• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся сельской малокомплектной школы).

Опубликовано Смирнова Тамара Анатольевна вкл 24.02.2017 - 12:34
Смирнова Тамара Анатольевна
Автор: 
Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса

исследовательская работа была представлена в 2011 на районной конференции "Шаг в будущее", где заняла 1 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа ученицы 9 класса47.04 КБ
Файл Приложение к исследовательской работе532.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа с. Батово

Ханты-Мансийского района Тюменской области

XV Окружная научная конференция молодых исследователей

научно-социальной программы «Шаг в будущее»

Проявление  агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт

(на примере коллектива учащихся сельской малокомплектной школы).

Автор работы:

Медведева Алёна Ивановна,

учащаяся 9 класса

Руководитель:

Смирнова Тамара Анатольевна,

учитель биологии

Батово-2011

Окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Исследовательская работа «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы) Автор: Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса                                           Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра,                                    Ханты-Мансийский район, с. Батово. Муниципальное общеобразовательное учреждение:  средняя общеобразовательная школа

План исследований

«Почему в нашей жизни так много жестокости?» - этот вопрос всегда волновал философов и поэтов. «Можно ли построить идеальное общество, где все равны и нет злобы, зависти, войн?» Ответить на подобные вопросы очень сложно, но можно  попытаться изучить причины и закономерности проявления  агрессии.  А это, в свою очередь, поможет понять роль её в нашей жизни, а так же в жизни животных. Человек – весьма агрессивное существо, ребёнок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, а порой – непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение государства и общества. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианового, и к тому же обзаводится атомным оружием. Это очень опасно. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. [4]

Нас взволновала и заинтересовала тема, которой мы и назвали нашу исследовательскую работу  «Проявление агрессивности в человеческом коллективе - как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)». Тему проявления животной агрессивности в человеческом коллективе затрагивали в своих работах такие ученые как Конрад Лоренц, З.Фрейд, Г.Маркузе, Эрих Фромм, В.Дольник, Дж. Доллард и другие. Но никто из перечисленных ученых  не интересовался вопросом о том, как проявляется животная агрессия в небольшом коллективе подростков и детей.

В этом и заключается актуальность нашей работы: мы исследовали подобное проявление на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы (далее МСШ). Цель исследования: выявить проявление животных форм агрессивности в коллективе учащихся малокомплектной сельской школы и проанализировать их. 

Гипотеза: конкретные формы агрессивности животных проявляются « присутствуют» в коллективе учащихся малокомплектной сельской школы. Характер агрессивного поведения определяется возрастными особенностями.  Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов более выражено, так как дети этого возраста используют агрессию как способ самозащиты. В подростковом возрасте проявление агрессивности не превышает нормы, так как они находятся в условиях малокомплектной сельской школы, которые предполагают ограничение жизненного пространства и общения.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать  состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и литературе по этологии.
  2.  Выявить  и классифицировать основные формы животной агрессии, проявляющиеся в коллективе учащихся начальных классов и в коллективе учащихся среднего и старшего звена МСШ.
  3. Отобрать диагностические методики, направленные на выявление форм агрессивности в человеческом обществе (на примере коллектива учащихся МСШ в возрасте от 7 до 17 лет).
  4. Провести эмпирические исследования и проанализировать полученные результаты.

Поставленные задачи определили выбор методов исследования:

  • Теоретический анализ психолого-педагогической и этологической литературы.
  • Психодиагностический метод (опросник Басса-Дарки «Диагностика агрессивности»)
  • Метод проективного исследования личности (тест «Несуществующее животное») – М.З. Друкаревича.

Объектом исследования являются формы проявления животной агрессивности. Предметом исследования является коллектив учащихся МСШ с 7 до 17 лет. Методологической основой исследования являются теоретические положения работ К.Лоренца «Так называемое зло. К естественной теории агрессии», В.Дольника   «Непослушное дитя биосферы», Д. Дьюсбери «Поведение животных. Сравнительные аспекты».  

   Теоретическая значимость состоит:

  •  В обосновании значимости проявления животной агрессии в человеческом обществе.
  • В констатации видов животной агрессии проявляющихся у учащихся МСШ.

