• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Символы в истории моей семьи

Опубликовано Лиджиева Мария Ивановна вкл 03.02.2017 - 0:22
Лиджиева Мария Ивановна
Автор: 
Бадмаева Амуланга

У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Наша Родина - Россия. Мы живём и гордимся своей страной. Но у  каждого человека есть и  своя малая Родина. Каждый житель на нашей планеты, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_moego_roda.docx710.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ КЕТЧЕНЕРОВСКОГО РМО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алцынхутинская СОШ им.Г.О.Рокчинского»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса  на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации среди обучающихся образовательных учреждений

Номинация «Исследовательские работы»

Возрастная группа: младшая 1-4 классы

«Символы моего рода»

Подготовила:

Бадмаева Амуланг Витальевна

ученица 3 класса

МКОУ «Алцынхутинская СОШ им.Г.О.Рокчинского»

Республика Калмыкия

Кетченеровский  район

П.Алцынхута, пер.Заливной,4

Домашний адрес:

Республика Калмыкия

Кетченеровский  район

П.Алцынхута,ул. Бадмаева,14

Руководитель:

Лиджиева Мария Ивановна

учитель калмыцкого языка

МКОУ «Алцынхутинская СОШ им.Г.О.Рокчинского»

Республика Калмыкия

Кетченеровский  район

П.Алцынхута, пер.Заливной,4

П. Алцынхута, 2016г

Содержание

     

Введение …………………………………………………… 1  

Глава 1. Символы  рода "Хошеуты"………………………… 2-3

Глава 2.  Символы моей семьи…………………………….  4  

Заключение……………………………………………………5  

Список литературы………………………………………….  6

Приложение…………………………………………………...7-10  

Введение

    У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Наша Родина - Россия. Мы живём и гордимся своей страной. Но у  каждого человека есть и  своя малая Родина. Каждый житель на нашей планеты, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

      На уроках калмыцкого языка учительница рассказывала нам о символах нашего государства и нашей республики, о том, почему они называются государственными символами. Она обратила наше внимание на то, что каждый город, район и даже семьи имеют свою символику. Мне стало интересно имеет ли моя семья свою символику. В своей исследовательской работе я хочу рассказать о символике своего рода, своей семьи.

         Символы - это условные знаки и изображения на гербе (флаге), имеющие для человека или целого народа важное значение. Актуальность темы заключается в том, что люди должны знать, уважать историю символов и гордиться ими.

Тема исследовательской работы: «Символы моего рода»

   Поэтому  цель  нашего исследования – знакомство с историей символов этнической группы калмыцкого народа "Хошеуты".

 Чтобы достичь цели  исследования, мы решали такие  задачи:

  • найти  информацию  о символике рода "Хошеуты"  из разных книг, газет, сети Интернет, бесед со  взрослыми людьми;
  • провести опрос  одноклассников на тему «Знаете ли вы  символику своей семьи?»;
  • распространять интерес к истории своей семьи среди учащихся начальных классов  нашей  школы.

Предмет  нашего  исследования – символы этнической группы калмыцкого народа "Хошеуты"- тамг, флаг.

Объект    исследования:  -  изучение истории символов рода "Хошеуты" и моей семьи.

Методы  исследования:

1. Метод теоретического анализа  литературы по проблеме.

2. Метод  опроса — беседа.

3. Метод  накопления  и отбор фактов.

Практическая  значимость  – полученные результаты исследования нужны для сохранения истории моей семьи и могут быть использованы в повседневной  жизни.

Чтобы узнать,  знают ли мои одноклассники символику своей семьи я провела опрос «Знаете ли вы  символику своей семьи?».

Результаты анкетирования: большая  часть  одноклассников  не знают символику своей семьи.

Глава  1.  Символы рода «Хошеуты».

По национальности я калмычка, и являюсь представителем этнической группы хошеутов.   Ученые считают, что этноним хошеут является производным от слова «хошун» со значением клюв, морда, передовой отряд войска, он относился к седьмому полку в гвардейском корпусе. Которым командовал младший брат Чингис-хана  Хабуту - Хасар.  Хошуном, от которого современные калмыки производят и само имя хошеутов, назывался строй войска острою колонной: люди, стоявшие в голове её, шли на верную смерть.

Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека и целого народа очень важное значение. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей этнической группы "Хошеуты".

