• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальный фактор в войне

Опубликовано Сучкова Светлана Валентиновна вкл 01.03.2017 - 14:02
Сучкова Светлана Валентиновна
Автор: 
Богданова Екатерина

В данной работе  учащаяся 11 класса рассказывает о социальном факторе в Великой Отечественной войне. Что повлияло на победу Советского Союза на фронте и в тылу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialny_faktor_nauchnaya_rabota_1.docx77.44 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный фактор Великой Отечественной войны

Исследовательская работа

Ученицы 11 класса Б

Школы №98

Богдановой Екатерины

Руководители:

Сучкова С.В.

Лазарева Е.А.

        Санкт-Петербург         

2017


Оглавление

1.1 Цели исследовательской работы        3

1.2 Задачи исследовательской работы        4

1.3 Вступление        5

2. Война как социальный феномен        6

3. Социальный фактор        7

3.1 Советские партизаны        11

3.2 Письма немцев из Сталинграда        14

3.3 Советский философ Зиновьев А.А.        16

4. Социальный фактор на Фронте        17

5. Социальный фактор в Тылу        21

6. Заключение        24

7. Список литературы        25

1.1 Цели исследовательской работы:

  • Показать влияние социального фактора в войне;
  • Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;
  • Показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
  • Воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий Великой Отечественной войны;
  • Рассмотреть, как социальный фактор влияет на поведение людей в экстремальных условиях войны.

1.2 Задачи исследовательской работы:

  1. Влияние правды войны, ужасов войны на мышление человека, мораль и нравственные нормы.

  1. Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
  2. Познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа;
  3. Попытаться воспитать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

1.3 Вступление

К сожалению, в наши дни современная молодежь мало заинтересована событиями как в целом историческими, так и конкретно Великой Отечественной войны. В первую очередь, выбор данной темы заключается в собственном желании узнать больше о Великой Отечественной войне, которую вели люди. Соответственно, необходимость понимания человека, его мыслей и поступков в экстремальных условиях велика.

  Данная тема, является весьма актуальной в наши дни, ведь «человек воюющий» — это особое явление, не только социальное, но и психологическое. Однако, в отличие от человека «гражданского», человека в мирной жизни, изучался он явно недостаточно. Военное искусство, техника, другие «прикладные» дисциплины — развивались весьма активно. В гуманитарном ракурсе военных дисциплин изучались преимущественно проблемы агитации и пропаганды, методы усиления их эффективности, тесно связанные с идеологией и политико-воспитательной работой в войсках. Но реальная личность на войне почти не нашла отражения в трудах психологов, социологов, представителей других наук, коим, казалось бы, в первую очередь следовало изучать личность в экстремальных ситуациях, выявляющих ее обычно скрытые качества. Обошла сей предмет своим вниманием и отечественная историография, которая в области исторической психологии, несмотря на отдельные относительно давние попытки, все еще делает первые робкие шаги. Между тем, определенный опыт исследования подобных явлений имеется и в отечественной, и в зарубежной науке. Мне было интересно понять, какова роль обычного  человека в войне и как меняется его поведение в экстремальных условиях. Главное на войне — человек. Это всегда понимали талантливые полководцы русской армии, которые, начиная еще с петровских времен, закладывали основы изучения «душевных явлений с военной точки зрения».

В своей работе я попыталась показать важность каждого человека, его труда и мыслей, а также взаимодействия с народом, армией и государством.

2. Война как социальный феномен

Война - это столкновение двух живых сил. Война не просто сопутствует развитию человеческого общества, война интегрирована в жизнь общества.

Военный энциклопедический словарь определяет войну как «социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами военного насилия». [1]Этому академическому определению вторит знаменитое изречение Клаузевица «Война является актом насилия, направленным на то, чтобы вынудить противника исполнить нашу волю».[2] 

Война - во всех смыслах явление уникальное.  Всё, что связано с причинами, целями, мотивами войны, ходом военных действий, способами решения военных задач и так далее, с одной стороны, обусловлено изменениями самой социальной действительности, с другой, детерминирует её (социальной действительности) изменения. В каждую историческую эпоху, в каждом государстве и в каждой культуре война имеет свои особые, присущие только ей характеристики. Война присутствует в нашей жизни и в виде образов. Содержание образов войны, с одной стороны, обусловлено предметностью самого явления «война», с другой - особенностями субъектов восприятия, сплетением общественного и индивидуального сознаний, смешением психологического и идеологического элементов. Война - «часть искусства политического», и в борьбе за победу в войне всегда будут иметь место манипуляция сознанием и практика создания политических мифов.

