. Ницца (Франция). За оригинальность и новизну был награждён двумя золотыми знаками, а Павловский завод был отмечен Кубком президента Франции Шарля Де Голля (за дизайн автобуса ПАЗ «Турист»).

В 1970 году М. Д. Демидовцев был приглашен на Волжский автомобильный завод в конструкторско-экспериментальное управление на должность руководителя отдела дизайна автомобилей. Здесь он организовал службу дизайна, руководил проектными работами всех разрабатываемых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ». Позже был назначен главным дизайнером ОАО «АВТОВАЗ» .

В 1998—2011 годах был помощником вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ».

Деятельность М.В. Демидовцева в должности главного дизайнера ВАЗа

27 лет — с 1970 по 1997 годы — Марк Васильевич Демидовцев возглавлял дизайнерскую службу АВТОВАЗа. Этот срок вместил создание большинства вазовских моделей, дизайн-проектами которых он руководил, — развитие семейства автомобилей классической компоновки, рождение внедорожника LADA 4x4, первого отечественного переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108, микролитражного авто- мобиля «ОКА»,  семейства LADA Samara, семейств LADA 110, LADA Kalina, множества модификаций на базе серийных моделей, ряда концепт-каров.

Марк Васильевич душой переживал за завод. Часто говорил о том , что происходит стремительная экспансия и давление зарубежных фирм. Его волновало, почему мы так долго смотрим на Запад и так осторожно относимся к своим собственным разработкам?  Считал, что нужно развивать идею русской престижности, в том числе и в сфере автомобильного дизайна.

Разносторонность  интересов Демидовцева М.В.

Не остановившись на дизайне автомобильном, Демидовцев сумел сказать веское слово в  культуре нашего города. Марк Васильевич очень переживал, что в городе очень мало дизайнерских архитектурных решений, поэтому разработал проекты научно-технического центра  и дизайн-центра АВТОВАЗа, Технического музея, часовни Михаила Архангела и Спасо-Преображенский собор.он стал идеологом создания на заводе школы дизайнеров.  К сожалении. Марка Васильевича уже нет в живых, Но наследие его колоссально. 

Он считал, что на ВАЗЕ  должны начать разрабатывать малую авиацию. Брались и за разработку вагона метро — этот проект успешно завершён, сейчас такие вагоны уже ездят. Автомобиль «УАЗ Патриот» тоже в дизайне делали на ВАЗЕ.

Дело Марка Васильевича продолжается и сейчас. Он сумел создать при заводе школу молодых дизайнеров.  На любую должность — будь то слесарь, дерево- модельщик, жестянщик, художник-конструктор — Демидовцев принимал людей, у которых, по его мнению, глаза хоть чуть-чуть «открыты». В каждом старался увидеть соратника, человека, который будет не просто отрабатывать, а загорится творчеством. Кроме того, огромная доля успехов и достижений Марка Васильевича — в том, что у него самого был прекрасный вкус, и он прививал его другим. Вкус во всём, даже в отношении к инструменту, в организации рабочего места. Постоянно помогал Марк Васильевич 33-й школе и тольяттинскому лицею искусств. Марк Васильевич понимал, что в промышленном городе труднее раз- вить в детях творческое начало. Поэтому и делал для них всё, что мог.

Награды М.В. Демидовцева

  • Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1973), Дружбы народов (1991), орденом Почета (1995)
  • медалью Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени (2000).
  • Награждён медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда (За долголетний добросовестный труд)», а также медалью «Ветеран Волжского автомобильного завода»
  •  медалью Союза дизайнеров России за заслуги в развитии дизайна.
  • Лауреат Премии Президента РФ в области литературы и искусства.
  • 25 мая 2005 года за выдающиеся заслуги перед городским сообществом в области науки и техники и активную общественную работу Демидовцеву Марку Васильевичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти».

Заключение.

В результате своего исследования я узнала, что личность М.В. Демидовцева достаточно известна в узких кругах работников ВАЗа. Обыватель мало или совсем не знает о деятелности этого человека. А Марк Васильевич действительно был и остаётся  выдающейся фигурой для завода и для города.

         Начиная работать на АВТОВАЗЕ с руководителя  центра-стиля Марк Васильевич стал ведущим дизайнером ВАЗа, а позже занимал должность помощника вице-президента ВАЗа по техническому развитию. Демидовцев начинал с нуля…от разработки первых моделей ВАЗа до сооружения дизайн-центра. По проекту Марка Демидовцева шло строительство технического музея ОАО «АВТОВАЗ», автомобильного музея. Но в основе деятельности все же были сами машины. Марк Васильевич принимал самое деятельное участие в разработке «Жигулей» от ВАЗ-32121 до ВАЗ-2123, машин семейства «Калина», народного автомобиля «Ока». Именно с именем М.В.Демидовцевым связано становление и выведение на международный уровень  российского автодизайна. 

Интересы нашего земляка не ограничивались рамками автомобилестроения. Член Союза архитекторов России, он принимает деятельное участие в разработках небольших самолетов, вертолетов, по его проектам сооружаются культовые сооружения. За вклад в сооружение храма Всех святых, православной классической гимназии и других объектов М. В. Демидовцев удостоен благодарности Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и медали Преподобного Сергия Радонежского I степени.

Марк Васильевич  автор более 50 изобретений, он отмечен четырьмя золотыми медалями ВДНХ (ВВЦ), является лауреатом Государственной премии в области автомобилестроения. В 2002 году Демидовцев стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак почета. Является Почетным гражданином города Тольятти.

 В последние годы жизни, занимался общественной деятельностью, отдавал много сил воспитанию нового поколения дизайнеров, разрабатывал различные архитектурные объекты, в том числе памятные знаки в честь 60-летия Победы, установленные в кварталах Автозаводского района. По проекту Демидовцева была построена расположенная напротив здания НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» часовня

Список литературы.

  1. Журнал Автомобильных Инженеров №4 (69) 2011. Статья «Марк Демидовцев. «Человек-космос».
  2. http://pomnipro.ru/
  3. http://gubernya63.ru/
  4. http://pkitis.tltsu.ru/
  5. http://saufaus.ru/

       


Поделиться:

Шум и человек

Эта весёлая планета

Золотой циркуль

Пустой колос голову кверху носит

Волшебные звуки ноктюрна