• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект «Диалектные особенности Тульского и Рязанского говоров на примере речи жителей д. Огарёво, д.Бутыровка, д. Колычовка, д. Муравлянка, д. Шаталовка, д. Хованщина, д. Марьинка Кимовского района Тульской области»

Опубликовано Никитина Елена Анатольевна вкл 21.05.2017 - 14:38
Никитина Елена Анатольевна
Автор: 
Набоян Х., Завойкина А., Фокина Н., Тюрин В., Фёдорова К.,

Исследовательский проект "Диалектные особенности Тульского и Рязанского говоров на примере речи жителей д. Огарёво, д. Бутыровка, д. Колычовка, д. Муравлянка, д. Шаталовка, д. Хованщина, д. Марьинка Кимовского района Тульской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_dialekt._osobennosti_rechi_zhiteley_dereven.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Диалектные особенности Тульского и Рязанского говоров

на примере речи жителей д. Огарёво, д.Бутыровка, д. Колычовка, д. Муравлянка, д. Шаталовка, д. Хованщина, д. Марьинка»

(Исследовательская проектная работа)

Актуальность проекта

Под влиянием различных явлений современной жизни язык жителей села быстро меняется, исчезают некоторые диалектные особенности. Изучая речь родного края, человек лучше начинает понимать свои корни, становится  связующим звеном  между предками и потомками, настоящим гражданином своей Родины

Цель проекта:

- Исследование разговорной речи жителей д. Огарёво, д. Бутыровка, д. Колычовка, д. Муравлянка, д. Шаталовка, д. Хованщина, д. Марьинка и  создание сборника материалов для спецкурса «Краеведение».

Задачи проекта:

- наблюдать за различными языковыми явлениями

  в речи жителей д. Огарёво, д. Бутыровка,

  д. Колычовка, д. Муравлянка, д. Шаталовка,

  д. Хованщина, д. Марьинка;

- фиксировать полученную информацию

  письменно, с помощью аудиозаписи;

- обобщить и систематизировать материл по

   разделам языкознания;

- оформить результаты исследования.

Гипотеза этапа исследования

В речи жителей д. Огарёво, Бутыровка,

Колычовка, Муравлянка, Шаталовка,

Хованщина, Марьинка присутствуют языковые

особенности говоров Тульской и Рязанской   областей.

План работы

Этапы работы: 

1. Изучение источников по диалектологии

2.Сбор данных

3. Проверка гипотезы

4.Оформление работы

5. Защита проекта на занятии  спецкурса.

6. Рефлексия.

Методы работы:

На этапе изучения источников:

- чтение, анализ литературы и ресурсов интернета о диалектных явлениях в речи жителей Тульской и Рязанской областей;

- обобщение информации.

На этапе сбора данных:

- наблюдение за речью деревенских жителей;

- беседы с жителями;

- проведение аудиозаписи.

На этапе проверки гипотезы:

- анализ, сравнение и  систематизация материалов научных источников и собранных данных.

МКОУ Бучальская СОШ

«Диалектные особенности Тульского и Рязанского говоров на примере речи жителей д. Огарёво, д.Бутыровка, д. Колычовка, д. Муравлянка, д. Шаталовка, д. Хованщина, д. Марьинка»

(Исследовательская проектная работа)

        Учащиеся 8 класса

Содержание.

  1. Введение.
  2. Диалектная лексика.
  3. Фонетические и орфографические особенности речи.
  4. Диалектное словопроизводство (словообразование).
  5. Морфология.
  6. Некоторые особенности диалектного синтаксиса.
  7. Заключение.

Современные средства массовой информации, распространяющие массовую культуру,  с молниеносной быстротой  «стирают» историческую память народа. Люди очень редко соблюдают местные традиции и обычаи, забывают старинные песни, местные предания, то устное народное творчество, которое должны передавать потомкам от своих предков. С каждым годом все меньше остается  письменных и вещественных исторических источников. Поэтому тема местного быта, традиций и обычаев, языковых особенностей является актуальной. Л. Н. Толстой писал: «Язык, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что может желать сказать поэт, - мне мил». Изучать родной край, не изучая местные говоры, невозможно. С.Молоденки, д. Огарёво, д.Бутыровка, д.Колычовка, д.Муравлянка, д.Шаталовка, д.Хованщина, д.Марьинка находятся на границе Тульской и Рязанской областей, поэтому в речи жителей присутствуют диалектные особенности Тульского и Рязанского говоров. Прежде всего, это диалектная лексика. Мы её обнаружили, наблюдая за разговорами на местном рынке, беседуя с жителями, когда занимались сбором старинных вещей, и работая с книгой молодёнского писателя Николая Гонцова «У нас в деревне».

