• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа на конкурс "Отечество"

Опубликовано Бочкарёва Елена Николаевна вкл 25.02.2017 - 20:14
Бочкарёва Елена Николаевна
Автор: 
Давыдова Людмила Сергеевна "Вклад школьников Богородского района в дело Победы"

Исследовательская работа раскрывает участие пионеров орьковской области в оказании помощи фронту в 1941-1945 годах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkovskaya_oblastnaya_pionerskaya_organizatsiya_v_gody_velikoy_otechestvenoy_voyny.docx953.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            «Отечество-2014»

Буревестниковская средняя общеобразовательная школа  Нижегородской  области

 

Исследовательская работа

Вклад школьников Богородского района в дело Победы

Давыдова Людмила Сергеевна 9 «а» кл.

МБОУ Буревестниковская СОШ Нижегородской области

Прописана по адресу: п. Буревестник, ул. Гагарина д.6 кв.76

Руководитель Бочкарева Елена Николаевна, учитель истории

Буревестниковской СОШ

Контактный телефон 8-910-101-20-05

п.Буревестник

2014 г.

Содержание

 Введение……..........................................................................................1                                                                                                  

  1. Вклад школьников Богородского района в дело Победы…………3

«Отцов сменили у станков …»…………………………………………….4

 «Мы свидетели-дети войны…»…………………………………………..5

 «Тимуровцев смелый отряд»……………………………………………..9

   Посылки на фронт………………………………………………………..10

2. Заключение………………………………………………………………11 

3.  Литература……………………………………………………………….13

4. Приложения………………………………………………………………14   

Введение

       Актуальность работы. Время стремительно мчится вперёд, приближая нас к знаменательной дате - 70летию Победы. Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

      Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.  Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе. Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Горьковские школьники - фронту". 

Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё  помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования:  выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.

2) Изучить деятельность и образ жизни школьников  военного времени.

3) Встретиться с ветеранами труда,  проживающими ныне в поселке Буревестник.

      При выборе методов исследования я использовала  встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную  литературу, познакомилась с материалами сайта Нижегородского архива и газеты «Ленинская победа» за 1943 год.

  Методы исследования:

  1. интервьюирования
  2. аналитический
  3. работа с документами и периодической печатью.

 

 

                                    Отцов сменили у станков …

       В 1941году в стране  возникло и ширилось движение «Молодежь на производство!». Пионеры и школьники города Богородска первыми в области одновременно с учебой в школе стали работать на фабриках, заводах, в мастерских, помогая выполнять заказы для фронта. Их примеру последовали ученики из других городов и сел области. (Смотреть приложение №1) Из воспоминаний богородчанки Шимановой Лидии Алексеевны «…Многие производственники ушли с завода на фронт. И тогда к станкам встали на бесконечные трудовые смены четырнадцати- пятнадцатилетние мальчишки и девчонки…Завод ремонтировал танки и другую боевую технику…»[1]. Много трудностей выпало на долю детей военного времени. Но все они жили одной мечтой о победе. По архивным документам к  выполнению всевозможных оборонных заказов были привлечены  учащиеся  школ. По постановлению Горьковского обкома ВЛКСМ от 25 октября 1941 года им поручалась несложная работа на предприятиях местной промышленности: изготовление лыжных палок, черенков для саперных лопат, топорищ; пошивка белья, варежек, наволочек, обметывание петель, пришивка пуговиц к одежде и т.п. Наравне с взрослыми трудились подростки, позабыв о своем детстве. Горьковские школьники прекрасно понимали, что фронт ждет от них больше оружия и снарядов, изготовление которых доверяли на заводах ребятам старших классов.

     

                            Мы свидетели - дети войны…

      С первых дней войны сельское хозяйство ощущало нехватку рабочих рук. Подростки и дети заменили в колхозах ушедших на фронт отцов, а на  уборку урожая  выезжали и школьники из городов. Все дети включились в колхозный труд, разом повзрослели. Многие школьники побросали учебу, особенно мальчишки, и стали работать.