Практическая значимость: выявление различных форм животной агрессии обоснованно наличием их в человеческом коллективе, в частности, в коллективе учащихся МСШ.

Структура исследовательской работы: план исследований (введение), две главы, заключение, список литературы, приложения, презентация Power Point «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)». Теоретическая глава - «Проявление агрессивности у людей и животных». Практическая часть - «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)» - состоит из 2 параграфов. Первый параграф  «Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов МСШ, как животный инстинкт». Второй параграф «Проявление агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена  МСШ, как животный инстинкт».


Окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Исследовательская работа «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)» Автор: Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса                                           Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра,                                    Ханты-Мансийский район, с. Батово. Муниципальное общеобразовательное учреждение:  средняя общеобразовательная школа

Научная статья

Часть силы той,

что без числа творит добро,

всему желая зла.

 Гёте.

Глава I. Проявление агрессивности у людей и животных

Человек – животное. Очень многих такая констатация огорчает, но, как говаривал Освальд Шпенглер: «Когда я называю человека зверем, то кого я этим обижаю – человека или зверя?» В биологическом плане, в области инстинктов человек – животное в полной мере, человек – хищник. Все инстинкты хищника имеет в себе любой человек. Налёт цивилизации, образования, культуры моментально слетает с него при определенных обстоятельствах. [5] Поведение животных в природе изучает наука этология, а поведение человека в обществе – психология. Раскроем эти понятия.

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, состояний и свойств человека, а также психику животных. [12]

Этология - наука об инстинктивном (врожденном, имеющем в основе генетической программ) поведении животных. [11] Этологи знают, что для достижения одной и той же цели у животных имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов, многие из которых возникли в разное время. Программы поведения создаются естественным отбором так же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических признаков, и отмирают столь же медленно. Ставшие не нужными программы могут не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов, но при случае дают о себе знать. Сила этологов - в знании поведения огромного числа разных животных. Человек  для этологов - один из видов. [9]

В этологии термин “агрессивность” означает злость, злобу, ненависть, ярость. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Агрессивное поведение у животных – это действия животного, адресованные другой особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм. Часто агрессивное поведение проявляется на ранних стадиях онтогенеза (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти), что может приводить к уничтожению самого младшего детёныша (каинизм), а иногда  и к поеданию собратьев (каннибализм). На почве агрессивного поведения возможно также детоубийство (инфантицид) у хищных млекопитающих (лев), грызунов (суслик). [1] Во многих случаях агрессивное поведение стимулируется половыми гормонами. Под влиянием агрессивного воздействия организм испытывает состояние напряжения, стресс. При умеренном стрессе обнаруживается усиление активности вегетативной нервной системы, выделяется в кровь адреналин. При этом происходят изменения в различных частях организма. Начинается секреция потовых желез, шерсть встает дыбом, сердце бьется быстрее, дыхание делается более частым и глубоким, кровь от пищеварительного тракта перенаправляется к мышцам. Всё это подготавливает организм к энергичным действиям требуемого типа. Под действием хронического стресса животное заболевает и даже может умереть.[5]

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму). [8]

Агрессивное поведение служит формой физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Многозначность слова «агрессия» вызывает большую неразбериху в литературе. Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту, пытающему пленника. [3]

Например, К. Лоренц первоначально понимал под агрессией необходимый биологический импульс, развивающийся в результате эволюции в целях выживания индивида и вида. [5] Но поскольку он подвел под это понятие такие аффекты, как жажда крови и жестокость, то отсюда следует, что и данные страсти в такой же мере являются врожденными. Тогда можно предположить, что причины войн коренятся в жажде убивать, то есть, что войны обусловлены врожденной склонностью человека к разрушению.