Гутарить, гуторить - говорить,

гутор - разговор (д. Бутыровка).
Дерюжка - одеяло из грубой ткани.

Давче – только что .
Кликать - звать («он его кличет»).
Малый - мальчик.

Дождик мотросит - моросит, (д. Огарёво).
Надысь - вчера.
Нынча, ноне - сегодня.
Летось - в прошлом году

Одонья - место, чаше с кустами, находящееся в отдалении от крестьянскогодвора («Ты на меня ещё с одоньев посмотри») (д. Муравляика).

Озяб – замёрз.
Отдасьть - отдать («Нюрке долг нужно огдасьть.-д. Шаталовка).
Пажа – луг,  на который выгоняют пастись стадо (д. Бутыровка)
Пажники - грибы, которые растут на паже.

Панёва - женская юбка из домотканой шерстяной клетчатой ткани.
Подмогнуть - помочь.

Собратьё - одежда, обувь, которую специально для чего-то собрали («Ну и собратьё с собой возьму»).

Сыпуха – печная зола.
Третёвни - позавчера(д. Колычевка).
Чирёзвай - трезвый.

Шушка - нарядная кофта, сзади - короткая, впереди - фартуком.
Голянка - то же, но без рукавов.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ.
Для нашей местности характерно умеренное яканье - [А] на месте [Э], [И] после мягкого согласно перед твердым:

[к,ип, аток] - кипяток, [т,алка]   - телка, телок, телёнок. [въд,aнoj] - водяной.

[л,аᵧон,къ] - легонько (д. Шаталовка).

В некоторых словах появляется гласный призвук:

Игде положил-то? Иржет, как конь.

Звук [К] произносится как [X], но звонко, поэтому является парным:

сн,эх_- снег[к]. друх - друг[к], х  тиб,э - к тебе, хто - кто.

В д.  Огарёво, д.Бутыровка, д.Колычовка, д.Муравлянка, д.Шаталовка, д.Хованщина, д.Марьинка хорошо прослеживается такая особенность говоров южного наречия, как произношение  [ᵧ],то есть г-фрикативного (щелевого):

ᵧутарить, ᵧрыбы св,инух,и,  «наᵧа бал,ит, - х паᵧод,и».

Ударный [А] меняется на [О], а [О] наоборот, на [А]:

Суп «сво/рим», дуб «пово/лим» вместо повалим, а рыбу «ла/вим».

Безударное [И] заменяется на [Ы]:

ᵧрыбы - грибы, прынимает - принимает (Разговор двух бабушек в магазине:«Вот ты пьешь энту минералку - у тебе [арᵧан,из,м] (арганизьм) организм прынимая, а у мене не прынимая. Что хошь делай - не прынимая».

Встречаются в словах выпадения согласных, так называемые ДИЭРЕЗЫ, и
последующее стяжение:

с ,иравно  -  все равно, скока - сколько, маво - моего, сымать - снимать, тада - тогда, встрелись - встретились, вкруг - вокруг.

Полюбил меня Сережа.

А сказать смущается.

Он, как спутник, целый год

Вкруг меня вращается.

( Из книги молоденского писателя Николая Гонцова «У нас в деревне».-Тула: ИПП«Гриф и К», 2002г.)

Или, например:

П,эрм,илит, - перемелить, П, эрл,иваицъ - переливается:

Барыня за барыней
Так и
перливается,
Где горячая любовь
От мене скрывается?

Я свою соперницу
Отвезу на мельницу!
Пермелю ё_мельницей:
Ты моя соперница!

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Параллельно с процессами словообразования в литературном языке
существует народное, или просторечное, диалектное словопроизводство. В
наших деревнях встречаются слова, в которых иные, чем в литературном языке,словообразовательные морфемы:

Взаправдашняя (приставка вза) - «Удочки готовы. (...), у него одна
взаправдашняя, с красным поплавком...»(рассказ «Мальчик из соседнего
дома» из книги Николая Гонцова «У нас в деревне»:
королиха (суффикс их) - местное прозвище;
тещёва (суффикс ев) - тещина;

вертучий (сохранившийся древнерусский суффикс уч):

Ой, залеточка, залеточка.
Верт
учие глаза.
На тебя, моя залеточка,
Надеяться нельзя.

