В данной работе приведены результаты исследования этимологии фамилий моего рода,
В древности народы мало знали об окружающем мире. Жизнь людей была очень тяжелой,
значительно тяжелей, чем сейчас/Исследовательская работа знакомит нас с мало известной духовной культурой рода Тоболько. которая испокон веков проживала и проживает в Приуральском районе ЯНАО
Вложение | Размер |
---|---|
legendy.docx | 68.27 КБ |
Легенды рода Тоболько
Куйбина Виктория Леонидовна
Ученица 7а класса
МОУ Школа с.Аксарка
Научный руководитель: Пандо Ольга Николаевна, учитель родного языка
с.Аксарка,2016
Легенды рода Тоболько
Аннотация.
В работе приведены результаты исследования фольклорного материала рода Тоболько.
Тема моего исследования : " Легенды рода Тоболько" представляется мне интересной, актуальной, т. к много ещё сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда идут их корни, кто их предки, какие это были люди.
Предметом исследования является хантыйский род Тоболько
Объект исследования: легенды рода Тоболько.
Цель исследования: изучить роль и значение легенд рода Тоболько,их толкование, как отражение языкового творчества многих поколений людей.
Задачи исследования:
1) собрать, систематизировать материал по истории моего рода;
2)проследить связь рода с другими кровными родами с целью укрепления духовных традиций.
Методы исследования:
*полевой метод
*метод погружения
Научная новизна данной работы в том, что впервые исследован фольклорный материал рода Тоболько, которой не посвящены какие-либо отдельные работы. Тем не менее, надо сказать о том, что род Тоболько не был оставлен без внимания исследователей.
Практический результат: составить сборник легенд моего рода .
Структура работы отражает мои изыскания в данном направлении. В 1 части я освещаю вопрос о происхождении рода Тоболько, о грамматических особенностях некоторых хантыйских фамилий, их географическое распространение. Во 2 части рассматриваю легенды рода Тоболько, выявляю преобладающую структурную модель.
В ходе работы я изучала литературу по данному вопросу, составляла сборник легенд моего рода и делала выводы.
Данную работу можно использовать как педагогам, так и учащимся на уроках краеведения, географии, истории
Обзор литературы
Типы источников
Легенды рода Тоболько
Краткая аннотация
В данной работе приведены результаты исследования этимологии фамилий моего рода,
В древности народы мало знали об окружающем мире. Жизнь людей была очень тяжелой,
значительно тяжелей чем сейчас. Люди не знали, как справиться с настигающими их бедами и
и несчастьями. Они считали, что это зло и очень хотели знать, откуда в мире «является» зло.
Так появились боги и духи, злые и добрые. Исследовательская работа знакомит нас с мало известной духовной культурой коренных народов Севера .Ознакомившись с работой вы окунетесь в мифический мир легенд и обрядов народов Крайнего Севера- ненцев, селькупов и ханты.
Данную работу можно использовать как педагогам, так и учащимся на уроках краеведения, географии, истории
Легенды рода Тоболько.
… В давние времена Великий паук задумался:«Что-то странное происходит с человеческой мудростью: совсем не
заботятся о ней люди, и мудрость их исчезает невесть куда.
Но ведь придут новые поколения, они захотят воспользоваться хоть крохами оставшихся знаний». И тогда Великий
паук решил собрать всю мудрость мира и спрятать на дереве. Поднимаясь на вершину дерева, но понял, что мудрость
весит немало и не по силам одному такая ноша. Мудрость
выскользнула от паука и разлетелась по всему миру. И по сей
день мудрость народов рассеяна в разных частях света.
Из африканской легенды
Введение.
Многовековая мудрость каждого народа стремилась обрести творческое выражение. И первым таким опытом был фольклор - устное народное творчество. Мудрость фольклора - от знаний, опыта бесчисленных поколений людей. Фольклор у каждого народа свой, он всегда заключает в себе как лучшие черты своего народа, так и общечеловеческие. Общими для всех людей являются чувства радости и печали, любви и ненависти, стремление к добру и правде.
Фольклор играет важную роль в системе традиционной народной культуры. Он является формой самовыражения народа. Именно в нем отражается историческая народная память, преемственность поколений.