Образы войны создают и совокупный образ войны, и некое образное пространство, которое не разделено географическими и политическими границами.  

Совокупность локальных конфликтов и войн в одном ареале воспринимается как одна война. Цепь конфликтов «малой интенсивности» образует в каждом отдельно взятом регионе непрерывный, перманентный «миро-военный» процесс. Проблеме войны, важнейшей для человечества, посвящено множество исследований. Влияние войны - непосредственное и опосредованное - распространяется на все области человеческого бытия.

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                             

3.Социальный  фактор

Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы. Психогенные расстройства, возникающие на почве изменения социального фактора в экстремальный, являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и целенаправленных действий.  

По мнению А. Бартона, существуют две части социальной системы, влияющей на поведение.[3] Одна из них включает индивидуальные шаблоны адаптивных и неадаптивных реакций; эти дискретные модели индивидуального поведения вызывают «неформальные» способы коллективного поведения, помогающие выходу из ситуации. Вторая часть — это формальные структуры общества, также способствующие выходу людей из экстремальной ситуации. Если рассматривать влияние войны на поведение человека, то разные исследователи по-разному высказывают свое мнение:

  • Р. Бонн, П. Болтон нашли значительные различия в реакциях на ситуацию со стороны культур, классов и этнических сообществ.
  • С. Фредерик пришел к выводу, что технологические катастрофы вызывают более тяжелые нарушения психического здоровья, чем природные стихийные бедствия, ибо первые происходят не от «бога», а вызваны деятельностью людей.
  • возможность возникновения у населения во время Великой Отечественной войны значительного числа психотических состояний, поэтому психиатрические клиники были ориентированы на массовое поступление больных с психозами.

  • Ф. Панс в своей работе о страхе и ужасе подчеркивал, что бомбардировки воздействовали менее психотравмирующе, чем землетрясения. Опыт второй мировой войны многое внес в понимание различных психопатологических аспектов жизнеопасных ситуаций. Наконец, были описаны реакции горя, «синдром выжившего», психические последствия нахождения в концентрационных лагерях, последствия длительного голодания.

Исходя из этого, можно сказать, что каждый человек, находясь в экстремальной ситуации, действует по определенной модели поведения, которая зависит от классовой, расовой, национальной и этнической принадлежности. Также зависит от вида экстремальной ситуации и степени угрозы, которую человек всецело осознает.

Изучая литературу по данному вопросу, можно выделить следующие источники победы в Великой Отечественной войне:

  • идейное, морально-политическое и духовное единство советского общества
  • советский патриотизм и интернационализм
  • дружба народов СССР
  • героизм и мужество воинов армии и флота, партизан и подпольщиков
  • слаженная организаторская работа политического и военного руководства страны
  • превосходство советской военной науки и военного искусства
  • высокий уровень стратегического руководства и боевого мастерства наших военных кадров

Именно они  определили победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В чем же глубинные духовно-нравственные источники сил Советского Союза и его армии, одержавших всемирно-историческую победу в страшной войне?

Одним из них является духовная мощь народа, советский патриотизм. Справедливые освободительные цели войны сделали ее поистине Великой, Отечественной, народной, вызвали массовый героизм советских людей на фронте и в тылу. Благородство целей борьбы советского народа было великой нравственной силой, побуждавшей советских людей на боевые и трудовые подвиги, которые изумляли мир.

В годы войны подтвердились слова народной мудрости: «Великая цель рождает великую энергию».  Духовная мощь народа проявилась в моральном духе войск и трудовом напряжении в тылу, в стойкости и самоотверженности при выполнении долга перед Родиной, в героической борьбе в тылу врага и в массовом партизанском движении.

Советский патриотизм, впитавший исторические свободолюбивые и военные традиции, национальную гордость России, включал также социалистические идеалы. Советские люди защищали независимость Отечества и социалистическое будущее своей страны.

 Выдержала военное испытание и дружба народов СССР, базирующаяся на социальной однородности, социалистической идеологии, исторических традициях и общих целях борьбы. Начиная войну против Советского Союза, Гитлер рассчитывал на межнациональные противоречия внутри нашей страны, но его планы не оправдались. За время войны было образовано более 80 национальных дивизий. Гитлеровцам не удалось создать в СССР «пятую колонну», расколоть союз народов. За годы войны в Вооруженные Силы СССР были призваны около 34 млн 476 тыс. человек, представляющих 151 нацию и народность. В борьбе с врагом на фронтах Великой Отечественной войны погибали бойцы всех национальностей без исключения. Высокий героизм проявили 11 тыс. человек - представители 100 наций и народностей страны, ставшие Героями Советского Союза.

