• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Дорога к храму" (отчет о поисково-исследовательской деятельности историко-патриотического клуба старшеклассников «Патриот»)

Опубликовано Пучкова Наталья Аркадьевна вкл 22.01.2017 - 8:55
Пучкова Наталья Аркадьевна
Автор: 
Обучающиеся: Крылова С., Урпешова А.

Сохранение исторической памяти - одна из важнейших проблем в начале ХХI века. Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки, какова его вера - так формируется связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств. Есть форма работы - исследование истории малой родины. Именно в этом направлении работает наш историко-патриотический клуб «Патриот».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет о проделанной работе167.87 КБ
Файл приложения 1-42.65 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки  Тамбовской области

ТОГБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат»

г. Рассказово Тамбовской области

Акция

«Восстановление духовно-исторической памяти»

Дорога к храму

отчет о поисково-исследовательской

деятельности историко-патриотического

клуба старшеклассников

 «Патриот»

Руководитель клуба «Патриот»,

Учитель истории и географии

Пучкова Наталья Аркадьевна 

Рассказово - 2014


Содержание

Введение……………………………………………………………………   3

Начало пути………………………………………………………………..    5

Храм святой великомученицы Екатерины………………………............    7

Храм Покрова Пресвятой Богородицы………………………………….   11

Заключение………………………………………………………………..   14

Библиография…………………………………………………………….    15

Приложения………………………………………………………………    16

ВВЕДЕНИЕ.

         Сохранение исторической памяти - одна из важнейших проблем в начале ХХI века. Формирование патриотических чувств и сознания молодых граждан на основе исторических и духовных ценностей, развитие чувства гордости за свое Отечество является  сегодня одной из решаемых задач.

  Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки, какова его вера - так формируется связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни.

  Сегодняшние школьники через 10-15 лет будут определять политическое, экономическое и духовное развитие страны и от того, какие знания они получают, какие ценности впитывают, зависит будущее всей страны. Сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что молодежь пренебрежительно относится к прошлому своей страны, не ценит героическую и духовную историю Отечества, пренебрегает традициями. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств.

   Большую роль в процессе формирования исторической памяти молодежи должны сыграть уроки литературы, истории. Не только знание исторических фактов, понимание исторических закономерностей, но и ощущение сопричастности и ответственности дают такие уроки, формируют уважительное отношение к нашим предкам, для кого вера, долг, служение Отечеству были смыслом жизни.

  Но есть еще одна форма работы - исследование истории малой родины. Именно в этом направлении работает наш историко-патриотический клуб «Патриот». Учащиеся - участники клуба с удовольствием изучают жизнь, повседневный быт и нравы рассказовцев далекого прошлого, открывают для себя тайну известных с детства названий улиц и переулков, узнают о героизме земляков и начинают понимать, что мало знать историю наших предков, нужно еще ценить и перенимать духовно-нравственный опыт их жизни. В результате многолетней работы у членов клуба «Патриот» появляется чувство единения с родным городом, с его историей и культурой. Еще большую возможность в приближении к истокам родной земли ребятам дала акция «Восстановление духовно-исторической памяти», участию в которой они включились с большим энтузиазмом и  настойчивостью.

НАЧАЛО ПУТИ

Приступая к поисково-исследовательской работе в рамках Акции «Восстановление духовно-исторической памяти», участники клуба «Патриот» под руководством учителя истории и географии Натальи Аркадьевны Пучковой при содействии администрация школы-интерната, МО учителей истории и географии; классных руководителей и воспитателей 9,11 и 12 классов, Совета старшеклассников в начале 2013 года сформировали исследовательскую группу, в которую вошли члены клуба, интересующиеся духовным наследием родного края - 16 учащихся из 9, 11 и 12 классов. 

(Приложение № 1).

Был составлен плана работы группы (Приложение № 2).

 Затем школьники под руководством Н.А. Пучковой и при содействии классного руководителя 9-го класса Т. В Зориной, выявили ранее существовавшие на рассказовской земле городские православные храмы, составили их список и приступили к непосредственно исследовательской работе.