 Агрессивность - одно из качеств, подверженных общественному осуждению. Поэтому мы часто воспринимаем собственную агрессивность как нечто постыдное, забывая, что это свойство дано нам природой, а значит, дано не случайно. [5] Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека, как враждебное. По мнению К. Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам «инстинкт убийцы». У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, так как «инстинкт убийцы», направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было (природа не могла предусмотреть, что в руках «голой обезьяны» появится смертоносное оружие). К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, которая происходит внутри одного вида. [5]

Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую криминальные. Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, играют всерьез, и общество, и государство, и весь мир.[3]

Формы агрессивности многообразны и проявляются как в животном мире, так и в человеческом обществе, попытаемся их классифицировать (см. приложение, таблица 1)

1. Межвидовая агрессия - агрессивность хищника по отношению к жертве. В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Но не всякое нападение этолог назовет агрессией. Когда волк ловит зайца, когда охотник стреляет уток или ловит рыбу - это не агрессия, а охота. Ведь они не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти. Агрессия и страх нераздельны.[3]

 2. Внутривидовая агрессия. Особи одного вида вступают в конфликт. Живущие каждый на своей территории виды изгоняют конкурентов. Неизбежны конфликты из-за пищи, территории, самки, дупла, и многих других причин. Вступая в конфликт, оба животных испытывают страх. Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. Агрессивно-трусливое состояние - самое опасное. [3]

3. Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. Без раздражителей агрессивность возрастает, накапливается. В обыденности наша агрессивность ежедневно разряжается через незначительные конфликты со многими людьми. Мы можем научиться управлять своей агрессивностью, но устранить ее не сможем, ведь это один из инстинктов человека.[3]

4. Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность вырывается наружу, даже без раздражителя. Она просто переадресуется замещающему объекту. Агрессия переадресуется, если раздражитель вызывает страх. В этом случае переадресованная агрессия служит и демонстрацией противнику. Агрессия переадресуется живым объектам, как чужого вида, так и своего. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии. [3]

5. Демонстрация вместо нападения. Изначально агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство.  Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому угрозы и пугающие действия полезны для вида, а порой, и спасительны. Поэтому Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение – одно из замечательных созданий естественного отбора.[4] Противника легко напугать, показав ему средства защиты и нападения (раскрытая пасть, которая сопровождается изменениями внешнего вида головы, прижатые уши, нахмуренные брови, движение кожи на лбу и темени). [3]

6. Позы "преувеличения". У животных встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Эта программа предварительной оценки силы противника есть и у млекопитающих и птиц, рост которых заканчивается в определенном возрасте. Такую программу можно обмануть, преувеличив свои размеры. Преувеличение размеров достигается занятием более высокой точки в пространстве. Достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. [3]

7. Цель - "унизить" противника. При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть - один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее - унизить противника: повалить или бросить на землю. [7] У человека также подчинение противника умиротворяет агрессора. [3]

   В результате анализа литературы по проблеме исследования, мы можем сказать, что действительно существуют конкретные формы инстинктивной агрессивности животных, проявляющихся в человеческом коллективе. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других живых существ. Этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления: последнее варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. [4]

У человека и высших животных обнаружено значительное сходство физиологических процессов, протекающих в состоянии агрессивного возбуждения, а также механизмов регуляции агрессии со стороны центральной нервной системы. Даже само агрессивное поведение животных часто разительно напоминает проявление агрессивности у человека. Разумеется, прямой перенос на человека данных, полученных в исследованиях на животных, невозможен, однако такие эксперименты могут внести важный вклад в изучение агрессивности у человека. [10]

   С целью проведения подобного эксперимента мы предлагаем следующие классификации проявления форм агрессивности

  • в коллективе учащихся начальных классов (1-4 класс):

1. Оборонительная;   2. Вербальная;    3. Страх и тревога;

  • в коллективе учащихся среднего и старшего звена (5-11 класс):

1. Физическая;              3. Раздражение;     5. Вербальная;

2. Косвенная;                4. Обида;                6. Подозрительность.

Глава II. Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)

На основе выбранных нами классификаций проявления  форм агрессивности животных в человеческом коллективе для анализа мы используем  следующие методики: проективная методика – исследование личности М.З. Друкаревича, тест «Несуществующее животное» и опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

2.1. Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов МСШ с. Батово, как животный инстинкт

Для исследования проявления агрессивности в коллективе учащихся начальных классов МСШ, как животного инстинкта мы выбрали метод проективного рисуночного тестирования, тест «Несуществующее животное» М.З. Друкаревича. [13] В его основе – наложение (проекция) человеком своих с собственных переживаний, зачастую неосознаваемых им самим, на объект выполнения задания.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По мнению физиолога М.Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Тенденция движения имеет направление в пространстве.

