• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа "Воздух - дар природы"

Опубликовано Лаврухина Маргарита Ивановна вкл 03.02.2017 - 19:09
Лаврухина Маргарита Ивановна
Автор: 
Алехина София, Туголукова Анастасия

Как хочется больше узнать о жизни, о нашей планете Земля,  зелёной от лесов, голубой от океанов!

Это желание возникло, когда на уроке окружающего мира мы изучали тему «Воздух и его охрана».  На классном часе мы говорили об экологических проблемах и о проблеме загрязнения воздуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_vozduh.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день. Меня зовут Алехина София.

Туголукова Анастасия.

Мы ученицы 3-Б класса школы №15 города Губкин.

Отгадайте загадку

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. 

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной. 

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой. 

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам не обходим! 

Как хочется больше узнать о жизни, о нашей планете Земля,  зелёной от лесов, голубой от океанов!

Это желание возникло, когда на уроке окружающего мира мы изучали тему «Воздух и его охрана».  На классном часе мы говорили об экологических проблемах и о проблеме загрязнения воздуха.

Решили познакомиться с этим богатством природы, расширить свои знания о нем.    Для современного мира эти проблемы очень актуальны, поэтому мы решили выяснить, есть ли решение этим проблемам.

Отсюда тема нашей работы «Воздух - дар природы»      

Цель  исследования:           

Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.

Задачи исследования:

- Выяснить  значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.

- Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.

Гипотеза: предположим, что мы дышим чистым воздухом.

Объект исследования: воздух.

Методы исследования: изучение печатного материала о воздухе; поиск материалов  в Интернете; наблюдения, сравнения; опыты; выводы.

Актуальность

Воздух, окружающий  планету Земля – это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Солнце излучает не только свет и тепло, но и вредные для нашего здоровья излучения. Воздух задерживает их.

Воздух защищает землю и от разного размера метеоритов.

Мы посмотрели фотографии поверхности Луны, где практически нет воздуха, и  увидели, что вся поверхность "разбомблена" метеоритами. Всюду воронки от их падения - кратеры. То же самое было бы и на земле.

У поверхности Земли воздух густой, плотный, хотя мы этого не замечаем. Чем выше, тем воздух становится менее плотным. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только на  космическом корабле.

Очень важную работу выполняет воздух – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше.

Все живые организмы дышат воздухом. Без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы.

В воздухе кислорода много. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

Особенно загрязнен воздух городов. Выхлопные газы автомобилей, химические вещества, выбрасываемые в воздух промышленными предприятиями, приводят к гибели растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей.

Понимание того, что воздух должен быть чистым  это одна из главных задач человека.

Мы провели опыты  и наблюдения по изучению свойств воздуха. Создали папку по данному вопросу.

      Следующим этапом исследования был ответ на вопрос: «Каким воздухом мы дышим?»

С помощью кусочка ваты собрали пылинки с мебели. Откуда они взялись?  В воздухе были пылинки.

Вывод:  В воздухе находятся разные вещества, в том числе и вредные.

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

Основное загрязнение окружающей среды нам достаётся от выхлопных газов. Негативное влияние которых направлено на водителей и пассажиров. Из пешеходов больше всего страдают дети. Выхлопной газ значительно снижает интеллект ребёнка.

Он способствует ухудшению памяти! Дети плохо учатся и чаще болеют.

 

Для проведения исследования нами были выбраны три объекта: микрорайон Лебеди, где находится наша школа, трасса Белгород - Воронеж, село Казацкая степь. Выбор способа исследования воздушной среды по количеству транспорта, по снегу.

Микроисследование 1.

Цель: провести подсчёт транспортных средств.

Исследование проводилось в осенне - зимний период (октябрь, декабрь). Мы по 15 минут проводили подсчёт количества машин на данных участках утром и вечером, в обед -30 минут.

Вывод: наиболее  интенсивное движение  происходит по трассе Белгород – Воронеж -406машин., микрорайон Лебеди -120 машин, Наименьший поток  в село Казацкая степь  -68 машин. Мы  провели  примерный  подсчёт транспортных  средств на данных участках за 12 часов и  получили  следующие  результаты:  по трассе –4872 машины,  по дороге в микрорайон Лебеди –1440 машины,  в село Казацкая степь – 816 машины.

Годовой выхлоп одного автомобиля: оксид углерода - 800 кг, различные углеводороды -более 200 кг, оксиды  азота -40 кг, если  в среднем  скорость автомобиля 80 -90 км/час  превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300 – 350 человек!

Микроисследование 2.

Цель: определить загрязнения снежного покрова на выбранных участках.

Мы взяли 3 пробирки. В 1пробирку поместили снег с дороги, ведущей в село Казацкая степь, во 2 пробирку поместили снег с микрорайона Лебеди и в 3 пробирку поместили снег с трассы Белгород - Воронеж. Когда мы занесли пробирки в класс, снег растаял. Мы увидели, что в 1 пробирке  немного мутная, во второй небольшой осадок, а в 3 пробирке большой осадок, так как много примеси.

Вывод: наиболее низкий уровень загрязнения имеет снег  по улице, ведущей в село Казацкая степь. Среднюю степень загрязнения показали пробы снега с микрорайона Лебеди, наиболее высокую степень загрязнения имеет снег по трассе.