Необходимо отметить, что в многовековой истории не раз случалось так, что обороняющаяся сторона, обладая значительной территорией, военно-экономическим потенциалом, численностью населения и не уступая противнику в количестве и оснащении войск, а иногда и превосходя его, тем не менее терпела поражение. Подобные факты имели место и во Второй мировой войне. Примером тому может служить Франция. В 1940 году ее армия, равная по многим параметрам немецкой, через 40 дней, далеко не исчерпав возможностей сопротивления, сложила оружие и капитулировала.

Основная причина произошедшего заключалась в том, что в стране не оказалось правительства, которое бы сумело опереться на народ, использовать в борьбе с внешним врагом силу духа своих сограждан, не чуждых патриотизма и национальной гордости, сплотить их в единое целое, укрепить армию и сражаться до конца. Силу, могущество и единство советского народа и государства, продемонстрированные в суровую военную пору, признавали многие зарубежные политические деятели.  

В книге «Открытие Индии»  Д.Неру отмечал, что подвиг советского народа во Второй мировой войне, сила и единство, продемонстрированные им, несомненно, объясняются особенностями социальной и экономической системы, которая обеспечила социальный прогресс на широком фронте, в области планового производства и потребления, развития науки, ее применением и вскрытием новых источников таланта и руководства, а также блестящим управлением страной.  [4]

Вот что писал в августе 1944 года известный американский журналист Эдгар Сноу: «...На фронте и в тылу руководили Советское правительство и Коммунистическая партия. Может быть, кое-кому из нас не нравится ни первое, ни второе, но сейчас только слепой может отрицать, что победа Красной армии - это победа советского социализма, и в первую очередь советского патриотизма».[5] 

Все это подтверждает тот факт, что ценой собственной жизни, люди шли защищать свою страну, понимая, что именно от них зависит исход Отечественной войны.

 

      3.1 Советские партизаны

  Составная часть антифашистского движения Сопротивления, которые боролись методами партизанской войны с Германией и её союзниками на оккупированных теми территориях СССР в период Великой Отечественной войны. Движение координировалось и контролировалось органами советской власти, и было разработано по образцу РККА. Основной целью партизанской войны было разрушение системы обеспечения фронта — нарушение связи и коммуникаций, работы его автомобильного и железнодорожного сообщения.

    Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны – Зоя Космодемьянская. Она стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.

    31 октября 1941 года Зоя, в числе 2000 комсомольцев-добровольцев, явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». 27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома (жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова); при этом у немцев погибло 20 лошадей.  О дальнейшем известно, что Крайнов не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, благополучно вернувшись к своим; Клубков был схвачен немцами; Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немцы уже были настороже, собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома. С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные последним квартировавшие немцы схватили девушку (около 7 часов вечера).

Свиридов за это был награждён немцами стаканом водки (впоследствии приговорён судом за пособничество немцам к расстрелу). На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. 

Боевая подруга Зои Клавдия Милорадова вспоминает, что во время опознания трупа на Зоиных руках была запёкшаяся кровь, ногтей не было. У мёртвого тела кровь не течёт — нет давления, значит, травмы были прижизненные.Вот как описывает казнь автор очерка «Таня» военный корреспондент Петр Лидов: [6]

«Место казни окружали десятеро конных с саблями наголо. Вокруг стояли больше сотни немецких солдат и несколько офицеров. Местным жителям было приказано собраться и присутствовать при казни, но их пришло немного, а некоторые, придя и постояв, потихоньку разошлись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища. Под спущенной с перекладины петлёй были поставлены один на другой два ящика из‑под макарон. Татьяну приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю. Один из офицеров стал наводить на виселицу объектив своего «кодака»: немцы — любители фотографировать казни и экзекуции. Комендант сделал солдатам, выполнявшим обязанность палачей, знак обождать. Татьяна воспользовалась этим и, обращаясь к колхозницам и колхозникам, крикнула громким и чистым голосом:

— Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить её, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала: — Мне не страшно умирать, товарищи. Это — счастье умереть за свой народ… Фотограф снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать её сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул фотографу: — Скорее же!

Тогда Татьяна повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала: — Вы меня сейчас повесите, но я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня… Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись, чтобы не видеть того, что должно сейчас произойти. Палач потянул верёвку, и петля сдавила Танино горло.

Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая силы: — Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придёт!..

Палач упёрся кованым башмаком в ящик, и ящик заскрипел по скользкому утоптанному снегу. Верхний ящик свалился вниз и гулко стукнул оземь. Толпа отшатнулась. Раздался и замер чей-то вопль, и эхо повторило его на опушке леса…»

« Русские зарекомендовали себя умелыми, выносливыми и бесстрашными…»  Метельман Г.

На примере Зои Космодемьянской мы только убеждаемся, что стойкость советских солдат была колоссальной. Главное не рассказать… Неважно допрос, пытки или убийство. Вот она главная цель партизана, которого взяли в плен. Советские солдаты отличались выдержкой. Будь это маленькая беззащитная девочка или опытный солдат. В те минуты была важна информация, которая была дороже человеческой жизни.  

3.2 Письма немцев из Сталинграда

Гигантское по масштабам сражение ВОВ развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги – Сталинградская битва (17 июля 1942–2 февраля 1943 гг.). На отдельных этапах в нём с обеих сторон участвовало более 2 млн. человек, около 30 тыс. орудий, более 2 тыс. самолётов и такое же количество танков. За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными – составили около полутора миллионов солдат и офицеров.

Ниже представлены фрагменты писем немцев, выражающие мысли армии о событии тех дней:

Письмо №2:                                                                                                            «…Нам говорят, что мы тут сражаемся за Германию, но очень немногие здесь верят, что нашей Родине нужны бессмысленные жертвы…»

Письмо №7:                                                                                                                 «…А правда в том, что мы ведем тяжелейшие бои в совершенно безнадежном положении. Безысходность, холод, голод, самопожертвование, сомнения, отчаяние и чудовищная смерть…»

Письмо №10:                                                                                                         «…Люди подыхают от голода, лютого холода, смерть здесь просто биологический факт, как еда и питье. Они мрут, как мухи, и никто не заботится о них, и никто их не хоронит. Без рук, без ног, без глаз, с развороченными животами они валяются повсюду. Об этом надо сделать фильм, чтобы навсегда уничтожить легенду «о прекрасной смерти». Это просто скотское издыхание, но когда-нибудь оно будет поднято на гранитные пьедесталы и облагорожено в виде «умирающих воинов» с перевязанными бинтом головами и руками…»

Письмо №12:                                                                                                          «…Нет, меня никто не убедит, что здесь погибают со словами «Германия» или «Хайль Гитлер». Да, здесь умирают, этого никто не станет отрицать, но свои последние слова умирающие обращают к матери или к тому, кого любят больше всего, или это просто крик о помощи. Я видел сотни умирающих, многие из них, как я, состояли в гитлерюгенд, но, если они еще могли кричать, это были крики о помощи, или они звали кого-то, кто не мог им помочь...»

Письмо №27:                                                                                                        «…Какое несчастье, что началась эта война! Сколько прекрасных деревень она разорила, разрушила. И поля всюду не вспаханы. Но страшнее всего, что столько людей погибло…» [7]

Из этих писем, мы видим, что немецкие солдаты уже в период Сталинградской битвы прекратили верить не только в Победу фашистской Германии, но и в собственную идею превосходства. Побывав на ожесточенных боях, увидев смерть братье, начинаешь понимать, что человеческая жизнь она одинаково ценна. Что каждый солдат – индивидуальная личность, которая имеет собственные желания, испытывает боль и умеет любить.


3.3 Советский философ Зиновьев А.А.

 «С 1933 года я жил в Москве, учился в средней школе. Нам, ученикам, постоянно внушали, что предстоит война с западным империализмом, прежде всего — с Германией. Нас готовили к войне! К войне не захватнической, а оборонительной. Хотя и говорили порой, что наступление есть лучшая оборона, но это были лишь слова. В основе всего лежала идея защиты завоеваний Октябрьской революции от мирового империализма и прежде всего — от фашистской Германии (немецкий национал-социализм нам преподносили как фашизм). Мое предвоенное поколение было подготовлено именно к этой войне, а не к войне вообще. Мы вырастали как носители и защитники результатов нашей социалистической революции. Прошли многие годы. Сколько было передумано! И вот теперь я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что мое поколение свое историческое предназначение выполнило. Ни с каким другим поколением победа была бы невозможна. Хотя наше поколение понесло огромные потери, хотя жили и участвовали в войне старшие поколения, хотя подрастали и вступали в войну более молодые люди, все равно общий моральный, психологический и идеологический тон задавали люди моего поколения. Перефразируя слова Бисмарка, сказавшего, что в битве при Садовой победил прусский народный учитель, я неоднократно говорил и повторю сейчас, что войну 1941—1945 годов выиграл советский десятиклассник, окончивший школу в 1937—1941 годах.