В эксперименте приняли участие дети начальных классов МСШ с. Батово в количестве 20 человек в возрасте от 7 до 10 лет. Ребятам было предложено придумать и нарисовать несуществующее животное, такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов), а также назвать его несуществующим именем. Участники эксперимента выполняли задание в течение 15 минут.   При  анализе рисунков учащихся были выявлены следующие формы агрессивности:

  • Физическая агрессия (оборонительная, защитная) – использование физической силы против другого лица. Её проявили 4 человека, что составило 20% от общего числа учащихся (см. приложение, рисунок 1);
  • Вербальная агрессия (словесная) – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Её проявили 6 человек, что составило 30% от общего числа учащихся (см. приложение, рисунок 2);
  • Страх и тревога (агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию) - защитная реакция человека. Её  проявили 7 человек, что составило 35% от общего числа учащихся (см. приложение, рисунки 3 и 4);
  • Без проявления агрессивности было выявлено 3 человека, что составило 15% от общего числа учащихся (см. приложение, рисунок 5).

Например, ученица 3 класса нарисовала животное «Петухосвин»  (см. приложение, рисунок 6). На рисунке мы видим различные элементы, указывающие на проявление разных форм агрессии:

  • Рот с зубами – элемент, указывающий на вербальную агрессию и  означающий, что ребенок может огрызаться, грубить в ответ на грубое обращение. Это защитная реакция ребенка. 
  • Рога, копыта, прорисовка острых углов - элементы, указывающие на проявление физической агрессии и готовности ребенка к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
  • «Запачкивание» контурных линий, прорисовка радужки глаза - элементы указывают на присутствие страха и тревоги.

Итак, мы можем говорить о высоком процентном проявлении разных форм агрессивности у учащихся начальных классов (85%). Это обусловлено причинами порождающими детскую агрессию:

  • Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей.
  • Недостаточность произвольности в поведении.
  • Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени,               несформированность круга интересов.
  • Недостатки семейного воспитания.

Отметим, что агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы меньшинство.[6] Так, например, мы выявили, что 15% испытуемых учащихся не проявляют агрессивности, но это не значит, что они ею не обладают. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, поскольку обозначает отказ от борьбы. [6]

 Мы можем сделать вывод, что у учащихся младших классов преобладает оборонительная агрессия, она является фактором биологической адаптации. «Человек, как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам [6]. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев, индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого - оборонительная агрессия. Она заложена в филогенезе, свойственна как животным, так и людям. В основе лежит ИНСТИНКТ. [2]  

2.2 Проявление агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена  МСШ с. Батово как животный инстинкт

Для исследования проявления агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена  МСШ, как животного инстинкта мы выбрали методику Басса-Дарки для диагностики агрессивности. [16]

Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности. А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21+ -4, а враждебность 6,5+ -3. При этом обращается внимание на достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

   В тестировании приняли участие 28 учащихся, из которых - 12 юношей и 16 девушек, в возрасте с 11 лет до 17 лет. Результаты были проанализированы и занесены в таблицу 2 (см. приложение). Анализ был проведен по половому признаку, был высчитан индекс враждебности, который состоит из таких показателей, как обида, подозрительность. Индекс агрессивности, который состоит из таких проявлений, как физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия. По результатам исследования оказалось, что индекс враждебности выше у девушек, чем у юношей, а индекс агрессивности преобладает у юношей.  

Были высчитаны средние показатели по каждой форме проявления агрессивности с целью, выяснить, какие из них в большей степени проявляются у девушек и у юношей. В результате исследования мы получили следующие данные: у девушек в большей степени проявляется вербальная агрессия (средний показатель составляет – (8,06)). У юношей тоже в большей степени проявляется вербальная агрессия (средний показатель составляет – (7,92)). Проявление физической агрессии выражено больше (6,83), чем у девушек (6,56). У девушек выше показатели по таким формам проявления агрессии, как обида, подозрительность, чувство вины, косвенная агрессия.

