Вложение | Размер |
---|---|
gmo.za_ili_protiv.docx | 735.79 КБ |
Юго-Восточное окружное управление образования департамента образования г.Москвы
ЧУОО «Татьянинская школа»
Проектно-исследовательская работа по биологии.
Тема: «ГМО. За или против?».
Работу выполнила:
Балакшина Таисия Владимировна
Ученица 10 класса.
Куратор:
Ахрамеева Светлана Владимировна,
учитель биологии.
Москва.2017год.
Оглавление
1.1 История возникновения ГМО. 5
1.2 Страны производители ГМО- растений 7
1.3 Технология получения ГМО 9
1.4 Вклад российских и белорусских ученых в создании 12
1.5 Некоторые доводы ученых против ГМО 13
1.6 Доводы ученых в защиту ГМО 15
Изучение общественного мнения. 17
Список использованной литературы 23
Вопросы анкеты «ГМО. За или против?» 25
ГМО - одна из самых животрепещущих тем, вокруг которой не утихают жаркие споры. ГМО - генетически модифицированный организм. Благодаря достижениям генетики, в частности одному из её прикладных направлений - генной инженерии, стало возможным изменять генотип организмов, прежде всего, растений и животных. На сегодняшний день, наиболее актуальным вопросом остаются генномодифицированные растения. Создание ГМО-растений позволяет решить множество проблем, таких как голод и недостаток питательных веществ. Более того, перспективным является направление создания растений с определёнными признаками, например, морозоустойчивость, солеустойчивость, засухоустойчивость и т.д. Также учёные рассматривают создание растений с конкретным набором соединений, например, повышенным содержанием витаминов. Однако, несмотря на все очевидные преимущества ГМО, имеются также и недостатки. Проведенные многочисленные исследования не позволяют с уверенностью сказать, безопасно ли ГМО для организма человека. Часть исследований показывают, что ГМО абсолютно безвредно, более того, по многим показателям даже превосходят натуральные продукты. Другие же исследования, напротив, говорят об опасности частого употребления ГМО-продуктов.
Так, например, сложно представить последствия ГМО в ряду поколений, что связано, прежде всего, с несовершенством генноинженерных технологий. Опасность представляет и риск возникновения новых пищевых аллергий, онкологических заболеваний, а также общее снижение иммунитета, что приведёт к ослаблению и привыканию к лекарственным препаратам, особенно антибиотикам. Также, по некоторым гипотезам, гены от генномодифицированных растений могут каким-то образом сохраняться в организме человека, выстраиваясь в его геном непредсказуемым образом.
Точно ответить на вопрос "полезно или опасно ГМО", будет возможно лишь спустя десятилетия. Я думаю, что вопрос о пользе или вреде ГМО интересует не только меня, и мое исследование заинтересует многих.
Цель моей работы: Сформировать правильный подход к выбору продуктов питания содержащих источники ГМО.
Гипотеза : ГМО вредно для здоровья человека.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Собрать и изучить информацию о пользе и вреде ГМО
2) Проанализировать представления учащихся о ГМО
3) Привлечь внимание учащихся к проблеме ГМО
Объект моего исследования ГМО- организмы.
Предмет исследования: информация о пользе и вреде ГМО
В работе будут использованы следующие методы исследования: анализ, синтез и абстрагирование.
ГМО – это организмы, генотип которых был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Такими организмами могут быть растения, животные и микроорганизмы. Генетические изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Генетическая модификация отличается целенаправленным изменением генотипа организма.
Истоки развития генной инженерии растений лежат в 1977 году, когда и произошло открытие, позволившее использовать почвенный микроорганизм Agrobacterium tumefaciens в качестве орудия введения чужих генов в другие растения.
В 1987 году были произведены первые полевые испытания генетически модифицированных сельскохозяйственных растений. Как итог — помидор, устойчивый к вирусным инфекциям.
В 1992 г. в Китае начали выращивать табак, который «не боялся» вредных насекомых.