В семьях ханты фольклор является частью традиционной педагогической культуры, где воспитание сводится к любви, пониманию природы, бережному отношению к ней, умению выжить в суровых северных условиях, стремлению к взаимопомощи.
В наши дни как никогда необходимо изучать традиционную культуру и кладезь народных мудростей.
Каждый род имеет свои легенды. Наши предки через все жизненные невзгоды, тяготы, лишения пронесли и сохранили для нас своё «Я» в образе национальных традиций и обычаев.
Свою лепту в сохранение и передачу новым поколениям опыта предков, самобытной культуры, исторического прошлого и духовных ценностей народа ханты внес мой род Тоболько-Касм ях-Касм най ими, что в переводе с хантыйского языка означает - род бога Солнца. Жили и сейчас живет род Тоболько в двух автономных округах- Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном . Исконно родовым местом является поселок Казымск и его окрестности. Самым святым местом является устье реки Казым.
Мамин отец Тоболько Тельку-Семен был знатным шаманом, а его жена прекрасной сказительницей, выросшая на берегах Оби, с которой связано множество легенд.
В нашем семейном архиве храниться богатый фольклорный материал, который так заинтересовал меня. Такая работа особенно нужна именно сейчас, пока живы мои родственники, которые могут рассказать свои легенды. Ведь именно в них живет история только своего рода. Пользуясь уникальной возможностью, я стала собирать легенды моего рода Тоболько.
Тема моего исследования : " Легенды рода Тоболько" представляется мне интересной, актуальной, т. к много ещё сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда идут их корни, кто их предки, какие это были люди.
Предметом исследования является хантыйский род Тоболько
Объект исследования: легенды рода Тоболько.
Цель исследования: собрать и систематизировать фольклорный материал рода Тоболько, как отражение языкового творчества многих поколений людей.
Задачи исследования:
1) собрать, систематизировать материал по истории моего рода;
2)проследить связь рода с другими кровными родами с целью укрепления духовных традиций;
Научная новизна данной работы в том, что впервые исследован фольклорный материал рода Тоболько, которой не посвящены какие-либо отдельные работы. Тем не менее, надо сказать о том, что род Тоболько не был оставлен без внимания исследователей.
Практический результат: составить сборник легенд моего рода .
Гипотеза: если знать легенды своего рода, то они могут сыграть важную роль в воспитании внимательного и ответственного отношения к родной земле, родному народу, родному языку, родной культуре.
1.Из истории моего рода
Моя семья Куйбиных живет в Приуральском районе достаточно долго.
Свой рассказ мне бы хотелось начать с предков по материнской линии. Итак, Род Тоболько -Касм ях-Касм най ими, что в переводе с хантыйского языка означает - род бога Солнца. Жили и сейчас живет род Тоболько в двух автономных округах- Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком. Исконно родовым местом является поселок Казымск и его окрестности. Самым святым местом является устье реки Казым.
Мамин прадед Тоболько Пищику ушел из семьи в поисках хорошей жизни. Вначале поселился в Полуйской тундре (Пос-Полуй, Сухой Полуй). Потом пришла любовь и мой прадед женился на девушке из рода Салиндер- житель мыса. Это был самый многочисленный род, который состоял из несколько самостоятельных подразделений. Мамина прабабушка была из подразделения - Харв хаби –лиственничные ханты. Звали её -Ай нэ–маленькая. Действительно, она была очень маленькой и шустрой. Время шло, вырастили троих сыновей и решили уехать в Полуйскую тундру , каслать со своим стадом. Там прадед не ужился, т.к было мало оленей. Решил поселиться у многоводной реки Обь. С собой взял то, что добыл на охоте и продал на ярмарке в Обдорске. Купив лодку так называемую «неватник» (большая лодка, где помещается шесть гребцов и рулевой), стал спускаться по Оби. Через озеро Ноя-то поднялся по реке Щучье и остановился возле Сидельниково. Там прадед обосновался. Познакомился с купцом Сидельниковым, который был рыбопромышленником и стал заниматься рыболовством.
Мамин отец Тоболько Тельку-Семен был знатным шаманом.