   По данным таблицы 2 были составлены сравнительные графики по индексу враждебности и агрессивности по половому признаку и возрасту (приложение, ср/ графики 1 и 2; 3 и 4; 5и 6). Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что структура проявления различных форм агрессии обусловлена половыми и возрастными особенностями. [13] Таким образом, в раннем подростковом возрасте для мальчиков характерно выражение агрессии в прямой, открытой форме и, непосредственно, с конфликтующим. Для девочек характерно предпочтение именно вербальной агрессии  в любых её формах. [15]
  2. У учащихся МСШ с. Батово в возрасте от 11 до 15 лет формы проявления инстинктивной животной агрессии (которая является врожденным механизмом самосохранения вида  человека) не превышают нормы.
  3. Проявление агрессивности к 17  годам снижается, так как в сознании учащихся этого возраста уже сформировано осознание собственного «Я» в окружающем их мире.
  4. Учащиеся МСШ с. Батово не проявляют жестокой агрессии по отношению к сверстникам, так как они находятся под влиянием социума (отдаленность с. Батово от больших мегаполисов, малое количество учащихся в школе, большинство из которых состоят в родственных отношениях).

                                                        Заключение

Исследовательская работа, заключающаяся в анализе  литературы по проблеме, в проведении проективного тестирования, диагностики агрессивности в коллективе учащихся МСШ с. Батово и обработке  результатов данных экспериментов, была проведена успешно. Цель работы достигнута, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена: конкретные формы агрессивности животных проявляются «присутствуют» в коллективе учащихся малокомплектной сельской школы. Характер агрессивного поведения определяется возрастными особенностями. [14]  Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов более выражено, так как дети этого возраста используют агрессию, как способ самозащиты. В подростковом возрасте проявление агрессивности не превышает нормы, так как учащиеся обучаются в условиях малокомплектной сельской школы, которые предполагают ограничение жизненного пространства и общения.

Итак, итоги проделанной работы:

  1. Мы изучили и проанализировали  состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и литературе по этологии.
  2. Выявили  и классифицировали основные формы животной агрессии, проявляющиеся в коллективе учащихся начальных классов и в коллективе учащихся среднего и старшего звена МСШ с. Батово
  3. Нами были выбраны диагностические методики, направленные на выявление форм агрессивности в человеческом обществе (на примере коллектива учащихся МСШ в возрасте от 7 до 17 лет), в начальных классах было проведено проективное тестирование М.З. Друкаревича «Несуществующее животное». В среднем и старшем звене применена методика Басса-Дарки по выявлению агрессивности.
  4.  Провели эмпирические исследования и проанализировали полученные результаты.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, то есть у нормальных людей происходит социализация агрессии. Агрессивность всегда требует выхода, однако, выплеснувшись, возвращается бумерангом. Можно посоветовать три способа для снятия  агрессивности:

  1. Пассивный способ (слезы – дают облегчение).
  2. Активный способ (двигательная активность – бокс, футбол, теннис, охота; адреналин-спутник напряженности).
  3. Логический способ (докопаться до сути явления, аналитическая работа). [15]

Данная исследовательская работа  является новаторской, так как исследования были проведены в условиях малокомплектной сельской школы, в основе своей, подобные исследования проводятся на базе городских школ с большим количеством учащихся. В ходе таких экспериментов выявляется высокое проявление агрессивности в форме жестокости и насилия у подростков. В МСШ же подобных проявлений агрессивности не наблюдается.

В современном мире тема проявления агрессивности в человеческом обществе актуальна. Поэтому каждому человеку надо больше знать о формах проявления агрессии и направлять её не на разрушение, а на созидание.  

Окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Исследовательская работа «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы) Автор: Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса                                           Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра,                                    Ханты-Мансийский район, с. Батово. Муниципальное общеобразовательное учреждение:  средняя общеобразовательная школа

