При наблюдении за речью некоторых школьников можно сказать, что они по каким-то причинам стараются избегать общеупотребительных слов, а пользуются лексикой ограниченного употребления, зачастую выходящей за пределы норм литературного языка.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_posl.docx | 91.48 КБ |
XIII региональная научно-исследовательская конференция учащихся
Секция Культура речи
«Сленговая речь как одна из составляющих лексики учащихся школы-интерната №19 ОАО «РЖД»
Скороходова Софья,
Школа – интернат № 19
ОАО «РЖД»,
6 класс
Руководитель:
Бамбизова Л. В.,
учитель русского языка
г. Новокузнецк, 2017
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3
1.1.Что такое сленг…………………………………………………………4
1.2. Научные труды о подростковом сленге…………………………......4
1.3.История сленга………………………………………………………….5
1.4. Причины употребления сленга……………………………………….5
2. Сленг в нашей школе
2.1. Классификация сленга по лексическому значению…………….….6
2.2. Фразеологизмы…………………………………………………….…7
2.3. Языковые особенности: этимологические особенности, словообразовательные особенности…………………………………………....8
3.Влияние сленга на речь учащихся……………………………………..10
Заключение…………………………………………………………….....11
Список литературы……………………………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ А Словарь сленга………………………………………14
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Вопросы анкеты ……………………………………16
Введение
При наблюдении за речью некоторых школьников можно сказать, что они по каким-то причинам стараются избегать общеупотребительных слов, а пользуются лексикой ограниченного употребления, зачастую выходящей за пределы норм литературного языка.
Проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. К сожалению, он стал неотъемлемой частью общения школьников и в нашей школе. Это значит, что сленг имеет влияние на их речь.
Настоящая работа является исследованием школьного сленга с целью выявления его семантических, этимологических, и словообразовательных особенностей.
Актуальность исследования продиктована интересом к языковой среде учащихся. Обучаясь и общаясь в школе, мы не можем не сталкиваться с примерами употребления сленга. Это происходит при общении ребят на переменах, в социальных сетях. Фразы такого типа, как «изюмчик», «клёво», «шнурки» несведущего человека введут в недоумение. Но это особенность лексики учащихся нашей школы, и её необходимо изучать.
Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему.
Цель моей работы – осуществление лингвистического исследования сленговой речи учащихся школы-интерната №19 ЧОУ «РЖД».
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
4. составить словарь школьного сленга
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
Объект исследования – языковая среда учащихся школы №19.
Предмет исследования – сленг учащихся школы №19.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».
1.Теоретический аспект исследования
1.1.Что такое сленг
В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. В учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности» так трактуется слово сленг: «Наряду с французским по происхождению словами «жаргон» и «арго», в последнее время получило распространение, заимствованное из английского слово «сленг» (slang). Надо отметить, что в употреблении слов жаргон, арго, сленг в качестве терминов нет строгой последовательности и однозначности, как нет резких границ между обозначаемыми этими словами явлениями». В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей, сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают их синонимами.
Сленг постоянно меняется, развивается, исчезает, образовывается. Это живая и динамическая система, которая используется в разных сферах жизни человека.
Подростковый сленг мало изучен в отечественной лингвистике – внимание лингвистов было сконцентрировано на молодежном сленге. Некоторые лингвисты (Э.М. Береговская, Н.Е. Самсонова, Т.В. Зайковская К.К. Агузарова и другие) объединяют понятия - молодежный и подростковый сленг. Лишь в последние годы начали появляться работы лингвистов, изучающих как явление речь именно подростков.
Но подростковый сленг уже был областью исследования в советский период. Советский психолог И.С. Кон в книге «Психология ранней юности» писал о подростковой речи: «Юношеское словотворчество чаще воспринимается взрослыми как коверкание языка. Вводимые подростками термины грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот условный... жаргон, существовавший, кстати сказать, во все времена, выполняет весьма важные коммуникативные функции» [1, с.143].
Педагог А.В. Мудрик считал, что подростковый сленг не является однородным и его можно разделить на социальные слои. По его мнению, сленг подростков из небольших городов и деревень, «употребляющих немало вульгаризмов» отличается от сленга их столичных сверстников, речь которых в «значительной степени состоит из «англицизмов»». [2, с. 28].