Своим родителям мы предложили ответить на вопросы анкеты «Как выбрать безопасный участок для прогулок с детьми».

По результатам  анкетирования выяснилось, все родители считают, что гулять с ребенком желательно в скверах, парках, лесопарках, даже если они находятся чуть дальше от дома, чем детская площадка у дороги. В нашем микрорайоне несколько таких мест (ПОКАЗ НА КАРТЕ): у  храма «Всех скорбящих радость», возле стадиона, аллеи проспекта Горняков.

Вывод.

Изучив вопрос:  «Каким воздухом мы дышим?» и, проведя несколько микроисследований, мы ответили на наши  вопросы и сделали выводы:

Наша гипотеза подтвердилась частично: мы не можем однозначно сказать, что дышим чистым воздухом.

  •  Расположение школы соответствует  санитарно – гигиеническим нормам, но на сегодняшний день присутствует процесс загрязнения воздуха.
  • Влияние транспорта  на загрязнение окружающей среды в районе школы – среднее.
  • Зеленых насаждений на территории школы недостаточно для выработки кислорода, необходимого для учащихся ежедневно находящихся в школе.

Предлагаем:

          Для улучшения экологической обстановки произвести посадку деревьев и кустарников на территории школы и своих домов.  

  • Не  ездить часто на автомобиле, если нет острой необходимости, убеждать в этом родителей.

  Не гулять возле проезжей части, чаще бывать в лесу,  

  Промышленные предприятия вынести за черту города, установить на них очистительные сооружения;

          Придумать экологически чистое топливо для автомобилей.  

Мы хотим, чтоб воздух был чистым,

А снег белым и пушистым…

Чтоб трубы заводов совсем не дымили,

И чтоб губкинцы все ЗДОРОВЫМИ были!

Опыт №4  Подвижность.

Цель: обнаружить движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер)

Помашем  веером или книжкой перед собой.  Чувствуется лёгкий ветерок.

Опыт № 5. упругость.

Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: Таким образом, воздух сжимаем и упруг. Гипотеза № 5 подтвердилась.

Опыт № 6. Воздух не имеет сопротивления.

Сделала маленький парашют и опустила его с высоты. Понаблюдала за тем, как он медленно опускается. Почему?  Потому что воздух замедляет падение.

Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, то есть сопротивляется. Гипотеза № 6 не подтвердилась.

Опыт № 7. Горячий воздух легче, чем холодный.

Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над электрическим нагревателем. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.

Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться. Гипотеза № 7 подтвердилась.

Опыт № 8. Воздух расширяется и сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.

Вывод: Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 8 подтвердилась.

Опыт № 9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.

Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает. Гипотеза № 9 подтвердилась.

Опыт 7. Кислород, входящий в состав воздуха, поддерживает процесс горения.

Цель: узнать, что произойдет с огнём, если к нему прекратить доступ кислорода, который входит в состав воздуха.

Ход. Возьму тарелочку и бумагу. Подожгу бумагу.

Накрою горящую бумагу, т.е. прекращу доступ кислорода.                                                                            

Огонь затух.

Вывод: Кислород, входящий в состав воздуха, поддерживает процесс горения.

Сделав вывод после данного опыта, я знаю о том, что если появляется в помещении очаг возгорания, то необходимо прекратить доступ воздуха: не открывать окна, накрыть очаг одеялом.

А, отдыхая на природе, надо после себя затушить костер. И если нет достаточно воды, то его можно накрыть дерном.

Воздух может быть грязным.

Цель: показать наличие в воздухе пыли и грязи.

Ход. С помощью кусочка ваты собрать пылинки с мебели. Откуда они взялись?

В воздухе были пылинки

Вывод:  В воздухе находятся разные вещества, в том числе и вредные.

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

Опыт № 10.  Воздух необходим людям, животным и растениям.

 Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.

Технологический процесс:

1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.

2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.

3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 10 подтвердилась.

Заключение

Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.

К сожалению, человек сам создает себе то, что его убивает. Хозяйственная деятельность человека наносит природе огромный вред. Выбросы в атмосферу от предприятий, не имеющих очистных сооружений, приводят к образованию кислотных дождей, к загрязнению воздуха, который необходим всем живым организмам.

Забирая из воздуха кислород для дыхания, растения, животные и люди выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода воздуха сжигают огромное количество топлива, выбрасывая обратно в воздух углекислый газ и различные ядовитые газы. Для того чтобы жизнь могла существовать, необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения.

Я предлагаю следующее:

- создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;

- организовать частый полив улиц города водой;

- в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;

- установить очистительные сооружения на предприятиях города;

- промышленные предприятия вынести за черту города;

- перевести все виды отопления на электрическое;

- пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;

- придумать экологически чистое топливо для автомобилей.  

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.

Предложила  ребятам своего класса провести акцию «Будем беречь воздух!» и они охотно согласились. Все принесли саженцы и принялись за работу.


Поделиться:

Рыжие листья

Сказка на ночь про Снеговика

Вода может клеить?

Распускающиеся бумажные цветы на воде

Рисуем "Ночь в лесу"