• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Музыкальный мозг

Опубликовано Якименко Евгения Александровна вкл 23.01.2017 - 13:49
Якименко Евгения Александровна
Автор: 
Цветкова Алина

Исследовательская работа в номинации "Математика и музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_mozg.docx726.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Тема «Математика и музыка»

(Научная работа по математике)

        Работу выполнила:

Цветкова Алина

ученица 8 «б» класса,

МБОУ СОШ №6                                          

Проверила:

                                                                            Якименко

                                                                        Евгения Александровна,

учитель математики,

МБОУ СОШ №6

г.Богородск

2015год

Содержание

  1. Введение………………………………………………………. стр.                                                                                      
  2. «Музыкальный мозг»………………………………………… стр.                                                                

2.1.   Музыкальные и математические склонности ………... стр.                

  1. .   Тест Амтхауэра …………………………………………стр.                                                          
  1. Анализ контрольных работ по математике…………...стр.
  2. Дата рождения и ноты………………………………….стр.
  1. Заключение…………………………………………………… стр.
  2. Список литературы…………………………………………... стр.
  3. Приложения

  1. Введение

«Числа управляют миром»

Пифагор

Для моего исследования я выбрала тему «Математика и музыка», потому что я очень долгое время хожу в музыкальную школу и хотела бы узнать, как мои музыкальные способности влияют на мои результаты по математике в школе. Актуальность этой темы в том, что сейчас возрастает количество детей, выбирающих музыкальную школу, как дополнительное образование. Многие мамы, отдавая ребенка учиться этому великолепному искусству, даже не подозревают о том, что способности детей к музыке развивают их способности и к математике - не менее великолепной науки. Раньше о связи этих способностей не задумывалась и я.

Гипотеза

Ученики, когда-либо занимающиеся музыкой, имеют более развитые математические способности.

Объектом моих исследований в течение работы будут служить мои одноклассники и ровесники, с разными склонностями и способностями (в том числе и с музыкальными). Предметом исследования будут служить их музыкальные и математические способности.

Цель

Изучение влияния музыки на развитие математических способностей ребенка

                                              Задачи

  1. Выявить, на что влияет музыка у ребенка.
  2. Доказать, что ученики, когда-либо занимающиеся музыкой, имеют более развитые математические способности, чем дети никогда не имеющие связи с музыкой.
  3. Рассмотреть основную взаимосвязь между наукой и искусством.

Методы исследования

  1.  Анализ теста на пространственное мышление
  2. Исследование результатов контрольных работ
  3. Изучение Интернет-ресурсов  и литературы

Новизна работы

   Такие научные работы и эксперименты проводились не раз за всю историю. Многие ученые обращались к этой теме с целью узнать что-то новое о возможных способностях человека и их безграничности. В моей исследовательской работе объектом исследования являются мои одноклассники и их контрольные работы. Методикой расчета являются диаграммы, составленные по результатам контрольных работ. Большая часть работы -экспериментальная.

План исследования

  1. Изучить литературу, данную в интернете и в книгах.
  2. Пройти тест и записать результаты, сделав выводы
  3. Рассмотреть контрольные работы одноклассников с музыкальными и не музыкальными способностями, сделать выводы.

  1. «Музыкальный мозг»
  1. Музыкальные и математические способности

      Сначала нужно рассмотреть, что такое математика и что такое музыка? Всем нам с рождения известно, что математика – это наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. А музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Эти два определения на первый взгляд совершенно разные, но попробуем в них разобраться. Самым важным на мой взгляд различием является то, что в математике более точный ответ - всегда один, и понять по-другому мы не можем, а при исполнении одной и той же мелодии у каждого человека возникают свои эмоции и чувства, то есть у музыки «много ответов».

На основе всего прочитанного мною материала я составила небольшую таблицу, посвященную сходствам и различиям музыки и математики.

Музыка

Математика

Сходства

  1. Господствует идея числа и отношения
  2. Красота и гармония ведут за собой творческую мысль
  3. Пишет выдающийся дирижер Эрнест Ансерме: «Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни».
  4. Обе науки имеют дело с абстрактными структурами
  5. Они родились одновременно

Различия

Искусство

Наука

Ноты

Числа

Нотный стан

Числовой ряд

Абстрактное мышление

Логика

От музыки мы получаем удовольствие

Числа воздействуют на мышление  

Можно следовать своей мысли, делать с мелодией все, что тебе хочется

Есть специальные формулы, которым мы следуем

      В интернете я прочитала некоторую информацию, которая дала мне первый толчок к исследованию.