Помимо социальных расслоений, следует также отметить неформальные группировки. Попова Н.Н. и Швайбович Е.А. считают, что «подросткам чаще, чем взрослым свойственно объединяться в неформальные группы» [3, с. 2]. К подобным неформальным группировкам относятся: панки, готы, эмо, гопники и т.д. У каждого подросткового объединения есть свой собственный сленг, выделяющийся на фоне «общего» подросткового сленга. К. С. Горбачевич [4, c. 2] считает, что молодежный сленг - не пожизненное явление, а детская болезнь в языке, что это «очередная мода», что «мода вообще очень быстро проходит».
1.3.История сленга
Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного и подросткового сленга в России.
1. 1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
2. 1950-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
3. 1970-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения. «Хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
4. На сегодняшний день самые распространенные виды молодежного сленга – это сленг учащихся, военных, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы.
Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Сленг рассматривается как сознательное, преднамеренное употребление элементов общелитературного словаря в разговорной речи в чисто стилистических целях: для создания эффекта новизны, необычности, отличия от признанных образцов, для передачи определенного настроения говорящего, для придания высказыванию конкретности, живости, выразительности, зримости, точности, краткости, образности.
2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.
3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у представителей разных неформальных групп, футбольных болельщиков, фанатов и пр.
4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно.
2.Исследование сленга в школе-интернате №19
В процессе работы над данной темой был проведён комплексный лингвистический анализ слов и выражений сленгового характера у учащихся нашей школы.
2.1 Классификация языковых единиц сленговой лексики по семантике
Их можно разделить на следующие группы:
- наименования учителей: математичка, физичка, училка, глобус, реп, пит,чит, психичка и т.д.
- наименования учебных предметов: физ-ра, лит-ра, инглиш (английский язык), геос (геометрия) и т.д.
- наименования других реалий учебного процесса: инфа сотка (достоверная информация), допы (дополнительные занятия), косяк (ошибка), шпора (шпаргалка), зубрила, шамовочная (столовая), чукотка (задние парты), девник (дневник), грузить, зашиваться, контроша, домашка, лабораторка, тубзик, двояк, тройбан, пятак.
Для слов этой сферы характерна традиционность, устойчивость. Многие слова употребляются на протяжении многих десятилетий. Эти лексемы составляют ядро школьного сленга, обеспечивая его устойчивость. Однако стоит отметить определенные новации и в этой группе слов. Например, такие слова, как пит - учитель; реп - репетитор; зафиксированы впервые и отсутствуют в словарях школьного сленга
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
- наименование частей тела: виза, дыня, карточка - лицо; пакши, культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, кабина, чайник - голова; лыжи, шасси, лапти, тормоза - ноги; для данных слов характерна наибольшая традиционность. Любопытно отметить, что многие части тела носят технические названия, т.е. соотносятся с наименованиями частей самолета, автомобиля и т.п.: кабина - голова; крылья - руки; шасси, тормоза - ноги; фары - глаза.
- наименование одежды, обуви и аксессуаров: джопсы, джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер - куртка; потники - носки. Данные лексемы были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам. Так слово, косуха - кожаная куртка перешло в лексикон школьников из жаргона металлистов, где имело более узкое значение: черная, кожаная куртка с большим количеством металлических клепок. Слово бандана - платок, завязываемый на голове или колене, первоначально было зафиксировано в жаргоне байкеров. Следует отметить актуализацию таких слов, как: прикид - современная одежда; фенечки - украшения на руку (первоначально употреблялось хиппи) из бисера либо мелких бусин. Актуализация данных лексем обусловлена влиянием моды на молодое поколение.
- наименование компьютерной техники и бытовых предметов: компик - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на дискету; маус, мышара – мышь; личка, лс (личные сообщения); падик (подъезд).
- выражение экспрессии: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; шок, примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.
- слова-обращения: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша, шнурок, малява, папаша
Как видно из представленных материалов, чаще всего в обыденную речь учащихся нашей школы проникают слова-сленги, выражающие их эмоции.
Школьный сленг характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации самого учебного процесса. Однако ряд тематических групп, относящихся к сферам досуга и быта, подвержены заметным изменениям, обусловленным влиянием моды и другими факторами.
2.2 Фразеологизмы
Многие фразеологизмы имеют снижено-разговорную или разговорно-просторечную стилистическую окраску. В сленговом словаре учащихся фразеологических выражений немного:
-звезда в шоке – быть потрясённым;
- отвал башки – без ума;
-сдвиг по фазе - стать глупым;
-птичка обломинго)-потерпеть неудачу;
- вешать лапшу на уши – обманывать;
- забить на всё - оставить все дела, облениться;
- ежу понятно – очевидно, просто;
- иди лесом- уходи.