Однажды к ним приехал старик из семьи Тусидо, что в переводе с ненецкого языка означает - без огня. Он очень просил моего деда вылечить больную дочь. Осмотрев пациентку, и поговорив со своими духами, согласился, сказав: «Я вылечу, и она будет жить долго, но если только вы её выдадите замуж за меня». Так моя бабушка Марина Гавриловна стала второй женой Тоболько Тельку из рода казымских ханты, рано ослепшего, она стала его «глазами». Он же, свою очередь, делал всё возможное, чтобы она ни в чем не нуждалась. Незрячий, он умел практически всё, что должен делать настоящий мужчина, ведущий кочевой образ жизни: рыбачить, охотиться, изготавливать орудия труда и предметы домашнего обихода. Выйдя замуж за казымского ханты, Марина Гавриловна по родовым законам мужа полностью переняла образ жизни, обычаи и уклад жизни своего благоверного. .Она была не только ему женой, но и попутчиком, водителем, хозяйкой большого чума и просто мамой рода Тоболько. Своему суженому Марина Гавриловна родила десятерых детей, из которых вместе с мужем взрастили восьмерых. В их семье бывали разные времена. Жили трудно, много работали, порой голодали, но всегда оставались верными своим принципам -быть справедливыми и отзывчивыми к беде другого человека. Для всего рода Тоболько –Марина Гавриловна стала живым воплощением богини казымских ханты Най ими или Женщины Солнце. Она охраняет, дает силу, поддерживает в трудных ситуациях. И сегодня её слово-закон для всех членов семьи.
Я помню, как мы, ещё совсем маленькими, очень много времени проводили с нашей дорогой и любимой бабушкой. Часто бабушка рассказывала нам легенды, которые помнила их наизусть.
2.Просхождение фамилий моего рода.
Фамилии — интереснейшая часть языка и культуры. История их возникновения имеет протяжённость в несколько столетий. Поэтому в фамилиях отразились реалии многовековой давности.
До прихода русских у хантов не было ни фамилий, ни отчеств. Первые русские документы XVI в. (так называемые ясачные книги) фиксируют их под именами: Ванхо, Елдан, Качеда, Килим, Агна, Себеда, Пынжа, Салтык, Югра, Ахтамак и др. Видимо, раньше у обских угров был обычай давать несколько имен. Но чаще всего традиционные имена обских угров связаны с окружающими предметами или качествами человека, т. е. образованы от апеллятивов живого языка: Чухпелек ’быстрый’, Аньянг ’красивый’, Нерин ’заика’ и т. д. От этих имен русскими священниками и государственными, чиновниками были образованы отчества, например: Юзор — Юзорин сын, Айдар — Айдаров сын, Кырныш — Кырнышов сын. Позднее такие отчества стали выступать в качестве фамилий хантов.
Среди фамилий моего рода, можно выделить разные лексические группы:
Фамилии от растений и животных:
Фамилия Климов относится к роду тальников. Это верткие, гибкие, быстрые и выносливые люди. Давая роду такое название, как Тальник, бог хотел, чтобы природа воспринимала человека как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделен этот кустарник.
Фамилия Перчедо означает жители травянистых островов.
Фамилии от географических названий:
Фамилия Саляндер (Салиндер) - житель высокого мыса, возможно, могли появиться благодаря женщине, когда она ласкала оленей или наблюдала за веселыми играми счастливых детей стойбища на высоком, сухом яру. Ведь, несмотря на значимость мужчины, в принятии важнейших решений он всегда советуется с женой, женщиной.
Фамилия Падранхасовы-от первоначального Пэдара-лес, (житель леса, лесной). Удивительно, но и в тундре бывают леса, где жили люди с этой фамилией.
Фамилия Вылко - от первоначального ВЫ" -тундра, (житель тундры, тундровик).
Фамилия Тохаля-от первоначального То- озеро, Халя-рыба. живущий около рыбных озер. Озерные рыбы играли немаловажную роль в жизни северных народов, поэтому и возникли различные фамилии, связанные с рыбой.
Фамилия Парангуй (Поронгуй)-род Похрын ях, от первоначального Похар-остров, «житель островов»
Фамилия Кельчин-произошла от имени богатыря Келъчи ху
Скорее всего, фамилия Кельчин образована от аналогичного прозвища, которое ведет свое начало от топонима. По одной из версий, фамилию Кельчин получил выходец из города Кельце (польск. Kielce; русское название времен Царства Польского — Кельцы). Он находится в центральной Польше, в 170 километрах к югу от столицы страны Варшавы.