      С 1 января 1942 года, как в сельских школах, так и в городских началась подготовка учащихся 7-10 классов к сельскохозяйственным работам. По рассказам Сусловой Татьяны Ивановны до посевных мероприятий сельские школьники собирали золу и помет и вывозили на поля для повышения урожайности. Для лучшей плодородности земли заготавливали торф и вносили его в почву. В зимнее время проводили работы по снегозадержанию. Весной во всех школах из ребят были созданы бригады по принципу класс-бригада, которые делились на звенья по 5-10 человек.  В колхозах на каждого члена звена заводили трудовые книжки, где отмечали отработанное время не реже 1 раза в неделю. Руководство должно было заранее позаботиться о размещении и питании детей. ( Смотреть приложение №2)  

       Летом 1942 года в колхозах и совхозах области работал 741 отряд, насчитывавший в своем составе 103 970 учащихся и 5 663 учителя. Школьниками было заработано 3 435 947 трудодней, учителями – 282 221 трудодень.[2] Ребята выполняли сельскохозяйственные работы. Такие  как: прополка овса, силосование, уборка колосовых, вязка снопов, обмолот ржи, овса, пшеницы, вики, заготовка веточного корма. Осенью 1942 года по инициативе комсомольцев Богородского и Ветлужского районов в Горьковской области проводилась «Неделя Красных обозов».[3]  Комсомольцы обязались за неделю закончить сдачу хлеба государству. Работали ночью на косовице, скирдовании, обмолоте и выполнили обещание. За активное участие в сельскохозяйственных работах областная комсомольская организация получила переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ.[4]

      Многочисленные примеры показывают подлинные образцы самоотверженного отношения к труду.  Старожилка  поселка Буревестник 89 летняя Татьяна Ивановна Суслова в первый год войны заняла место тракториста, ушедшего на фронт. Женщина рассказала о нелегком труде на полях колхозного хозяйства, обучение тракторному делу проходило под присмотром опытного наставника Князева Петра Сергеевича. С утра и до позднего вечера трудились девчата тракторной бригады. От усталости валились с ног. Трактора марки СХТЗ очень жесткие на ходу, без кабин, с грубым железным сиденьем, заводились вручную. Это требовало больших физических усилий. Но трудности не пугали, все трудились для общей победы. Трактористами стали сестры Кузины-Настя и Поля,сестры Марковы- Маруся и Тоня, Паша Сбитнева, Настя Савицкая, Наталья Михевнина, Валя Удалова. К технике в то время относились бережно, понимали, что пока идет война других машин не будет. Каждая запасная часть добывалась с трудом.

       В 1941-1945 годах 8980 пионеров и школьников шефствовали над животноводством. Они помогали выращивать молодняк, оказывали помощь в заготовке кормов. Пионеры Теряевской неполной средней школы Богородского района вырастили 14 лошадей и сдали в подарок бойцам Красной армии. Большую помощь оказали сельским труженикам учащиеся школ и училищ в прополке посевов, сенокосе и уборке урожая.[5] Организованный осенью 1942 года сбор колосков школьниками дал стране дополнительно сотни центнеров зерна . «На сбор колосков привлекали в обязательном порядке всех детей- школьников. После такой работы ночей не спишь: руки и ноги в ссадинах и занозах, они болят и нарывают, а лекарств и мазей не было…». Так вспоминала свое военное детство Чешкова М.Ф.[6]

