Литературно-мемориальный музей им. Ф.М. Достоевского расположен на юге Кузбасса. Это единственный литературный музей в регионе. Его научная, фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность ценна для нашего края. Несомненно, главная тематика связана с жизнью и творчеством великого писателя Ф. М. Достоевского, с его пребыванием в Кузнецке. Так как наш регион индустриальный, культурных центров незначительно, научные сотрудники музея считают своим долгом - изучение и сохранение литературного наследия края. И в рамках приоритетного национального регионального проекта «Культура» в музее разработан тематический блок «Литературное краеведение», который позволяет повышать культурный уровень жителей города, в особенности школьников: воспитывать их нравственные и эстетические качества, формировать историческое самосознание, осознание настоящего времени региона и ценности прошлого края. Поэтому тема «Место литературного краеведения в деятельности литературно-мемориального музея им. Ф.М. Достоевского» особенно актуальна.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_savchenko.docx | 68.9 КБ |
Место литературного краеведения в деятельности литературно-мемориального музея им. Ф.М. Достоевского
Содержание
2.1. История создания и деятельность музея.
2.2. Формы литературного краеведения.
3) Мониторинг.
4) Заключение.
5) Источники и литература.
Введение
Литературно-мемориальный музей им. Ф.М. Достоевского расположен на юге Кузбасса. Это единственный литературный музей в регионе. Его научная, фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность ценна для нашего края. Несомненно, главная тематика связана с жизнью и творчеством великого писателя Ф. М. Достоевского, с его пребыванием в Кузнецке. Так как наш регион индустриальный, культурных центров незначительно, научные сотрудники музея считают своим долгом - изучение и сохранение литературного наследия края. И в рамках приоритетного национального регионального проекта «Культура» в музее разработан тематический блок «Литературное краеведение», который позволяет повышать культурный уровень жителей города, в особенности школьников: воспитывать их нравственные и эстетические качества, формировать историческое самосознание, осознание настоящего времени региона и ценности прошлого края. Поэтому тема «Место литературного краеведения в деятельности литературно-мемориального музея им. Ф.М. Достоевского» особенно актуальна. Велика и практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть полезны музейным работникам для прогнозирования эффективной работы; учителям и преподавателям для организации учебной и внеучебной деятельности: связь литературного краеведения с классической - неотъемлемая часть ФГОСа. Объектом нашего исследования является деятельность музея. Предметом исследования – литературное краеведение музея. Цель исследования – определить место литературного краеведения в деятельности музея. Задачи: 1) проследить историю создания музея и его деятельность.
2) проанализировать формы литературного краеведения.
3) выявить интересы школьников к деятельности музея, в частности, к литературному краеведению.
В ходе работы применялись методы: - общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация информации)
- специальные (социологические)
1) анкетирование
2) анализ статистических документов.
Гипотеза. Литературное краеведение занимает одно из ведущих мест среди деятельности музея.
Глава 1.Музей Достоевского в Новокузнецке прошел довольно долгую историю собственного обретения: испытал множество перипетий, пережил несколько рождений. Нам известно, что Ф.М. Достоевский приезжал в Кузнецк три раза, будучи в Семипалатинской бессрочной солдатской ссылке, к вдове Марии Исаевой. Недолгое пребывание писателя в глубоко провинциальном городке, его венчание с любимой женщиной оказали своё значительное влияние на его дальнейшую судьбу. Долгое время музей Достоевского существовал как филиал краеведческого музея. Только в 1991 году он получил статус самостоятельного учреждения культуры. А в 1996-ом закончилась его многолетняя реставрация и была открыта новая, уникальная экспозиция, отразившая «кузнецкую коллизию» писателя. Она построена на основе образно-сюжетного метода и ведет посетителей через четыре зала: «Дорогу», «Салон госпожи Москалевой», «Треугольник» («Эго») и «Венчание». Сверхзадачу новой экспозиции авторы концепции видели в потребности отразить «Кузнецкую коллизию» писателя в триедином аспекте: событийном, творческом и философском. Самое главное, чем обладает музей – собственно мемориальное пространство: дом и прилегающая к нему территория. Расположение дома, удаленного от индустриального центра, в среде деревянных строений XIX начала XX века старого города дает прекрасную возможность посетителю погрузиться в ту эпоху, полнее ощутить и представить себе те события, которые разыгрались в Кузнецке полтора века назад. В настоящее время музей работает по следующим направлениям: культурно-образовательное, экспозиционно-выставочное, научно-исследовательское, редакционно-издательское, комплектование, учет и хранение фондов. Культурно - образовательное направление.
