В нашей стране большое внимание уделяется возрождению народных промыслов. Познакомившись с историей развития различных народных промыслов, мы заинтересовались одним из видов - лозоплетением, поэтому перед собой поставили следующую цель работы: изучить историю развития народного промысла лозоплетение, познакомиться с работой мастеров лозоплетения нашей местности.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_promysel-loza.doc | 54 КБ |
Тема: « Народные промыслы Бобровского края - лозоплетение»
Автор Микульшина А.
МКОУ БСОШ №1
Руководитель:
Коломыйцова И.Н.
учитель начальных классов
МКОУ БСОШ №1
Бобров
Оглавление
1.Введение
2.Основная часть
Глава I. История развития лозоплетения.
Глава II. Экспериментальное исследование.
2.1. Плетение из лозы.
2.2. Посещение ЗАО «АККОРД»:
а) история возникновения фабрики музыкальных инструментов;
б) современные достижения.
3.Заключение
4.Список использованной литературы
Введение
Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире.
Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну. Это и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока или тканей различных фактур и расцветок, и инкрустация из соломки, и вышивка, и чеканка по металлу, и плетение из бересты и лозы, и украшения из бисера и многое другое. Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки – дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Изготовить даже простую маленькую свистульку – большое искусство, а дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством деталей. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево. В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом. Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Россия – страна лесная. Давным-давно, ещё до киевского князя Владимира, принявшего христианство, славянские племена строили из дерева остроконечные языческие храмы, сторожевые башни, просторные жилища. Х удожественная обработка металла достигла высокого уровня ещё во времена Киевской Руси. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. Часто деревенских кузнецов приглашали в город, где они ковали кружевные решётки для оград и ворот.
В нашей стране большое внимание уделяется возрождению народных промыслов. Познакомившись с историей развития различных народных промыслов, мы заинтересовались одним из видов - лозоплетением, поэтому перед собой поставили следующую цель работы: изучить историю развития народного промысла лозоплетение, познакомиться с работой мастеров лозоплетения нашей местности.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
изучить литературу по данному вопросу;
организовать экскурсию на ЗАО «АККОРД»
Объект исследования:цех лозоплетения на ЗАО «АККОРД»
Основной метод исследования: сравнительно-сопоставительный.
История развития лозоплетения
Одним из видов народного промысла является лозоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей. Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ.
В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремёсел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника. Ко второй половине 19-го века этот вид прикладного искусства вошёл в моду самых различных слоёв общества. Изделия из ивового прута и других материалов занимали у многих народов нашей страны большое место в хозяйственной деятельности и домашнем обиходе. В первой половине XIX века плетение из лозы, ивы и бересты вошло в моду самых различных слоев общества. Практически во всех домах можно было встретить плетеные стулья, столы, диваны, ширмы, сундуки, коляски, качели, предметы сервировки стола и прочие изделия, колыбели, кузова повозок, мебель, корзины, а также делали игрушки, посуду и сувениры. Изделия находили широкое применение в хозяйстве. Предполагается, что лозоплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской России. В России плетут разнообразные изделия из черемухового прута: выездные сани, легкие тарантасы, чемоданы, дорожные сундуки. Из ивовой лозы - корзины и различные предметы для обеденного стола, корзиночки и ларчики, детские игрушки, а для самых маленьких и погремушки. Плетеные изделия всегда отличались красотой и изяществом.
Экспериментальное исследование
Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому - ракитник (да, тот самый "куст ракиты за рекой"!). Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растет по берегам озер и рек. Однако найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели, - задача не из легких. Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта - вне конкуренции. К тому же они гораздо урожайнее диких. Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой.
Плетение из лозы.
Плетеная корзина и сейчас осталась "тарой номер один" для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков. Плетение из ивового прута является одним из древнейших занятий человека.
Начиная со средних веков, плетеные изделия находят широкое применение. У крестьян это были предметы быта, у знати – предметы отдыха и украшение интерьера. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особо широко золочение применялось во Франции. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце 18-го века. Князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе, создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетеные вещи становятся сложнее, изящнее. В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки. Широта ассортимента плетеных вещей поражала воображение!
Посещение ЗАО «АККОРД»:
Мы совершили с Ириной Николаевной экскурсию на «Аккорд», где мастер цеха лозоплетения Погудина Светлана Николаевна познакомила нас с историей этого учреждения. Закрытое акционерное общество «Аккорд» является одним из ведущих предприятий Бобровского района Воронежской области. Зародившись в ноябре 1924 г как артель им. Ворошилова, трудовой коллектив под руководством Ивана Александровича Мандрикова, вступил в борьбу за выполнение планов экономического развития страны. На предприятии имелось несколько цехов, в том числе и цех по лозоплетению. В годы Великой Отечественной войны рабочие артели были вынуждены оставить мирный труд и взяться за оружие, но после окончание войны предприятие вновь вернулось к мирному созидательному труду. Основными видами деятельности предприятия оставались деревообработка, изготовление разнообразной мебели. В начале 90-х годов на предприятии, благодаря инициативе директора Виктора Афанасьевича Самарченко, возрождается плетение из ивовой лозы мебели и предметов домашнего обихода. Благодаря мастеру Новиковой Татьяны Михайловны были освоены старые традиционные приёмы Воронежской губернии: ажурное, спиральное, плетение «косичкой», «верёвочкой», ныне использующиеся при изготовлении современных изделий из лозы. Все изделия из экологически чистого сырья в сочетании с ручной работой не только украшают интерьер, но и создают атмосферу уюта и умиротворения в доме. Большой интерес к изделиям проявили не только частные жители всех городов России, но и православная церковь. По заказу Успенской церкви города Боброва изготовлена мебель «Аналой малый», «Аналой большой», «Жертвенник», «Архиерейское кресло» и другое… С 1993 г. деятельность закрытого акционерного общества «Аккорд» отнесена к народно-художественным промыслам России. Предприятие имеет многочисленные награды и дипломы престижных выставок и фестивалей, золотые и серебряные медали конкурса «100 лучших товаров России». В 2004 г. в нашем городе на территории современного цеха по лозоплетению проходил фестиваль «Золотая лоза»
Заключение.
В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете - растворенная в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохраненная история его жизни и труда. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном. Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или еще какого-нибудь продукта нефтепереработки. Ведь у нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традиций.
Предложения
Список использованной литературы :
1. Жилкина А. Д., Жилкин В. Ф. / Рукоделие. М., 1959.
3. Некрасова М.А. / Народные мастера. Традиции, школы. - М., 1985.
4. Никулин Ф. М., Бочаров В. С., Железнов В. П. / Плетеные изделия. - М.: Лесная промышленность, 1982.
5. Несерова Д.В. /Плетение лозой, ивой, берестой. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
Растрёпанный воробей
Сверчок
Мать-и-мачеха
В Китае испытали "автобус будущего"
Убунту: я существую, потому что мы существуем