• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Значение Чайного пути в истории России"

Опубликовано Андриевская Ирина Анатольевна вкл 28.02.2017 - 15:38
Андриевская Ирина Анатольевна
Автор: 
Корелова Диана

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chaynyy_put.doc609 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Значение Чайного пути в истории России»

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Глава I.
  1. История и значение  Чайного Пути в экономическом развитии Китая, Монголии и России.
  2. Чайный путь-путь побратимов.

3. Глава II. Перспективы развития Чайного Пути как  международного туристического маршрута

4. Заключение. ……………………………………………………………………………….

5. Приложение.  …………………………………………………………………………..

1.Введение

 В Монголии и Китае помнят и чтут историю, что подтверждает проведение различных конференций и форумов международного значения по этой теме. А если проследить Чайный Путь,  можно увидеть памятники, скульптуры посвящённые чаю и Великому чайному пути в разных городах России и Китая. В городе Мейтан построен огромный заварочный чайник-музей, в городе Уишань огромная скульптура чайный лист посвящённый Великому чайному пути, в Кунгуре стоит памятник чаеторговцу Алексею Губкину, в Тюмени скульптура перед чайным домом, в Екатеринбурге своды нового железнодорожного вокзала расписаны сценами из Ирбитской ярмарки самой большой на то время, в Иркутске открыт музей чая.

В настоящее время Великий Чайный Путь из некогда связующего экономического моста между тремя странами -Китаем, Монголией и Россией превратился в один из популярных туристических маршрутов. Но к сожалению,   в туристических проектах  Республики Бурятия он не получает должного развития.

 Целью нашей  исследовательской работы является  изучение истории Чайного пути, его значения в развитии государств Азии  ,представление доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить литературу и архивные документы  по данной теме.

2.Посетить краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта ,Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый  Центр

3.Осуществить сбор информации   на территории Монголии .

5.Оформить исследовательскую работу.

6.Выступить научно-практической конференции  «Первые шаги» Лицея №27

4 Выступить с творческим проектом на Международном Культурно-образовательном форуме в городе Улан-Батор.

Методы исследования: 

Подготовительный этап ( изучение и анализ  литературных   источников, интернет- ресурсов, архивных документов г. Верхнеудинска,  материалов Кяхтинского музея по данной теме),

Основной этап (интервьюирование, наблюдение,  анализ полученных данных, обобщение результатов).

Практическая значимость и новизна   нашей  работы заключается в следующем: собранный и подготовленный теоретический материал и проектная часть нашей работы могут быть  использованы учителем на уроках окружающего мира (в качестве национально-регионального компонента), в создании туристических маршрутов на территории республики, при проведении международных форумов, конференций.

2.ГлаваI.

  1. История и значение  Чайного Пути в экономическом развитии Китая, Монголии и России.

Чтобы иметь представление о том, какое значение Великий Чайный Путь сыграл в истории трёх народов. Мы обратилась к литературным источникам и материалам музеев, которыми богат  бывший путь следования чайных караванов , и выяснили для себя множество интереснейших фактов.

Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.

Великий чайный путь, пролегавший в ХVI-ХIХ веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой — он способствовал экономическому развитию и культурному обновлению многих стран.

Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск - Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань и разделялся на множество дорог, волоков, речных путей - маршруты проходили через более чем сто пятьдесят городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан — Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по р. Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный — через озеро Байкал и по реке Селенга.

Некоторое количество чая перевозили по маршруту Великого шелкового пути через Среднюю Азию, откуда он с караванами бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Этот путь, возможно, начал функционировать даже раньше, чем Великий чайный путь.


Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток.

Сведения о Китае в Руси появились только в XV веке: сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.

Первые же контакты с Китаем состоялись на реке Амур и они были далеко не мирными. Официальные отношения между Россией и Китаем устанавливаются с 1689 г., когда был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.

Изучая архивные материалы мы натолкнулись на интереснейший факт

Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 г. известный путешественник А.Мартос отмечал: «…При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби……этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу – и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилиза¬ции народов по значению, которое они имели, предназначено быть все¬мирно-историческими городами».

Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров

Изучая материалы Кяхтинского  музея,мы выяснили ,что в 1725 г. Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Лукичом Рагузинским-Вячеславовичем. Непростые двух летние переговоры завершились подписанием Буринского договора об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинского договора, определившего политические и торговые отношения между странами.

Возникший интенсивный товарообмен между странами продолжался более двухсот лет. Караванный путь чая южных и срединных областей Китая, через степи и пустыни Центральной Азии подходил к границе России и пересекал ее с востока до запада. Чай перевозился во вьюках на лошадях и верблюдах, степенно вышагивающих через пустынные области северного Китая и Монголии.

«Основными перевозимыми товарами, были: пушнина, кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар.

Для более подробного анализа  протяжённости и расположения маршрута мы рассмотрели карту Великого чайного пути и отметили на нём наиболее значимые пункты.

Наиболее значимые пункты сухопутного пути:

  На территории Китая: Тяньмынь, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган, Пекин.

На  территории Монголии :Эрдэнэт, , Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтанбулак).

На территории России: Троицкосавск (ныне Кяхта),  Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ),  Иркутск,  Красноярск, Новосибирск, Ирбит, Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва» .

Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли   «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост.  Стремительно  развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

Посетив  Национальный архив Республики Бурятия, мы узнали, что в Верхнеудинском уезде проводились следующие  ярмарки: Баргузинская-(город Баргузин-с 26 декабря по январь.Улюнская (село Улюнское Баргузинской волости-с 2 по 6 января. Ирконская(село Иркон Верхнеангарского отдельного общества-        с 14 ноябряпо15февраля.Нижнеангарская(Нижнеангарское родовое управление        с 6 до 20 декабря). Январская (Верхнеудинск        с 18 января по 1 февраля) . Крестовоздвиженская(Верхнеудинск        с 15 по 28 февраля). Анинская(село Анинское, Голзотойской волости-декабрь. Тарбагатайская( село Тарбагатай-с 6 по 13 января). Петровскозаводская (Петровский Завод- январь).         Кабанская(село Кабанское, Кабанской волости- с 6 по 9 декабря и с 9 по 11 мая). Кударинская-Екатерининская        (село Кударинская,  Кударинской волости-с 24 по 26 ноября).

Торговлю  с монголами вели даже жители отдалённых от этих ярмарок сёл и деревень .

В подтверждение этого мы выяснили, что жители села Новая Брянь также активно участвовали в  ярмарках, несмотря на то ,что село находится в стороне от маршрута Великого чайного пути. Из  беседы с  местными старожилами мы выяснили что, раньше до города была конная дорога через Белогорье вдвое короче. Даже сохранилась легенда: «Однажды жена забыла положить мужу ложку на стол для обеда, на что муж не говоря ни слова, запряг лошадь и поехал в город за ложками…». Хоть это и легенда, но можно сделать вывод: для жителей села поездка в Верхнеудинск за покупками была привычным делом.

Паок Нина Изотьевна рассказала её дед Заиграев Николай, по конной дороге возил мясо в город, обратно привозил монгольскую обувь. Семейские женщины любили шить яркие сарафаны «из китайского ситцу». Зубакина Евдокия Ивановна вспоминает у её деда, была мельница на дамбе, излишки муки он отвозил в город «на ярмарку- монголам».

С развитием торговых отношений с Монголией постепенно началось и развитие сельских поселений ,получивших возможность приобретать товары первой необходимости на ярмарках.

Изучив архивные документы и фонд музе села Новая Брянь, мы нашли подтверждение этому. Село было основано в 1742 году несколькими семьями староверами, ушедшими из Старой Бряни. что в начале 19 века в селе  проживало всего  несколько семей, а «в 1851 году, ко времени девятой ревизии, здесь проживало 790 человек (366 мужчин и 424 женщины). К началу XX века население села превышало тысячу жителей» В конце 19 века по словам Елены Владимировны-библиотекаря Новобрянского Информационно – Культурного Досугового  Центра ,в селе уже было два магазина, в числе прочих товаров в продаже имелся чай, который можно было привезти только с Верхнеудинской ярмарки.