Этот город имеет богатую историю. На стыке XI и XII веков на месте Кельце было основано поселение, которое в начале XII века стало собственностью краковских епископов. Уже в то время началась славная торговая история Кельце — выгодное расположение города на
перекрёстке торговых путей вблизи от Кракова сделало его центром ярмарок. В 1171 г. была построена первая каменная церковь, ставшая потом кафедральным собором, а в 1295 г. Кельце получил статус города.
Фамилии хантов были образованы при помощи русских суффиксов и окончаний . Большая группа фамилий оканчивается на -ин.
Фамилия Куйбин -означает играющий на бубне. Эта фамилия относится к роду Пулнгават яхат, что в переводе с языка ханты означает Пул-кусок, нгавяга-большой, высокий. Интересна одна версия происхождения хантыйских фамилий, рассказанная хантыйской женщиной из рода Куйбиных. От своей матери она слышала, что раньше каждый рыбак и охотник должен сдавать добытую рыбу и пушнину только своему купцу. Салиндеры сдавали добычу Куйбину, Неркаги- Климову. Другому не имели права сдавать. Когда Салиндера спрашивали, чей он, тот отвечал -Куйбина. Так пошли современные фамилии Куйбиных, Климовых.
Фамилия Ядобчев-от первоначального Ядобч-опора.
По семейно-родовой легенде род Тусидо возник в те незапамятные времена, когда три брата решили поделить между собой хозяйство, состоящее из многочисленного оленьего стада. Один из братьев отобрал для себя из стада только белых оленей и стал называться Сэротэтто- «Хозяин белых оленей», другой забрал себе большую часть стада и получил фамилию Окотэтто- «Хозяин многооленного стада». Оставшаяся часть оленей досталась третьему брату. Однажды семья третьего брата, прибыв на зимнее стойбище, не стало разжигать очаг. Это заметили другие родичи и стали называть это семейство «Тусидо»,что буквально означает «без огня»или «не имеющий огонь» С тех пор это стало родовой фамилией.
К сожалению, есть в моем роде фамилия Лохардо, значение которого я так и не смогла точно определить. Могу предположить, что это селькупская фамилия. Люди с селькупскими фамилиями записаны то селькупами, то ненцами. Иногда из-за этого трудно определить, в каких родственных отношениях они находятся. В записях о браках за 1928-1994 гг. зафиксировано всего 29 браков между носителями селькупских фамилий и представителями различных ненецких родов. Всего три брака заключили селькупы с ненцами, генетически связанными с нижнеобскими хантами Салиндер
Рассмотрев этимологию фамилий моего рода, могу сказать, что в моем роду представлены практически все лексические группы, по которым образуются фамилии. Оказывается, основоположником нашего рода были Тоболько, Тусидо, Куйбины. Один из предков был шаманом, а другой -играющий, веселый, также богатыри, которые были верткие, гибкие, быстрые и выносливые люди.
Можно предположить, что у моих далеких родственников есть фамилии, произошедшие от названий растений и животных, что, наверное, говорит о близости к природе.
3. Легенда фамилий рода Пулнгават ях.
Когда-то давным –давно жил на Приуральской земле богатый старик. У него было четыре сына. Сыновья все были сильные смелые, быстрые, красивые да счастливые. Очень любил старик своих сыновей. Так и жили они своей жизнью с оленями, семьей.
Однажды между сыновьями разразился спор. Старший брат говорит:
-Я всех богаче! Мне нужно много земли для того, чтобы пасти мое большое стадо оленей.
Второй брат говорит:
-Я тоже богатый, но у меня есть священные собаки. Они должны жить хорошо и в тепле.
Вступил в спор третий:
-Я не такой богатый, как вы. Олени у меня есть и люди тоже. Но я хочу, чтоб все они между собой жили весело, в мире и согласии.
Четвертый брат слушал, слушал и молвил слово:
-Мне не нужно большое стадо. Я играть, рыбу ловить и продавать хочу, а каслать по тундре вместе со своим стадом мне в тягость. Пусть моих оленей пастухи пасут.
Богатый старик выслушал своих сыновей и думает:
-Выросли мои сыновья, самостоятельными стали и все у них есть. Я уже старый стал и не нужно мне каслать по бескрайним просторам Полуйской тундры.