За годы работы культурно-образовательным отделом музея были сформирован лекторий – «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». В зависимости от потребностей аудитории он периодически дополняется и изменяется. Лекторий, посвященный Достоевскому, составлен с учетом школьной программы и рекомендаций преподавателей литературы учебных заведений города. Разработаны и внедрены программы по мировой художественной культуре, рассчитанные на учащихся младших и средних классов: "Мир музея", "Народно-православный календарь", "Путешествие в мир волшебного слова". «Мир музея» - программа, направленная на воспитание бережного отношения к истории своего города и страны. Программа "Народно-православный календарь" предполагает знакомство с русскими национальными традициями и обрядами, включает игры и мастер-классы. В цикле занятий по программе "Путешествие в мир волшебного слова" учащиеся вместе с сотрудниками музея изучают русские народные сказки как часть литературного наследия предков. Заслуженной популярностью пользуются литературно-музыкальные вечера, посвященные жизни и творчеству поэтов Серебряного века. Тематика литературно-музыкальных вечеров также многообразна: "Святое и драгоценное" (Семья в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского); "Я вас любил" (Любовная лирика А.С. Пушкина); "Страницы мятежной жизни" (Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова); "Луной был полон сад" (Любовная лирика А. Фета); "О, как убийственно мы любим" (Любовная лирика Ф. Тютчева); "Если душа родилась крылатой" (Жизнь и творчество М. Цветаевой); "Души высокая свобода" (Жизнь и творчество А. Ахматовой); "Сны раздумий небывалых" (Жизнь и творчество А. Блока); "Душа грустит о небесах" (Жизнь и творчество С. Есенина). Встречи с творческими людьми города Новокузнецка, презентации книг, поздравления молодоженов в стиле XIX века и многочисленные массовые мероприятия стали неотъемлемой частью культурно-образовательной работы музея.
Экспозиционно-выставочное направление.
Развивается за счет организации выставок из собственных фондов и фондов российских музеев. Стоит отметить, что в последнее время появилась тенденция создавать выставки-инсталляции, а не просто демонстрировать музейные предметы. Научно-исследовательское направление.
Сотрудники музея ведут по трем ключевым темам: «Достоевский в Кузнецке», «Литературное краеведение», «Образно-сюжетная экспозиция как феномен». Один раз в два года музей Достоевского организует и проводит научно-практические конференции, посвященные жизни и творчеству Ф.М. Достоевского для вузов и музеев Сибири, Урала и Дальнего Востока. Редакционно-издательское направление. Представлено в музее выпуском сборника научных докладов "Творчество Ф. М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации". Эта работа ведется с 1995 года. Также мы издаем буклеты, проспекты, каталоги, календари, путеводители, аннотированные указатели, коллекционные описи, электронные каталоги выставок, а также, при финансовой возможности, сборники современных писателей Новокузнецка. В последнее время вышли в свет электронный каталог выставки «Евангелие - настольная книга Достоевского» и проспект «Кузнецкая путеводительница».
Комплектование, учёт и хранение фондов.
Хочется отметить, что на сегодняшний день в новокузнецком музее Ф. М. Достоевского хранится около 7 тысяч экспонатов основного фонда и порядка 2 тысяч - научно-вспомогательного.
Глава 2. Как мы уже говорили, музей Ф.М. Достоевского – единственный литературный музей на юге Кузбасса, и научные сотрудники помимо решения профильных задач считают своим долгом изучение и сохранение литературного наследия края с XVIII века. Оно входит в тематический блок «Литературное краеведение». В деятельности музея данного направления используются разнообразные формы работы: лекции, творческие встречи, выставки, литературно-музыкальные вечера, фестивали, научно-практические конференции, презентации. Вот краткое описание некоторых форм литературного краеведения. Сотрудниками музея разработан ряд лекций, освещающих историю развития Кузнецкого края.
-И.С. Конюхов—летописец земли Кузнецкой. -Кузнецкий край в литературе 19 в.(Н.И.Наумов, Л П. Блюмер, В. В Берви-Флеровский, В.Булгаков.) -Образ Кузнецка в публицистике нач.20в. -Писатели о Кузнецкстрое (И.Эренбург, А.Бек, В.Маяковский.)
Лекции «Литература толстовцев» и «Идея Л.Н. Толстого на Кузнецкой земле» представляют собой рассказ об истории движения, литературном наследии толстовцев: воспоминания, поэзия, проза.
«Литературный Новокузнецк. Проза», «Литературный Новокузнецк. Поэзия» дают обзор творчества современных писателей и поэтов города Новокузнецка.
Не менее интересны и значимы выставки-экспозиции, состоящие из личных коллекций новокузнецких писателей и поэтов: А.С. Яброва, Г.А. Емельянова, Г.Л. Немченко, Н.М. Николаевского, А.Д. Раевского, Л.А. Никоновой, Э.Д. Гольцмана. Музей хранит личную коллекцию материалов одного из наиболее ярких представителей литературы шорского народа поэта – кайчи С.С. Торбокова. Это одна из самых крупных музейных коллекций, которая включает в себя фотографии, книги, документы, графические работы, рукописи, статьи, стихи, мебель, предметы быта, шорский фольклор, его переводы на русский.
В период с 2008 г. по 2012 г. в музее регулярно проводились выставки-экспозиции, посвященные творчеству писателей и поэтов края.
Так в 2010 году проходила выставка под названием «Новокузнецкий писатель А.С. Ябров». В музейной коллекции хранится 27 рукописей произведения А.С. Яброва. Это яркий прозаик нашего города. Он являетя членом Союза писателей России с 1985 года, почетным работников культуры Кузбасса, автором свыше десятка книг. В своих произведениях автор затрагивает самые важные темы, о возросшей бездуховности в народе, о смысле жизни, любви к Родине, взаимоотношениях таланта и власти.
В конце ноября 2010 – январе 2011 года в музее прошла выставка «Жизнь и творчество Игоря Агафонова».
Игорь Всеволодович Агафонов (1940-2004) - личность для города Новокузнецка неординарная. Член Союза журналистов России, человек неуемной энергии и высокой гражданской ответственности, он с 13 лет писал стихи, трудился в новокузнецких газетах ("Кузнецкий рабочий", "Шахтёрский труд", "Металлург"), активно сотрудничал с театрами и кузбасскими композиторами, собирал материалы для летописи городской культурной жизни. В рамках юбилейного вечера была открыта выставка, посвященная жизни и творчеству новокузнецкой поэтессы Л.А. Никоновой. Гости мероприятия получили уникальную возможность не только увидеть подлинные мемориальные предметы, принадлежащие Л. Никоновой (личные вещи, книги, машинописные и рукописные авторские тексты, фотоматериалы и печатные издания), но и еще раз окунуться в многогранный мир творческой и одухотворенной личности, поэта, писателя, педагога, просветителя. Годом ранее была организована выставка «Красочные книжки Э. Гольцмана». Заслуги Эдуарда Даниловича перед городом бесспорны. За незатейливыми и даже какими-то неприхотливыми строками стоит нечто большее. Читая его стихи, понимаешь, насколько очевидна огромная воспитательная роль литературы для детей. Поэт считает: чтобы ребенок вырос духовно богатым человеком, ему необходимо общение с книгой, ведь в ней отражены судьбы, характеры. Книга - живая, в ней есть душа. И задача родителей - воспитывать детей в духе старой доброй традиции семейного чтения, прививая любовь к книге. Также с 22 сентября по 15 декабря 2011 года в музее прошла выставка, посвященная жизни и творчеству талантливого новокузнецкого поэта, удивительно доброго и отзывчивого человека - Александра Дмитриевича Раевского. Каждая выставка имеет важное значение для воспитания школьников. Им предоставляется возможность не только окунуться в мир вещей конкретного поэта или писателя, но и ощутить их неравнодушие к судьбе родного края. Литературно – музыкальные вечера занимают в культурно-образовательной программе музея одно из значимых мест. Они помогают ближе узнать и полюбить литературу родного края, развивают художественный вкус через эмоционально-эстетическое воздействие. В этом же году помимо выставки в музее прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный юбилейному творчеству поэта А.Д. Раевского «Небосклона стеклянная грань». Литературная деятельность, увы, недавно ушедшей из жизни, Любови Никоновой была также представлена на музыкальном вечере. Он состоялся 3 февраля 2011 года и назывался «Под знаком праздника». Вклад Любови Алексеевны в литературную жизнь оценен по достоинству на разных уровнях. Она является автором более 20 поэтических сборников. Благодаря стараниям Любови Алексеевны, ее неравнодушному отношению к судьбе молодого литературного поколения Новокузнецка и Кузбасса в целом для читателей было открыто много новых литературных имен: Виктория Можная, Дмитрий Хоботнев, Сергей Геньш, Юлия Богомолова. Это произошло в 2011 году на фестивале молодых поэтов Кузбасса «Звучащее слово». Также сотрудниками музея организуются творческие встречи с поэтами и писателями не только Новокузнецка, но и других городов. В музее проходили встречи с А.Д. Раевским, Л.А. Никоновоой, Э.Д. Гольцманом, Г.В. Бурлаковым, В. Можной, О. Белоусовой и др. На таких встречах посетители знакомятся с писателями, их биографией и творчеством. Живое общение дает возможность задать писателю интересующие вопросы. Авторы, как правило, всегда читают свои произведения: стихи, отрывки из рассказов. Очень часто на этих встречах происходит презентация книжных новинок. Такие формы литературного краеведения способствуют решению общей задачи – повышение культурного уровня жителей города.
Мониторинг. В нашей работе мы использовали метод анкетирования с целью анализа тематического блока «Литературное краеведение», а также отношения школьников к деятельности музея за период 2008-2012 гг. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ№1 Всего в социологическом исследовании приняли участие 60 школьников в возрасте 14-17 лет школы-интерната №19 ОАО «РЖД» ст. Новокузнецк. Анкета состояла из 7 вопросов. Первый вопрос относился к выявлению удовлетворенности работы музеев г. Новокузнецка. Этот вопрос позволил определить отношение школьников к качеству работы музеев. Проанализировав процентные соотношения, мы выстроили ранжирование работы по степени удовлетворенности школьниками (5-балльная шкала), где 1 балл – полностью не удовлетворяет, 2 балла – не удовлетворяет, 3 балла – скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет, 4 балла – удовлетворяет, 5 баллов – полностью удовлетворяет:
Таким образом, работа музея Достоевского удовлетворяет школьников. Наблюдается положительное отношение к качеству работы музеев (более чем у 80 %). Менее 20 % респондентов работы музея скорее удовлетворены, чем не удовлетворены.