 Всё это позволило нам думать о том что, полученные нами  архивные данные полностью совпадают с рассказами жителей села, они в то время были действительно активными участниками торговли на Великом чайном пути.

По обе стороны границы началось строительство торговых центров.

Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров

Исходя из результатов  проделанной работы мы можем сделать первый вывод:

Город Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли   «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост.  Интенсивно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

2.Чайный путь-путь побратимов

Эрдэнэт  
г. Эрдэнэт Монголия (2002 год)

Дархан  
г. Дархан Монголия (1967 год)

Аньян  
г. Аньян, Республика Корея (1997 год)

Хух-Хото  
г. Хух-Хото КНР (2000 год)

Маньжурия  
 
г. Маньчжурия АРВМ, КНР (1993 год)

Румои  
г. Румои Япония (1972 год)

  
г. Улан-Батор Монголия (2000 год)

 
г. Хулунбуир АРВМ, КНР

(2015 год)

 
г. Тайбэй Тайвань,Китай (1996 год)

 
г. Ямагата Япония (1992 год)

Чаньчунь  
г. Чанчунь КНР (2000 год)

 
г. Донецк, Украина (2011 год)

г. Днепропетровск, Украина (2011 год)

г. Эрлянь, АРВМ КНР (2011 год)

 
г. Бердянск, Украина (2012 год)

 
г. Хэчжу, КНДР (2012 год)

 
г. Ёнгволь, Республика Корея (2014 год)

Российско-китайские отношения играют крайне важную роль в дипломатических отношениях между странами, а также являются существенным фактором при формировании структуры международных отношений

Сделаем второй вывод: Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие побратимских отношений между государствами и городами.


2.Глава II.

Перспективы развития Чайного Пути как  международного туристического маршрута

Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Это достаточно близкая перспектива развития проекта. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

В 2012 году в городе Эрлянь состоялся Международный  форум "Чайный путь",

На котором была  запланирована встреча участников из России, Китая и Монголии, посвященная вопросам развития трансграничного туризма. Представители трех стран намерены создать международный союз городов "Великого чайного пути" и выработать платформу их сотрудничества.
Встреча в Эрляне станет второй большой акцией, посвященной "Великому чайному пути", в нынешнем году.

В Бурятии состоялся Международный туристический форум "Великий чайный путь" с участием около 200 специалистов туриндустрии из девяти регионов России, КНР, Монголии, Испании, Франции, США, Тайваня и Японии. 
Туристический маршрут "Великий чайный путь" уже несколько лет разрабатывают туроператоры России, Китая и Монголии.

В рамках  многочисленных международных мероприятий монгольской стороной организован Международный Культурно- образовательный форум «Интеграция на великом чайном пути»,в работе которого приняли  участие мы со своим творческим проектом  «Туристичесие маршруты села Новая Брянь. Их развитие и популяризация».Работа частично представлена в приложении.  

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение предлагает придать трансграничному туристическому маршруту "Великий чайный путь" / Россия- Китай-Монголия/ статус проекта, реализуемого под эгидой Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/.

Российско-китайско-монгольский туристический маршрут "Великий чайный путь" стал маршрутом международного автопробега. Он стартовал в городе Эрлянь, прошёл через столицу Монголии Улан-Батор, проследовал по территории Бурятии до особой туристической зоны "Байкальская гавань".

Сам собой напрашивается вывод о том ,что Чайный путь исключительно интересный туристический маршрут ,в развитии которого заинтересованы три государства.

4.Заключение

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем.

Мы считаем, что Чайный путь с его многовековой историей и колоссальной значимостью не должен прерываться в  городе Кяхта ,а должен развиваться ,хотя может теперь и в другом направлении. 

Целью нашей  исследовательской работы было   изучение исторических фактов и доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели решили следующие задачи:

Изучили литературу и архивные документы  по данной теме. С целью всестороннего изучения темы исследования, посетили  краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта, Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый  Центр. Для подтверждения архивных исторических материалов была проведена работа со старожилами села Новая Брянь. Осуществляли сбор информации   на территории Монголии . Выступили и получили высокую оценку проектной работы Конференции,……в городе Улан-Батор.

 Накопленные нами материалы, позволили оформить и представить  исследовательскую работу на научно-практической конференции «Первые шаги» на базе  Лицея №27 и получить номинацию  «За полноту исследования».

Для популяризации маршрута «Чайный Путь» на территории Бурятии нами были представлены доказательства его важности для международного туризма.  

Нами был разработан дизайн  туристической продукции– календарей,  брелоков и декоративных магнитов.

  А почему бы в Улан-Удэ тоже не увековечить память созданием памятника ,например, «Чайному цибику».Ведь чай –это товар ,благодаря которому развился и вырос наш город.

Так как наш исследовательская проектная работа носит долгосрочный характер, нам необходимо осуществить следующие задачи:  

1.Создать сайт,

2.Снять фильм об истории Чайного пути.

3.Представить свою исследовательскую работу на английском языке на Международной конференции в г.Улан-Батор.

 

Приложение

Первая точка маршрута «Культура семейских»,которая позволит туристам познакомиться с культурой старообрядцев, увидеть «живой» дом-музей, угоститься национальными блюдами, увидеть представление с народным фольклором, услышать  историю села, о первых поселенцах. В чем же загадка  культуры семейских, почему ей интересуются, почему о ней надо рассказывать и непременно сохранять. Переселённые  250 лет назад  в далёкую Сибирь, семейские сумели сохранить свою веру, традиции, быт и культуру речи. Мы решили расспросить свою бабушку, потомственную семейскую, какие традиции сохранились в нашей семье. Она рассказала, что помнит,как её мама  и бабушка крестились двумя перстами, а из одежды носили сарафан и кичку, из украшений  бусы на шее. На Пасху в селе дети катают пасхальные яйца, а взрослые играют в кости. В быту бабушка употребляет такие слова: браво –хорошо , морок - чёрные тучи, тарочки - булочки, шибко - сильно. Ещё одна отличительная черта семейских- это их трудолюбие, вокруг Новой Бряни стоят многокилометровые поля отвоёванные у леса и возделанные за 250 лет.

Что можно сделать, чтобы привлечь больше людей и рассказать им об исчезающей культуре семейских. Мы предлагаем создать герб для нашего села, чтобы по нему нас везде узнавали. На гербе слева - часть конька избы, рубленного топором  с надписью – годом  основания, справа колесо от санопрядки – эти два элемента символизируют искусность и трудолюбие семейских. Жёлтый цвет - солнце, справа зелёный цвет - поля и горы. Голубая извилистая лента – река Брянка, на которой было основано село. Красный орнамент символизирует верность традициям. Шестерёнка посередине герба означает,прославивший Новую Брянь в Советское время, завод.

Посещение  «Мельничного жернова», по легенде жил силач - Мерколя, однажды он так рассердился, что вырвал мельничный жернов и  унёс его на край села,  говорят до сих пор он  лежит на том месте.  

Вторая точка  маршрута – «Шаман-гора», отношения к «Великому Чайному Пути» и  семейской культуре не имеет, но заслуживает внимания, так как имеет историческую и археологическую ценность.  В районе Шаман-горы около 17 тысяч лет назад располагалось поселение   древних охотников. Мы посетили этот маршрут, кратко я расскажу о нём. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступно возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами. Он предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет. Выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой. Если осмотреть скалу вблизи, первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями-небольшой грот. Её называют «Чрево матери». Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Крест, и рисунки по словам археологов принадлежат древним людям и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность. Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу. Поднявшись наверх скалы по узкой тропинке,  нам открывается чудесная панорама окружающей долины.

Список литературы

1. www.visit-baikal.ru 

2. Национальный архив Бурятии: фонд 207, опись 1, дело 1689


Поделиться:

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Сказка об одной Тайне

Крутильный маятник своими руками

Почему люди кричат, когда ссорятся?

5 зимних аудиосказок