                                                              Герб-Тамг

У калмыков с давних времен были тамги (печать, тавро) разных родов улусов. Каждый род имел свой тамг. Тамг - как знак собственности, закрепленный за отдельными родами. Знак хошеутовского рода- тамг, выпуклый рисунок лука со стрелой. Подтверждением являются кирпичи из которого построен Хошеутовский хурул. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей — знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина.(приложение 1)

http://kalmykia.roskazna.ru/upload/images/kalmykiya/32.JPG

                                                   Флаг-Знамя
          Помимо герба  у калмыков, как и в любом государстве, имелось и свое знамя. А для воинов-кочевников оно имело особенное значение, ведь именно знамя поднимает боевой дух во время походов, развеваясь над головами впереди идущих воинов, и именно потеря знамени в битве во все времена обозначало окончательное и позорное поражение в войне.
         Главным знаменем Джунгарского ханства считалось знамя с изображением "Дайчин-тенгри" - покровителя воинов у монгольских народов. Изображался Дайчин-тенгри следующим образом: Небесный всадник, с величавым спокойствием несущий боевой стяг, а над ним три птицы, внизу пять животных, символизирующих его власть на небе и на земле. Именно с этим знаменем 2-й конный калмыцкий полк князя Серебджаба Тюменя в числе первых входили в Париж в 1812 году.
Это знамя хранилось в главном сюме Хошеутовского хурула. Вместе с ним также находилось еще восемь знамен, вместе представляющих именно те девять знамен (йисн туг), с которыми калмыки ходили на Кавказ и с которыми стояли калмыцкие войска в том месте, где находится нынешний город Ессентуки (йисн туг). Во время революции настоятель Хошеутовского хурула передал эти девять знамен одному из представителей рода кереит, с тем, чтобы тот сохранил его у себя до тех пор, пока не пройдут смутные времена, а затем передал его наследнику ханского рода.
http://www.tuva.asia/uploads/posts/2013-11/1384942308_kalmznamya.jpg

В школьном музее п. Сарпа хранится знамя хошеутов немного другого вида, но он объединяет в себе тамг и знамя выше перечисленные. Желтого цвета знамя, обрамленное красной каймой. В центре, которого расположен круг, а внутри круга парящая птица в виде клина. ( Приложение2, 3)

Глава 2.  Символы моей семьи

        Хошеуты как и все калмыки подразделяются на мелкие арваны. Каждый арван имеет своего заян, ах-главу рода, имеет песню, легенду, знает өлгц (сочетание родовых цветов), помнит территорию, по которой кочевал их арвн (десяток), передают генеалогическое древо.  

        Моя семья относится к Тюмня хошуд, десятке «Цагалай». Места кочевок моего рода располагались по следующим местам: левый берег Волги в Волго-Ахтубинской пойме Хошеутовского улуса.

        В нашей семье по словам моей бабушки передается легенда о происхождении  названия нашего арвн "Цагалай". "После смерти нойна Теке, остались две дочери. С ними был связан интересный калмыцкий обычай усыновления. Оказалось, что торгоутовский нойон Цагалай женился на старшей дочери хошеутовского нойона и получил в приданое 150 кибиток с таким условием. Если будет разрешено Цагалаю жениться на дочери владельца Теки и получить часть Хошеутовских калмыков, то пусть разрешат ему «звание сего Хошеутова роду на себя принять». На таких условиях Цагалай и женился и стал именоваться не Торгоутовским владельцем, а Хошеутовским и добропорядочно управлять оставшимся после владельца улусом. Спустя 40 лет, в одной справке полковник Сербеджаб Тюмень подтвердил этот факт, говоря, что на одной из дочерей Теке «женился владелец торгоутова рода Цагалай, сделался сыном, получил во владение половину подвластного его народа». С Цагалаем обычай рассматривался как усыновление".

             Каждый род имеет свои определенные сочетания цветов- өлгц. Тотемными цветами нашего рода считаются красный -синий - белый. Красный цвет означает кровные родственные отношения. Белый цвет для калмыков священный -цвет мира и благополучия. При проведении обрядов например: национальных свадебных церемоний входит подношение так называемый Цаһан идән, перевязанный нитками или ленточками определенных цветов, принадлежащих только к своему роду. (приложение 5)

              По старинному калмыцкому обычаю калмыки должны знать своих предков до седьмого колена. Раньше кочевые бесписьменные народы должны были удерживать в памяти свою родословную, чтобы решать дела о наследственности и другие проблемы, возникающие в повседневной жизни. Кроме того, это препятствовало заключению браков между людьми одного ясана, одного близкого рода. В нашей семье также передается родовое древо. (приложение 6)

             Любимая песня старожил нашего рода "Актюбин һолын усн". Ее поют на всех праздниках, встречах нашего арвн "Цагалай". Также у нас передают из уст в уста хошуда әәмгин магтал. (приложение 6,7)

Заключение.

             Государственная символика страны призвана давать каждому гражданину понимание особенности, уникальности своего государства через образы, олицетворяющие славу и силу духа нашего народа.

         Мы, маленькие граждане нашей огромной страны, должны  знать и понимать значение государственных символов, потому что  это долг каждого гражданина государства. Но также мы должны знать и историю своего рода.

         Свои  полученные  знания  в процессе  исследования  я  смогу использовать:  

- на разных  уроках по изучению  истории Калмыкии;

- по совету учителя –  выступить перед  одноклассниками  на уроке.

- через  школьную  газету  познакомим  учащихся всей  начальной  школы  с  материалами нашего  исследования.

           Таким  образом, я  решила  поставленную  перед  собой  проблему -  получила     знания  по  истории символов хошеутовского рода, значит узнала много нового по истории своей семьи.

           Я горжусь прошлым, настоящим и будущим моей малой родины. Символы достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

Список литературы

  1. Борисенко Н. Знамя того года [ из истории символики края] // Известия
  2. П.Небольсин «Очерки быта Хошеутовского улуса» Санкт-Петербург. 1852.
  3. А. Митиров «Из истории хошутов и их владельцев»
  4. О Авляев «Происхождение калмыцкого народа» Элиста,2002
  5. Генеалогия икицохуровских хошудов Элиста 2011

                                             Электронные  ресурсы:

  1. Сайт «Социальная  сеть  работников  образования» www.nsportal.ru
  2. Сайт «Про  школу» www.proschkolu.ru
  3. Сайт «Герб и флаг Республики Калмыкия» kalmykiya.rgo.ru 

Приложение 1

http://kalmykia.roskazna.ru/upload/images/kalmykiya/32.JPG

Приложение 2

Победное знамя хошеутовского нойона Серебджап Тюменя

http://www.tuva.asia/uploads/posts/2013-11/1384942308_kalmznamya.jpg

Приложение 3

Знамя хошеутовского рода

C:\Users\1\Saved Games\Desktop\Символика\Символика\image-0-02-05-e62042c03d119320318cb1a8285f83d6f878c13471551e8e8ba2a4e201c8c74c-V.jpg 

приложение 4

Өлгц

Тотемными цветами нашего рода считаются красный -синий - белый

Приложение 5

Семейное древо моей семьи.

Тюмнә хошуд

Цагалай арвн

Доржин Дулахн

Анатолий

Валя                                        Алла                    Сергей          Валера                  Слава

Виталий          Аркадий        Дорджи            Дулахн                    Санал    Утнасн  Мария

Амуланг                 Лиджи     Саяна

приложение 6

Песня "Актюбин һолын усн"

Актюбин hолын уснь, уснь------------ Воды реки Ахтуба

Актахн цәәдән зокмҗта биләл,-----------Хороши для крепкого чая

Амрг-иньг чамлаhан, хәәмнь,--------- Милая подруга с тобой

Амрад суухнчн гиләв, гиләв.------------- Хотел посидеть отдохнуть

Иҗлин өндр моднднь, моднднь---------- Среди высоких деревьев на Волге

Итлг шовуднь цуглрдг биләл,-------------Собирались птицы балобаны

Ирхинчин санан бәәхнь, бәәхнь-----------Если бы ты хотела прийти

Иҗлин усн чальчаг биләл.------------------Волжская вода показалась бы лужей

Җирлзсн hолын уснднь, уснднь------------В речной ряби

Җахриhән хаяд зогслав, зогслав.-----------Якорь бросив стоял

Җирhл зовлң хойраhан, хойраhан----------Жизнь и горе вместе

Чамтаhан хувас гиләв, хәәмнь.---------------С тобой дорогая я хотел разделить

Көк hолын уснаннь, уснаннь-----------------Синие речные воды

Көндлң урсхлань hатллав, хәәмнь-----------Поперек пересек я, милая

Күүкн иньг, чамдан, чамдан-------------------Милая подруга к тебе

Күрч ядад биләв, биләв.----------------------- Не смог никак добраться

приложение 7

Магтал

Хошуда әәмгин магтал

Чиӊгс Богд уӊгта,

Чимлһтә "Җаӊһр" тууҗта

Зая-пандит багшта.

Хошуд әәмг болдг.

Эргнә шиирин зергүһәс

Эрднин харвһус көвәләд,

Арин Шорвин хулснас

Адрг дахҗ җирисн.

Амна йорар келгдсн

Алтн булг бәәрнтә,

Хальмгин һазрин кииснд

Хошуд әәмгәрн бүүрлсн.

____________

Зергүһәс- зерг-ряд, ряды

Харвһус-харахус- Харахусовский улус

Адрг-сопка, холм


Поделиться:

Просто так

Снегири и коты

Прощание с летом

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Сказка "12 месяцев". История и современность