• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Проблемы правовой защиты детей от вредоносной информации в интернете»

Опубликовано Лощинова Элина Сергеевна вкл 10.01.2017 - 15:44
Автор: 
Красноперова Софья

Работа посвящена острой проблеме информационной безопасности ребенка в глобальной мировой паутине - интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информационная безопасность73.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новосафоновская СОШ»

«Проблемы правовой защиты детей от вредоносной информации в интернете»

Работа для школьной научно – практической конференции

По предмету «Обществознание»

Ученицы 9 «б» класса

Красноперовой Софьи

Научный руководитель-

Учитель истории и обществознания

Лощинова Э.С.

Прокопьевский район, 2016

Оглавление

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Ребенок в информационном обществе                                               6                            

1.1. Ускорение общественного развития и процессы глобализации               6                          

1.2. Место интернета в жизни современного ребенка                                      8

Глава 2. Компьютеризация как фактор развития общественного сознания 10                        

2.1. Роль информации в жизни ребенка                                                              10

2.2. Дети в социальных сетях                                                                              12

Глава 3. Решение проблемы правовой защиты интересов ребенка в интернете                                                                                                                14

3.1. Законодательство по защите прав детей в интернете                                14

3.2. Способы защиты детей от вредоносной информации в интернете          16

Заключение                                                                                                          18

Список использованных источников и литературы                                   19

Приложения                                                                                                          20

Введение

Российская Федерация является светским и демократическим государством. Развитие демократических процессов и современных информационно-коммуникационных технологий сделали Россию страной с открытым информационным пространством, в которой каждому гражданину обеспечен доступ практически ко всему спектру информации, удовлетворяющей любые информационные, социокультурные и эстетические потребности.[1] 

Однако общество оказалось не готовым к потреблению огромного потока информации, включая вредоносную, которая наносит вред его психическому здоровью и развитию. Особенно уязвимыми в данной ситуации являются дети, которые в силу своих возрастных особенностей не имеют внутреннего запаса прочности для восприятия такой информации.

Актуальность

Тема защиты прав ребенка  актуальна, поскольку с развитием информационных технологий дети все чаще приобщаются к работе с техникой. На сегодняшний день информационная сфера стала одной из наиболее важных сфер в жизни общества и неотделима от всей социальной сферы жизнедеятельности. В нашем случае мы рассматриваем детей и интернет. Любой ребенок начиная с первого класса - фактически имеет доступ к интернету. Интернет к сожалению переполнен развращающей информацией и если эта поступающая информация взрослому человеку доступна для понимания, то для детей такая ситуация становится потенциальной угрозой информационно-психологической безопасности личности, и может оказать негативное влияние, способное критически отразиться на сознании ребенка, что может привести к деморализации общества в целом.

Объектом изучения является законодательство Российской Федерации относительно защиты прав детей в интернете. В качестве предмета исследования была принята деятельность государственных органов и общества Российской Федерации для решения проблемы защиты прав ребенка от вредоносной информации.

Цель моей работы заключается в определении проблем правовой защиты детей от вредоносной информации в современном обществе и поиск вариантов их решения.

Задачи исследования:

1. Определить место интернета в жизни современного ребенка;

2. Проанализировать влияние процессов компьютеризации и информатизации на процесс социализации личности;

3. Выявить варианты путей решения проблемы правовой защиты ребенка в интернете.

В качестве источников был рассмотрен Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором определяется сфера распространения действий государства в отношении вредоносной информации, определяются виды вредоносной информации, классификация информации в зависимости от возрастной градации ребенка, определяется экспертиза информационной продукции, ответственность за нарушение закона  и надзор за соблюдением законодательства в этой отрасли.[2]

Хронологические рамки работы определяются временем существования Российской Федерации 1991 г. и по настоящее время.

Территориальные рамки  - весь объем территории  Российской Федерации.

Методы и методология. В основу исследования были положены фундаментальные принципы. Принцип объективности помог оценить проблемную ситуацию с различных точек зрения и сделать адекватный вывод. Принцип всесторонности исследования позволил использовать различные источники при написании работы: законодательство, прессу, а также общественное мнение в виде социологического опроса. Системный метод использовался для рассмотрения законодательства Российской Федерации. Поскольку законодательство – это система, состоящая из множества элементов, не представляется возможным вырвать из контекста единственный закон, поэтому системный метод актуален.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Глава 1. Ребенок в информационном обществе                                                                          

1.1. Ускорение общественного развития и процессы глобализации                                          

Россия в начале нового века постепенно становится в ряд стран с развитой информационной инфраструктурой. Специалисты считают, что расширение информационной инфраструктуры, как локомотив, тянет за собой развитие в самых разных областях: экономике, технологии, различных инновационных процессах. Сегодня доступ к Интернету рассматривается международными экспертами в качестве важнейшего индикатора социального развития  страны: он используется как одна из характеристик свободы доступа людей к информации в системе оценок Международной организации по правам человека.

Что же все-таки несет глобальная мировая сеть для формирующегося сознания? С чем столкнутся завтра сегодняшние школьники? В будущем мире новых технологий и глобальных телекоммуникаций доступ к компьютерам и новым информационным технологиям является уже не роскошью, а необходимостью. Однако сегодня взгляды специалистов на проблему освоения юными пользователями этого «виртуального мира» очень различны.

Ряд исследований, которые проводились педагогами США в течение последнего десятилетия, показали, что ученики классов, где используются компьютеры, на треть превосходят своих сверстников в стандартных тестах на основные умения. Их выпускные работы, имеющих доступ к интернету, отличает более творческий подход. Дети в технологически богатой среде учатся с большим энтузиазмом, у них выше посещаемость занятий, они обладают лучшими навыками письма, а также более эффективно обсуждают

и решают сложные проблемы.[3]

Но в данном исследовании имеются также и отрицательные стороны. В мировой паутине развиваются и объединяются организации, целью которых является нанесение вреда другим людям. Часто внимание таких организаций привлекают именно дети. Все потому, что психологически ребенок более восприимчив к новой информации, чем взрослый человек. Воздействовать на детский организм гораздо проще, а последствия для его будущей жизни могут быть неотвратимыми.[4] 

В связи с этим мировое сообщество пытается разработать законодательство, следующее в ногу со временем и отвечающее запросам современного общества. В том числе свой вклад вносит и Российская Федерация.

1.2. Место интернета в жизни современного ребенка          

Интернет – это новый, синтетический вид медиа - технологий и это также самый мощный инструмент для развития личности, который когда-либо существовал. И, конечно, он может использоваться по - разному. Чем мощнее средство, тем больше проблем при использовании оно рождает. Плюсы интернета легко превращаются в его минусы. И особенно это важно для развивающейся личности.

Выделим главные особенности интернета, отличающие его от других видов медиа - технологий:

1. Свобода доступа к информации и возможность выбирать самому, что делать в сети.

В этом смысле, возможности у личности гораздо больше. В отличие от интернета, например, пресса и телевидение задают определенные рамки для чтения или телепросмотра предлагают и даже навязывают определенный репертуар. Бескрайность информационного пространства может привести к тому, что будут использоваться далеко не лучшие ресурсы сети, и просто к информационному пресыщению, утомлению.

2. Свобода доступа к информации сопровождается отсутствием контроля над ресурсами.

В сети случайно можно попасть на любые сайты, носящие расистский, экстремистский и иной характер, которые могут быть опасны для ребенка и подростка.

Важно понимать, что интернет состоит не только из текстов, значительную пропагандистскую роль играет аудиовизуальное содержимое сети, оно-то в первую очередь и привлекает детей. По состоянию на март 2015 года общая продолжительность просмотра всего отснятого контента на YouTube составляет уже больше 70 млн. часов. Вопрос фильтрации аудиовизуального содержимого владельцами точек доступа к Wi-Fi остается открытым как с правовой точки зрения, так и с технической.

Особой следует назвать проблему влияния Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом (после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии) месте в мире. Однако Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству самоубийств, совершаемых подростками 15 - 19 лет. В среднем в стране ежегодно по собственной воле умирают более двухсот детей и полутора тысяч подростков. Так, например, в июне 2015 г. в Пермском крае покончила жизнь самоубийством несовершеннолетняя девочка, проводившая много времени на страницах сайта, изобилующего призывами к вечному блаженству.[5]

Опрос,  проводимый организацией по социализации молодежи, показал, что 57% респондентов проводят в Интернете в среднем более трех часов, и лишь 29,5% указали, что родители ограничивают время пользования ими компьютером и Интернетом.[6]

Из всех респондентов 61,8% указали (ответили "да" или "иногда"), что просматривают видеоролики в Интернете со сценами насилия, 75,2% - жестокости, 61,2% - террористических актов, 79,7% - массовых беспорядков. При просмотре таких видеороликов испытывают отвращение 66,7%,  Настораживает, что треть (35,6%) опрашиваемых считают такие ролики интересными, а единицы - даже наслаждаются ими. Молодежь бессознательно перенимает образцы противоправного поведения, соответственно ведет себя и в повседневной жизни. Происходит передача определенного эмоционального заряда, который усиливается путем многократного отражения сцен противоправного поведения по обычной цепной реакции, то есть происходит так называемая реакция заражения.

Поэтому особое внимание в жизни нашей страны необходимо уделить обеспечению прав и свобод жизни ребенка. И защитить детей от вредоносной информации в интернете.

Глава 2. Компьютеризация как фактор развития общественного сознания                          

2.1. Роль информации в жизни ребенка      

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. 

Слово «информация» происходит от латинского informatio, что означает «сведения, изложение, разъяснение». 

Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания. Информация позволяет человеку снизить уровень неопределенности знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определенном объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомленности и, соответственно, понижается уровень неопределенности знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как меру устранения неопределенности знаний об объекте.      

Что касается ребенка, то он получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду, а также извлекает информацию посредством интернет ресурсов.                      

Особенно высока доля пользователей интернета среди россиян моложе 25 лет (28%), причем среди молодых москвичей она составляет 63%. Среди россиян с высшим образованием пользуется Сетью почти каждый третий (31%), а среди москвичей с высшим образованием – более половины (53%).

Согласно данным П.К. Залесского, количество регулярных пользователей Интернетом (т.е. среднемесячный охват в течение квартала) увеличилось с 1,5 млн в 1 квартале 1999 года до 5,1 млн человек в 4м квартале 2002 года. В марте 2003 года она составила около 5,6 млн чел. Ядро активных пользователей составляет молодежь в возрасте от 20 до 34 лет.[7] 

В последние 2 года наибольшими темпами идет прирост новых пользователей среди подростков 10–15 лет, и в среднем каждый десятый пользователь Интернетом сегодня – школьник;  за три года их число выросло в три раза.[8] 

Сегодня подростки и юношество составляют почти четверть от общей аудитории Интернета. Приведем эти данные: 10–15 лет – 9%, 16–19 лет – 15%. Часть Интернета – молодежь: 20–24 лет – 20%. Те, кто старше: 25–34 лет – 27%, 35–44 лет – 16%, 46–54 лет – 10%.  Очень важно, что  у взрослых и у юных разное отношение к использованию Интернета.[9]

 Так, согласно данным одного из опросов, 88% россиян, на практике не знакомых с Интернетом, не испытывают желания или необходимости начать им пользоваться, тогда как среди молодых людей 18–35 лет таких только 36%. Согласно данным нашего исследования, среди подростков (11–14 лет) доля тех, кто не хочет, составила всего лишь 11%.

2.2. Дети в социальных сетях

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Влияние социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых со всего мира – результаты исследований довольно неутешительные.

Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Регистрация, как правило, бесплатная, либо легко может быть оплачена через СМС с мобильного телефона, поэтому, нередко помощь старших для этого судьбоносного действия не требуется.[10] 

Ребенок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.

Следует заметить, что социальные сети заняли большую часть свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения, они заменили ребенку хобби, реальное общение. Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость детей в большинстве случаев становится пагубным. Ребенок не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину.

Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети.

Глава 3. Решение проблемы правовой защиты интересов ребенка в интернете          

3.1. Законодательство по защите прав детей в интернете

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".[11] 

Одни называют данный закон бесполезным, другие признают давно назревшую потребность в классификации информационной продукции, третьи ожидаемый эффект оценивают скептически.[12]

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов считает принятие Закона большим прорывом в сфере защиты детей от деструктивного влияния широкого спектра информационной продукции. Теперь у органов государственной власти, институтов гражданского общества, в том числе родительских объединений, у граждан, по мнению детского омбудсмена, появятся реальные правовые рычаги реагирования на нарушения права детей на информационную безопасность, защиты молодого поколения от негативного информационного влияния на их здоровье и развитие, формирование духовно-нравственных ценностей.

Как справедливо полагает М.А. Спиридонова, "характер доступных для ребенка сведений должен содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в сознании подростка искаженные образы, вызывающие страх, агрессию, несвоевременный интерес к взрослой жизни и вредным привычкам".

Анализ статей данного Закона, раскрывающих содержание вредной информации, приводит к выводу о том, что ее главная опасность заключается в формировании у несовершеннолетних нежелательных эмоциональных состояний и провокации опасных поступков. Речь идет об информации, вызывающей у детей страх, ужас или панику или побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. Даже в тех случаях, когда о последствиях не говорится, а описываются только содержательные особенности информации, например изображение или описание жестокости, физического и психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, их уже достаточно, чтобы предполагать вредное влияние на психику ребенка.

В указанном Законе выделяются следующие три способа защиты детей от вредной пропаганды:

1) частичное ограничение времени вредных теле- и радиотрансляций.

2) применение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию при предоставлении доступа к Интернету в местах, доступных для детей. Определение словосочетания "места, доступные для детей", в сущности, сводится к тому, что не только школы и библиотеки, располагающие компьютерными классами, но и любой общественный пункт доступа к Wi-Fi (учреждение, торговый комплекс, пункт общественного питания, кинотеатр, транспортное средство и т.п.) подпадает под установленные требования, и прокуратура активно привлекает к административной ответственности владельцев подобных точек доступа.

3) разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

3.2. Способы защиты детей от вредоносной информации в интернете          

Внесение изменений в Закон о защите детей от информации ввело ряд дефиниций, касающихся ресурсов в сети интернет.

Как отмечает "Российская газета", с введением черного списка сайтов и данных категорий информации и, соответственно, ограничений на доступ к ним государство ставит перед собой цель обезопасить детскую аудиторию от негатива сетевых ресурсов. При этом в целях ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, Закон предусматривает создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.[13]

Однако при помощи компьютерной программы невозможно определить, внушает тот или иной ролик ужас, страх или панику либо не внушает, побуждает к причинению вреда своему здоровью либо не побуждает. В настоящее время технически осуществима только грубая контентная фильтрация.

В национальной стратегии действий в интересах детей, подписанной Президентом Российской Федерации в 2015 году, также перечислены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства.[14]

1. Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет - пространстве, профилактики интернет - зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, участию во флэшмобах.

2. Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

3. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности информационно-образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

4. Создание общественных механизмов экспертизы интернет - контента для детей.[15]

5. Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети интернет.[16]

Таким образов, толчок к развитию института защиты детей имеется, необходимо лишь реализовать данный проект на практике.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что существенным элементом в механизме обеспечения защиты прав детей в информационной сфере следовало бы назвать ведение реестров вредной информационной продукции. К слову сказать, такая идея первоначально была воспринята в проекте закона, но в дальнейшем почему-то была отброшена законодателем. Как представляется, соответствующий реестр позволил бы более эффективно осуществлять контрольно-надзорные мероприятия уполномоченными органами и общественными структурами.

Кроме того, можно констатировать, что проблема обеспечения информационной безопасности школьников является не столько социальной, сколько психолого-педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества нравственной культуры и воспитания подрастающего поколения. То есть перед образованием в целом и предметным обучением стоит задача сформировать интеллектуально-духовную систему личности ученика в соответствии с целями образования и обучения, а также подготовить эту систему к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с ее информационными потребностями и познавательными интересами.

Учителя и родители должны понимать, что современные дети живут в новом информационном обществе глобальной коммуникации, в котором существуют как новые возможности, так и новые угрозы и риски. И чтобы ребенок вырос конкурентоспособным гражданином, он должен постигать эти возможности. И даже если при этом ребенок столкнется с угрозами и рисками, у него будет вырабатываться своеобразный "иммунитет" на информационный негатив.

Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

2. Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ

3. Указ Президента РФ от 10.09.2012 N 1274 (ред. от 09.12.2015) "О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Литература:

1. Вылекжанина У. Детки в сетке // Российская газета. № 6708. 2015

2. Залесский П. Российский Интернет в конкурентном поле традиционных

СМИ. – М.,  2003.

3. Исмаилов Б. И. Правовые аспекты правовой защиты несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды. URL: http://www. portalus. ru.

4. Кирилловых А. А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право, № 4, 2011.

5. Лопатин В. Н., Пристанская О. В. О проекте Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" // Информационное право. 2007. N 4.

6. Лукьяничева О. Школьный креатив во Всемирной паутине. // http://www.

runet.ru/news/4149.html

Электронные ресурсы:

      1. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью http://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/zaschita-detey-ot-informatsii-prichinyaiuschey-vred-ich-zdoroviu

      2. О законе «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» http://gym40.ru/parents/bezopasnyy-internet/

     

Приложение № 1[17]

Приложение № 2

Приложение № 3[18]


[1] Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

[2] Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ

[3] Залесский П. Российский Интернет в конкурентном поле традиционных

СМИ. – М.,  2003.

[4] Вылекжанина У. Детки в сетке // Российская газета. № 6708. 2015

[5] Лукьяничева О. Школьный креатив во Всемирной паутине. // http://www.

runet.ru/news/4149.html

[6] Приложение № 1

[7] Приложение № 3

[8] Залесский П. Российский Интернет в конкурентном поле традиционных

СМИ. – М.,  2003.

[9] Приложение № 2

[10] О законе «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» http://gym40.ru/parents/bezopasnyy-internet/

[11] Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ

[12] Лопатин В. Н., Пристанская О. В. О проекте Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" // Информационное право. 2007. N 4.

[13] Исмаилов Б. И. Правовые аспекты правовой защиты несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды. URL: http://www. portalus. ru.

[14] Указ Президента РФ от 10.09.2012 N 1274 (ред. от 09.12.2015) "О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

[15] Кирилловых А. А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право, № 4, 2011.

[16] Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью http://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/zaschita-detey-ot-informatsii-prichinyaiuschey-vred-ich-zdoroviu

[17] Опрос организации по социализации личности, 2015 г.

[18] Залесский П.К. Количество регулярных пользователей интернет - ресурсов


Поделиться:

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Эта весёлая планета

Флейта и Ветер

Снеговик