На следующее утро зовет старик сыновей за семейный стол. Стали они вести большой разговор. Говорит отец сыновьям:
-Дорогие мои сыновья! Вы повзрослели, самостоятельно умеете жить, все вы богатые, у всех есть дети. Что нужно для жизни ?
Повернулся старик к старшему сыну:
-Мой старший сын! Очень хорошо, что у тебя все есть. Пусть твой род будет называться Тащанг.(Тайшин)
-Твой род-говорит отец второму сыну, назову его Теткин, что значит Хозяин священных собак.
-Обратился старик к третьему сыну:
-Я вижу, что ты умеешь жить весело. Благодаря твоему роду, пусть земля звенящей и поющей будет, пусть она отливается разными звуками, пусть на земле побеждает добро. Дам твоему роду имя Куйбин- играющий на бубне.
Посмотрел старик на последнего сына и говорит:
-Ты у меня самый маленький из сыновей. Все для жизни есть, все умеешь делать. Жить хочешь на высоком мысу и построить большой дом, где и я с вами буду жить. Оленей твоих будут пасти оленеводы. Назову твой род Салиндер- житель высокого мыса.
Так и живут до сегодняшних дней в мире и согласии на Приуральской земле род Тайшиных, Теткиных, Куйбиных и Салиндер.
Рассказала Куйбина (Тоболько) Тамара Семеновна.
Животный мир в легендах рода Тоболько.
Испокон веков охота и рыбная ловля были основными занятиями ханты. Звери и птицы превращались в героев, посланцев богов-как могучих, так и культурных, как помощников и защитников человека, так и злейших врагов. Так в легенде «Касам Най» кошка фигурирует как своеобразный культурный герой, спасающий от чудовища. Как видим, представление о кошке как о носительнице мудрости и хитрости свойственно хантыйскому роду Тоболько
Касам Най.
В давние времена, когда ещё на земле не было зла, жили род «Солнца»- Касам Най. Люди были добрые, помогали друг другу, а ругаться и браниться они не умели. Женщины шили очень красивую одежду, вышивали яркие узоры, что глаз радовал. Пели песни, словно соловьи.. Жизнь текла своим чередом, улыбались и поклонялись богу Солнца- Касам Най, преподносили дары.
Однажды люди не дождались Солнца Най. Испугались женщины бога Солнца и не поймут, что случилось, как найти и помочь Солнцу? Долго думали и спорили целых семь дней и ночей.
Вдруг старшая женщина сказала: «Я думаю, наше Солнце украла Ночь, а чтобы освободить его, нужна хитрость, смелость, ум и сила».
На улицу не выйти, темно. Дети плачут и голод наступает. Исчезли улыбки с лиц женщин. За советом решили пойти к мудрой женщине Касам. Отвечает Касам: «Вы должны любыми путями освободить Солнце. Кто из вас сможет это сделать?» Младшая женщина подумала и сказала: «Я смогу освободить Солнце! Знайте, что я умею превращаться в рыжую кошку с железными когтями и при этом сверкать молнией».
Помолилась богу Солнца и пошла спасать. Не идет, а летит, не прыгает, а скачет, чем дальше уходит, тем темнее становится.
Вдруг увидела маленький краешек света и поняла, что показалось Солнце. Три раза подпрыгнулаи обернулась рыжей кошкой с железными когтями и стала биться с ночью. Где подпрыгнет, там молния сверкает, где приземлится, там гром гремит. Долго сражалась женщина -рыжая кошка, много сил потратила. Вот наконец, победила она Ночь и освободила Солнце-Най. Тогда Солнце Най вышло на небе-Торам и все люди стали благодарить женщину –рыжую кошку. Кланяются ей. Готовы её на руках носить. Тогда небо-Торам и Солнце Най сказали людям: «Отныне эту женщину зовите Касам Най и покланяйтесь , как Богу. Ведь она спасла Солнце Най от заточения, Пусть их род будет называться Касам Най.».
Долго еще жила Касам Най, вырастила семерых сыновей и красавицу дочь.
Когда кассам Най ушла в иной мир. Превратилась в рыжую кошку, которая живет рядом с людьми и мурлычет свои сказки. Когда её ласкают. Глаза становятся желтого цвета-цвета Солнца Най. Это цвет добра и радости. Если сердится или обижают-глаза становятся чёрные, а когти острые.