       1 сентября 1941 года пионеры школы № 102 Кировского района г. Горького обратились к пионерам и школьникам города и области с призывом построить танк «Горьковский пионер» на средства, заработанные своим трудом. Богородские ребята поддержали эту инициативу. Они собирали металлолом, шили белье для красноармейцев, заготовляли лекарственные растения. В газете «Ленинская победа» от 31.01.1943 года №14 рассказывалось об активности школьников при сборе средств на строительство танков и самолетов для Красной армии. (Смотреть приложение №3) В сборе средств на строительство танков и самолетов приняли участие все пионеры и школьники города и  области. Они устраивали субботники и воскресники, а заработанные собственными руками деньги сдавали в Фонд обороны Родины. Очень поразила меня статья об учащихся Нагавинской начальной школы, которые «…охотно вносят свои сбережения на постройку эскадрильи боевых самолетов «Валерий Чкалов». Всего собрано 532 рубля».[7] Младшие школьники, поняв всю тяжесть военного времени, жили заботами взрослых, отодвинув свое детство на потом.

       Пионеры не оставались в стороне и от другого важного дела - сбора лекарственного сырья и грибов. Статья в газете «Ленинская победа» №50 от13.05.1943 года «Собирайте лекарственные травы» призывала «…Товарищи учителя, пионеры и школьники! Выходите на заготовку лекарственного сырья, этим окажем реальную помощь нашей доблестной Красной армии»[8]. За годы войны школьники области  заготовили 5690 тонн полезных лекарственных растений, а полученные деньги пошли на строительство танков и самолетов. (Смотреть приложение №4)

         

                                 Тимуровцев смелый отряд

      Во время войны во всех школах широко  развернулось тимуровское движение. Тимуровские команды состояли из учащихся 4-7-х классов, состав их менялся, но традиции оставались те же: помогать семьям фронтовиков, детям-сиротам, эвакуированным.  35 тысяч пионеров-тимуровцев Горьковской области шефствовали над госпиталями, детскими домами и оказывали помощь семьям фронтовиков. (Смотреть приложение №5). Сама жизнь подсказывала ребятам, что семьи мобилизованных, престарелые и больные люди нуждаются в это трудное время в их помощи. Уже в первые дни войны ребята из Буревестника не оставили без внимания многодетные семьи ушедших на фронт односельчан: Касихина И.Н., Варламова Ф.Г. Глынина И.Г., Дикарева М.И. Они помогали по дому и огороду, присматривали за детьми. (Смотреть приложение № 6)

       Тимуровцы-горьковчане передали в госпитали более 50 тысяч книг, устроили для раненых бойцов свыше 3 тысяч концертов. Учащиеся   школ города Богородска работали на починке белья в госпитале, ухаживали за ранеными, писали за них письма, устраивали импровизированные концерты. (Из рассказов старожила поселка Буревестник Квашенкиной Д.Н., проживающей в Богородске в 1941-1944 годах). Кроме того, пионеры оказывали помощь школам, вновь создаваемым в освобожденных от немецких захватчиков районах. Инициаторами в этом деле были автозаводцы. А богородчане подхватили этот почин и уже в освобожденный Сталинград полетели посылки. Эти факты описаны в «Ленинской победе» в статье «Братская помощь освобожденным районам», «80 подарков для детей Сталинграда»[9].

                                            Посылки на фронт

        В жестокую зиму 1941-1942 года горьковские пионеры первыми бросили клич о сборе теплых вещей для Красной армии. Зимними вечерами вязали подростки носки, варежки, шарфы. На фронт отправлялось огромное количество посылок и писем от ребят. В статье  газеты «Ленинская победа» от18.04.1943 года  №39 сообщалось о сборе посылок к 1 мая в селе Алешково, где находилось «…сдобное печенье, яйца, табак, спички, бумага и конверты»[10]. Рядом со сладкими гостинцами были вложены так необходимые для фронтовиков предметы. По данным газеты такие подарки посылались регулярно из всех населенных пунктов Богородского района и большую помощь в формировании посылок  оказывали школьники. В действующие части и соединения были переданы сотни тысяч килограммов различного продовольствия: колбасы, мяса, сахара, меда, сыра, печенья, конфет, миллионы банок консервов, а также огромное количество мыла, табака, папирос, различных предметов первой необходимости. Посылки на фронт сопровождались трогательными письмами-обращениями к бойцам  и даже стихами.