Страна жила в состоянии постоянной готовности к войне. Сталинское руководство прекрасно понимало, что война неизбежна. Понимало, кто враг. Оно готовило страну к войне и в материальном отношении. Но делало это в исторически данной (конкретной) реальности, а не в сфере абстрактного словоблудия. Если принять во внимание конкретные условия, то удивляться приходится не тому, что не сделали, в чем-то ошиблись и т. п., а тому, что все-таки сделали на самом деле, несмотря ни на что.

 Уверен, что никакое другое руководство не сделало бы так много, как сталинское, ни при какой другой социально-политической стратегии. Сделано было максимально много для условий тех лет…»

Зиновьев А.А. Советский философ

Таким образом, автор уверен в том, что существует поколение, которое задавало тон идеологического поведения. Благодаря, которому и была выиграна Великая Отечественная война. Поколение, которое было готово к войне оборонительной. Которое защищало результаты социалистической революции
4.  Социальный фактор на Фронте

Морально наш народ и его Вооруженные Силы были сильнее врага с начала и до конца войны. Духовный арсенал победы, созданный в предвоенные годы, укреплялся и обогащался в ходе войны и был грозным оружием возмездия против захватчиков за их злодеяния. Для умножения духовных сил армии и народа в годы войны был предпринят ряд значимых мер:

  1. Военный парад на Красной площади Москвы 7 ноября 1941 г.
  2. Принятие нового текста Гимна СССР с музыкой А. Александрова
  3. Введение в армии и на флоте погон по образцу дореволюционной Русской армии
  4. Учреждение новых орденов и медалей, в том числе с именами великих русских полководцев и флотоводцев
  5. Присвоение многим отличившимся в боях частям, соединениям и армиям почетных названий гвардейских, а затем и названий освобожденных ими городов Советского Союза и государств Восточной Европы
  6. Действия советских партизан и подпольщиков

К концу ноября 1941 г. наступательный порыв вражеских войск иссяк, они перешли к обороне. Главная цель начального периода войны — "Выстоять!" — была выполнена в значительной мере благодаря морально-психологической стойкости народа. В битве под Москвой войска Красной армии победили превосходившие по численности в 1,4–1,6 раза силы противника. Таким образом, истоки Победы были заложены уже в самом начале войны, когда врагу не удалось сломить моральный дух народа, сумевшего выстоять в тяжелом испытании 1941 г. Идеологические изменения проявлялись не только в речах руководителей государства и политических лозунгах. Были учреждены воинские награды, носившие имена прославленных русских полководцев и флотоводцев (ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова, медаль Ушакова).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 г. для личного состава РККА были введены новые знаки различия — погоны. Введение формы, напоминавшей дореволюционную, возвращение золотых погон вместе со словом "офицер" являлось символичным изменением отношения к русским воинским традициям и к русскому офицерству, что нашло в целом позитивный отклик в массовом сознании.  Эти символические новации имели целью позиционировать советское государство, в отличие от первых послереволюционных лет, не как антипода всей предшествующей истории России, а как естественного преемника и наследника, защищающего вековые ценности цивилизации и населяющих страну народов.

Таким образом, смещение акцентов на патриотические мотивы затронуло, помимо области классовых отношений, и национальные. В мае 1943 г. было принято решение о роспуске Коминтерна, что отражало фактический провал идеологии пролетарского интернационализма: пролетариат фашистских государств воевал против страны "пролетарской диктатуры". В своих речах И.В.Сталин все чаще обращался именно к русскому народу, к его традициям, героическим событиям и историческим символам, а после разгрома фашистской Германии, особо отмечая жертвенность, стойкий характер и терпенье русского народа, провозгласил тост за его здоровье, "потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза". [8]Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны патриотизм (наряду с коммунизмом) официально был включен как неотъемлемая часть в советскую идеологию.

Важным аспектом идеологической трансформации стала область религиозного сознания. Начался трудный и постепенный процесс нормализации отношений с православной церковью, которая в первый же день войны 22 июня 1941 г. благословила всех православных на защиту Родины.