Старшие люди нам говорят: «Никогда не обижайте животных, ведь они когда-то были людьми. Может защитили наших предков от тьмы и ужаса.
Возможно один из сыновей у женщины Солнца-Касам Най предок рода Тоболько.
Рассказала Куйбина (Тоболько) Тамара Семеновна.
Рассмотрев легенды моего рода Тоболько, могу сказать, что в них побеждает добро, берёт вверх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в легенде, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Родственники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В легендах всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Заключение
Таким образом, я узнала, что род Тоболько были от природы одаренными. Они были мастера на все руки. Не боялись никакой работы: были охотниками и рыбаками. Трудолюбие и жизнерадостность помогали им выжить в трудных жизненных ситуациях. Моя бабушка Марина Гавриловна знает очень много легенд, которые любит рассказывать и передаёт их из поколения к поколению.
Я считаю, что наибольшую ценность для меня лично представляет исследовательская часть моей работы. Я систематизировала материал по фамилиям моего рода, которая насчитывает 15 фамилий.
Исследование фамилий – дело увлекательное. Совсем простые на первый взгляд фамилии имеют многовековую историю, а их происхождение, значение и смысл, в них заложенный, заставляют относиться к собственной фамилии с уважением; фамилия – это не несколько букв на нашей визитной карточке, а – нередко – еще и повод для гордости.
Так что не стоит удивляться, если сегодня мы не можем восстановить этимологию и значение некоторых фамилий, данных хантами и ненцам лет сто или двести назад.
Очень хорошо, что у нас еще сохранились кое-какие источники, позволяющие разобраться в принадлежности современных хантов и ненцев к тому или иному самодийскому племени. Можно сказать, что нам еще повезло по сравнению с некоторыми сибирскими народами: якутами, эвенами, манси, камчадалами, алеутами или чуванцами. Они вот уже лет двести живут с фамилиями Иванов, Николаев, Архипов, Гоголев, Мохнаткин, Коркин и Спиридонов, которые получили в "дар" от русских миссионеров, записавших всех "новообращенных" на свои собственные фамилии.
Литература.
1.Газета Приуралье №11 от 16 марта 2012г
2.Газета Приуралье №15 от 12 апреля 2013г
3.Н. Кельчин, п. Шурышкары, М. Обь, 1989.
4.Пушкарёва Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. - М.: Мысль, 2003.
5.Пушкарёва Е.Т. Ненецкие песни-хынабцы - М.: Издательство «Восточная литература» РАН, 2000.
6.Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. - Томск: Издательство Томского университета, 2001.
7. Ругин Р.П.Легенды и мифы народа ханты. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство.2003.
Приложение.
Легенда фамилий рода Пулнгават ях.
Когда-то давным –давно жил на Приуральской земле богатый старик. У него было четыре сына. Сыновья все были сильные смелые. быстрые, красивые да счастливые. Очень любил старик своих сыновей. Так и жили они своей жизнью с оленями, семьей.
Однажды между сыновьями разразился спор. Старший брат говорит:
-Я всех богаче! Мне нужно много земли,для того чтобы пасти мое большое стадо оленей.
Второй брат говорит:
-Я тоже богатый. но у меня есть священные собаки. Они должны жить хорошо и в тепле.
Вступил в спор третий:
-Я не такой богатый , как вы. Олени у меня есть и люди тоже. Но я хочу, чтоб все они между собой жили весело в мире и согласии.
Четвертый брат слушал, слушал и молвил слово:
-Мне не нужно большое стадо. Я играть, рыбу ловить и продавать хочу, а каслать по тундре вместе со своим стадом мне в тягость. Пусть моих оленей пастухи пасут.
Богатый старик выслушал своих сыновей и думает:
-Выросли мои сыновья, самостоятельными стали и все у них есть. Я уже старый стал и не нужно мне каслать по бескрайним просторам Полуйской тундры.
На следующее утро зовет старик сыновей за семейный стол. Стали они вести большой разговор. Говорит отец сыновьям:
-Дорогие мои сыновья! Вы повзрослели, самостоятельно умеете жить, все вы богатые, у всех есть дети. Что нужно для жизни ?
Повернулся старик к старшему сыну:
-Мой старший сын! Очень хорошо, что у тебя все есть. Пусть твой род будет называться Тащанг.(Тайшин)
-Твой род-говорит отец второму сыну, назову его Теткин, что значит Хозяин священных собак.
-Обратился старик к третьему сыну:
-Я вижу, что ты умеешь жить весело. Благодаря твоему роду, пусть земля звенящей и поющей будет, пусть она отливается разными звуками, пусть на земле побеждает добро. Дам твоему роду имя Куйбин- играющий на бубне.
Посмотрел старик на последнего сына и говорит:
-Ты у меня самый маленький из сыновей. Все для жизни есть, все умеешь делать. Жить хочешь на высоком мысу и построить большой дом, где и я с вами буду жить. Оленей твоих будут пасти оленеводы. Назову твой род Салиндер- житель высокого мыса.
Так и живут до сегодняшних дней в мире и согласии на Приуральской земле род Тайшиных, Теткиных, Куйбиных и Салиндер.
Рассказала Куйбина (Тоболько) Тамара Семеновна.
Животный мир в легендах рода Тоболько.
Испокон веков охота и рыбная ловля были основными занятиями ханты. Звери и птицы превращались в героев, посланцев богов-как могучих, так и культурных, как помощников и защитников человека, так и злейших врагов. Так в легенде «Касам Най» кошка фигурирует как своеобразный культурный герой, спасающий от чудовища. Как видим, представление о кошке как о носительнице мудрости и хитрости свойственно хантыйскому роду Тоболько
Касам Най.
В давние времена, когда ещё на земле не было зла, жили род «Солнца»- Касам Най. Люди были добрые, помогали друг другу, а ругаться и браниться они не умели. Женщины шили очень красивую одежду, вышивали яркие узоры, что глаз радовал. Пели песни, словно соловьи.. Жизнь текла своим чередом, улыбались и поклонялись богу Солнца- Касам Най, преподносили дары.
Однажды люди не дождались Солнца Най. Испугались женщины бога Солнца и не поймут, что случилось, как найти и помочь Солнцу? Долго думали и спорили целых семь дней и ночей.
Вдруг старшая женщина сказала: «Я думаю, наше Солнце украла Ночь, а чтобы освободить его, нужна хитрость, смелость, ум и сила».
На улицу не выйти, темно. Дети плачут и голод наступает. Исчезли улыбки с лиц женщин. За советом решили пойти к мудрой женщине Касам. Отвечает Касам: «Вы должны любыми путями освободить Солнце. Кто из вас сможет это сделать?» Младшая женщина подумала и сказала: «Я смогу освободить Солнце! Знайте, что я умею превращаться в рыжую кошку с железными когтями и при этом сверкать молнией».
Помолилась богу Солнца и пошла спасать. Не идет, а летит, не прыгает, а скачет, чем дальше уходит, тем темнее становится.
Вдруг увидела маленький краешек света и поняла, что показалось Солнце. Три раза подпрыгнулаи обернулась рыжей кошкой с железными когтями и стала биться с ночью. Где подпрыгнет, там молния сверкает, где приземлится, там гром гремит. Долго сражалась женщина -рыжая кошка, много сил потратила. Вот наконец, победила она Ночь и освободила Солнце-Най. Тогда Солнце Най вышло на небе-Торам и все люди стали благодарить женщину –рыжую кошку. Кланяются ей. Готовы её на руках носить. Тогда небо-Торам и Солнце Най сказали людям: «Отныне эту женщину зовите Касам Най и покланяйтесь , как Богу. Ведь она спасла Солнце Най от заточения, Пусть их род будет называться Касам Най.».
Долго еще жила Касам Най, вырастила семерых сыновей и красавицу дочь.
Когда кассам Най ушла в иной мир. Превратилась в рыжую кошку, которая живет рядом с людьми и мурлычет свои сказки. Когда её ласкают. Глаза становятся желтого цвета-цвета Солнца Най. Это цвет добра и радости. Если сердится или обижают-глаза становятся чёрные, а когти острые.
Старшие люди нам говорят: «Никогда не обижайте животных, ведь они когда-то были людьми. Может защитили наших предков от тьмы и ужаса.
Возможно один из сыновей у женщины Солнца-Касам Най предок рода Тоболько.
Рассказала Куйбина (Тоболько) Тамара Семеновна.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Почему Уран и Нептун разного цвета
Есть ли лёд на других планетах?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку