В последнее время про является огромный интерес в исторической науке и общественной жизни, к отдельной личности и её роли в истории. Биографии выдающихся людей являются неотъемлемой частью культурного наследия бурятского народа.
Автобиография Агвана Доржиева представляет собой важнейший источник для изучения его личности, жизни и деятельности, мировоззрения и взглядов на происходяlщие на рубеже XIX - ХХ вв. события. Автор в своём сочинении отмечает, что биографии многими путями всегда через знание и сострадание приносят великую пользу Учению и живым существам. Даже от простого созерцания их, проистекает вера и почтение.
«Предание о кругосветном путешествии», её великолепная стихотворная аллитерированная форма, изложение материала и её язык является подтверждением незаурядности и одарённости личности Агвана Доржиева и может считаться одним из шедевров бурятской литературы.
Эта работа также представляет собой ценный материал по истории Бурятии. Изучение биографий великих исторических личностей помогут в глубоком понимании истории Бурятии и всей России.
Благодаря прекрасной памяти, гибкому уму, Агван Доржиев овладел многими языками. Был Цель данной работы: выделить личностные качества Агвана Доржиева как политика мирового масштаба и истинного буддиста.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.88 МБ |
![]() | 53.32 КБ |
Слайд 1
Цанид-хамбо Агван Доржиев (1854-1938) Выполнила: ученица 10 класса Ешиева Д-С.Слайд 2
Хамбо-лама Агван Лобсан Доржиев — выдающийся деятель бурятского и тибетского буддизма, просветитель, дипломат. Прожив долгую жизнь, в рамках которой уместилась вторая половина XIX в. и первая треть века XX-го, Агван Доржиев занял особое место среди буддийских деятелей России, Монголии и Тибета. Нелегкая судьба выпала на долю этого человека, всю жизнь посвятившего установлению дружеских отношений, взаимопонимания и согласия между народами. Наставник и официальный представитель XIII Далай-ламы, имевший высшую философскую степень лхарамбы, Агван Доржиев был членом Императорского географического общества. Он не только содействовал установлению дипломатических отношений между Россией, Тибетом, Монголией, но оказывал большое влияние на формирование научного интереса русских путешественников и ученых к проблемам буддийской философии. Вместе он не оставался равнодушным к вопросам образования, просвещения монгольских народов. Будучи переводчиком, писателем, поэтом и просветителем своего народа, он создал новый бурятский алфавит, который, по его мнению, должен был способствовать пропаганде и распространению естественных и гуманитарных знаний среди бурят.
Слайд 3
Агван Доржиев родился в урочище Хара-Шибирь Хоринской степной в семье бурята галзутского рода. До 18 лет жил на родине, служил писарем в канцелярии степной думы, обзавелся семьей и жил преуспевающим мирским чиновником. В 18 лет Агван принимает решение всецело посвятить себя духов-ной деятельности и отправляется в Тибет на учебу в знаменитый Гоманский дацан при монастыре Брайбун . На 35-м году, успешно выдержав экзамены, получил высшую богословскую ученую степень доктора буддийской филосо-фии ( цаннит - хамбо - лхарамба ).
Слайд 4
Группа петербургских буддистов у входа в храм; стоят слева направо в 1-ом ряду: 3-я Е.В.Козлова-Пушкарева , П.К.Козлов, А.Доржиев, князь Д.Ц.Тундутов . ступенькой выше - кн. К.А.Тундутова ; во 2-ом ряду: Г.А.Плансон , барон А.А.Сталь-Гольштейн , А.Д.Руднев, Ф.И.Щербацкой , С.Д.Жигжитов , Р.А.Берзин. Санкт-Петербург. Июнь 1914 г.
Слайд 5
Выезд А. Доржиева на прием к императору Николаю I Агван Доржиев выходит из Большого Петергофского дворца после аудиенции
Слайд 6
21 февраля 1913 года. На крыльце Санкт-Петебургского дацана. Первый ряд (слева направо): Ц.Жамцарано , Е.В.Козлова, П.К.Козлов, Агван Доржиев, Хамбо лама Д-Д.Этигэлов , монгольский князь Ханда-Дорчжи , калмыцкий князь Д.Тундутов-младший
Слайд 7
Молящиеся в Буддийском храме (7-й слева во 2-м ряду - Ф.И. Щербатской ). Дата съемки 1915 г.
Слайд 8
Основатель и первый настоятель Буддийского храма (Старая Деревня, Липовая аллея). Агван Доржиев (сидит) с учеником в своей квартире в доме при храме . 1913 г. Санкт-Петербург.
Слайд 9
Делегаты Первого Всесоюзного духовного буддийского собора, проходившего в Москве в январе 1927 г. Оригинал снимка храниться в Астраханском историко-краеведческом музее. Четвертый слева во втором ряду сидящих – Цанид - Хамбо Агван Доржиев .
Слайд 10
Буддийский храм был построен в С.-Петербурге (в Старой Деревни на берегу реки Большой Невки ) в 1909-1915 гг. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом в 1910-1916 гг. было возведено 4-х этажное общежитие для монахов и приезжих буддистов и служебный флигель (не сохранился).
Слайд 11
9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета Храм был передан Ленинградскому обществу буддистов. В 1991 г. получил свое нынешнее название – Дацан Гунзэчойнэй , что является аббревиатурой его первоначального названия. В 1994 г. в главном алтаре была установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле (из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом). Высота туловища Будды – 2 1/2 м., вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м .
Слайд 12
14 июня 2004 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие мемориальной доски с барельефом Агвана Доржиева работы архитектора Вячеслава Бухаева и скульптора Даши Намдакова установлена на стене Санкт-Петербургского буддийского храма (Приморский проспект, 91) .
Слайд 13
По этому поводу в Санкт-Петербург приехал Роберта Турман, отца известной голливудской актрисы Умы Турман. Это американский тибетолог и писатель, заведующий кафедрой религии Колумбийского университета, а также первый американец, посвященный в орден тибетских монахов.
МБОУ Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат им. А Доржиева |
Агван Доржиев |
Ешиева Долгор-Сурэн, 10 кл.
Руководитель: Раднаева Е.Б-О.
с. Нарын-Ацагат
2012
Введение
В последнее время про является огромный интерес в исторической науке и общественной жизни, к отдельной личности и её роли в истории. Биографии выдающихся людей являются неотъемлемой частью культурного наследия бурятского народа.
Автобиография Агвана Доржиева представляет собой важнейший источник для изучения его личности, жизни и деятельности, мировоззрения и взглядов на происходяlщие на рубеже XIX - ХХ вв. события. Автор в своём сочинении отмечает, что биографии многими путями всегда через знание и сострадание приносят великую пользу Учению и живым существам. Даже от простого созерцания их, проистекает вера и почтение.
«Предание о кругосветном путешествии», её великолепная стихотворная аллитерированная форма, изложение материала и её язык является подтверждением незаурядности и одарённости личности Агвана Доржиева и может считаться одним из шедевров бурятской литературы.
Эта работа также представляет собой ценный материал по истории Бурятии. Изучение биографий великих исторических личностей помогут в глубоком понимании истории Бурятии и всей России.
Благодаря прекрасной памяти, гибкому уму, Агван Доржиев овладел многими языками. Был Цель данной работы: выделить личностные качества Агвана Доржиева как политика мирового масштаба и истинного буддиста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
История создания произведения "Предание о кругосветном путешествии"
В 1920 году в г. Санкт-Петербурге в 69-летнем возрасте по просьбе и настоянию «мастера в литературных и философских диспутах, усовершенствовавшегося в науках, созерцании и изучении океана священных текстов, Тубден-Дондупа», петроградских профессоров, ширетуя Санкт-Петербургского дацана Агван Доржиев начинает работу над мемуарами «Предание о кругосветном путешествии».
Сочинение А. Доржиева - культурное наследие всего нашего народа. Рукописи, литографическое издание бережно хранятся в БИОН в монгольском фонде Литографическое издание носит следующее название «Повествование о путешествии вокруг океанов», издано на русской бумаге, на 18 листах.
Названия рукописных экземпляров таковы:
1. «Повествование о кругосветном путешествии».
2. Копия путевых заметок ламы Агвана Доржиева (ученическая тетрадь).
В 1922 году появились переводы со старо письменного монгольского на современный монгольский язык - «Дэлхийг эргэж бядсан домог сонирхлыг бичиг тедий хэмээх» перевод Р. Отгонбаатара и на бурятском языке в 1993 г. «Дэлхэйе эрьежэ бутэhэн домог, hонирхолтой бэшэг хэмээгшэ оршобо» перевод Г.Н. Очировой, в 1994 г. перевод х.ж. Гармаевой «Дэлхэйе эрьежэ бутэhэн домог, hонирхолой бэшэг тэды хэмээхэ орошобоЙ». Также большой интерес вызывает перевод тибетского варианта на английский язык под названием «Агван Доржиев. Мемуары тибетского дипломата», выполненный в 1990 году профессором Индианского университета (США) Тубден Жигмэ Норбу, выпускника знаменитого Гоман дацана, ученика Геши Агван-Нимы, который в свою очередь был учеником Агвана Доржиева , брата нынешнего XIV Далай-ламы (перевод с английского на русский Ц. п. Пурбуевой и Д.Ц. Бураева).
Личность в бурятской культуре и буддизме
Личность, возникающая в культуре монголоязычного народа Байкальского региона, требует особого подхода. Прежде всего, она не может существовать вне коллектива, в котором она получает статус личности. Коллектив включен в природное, космическое целое, в котором все рождающиеся оказываются проявлениями стихий жизненных сил.
В понятии «личность» отражается социальная сторона бытия человека. Жизнь человека неотделима от природы.
Озеро Байкал, вокруг которого живет бурятский народ, можно считать центром экологической ниши Байкальского региона. Здесь особое сочетание физических полей, оБУСЛОВИВlрее интенсивность всех обменных процессов, как в недрах земли, так и на её поверхности. Здесь сошлись степи и леса, многочисленные виды флоры и фауны. Все это не могло не оказать специфического влияния и на живущего здесь человека.
В ламаизме идеалом личности был провозглашен ботхисаттва. Его и стали именовать ламой.
Подлинный лама считается воплощением всего, что в высшей степени присуще Будде. Поэтому авторитет ламы был беспрекословен, ибо само слово «лама» по-тибетски означает «Ыа» - высокая, «тю> - личность.
Культ ламы отождествлялся с культом Будды. Лама - это учитель, который заботится о нашем спасении. Таким образом, личность ламы в буддизме является Абсолютом.
Буддизм обращается к отдельному индивиду, к его духовному миру, интересам и потребностям.
Духовный мир человека нуждается в моральных спорах. Эти моральные споры индивиду, личности предоставляет буддизм. Целью существования личности в буддизме является выход из земного, из кармических странствий души. Карма - уйлын ури - чисто понимается как судьба, как кара или награда за грехи и добродетели.
Личность Агвана Доржиева в автобиографическом сочинении
В XIX веке буддизм набирал силу, огромные дацаны появлялись в Забайкалье. Многие буряты совершали паломничество в Тибет. Уже будучи взрослым человеком, Агван Доржиев, отказавшись от мирской жизни, руководствуясь, очевидно, мыслью о своем предначертании или призвании, покидает родину и отправляется в далекий Тибет.
О годах, проведенных на родине А. Доржиев отмечает, что он из-за плохой кармы «был обречен на жизнь простого обывателя». По его мнению «это была жизнь, проведенная без всякого рода бесполезными делами»45. Отказавшись от обывательской жизни, он принимает решение посвятить свою жизнь учению Будды.
В выборе жизненного пути на Агвана Доржиева оказали встреча с ученым, духовно совершенным Бандидо Чойжалом, поездка в Ургу, где принимает обет мирянина, большую роль сыграли наставления отца и книги. И с благословения отца, несмотря на уговоры близких и знакомых, он отправляется в «кругосветное путешествие», длиною в человеческую жизнь, полную опасностей, трудностей, о которых автор мемуаров старается не говорить. Следует отметить чрезвычайную скромность Агвана Доржиева. Обо всех своих достижениях, об опасностях он говорит как об обычных явлениях.
По сознательной доброй воле принимает обет безбрачия, строго соблюдает образ жизни цаннитского ламы, посвятив всю свою жизнь изучению буддизма, остается верным своим идеалам до конца своей жизни. Согласно духовному обету, он относился к окружающим исключительно с уважением, выражая свое человеколюбие, равенство людей. До последних своих дней он оставался со своим народом, он жил и творил среди народа.
Чтобы попасть в Тибет, надо было не только глубоко и искренне верить, но и обладать недюжинным здоровьем и силой духа. Он преодолел не только этот опасный и трудный путь, но и овладел выдающимися духовными способностями. Благодаря личному обаянию и смекалке, трудолюбию и настойчивости, сдает экзамен на степень доктора буддийской философии, занимает высокое положение учителя-наставника Далай-ламы.
А. Доржиев, имея очень большое влияние на Далай-ламу, склонял его к прорусской ориентации.
Постепенно он становится одной из главных фигур, определивших политику в Центральной Азии начала хх столетия. Таинственность, которой была окружена его личность, давала возможность предполагать, что он тайный российский агент. Но до конца XIX века между Россией и Тибетом не существовало никаких политических связей. Честь установления их принадлежит Доржиеву, обладавшему тонким политическим чутьем. Отсюда следует, что он был личностью большой выдержки, стойкой и целеустремленной.
Титаническая деятельность А. Доржиева по обеспечению независимости Тибета насторожили англичан. «По мнению британских властей, Доржиев был великим интриганом, чья деятельность могла привести царскую армию к самим границам Британской Индии» - писал Снеллинг.«В меру своего разумения я рассуждал следующим образом: «Так как русские и англичане не ладят между собой, то русские могут помочь уберечь Тибет от захвата его англичанами». Этот отрывок ясно разрушает версию англичан об агенте россии». Притязания на господство над Тибетом предъявляли соседние страны, но наиболее опасной оказалась Англия. И тут неоценимую услугу оказал А. Доржиев как человек, много ездивший по свету, имеющий достаточно знаний о внешнем мире. Он был человеком достаточно образованным, личностью умной, проницательной и волевой.
Руководителем и идеологом тибетской миссии в России является Доржиев - опытный политик. Но об этом в мемуарах в силу скромности автора умалчивается.
В 1904 году англичане объявили об огромном - 10 тысяч рупий - вознаграждении тем, кому удастся доставит им живого или мертвого Доржиева. А. Доржиев пишет: «Я остановился на один день в Рангпуре для того, чтобы сесть на поезд. Там я увидел листовку, наклеенную рядом с моей фотографией, которая гласила: Кто принесет голову Доржиева, тот получит десять тысяч рупий». И хотя это напугало меня, я доехал без происшествий». Из устных источников мы знаем, насколько опасной была эта ситуация. Она могла стоить его жизни. Агван Доржиев пережил опаснейший момент своей жизни.
В Пекине британцы впервые увидели Далай-ламу и А. Доржиева, который произвел на них большой впечатление. «Он был крепким, жизнерадостным монахом, - писал англичанин Фридерик О'Коннор, - обычного обличья, в возрасте 45 лет, разговорчивым собеседником и, очевидно, волевым человеком. Он разговаривал поорусски и по-тибетски одинаково хорошо и мог таким образом беседовать как с Коростовиом (русским дипломатом), так и со мной. Это была любопытная встреча ... Он со своей стороны, был совершенно раскрепощен и весело поддерживал беседу». Некий современник, оставшийся неизвестным, лично знавший Доржиева, придерживался мнения, что «просвещенность, энергия и к тому же живость его ума ... уготовили ему судьбу великого государственного деятеля, или великого авантюриста».
Действительно, Агван Доржиев был человеком общительным, производил впечатление на всех, кто был знаком с ним. Среди его близких знакомых были учены Ольденбург, Котвич, Щербатской, Владимирцов. Под огромным впечатлением после встречи с А.Доржиевым в Париже поэт И. Анненский пишет следующие строки:
Священнодействовал базальтовый монгол
И таял медленно таинственный глагол ...
Во время второй поездки в Париж А. Доржиева сопровождал М. Волошин. Эта встреча перевернула все его мысли. В результате долгих бесед с Доржиевым Волошин решил, «отбросив европейское и оставив только человеческое, идти учиться к другим цивилизациям, искать истины - в Индию и Китай».
Вес и влияние А. Доржиева на Далай-ламу в те годы были огромными. «Во время тринадцатого перерождения Далай-ламы произошло множество хороших событий, как для живых существ, так и для буддийской религии». Отсюда следует, что Агван Доржиев был очень горд за Великого учителя. Думаем, что заслуга Доржиева, как одного из его учителей, огромна и неоценима.
Деятельность Доржиева была многогранна. Он был не только политиком и религиозным мыслителем.
Буддизм играл большую роль в развитии духовной культуры бурят. А. Доржиев лично принимал участие в развитии народного образования. Приобретал на сои собственные средства большое количество религиозных
книг, медицинскую литературу. Вся его деятельность связана с приобщением подрастающего поколения к буддийской философии, воспитание и обучение его на основе духовных ценностей, почитания старших, стремление к знаниям, ненасилие. Будучи человеком своего времени, он видел развитие образования сквозь религиозную призму. Старался обогатить традиционное буддийское обучение достижениями европейской науки, предлагал изучать ламам культуру и науки Европы. Под его руководством строились дацаны, открывались различные факультеты при дацанах, функционировали библиотеки, работали типографии, где издавались священные книги. Всему миру известен «Атлас тибетской медицины», который был приобретен на личные средства А. Доржиева и подарен Ацагатскому мамба-дацану. Агвану Доржиеву принадлежит заслуга в открытии вместе с хамба-ламой Ч. Юролтуевым Ацагатского мамба-дацана.
Особая заслуга Доржиева состоит в создании нового алфавита.
Огромное значение имело строительство храма в Санкт-Петербурге. Строительство дацана стало возможным в результате просветительской и миссионерской деятельности А. Доржиева. Одним из препятствий строительству дацана в Санкт-Петербурге было сопротивление православных священнослужителей. Доржиев пишет: «Что касается меня, то я каждый день получал от длинноволосых письма с угрозами: «Мы убьем тебя и снесем храм!». В этой обстановке подозрительности инедоброжелательности А. Доржиеву требовалось немало упорства, выдержки и личного мужества. Благодаря его организационным способностям, таланту строительство храма было завершено. «Я не позволял тратить поступающие пожертвования, а вкладывал их в храм, хотя некоторые люди были не согласны с этим». Не только православные были против строительства, и свои твердили, что из этого, кроме показухи, ничего не получится. Несмотря на все трудности, дацан Гунзэчойной был построен огромными усилиями Доржиева, хотя об этом он в мемуарах не отмечает.
Судьбу А. Доржиева сравнивают с судьбами других религиозных деятелей. Судьба реформ А. Доржиева сходна с судьбой патриарха Никона. Доржиев, как и Никон, хотел вернуться к истокам. Он призывал лам к служению людям, скромности и духовному благородству.
Революцию А. Доржиев встретил с тревогой и большими надеждами на обретение подлинной национальной, духовной и религиозной независимости. Доржиев выступает за обновленческое движение. В автобиографии с сожалением он отмечает, что «хотя коммунизм был хорошей идеей, те, в чьих руках оказалась власть, действовали плохо, тиранизируя каждого».
В огне гражданской войны стали полыхать дацаны. Он выезжает в самое пекло, считая себя неуязвимым, ведь он несет праведные идеи, проявляет мужество, спокойствие, бесстрашие в самых сложных ситуациях. И в самом деле, сколько опасностей подстерегало его в молодые и поздние годы. Агван Доржиев верил, что он находится под защитой хранителя для осуществления своей деятельности и оказания помощи живым существам.
На обратном пути из Калмыкии А. Доржиев был схвачен и помещен в Бутырскую тюрьму. Тюремные надзиратели были похожи на владык смерти. Невыносимые условия приводили к печальным мыслям. Но поонастоящему была ужасна тюрьма греховного круга существования. Из этой тюрьмы можно было выбраться, но трудно освободиться из тюрьмы сансары.
Он понимал, что его политическая деятельность требовала от него действий, не совместимых с буддийскими канонами, но она была необходимостью того времени. Но он никогда не забывал главного своего предназначения - помощи простым людям. «Я думаю о том, как важна оказалась моя работа по подготовке себя к освобождению от греховного круга».
Ленин в 1922 году специально принимает А. Доржиева. Ради спасения буддизма он пишет различные письма, прошения. Ради спасения буддизма он стал утверждать, что буддизм и большевизм совместимы.
Он был сильнее в спорах с коммунистами, мог перехитрить, цитируя работы Маркса и Ленина в выгодном для него свете. Потому-то Нарком просвещения А. Луначарский и заявил при встрече с интеллигенцией: «Когда мы беседуем с Доржиевым, нам, большевикам, необходима полная мобилизация нашего интеллекта для того, чтобы быть на высоте».
Агван Доржиев, человек неуемной энергии, доставлял своей бурной деятельностью много хлопот и беспокойства. Всегда ему нужно было защищать свои взгляды, свою жизнь и имущество дацанов, которые представляют не столько материальную ценность, сколько духовную.
Он запомнился и Сталину во время встречи с Лениным. Когда в 1946 году бурятская делегация обратилась с просьбой к Сталину о возрождении Санкт-Петербургского храма, Сталин оживился, услышав имя Агвана Доржиева. Незаурядная личность, живой ум, своеобразная живая манера ведения дипломатической деятельности А. Доржиева запомнилась Сталину.
Агван Доржиев был искренен в своих заблуждениях. В своей работе он признается, что потерпел поражение. «Причина, по которой я, странник, путешествовал по свету, заключалась, можно сказать, в моём желании хоть немного помочь Учению. «У нас, буддийских монахов, мало желаний и мы довольствуемся малым, даже когда нуждаемся в помощи»5б. Смиренно живущие монахи не перекладывают свои нужды на людей. Учение Будды отличается своим состраданием. Монахи заботятся о простых людях с чистыми помыслами.
Те небольшие добродетели, которые могли появиться от этого, были подавлены моими высокомерными мыслями. Это было моё поражение». Несмотря на громадные усилия, прилагаемые Доржиевым, ему не удалось противостоять социальным процессам. Человек незаурядных способностей и амбиций, он мог бы добиться выдающихся достижений в другое время. Доржиев пишет: « Мне посчастливилось служить чистым помыслам. для меня было великим счастьем принести пользу Его Святейшеству».
Деятельность Агвана Доржиева была действительно многосторонней. В бурной деятельности во имя своей родины, своего народа ему помогали его личностные качества: целеустремленность, религиозное самосовершенствование , высокий интеллект, героические усилия силы воли. Эти качества личности, действительно уготовили ему судьбу великого общественного деятеля и буддийского лидера. Личность его была благородной, человеколюбивой. Он был «гражданином мира» и носителем традиций своего народа, связующим звеном взаимодействия двух культур Востока и Запада. В неоконфуцианстве подчеркивали необходимость умения ориентироваться в любой обстановке.
Поэтому одним из высших учителей они объявляли саму жизнь, т.е. личный опыт реагирования на конкретные ситуации и именно такой личностью был Агван Доржиев, выходец из народа, живущего вокруг Байкала. Он умалчивает многое, «... кроме изложенного выше у меня не было полномочий писать более подробно». В его скупой строке выслеживается тактика тончайшего дипломата и скромность, которая присуща т л ко истинному буддисту.
Агван Доржиев - ученый богослов, достигший высшей степени, своим личным примером хотел по казать, что буддизм есть учение об освобождении от незнания путем познания, достижения высшего интеллектуального разума. Он видел в буддизме главную нравственную силу, способную объединить бурят, создать единую нацию.
Смысл личности в буддизме - в постоянном осветлении, совершении добрых деяний во имя вечного.
Вся жизнь Агвана Доржиева - пример гуманности, терпимости, человеколюбия. Личность в культуре монголоязычного народа не может существовать вне коллектива. В понятии «личность» отражается социальная сторона бытия человека. В силу сложившихся обстоятельств А. Доржиев вынужден был заниматься огромной политической деятельностью. Агван Доржиев являлся деятелем мирового масштаба. Выдающийся политический деятель, стойкий, целеустремленный, волевой, он пользовался огромным авторитетом как буддийский лидер. А. Доржиев - талантливый сын своего народа, человек высокого интеллекта, жил и трудился на благо своей родины. Он разделил судьбу многих своих современников. Судьба его оказалась трагичной. Полагаем, что на такой трагический исход повлияло сочетание истинного буддиста и политика. Говорят, что политика - грязное дело.
Анализируя автобиографию Доржиева, следует отметить, что между строк высвечиваются нужные в его понимании деяния, но как буддист он умалчивает многое. В его скупой строке выслеживается тактика тончайшего дипломата. Слово, которое стоит очень дорого.
Произведение Агвана Доржиева «Предание о кругосветном путешествии» подтверждает незаурядность, одаренность автора.
Отсюда следует, что А. Доржиев был идеалом человека в культуре Востока - личностью, в котором гармонично сочетались божественная природа Будды и высокие человеческие качества. Эта личность живет в мире людей, но сущность её божественна. Она посвящена небу, но неразрывно слита и со своим народом. И этот идеал сохраняет притягательную силу и понын •.
Последние годы жизни Агвана Доржиева неразрывно связаны с общественно-политическими реалиями 1930-х годов в жизни нашей страны. Я выбрала именно эту тему, т.к. считаю недостаточно раскрытой.
Вообще последние годы жизни Агвана Доржиева описаны уШираба Чимитдоржиева, В. Бараева, у Андреева в книге «Буддийские святыни Петрограда» и многих других исследователей. Вместе с тем во всей этой литературе недостаточно освящены такие моменты: мотивы его переезда к себе на Родину, отношение к Советской власти, его отношение к своей судьбе (карме), изменились ли его взгляды в конце жизненного
Основным источником информации стали архивные документы, которые находятся в доме-музее Агвана Доржиева при Ацагатском дацане, также газетные материалы, посвященные Агвану Доржиеву, специальная литература исследователей жизнедеятельности Агвана Доржиева.
Последние годы жизни и деятельности Агвана Доржиева (l930-1938г.г.) были связаны с трагическими событиями 30-х годов, годами массовых репрессий. Репрессии обрушились на буддийскую, православную, старообрядческую и другие конфессии. Основным их мотивом было то, что церковь препятствует росту колхозов, торпедирует активность бедняцко-середняцких масс, ведёт контрреволюционную, антисоветскую пропаганДУ. Один за другим стали закрываться и взрываться соборы мечети. Потом очередь дошла и до буддийских дацанов. Агван Доржиев выезжал в Забайкалье чтобы воспрепятствовать их сносу или хотя бы спасти гибнущее имущество и церковную утварь, священные книги. Множество писем, прошений направил он в различные инстанции, используя свои связи. Агван Доржиев не боялся обращаться в высокие инстанции. Так он обращался с письмами и просьбами к председателю ЦИК Союза ССР м.и. Калинину, наркому по иностранным делам СССР Г.В. Чичерину, члену президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета п.г. Смидовичу, постоянной комиссии по вопросам культов при президиуме ЦИК СССР и в другие инстанции. В своём заявлении на имя председателя ЦИК М.И. Калинина, адресованного 20 мая 1934г. он с болью в сердце писал « ... в некоторых местах Бурят - Монгольской АССР во время закрытия дацанов и конфискации имущества отдельных лам, у которых также бывают значительные собрания ценных текстов, местными властями допускаются варварское уничтожение этих единственных в своём роде литературных памятников, которые без разбора сжигаются, бросаются в воду, употребляются в качестве папиросной бумаги и т. п .... Это вопиющее уничтожение культурных ценностей как будто совершенно игнорируется местными властями, которые видят во всех этих памятниках лишь «классово-враждебную литературу» совершенно не считаясь с тем, что гибнут исключительные исторические памятники, привлекающие внимание крупнейших ученых и являющиеся для них материалом первостепенной важности и ценности»86. Ради спасения буддизма он стал утверждать, что буддизм и большевизм совместимы. «В буддизме нет Бога - значит это атеистическая религия, к тому же она проповедует справедливость и сострадание. А его последователи», как пишет буддолог Дж. С нелл инг, «пошли дальше, убеждая, что дух буддизма живет в Ленине, Будда, а не Ленин был основоположником коммунизма, и, что сам Ленин был высокого мнения о Будде».
Агван Доржиев был сильнее коммунистических бюрократов в Иркутске и Улан-Удэ.
В этих условиях Агван Доржиев решительно выступал против политической компрометации религии, считая, что борьба с пороками ламства не должна отрицать религию, отметать все ценности буддийской философии. «Я, будучи человеком, не возражающим против ведения антирелигиозной пропаганды объективными методами, считаю ведение противовес этому религиозной пропаганды вполне допустимым явлением. Обращаю настоящим письмом усердным образом Ваше высокое внимание на изложенное и покорнейше прошу дать руководителям Бурреспублики Ваше авторитетное указание о недопустимости подобной тактики ведения антирелигиозной пропаганды среди населения и приводит их В состояние панического страха его» - писал Агван Доржиев члену Президиума Всероссийского ЦИКа п.г. Смидовичу.87
А органами НКВД раскрывались всё новые и новые контрреволюционные, повстанческо-диверсионные организации при дацанах и церквях. Могли в любое время репрессировать Доржиева и его помощников. Учитывая всё это, А. Доржиев составил письмо - завещание, обнародовал его 1 сентября 1936 г. Оно было адресовано внучатому племяннику Дылыкову Сандже Данцыковичу, аспиранту Института востоковедения АН СССР. В нем говорилось: «Заботясь о будущей судьбе Буддийского храма в Ленинграде со всеми постройками при нем, а также имуществ и средств, предназначенных к отправке в Тибет, и своего личного имущества... считаю своим долгом перед своей смертью назначить Вас, Дылыкова Сандже Данцыковича, как близкого родственника, пользующегося полным доверием, своим преемником по делам тибетско-монгольской миссии и единственным наследником моим всего моего личного имущества как движимого и недвижимого». Несомненно, к этому шагу подтолкнули Доржиева состояние его здоровья, возраст и трагические события того времени (закрытие и погромы буддийских храмов, аресты священнослужителей). В начале 1937 года НКВД запретил деятельность Буддийского храма в Ленинграде, подверг репрессиям лам, всех, кто, так или иначе был причастен к Тибетско-Монгольской миссии. Это были обитатели «ламского общежития» при Буддийского храме.
Первыми были арестованы управделами миссии Д.Ж. Жамсарано, лама-медик И.Д. Томиргонов и расстреляны в один день - 17 января. Лама - художник О.Б. Будаев, лама - медик Б.Р, Зодбоев были арестованы в феврале и расстреляны в августе по решению особой тройки НКВД. Осенью 1937 г. были арестованы оставшиеся 12 человек. Вот имена расстрелянных в ноябре, безвинно уничтоженных тоталитарным режимом: Ж.Ц. Цыбиков, Н.ц.цыбиков, Д.Ц. Цыденов, Л. Куберлинов, Б.Б. Жигжитов, с.ц. Топхоев, и.г. Атанов, ЦТ. Аюшеев, шл. Лыгденов, С.А. Баторов, Е.Д. Дандаров. М.И. Дандарову осудили на 10 лет с пребыванием в лагере ГУЛАГа.
Все это время, пока шли аресты, А. Доржиев проживал в поселке Ольги но под Ленинградом вместе с прислуживающим ему ламой Д. Жимбиевым. Можно представить себе состояние Доржиева, на глазах которого уничтожалось все дорогое, ради чего он жили трудился: была ликвидирована Тибетско Монгольская миссия, был закрыт Буддийский храм, арестованы его служители - высокообразованные ламы... «Буддийский храм, уникальнейший памятник архитектуры, одно из наиболее значительных созданий Агвана Доржиева в России остался после ареста лам без всякого присмотра и гарантий защиты. Тщетными оказались попытки С.Д.Дылыкова передать здание храма в ведение Комитета по делам искусств при СНК с целью превращения в музей (хотя бы). Агван Доржиев остался один, а скорее всего был искусно изолирован властями. Уже не было в живых многих старых друзей-востоковедов: С.Ф. Ольденбурга, П.К. Козлова, А.И. Руднева, БЯ. Владимирцова, Е.Е. Обермиллера. Других недавно арестовали: Ц.Ж. Жамцарано, Б.Б. Барадина, А.И. Вострикова и это только в одном Ленинграде. В 1935 году также в Ленинграде при загадочных обстоятельствах умер ганжирва-гэгээн Данзан Норбоев (являющийся вторым лицом В миссии и дацане). И тогда Агван Доржиев принимает решение покинуть Ленинград и вернуться на родину, в БуряттМонголию. Сейчас неясны в !!олной мере причины его приезда в республику, мы можем предположить, что здесь сказался, прежде всего, преклонный возраст, который по национальным традициям призывает провести последние годы на родной земле. Возможно, сказалась нетерпимая обстановка в Ленинграде к «врагам» Советской власти, среди которых было и духовенство. Из Ленинграда он выехал в сопровождении Дугара Жимбиева в конце октября 1937 года, а в Улан-Удэ прибыл 2 ноября и поселился в местности Ацагатский аршан, здесь в том же месяце был арестован.
В архиве Управления ФСБ по РБ хранится «Дело по обвинению гражданина Доржиева Агвана в преступлении, предусмотренном статьями 58 - lа, 58-2, 58-8, 58-9, 58 -11 УК РСФСР. Начато 13 ноября 1937 г. Окончено 29 января 1938 г.»
Первый и единственный допрос состоялся 26 ноября 1937 года. В Ацагатском дацане - музее хранятся копии этого допроса. Он содержит две с половиной страницы, написанные крупным почерком, каждая из которых подписана Агваном Доржиевым, причем дата и месяц на протоколе допроса проставлены другими чернилами. А. Доржиев признает себя виновным как один из «руководителей контрреволюционной, панмонгольской, террористической повстанческо - шпионской организации». На вопрос о целях контрреволюционной организации он ответил: «Цель нашей контрреволюционной организации подробно обрисовать не смогу, могу сказать, что конечная цель нашей контрреволюционной организации была свержение Советской власти, так как я лично ненавидел её за закрытие дацанов и вообще за борьбу с религией». На этом допрос был прерван и подписан другими чернилами «в виду болезни».
Также в деле имеется анкета арестованного Агвана Доржиева, в которой записано следующее: «Родился в 1852 году, в Хара-Шибири. Местожительство - Ленинград, буддийский храм Лама-хамбо. От тибетского народа при буддийском храме в Ленинграде . Не имею советского паспорта, был тибетский паспорт (он утерян при царе). Из богатой семьи скотовода-крестьянина. Высшее образование по тибетскому духовенству. В 1934 г. был арестован ОГПУ, 20 дней просидел. Холост. Брат Очир умер в 1935 году. Сын его Цыбик.»
Масса несуразностей. Как можно назвать его лицом без гражданства? А если и так, можно ли обвинять его в измене Родине? Какие террористические акты и диверсии мог совершить 84-летний старец, проповедник буддизма? Ведь 1852 год он указал сознательно, т.к. 85- летние вроде бы не попадали под действие Уголовного Кодекса.
Также в дацане-музее хранятся протокол на обыск, составленный сотрудником Управления НКВД по Восточно-Сибирскому краю Будажабэ. Он пишет, что при обыске у Агвана Доржиева изъяты разная переписка, сберкнижка на 535 рублей, золотые сережки (2 штуки). К протоколу приложен акт, где перечислены строения А. Доржиева (так и сказано - «строения А.Доржиева») - 35 строений на сумму 21750 рублей, имущество - 167 наименований (на 4841 рубль 40 копеек) , ещё имущества на 932 рубля.
Цанид-хамбо был заключен Улан-Удэнскую тюрьму 1 категории. Начались круглосуточные допросы. К старому человеку применялись всевозможные пытки. Допросы проводились С использованием истязаний и издевательств, с применением физических сил. Измученный изощренными допросами, больной цанид-хамбо не был в состоянии защитить себя. Анализ материалов следственного дела показывает, что показания Агвана Доржиева получены силой, где он дает признания о том, что вместе с ним участвовал в панмонгольском движении широкий круг лиц. Эти показания представляли собой фальсифицированные материалы, доведенные до абсурда. В процессе допроса не было выяснено, когда возникла эта контрреволюционная организация, с какого времени и с кем он совместно возглавлял её руководство, кто состоял в ней и когда он сам встал на Путь враждебной деятельности против Советской власти.
Несомненно, что никакой шпионской деятельности Агван Доржиев заниматься не мог по ряду причин. Во-первых, Агван Доржиев находился в состоянии активной борьбы со многими лидерами консерваторов, имевшими обширные контакты и связи не только среди верующих, но и за рубежом. И как опытный дипломат А. Доржиев прекрасно понимал, что подобного рода деятельностью он мог бы дать лишние козыри в борьбе против себя. Во-вторых, выступал сторонником Советской власти, с которой связывал надежды на преобразования религий и фактически проводить антисоветскую политику был не в состоянии.
Как доказательство преступной деятельности А.Доржиева, к делу приобщены копии по казан ий (в некоторых случаях выписки) обвиняемых по другим делам. Эти показания позволяют понять приблизительные направления следствия и предъявленного обвинения Агвану Доржиеву.
А между тем, органы государственной безопасности усердно стремились собрать какой-либо, пусть даже необоснованный компрометирующий материал о «контрреволюционной деятельности» Доржиева. Так, например, среди фактов, на основании которых предъявлялось цанид-хамбо обвинение упоминается его деятельность в области восточной медицины, в частности, его поездка в Пекин для покупки лекарств (показания Н. Очирова). По словам Намжила Очирова руководителями панмонгольского движения были Цыбен Жамсарано, Агван Дорживе, Даши Сампилон, Цыден-Еши Цыдыпов, Жигжит Галсанов и др.
Все усилия, направленные НКВД по сбору компромата против Агвана Доржиева после 26 ноября 19378 года уже не имели большого значения, поскольку смерть не заставила себя долго ждать. 29 января 1938 года в тюремной больнице Агван Доржиев умер в результате упадка сердечной деятельности и общего ослабления организма на почве старческих изменений.
В «Деле» имеется заключение Коллегии Верховного суда СССР от 9 февраля 1957 года о реабилитации Агвана Доржиева. Было начато дополнительное расследование. В ходе этого расследования проверялись все сопутствующие дела, проходившие по делу Агвана Доржиева, большинство из которых оказались сфальсифицированными. Проверкой по Центральному Особому архиву МВД СССР, государственному Особому архиву РСФСР Дальнего Востока, трофейным японским документам и архивам органов КГБ никаких материалов о принадлежности Агвана Доржиева к агентуре японских разведорганов и других компрометирующих его сведений обнаружено не было.
6 декабря 1957 г. за подписью председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров БМАССР полковника Иванова Д. было принято постановление о прекрашении дела Агвана Доржиева по СТ. 204п «Б» УПК РСФСР за недостаточностью улик для предания суду. И только 17 мая 1990 Г. бьшо вновь принято постановление о прекращении дела за отсутствием события и состава преступления. Столь долгим оказался путь к политической и гражданской реабилитации Агвана Доржиева.
Заключение
Таким образом, в результате исследования установлено, что Агван Доржиев является одним из лидеров национального движения бурят-монгольского народа. В связи с непредвиденными обстоятельствами на склоне лет (ведь ему исполнилось к тому времени 84 года) он спокойно отнесся к заключению и к тяжелейшим допросам, т.к. он чувствовал приближение смерти. Смерть для него является переходным этапом из одного состояния к другому миру, к нирване. В существующей литературе утверждается, что он якобы признался «Я ненавижу Советскую власть» под большим давлением. Как мог истинный буддист испытывать ненависть ко всему, т.к. слово «ненависть» не приемлемо по отношению к буддийской философии.
А во-вторых, это измышления следователя, полученные в результате применения угроз и пыток.
Они представляют собой фальсифицированные материалы, доведенные до абсурда.
Агван Доржиев был человеком поистине удивительной судьбы, свидетелем и активным участником многих бурных событий рассматриваемого нами периода. И он прошел большой и яркий жизненный путь, оставив заметный след в истории не только Бурятии и всех монголоязычных народов, но и в истории России, Тибета, да и всей Центральной Азии.
Список литературы
Ангаева С. п. Буддизм в Бурятии и Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1999.
Андреев АЯ. Буддийская святыня Петрограда. У-У дэ, 1992.
Архивные документы. Страницы жизни Агвана Доржиева.
Бараев В. Хамбо-лама. «Вперед», 21 января 1993.
Дамдинов А.В. Агван Доржиев. Дипломат, политический, общественный и религиозный деятель. УУУдэ, 1999.
Неизвестные страницы истории Бурятии /из архивов КГБ/. У-Удэ, 1991.
Шираб Чимитдоржиев. Агван Доржиев. Выдающийся религиозный и общественно-политический деятель, ученый и дипломат. «Буряад Унэн», 2004, N2 115.
Шираб Чимитдоржиев. Последние месяцы жизни Агвана Доржиева. Бурятия, 1999, N211.
Заятуев Г-Н. Цанид-хамбо Агван Доржиев. У-Удэ, 1991 .
Митыпова г.с. Ацагатский дацан 1925-1937 гг., У-Удэ, 1995.
Морохоева З. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск, 1994.
Предание о кругосветном путешествии или повествование о жизни Агвана Доржиева. У-У дЭ, 1993,
Страницы из жизни А. Доржиева под ред. Нимаева Р.Д., У-Удэ, 1994 г., С.114.
Чимитдоржиев Ш.Б., Михайлова Т.М. Выдаюшиеся бурятские деятели. У-Удэ, 1994, С.144
Чимитдоржиев Ш.Б. Выдающиеся деятели - выходцы из хори-бурят. Очерки. У-У дЭ, 2001.
Рисуем зимние домики
За чашкой чая
Почему люди кричат, когда ссорятся?
5 зимних аудиосказок
Мост Леонардо