                                        Список литературы

  1. Брэм А. Жизнь животных. Млекопитающие, [книга]. – М. «Терра», 1992.
  2. Дольник В.Р.; Непослушное дитя биосферы, [книга]. – М: «Педагогика-пресс», 1994. С.65-73.
  3.  Дольник В.Р. [статья] Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев, [журнал] «Природа» №1, 1993.
  4. Лоренц. К. Агрессия (так называемое «зло»), [статья]. – М., «Прогресс», 1994.
  5. Лоренц. К. Оборотная сторона зеркала, [статья]. – М., «Республика», 1998. – С. 62 – 242.
  6. Сельченок П.Р. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия. – М.: АСТ, 2005.
  7. Тэннер О. Способы защиты у животных, [статья]. – М.: «Мир», 1985.
  8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, [статья]. – М.: «Прогресс», 1982.
  9. Хенхаузен Х. Агрессия, [книга]. Т.1. – М., 1986. – С. 365 – 405.
  10. Шорохова Е.В. Проблемы психологии личности, [статья]. – М., 1982.
  11. Биологический энциклопедический словарь, [книга]. – М.: «Советская энциклопедия», 1989.
  12. Краткий психологический словарь, [книга]   / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: «Феникс»,1998. – С. 8.
  13. Статья. Проективная методика исследования личности, [электронный источник]. www.psylab.info
  14. Статья. Подростковый возраст: типичные ошибки родителей, [электронный источник]. www. Portal-woman.ru
  15. Статья. Физическое развитие и снижение агрессии у ребёнка, [электронный источник]. www. Mamarama.ru.mth
  16. Статья. Психодиагностика психолога в школе – диагностика эмоциональной личностной сферы. Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности, [электронный источник] www.Administrator.ru 

                                                                               


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                        Приложение

Таблица 1. Сравнительная характеристика проявления форм агрессии

у животных и человека (примеры)

Формы агрессии

У животных

У человека

Межвидовая агрессия (ненавидят и боятся друг друга).

Служит сохранению вида.

- Собака выгоняет со двора незнакомого человека;

- Дрозд прогоняет от гнезда кота;

- Самец лебедя шипением отгоняет своего гнезда мелких водоплавающих птиц.

- Человек в ответ бросает камни в собаку;

- Корова загораживает дорогу человеку;

- Муха, которая кружится вокруг головы.

Внутривидовая агрессия (территориальная агрессия)

-Конфликт за пищу или удобное для отдыха место;

-Конфликт из-за самки, дупла, норы.

-Конфликт из-за территории рыбалки или охоты;

-Конфликт из-за девушки.

Страх

-Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее.

-Люди отгоняют паука или ловят забежавшую в комнату мышь;

-Агрессивная толпа людей.

Агрессивность возникает изнутри и накапливается

-К паре семейных рыб – цихлид поместили в аквариум третью цихлиду или другую задиристую рыбку. Пара цихлид будет с ними драться, а между собой поддерживать самые добрые отношения. Если убрать объект агрессии, самец начнёт нападать на самку.

-Накопленная агрессия взрывает изнутри маленькие замкнутые коллективы людей;

-2 человека без связи с «миром» - зимовщики. Долго сдерживаемая агрессия может привести к бессмысленному убийству.

Агрессия может переадресовываться замещающему объекту, безопасному и безответному.

-Птицы клюют землю или листья;

-Копытные бодают кусты

-Человек ударяет кулаком по столу;

-Разбивание посуды;

-Получивший нагоняй на работе муж ругает, придя домой жену; жена – ругает ребёнка; ребёнок – ударяет котёнка.

Демонстративное поведение вместо нападения.

-Рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шипы;

-Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие раскрывают пасть;

-У приматов сложная мимика.

-Человек при угрозе скалит зубы;

-Вождь племени раскрашивает лицо, боевая раскраска воинов;

-Человек, угрожая, издаёт крик.

Позы преувеличения

-Мраморная лягушка при встрече с опасностью заглатывает воздух и раздувается, как подушка;

-Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие – вздыбливая шерсть;

-Четвероногие животные встают на задние ноги, тот, кто выше получает превосходство над соперником.

-Человек надувает грудь при встрече с соперником;

-Вожди и начальники старались отъесться как можно больше;

-У человека  при конфликте «шевелятся волосы на голове»;

-Человек выпрямляет ноги, подтягивает живот, высоко поднимает голову.

Цель «унизить» противника

-У многих видов животных цель – повалить или бросить на землю противника

-Маленькие дети больше борются, чем бьют друг друга

Позы подчинения, покорности и умиротворения

-Проигравший «складывает оружие» - шипы, хохлы, когти, зубы, рога – прячет их, чтобы не пугать победителя;

-Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх, унижают себя как можно сильнее.