Но начало массовому производству модифицированных продуктов положили в 1994 г., когда в США появились помидоры сорта Flavr Savr , которые не портились при перевозке. Это помидоры с отложенным сроком созреванием, которые хранятся до полугода при температуре 14-16 градусов. Дозревание происходит при помещении его в комнатную температуру.
1994-й считается официальным годом рождения ГМ-продуктов.
В 1995 году американская компания-гигант Monsanto запустила на рынок ГМ-сою Roundup Ready. В ДНК растения был внедрен чужеродный ген для повышения способности культуры противостоять сорнякам
В результате сейчас существует картофель, который содержит гены земляной бактерии, убивающей колорадского жука, стойкая к засухам пшеница, в которую вживили ген скорпиона, помидоры с генами морской камбалы, соя и клубника с генами бактерий.
Список растений, выращивающихся с применением методов генной инженерии очень большой. В него входят: яблоня, слива, виноград, капуста, баклажаны, огурец, пшеница, соя, рис, рожь и множество других сельскохозяйственных растений.
Цель получения генетически измененных организмов – улучшение полезных характеристик исходного организма-донора и снижение себестоимости продуктов.
Генетически модифицированные организмы используются в прикладной медицине с 1982 г., когда был зарегистрирован в качестве лекарства человеческий инсулин, получаемый с помощью генетически модифицированных бактерий. В настоящее время генетически модифицированные организмы широко используются в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. С помощью ГМО исследуются закономерности развития некоторых заболеваний (болезнь Альцгеймера, рак), процессы старения и регенерации, изучается функционирование нервной системы, решается ряд других актуальных проблем биологии и медицины. Но наибольшее распространение получили генетически модифицированные растения. Именно они на сегодня вызывают больше всего споров, которые связаны с ГМО.
Трансгенные растения дают более высокую урожайность, могут иметь новые свойства, повышенную декоративную и пищевую ценность. ГМ-сорта устойчивы к гербицидам, неблагоприятному климату, порче при хранении, стрессам, болезням и вредителям. Кроме того, привычные продукты можно наделить какими-то новыми свойствами. Например, созданы кофе без кофеина, клубника с меньшим содержанием сахара, рис с повышенным содержанием железа.
Сегодня в мире существует несколько десятков линий ГМ-культур: сои, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы, риса, томатов, рапса, пшеницы, дыни, цикория, папайи, кабачков, хлопка, льна и люцерны.
В 2006 году ГМ-культуры выращивали в 22 странах мира, среди которых Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Германия, Колумбия, Индия, Индонезия, Мексика, Южная Африка, Испания, США. Основные мировые производители продукции, содержащей ГМО, – США (68%), Аргентина (11,8%), Канада (6%), Китай (3%).
Патенты на более 90% всех мировых ГМО-семян принадлежат трем компаниям: «Сингента» (Syngenta), ее подразделению «Сингента Сидс», «Монсанто» (Monsanto), «Байер Кроп Сайенс».
Также крупнейшие производители ГМО-семян - Du Pont, Advanta.
Генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры особенно распространены в Северной Америке, Южной Америке и Китае. В Европе они столкнулись с ожесточенным сопротивлением, которое возглавили экологические организации, считающие, что в результате перекрестного опыления эти культуры могут способствовать появлению «суперсорняков», не чувствительных к гербицидам.
Только одна трансгенная культура разрешена в ЕС - это кукуруза MON810, выведенная в США биотехнологическим гигантом Monsanto. Она несет гены, которые отвечают за выделение токсинов, убивающих вредителей. Культура была одобрена ЕС в 1998 году, но запрещена в шести странах: Австрии, Германии, Греции, Венгрии, Франции и Люксембурге.
Попытка Еврокомиссии отменить запрет провалилась 2 марта при голосовании в Совете Европы.
ГМО составляют около 10% от объема мировой пашни. Четыре культуры считаются базовыми: соя, кукуруза, хлопчатник, канола. Затем следует пшеница, табак, картофель, рапс, хлопок, клубника, овощи. Основная доля ГМО-культур припадает на страны с высоким уровнем дохода. Лидирует США (60%), второе место у Аргентины и Бразилии, третье у Парагвая и Уругвая, четвертое у Канады, пятое у Индии. В Азии ГМО-культуры также выращивает Китай.