С помощью второго вопроса в анкете («Как часто Вы посещаете музей им. Ф. М. Достоевского?») выявили частоту посещения данного музея школьниками. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Данные показатели говорят о том, что школьники знакомы с работой данного музея, время от времени посещают его.
Почти все 100% респондентов посещали данный музей в 2012 году. Им была представлена следующая тематика: 1) Творчество Л. А. Никоновой – 45 % (27 человек). 2) Творчество А.С. Яброва 20 % (12 человек). 3) Творчество А.Д. Раевского - 25 % (15 человек). 4) Творчество Ф.М. Достоевского – 10 % (6 человек).
5 вопрос в анкете позволяет проанализировать отношение школьников к культурному мероприятию, которое они посетили в последний раз. Творчество Л. А. Никоновой очень понравилось 17-ти (63%) респондентам, 10-ти (37%) относительно понравилось. Творчество А. С. Яброва 8-ми (67%) респондентам относительно понравилось, 4-ём (33%) очень понравилось. Творчество А.Д. Раевского очень понравилось 12-ти (80%) респондентам, 3-ём (20%) – относительно понравилось. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
С помощью следующего вопроса в анкете выявили темы мероприятий, которые интересны школьникам. Проанализировав процентное соотношение, мы выстроили ранжирование тем от наиболее предпочитаемых к наименее:
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Следующий вопрос в анкете выявил наиболее предпочитаемую форму проведения культурного мероприятия в музее среди школьников. Данный вопрос представлен в форме метода парных сравнений. Построив 60 матриц, получили следующие результаты:
Где:
А1 – лекция (0,5)
А2 – экскурсия (2,3)
А3 – творческие встречи (2,7)
А4 – выставки (2,1)
А5 – литературный театр (2,4)
Таким образом, к наиболее предпочитаемой форме проведения культурных мероприятий среди школьников, относится:
Выводы:
Сотрудниками музея были представлены научные отчеты за последние 5 лет, отражающие разнообразие форм культурно-образовательных мероприятий (для школьников 14-17 лет) по двум тематическим блокам: Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского и Литературное краеведение.
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Данная сводная таблица помогает выявить не только количество проводимых мероприятий, но и их динамику роста.
Анализ статистических документов посещаемости музея с 2008 года показал, что численность посетителей (школьников) выросла с 8980 до 13831 (т.е. почти на 10 %), студентов – с 4249 до 4701.
Следовательно, наблюдается положительная динамика посещаемости музея, особенно школьников. Это связано с разнообразием форм и тем культурно-образовательных мероприятий в деятельности музея.
Заключение
В своём исследовании мы постарались определить место литературного краеведения в деятельности музея. В результате изучения литературы, документов, проведения социологических исследований мы пришли к следующим выводам:
1.Литературно-мемориальный музей им. Ф. М. Достоевского связан с именем великого писателя, который трижды приезжал Кузнецк. Долгое время музей существовал как филиал краеведческого музея г. Новокузнецка. И только в 1991 году он получил статус самостоятельного учреждения культуры. Его деятельность развивается по следующим направлениям: культурно-образовательное; экспозиционно-выставочное; научно-исследовательское;редакционно-издательское;комплектование,учёт и хранение фондов. Такая деятельность является откликом на запросы общества. Программы этих направлений для школьников построены согласно требованиям образовательных стандартов.
2.Основная тематика работы музея связана с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского. Но поскольку этот литературный музей является единственным в нашем регионе, его тематика в последние годы стала более разнообразной. В рамках приоритетного национального регионального проекта «Культура» больше внимания стало уделяться литературному краеведению. Изучение и сохранение наследия литературного края – одна из главных задач музея. Для её осуществления научные сотрудники разработали ряд интересных форм литературного краеведения:
1. Творческие встречи с писателями и поэтами края.
2. Творческие выставки.
3. Литературно-музыкальные вечера.
4. Лекции.
5. Презентации книг.