Большинство фразеологизмов носят доброжелательно-шутливый характер и связаны с реалиями учебного процесса (выпасть в осадок, сдвиг по фазе, птичка обломинго). Ряд фразеологизмов является общеупотребительным, т.е. характерен для широких масс населения: гнать пургу (лгать, говорить неправду), крыша поехала, капать на мозги (говорить неправду); облом-иванович (о неудаче, невезении).
В целом, необходимо отметить, что фразеологизмы делают речь школьников более образной.
2.3 Этимологические особенности подросткового сленга
2.3.1 Заимствования
Чаще всего из английского языка, так как он достаточно популярен и известен у школьников. Он прочно влился в современную речь, что мы даже уже не обращаем на него внимания. Примеры: бро – брат;
Дикий (от немецкого dick) – толстый;
Систер - сестра;
Фазер (от англ. father) – отец;
Флэт (от англ. flat) – дом;
Хайп (HYIP) – известность;
Лаккий, лаккик (от англ. luck) – счастливый, счастливчик.
2.3.2 Компьютеры и технологии
Интернет-сленг упорно развивается, сегодня уже составляются специальные словари, так как неосведомлённому человеку такой язык несведущуму
Мобила (от мобильный) – телефон, связь.
Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.
Конфа (от конференция) – коллективный обмен сообщениями в соц. Сетях.
2.3.3 Музыка
Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк), композиций (новье, свежак) и прочей музыкальной атрибутики.
2.3.4 Асоциальные веяния
Слова, относящиеся к наркомании, уголовникам и прочему криминальному миру (колёса, лажа). Некоторым ребятам кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее остальных.
Тусовка –общение на перемене;
Крыша –защита;
Шухер –опасность;
Шмон –проверка дневников, сбор тетрадей на проверку;
Братва – обращение.
2.3.5 Исконно-школьная лексика
Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому ученику. Например, домашки, контра, училка, лит-ра, матика и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. Например, треня (тренировка); апаснасть, ама-хасла (опасность); имхо (по моему мнению); психичка – учитель психологии; тяночка – девочка; вол (волейбол); допы (дополнительные задания).
2.4 Словообразовательные особенности школьного сленга
В процессе исследования было выявлено, что основными способами образования сленга являются лексико-семантический и лексико-словообразовательный. Наиболее яркими примерами переосмысления общелитературных слов, метафорического переноса названия с учётом возникающих ассоциаций являются следующие языковые единицы:
ботаник – умный, отличник, метафорическая модель;
базар – разговор, возникло от значения беспорядочный говор, крик;
грабли – руки;
днище – глупый человек;
козёл – плохой человек;
крутой – обладающий каким-либо качеством в высшей степени;
обломаться – потерпеть неудачу в чем-либо.
Наиболее продуктивными приёмами лексико-словообразовательного оказались следующие: аффиксальное образование:
-ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха. Так же суффикс используется как средство сокращения сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово - существительное: мокрое дело (убийство) – мокруха, бытовое преступление – бытовуха. Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих значение нового слова, используются основы прилагательных: черный – чернуха, веселый – веселуха.
-ар(а) образует экспрессивные существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра.
- он – весьма своеобразный суффикс, с помощью него от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящихся к выпивке и закуске:, закидывать – закидон.
-л(а) производит от глагольных основ грубовато – уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);
-щик, -ник, -ач активны в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач;
-ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет или явление, по действию или признаку: депрессия – депресняк. Этот суффикс образует не только существительные, но и специфический класс слов – оценочные наречные слова: верняк (верное дело), выступающих в функции междометия со значением: наверняка, точно.
Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:
-лк(а), с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);
-ота используется для производства существительных со значением собирательности: наркота (от наркотики);
-еж образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);
В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в литературном языке. Для производства существительных, обозначающих действия или результат действия, используются такие суффиксы:
-к(а): накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка;
-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.
Глагол:
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов. Особенно активны производные с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться.
Но основную роль играют приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);
от- отвалить, откатиться, отгрести(лит. отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать. дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач; видак, примак -ак; физичка - ичк.
Существительные могут быть образованы от глаголов .безаффиксным способом: отпад, облом, прикид. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса: разборка, тусовка.
Зафиксированы существительные, образованные усечением первоначальной основы, причем усеченное слово приобретает резко - негативную оценку, например: джины, реп, пит, диря, чел и т.д. Но встречаются, образованные таким способом имена прилагательные и наречия, например: стопудово, стопудовый. Глагольные новообразования обрастают префиксами: прошвырнуться.
Часто отмечаются аббревиатуры: 2Т17 (2017 год); дс (до свидания); дз (домашнее задание).
Одним из приёмов исследования являлось анкетирование учащихся на предмет влияния сленга на их речь. Мною были опрошены 85 школьников 11-17 лет из школы - интерната №19 ЧОУ «РЖД». Исследование показало, что школьники тоже пользуются сленговыми словами и выражениями, независимо от возрастных различий и индивидуальных предпочтений. Однако, довольно широко используя в своей речи сленг, учащиеся не всегда владеет понятийным аппаратом. Анализ ответов подростков школьного возраста показал, что большинство школьников понимают значение самого термина «сленг» на уровне 92%, а 8% не знают его значения. При этом научного определения термина опрошенная аудитория не знает.
Между тем на вопрос анкеты «Употребляете ли Вы в своей речи сленговые слова?» положительно ответили 34% учащихся возрастной категории 15-17лет, а ребята 13-14 лет-49%, 11-12 лет- 27%. На вопрос «Могли бы Вы обойтись без жаргонных слов и выражений?» были получены такие ответы: да - 72 %, нет - 21%, не знаю -7%.
Когда же, в каких ситуациях подростки пользуются сленгом? Наши опросы показали, что наиболее часто сленг используется как средство общения в школе, со сверстниками, в кругу друзей, на улице, в социальных сетях, т. е является органической и в какой-то мере необходимой частью устной речи школьной молодёжи. Причина употребления кроется в желании отойти от общепринятых норм, традиций, обособиться от «вчерашних» авторитетов – взрослых, тем самым проявить свою самостоятельность, выделиться среди сверстников. По их мнению, сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Следовательно, подростковый сленг нацелен в первую очередь на то, чтобы "свои" стали ближе, а "чужие" - дальше. При этом подростковый сленг, используемый представителями разных возрастных групп (от 12 до 17 лет), полностью отражает реальную жизнь его носителей. Всё это позволяет сделать вывод о том, что сленг является неотъемлемой частью речи подростков, хотя большая часть учащихся (51% респондентов) считает, что сленг для языковой культуры имеет опасное значение. Действительно, пренебрежительное отношение к слову, мода на иностранную лексику, на язык интернет-общения обуславливает новый образ мышления и приводит к снижению чувства гордости за родной язык, резкому падению интереса к нему как национальному богатству; и как следствие - к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.
Заключение
В ходе проведённой работы, целью которой было лингвистическое исследование сленга учащихся школы - интерната №19 ст. Новокузнецк ЧОУ «РЖД», поставленные задачи выполнены.
Через опрос, анкетирование учащихся, наблюдение за их речью на уроках, во вне урочное время, в интернет-сети были выявлены самые распространённые языковые единицы сленгового характера.
Результаты семантического, этимологического, словообразовательного исследования позволяют сделать следующие выводы:
- чаще всего в обыденную речь подростка проникают лексические группы, называющие школьную атрибутику, выражающие оценку и чувства учащихся;
- источниками происхождения сленга чаще всего является заимствование из английского языка, исконно – «школьное» образование;
- лексико-семантический и лексико-словообразовательный способы являются основными способами образования сленга.
Составлен Словарь школьного сленга, в который вошло 73 слова.
Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что степень влияния сленга на языковую среду учащихся зависит от возрастной категории. Чем старше ребята, тем частота употребления сленга снижается. Взрослея, учащиеся понимают, что это скудный заменитель культурной речи, для них он становится всего лишь словесной игрой. Прав лингвист К. С. Горбачевич, который утверждал, что «молодежный сленг - не пожизненное явление, а детская болезнь в языке, что это «очередная мода», которая « вообще очень быстро проходит».
Специфика данной работы состояла в сложности сбора и обработки материала, полученного в ходе изучения живой речи школьников. Работа с устными источниками - трудоёмкий, но интересный процесс.
Список литературы
1. И.С. Кон. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
2. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М.: «Знание», 1976. — 96 с.
3. Попова Н.Н., Швайбович Е.А. Причины девиантного поведения подростков: социально-психологический аспект. — Тамбов: Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания), 2010. — 44 с.
4. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма: На материале современного русского языка. - Издательство: Едиториал УРСС, 1979г.
5. Словарь русского сленга http//webnik.narod.ru
6. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодёжного жаргона. «Астрель» 2004г.
