Цель моей работы: изучить историческое прошлое и настоящее деревни Грядцы Торопецкого района Тверской области. В этой деревне жила моя прабабушка, здесь родился мой дедушка и моя мама, здесь теперь живу и я. И мне небезразлична судьба деревни.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 78 КБ |
prilozhenie1.docx | 2.67 МБ |
prilozhenie_2.doc | 2.45 МБ |
МБОУ ТР Октябрьская ООШ
Исследовательская работа
«Летопись родного края»
«Судьба деревни»
Полякова Алёна,9класс,15 лет
МБОУ ТР Октябрьская ООШ
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Цирцене Светлана Геннадьевна
2016г.
Оглавление
1. Введение:
а) почему я выбрала эту тему;
б) цель моей работы.
2.Основная часть:
а) упоминание о деревне, происхождение;
б) быт ,занятия населения;
в) имение Голенищевых- Кутузовых;
г) церковь в деревне Грядцы. Судьба её и священника;
д) на пути к грамотности;
е) организации на территории деревни;
ж) достопримечательности деревни.
3.Заключение:
а) деревня сегодня.
Введение
Всё течёт, всё изменяется, наша жизнь обновляется, что-то в ней появляется новое, что-то уходит из неё, и уход этот всегда вызывает грустное чувство утраты. А если уходит в небытие целая деревня? Деревня, о которой я хочу рассказать, начинает «вымирать». «Вымирание сёл- проблема не только нашего Торопецкого района или Тверской области, это проблема всего нашего государства. Ведь с каждой умирающей деревней теряется часть нашей духовности, культуры, милосердия, нравственности, изменяется исторический облик нашей страны.
Цель моей работы: изучить историческое прошлое и настоящее деревни Грядцы Торопецкого района Тверской области. В этой деревне жила моя прабабушка, здесь родился мой дедушка и моя мама, здесь теперь живу и я. И мне небезразлична судьба деревни.
Основная часть
А). Упоминание о деревне, происхождение.
На карте Шуберта – погост Грядцы, с каменной Никольской церковью , освященной в 1761(1738?), не сохранилась. От гряда-вытянутая небольшая возвышенность, кряж, крива, песчаная моренная гряда, твёрдая земля среди болот, лес на возвышенности смолистый и крупный лес у мха .Отсюда и название селения, вполне соответствует этому типу ландшафта.
Первое упоминание о деревне Грядцы в писцовой книге Торопецкого района от 1541 года.
Вот как об этом там пишется.
Грядцы-от"гряда"-вытянутая небольшая возвышенность, грива ,песчаная морепая гряда.
Село Грядцы з деревнеми над озером над Градцом:во дв.Прокопко да Трофимко Онтиповы дети,во дв.Васюк Окинин сын,во дв.Офонаско Кошнев да брат его Яковец да Петрец да Родюка,во дв.Минька Ульянов сын Кошнев,во дв.Патрекеи да Игнатко Митрофановы дети,во дв.Ульянко Иванов сын,во дв.Гришка Родин,во дв.Иванко Иванов сын Ступина,во дв.Бориско да Родька Ульяновы дети,во дв.Офонаско Никонов сын,во дв.Иванко Гаврилов сын да Гришка Иванов сын,во дв.Патрекеико Конанов сын да брат его Пронька да Ортемко,во дв.Ортемко Ульянов да дети его Михалко да Офонаско,во дв.Васюк Олексеев да сын его Степанко да Еремко Есипов да три места дворовых пусты Ульянка Кондратова да Куземки Борисова да Куземки Борисова ж.дрв.Грядцы за озером за Грядцом Пафомка Мартьянов:во дв.сам Пафомко,во дв.сын Лукъянец да Омельянец Пафомов ж сын с отцом а дворе дрв. В Грядцы ж над озером над Грядцом Голанца да Ондреица да сын его водв.Лукъянов Ондреико да сын его Куземка да место дворовое пусто Голанино.дрв.Веретея над озером над Грядцом Левкова:во дв.Иванко Дмитров.дрв.над Шапковым озером Ларивонка Ивашкова:во дв.Ивашко Сивид Нефедьев сын да Ольянко Труфанов сын,во дв.Нефедко Григорьев сын.в Грядце ж деревни и починки новые,стали после письма,поч.над Грядцом Горасимка Пафомова:во дв.сам Горасимко.дрв.над Грядцом же//озером Васюка Олексеева Ямщикова:во дв.половник его Онанко Олферов сын,во дв.Васка Кузмин.поч.над озером жо над Градцом Лари Васильева сына Тотаринова:во дв.сам Ларя.поч.Голашов Ульянкова над озером над Мошком:во дв.сам Галашда его дети Власко да Ивашко Федорев сын да Васько Степанов.дрв.у езера у Возереца Спиридкова да Гридкина Митрофановых:во дв.сам Спиридко да Гридка.поч.Мишки Борисова:во дв.сам Митка.поч.Исачка Дмитрова:во дв.сам Исачко.поч.над Грядце на речке Гаврилкова Кандратова:во дв.сам Гаврилко да сын Омельянко.
И всех деревень старых и с сельцом пять,а дворов в них двадцать один,а людей в них .тридцать семь человек.Да в тех жо деревнях и в сельце четыре места дворовых пусты.В новых деревень в Грядцы и//починков вамь,а дворов в них девять,а людей в них четырнадцать человек.А сашныя пашни пол-сохи.А оброку им давати за мелкои доход онричь дани два рубля московские.У угодья у них ловля в озере в Грядце,а ловят сетми и неводами и керегоды и неротами,а рыба в них щука,лещ,плотица,острец.А оброку им давати за рыбную ловлю за бочку щучины полтины московсая. деревни:
1.Грядцы-оз.Грядцо
2.дв.Лукъянов-над оз.Грядцом
3.Веретея(дв.левкова)-над оз.Грядцом
Кроме того имелось 8 погинок
(Приложение 1)
Б).Быт. Занятия населения.
Большая часть земель находилась в руках помещиков. Крестьяне несли все виды повинностей, большей частью отрабатывали барщину. Жили крестьяне бедно. Деревянные низкие избы были пропитаны копотью. Маленькие окна и низкие двери. Посреди избы висела люлька, сплетённая из лозы, скрипела оцепленная берёзовая жердь, просунутая в железное кольцо, прибитое к потолку. Рядом у окна стоял грубо сколоченный стол. Лавки были прибиты к стенам. У задней стенки на козлах постланные доски. Там спали .Одеялами служила верхняя одежда. Но в избах было чисто. Животные находились в помещении , расположенном недалеко от избы. Основное занятие земледелие. Сеяли рожь, овёс, ячмень, лён. На песчаных землях выращивали гречиху. Кроме этого занимались огородничеством: выращивали редьку, репу, капусту, лук, чеснок. Разводили лошадей, коров, коз, свиней, гусей, кур. Средний крестьянин имел, как правило, 2 лошади, 1 корову, 2 овцы, 10 кур.
Носили и мужчины и женщины домотканые рубахи, ниже колен у женщин. Женщины также носили сарафаны с передником, головной убор- «соропа» (у женщин) и лента у девушки. На ногах лапти. Мужчины носили широкие штаны, косоворотку, на ногах лапти.
В).Имение Голенищевых- Кутузовых.(Приложение 2,3)
В Грядцах было имение Голенищевых- Кутузовых. Имение не сохранилось. Но, когда моя мама училась в Грядецкой средней школе, она посещала краеведческий кружок школы , которым руководил Строгов Н.П. Вот что я узнала из её рассказа: «Ребята кружка провели планировку этой местности. Начертили эскиз дома и познакомились с людьми, помнящимися некоторые подробности .Очень страшной была смерть помещика. Помещик Николай Кутузов собирался ехать в Ильино. В это время в его имение в черной карете приехали два жандарма и объявили Кутузову об его аресте и о приказе доставить его в Петербург. Перед дальней дорогой Кутузов предложил сготовить чай. Жандармы с ним согласились. Пока готовили чай ,Кутузов незаметно принял яд и умер в своём доме. Тело его жандармами было увезено в Петербург. Там голова была отделена от тела .Как рассказывала жена Кутузова, что за большие деньги из Петербурга привезла тело мужа в свинцовом гробу и похоронила на погосте в Грядцах.»
По преданию Николай Кутузов был народником и активным участником изготовления оружия против царя.
У Кутузовых были дети. Константин и Борис. Дочь Мария Николаевна была замужем за Иваном Ивановичем Акуловым. Впоследствии он был управляющим имением в Грядцах.
Г).Церковь в деревне Грядцы. Судьба её и священника.
В деревне Грядцы была церковь, но к сожалению ,она тоже не сохранилась, была разрушена в 1945 году.В отчёте Благочинного 3-го округа за 1906 год сказано, что в церквах округа «находятся особо чтимые святыни. Среди них церковь святого Николая погоста Грядцы, хранился древний образ Преподобного Нила Столбенского. Перед образом в медной посеребрённой гробнице находился небольшой кипарисный в серебряном окладе крест с частицею мощей «сего угодника Божия». 27 мая в храме проходила торжественная литургия, во время которой совершался крестный ход со святынями на реку Грядчицу, где освещали воду. И, как отмечал благочинный, «стечение народа на это церковное празднество бывает значительно»(Мой край,1999,3июля)
Очень трогательная судьба священника нашей церкви.
Священномученик Александр родился в 1879 году в селе Кукарево Осташковского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Льва Богоявленского. Окончил духовное училище и был рукоположен в сан священника, в каком году — неизвестно. Во время гонений конца двадцатых — начала тридцатых годов был арестован за то, что не уплатил налог, размеры которого были невыполнимо завышены. Таким образом, власти достигли цели — арестовали священника и закрыли храм, в котором за отсутствием священника прекратилось богослужение.Отец Александр был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, из которого вышел совершенно больным. Но и теперь не оставил служение в церкви и в марте 1937 года был определен в Никольский храм в село Грядцы Торопецкого района Тверской области. Прошло два месяца, и стало ясно, что власти будут добиваться закрытия и этого храма. Отец Александр стал собирать двадцатку, которая одна по закону могла отстаивать храм и вести переговоры с представителями государства. Священник обходил дома прихожан, составляя список членов двадцатки, поскольку собрание общины в храме было в то время уже невозможно — его бы сразу расценили как незаконное сборище, ставящее своей целью свержение существующей власти. Отец Александр спрашивал некоторых прихожан, которые ему, как приехавшему в село недавно, не были вполне знакомы, веруют ли они в Бога. И если они отвечали, что веруют, то просил стать членами двадцатки.В конце сентября представитель НКВД, собирая сведения для ареста священника, стал опрашивать свидетелей, вызывая тех, кто по должности боялся противоречить НКВД, таких, как председатель и бригадир колхоза. Они показали, что накануне, 27 сентября, в сельсовете состоялся пленум, посвященный деятельности о. Александра, который постановил, что священник своей религиозной проповедью, богослужением в храме, хождением по домам прихожан в селе и окружающих деревнях, крещением новорожденных, отпеванием почивших создает тревожную обстановку, препятствующую успешности проводимых властями агитационных кампаний. Кроме того, они показали, что священник ведет контрреволюционную агитацию за сохранение Божьего храма, за его ремонт, призывает крестьян чаще ходить в церковь вместе с детьми и молиться Богу, увещевает прихожан не дожидаться беды, а сразу крестить своих новорожденных детей.Сотрудники НКВД, просмотрев список членов церковной двадцатки, решили побеседовать с каждым, чтобы принудить хотя бы некоторых выйти из нее и написать заявления в сельсовет о том, что священник ввел их в двадцатку обманом. Трое под нажимом НКВД согласились подписать подобные заявления, где было сказано: «Членом церковной двадцатки я не состоял и не состою и за церковь я не отвечаю», «прошу не считать меня членом церковной двадцатки, а за то, что за меня расписались, прощу привлечь к ответу».
Председатель церковного совета, сломленный угрозами следователей НКВД, отказался от защиты церкви уже на допросах и подписал составленный ими протокол: «В мае 1937 года, числа не помню, ко мне на квартиру пришел поп Богоявленский Александр Львович, Грядецкой церкви, и заставил меня подписаться в списке церковной двадцатки, и я расписался. После этого оказалось, что поп меня записал председателем церковной двадцатки, а я об этом совершенно ничего не знаю, и даже не только председателем двадцатки, но и членом этой двадцатки не хочу быть. Кроме этого, поп мне сказал, если ты не будешь веровать, то тебя Бог накажет».
9 октября сотрудники НКВД арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в городе Торопце. 11 октября следователь допросил о. Александра.
— Вам предъявляется обвинение в контрреволюционной агитации, которую вы, под видом проведения религиозных идей, проводили среди граждан Грядецкого сельсовета. В этом себя виновным признаете?
— Я не проводил контрреволюционную агитацию против советской власти, а, проживая в селе Грядцы Грядецкого сельсовета, как священник проводил в церкви службу и ходил по деревням Грядецкого сельсовета для крещения новорожденных и похорон покойников.
— Следствие располагает данными, что вы среди колхозников Грядецкого сельсовета вели контрреволюционную агитацию против мероприятий советской власти. В этом себя виновным признаете?
И следователь зачитал показания председателя и бригадира колхоза, в которых они под нажимом следователей лжесвидетельствовали о том, будто о. Александр призывал к невыплате натуральных налогов и говорил о грядущей войне, которая кончится поражением правительства большевиков.
— Признаете ли вы себя в этом виновным? — спросил следователь.
— Нет, виновным себя в контрреволюционной агитации не признаю, я, встречаясь в деревнях, говорил только о том, чтобы люди молились Богу.
— Следствие располагает данными, что вы среди колхозников Грядецкого сельсовета распространяли листовки контрреволюционного религиозного характера.
— Нет, я не распространял никаких листовок контрреволюционного религиозного характера, а когда приехал в село Грядцы, то прихожане мне рассказывали, что в Грядецком сельсовете такие контрреволюционные листовки распространялись. В тот же день дело было закончено и передано на решение Тройки НКВД. 1 ноября Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Александр Богоявленский был расстрелян через день, 3 ноября 1937 года. После чего церковь перестала работать. В доме священника располагался сельский совет.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
В настоящее время дом, где жил священник, находится в аварийном состоянии.
Д).На пути к грамотности.
В 1888 году была построена в погосте Грядцы школа и называлась она церковно-приходской .В школе изучалось лишь то, что нужно было церкви. Учащиеся заучивали наизусть множество молитв, учились чтению, письму, счёту и церковному пению. На уроках арифметики вычисляли через сколько дней наступит тот или иной религиозный праздник. По геометрии давались знания необходимые для возведения церковных зданий. Трудной и тоскливой была школьная наука. В учении царила зубрёжка. Знания вколачивали в учеников побоями. Первыми учителями этой школы были поп Василий Тифенский и Мария Петровна, так они и учили до 1917 года. А в 1917 году школа стала Грядецкой начальной. В 1918 году школа была подвергнута решительной перестройке, дореволюционная система обучения была сломана. В 1937 году наша школа была реорганизована на из начальной в семилетнюю и называлась Грядецкая семилетняя школа.(Приложение 4)
Первым директором был Капцевич Павел Моисеевич.(Приложение 5)
Из года в год учащиеся нашей школы приобретали знания и передавали их людям .Не знали выпускники 1941 года, что они получат свидетельства об окончании седьмого класса в тот момент, когда лютый враг готовит бойню, что некоторым не придётся учиться, а идти защищать свою родину вместе с отцами.Немцы пришли на территорию Грядецкого с/с.Школу превратили в конюшню. У жителей д.Грядцы и близ лежащих деревень не поворачивались головы в ту сторону ,где школа ,где получали знания их дети, туда, где учитель встречал их детей весёлым разговором и отправлял с приятным напутствием ,а теперь в этом помещении сапог врага и лошади .Прекрасное школьное здание в Городке фашисты сожгли в ноябре в 1941 года.(Там находились старшие классы).
В январе 1942 года территория Грядецкого с/с была освобождена от гитлеровцев и в этом же году опять дети пошли в школу.
Хотя война и не была окончена, верили в победу нашего народа.
Выпускники нашей школы вложили много труда, чтобы была краше наша родина.
В 1962 году наша школа была реорганизована из семилетней в восьмилетнюю.
Школа хорошела. Места в ней становилось меньше .В 1962 году строится второе здание ,в 1965 строится интернат, чтобы дети из дальних деревень могли лучше учиться ,а в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября учащиеся получили в подарок столовую ,где обедали ребята.
В 1991 году школа реализовалась из восьмилетней в десятилетнюю.
Ученики школы вели активный образ жизни, занимали призовые места в районе. Но, к сожалению, в 2008 году школа прекратила своё существование.
Разрушилось сельское хозяйство, жителям деревни негде работать, вот и стали уезжать семьями.
Е).Организации на территории деревни.
В 40-х годах Грядцы были центральной усадьбой колхоза «9 Мая» с председателем Петровым П.П. В 1953 году произошло объединение колхозов и образование МТС , и председателем колхоза «9 Мая» стал Логунов К.Ф.
В 1947 году колхоз насчитывал более 1.5 тысячи голов крупнорогатого скота, более 30 свиноматок, лошадей ,овец.
Выращивали гречиху, рожь, пшеницу ,овёс, лён ,картофель, капусту, морковь. Лён возили в деревню Пожня для обработки.
В 1948 году был установлен движок для подачи электоэнергии по селу, позднее подключили к линии. Имелась хлебопекарня, радиоузел, почта, магазин ,закусочная, клуб, медпункт, школа- семилетка, чуть позже школа-интернат, маслосырзавод.
В1965 году был образован совхоз «Бридино» директор Бегунов А.В.
С 22 октября 1992 года совхоз «Бридино» стал именоваться СПК «Бридино».
В 2008 году он прекратил своё существование.
В настоящее время на территории деревни Грядцы есть почта, медпункт, клуб ,библиотека, выездной магазин.
Ж).Достопримечательности деревни.
Фашисты захватили в августе 1941года город Торопец .Не только человек, даже природа осиротела с приходом в наши края этих"цивилизованных"варваров ,принёсших на своих штыках ненавистный советским людям"новый порядок",который и заключался в этом ,чтобы чинить злодеяния, уничтожая ,насилуя ,сжигая ни в чём неповинных людей, женщин ,детей, стариков.
Не обошла война и нашу деревню. Много мужчин ушло на войну, многие не вернулись. А кто-то защищал нашу деревню, будучи далеко от дома . Одним из таких был лётчик Алексей Иванович Лошков. Вот как о его подвиге пишет в газете «Мой край» от 13.12.2013г. журналист Людмила Ефимова : «Алексей Иванович Лошков родился 20 мая 1917 года в деревне Павлоково ныне Череповецкого района Вологодской области в многодетной крестьянской семье. В 1932 году окончил неполную среднюю школу, устроился трактористом в МТС.
В 1939 году началась советско- финская война. По фронтовым дорогам той войны Лошков прошёл механиком- водителем 15-го танкового батальона 13-й лёгкой танковой бригады 7-й армии Северо- Западного фронта. Был ранен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство младшему командиру Лошкову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Оправившись после ранения , Алексей Лошков получил отпуск и в мае приехал в родной колхоз.
В то время Алексей Лошков не знал. Что скоро, через год, ему снова придётся вести боевую машину, но уже не танк, а самолёт. По возвращении в часть он был направлен в Ворошиловградскую военную школу лётчиков. Окончив её, получил назначение в действующую армию. В годы Великой Отечественной войны А.И.Лошков – лётчик 873-го штурмового авиационного полка 231-й штурмовой авиационной дивизии. 24 апреля 1943 года в воздушном бою на Калининском фронте Алексей Лошков пал смертью храбрых. Его самолёт был сбит в деревне Грядцы над Грядецким озером. Друзья захоронили Лошкова в деревне Федотово недалеко от Грядец.
В 1977 году решением облисполкома место гибели Героя Советского Союза А.И.Лошкова было внесено в список объектов культурного наследия Калининской области. Тогда же могила героя была перенесена на Братское кладбище Торопца.» Моя мама,Семёнова Юлия Владимировна, будучи ученицей Грядецкой школы , вела переписку с его родственниками, собирала сведения о его жизни, но после закрытия школы эта переписка затерялась. Ныне в Грядцах есть мемориальная доска, посвящённая Алексею Лошкову- герою, погибшему в воздушном бою за то, чтобы наше небо всегда было мирным.(Приложение 6)
Ещё одна достопримечательность нашей деревни это мемориал, погибшим воинам- землякам в Великой Отечественной войне. Этот мемориал был установлен в 1992 году на месте Никольской церкви. Ученики Грядецкой, а теперь и Октябрьской школы ежегодно ухаживают за памятником. Каждый год 9 мая у мемориала проходит митинг, посвящённый памяти погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.(Приложение 7)
Одна из участниц конкурса литературного творчества «Я помню! Я горжусь», посвящённого 65-тию Победы, Морозова Екатерина , бывшая ученица Грядецкой школы, написала стихотворение ,которое было опубликовано в журнале «Движок-Торопец» №6 от 1 апреля 2010года.
Навеки будем помнить
Кто пережил ,тот помнит Но русский дух и сила
Те грозные года.
Прославлены не зря.
А сердце боль заполнит, Фашистов разгромила
Она в душе всегда. Российская земля…
На фронт ушли мужчины, -Победа! Победа! Ура!
Ушли и стар ,и млад. Светились счастливые лица
Война тому причиной, Домой возвращаться пора,
Что не придут назад. Но надо с друзьями проститься.
Они нас защищали- О, сколько погибло в бою,
Под пулями, в боях, О, сколько уже не вернётся…
От жажды изнывали, Чей сын, жизнь отдавший свою,
От ран в госпиталях. На поле уснул- не проснётся?
Их много воевало Их жёны и матери ждут-
И полегло- не счесть, С любовью, тоской и надеждой-
Ах ,сколько оборвала Но годы идут и идут,
Надежд та злая весть! А весточки нет, как и прежде.
Косила смерть до срока, Вы с нами ,родные, друзья-
А так хотелось жить! Война не получит прощенья!
Не думал враг жестокий Вовеки забыть нам нельзя
С позором уходить. Великую цену спасенья!
…Мы помним воевавших-
Нет права их забывать.
Зовёт нас память павших
Достойно ,честно жить.
Заключение
«Как у вас здесь хорошо!»- так говорят москвичи и петербуржцы, приезжая к нам в Грядцы. И с ними нельзя не согласиться. Ведь после смога и сумасшествия двух столиц наш чистейший воздух, кристально чистая вода из родников и удивительно тихие летние вечера-всё кажется раем. Выбор дачных мест неслучаен, так как вокруг наших Грядец очень красиво раскинулись более десятка озёр, каждое из которых имеет свою прелесть, не похоже на другое.
Лес- также одно из богатств нашего края. Здесь мы сможем видеть и огромные сосны, стремящиеся своими вершинами в синеву, и белоствольные берёзки. Но, к сожалению, этой красоты становится всё меньше- вырубают леса. Есть такие места, что трудно узнать, вместо высоких елей торчат одни пеньки. Это ещё одна проблема нашей деревни. Число местных жителей уменьшается. Нет работы. Семьи, которые остались в деревне , вынуждены ездить на работу в другие населённые пункты: в деревни Талица, Лесная, посёлок Октябрьский, в/ч города Торопца. Молодёжь в деревне не задерживается. Для тех, кто здесь живёт, есть одно утешение- это библиотека и клуб. Хочется сказать о заведующей библиотеки Панковой Татьяне Анатольевне. Она не даёт молодёжи и взрослым скучать. Каждую неделю проводит тематические викторины ,игры. Она ведёт альбом «История деревни Грядцы».
Несмотря ни на что ,я люблю свою деревню.
Каждый человек должен знать историю своего края. Не знать историю – это потерять связь с прошлым. А нам нельзя оборвать ту ниточку, которая нас связывает с ней. Наши знания о родном крае должны передаваться из поколения в поколение. В этом, я думаю, заключается ценность моей исследовательской работы
Литература
1. Газета .Мой край.2013, 13 декабря.
2. Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
3.Рассказы старожилов.
4.Муравьёв. 1984 .Происхождения деревень,с.161-162
5.Писцовая книга Торопецкого района 1541г. (Краеведческий отдел районной библиотеки).
6.Карта Шуберта. Статистические сведения, 1879,с. 36
7. Интернет- ресурсы
8. Журнал«Движок-Торопец» №6 от 1 апреля 2010года
9.Материалы, собранные обучающимися Грядецкой школой (из архива школы).
10.М.Семевский. Торопец уездный город Псковской губернии 1018-1864. Тверское областное книжно- журнальное издательство, 1999
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сказка "12 месяцев". История и современность
По морям вокруг Земли