Было создано четыре подгруппы по четыре человека в каждой. Первой подгруппе поручалась работа с архивными документами; второй - посещение мест, где раньше были храмы. Третья подгруппа должна была встретиться со старожилами города и записать их воспоминания о былых храмах, Четвертая подгруппа - сбор фото и материалов прессы.

Для обсуждения текущих итогов работы, участия в торжественных мероприятиях и волонтерских акциях исследовательская группа «Дорога к храму»  неоднократно объединялась с другими участниками клуба «Патриот».

  В ходе акции ребята решили исследовать состояние разрушенных в годы советской власти православных храмов г. Рассказово и храмов восстанавливаемых из небытия. Основными объектами их исследований стали Екатерининский и Покровский храмы г. Рассказово.

  В ходе исследований истории Екатерининского и Покровского храмов участники клуба «Патриот» работали с архивными документами в городском краеведческом музее, посещали воскресную школу Иоанно-Богословского храма, где беседовали с иереем Владимиром Шелдовициным, встречались с рассказовским краеведом Андреем Литовским.

  Неоднократно члены клуба проводили в Екатерининском храме волонтерские акции: убирали помещения храма от бытового и строительного мусора, сажали цветы на территории церковного двора и, конечно же, посещали богослужения.

  Встречались они с жителями микрорайона Арженка, с которыми беседовали о духовном возрождении православных святынь и в частности Екатерининского храма, расспрашивали о разрушенной Покровской церкви, проводили анкетирование среди прихожан.

ХРАМ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ

  В 1892 году рассказовский фабрикант, владелец Арженской суконной фабрики Михаил Васильевич Асеев завершил строительство своего первого дворца в бывшей усадьбе Крюченковых, расположившейся в живописном уголке села Арженки, ныне это улица Комитетская, 18.

От дворца к фабрике вела широкая, прямая улица, застроенная Асеевым добротными домами для рабочих. (Приложение № 3).

В другую сторону эта улица вела к Арженскому Покровскому храму.

 (Приложение № 4).

  На богатство и изящество отделки не жалели ни сил, ни средств. Однако неожиданно для всех Асеев меняет планы и решает открыть во дворце приют для детей, чьи родители пострадали на фабрике, и домовую церковь, которой он отдал центральный зал второго этажа и выбрал ей имя святой великомученицы Екатерины - небесной покровительницы его матери и старшей дочери.

  Интерьер этой домовой церкви был необычным: стены отделаны под мрамор, а центральный иконостас натуральным мрамором из Италии и ценными иконами в серебряных ризах. Богатством отличалась церковная утварь и ризница. В храме пел детский хор. Это была лучшая домовая церковь на Тамбовщине.

  В воскресенье, 23 мая 1893 года Его Преосвященство Епископ Иероним освятил домовую церковь в здании приюта для детей фабричных рабочих.

  Освящение нового храма Владыкой произошло в сослужении отца Ректора Тамбовской семинарии, протоиерея П.И. Соколова, протоиерея М.Г. Озерова, священника Феодора Сеславинского и священника с. Разсказова Григория Альтова при пении хора певчих Иоанно-Богословской церкви с. Разсказова. По окончании освящения престола, алтаря и храма Его Преосвященство сказал глубоко назидательное слово о значении храма Божия вообще и в частности ново освященной церкви, устроенной в благотворительном учреждении.

  На освящение храма прибыли из Тамбова с экстренным поездом господин начальник губернии В.П. Рокосовский и много приглашенных гостей. По окончании Божественной Литургии в новом храме гости были приглашены в дом строителя храма М.В. Асеева, где радушный хозяин предложил им чай и обед.

  Владыка Иероним посетил приют и больницу при фабрике, благословил больных и расспрашивал врача о ходе лечения.

  При входе в приют Преосвященный был встречен пением детей под руководством местного слепца - крестьянина. Похвалив усердие и любовь слепца к церковному пению, Владыка Иероним дал ему свою лепту.

  Осмотрев приют, Епископ Тамбовский отправился на станцию Платоновка и  экстренным поездом отбыл в губернский город.