 Со своей стороны государство меняло политику в отношении церкви: не препятствовало верующим отмечать церковные праздники, не закрывало православные храмы и приходы. Для взаимодействия правительства и церкви при Совнаркоме СССР был создан Совет по делам Русской православной церкви. В сентябре 1943 г. был образован Священный Синод, а митрополит Сергий избран Патриархом Московским и всея Руси. Происходила определенная нормализация отношений и с рядом других конфессий.

Включившись во всенародное патриотическое движение, Церковь развернула деятельность по сбору средств на нужды Великой Отечественной войны. Приходские общины стали вносить в Фонд обороны крупные денежные суммы. Только московские церкви за год войны передали Красной Армии более 3 млн. руб. вижимые желанием помочь Родине в трудную минуту, многие верующие несли свои скромные пожертвования на нужды обороны прямо в храм. В осажденном голодном, холодном Ленинграде, например, неведомые богомольцы принесли и сложили у иконы пакеты с надписями «В помощь фронту». В пакетах оказались золотые монеты. Жертвовали не только золото и серебро, но и деньги, продукты, теплые вещи. Священнослужители передавали деньги в банк, а продукты и вещи – в другие соответствующие государственные организации. На собранные Русской Православной Церковью деньги были построены колонна танков «Дмитрий Донской» для полка, дошедшего до Праги, самолеты для авиаэскадрилий «За Родину» и «Александр Невский».

Чрезвычайно важное значение имели идеолого-пропагандистские институты контроля над армией и обществом, которых не было у царской власти (партия, комсомол, разветвленная система общественных организаций, в армии — сначала комиссары, а позже политработники, органы госбезопасности, они же карательные институты).

Правительственные установки с самого начала войны переводились в ясные, чеканные формулы и лозунги, которые обычно формулировались И.В.Сталиным и доводились до сведения каждого бойца, а в тылу — до каждого гражданина. "Наше дело правое, — победа будет за нами[9]!" — убеждало народ в справедливом характере войны со стороны СССР и внушало уверенность в неизбежности Победы.

 "Все силы народа — на разгром врага!", "Все для фронта, все для Победы", — было смыслом мобилизации народа в советском тылу. "Смерть немецким оккупантам" — было установкой для бойцов РККА.

Основным механизмом внедрения идеологических формул, вырабатывавшихся "на высшем уровне", в массовое армейское сознание, являлись средства партийно-политической и агитационно-пропагандистской работы в войсках. При этом постоянно осуществлялся контроль за настроениями в армейской среде, "обратная связь", позволявшая корректировать действия политико-пропагандистского аппарата, повышать эффективность его воздействия, устранять "возмутителей спокойствия", отслеживать и пресекать нежелательные настроения. И здесь политические органы тесно взаимодействовали с карательными — СМЕРШем, особым отделом, военным трибуналом.

Таким образом, социалистический народ был готов к войне изначально. Государство лишь пожинала плоды своей работы (воспитание поколения, готового к защите идеологии) и укрепляло веру в идею и государство. Также партийные верха, поняв необходимость веры в трудный момент, пошли на уступки в церковном вопросе.

  1.  Социальный фактор в Тылу

     Еще в самом начале войны, когда враг вероломно вторгся в пределы страны, начался новый этап существенной трансформации советской идеологии, что было вызвано угрозой существованию советского государства, а вследствие этого необходимостью мобилизации дополнительных внесистемных ресурсов. В области массового сознания они лежали за пределами господствовавшей идеологии, которая вынуждена была инкорпорировать их в свой состав, приспособив к общим системным принципам. Такой подход предполагал перенесение акцента с классовости на государственно-патриотические идеи, с "пролетарского интернационализма" на национально-государственные ценности, обращение к историческим национально-государственным традициям, национальному самосознанию и религиозному сознанию.

И властью была найдена та единственно точная патриотическая тональность, которая сохранялась на всем протяжении Великой Отечественной. Она стала одним из решающих факторов поддержания морально-психологического состояния в стране, которое в основном оставалось высоким даже при неблагоприятном для СССР развертывании событий на фронтах. Существенную роль в этом сыграла корректировка официальных идеологических формул, сместивших акценты с идеи классовой борьбы на национально-государственное единство в противостоянии агрессору, на единство власти, армии и народа. Даже ключевой пропагандистский лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" был вытеснен лозунгом "Смерть немецким оккупантам!". Победы Красной Армии в 1942—1943 гг. были обусловлены титаническими усилиями по перестройке экономики на военный лад.

Быстрое продвижение фашистских войск на восток, захват ими территорий, на которых производилась значительная часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, поставили экономику СССР в тяжелейшие условия. Но это сблизило людей, которые понимали, что в борьбе решается судьба всего Отечества.

В 1941 г. производство упало до 52% от уровня 1940 г., так как большинство промышленных предприятий находилось в пути следования к новым местам дислокации (проходил первый, а затем второй этап эвакуации предприятий).

Эвакуация осуществлялась Советом по эвакуации (возглавлял Шверник).

Эвакуировано 1500 предприятий и 11 тысяч человек.Усилилась централизация управления экономикой.

Основные мероприятия ГКО:

  • введение обязательных сверхурочных;
  • введение 11 -часового рабочего дня и 6-дневной рабочей недели;
  • отмена отпусков и выходных дней;
  • прикрепление рабочих к предприятиям;
  • усиление централизованного планирования производства;
  • ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины;
  • увеличение в колхозах минимума трудодней (в 1,5 раза);
  • установление минимума трудодней и для подростков 12 лет.

 Несмотря на суровый и самоотверженный труд, быстро восполнить потери было невозможно. С февраля 1942 г. с целью замены ушедших на фронт специалистов около 2 млн. взрослых и юношей прошли ускоренный курс ФЗУ (профессионального обучения). Произошло обновление рабочего класса. Доля женщин в народном хозяйстве стала преобладающей (например, число женщин-трактористов составляло 40%). Полученное в 1942 г. зерно позволило обеспечить армию и население продовольствием.

      В результате, люди шли на любые жертвы:

  • во многом отказывали себе;
  • жили в землянках, бараках;
  • снизилось личное потребление;
  • деньги обесценились;
  • развивался "черный рынок": спекуляция и натуральный обмен;
  • для чиновников существовали спецраспределители.

Вместе со строителями трудились на площадках рабочие и инженеры эвакуированных заводов. В некоторых корпусах оборудование уже установили, хотя крыши еще не было. Работа под открытым небом шла на нескольких уровнях. Внизу – станки и кабели, вверху – кровля. Строительство шло в 30-40 градусные морозы. Война нарушила связь с многочисленными предприятиями, перед всеми заводами встали проблемы снабжения материалами и деталями. В какой-то степени эти проблемы решали на месте, в самих заводах, благодаря исключительной изобретательности и смекалки. Не хватало металла для бензиновых баков – стали изготовлять их из дерева. Деревянный бак обтягивали резиной и устанавливали на самолет.

Тем не менее, в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники и ликвидировал превосходство Германии в количественном производстве основных видов вооружения и их качестве:

  • была сконструирована 152-мм гаубица;
  • начался массовый выпуск "Катюш";
  • появились новые истребители Як-9, Як-3 (конструкторское бюро А. Яковлева);
  • стал серийным выпуск пикирующего бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2;
  • в 1942 г. советские заводы выпустили 25 тысяч самолетов (Германия - 15 тысяч);
  • на вооружении Красной Армии появился танк Т-34 ужас на немецких танкистов наводил тяжелый танк ИС ("Иосиф Сталин");
  • был налажен массовый выпуск пистолета-пулемета Дегтярева и автомата Калашникова;
  • в 1944 г. выпуск военной продукции достиг высшей точки.

        В условиях отступления Красной армии в первые месяцы войны остро стал вопрос о поставках в СССР продовольствия, сырья странами антигитлеровской коалиции.

1 октября 1941 г. было подписано трехстороннее соглашение о поставках по ленд-лизу (система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия). Поставки начались в 1942 г. и осуществлялись как по морю, так и через территорию Ирана.

Проблема поставок вызывала споры у историков, тем не менее, поставки по ленд-лизу продовольственных товаров сыграли положительную роль - позволили Советской экономике перейти  на военные рельсы.

Таким образом, государство сместило лозунги в защиту класса и создало новые. Направленные на объединение народа, армии и государственно-патриотических идей. Что, в последствие, ускорило переход экономики на военный лад, который был выполнен с титаническими усилиями, приложенными как самой властью, так и народом.

Сближение народа так же произошло из-за жестко поставленных рамок фашистским войском, быстро продвигавшимся на восток.

  1. Заключение.

Великая Отечественная война навсегда вошла в историю как событие огромного всемирного значения, предопределившее пути дальнейшего мирного развития человечества. Война против фашистской Германии носила всенародный характер. Советские люди проявили невиданный ранее массовый героизм, на века прославили Родину великим подвигами, вызвавшими глубочайшее уважение и признательность людей.