В России официально допускаются 17 видов ГМО-продуктов, к которым относят некоторые сорта кукурузы, картошки, риса, сои, свеклы и 5 видов микроорганизмов. Допустимые нормы на содержание ГМО в нашей стране, как и в Европе, – 0.9 %.
Современный уровень наших знаний биохимии, молекулярной биологии и генетики позволяет рассчитывать на успешное развитие новой биотехнологии - генной инженерии, то есть совокупности методов, позволяющих путём операций in vitro(в пробирке) переносить генетическую информацию из одного организма в другой. Это позволяет преодолеть межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим. Цель генной инженерии не воплощение в реальность мифов о кентаврах и русалках, а получение клеток (в первую очередь бактериальных), способных в промышленных масштабах вырабатывать некоторые «человеческие» белки. Так, с 1980 года гормон роста человека-соматотропин получают из бактерии кишечной палочки. Соматотропин представляет собой полипептидную цепь, состоящую из 191 аминокислоты. Он вырабатывается в гипофизе и контролирует рост человеческого тела; его недостаток приводит к карликовости. Соматотропин - единственное средство лечения детей, у которых гормон роста вырабатывается в недостаточном количестве. Этот гормон, синтезированный в клетках бактерий, имеет очевидные преимущества: он доступен в больших количествах, его препараты являются биохимически чистыми и свободны от вирусных загрязнений.
В 1979 году из 60 млн. больных сахарным диабетом во всем мире лишь 4 млн. получали препарат инсулина-гормона поджелудочной железы, регулирующего уровень сахара в крови и клетках. Инсулин выделяли из поджелудочных желез забиваемых коров и свиней, что сложно и дорого. C 1982 года этот гормон получают в промышленных масштабах из бактерий E.coli, содержащих ген человеческого инсулина.
Каким же образом гены человека были введены в бактериальные клетки? Наиболее распространённым методом генной инженерии является метод получения рекомбинантных, то есть содержащих чужеродный ген, плазмид. Плазмиды представляют собой кольцевые двухцепочные молекулы ДНК, состоящие из нескольких тысяч пар нуклеотидов. Каждая бактерия, помимо основной, не покидающей клетку молекулы ДНК, может содержать несколько различных плазмид , которыми она обменивается с другими бактериями. Плазмиды являются автономными генетическими элементами, реплицирующимися в бактериальной клетке, но не в то же время, что основная молекула ДНК. Хотя на долю плазмид приходится лишь небольшая часть клеточной ДНК, именно они несут такие жизненно важные для бактерии гены, как гены лекарственной устойчивости. Разные плазмиды содержат разные гены устойчивости к антибактериальным препаратам.
Большую часть таких препаратов , как антибиотики, используют в качестве лекарств при лечении ряда заболеваний человека и домашних животных. При действии определенного антибиотика на бактериальные клетки плазмиды, придающие устойчивость к нему, быстро распространяются среди бактерий, сохраняя им жизнь. Простота устройства плазмид и легкость с которой они «входят и выходят» из бактерий, используются генными инженерами для введения в клетки бактерий генов высших организмов.
Мощным инструментом генной инженерии являются открытые в 1974 году ферменты-рестрикционные эндонуклеазы. Рестрикция буквально означает «ограничение». Бактериальные клетки вырабатывают рестриктазы для разрушения инородной, в первую очередь фаговой, ДНК, что необходимо для ограничения вирусной инфекции. Рестриктазы узнают определенные последовательности нуклеотидов и вносят симметричные, расположенные наискось друг от друга разрывы в цепи ДНК на равных расстояниях от центра сайта узнавания. В результате на концах каждого фрагмента рестриктированной ДНК образуются короткие одноцепочечные «хвосты», называемые липкими концами.
Из разных видов бактерий выделено около 200 различных рестриктаз, для которых описаны сайты рестрикции.
Методы генной инженерии. Для получения рекомбинантной плазмиды ДНК одной из плазмид разрезают выбранной рестриктазой. Ген, который нужно ввести в бактериальную клетку, выщепляют из ДНК хромосом человека с помощью той же рестрикционной эндонуклеазы, поэтому его липкие концы являются комплементарными нуклеотидным последовательностям на концах разрезанной плазмиды. Ферментом лигазой сшивают оба куска ДНК(гена и плазмиды), в результате получается рекомбинантная кольцевая плазмида, которую вводят в бактерию E.coli. Все потомки этой бактерии, называемые клоном,с одержат в плазмидах чужеродный ген и способны вырабатывать белок, кодируемый этим геном. Весь процесс получения таких бактерий, называемый клонированием, состоит из последовательных стадий:
В Институте биологии гена Российской Академии Наук совместно с белорусскими генетиками в рамках проекта "БелРосТрансген" удалось вывести генетически модифицированных коз, дающих молоко с человеческим белком лактоферрином. Ген, который внедрили в организм коз, отвечает за выработку белка, обильно присутствующего в человеческом молоке. Лактоферрин обладает бактерицидными свойствами и с первого дня вскармливания надежно предохраняет ребенка от вирусных, бактериальных и грибковых инфекций.
Ученые рассчитывают, что козье молоко, богатое лактоферрином, позволит разработать более совершенные заменители грудного молока для детей, а также шире использовать лактоферрин для производства лекарственных средств.
Первая стадия эксперимента по выработке животными лактоферрина была поставлена на мышах. Ученым удалось добиться от мышей выработки 160 грамм лактоферрина на литр мышиного молока, в то время как в одном литре женского молока содержится всего 5 граммов ценного компонента.
В настоящее время трансгенные козы живут в деревне Гольцово Шаховского района, сто пятьдесят километров от Москвы.
(с неизвестными пока последствиями).
Это доводы “за” и “против” ученых, которые бесконечно дискутируют на тему ГМО.
Работая над темой проекта, мне захотелось узнать, что по этому поводу думают учащиеся школы. Для этого я составила и провела анкету. В анкетировании принимали участие 42 человека учащихся 5-11классов нашей школы. Было задано 7 вопросов.
Первый вопрос-“Знаете ли Вы, что такое ГМО?”
Рис.1
Положительно ответили 28 респондентов, что составило 68%, а отрицательно ответили 13 опрошенных, что составило 32%. Конечно, хотелось, бы чтобы показатель был выше. Но в целом, результат положительный. (Рис.1)
Второй вопрос-“Как Вы считаете, выращивают ли в России трансгенные растения?”
Рис.2
Положительно ответили 30 опрошенных, что составило 71%, отрицательно ответили на поставленный вопрос 2 человека, что составило 5% и только 9 опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос (24%). Эти результаты показывают, что опрошенные знают о существовании в России продукции с ГМО. (Рис.2)
Третий вопрос-“Стоит ли выращивать трансгенные растения в России?”
Рис.3
Положительно ответили 18 опрошенных, что составило 44%, а отрицательно ответили на заданный вопрос 23 человека, что составило 56%. Эти результаты говорят о понимании опрошенных опасности продуктов, содержащих ГМО. (Рис.3)
Четвертый вопрос-“Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов, которые употребляете?”
Рис.4
Положительно ответили 17 респондентов, то есть 41%, всегда изучают маркировку продуктов, которые употребляют, но большая часть респондентов 24(59%) не изучают маркировку продуктов, которые употребляют. Эти результаты говорят о непонимании опрошенных опасности продуктов, содержащих ГМО. (рис.4)
Пятый вопрос-“Как Вы думаете, влияет ли на здоровье человека употребление продуктов с ГМО?”
Рис.5
28 опрошенных, то есть 68% ответили, что употребление продуктов с ГМО вредит здоровью и лишь 13 человек, которые составляют 32%, ответили, что потребление продуктов с ГМО безопасно для здоровья .(Рис.5)
Шестой вопрос-“Как Вы считаете, нужны ли исследования в области влияния ГМО на организм?”
Рис.6
Положительно ответили 33 человека, что составило 80%, а отрицательно ответили на заданный вопрос 8 человек, что составило 20%. Эти результаты показывают, что мои сверстники хотят узнать больше о продукции, содержащей ГМО и по возможности ограничить её потребление. (Рис.6)
Седьмой вопрос-“Нужно ли информировать население о присутствии в продуктах ГМО организмов?”
Положительно ответили 34 опрошенных, что составило 83%, а отрицательно ответили на заданный вопрос 7 человек, что составило 17%.
Рис.7
Таковы данные анкетирования. Они интересны и с большинством я согласна, особенно по последнему вопросу.( Рис.7)
Таким образом, на настоящий день в мире не существует единого мнения о вкладе ГМО в нашу жизнь. С одной стороны это прогресс науки и огромный вклад в будущее, который создан с благими намерениями для улучшения и усовершенствования качества жизни в целом. А с другой стороны это вмешательство в процессы, которыми ранее занималась только природа. И без соответствующих общепринятых и узаконенных экспериментальных данных о безвредности ГМО очень страшно использовать это «дитя» науки в своей жизни. В общем, у специалистов по генной инженерии есть что предложить. Безусловно, требуется серьёзный контроль за процедурой получения патентов, масштабами использования гербицидов, а также степенью доказательности и беспристрастности научных исследований за и против ГМО. Наука постоянно развивается, поэтому долгосрочные прогнозы в этом деле — довольно смелое решение. Тем не менее уже сейчас благодаря генной инженерии мы можем попрощаться с аллергией на некоторые продукты или восполнить недостаток жизненно важных микроэлементов, потому, несмотря на существующий скепсис, многие потребители по всему миру уже готовы к «новой» пище.
Исследовательская работа подошла к концу. Все основные задачи выполнены Но закончена ли она? Мне кажется, что нет. Эта тема достаточна дискуссионна. Я лично пришла к выводу, что даже создатели ГМО не могут сказать однозначно, вреден ли их продукт или нет . Решать нужно каждому для себя лично: есть их или нет.
1.http://www.pravda.rv.ua/food/What%20products%20GMO%20are%20in.php генетический модифицированный трансгенный экология здоровье
2. Чемерис А. В. Новая старая ДНК. Уфа. 2005.
3. И. В. Ермакова. Генетически модифицированные организмы. Борьба миров. Белые альвы, 2010.
4. Биологический энциклопедический словарь. М. 1989.
5.Егоров Н. С., Олескин А. В. Биотехнология: Проблемы и перспективы. М. 1999.
6. Маниатис Т. Методы генетической инженерии. М. 2001.
7. http://www.rcc.ru
8. Донченко Л. В., Надыкта В. Д. Безопасность пищевой продукции. М.: Пищепромиздат. 2001. С. 528.
9.Шевелуха В.С., Калашникова Е.А., Дегтярёв С.В. Сельскохозяйственная биотехнология. М.: Высшая школа, 1998. С. 416.
10.Энгдаль Уильям Ф. Семена разрушения. Тайная подоплёка генетических манипуляций.
11.http://ru.wikipedia.org/wiki/Генетически_модифицированный_организм
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_рис
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Monsanto_Company
14. Специальный корреспондент «ГМО продукт» 04.12.2012 / Россия-1
15. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень: в 2 ч., под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 8-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
16. 1) Общая биология для учащихся 10-11 классов с углублённым изучением биологии. Под ред. Рувинского А.О. - М.: Просвещение, 1993.
17. Современная генетика. В 3 т. Айла Ф., Кайгер Дж. - М.: Мир, 1987.
18. 1) http://notefood.ru/pitanie/obshhie-voprosy/gmo-chto-eto-takoe.html
Анкета
1.Знаете ли вы , что такое ГМО?
А) да, мне известно
Б) нет, я не знаю
2. Как вы считаете, выращивают ли в России трансгенные растения?
А) да б) нет в) не знаю
3. Стоит ли выращивать трансгенные растения в России?
А) да Б) нет
4. Обращаете ли вы внимание на маркировку продуктов, которые употребляете?
А) всегда изучаю
Б) не обращаю внимания
5.Как вы думаете ,влияет ли на здоровье человека употребление продуктов с ГМО?
А) Да. Продукты с ГМО провоцируют болезни.
Б) Они безвредны
6. Как вы считаете, нужны ли исследования в области влияния ГМО на организм?
А) да Б) нет
7. Нужно ли информировать население о присутствии в продуктах ГМО организмов?
А) да б)нет
Памятка: где можно встретить ГМО
Список ГМ-продуктов возглавляют соя, хлопок, кукуруза и рапс — именно в таком порядке. Если говорить о сое и хлопке, то уже около 81% всех урожаев состоят из ГМ-культур.
Список продуктов с ГМО, которые производятся в чуть меньших объёмах: картофель, томаты, сахарная свекла, рис, пшеница, дыня, цикорий, папайя, кабачки, лён.
Страны-производители ГМО
Во всём мире ГМ-культурами засеяно около 170 миллионов га, причём большая часть принадлежит пяти странам-производителям ГМО: США, Бразилия, Аргентина, Канада, Индия. Не сильно отстает и Китай.
В ряде стран запрещено производство ГМО, но продажа разрешена (например, как в ЕС или в России).
Список компаний, в продукции которых обнаружены ГМО (по данным greenpeace.org)
Lipton (чай), Brooke Bond (чай), Беседа (чай), Calve (майонез, кетчуп), Rama(масло), Пышка (маргарин), Делми (майонез, йогурт, маргарин), Альгида (мороженное), Knorr (приправы)
Nescafe (кофе и молоко), Maggi (супы, бульоны, майонез, приправы, картофельное пюре), Nestle (шоколад), Nestea (чай), Nesquik (какао)
Corn Flakes (хлопья), Frosted Flakes (хлопья), Rice Krispies (хлопья), Corn Pops (хлопья), Smacks (хлопья), Froot Loops (цветные хлопья-колечки), Apple Jacks (хлопья-колечки со вкусом яблока), All-bran Apple Cinnamon/ Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики), Chocolate Chip (шоколадные чипсы), Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы), Nutri-grain (тосты с наполнителем, все виды), Crispix (печенье), Smart Start (хлопья), All-Bran (хлопья), Just Right Fruit & Nut (хлопья), Honey Crunch Corn Flakes (хлопья), Raisin Bran Crunch (хлопья), Cracklin’ Oat Bran (хлопья)
Toblerone (шоколад, все виды), Mini Kisses (конфеты), Kit-Kat (шоколадный батончик), Kisses (конфеты), Semi-Sweet Baking Chips (печенье), Milk Chocolate Chips (печенье), Reese’s Peanut Butter Cups (арахисовое масло), Special Dark (темный шоколад), Milk Chocolate (молочный шоколад), Chocolate Syrup (шоколадный сироп), Special Dark Chocolate Syrup (шоколадный сироп), Strawberry Syrop (клубничный сироп)
M&M’s, Snickers, Milky Way, Twix, Nestle, Crunch (шоколадно-рисовые хлопья), Milk Chocolate Nestle (шоколад), Nesquik (шоколадный напиток), Cadbury (Cadbury/Hershey’s), Fruit & Nut
Ketchup (regular & no salt) (кетчуп), Chili Sauce (Чили соус), Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу)
Real Mayonnaise (майонез), Light Mayonnaise (майонез), Low-Fat Mayonnaise (майонез)
Coca-Cola, Sprite, Cherry Coca, Minute Maid Orange, Minute Maid Grape, Компания-производитель PepsiCo, Peps, Pepsi Cherry, Mountain Dew
Lays Potato Chips (all) (чипсы), Cheetos(all) (чипсы)
7-Up, Dr. Pepper
Pringles (чипсы со вкусами Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion, Salt & Vinegar, Cheezeums)
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сверчок
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Одеяльце
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой