• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Духовные центры города Кызыла»

Опубликовано Адыя Джамиля Владимировна вкл 27.03.2017 - 18:17
Адыя Джамиля Владимировна
Автор: 
Голубцова Марина Павловна

Исследование и пропаганда культурных ценностей, привитие любви и уважения к природным, культурным и архитектурным религиозным объектам своей малой родины для школьников является сегодня актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnye_tsentry_goroda_kyzyla.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа села Ильинка Каа-Хемскогокожууна.

 Исследовательская работа

«Духовные центры города Кызыла»

Автор работы:

Голубцова Марина ученица

11 класса МБОУ СОШ с. Ильинка.

Руководитель:

Адыя Джамиля Владимировна

учитель истории

МБОУ СОШ с. Ильинка

Каа-Хемского района Республики Тыва

Ильинка 2014 г

1.Введение

 2. Духовные центры города Кызыла:

а) Шаманизма

б) Буддизма

в) Православного христианства

3.Заключение

4.Список использованной литературы

Введение

В 2014 году мы отмечаем 100-летие единения России и Тувы, круто изменившего судьбу нашего народа и 100-летие основания города Кызыла. Столица нашей республики – город Кызыл расположен в уникальном месте. Здесь две реки – Бий-Хем и Каа-Хем – сливаются в одну, образуя великую сибирскую реку Енисей.

Наш народ и наша земля ещё хранят многовековые обычаи жизнелюбивых кочевников, следы перекрестья древнейших цивилизаций, от скифской и китайской до европейской, отзвуки чингисхановских страстей и покорения Сибири, причудливое смешение разных религий мира: старообрядческой, шаманистской, буддистской, православной.

Поэтому исследование и пропаганда культурных ценностей, привитие любви и уважения к природным, культурным и архитектурным религиозным объектам своей малой родины для школьников является сегодня актуальным. Чтобы  учащиеся узнали об этом, я решила исследовать духовные центры города Кызыла.

Новизной данной исследовательской работы   будет то, что духовные центры города Кызыла мало изучены, для взрослых и школьников нашей республики было бы интересно о них узнать.

Объектом исследования моей работы являются религиозные объекты города Кызыла.

Предмет исследования – описание религиозных объектов, основанное на истории их происхождения.

Цель данной работы: выяснить, какие духовные центры есть в городе Кызыле.

Задачи  исследования:

1.Изучить дополнительную литературу, сайты интернета и определить какие религиозные объекты могут составить гордость нашей столицы.

2.Определить круг религиозных объектов, и используя литературу изучить  историю их возникновения.

3.Оформить стенгазету  с изображениями религиозных объектов города Кызыла, подготовить слайды – иллюстрации.

4.Сделать анализ выполненной работы и обобщить результат.

Гипотеза исследования: каждый религиозный объект является уникальной достопримечательностью, имеющий интересную историю. О каждом объекте можно собрать очень интересный познавательный материал, который         заинтересует школьников и взрослых, привлечет внимание к изучению нашей малой родины.

Методы исследования:

1.Метод теоретического исследования (анализ литературы по данной теме).

2.Обобщение и систематизация полученных данных.

Практическая значимость исследования: подбор и обобщение информации о духовных центрах, его разностороннее описание, подготовленные слайды могут быть представлены школьникам и взрослым для знакомства с особенностями религиозных объектов г. Кызыла.

О Кызыле

Город Кызыл основан в 1914 году как поселок русскими колонистами под названием Белоцарск, в 1918 переименован в Хем-Белдир, в 1926 - в Кызыл, в переводе с тувинского - "красный".

С 1921 Кызыл - столица Тувинской Народной республики, с 1944, после вхождения Тувы в состав Советского Союза - столица Тувинской автономной области. После распада СССР в 1991 Кызыл - столица Республики Тува, с 1993 года - Республики Тыва.

Сегодня Кызыл - административный, промышленный, научный, деловой и культурный центр Республики Тыва, входящий в Ассоциацию сибирских городов России.

Новый город заложили в апреле 1914 г. на левом берегу реки в местечке, известном среди русских под названием Виланы, а среди тувинцев – Хем-Белдир (слияние рек).

Раньше в районе Хем-Белдира собирались феодалы и чиновники, устраивались ламаистские моления, имелись торговые заведения российских купцов.

Выбор места был вполне оправдан. Оно было удобно для сплава древесины – основного строительного материала.

Город строили рабочие из Красноярска, Минусинска, Томска и других городов Сибири, тувинские батраки.

Гора Догээ

В старину тувинцы считали Догээ священной и поклонялись ей. Кардинальные хозяйственные и духовные перемены, произошедшие в Туве в ХХ веке, повлияли на эту традицию. При Советской власти в период гонений на религию прекратилось проведение обрядов освящения Догээ. Отчасти преобразился облик вершины. На склоне горы появилась выложенная из камня надпись «ТАР». Позднее её заменила другая – «Ленин».

Отношение к горе как к сакральному месту широко распространено среди простых тувинцев, считающих вершину центром общения с духами, а подъём на неё средством очищения от грехов. Благодаря паломникам на Догээ появились многочисленные оваа (культовые пирамидки, сложенные из камня, со столбом или жердью в центре), увешанные чалама (полоски ткани) и кадаками (шёлковые шарфы и ленты), а также остатки сан (священный костёр).

С возрождением буддизма в Туве Догээ начала приобретать значение одной из главных буддийских святынь. На склоне горы монахи тибетского монастыря Гьюдмед написали самую большую в мире мантру «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Длина мантры 120 метров, шириной 20 метров.  

Позднее буддисты выдвинули предложение о возведении на горе часовни и 30-метровой статуи Будды Шакьямуни, установленной на пьедестале высотой 25 метров. К монументу должна была вести лестница длиной около 600 метров. Проект благословил Далай-Лама и поддержало правительство республики.
В настоящее время на вершине сооружён только пьедестал.

Буддизм самая древняя мировая религия. Возник более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение. В мире около 400 миллионов последователей буддизма и около 1 миллиона монахов.

Буддизм, который получил распространение в Туве, - это тибетский буддизм. По сравнению с господствовавшим прежде шаманизмом буддизм стал мощным стимулом для социального и культурного развития тувинского народа.

Широкое распространение буддизма началось в Монголии с середины XVI века, в первую очередь среди монгольской знати; но официальным вероисповеданием буддизм стал с середины XVII века. Тогда же начинается его проникновение в Туву, находившуюся тогда под властью Монголии.

Буддийский храм "Цеченлинг" 

Храм освящен в октябре 1999 года.

В России существовали только два буддийских храма: в Улан-Удэ и Санкт-Петербурге.  Значительный вклад в строительство нового храма внесли ряд спонсоров, в том числе коллектив "Водоканала", выполнивший ряд работ бесплатно, и земляк тувинцев Сергей Шойгу, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, внесший 15 тыс. долларов из личных средств.  На первом этаже храма располагается резиденция представителей Далай-ламы XIV. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, - молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды и Далай-ламы XIV. 

Молитвенный барабан в Кызыле был сооружен монахами монастыря Гьюдмед на пожертвования буддистов Тувы, которые они осуществляли тибетским монахам в дни проведения буддийских программ и установлен на центральной площади города. Медный каркас молитвенного барабана массой больше 100 килограммов был выслан в столицу Тувы из Индии. Барабан сделан в Непале, в его медный фюзеляж заложено 100 миллионов святых мантр. Согласно буддийскому учению, одно лишь вращение молитвенного барабана с чистыми мыслями равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Это позволяет накопить положительный энергетический потенциал, который содействует росту по духовному пути и благосостоянию в материальном мире. В аналогии с буддийскими текстами, вращение молитвенного барабана освобождает от неудач и недугов, а в более отдаленной перспективе избавляет от перерождений в низших мирах.

Шаманизм - одна из древнейших форм религиозных верований тувинцев, предполагающая существование духов, населяющих горы, леса, воды, небо и подземный мир. Шаман – посредник в общении человека с миром духов. Тува – один из немногих уголков мира, где шаманизм сохранился в первозданном виде. Основные атрибуты гадания – мелкие одинаковые камушки (хуваанак). Шаманы при гадании используют 41 камушек, собранные из 9 разных горных рек Тувы. Раньше они использовали камушки, извлечённые из зоба птицы – улара, глухаря или тетерева. Шаман бросает камушки на платок и по их расположению видит судьбу посетителя – как прошлую, так и будущую.

Один из самых известных шаманов Тувы – Монгуш Борахович Кенин-Лопсан.  

Шаманский центр «Адыг ээрен» («Дух медведя») расположен по улице Рабочая 90.

Шаманский центр «Дунгур» («Бубен») и местная религиозная организация шаманов «Тос дээр» («Девять небес») расположены по улице Рабочая 246.

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан – учёный, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Классик тувинской литературы, выдающийся исследователь духовной культуры и традиций тувинского народа.
Автор книг «Древняя природа тувинского шаманства», «Шаманы Тувы», «Обряды и практика тувинских шаманов», «Магия тувинских шаманов», «Алгыши тувинских шаманов».
В 1994 году американский фонд шаманских исследователей присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».

Наиболее сильной шаманкой являлась Ай-Чурек Шижээковна Оюн – «шаманка небесного происхождения». Все женщины в её роду по линии матери с давних времён были шаманками. Её кузунгу – шамаское зеркало, дающее силу, - найдено ею в пещере, ему уже 200 лет. Ай-Чурек вместе с президентом республиканского общества шаманов «Дунгур» М.Б. Кенин-Лопсаном побывала в США и Австрии.

Традиционная религия русского народа православное христианство. В Кызыле действуют два православных храма.

Свято-Троицкий храм  Русской православной церкви

Троицкий храм русской православной церкви построен в 1929 году русской самоуправляющейся трудовой колонией.

Ныне существующий храм построен в 1953 году путём капитальной перестройки старого здания.

В конце 2000-х годов реконструирована, сооружены новый купол и колокольня.

В Свято-Троицком храме г. Кызыла имеется четыре святыни: Владимирская икона Божией Матери, которая благословлена Патриархом всея Руси Алексием II в дар строящемуся кафедральному Воскресенскому собору г. Кызыла; икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, чудотворца, освященная епископом Ионафаном в г. Бари на мощах; икона святителя Иоасафа, епископа Белгородского с частицей его мощей; икона святой блаженной Ксении Петербургской, освященная на ее гробнице, икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В Туве также действуют:

Свято-Иннокентьевский храм в Туране,

Казанско-Богородицкий приход в селе Сарыг-Сеп,

приход святителя Никиты Новгородского в селе Бай-Хаак,

Иверская часовня в Кызыле,

Сергиевский приход в городе Шагонаре,

Храм святого Луки в онкологическом отделении республиканской больницы.

Воскресенский собор Русской православной церкви

Воскресенский собор основан 5 октября 2011 года. Правящий архиерей – епископ Кызылский и Тувинский Феофан (Ким) с 30 октября 2011 года. Образована решением Священного Синода Русской православной церкви путём выделения приходов из Абаканской и Кызылской епархии.

В настоящее время ведутся работы по переводу богослужения на тувинский язык.

  • Общая площадь храма около 500 кв.м., вместимость – до 2000 человек.
  • Высота колокольни – 42 метра.
  • На звоннице собора – 1 колоколов.
  • Вес колокола-благовеста составляет 3 тонны.
  • Имеется цокольный этаж, в котором будет устроен крестильный храм.
  • В состав соборного комплекса входит Иверская часовня (освящена в 2005 году) и строящееся двухэтажное епархиальное здание.

Утром 31 августа 2011 года в продолжение Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл из Абакана в Кызыл. Святейший Владыка в сослужении сопровождавших его архиереев и духовенства Абаканской и Кызылской епархии совершил малое освящение Воскресенского собора.

По окончании богослужения владыка Ионафан выразил признательность за посещение Тувы и преподнёс Его Святейшеству перевод Свящённого Писания на тувинский язык, осуществлённый Институтом перевода Библии, а также икону Спасителя. Патриарха тепло приветствовал Шолбан Кара-оол.

Затем на память о своём пребывании и освящении собора Патриарх передал в дар храму образ святых апостолов Петра и Павла. Всем верующим были розданы иконки Спасителя с патриаршим благословением.

За помощь в строительстве храма Предстоятель удостоил Ш.В. Кара-оола орденом «Славы и Чести» II степени,  директора ООО «Сельстрой» С.В. Сафрина  - орденом преподобного Серафима Саровского III степени, директора ООО «Тывагражданпроект», архитектора собора Б.В. Руднева – медали святого благоверного князя Даниила Московского.

Национальный музей Республики Тыва

Национальный музей Республики Тыва является старейшим краеведческим музеем Сибири и одним из научных центров Тувы.

Музей был открыт в 1930 году, а в 2008 г. переехал в новое здание. Становление первого музея неразрывно связано с развитием краеведческого движения в Туве. Среди наиболее интересных экспозиций в музее действует  постоянная экспозиция "Сокровища Долины царей Тувы.

Музей располагает уникальными экспонатами: оригинал первого тувинского букваря, осколок метеорита, найденный на реке Ченге; коллекция древних шаманских атрибутов; буддийская коллекция - одежда, скульптура, танки, музыкальные инструменты, сутры; большая коллекция культовых предметов из Верхнечаданского хурээ, переданная в музей последним монахом в 1956 г.; золотые пластины, бронзовая бляха, украшения, погребальная колода из кургана Аржаан, макет кургана Аржаан, изготовленный из лиственницы, вынутой из самого кургана; древнетувинская этнографическая коллекция (музыкальные инструменты, орудия труда); коллекция тувинских камнерезов.

Заключение

     Наша гипотеза нашла свое подтверждение. Проведя наблюдения и проанализировав полученную информацию, пришли к выводу, что каждый религиозный объект является уникальной достопримечательностью, имеющий интересную историю. Для сохранения этих объектов требуется вести постоянную разъяснительную работу среди населения нашей республики. Получив ответы на заданные вопросы, я поняла, что, к сожалению, и школьники, и взрослые почти не имеют конкретных знаний.  Основной причиной того, что люди так мало знают о своем родном крае, я считаю недостаток соответствующей литературы. Это было главной проблемой и для меня при изучении поставленного вопроса. Я нашла лишь два вида литературных источников: это красочные иллюстрированные издания, предназначенные больше для туристов, в которых представлена поверхностная и обобщенная информации. В большинстве источников просто повторяется справочная информация. Работа должна иметь продолжение, так как рассмотрена малая часть исторического, культурного и архитектурного наследия города.

Список литературы.

1. Люди центра Азии. II том. Новосибирск, 2001.

2. Драгоценности Тувы. По итогам специального проекта «Тос эртине». Фотоальбом. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011

3. Кужугет Шойгу. Танну-Тыва: страна озёр и голубок рек – М.: Редакционно-издательский центр Ассамблеи народов России, издательство «Новости Тувы». 2004.

4. Путеводитель ТУВА  ЛЕ ПТИ ФЮТЕ, Москва «Авангард», 2004

5. Шактаржык К.О., В.А Биче-оол Тыва дугайында чугаалар- Кызыл, 2004

6. Шактаржык К.О, Кылгыдай А.Ч География республики Тыва 9 класс-Кызыл, 2006

9.  Интернет – портал http://www.pravtuva.ru


Поделиться:

Сорняки

5 зимних аудиосказок

Развешиваем детские рисунки дома

Как напиться обезьяне?

Как Снегурочке раскатать тесто?