МОРФОЛОГИЯ

В некоторых наших деревнях встречаются диалектные особенности
категории рода у имен существительных. Род некоторых существительных
не совпадает с родом этих существительных в литературном языке,
например, в деревнях Хованщина, Огарёво, Марьинка мужской род
употребляется вместо среднего:

Один яблок, один ведро. «У тебе молоко прокис». «Дай белый полотенец»

В употреблении форм личных местоимений встречаются такие
фонематические особенности:

«Вонни они идут», вместо – «вон они идут». В родительном падеже: « у мене», в винительном падеже: «внучка на мене похожа», «весь в мене пошел».
Повсеместно употребляется притяжательное местоимение 3 лица
«ихний» и указательное местоимение «ентот», «енти» («энти»).

В речи пожилых людей проявляется яркая черта тульского
говора - отсутствие [Т] на конце глаголов в 3 лице единственного и
множественного числа или его смягчение:

Принимает  - прынимая, прынимаи[т,] , идет - идё, идет[т,], несет -несё.
несё[т
,] .

Иногда встречаются глагольные формы с иными, чем в литературном языке суффиксами в основе:

Встренуть - суффикс ну («Пойду ё (её) втрену, што ли»), подмогнуть – суффикс ну («Подмогнуть тебе иль не надо?»).

Часто встречается выразитель возвратной формы    постфикс ся после

гласного звука:

Купалися, веселися, завелися.

Мне Ванюша говорил:
«Мама, весели
ся.
Изба нова, хлеба много.
Деньги завели
ся».

( Из книги молоденского писателя Николая Гонцова «У нас в деревне».-Тула: ИПП«Гриф и К», 2002г.)

Распространены такие фонематические и словообразовательные варианты
наречий: тута, зде'ся, вчера'сь, та'ма. Диалектные особенности встречаются и в служебных частях речи, например: союз кабы («
Кабы я знала, я бы сумку больше взяла»), частицы: жа (же), рази (разве): «Что жа сама-та хлеба не взяла?»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТНОГО СИНТАКСИСА

В речи жителей встречается конструкция с глагольным
сказуемым (глагольное сказуемое на -л + частица
было), обозначающее
действие, которое началось, но не осуществилось по какой-то причине:
«
Я было начала стирать, да смотрю - дождик мотросит». Обстоятельства места, выраженные существительным в родительном падеже, в предложениях употребляются с предлогом С (СО): «Ребята со школы идут». «Я с поселка пришла сейчас».

Чаще, чем в литературном языке, употребляется частица ТО (вариант ТА), которая выполняет выделительную, усилительную функцию:

«Повзрослел, вытянулся. А волосы-то какие редкие стали!» (рассказ
«Огоньки моей земли» Николая Гонцова).

«Надолго приехал-то?» - « Поживу месячишко» (рассказ «В родном краю»).
«Сама-то какая! На себе погляди сперва».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В речи жителей д. Огарёво, Бутыровка, Колычовка, Муравлянка, Шаталовка,

Хованщина, Марьинка присутствуют языковые особенности говоров Тульской и Рязанской   областей.Все эти языковые особенности можно проследить в повседневной жизни жителей наших деревень в книге «Огоньки моей земли» молодёнского писателя середины 20 века Николая Гонцова. а ещё в устном народном творчестве нашего края.

В ходе работы мы начали по-другому воспринимать то, что изучали на уроках русского языка:  ближе познакомились с такими понятиями, как диалектология - разделом языкознания, изучающим диалекты (разновидности общенародного языка), познакомились с фонологией, изучающей звуки речи как средство различения звуковых оболочек слов и морфем. На практике уяснили, что такое фонематические особенности языка.

Изучая речь родного края, человек лучше начинает понимать свои корни, становится  связующим звеном  между предками и потомками, настоящим гражданином своей Родины.


Поделиться:

Хризантема и Луковица

Повезло! Стихи о счастливой семье

Калитка в сад

Лягушка-путешественница

Финист - Ясный сокол