  1. В грандиозном исследовании 25000 школьников, занимающихся по арт-программам, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы чем дети, музыке не учившиеся. Для детей из так называемых «неблагополучных семей» прогресс в математических тестах был особенно заметен: среди занимающихся музыкой восьмиклассников 21% имели высокие математические баллы по сравнению с 11% не занимающихся — музыкальные дети оказались в математическом отношении на 10% лучше немузыкальных. В десятом классе разрыв увеличился - уже 33% неблагополучных детей, занимающихся музыкой, показали высокие математические результаты, а среди не занимающихся музыкой детей из таких же семей хороших математиков было только 16% – через два года занятий разрыв составил 17% [1]
  2.  В исследовании 1992 года, в котором участвовали 117 взрослых музыкантов и 120 музыкантов-подростков, Марианна Хасслер отметила общее превосходство музыкантов по сравнению с не музыкантами в качестве пространственного мышления: пространственные тесты музыканты выполняли значительно лучше. Эти выводы были сделаны на основании восьмилетнего наблюдения над всеми испытуемыми. Данные современной нейропсихологии подчеркивают повышенную аналитичность восприятия и высокое качество пространственных операций «музыкального мозга». Это объясняет частое совпадение музыкальной и математической одаренности у одних и тех же людей. Когда Мария Мантуржевска  в одном из своих исследований сравнила математические успехи лучших и худших студентов-музыкантов, то результаты первых были многократно выше результатов вторых: самые одаренные музыканты оказались и самыми одаренными математиками.[2]
  3. Еще одним практическим доказательством близости музыкальных и математических склонностей является любопытный факт, который сообщает П. Вернон в диссертации на звание доктора философии Кембриджского университета: в 1927-28 году 60% профессоров-физиков и математиков Оксфордского университета были одновременно членами университетского музыкального клуба, и только 15% всех остальных профессоров посещали тот же самый клуб. Одаренным математикам музыка была нужна гораздо больше, чем всем остальным вместе взятым…[3]

Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.

  1. Тест Амтхауэра

 На основе этих предположений, которые я нашла в сети, я решила провести тест на пространственное воображение между подростками (14-16 лет), среди которых участвовали и мои одноклассники. Это был Тест Амтхауэра. (Приложение 1).

             Рудольф Амтхауэр— известный немецкий психолог, который разработал тест структуры интеллекта. В своей профессиональной карьере он сконцентрировался на проблеме структуры интеллекта, ранее до него крайне неизученную область психологии.[4]

 Всего экспериментальный тест на развитие пространственного воображения прошли 20 человек. Среди которых занимающихся музыкой было 7 человек. В общем, результаты теста показали очень разные  результаты:

Всего было 20 человек – 100%

Написали меньше 30%- 5%(1 человек)

От 30 До 50 % написали этот тест – 10%( 2 человека)

От 50 % До 70% выполнили этот тест – 40% (8 человек)

Выше 70 % выполнили – 45% (9 человек)

Итак, проанализировав все я сделала несколько выводов:

  1. Во – первых, 5 учащихся в музыкальных школах из 7 прошедших выполнили этот тест выше 70%. Всего выше 70% этот тест выполнили 9 человек, а значит 5 из 9 человек это были музыканты (55%), что показывает хорошо развитые математические способности, которые затрагивают наше пространственное воображение у учащихся музыкальных школ.
  2. Во – вторых, те 2 музыканта, которые не вошли в результат выше 70% они выполнили этот тест выше 50 %, что также показывает хороший результат. Один из этих музыкантов учится в музыкальной школе лишь только 1,5 года, а второй учащийся просто перестал ходить в музыкальную школу после одного года обучения. На основе этого можно предположить, что дети, когда-либо переставшие ходить в музыкальную школу и развивать свои способности со временем утрачивают и сами математические способности, когда-либо приобретенные ими при учении музыки. Так же можно предположить, что, учась в музыкальной школе недолгое продолжительное время, 2 занятия в неделю не хватает, для развития способностей ребенка.

  1. Анализ контрольных работ по математике

Второе исследование, которое я провела стала проверка геометрических и алгебраических знаний учащихся. (Приложение 2)  Первая диаграмма отражает контрольную работу по геометрии, состоящую из трех заданий. Всего я проверила 12 человек (6 из которых музыканты, 6 - анализаторы.) На рисунке показано, что процент выполнения заданий творческих людей намного превысил процент анализаторов. Так как это была контрольная по геометрии, то это доказывает, что у творческих людей наиболее нестандартное мышление, направленное на поиск наиболее легкого и точного выхода из какой-либо задачи. На втором графике показаны результаты контрольной работы по алгебре, состоящий из шести заданий. На диаграмме так же видны процентные соотношения выполнения контрольной. Творческие личности здесь уступили анализаторам только в первом и четвертом задании, где были чисто числовые упражнения, основанные на точности ответа. Может, потому эти задания были выполнены хуже, потому что анализаторы пользуются чисто механическим мышлением и алгоритмическими, выработанными действиями. Но задания на решение систем неравенств, задания на применение формул решены отлично у музыкантов, что опять же подтверждает очень хорошую память и нестандартные подходы к решению у творческих людей.

1) 

 2)

Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.

  1. Дата рождения и ноты

Я провела свой маленький эксперимент. Я перевела даты рождения своих одноклассников на ноты. Ступени и цифры все подписаны на фотографии. (Приложение 3). Итоги эксперимента оказались утешительными. Те люди, которые когда-то занимались какими-либо видами искусства, имеют музыкальные и звучные мелодии, как (ученик 1,2,3,5,6.). Это ученики из музыкальной и художественной школы, а так же те, кто сам по себе является творческим человеком, то есть активен в школе, участвует в разных мероприятиях. Все остальные(4,7,8) имеют резкие и не очень приятные на слух звуки, те люди занимаются науками точными или вообще ничем не занимаются. Так мы доказали, что музыка и число твоего рождения влияют на способности ребенка.

  1. Заключение

Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным. Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью. Все исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.[5]

Музыка может помочь вам в будущем. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой».

Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность анти социального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт. Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».[6]

Недаром говорил Г. Лейбниц: «Музыка есть таинственная арифметика души: она вычисляет, сама того не подозревая»

  1. Список литературы


1. http://hijos.ru/2011/08/26/stojkij-mif-o-muzyke-i-matematike/  дата выхода 22.12.2014

2. http://muzruk.net/2011/09/o-muzykalnom-razvitii-rebenka-konsultaciya-dlya-roditelej/ дата выхода  13.01.2015

3. http://maksimov-school.ucoz.ru/index/0-19 дата выхода  15.01.2015

4. http://bondarenko.dn.ua/psychology/tests/test-amthaue-ra-prostranstvennoe-voobrazhenie/ дата выхода  15.12.2014

5. http://www.decoder.ru/list/all/topic_116/ дата выхода  20.12.201

6. Мир математики: в 40 т. Т.12. Хавьер Арбонес и Пабло Милруд. Числа – основа гармонии. Музыка и математика / пер. с нап – М: Де Агостини, 2014.

с 11-12, с 37-38, с 137-140

Приложение 1

Тест Амтхауэра.   Пространственное воображение.

Тест "Пространственное воображение" является одним из субтестов теста структуры интеллекта немецкого психолога Рудольфа Амтхауэра, предназначенного, в первую очередь, для профессиональной психодиагностики людей в возрасте от 13 лет и старше.

Данный субтест входит в комплекс конструктивных субтестов (пространственное воображение, пространственное обобщение), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей. Если, к тому же, они дополняются высокой результативностью по комплексу математических субтестов (арифметические задачи, числовые ряды), то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

Тест состоит из 20 заданий. Материалом каждого задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур. Решение образных задач требует особого вида логики, - при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.

Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер). При выполнении данного субтеста преобладают способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

На основании высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности, однако нельзя судить о высоком развитии способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности.

Тест

Задание 1 из 20

1

Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 12Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 5

3. Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 24       Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 6

5. Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 36.   Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 4

7. Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 10 8.   Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 7

9.  Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 1110.    Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 12

11. Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 8 12.   Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 9

Возможные ответы:

13.  Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 19         14.

15. Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 14  16. Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 16

17.  Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 17 18.   Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 13

19.  Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 1520.  Амтхауэр. Пространственное обобщение. Задание 18

Возможные ответы:

Приложение 3

Даты рождения и ноты



[1] http://hijos.ru/2011/08/26/stojkij-mif-o-muzyke-i-matematike/

[2]  http://muzruk.net/2011/09/o-muzykalnom-razvitii-rebenka-konsultaciya-dlya-roditelej/

[3] Мир математики: в 40 т. Т.12. Хавьер Арбонес и Пабло Милруд. Числа – основа гармонии. Музыка и математика / пер. с нап – М: Де Агостини, 2014.

с 11-12, с 37-38

[4]  http://bondarenko.dn.ua/psychology/tests/test-amthaue-ra-prostranstvennoe-voobrazhenie/

[5] http://bondarenko.dn.ua/psychology/tests/test-amthaue-ra-prostranstvennoe-voobrazhenie/

[6] Мир математики: в 40 т. Т.12. Хавьер Арбонес и Пабло Милруд. Числа – основа гармонии. Музыка и математика / пер. с нап – М: Де Агостини, 2014.


Поделиться:

Рисуем осенние листья

Одна беседа. Лев Кассиль

Рисуем крокусы акварелью

Как нарисовать лимон акварелью

Цветок или сорняк?