-Человек выражает разную степень покорности, опуская голову, кланяясь, падая на колени и, наконец, валяясь в ногах.

Агрессия, приводящая к установлению иерархии.

-Собакоголовые обезьяны – павианы, гамадрилы – образовывают иерархические пирамиды по возрастному признаку. Во главе несколько пожилых самцов;

- У макаков доминант один, стоит ему начать наказывать одного из подчинённых, как другие спешат помочь, норовят унизить наказываемого.

-Образование пирамиды по возрастному признаку свойственно и человеку;

-В стихийных уголовных шайках «пахан» обычно окружает себя «шестёрками», тиран окружённый сатрапами.


Рисунки учащихся начальных классов МСШ с. Батово, полученные в результате проведения

проективного исследования личности М.З. Друкаревича, теста «Несуществующее животное».


Рисунки учащихся начальных классов МСШ с. Батово, полученные в результате проведения

проективного исследования личности М.З. Друкаревича, теста «Несуществующее животное».


Таблица 2. Исследование проявления агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена  МСШ с. Батово,

проведённое по методике Басса-Дарки

№

Пол

Класс

Возраст

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

(4-10)

Индекс Агрессивности

(17-25)

1.

ж

5

11

6

7

5

3

2

9

10

1

11

1

21

-4

2.

ж

5

11

7

6

7

3

6

8

5

8

14

4

19

-2

3.

ж

6

12

6

5

4

4

4

8

9

5

12

2

19

-2

4.

ж

7

13

5

4

7

2

5

8

7

8

13

3

19

-2

5.

ж

7

13

7

2

4

3

4

6

6

1

10

0

17

0

6.

ж

8

13

6

4

6

4

4

8

6

4

12

2

18

-1

7.

ж

8

13

8

5

5

4

7

10

8

8

17

7

20

-3

8.

ж

8

14

7

5

9

5

6

8

12

6

14

4

28

-11

9.

ж

7

14

6

2

2

0

2

9

9

7

11

1

17

0

10.

ж

9

15

7

6

6

4

6

8

7

8

14

4

20

-3

11.

ж

9

15

8

7

10

5

5

9

11

6

14

4

29

4

12.

ж

9

15

7

6

6

2

1

4

9

6

5

-5

22

-5

13.

ж

9

16

6

7

7

2

3

9

8

6

12

2

21

-4

14.

ж

9

16

7

5

4

4

3

7

6

7

10

0

17

0

15.

ж

10

17

5

6

8

1

7

7

8

9

14

4

21

-4

16.

ж

11

17

7

4

4

4

3

7

8

3

10

0

19

-2

6,56

5,06

5,88

3,13

4,25

7,81

8,06

5,81

12,06

20,44

17.

м

5

11

7

5

4

3

6

9

9

7

15

5

21

-4

18.

м

5

11

7

4

5

4

3

8

6

7

11

1

18

-1

19.

м

5

12

7

5

6

4

3

9

10

7

12

2

23

-6

20.

м

6

12

7

4

5

4

4

7

7

9

11

1

19

-2

21.

м

8

14

6

2

5

2

3

4

7

3

7

-3

18

-1

22.

м

9

15

7

3

7

3

1

7

9

1

8

-2

23

-6

23.

м

10

16

9

2

7

4

7

9

9

6

16

6

25

-8

24.

м

10

16

7

3

7

1

3

3

6

0

6

-4

20

-3

25.

м

10

16

6

7

10

5

1

6

10

3

7

-3

26

1

26.

м

10

16

5

4

6

2

6

7

6

6

13

3

17

0

27.

м

11

17

6

3

4

3

2

3

7

7

5

-5

17

0

28.

м

11

17

8

7

6

3

2

7

9

5

9

-1

23

-6

6,83

4,08

6,00

3,17

3,42

6,58

7,92

5,08

10

20,83



График 1.

График 2.


График 3.

График 4.


График 5.

График 6.


Поделиться:

Щелкунчик

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Злая мать и добрая тётя

Зимний лес в вашем доме

Рисуем домики зимой