  В 1903 году в приюте на полном содержании и лечении находилось 67 детей. Занимались приютом врач Михаил Васильевич Асеев и его жена Мария Никаноровна. В год на содержание этого богоугодного заведения выделялось около шести тысяч рублей.

  В 1908 году в здание приюта и церкви и в рядом стоящую больницу подводится электричество. Появляются фонтан и красивый парк с редкими породами декоративных деревьев. Теперь зеленая зона разделяла новый дворец Асеева и старый дом Крюченковых, в котором фабрикант-миллионер так и продолжал пока жить.

  В 1923 году дом Божий - храм святой великомученицы Екатерины, был нещадно ликвидирован большевиками.

  Во времена советской власти мало что напоминало о былом великолепии Екатерининской церкви: фрески были закрашены, мраморный иконостас разрушен и разграблен, в алтаре хозяйничали повара больничной кухни, на заднем дворе церкви был оборудован и до сего времени функционирует морг.

  Долгие десятилетия на первом этаже бывшего храма, прямо под алтарем было устроено гинекологическое отделение городской больницы. Здесь денно и нощно работала фабрика смерти неродившихся младенцев. В парке, расположенном позади церкви, этих младенцев тайно и хоронили.

А еще рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны там же хоронили умерших от ран солдат, ведь в больнице расположился военный госпиталь.

  В послевоенное время в парке прямо на этих безымянных могилах был устроен «Парк культуры и отдыха» с каруселями и танцплощадкой. Аттракционы здесь часто ломались, был высок уровень травматизма взрослых и детей, регистрировались случаи со смертельным исходом.

  Недолгой была история этого «очага советской культуры»: как-то сами собой прекратились там танцы, стремительно пришли в негодность качели-карусели. Долго парк стоял заброшенным, потихоньку превращаясь в помойку.

  Когда медучреждение съехало в другое место, здание церкви стало разрушаться просто катастрофически. Через проломленную крышу в храм протекала вода, здание не отапливалось и не охранялось, святотатцы разграбили все, что можно было вынести и изувечили все, что поддалось их силе. (Приложение № 5)

  Русские православные люди не могли спокойно смотреть на то, как ветшает и приходит в полнейшее запустение некогда великолепная святыня, и они с начала девяностых годов прошлого столетия начали обивать пороги властей, писать письма с просьбой вернуть народу их церковь.

  У истоков возрождения Екатерининского храма стояли наши земляки Нина Архиповна Краснова, Мария Федоровна Тетушкина, Валентина Владимировна Рудакова, Алексей Иванович Козаков.

Если не они, как знать, может, так бесследно и разрушилась бы церковь, и мы снова сокрушались бы о ней у поклонного креста. Но эти люди не дали в обиду свою веру и земной поклон им за это поклон.

 В ноябре 2001 года состоялась передача Екатерининского храма рассказовским православным христианам. (Приложение № 6 и № 7) и практически сразу будущие прихожане при содействии приходского совета Иоанно-Богословского храма приступили к делу возрождения порушенной святыни. За тринадцать лет непрерывной работы здание храма было восстановлено практически с нуля.

 Крыша, потолки, полы, окна, новая система электропроводки и отопления, водопровод, канализация, газ - все возводилось вновь, старыми остались лишь асеевские стены. В храме появились горячая вода и телефонная связь. Построены: новый притвор, колокольня и лестница к ней, новая котельная. 27 сентября 2006 года на колокольню был воздвигнут православный крест. (Приложения № 8)

  Оборудованы и оснащены всем необходимым крестильная комната. Благоустроена церковная территория: вывезены тонны бытового и строительного мусора, вырублены старые деревья и дикий кустарник, сооружено железное ограждение внутренней части двора.

  И самое главное. С 7 декабря 2013года начались службы в новом, нижнем храме, освященном митрополитом Тамбовским Феодосием в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (Приложение № 9).

  По благословению митрополита Тамбовского Феодосия в ближайшем будущем начнется реконструкция верхнего храма, которому вернут былую, асеевскую красоту. Но это в перспективе, а пока храм живет, строится и сюда идут люди, чтобы соединиться с Богом и привнести в свою жизнь чистоту, веру и любовь.

 ХРАМ  ПОКРОВА  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ

   В 1858 году, в селе Арженка был открыт православный приход. В то время здесь насчитывалось 340 дворов, 1097 -  душ мужского и 1102 души женского пола, в основном великороссы. Земледельцы честно зарабатывали свой хлеб в поле, рабочие - на суконной фабрике.

Люди тогда боялись Бога и любили друг друга, и потому очень быстро, менее чем через четыре года, арженские православные христиане праздновали освящение престола в новой теплой каменной церкви, названной в честь иконы  Покрова Пресвятой Богородицы.

   Храм для арженских  православных христиан построил почетный гражданин села Разсказова, полковник Рагоза, помещик, фабрикант, иноплеменник, ставший, по сути, русским - он и его семья избрали Православие и жизнь на нашей  земле добровольно и с радостью и никогда не жалели об этом.

  Прихожане были весьма благодарны Рагозе за его заботу о храме и по силе возможности помогали ему украшать новый Божий дом. Общими стараниями здесь появился изящный из дубового дерева иконостас и в нём художественной  живописи иконы: особенно была замечательна икона Покрова Пресвятой Богородицы - художественный список с иконы С. - Петербургского Исаакиевского собора. Отличались внутренним благолепием и богатством церковная ризница и утварь. (Приложение № 16)

  Эту церковь любили навещать правящие Тамбовские епископы. Вот как описывается одно из таких посещений в майском номере “Тамбовских епархиальных ведомостях” за 1893-й год.

“.. .Встреченный на вокзале станции Платоновка благочинным второго Тамбовского Разсказовского округа, уездным исправником и становым приставом, Преосвященнейший Иероним в сопровождении их и отца - ключаря направился в село Арженку и посетил приходскую церковь.

   Все местное население встречало своего Епископа с радушием и благо -говением. Против каждого дома около стола, покрытого белой скатертью, с хлебом и солью стояла вся семья и с глубоким поклоном приветствовала проезжающего и благословляющего их Архипастыря.

   Церковная площадь, место в церковной ограде, сама церковь были пере полнены народом, желавшим видеть своего уважаемого Архипастыря и принять Его Святительское благословение.

  Преосвященный благословил крестом каждого присутствующего, затем тщательно осмотрел храм, заходил в земскую школу, слушал ответы и пение учеников, дал им всем по книжке и крестику в благословение”.

  В Покровской церкви в разное время служили священники Михаил и Петр Гавриловские (отец и сын), Василий Островский, Павел Гаврилов.

    Замечательный след в истории Покровской церкви оставил священник Феодор Сеславинский, посвятивший храму семнадцать лет жизни. Кроме выполнения своих священнических обязанностей этот неутомимый пастырь председательствовал в открытом им в селе Арженка церковно - приходском попечительстве, нес послушание законоучителя в трёх школах, состоял духовно - судебным следователем,  наблюдателем церковно - приходских школ, благочинным. За активную проповедническую,  миссионерскую  и благотворительную деятельность он был награжден: скуфьей, камилавкой, набедренником и наперсным крестом.

  В 1895 году священник Феодор Сеславинский был возведён в сан протоиерея и в этом же году в возрасте 53-х лет неожиданно умер, оставив о себе в веках добрую память и пример для подражания.

  Когда скончался полковник Рагоза, то возведенный им храм не остался  сиротой.  Эстафету благопопечения о Покровской церкви взяли на себя купцы Василий Асеев и Феодор Смолин, которые попеременно исполняли должность церковного старосты и делали это с особым усердием. Так в разное время Василием Асеевым были пожертвованы в церковь с. Арженки большие суммы денег, в том числе полное священническое и диаконское облачение стоимостью в 450 рублей и 1700 рублей на ремонт храма.

   Очень много жертвовал на обустройство церкви купец Феодор Смолин, утвержденный в 1902 году старостой на седьмое трехлетие. Он был пожалован золотой медалью с надписью “За усердие” на Станиславской ленте.

  И процветала и защищала бы, своим молитвенным щитом великолепная церковь всю Арженку, если бы не пришло время  всеобщего умопомрачения, когда любимое детище Рагозы, Асеева и Смолина было осквернено и разрушено подчистую в 20-х начале 30-х годов минувшего столетия. Сравняли с землей кладбище за храмом, а из награбленного церковного кирпича построили на территории Иоанно - Богословской церкви здание пожарной части...

  Долгое время на месте церкви был луг. Потом здесь дали место для строительства дома семье Кузнецовых. Они и построились, но жить не смогли. Как только наступал вечер, в доме слышался звон колоколов, пение церковное, начиналась незримая, но отчетливо слышимая вечерняя служба. Было страшно, непонятно, жутко.

  Кузнецовы продали дом Золотаревым. Глава многочадной семьи Золотарев был тряпичником: собирал макулатуру, тряпье и сдавал во “Вторсырье” - тем и жил. Так вот эта бедная семья ни на что не жаловалась: в их присутствии службы были не слышны. В настоящее время здесь стоит другой жилой дом.

  1 ноября 2013 года на пересечении улиц Комитетской и Коммунальной - на месте, где стояла Покровская церковь, священниками - протоиереем Михаилом Кудиным, протоиереем Алексеем Буниным и иереем Александром Поповым был освящен поклонный крест.

Члены историко-патриотического клуба «Патриот» специальной коллекционной школы-интерната с воодушевлением принимали участие в этом замечательном событии - ведь в том, чтобы этот крест появился, пусть немного, но есть и их заслуга (Приложение № 17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. И особенно это важно когда мы говорим о воспитании детей, о привитии им чувства любви к Родине, патриотизма, духовного самосознания.  Ведь воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития.

  Благодаря участию в Акции «Восстановление духовно-исторической памяти», учащиеся специальной коррекционной школы-интерната - участники клуба «Патриот», открыли для себя новые ценности своего духовно-исторического наследия, пережив если не самые яркие, то уж точно самые запоминающиеся моменты в жизни: они открывали историю.

  Главная цель проведения мероприятий в рамках Акции: увековечивание памяти о разрушенных православных храмах, исследовательская работа и помощь в их восстановлении  на территории г. Рассказово и Рассказовского района достигнута. Храмы святой Екатерины и Покровская церковь стали для участников клуба «Патриот» близкими и родными, а в ходе сбора информации об этих памятниках духовной культуры детьми получен бесценный опыт исследовательской работы, и это основные позитивные результаты.

  Однако, Акция еще не завершена и  работы по выявлению забытых страниц духовной истории родной земли будет продолжена. Потому что нам это интересно и необходимо, как воздух и вода, без которых нельзя жить.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Под. редакцией А.Е. Андреевского. Тамбов, 1911 г.
  2. Кученкова В.В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992 г.
  3.  Скопин Г.А. «Дневная запись пешеходца – Саратовского церковника из Саратова до Киева по разным городам и селам. Бытие в Киеве и обратно из Киева до Саратова».
  4. Список населенных мест по сведениям 1862 года. С- Петербург, 1866 г.
  5. Справочная книжка по Тамбовской епархии. Тамбов, 1876 г.
  6. Список благочинных и подведомых им церквей и сел Тамбовской епархии. Тамбов, 1880 г.
  7. Тамбовский мартиролог. Тамбов, 2007 г.
  8. Черников А.А. Дмитриевщина. Тамбов, 2010 г.
  9.   Исторические записки о храме святой великомученицы Екатерины и церкви Покрова Пресвятой Богородицы г. Рассказово составлены также на основе публикаций в "Тамбовских епархиальных ведомостях" за 1850 -1917 годы, по материалам краеведческой литературы и воспоминаниям старожилов, а также публикаций в городской газете «Трудовая новь» и приходской православной газете «Слово» Иоанно - Богословского храма г. Рассказово.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Ребята и утята

Весёлая кукушка

Лиса-охотница

Кто грамотней?

Почему люди кричат, когда ссорятся?