3. Исследования и анализ показали, что школьники положительно относятся к работе музея (за последние 5 лет их число выросло с 8980 до 13831). Наиболее интересными темами для них являются:
1. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского.
2. Жизнь и творчество кузбасских писателей и поэтов.
Наиболее предпочтительной формой культурного мероприятия школьники считают творческие встречи. Живое общение с писателями и поэтами дает им возможность полнее постичь многогранный мир их таланта. Это напрямую связано с разнообразием тем и форм работы музея.
Результат мониторинга показал, что интерес школьников к литературному краеведению большой и потребности в знакомстве с творческими людьми края велик. Следовательно, гипотеза «Литературное краеведение занимает одно из ведущих мест среди деятельности музея» нашла своё подтверждение в нашем исследовании.
Источники и литература.
В своей работе использовали:
-труды и публикации научных сотрудников музея, их исследовательские работы помогли нам проследить историю создания музея и его деятельность.
1. Лабер Э.А. Из истории новокузнецкого литературно-мемориального музея им. Ф.М. Достоевского. Краеведение. Право на жизнь. Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Кемеровского областного краеведческого музея. Издательство «Притомское», 2004 г.-143с.
2. Шамова М.А. Музей им. Ф.М. Достоевского в Новокузнецке (история, особенности, проблемы, перспективы). Творчество Ф.М. Достоевского. Проблемы, жанры, интерпретации. Сборник №8. Новокузнецк, 2010 г.-100с.
3. Караваева Н.В. Личные коллекции новокузнецких писателей и поэтов в собрании музея (на примере коллекции А.С. Яброва). Новокузнецкий художественный музей. Музей в контексте региональной культуры. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 2012 года. Новокузнецк, 2012 г.-237с.
-программы для школьников, с их помощью проанализировали формы литературного краеведения.
-учебник по социологии, который помог научно организовать исследование. А.М. Радугин., К.А. Радугин. Социология. Москва, 2003 г. Издательство «Цент».
-анкета, таблицы, диаграммы.
Приложение
Уважаемые учащиеся!
Мы проводим социологическое исследование среди учащихся 10-11 классов школы-интерната №19 ОАО «РЖД» Участвуя в исследовании, Вы можете показать Ваше отношение к работе
литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. Информация, которой Вы с нами поделитесь, будет носить анонимный характер, ваши ответы будут объединены с ответами других учащихся и использованы в обобщенном виде. Вы должны отметить любым знаком, например «√», те ответы, которые соответствуют вашему мнению, а также Вы можете написать свое собственное мнение по вопросам. Анкета 1. Насколько Вы удовлетворены работой музеев города Новокузнецка? Оцените свое отношение по 5 – балльной шкале, где 1 – полностью не удовлетворяет, 2 – не удовлетворяет, 3 – скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет, 4 – удовлетворяет, 5 - полностью удовлетворяет.
Музей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Литературно-мемориальный музей им. Ф.М. Достоевского | |||||
Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» | |||||
Художественный музей | |||||
Краеведческий музей |
__________________________________________________________________________
1. | Лекции Экскурсии | 6. | Лекции Литературный театр |
2. | Выставки Лекции | 7. | Выставки Творческие встречи |
3. | Экскурсии Творческие встречи | 8. | Литературный театр Творческие встречи |
4. | Экскурсии Выставки | 9. | Лекции Творческие встречи |
5. | Выставки Литературный театр | 10. | Экскурсии Литературный театр |
Форма мероприятия | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского | Литературное краеведение | ||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Лекция | 163 | 171 | 173 | 178 | 180 | 35 | 40 | 43 | 44 | 46 |
Выставки | 4 | 6 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 |
Литературный театр | 12 | 14 | 14 | 15 | 16 | - | 3 | 6 | 7 | 9 |
Творческие встречи | - | - | - | - | - | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 |
Приложение №4
Ветер и Солнце
Как нарисовать черёмуху
Шум и человек
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рыжие листья