        А с  фронта поступали письма от командиров и бойцов Красной армии со словами благодарности за присланные подарки. Горьковские школьники за оказанную помощь фронтовикам и за самоотверженную работу в годы Великой Отечественной войны получали благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР И.В. Сталина.[11]

 

                                                Заключение

         На протяжении долгих военных лет не утихал энтузиазм и боевой задор советских школьников. Всех добрых дел их не перечесть. В этой работе я постаралась отразить основные направления деятельности школьников  Богородского района. Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

      Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего суровое детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

    Данная работа имеет практическое значение. На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Горьковские школьники-фронту» чаще всего остается в стороне.   Меня заинтересовала данная тема,  я взяла ее для своей работы «Вклад школьников Богородского района в дело Победы». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в  военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.

                                                    Литература.

1. Кузоватова М.А. Дети войны. Н-Н. «Бикар»,2006.- С.249..

2. «Ленинская победа» г. Богородск.1943г.

Ресурсы Internet.

1. Горьковская пионерская организация в годы ВОВ- http://www.archiv.nnov.ru

2. «Неделя красных обозов». http://www.opentextnn.ru/archives/nn/govov

Приложение №1. Работа подростков в годы ВОВ на предприятиях Нижнего Новгорода.

мальчик у станка

Трудовой день подростка составлял 8- 10 часов на военном заводе. Часто дети отдыхали в цеху за перегородкой. Домой отпускали очень редко.

        

Приложение № 2. Работа пионеров области в колхозах.

животное в с-х

В 1941-1945 годах 8980 пионеров и школьников шефствовали над животноводством. Они помогали выращивать молодняк, оказывали помощь в заготовке кормов.

        

Приложение № 3. Сбор средств на строительство танков и самолетов.

самолет фронту

В сборе средств на строительство танков и самолетов приняли участие все пионеры и школьники города и  области.

Приложение №4. Сбор лекарственного сырья и грибов  для госпиталя .

сбор грибов

       Пионеры не оставались в стороне и от другого важного дела - сбора лекарственного сырья и грибов. Статья в газете «Ленинская победа» №50 от13.05.1943 года «Собирайте лекарственные травы» призывала «…Товарищи учителя, пионеры и школьники! Выходите на заготовку лекарственного сырья, этим окажем реальную помощь нашей доблестной Красной армии»

Приложение №5.Помощь школьников в госпитале.

письмо из госпит

Пионеры-тимуровцы  шефствовали над госпиталями, писали письма, устраивали концерты, работали сиделками при тяжелораненых солдатах.

        

Приложение №6. Тимуровская помощь.

тимуровцы

 Уже в первые дни войны ребята из Буревестника не оставили без внимания многодетные семьи ушедших на фронт односельчан: Касихина И.Н., Варламова Ф.Г. Глынина И.Г., Дикарева М.И. Они помогали по дому и огороду, присматривали за детьми.


[1] Кузоватова М.А. Дети войны. Н-Н. «Бикар»,2006.- С.254.

[2] Горьковская пионерская организация в годы ВОВ- http://www.archiv.nnov.ru

[3]Неделя красных обозов. http://www.opentextnn.ru/archives/nn/govov

 

[4] Горьковская пионерская организация в годы ВОВ- http://www.archiv.nnov.ru

[5] Там же.

[6] Кузоватова М.А. Дети войны. Н-Н. «Бикар»,2006.- С.249.

[7] «Ленинская победа» №19.1943г.

[8] «Ленинская победа» №50.1943г.

[9] «Ленинская победа» №28, №33.1943г.

[10] Ленинская победа» №39.1943г

[11] Горьковская пионерская организация в годы ВОВ- http://www.archiv.nnov.ru


Поделиться:

Упрямый зяблик

Почему Уран и Нептун разного цвета

Зимняя сказка

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"