7. Малых Н.А. Способы образования молодёжных жаргонных слов. Екатеринбург, 2008г. http// rudos, exdat/docs/ index- 125201. Html
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Словарь сленга
А
Апнуть – повысить
Апаснасть, ама-хасла - опасность
Б
Бабло – деньги, возможно, возникло из выражения подбивать бабки, подсчитывать
Байтить-воровать
Базар – разговор, возникло от значения беспорядочный говор, крик
Барыга-торговец
Бб-до свидания
Бомбит-выражать негодование
Ботаник – умный, отличник, метафорическая модель – человек
Бро – брат
В
Всё в атуре, всё збс (зашибись)- всё в порядке
Возникать – придираться, предъявлять претензии. Скорее всего связано со значением появляться, возникать перед глазами, по сходству смысла
Г
Гигобайт – Гиг
Грабли – руки, метафоризация произошла по внешнему сходству предметов. Общеупотребительное слово имеет значение – колодка с зубьями для сгребания сена.
Д
Досвидос- до свидания
Допы – дополнительные занятия
2к17- 2017 год
Днище – глупый человек
З
Забить (на что-либо) – забыть, отказаться от чего-то, не обращать внимания Задрать – сильно надоесть
Засечь - застать кого-то в неудобный момент, метафоризация произошла по сходству признаков от общеупотребительных значений глагола засечь – сделать зарубку, установить местоположение.
Зырить – смотреть, изменена форма глагола зреть - в значении смотреть
И
Инглиш- английский язык
Иинфа сотка-достоверная информация
Ихмо - по моему мнению
К
Кек-смех
Кирпич – недоразвитый человек
Контра – контрольная работа
Крч – короче
Классный – очень хороший, возможно, переосмысление устойчивого оборота высокий класс.
Косяк – ошибка, что-то сделанное неверно
Козёл – плохой человек, возможно, произошло из фразеологического выражения козёл отпущения
Крутой – обладающий каким-либо качеством в высшей степени. В русском языке это слово означает внезапный, строгий, уверенный, впечатляющий, в сленге произошла метафоризация значения впечатляющий.
Корявый – некрасивый, от общеупотребительного слова со значением неровный, некладный.
Клёвый - обладающий каким-либо качеством в высшей степени, возможно произошло от переносного значения глагола клевать – удаваться
Л
Лакшери - престиж
Личка, лс –личные сообщения
Лажа – возможно, слово пришло из тюремного жаргона
Ламповый – милый
Липа, липовый – ненастоящий, подложный.
Лол-смешно
Лям, лимон-миллион
М
Матика-математика
О
Общага - обществознание
О боже – OMG (Oy My God)
Обломаться – потерпеть неудачу в чем-либо, метафоризация по типу тропа
Отвалить – уйти
Отвянь- отстань, уйди, не приставай.
Олень – плохой человек, неловкий, делающий неправильно
П
Психичка – учитель психологии
Падик- подъезд
Прикинь – представь
Проехали – забудь, что сказал
Поскакала – пошла
По-фасту, по-бырику - быстро
Р
Родаки - родители
Реально – отличный превосходный
Ржать – смеяться, метафоризация по зооморфной модели
Рулить – всё контролировать.
С
Систер-сестра
Сотик-сотовый телефон
Спс – спасибо
Стрелка – заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой.
Т
Тикрейт-скорость игры
Тролль – обман
Таблетки – колёса
Тяночка – девочка
Тёлка – девушка
У
Угорать – смеяться до изнеможения,
Урыть – убить
Умотать – убить
Ф
Фас-давай быстрее
Ч
Чурка – житель азиатских стран
Чушка – свинья
Человек – чел
Ш
Шарить- разбираться
Шат ап – замолчать
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Вопросы анкеты
1.Что такое сленг?
1)Нецензурная речь
2) Жаргон
3) Не знаю
2. Употребляете ли Вы в своей речи сленговые слова?
1) Да
2) Нет
3) Не задумываюсь
3. Могли бы Вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
1) Да
2) Нет
3) Не знаю
4. В каких ситуациях вы пользуетесь сленгом?
1) На переменах
2) В социальных сетях
3) Не имеет значения
5. С какой целью вы употребляете сленговые выражения?
1) Для краткости, особой выразительности речи
2) Выделиться среди сверстников, быть «на волне времени»
3) Показать свою независимость от общепринятых норм, от взрослых
6. Как вы считаете, засоряет ли сленг языковую культуру?
1) Да
2) Нет
3) Не задумывался
Знаете ли Вы, что такое сленг?
Да - 92%
Употребляете ли Вы в своей речи сленговые слова?
Могли бы Вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
Да – 72%
Нет – 21%
Не знаю – 7%
Что общего у травы и собаки?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Пчёлы и муха
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Лиса Лариска и белка Ленка