В работе рассмотрены способы решения целых уравнений с целыми коэффициентами. Приведена презентация защиты проекта, интерактивный тест по закреплению данной темы.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 258.5 КБ | |
| 722 КБ | |
| 1.14 МБ |
VIII областная научно – практическая конференция
«Путь в науку»
Секция математики
Линейные диофантовы уравнения
Научно-исследовательская работа
по математике
Выполнена: обучающимся 11 «б» класса
МБОУ «Гимназия»
Тереховым Даниилом
Научный руководитель - учитель математики
МБОУ «Гимназия»
Терехова Надежда Анатольевна
г. Моршанск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________ 3 стр
1. Основная часть
1.1 Краткая историческая справка____________________________ 5 стр
1.2 Линейные диофантовы уравнения_________________________ 6 стр
2. Практическая часть
2.1 Методы решения диофантовых уравнений__________________ 8 стр
2.2 Сборник задач_________________________________________ 13 стр
Заключение _______________________________________________ 14 стр
Список литературы_________________________________________ 15 стр
ВВЕДЕНИЕ
На различных математических олимпиадах и в ходе подготовок к ним мне встречались уравнения, которые решались необычными способами. Оказалось, что эти уравнения составляют целый класс уравнений и называются диофантовыми. К решению подобных уравнений сводятся разнообразные текстовые задачи, в которых неизвестные величины выражаются количеством предметов того или иного рода и поэтому являются натуральными или целыми неотрицательными числами.
Теория решения подобных уравнений является классическим разделом элементарной математики. В ней не приходится писать сложные и громоздкие формулы, а необходимо проводить аккуратные рассуждения, базирующиеся на определённых понятиях теории чисел и связанные в стройную логическую конструкцию.
Конкретные задачи такого рода были решены ещё в Древнем Вавилоне около 4 тысяч лет тому назад. Древнегреческий мыслитель Диофант, который жил около 2 тысяч лет тому назад, в своей книге «Арифметика» решил большое число таких и более сложных уравнений в целых числах и, в сущности, описал общие методы их решения.
В школьных учебниках эта тема затрагивается вскользь, да и то лишь в 8-м классе и немного в 10, в то время как задачи, где требуется решать уравнения описанного типа, ежегодно предлагаются в заданиях С6 вариантов ЕГЭ.
Я заинтересовался этим и решил подробно изучить данный вопрос.
Цель исследования – систематизация способов решения линейных диофантовых уравнений.
Задачи моей работы:
- познакомиться с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями;
- научиться решать уравнения в целых числах разных уровней сложности и классифицировать методы решений;
- в помощь учителю создать приложение, в которое будет входить подборка разных задач;
- в помощь учителю создать интерактивный тест в формате *.ppt, помогающий определить степень усвоения темы учениками;
После постановки задач и знакомства с теорией я выдвинул
гипотезу моей работы: умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и сдаче ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.
Объект моего исследования: линейные диофантовы уравнения.
Методы исследования:
Новизна моей работы заключается в создании приложения, в которое входит подборка задач на данную тему разного уровня сложности; подборка задач, способных описать жизненные ситуации; создание интерактивного теста по теме «Диофантовы уравнения» для использования на уроках математики.
Практическая значимость моей работы заключается в использовании ее на углубленных занятиях по математике, при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ.
Методической базой исследования моей работы явились труды математиков Н.Б.Васильева, В.Л.Гутенмахера, Г.Фалина, А.Фалина, А.Г.Корянова, А.А.Прокофьева, Ф.Ф. Лысенко и других.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Диофант — древнегреческий математик из Александрии. О подробностях его жизни практически ничего не известно. Возможное уточнение времени жизни Диофанта основано на том, что его «Арифметика» посвящена «достопочтеннейшему Дионисию». Полагают, что этот Дионисий — не кто иной, как епископ Дионисий Александрийский, живший в середине III в. н. э. В Палатинской антологии содержится эпиграмма-задача, из которой можно сделать вывод, что Диофант прожил 84 года.
Систематическое изложение теории известных к тому времени уравнений в целых числах дано Диофантом в его «Арифметике». «Арифметика» — труд Диофанта в 13 томах, из которых до наших дней дошло только 6.
Лист из Арифметики (рукопись XIV века).
В верхней строке записано уравнение:
.
Шесть греческих книг являются собранием 189 числовых задач, снабженных решениями.
В Европе интерес к «Арифметике» возрос после того, как Рафаэль Бомбелли обнаружил это сочинение в Ватиканской библиотеке и опубликовал 143 задачи из него в своей Алгебре (1572). В 1621 году появился классический, подробно прокомментированный латинский перевод «Арифметики», выполненный Баше де Мезириаком. Он считается первым европейским математиком, который дал полное решение неопределенных уравнений первой степени с двумя неизвестными и вывел общий метод решения таких уравнений. Именно решение уравнений в целых числах я и буду рассматривать в своей научно-исследовательской работе.
1.2 ЛИНЕЙНЫЕ ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ
Прежде всего, рассмотрим однородное линейное уравнение, т.е. уравнение вида: .
Теорема 1: Если числа и
взаимно простые, то уравнение
имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множеством целых чисел Z и описываются формулой:
, где
- «номер» решения.
Но чаще всего в олимпиадных задачах и задачах ЕГЭ встречаются общие линейные уравнения вида: .
Рассмотрю основные теоремы, которые используются при решении данных уравнений.
Теорема 2: Если наибольший общий делитель коэффициентов
и
больше 1, а свободный член
не делится на
, то уравнение
не имеет решений в целых числах.
Теперь буду рассматривать только такие уравнения вида , в которых свободный член
делится на
. После деления обеих частей уравнения на
мы получим уравнение того же вида, но уже со взаимно простыми коэффициентами при неизвестных.
Теорема 3: Любое уравнение , где
, имеет хотя бы одно решение в целых числах.
Частное решение общего линейного уравнения можно найти различными способами, в частности методом подбора. Т.о., общее решение уравнения представляет собой сумму частного решения
этого уравнения и общего решения соответствующего однородного уравнения
.
Теорема 4: Если числа и
- взаимно простые, то уравнение
имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множеством целых чисел Z и описываются формулой
, где
- «номер» решения, а
- частное решение
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЙ
При решении текстовых задач, решение которых находится в натуральных числах, можно использовать:
Задача 1. У осьминога 8 ног, а у морской звезды 5. Сколько в аквариуме тех и других, если всего у них 39 ног?
Решение:
Пусть х – количество осьминогов, у – количество морских звезд, тогда
получаем уравнение .
Выразим у через х, , т.к у – натуральное число,
должно делится на 5, значит:
,
,
Ответ: 3 осьминога и 3 звезды.
Можно уменьшить число переборов с помощью неравенств.
После выражения у через х накладываем условие на у > 0.
Тогда,
Подставляя вместо х значения 1; 2; 3, получаем значения у = , из которых только 3 удовлетворяет условию задачи.
На решении одной задачи я показал использование трёх методов решения уравнений в натуральных числах. В заданиях С6 ЕГЭ необходимо решить уравнение в целых числах, но так как это множество неограниченно, то выполнить перебор или оценку с помощью неравенства невозможно.
Рассмотрю два основных метода: метод «спуска» и алгоритм Евклида на примере решения задачи 2.
Задача 2. Решить в целых числах уравнение 79y - 23x = 1.
Решение:
(метод «спуска»)
Т.к. 79 и 23 взаимно простые числа, то уравнение имеет хотя - бы одно решение в целых числах.
Выразим переменную, имеющую наименьший по модулю коэффициент , т.к. х – целое, то
- целое, тогда
.
Продолжим .
Обозначим
, пусть
Делая обратную подстановку, получим:
, значит
. Ответ:
(алгоритм Евклида)
Алгоритм Евклида заключается в последовательном делении наибольшего коэффициента на наименьший и предыдущий делитель на предыдущий остаток, нахождении наибольшего общего делителя двух чисел.
Т.о. получилась последовательность
Из (3) выразим остаток , из (2):
, тогда
.
Из (1) выразим остаток и подставим в последнее равенство
. Сопоставляя с исходным уравнением
, получим частное решение данного уравнения
. Применяя теорему 4, получим общее решение
.
Проанализировав эти два метода решения, на мой взгляд, проще метод «спуска». Попробую подтвердить своё предположение:
Задача 3. [4, стр 24] (С6, 2012г)
Решите в целых числах уравнение .
Решение:
Числа 127 и 52 взаимно простые, следовательно уравнение имеет решение.
;
Пусть тогда
,
,
.
Выполняя обратную подстановку, получим
Получили решение данного уравнения: ,
, где
.
Если нужно найти частное решение, то нужно вместо подставлять целые числа, например,
, тогда
.
Я рассмотрел решение уравнений из заданий ЕГЭ и олимпиад. Для доказательства своей гипотезы, рассмотрю обычную бытовую задачу.
Задача 4. [1, стр 13] (Социологический факультет, 2005 г)
Фирма продавала чай в центре города по 7 рублей, а кофе по 10 рублей за стакан; на вокзале – по 4рубля и 9 рублей соответственно. Всего было продано за час 20 стаканов чая и 20 стаканов кофе, при этом выручка в центре и на вокзале оказалась одинаковой. Сколько стаканов кофе было продано в центре?
Решение:
Запишем условие задачи с помощью таблицы
Цена | Количество | Стоимость | |
Центр города Кофе Чай | 10 р 7 р | х стаканов у стаканов | 10х 7у |
Вокзал Кофе Чай | 9 р 4 р | (20 – х) ст (20 – у) ст | 9(20 – х) 4(20 – у) |
Т.к. по условию выручка одинакова, то составим уравнение:
Т.к. 19 и 11 взаимно простые, то уравнение имеет хотя - бы одно решение. Данное уравнение решается в натуральных числах, причём х и у не превышает значение равное 20.
Возвращаясь к исходной переменной, получим
Т.к.
то при р=1, х=5, у=15.
Ответ: 5 стаканов.
2.2 СБОРНИК ЗАДАЧ
1. [1, стр 9] (Филологический факультет, 1969 г) Остаток от деления некоторого натурального числа n на 6 равен 4, остаток от деления n на 15 равен 7. Чему равен остаток от деления n на 30? Ответ: 22
2. [2, стр 11] Решите уравнение: 3х – 4у = 1 в целых числах.
Ответ:
3. [2, стр 12] (ЕГЭ 2010) Найдите все целые решения уравнения
113х + 179у = 17, удовлетворяющие неравенствам .
Ответ: х = 35; у = -22.
4. [2, стр 2] Имеются контейнеры двух видов: по 130 кг и 160 кг. Сколько было контейнеров первого и сколько второго вида, если вместе они весят 3 тонны? Укажите все решения.
Ответ: 12 контейнеров по 130 кг и 9 контейнеров по 160 кг.
5. [2, стр 1] В клетке сидят кролики и фазаны. Всего у них 18 ног. Узнать сколько в клетке тех и других. Укажите все решения.
Ответ: 1 кролик и 7 фазанов, 2 кролика и 5 фазанов,
3 кролика и 3 фазана, 4 кролика и 1 фазан.
6. Задача о возрасте Диофанта
До наших времен дошла одна из эпиграмм Палатинской Антологии:
Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я изучил информацию о диофантовых уравнениях и закрепил теорию практикой решений задач. Благодаря алгоритмам и методам, которые я узнал из теории, я научился довольно быстро решать диофантовы уравнения. Помимо этого, я пришёл к выводу, что многие линейные уравнения, могут описывать довольно простые жизненные ситуации. Таким образом, я доказал поставленную в начале работы гипотезу о том, что умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.
Но все, же главное практическое применение моей работы — использование ее при подготовке учеников к олимпиадам, на которых так любят давать диофантовы уравнения. Ведь подобные уравнения развивают логическое мышление, повышают уровень математической культуры, прививают навыки самостоятельной исследовательской работы в математике.
В своей работе я опирался на важные математические теории и алгоритмы, изученные ранее. При решении уравнений и задач, сводящихся к диофантовым уравнениям, применяются: метод перебора, отношение делимости, выделение целой части, метод «спуска», алгоритм Евклида.
Я выполнил цель и все поставленные мною задачи:
- познакомился с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями;
- научился решать линейные диофантовы уравнения
- классифицировал методы решений;
- сделал выводы;
- в помощь учителю создал приложение, в которое поместил подборку разных задач;
- в помощь учителю создал интерактивный тест в формате *.ppt, помогающий определить степень усвоения темы учениками;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 1
Диофантовы уравнения Выполнил: обучающийся 11 «Б» класса МБОУ «Гимназия» Терехов Даниил Научный руководитель: Терехова Надежда Анатольевна учитель математики высшей категорииСлайд 2
Цель: Систематизировать способы решения линейных диофантовых уравнений. Гипотеза: умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.
Слайд 3
Задачи : познакомиться с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями; научиться решать уравнения в целых числах разных уровней сложности и классифицировать методы решений; в помощь учителю создать приложение, в которое будет входить подборка разных задач; в помощь учителю создать интерактивный тест в формате *. ppt , помогающий определить степень усвоения темы учениками;
Слайд 4
Методы: источниковедческий анализ литературы; математическая обработка данных; решение уравнений; классификация уравнений; обобщение Линейные диофантовы уравнения Объект
Слайд 5
Практическая значимость моей работы заключается в использовании ее на углубленных занятиях по математике, при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ.
Слайд 6
о Диофанте Немного
Слайд 7
Однородное линейное уравнение ax + by = 0 Теорема 1: Если числа a и b взаимно простые, то уравнение имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множеством целых чисел Z и описываются формулой: , где - «номер» решения
Слайд 8
Общее линейное уравнение ax + by = с Теорема 2: Если наибольший общий делитель d коэффициентов a и b больше 1, а свободный член с не делится на d , то уравнение ax + by = с не имеет решений в целых числах. Теорема 3: Любое уравнение ax + by = с , где НОД ( a;b) =1, имеет хотя бы одно решение в целых числах.
Слайд 9
метод перебора; отношение делимости; выделение целой части; метод «спуска»; алгоритм Евклида ax + by = с Методы решения линейных уравнений
Слайд 10
Метод перебора; Отношение делимости; Выделение целой части Задача 1 : У осьминога 8 ног, а у морской звезды 5. Сколько в аквариуме тех и других, если всего у них 39 ног? Пусть х – количество осьминогов, у – количество морских звезд, тогда получаем уравнение Выразим у через х, т.к у – натуральное число, то должно делится на 5, значит: Ответ: 3 осьминога и 3 звезды .
Слайд 11
Метод «спуска» Задача 2: Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1 Т.к. 79 и 23 взаимно простые числа, то уравнение имеет хотя - бы одно решение в целых числах. Выразим переменную, имеющую наименьший по модулю коэффициент , т.к. х – целое, то Продолжим : Обозначим , пусть Делая обратную подстановку, получим: , значит Ответ:
Слайд 12
Задача 2 : Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1 Алгоритм Евклида Алгоритм Евклида заключается в последовательном делении наибольшего коэффициента на наименьший и предыдущего делителя на предыдущий остаток, нахождении наибольшего общего делителя двух чисел. Из (3) выразим остаток 1=10 – 3*3, из (2): 3 = 23 – 10*2, тогда Из (1) выразим остаток 10 = 79 – 23*3 и подставим в последнее равенство Сопоставляя с исходным уравнением 79у-23х=1, получим частное решение данного уравнения . Применяя одну из теорем, получим общее решение .
Слайд 13
познакомился с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями; научился решать линейные диофантовы уравнения; классифицировал методы решений; в помощь учителю создал приложение, в которое поместил подборку разных задач; в помощь учителю создал интерактивный тест в формате *. ppt , помогающий определить степень усвоения темы учениками; Выводы:
Слайд 14
В ходе данного исследования я овладел новыми математическими навыками, научился решать диофантовы уравнения разными методами. На примерах показал, что умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути. Заключение:
Слайд 1
ПО ТЕМЕ «ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ» ТЕСТСлайд 2
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЕ 1993 х +1994 у =1 x=1993t-1992 y=1994t-1993 t € Z 2) x=1994t-1993 y=-1993t+1992 t € Z 4) Не имеет решений 3 ) x=1992t-1994 y=1994t-1990 t € Z Следующее задание
Слайд 3
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ Для перевозки зерна имеются мешки, в которые входит либо 60 кг, либо 80 кг зерна. Сколько надо заготовить тех и других мешков для загрузки 1 т зерна таким образом, чтобы все мешки были полными? Какое наименьшее количество мешков при этом может понадобиться? 2) 2 и 11 1) 3 и 7 3) 15 и 5 4) Невозможно определить Следующее задание
Слайд 6
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ Остаток от деления некоторого натурального числа n на 6 равен 4, остаток от деления n на 15 равен 7. Чему равен остаток от деления числа n на 30? 1) 22 2) 43 3) 15 4) Невозможно определить Следующее задание
Слайд 7
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ Фирма продавала чай в центре города по 7 руб., а кофе по 10 руб. за стакан; на вокзале – по 4 и 9 руб. соответственно. Всего было продано за час 20 стаканов чая и 20 – кофе. Выручка в центре и на вокзале оказалась одинаковой. Сколько стаканов кофе было продано в центре? 1) 4 стакана 2) 8 стаканов 3) 5 стаканов 4) 6 стаканов Следующее задание
Слайд 8
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ Тема сделал несколько мелких покупок в супермаркете, имея при себе 100 рублей. Давая сдачу с этой суммы, кассир ошиблась, перепутав местами цифры, и выплатила рублями то, что должна была вернуть копейками, и наоборот. Купив затем в аптеке набор пипеток за 1 руб. 40 коп., Тема обнаружил ошибку кассира и, пересчитав деньги, нашел, что оставшаяся у него сумма втрое превышает ту, которую ему должны были вернуть в супермаркете. Какова стоимость всех покупок Темы? 1) 43, 15 руб. 2) 75,98 руб. 3) 89,46 руб. 4) 69,43 руб.

Валентин Берестов. Аист и соловей

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Стеклянный Человечек

Шелковая горка

Где спят снеговики?