Солдат, с одной стороны, испытывая великое чувство гражданственности, ощущая себя личностью, от которой зависит судьба Отечества, готовый на самопожертвование, честно и с достоинством исполняющий свой ратный труд; а с другой, — поставленный системой в положение «винтика», когда человеческая жизнь ценилась порой дешевле, чем цинковый ящик с патронами. Война велась жестоко и по отношению к своим же солдатам.

Обращение к героическим примерам играло важную роль в поддержании боевого духа армии и народа. Очевидно, что и в годы Великой Отечественной войны существовала объективная необходимость в пропаганде подвигов, которые призваны были служить и служили образцом для массового подражания, вдохновляющим примером для миллионов людей. В целом Великая Отечественная война оказала огромное влияние на духовный облик пережившего ее поколения и особенно фронтовиков. Произошло духовное, нравственное единение общества, без которого победить было бы невозможно.

Поведение человека в период военных действий кардинально отличалось от мирного времени. Но, исходя из работ Ф. Панса и других психоаналитиков послевоенного периода, был отмечен низкий уровень психических расстройств.  Что наталкивает на вывод о готовности человека к войне. К войне оборонной. Которая защищала идеи социалистической революции. Поколение Великой Отечественной войны не жалело себя ради идеи, победы и друг друга. Государство же в свою очередь объединило власть, народ и армию воедино. Этот механизм работал слаженно, и каждый знал что и как он должен делать. Именно совместные усилия, титанический труд, объединение церкви и государства позволило социалистическому народу победить в Великой Отечественной войне.

7.Список литературы.

  1. "Бессмертные подвиги"/Сост.: А. П. Коваленко, А. А. Сгибнев. - М.: Воениздат, 1980. стр. 240 – 266
  2. Великая Отечественная война [Электронный ресурс] // История России : URL: http://historykratko.com/velikaya-otechestvennaya-voyna (Дата обращения 15.10.16)
  3. Военная мысль[Электронный ресурс] // Военная литература : URL:    http://militera.lib.ru/science/clausewitz/01.html (Дата обращения 15.10.16)
  4. Война [Электронный ресурс] // Академик : URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/361/ (Дата обращения 15.10.16)
  5.  Джавахарлал Неру. Открытие Индии. The Discovery of India. Перевод с английского. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 652 с.
  6. Журнал Наследник. Раздел «История и мы». Статья «Жизнь и судьба Степана Кочнева»
  7. Журнал «Суть Времени». №65 от 19 февраля 2014 г.
  8.  История Второй мировой войны 1939 - 1945. В 12 томах. Т. 12. - М., 1982.
  9. Общественно- политический журнал Знамя. От 3 марта 1990 г.

 Статья «Последние письма немцев из Сталинграда»

  1. Ольштынский Л. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика и военная стратегия: факты, выводы, уроки истории) - М.: ИТРК, 2010. - 360 с.
  2.  Самосват Д. Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.// Ориентир - 2009 г. - №2.
  3. Статья "Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны и роль идеологии и пропаганды в его формировании". Александр Спартакович Сенявский.


[1] Война [Электронный ресурс] // Академик : URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/361/ (Дата обращения 15.10.16)

[2]Военная мысль[Электронный ресурс] // Военная литература : URL:    http://militera.lib.ru/science/clausewitz/01.html (Дата обращения 15.10.16)

    [3]
  1.  Статья "Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны и роль идеологии и пропаганды в его формировании". Александр Спартакович Сенявский.

[4] Джавахарлал Неру. Открытие Индии. The Discovery of India. Перевод с английского. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 652 с.

[5]Великая Отечественная война [Электронный ресурс] // История России : URL: http://historykratko.com/velikaya-otechestvennaya-voyna (Дата обращения 15.10.16)

[6] Самосват Д. Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.// Ориентир - 2009 г. - №2.

[7] Общественно- политический журнал Знамя. От 3 марта 1990 г.Статья «Последние письма немцев из Сталинграда»

[8] Ольштынский Л. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика и военная стратегия: факты, выводы, уроки истории) - М.: ИТРК, 2010. - 360 с.

[9] НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ. ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ. ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ! [Электронный ресурс] // История России : URL: http://histrf.ru/lichnosti/speeches/card/nashie-dielo-pravoie-vragh-budiet-razbit-pobieda-budiet-za-nami (Дата обращения 20.11.2016)


Поделиться:

Мастер-класс "Корзиночка"

Как нарисовать небо акварелью

Горка

Композитор Алексей Рыбников

Почта