В связи с растущей популярностью социальных сетей и мессенджеров среди подростков, мы решили исследовать их влияние на современное поколение молодежи. В работе рассмотрены особенности социальных сетей и мессенджеров, их рейтинг. Кроме этого проведено исследование среди обучающихся школы, которое позволило нам разработать памятку "Безопасный Интернет - детям!"
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_seti_za_i_protiv.docx | 146.69 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Менильская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Социальные сети: за и против»
Выполнила: Сметанина Диана, ученица 8а класса Руководитель: А.Н. Лозован, учитель информатики |
с. Менил, 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………..…………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования социальных сетей…….………………………………………………………………………………………..4
1.1. Социальные сети в современном обществе……………………….………………4
1.2. Положительные стороны социальных сетей………………………………………7
1.3. Отрицательные стороны социальных сетей…………………………………….....8
1.4. Угрозы социальных сетей…………………………………………………………..8
Глава 2. Изучение особенностей использования социальных сетей………………………..10
2.1. Выявление особенностей использования ресурсов сети Интернет………………………………………………………………………………………...10
2.2. Рекомендации по работе в социальных сетях…………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………………………….17
Введение
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и инноваций. Именно за ними наше будущее. Уже сейчас искусственный интеллект заменяет работников известных банков, спасают человеческие судьбы. А что ждет нас в будущем? Неужели мы и сами станем машинами? Реальную жизнь нам заменит «виртуальная реальность»? Нашими лучшими друзьями станут компьютеры, роботы? Нет, если мы сможем это предотвратить. Но как спросите Вы? А очень просто – нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.
Почему мы так любим, проводить время за компьютером и в социальных сетях, как это на нас влияет, сможем ли мы сказать себе «стоп»? По статистике количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Мы уже сейчас не можем жить без компьютера, и считаем, что за ним наше будущее. Использование компьютера, возможностей сети Интернет в настоящее время оказывает большое влияние на развитие и социализацию подростков. Не менее важную роль в развитии подростка играет и использование различных социальных сетей.
Актуальность данной работы заключается в том, что в наше время зависимость от социальных сетей приобретает характер эпидемии. Но действительно ли социальные сети наносят вред на психологическое развитие подростка в этом стоит разобраться.
Цель: исследовать влияние социальных сетей на подростков нашей школы.
Задачи:
Гипотеза исследования: большая часть учащихся нашей школы зарегистрированы, хотя в одной из социальных сетей, и тратят на это достаточно много времени.
Методы исследования: сбор информации, анализ, синтез, анкетирование.
Глава 1. Теоретические основы использования социальных сетей
Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь. Веб-аудитория в России ежегодно увеличивается. По результатам исследования, проводимого Международным институтом маркетинговых и социальных исследований, в 2008 году число пользователей сети Интернет составляло 25,4% (примерно 36 миллионов человек), а уже в 2016 году количество пользователей составляет 70,4% (примерно 105 миллионов человек).
По данным Международного союза электросвязи от 22.07.2016, количество пользователей сети Интернет составляет 3,5 миллиарда человек. Наибольшее количество пользователей сети Интернет в КНР (692 152 618 человек). Второе место занимает Индия (350 480 000 человек). Россия в этом рейтинге находится на шестом место (105 311 724 человек) [7].
В период с 2000 по 2015 год удельный вес пользователей Интернета увеличился почти в 7 раз – с 6,5% до 43% мирового населения.
Если говорить о возрастном распределении пользователей сети Интернет, то по данным сервиса для аналитики маркетинга в социальных сетях «Socialbakers», количество пользователей сети Интернет в возрасте от 13-15 лет составляет 4% от всех пользователей, 16-17 лет - 6%, 18-24 года – 32%, 25-34 года – 35%, 35-44 года - 14%, 45-54 года – 6%, 55-64 года – 2%, 65 и выше – 1%.
Благодаря различным сервисам сеть Интернет становится мощным инструментом для общения. По данным всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2012 году на вопрос: «Как вы проводите время в сети Интернет?» 47% пользователей ответили, что читают новости, 51% - занимаются работой или учебой, 45% проверяют электронную почту, 39% - слушают музыку, смотрят фильмы, читают книги, 17% - играют в игры, 37% женщин сидят в чатах, форумах.
Компьютеры стали мощным средством общения людей. Благодаря появлению сетей, особенно Интернет, пользователи получили уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.
В настоящее время существует большое количество различных способов виртуального общения. ICQ, Skype, Viber, WhatsApp, чаты, форум. Все это было до недавнего времени очень популярно, но еще более популярными в настоящее время становятся социальные сети.
C распространением Интернета все чаще от различных пользователей звучат вопросы, затрагивающие социальные сети, – что это такое и чем они отличаются от других сайтов. Наиболее правильным ответом на них будет определение таких сетей как платформы для построения социальных отношений между людьми, которые разделяют определенные интересы, деятельность, или же имеют реальные связи за пределами Интернета. Как правило, функционал социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в возможности создать связи с другими аккаунтами, а также в ряде дополнительных услуг.
Таким образом, социальные сети в Интернете – это сайты, предоставляющие услуги, позволяющие людям создавать общедоступный профиль, добавлять список пользователей, с которыми можно делиться различной информацией и поддерживать общение. Большинство таких ресурсов имеют средства взаимодействия пользователей через глобальную сеть, например, путем обмена мгновенными сообщениями [6].
Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook [3].
В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже — в 2006 году, с появлением Одноклассников и ВКонтакте.
И если LinkedIn создавалась с целью установления и поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение [9].
По данным сервиса рейтинга «Zonk», самой многочисленной по количеству пользователей является социальная сеть «Facebook». На сегодня в этой социальной сети зарегистрировано более 900 миллионов человек. Сеть была изобретена Марком Цукербергом в 2004 году. Изначально сайт был доступен только студентам Гарварда. С 2006 году сеть стала доступна всему миру.
Второй по популярности, является социальная сеть «Twitter». Количество пользователей достигает 350 миллионов человек. К ее изобретению приложили руки Биз Стоун и Джек Дорси. Целью создания этой сети было размещение новостей и действий.
Замыкает тройку лидеров социальная сеть «Pinterest». Количество пользователей этой социальной сети составляет 250 миллионов человек. Эта сеть начала набирать популярность с 2010 года, когда ее изобрел Бен Зильберман.
Популярная среди молодежи сеть «Instagram» в этом рейтинге занимает седьмое место. Количество зарегистрированных пользователей составляет 110 миллионов человек. Ежедневно в нее вливается миллионы фотографий и «селфи» со всего мира. Создали этот сайт на пару Майк Кригер и Кевин Систр.
Социальная сеть «Одноклассники» занимает восьмое место. В «Одноклассниках» зарегистрировано 100 миллионов пользователей. В сутки этот сайт посещают около 44 миллионов пользователей. Создал его Альберт Попков, и изначально он являлся просто хобби создателя, но когда сайт стал набирать популярность – стал его работой.
Девятое место занимает социальная сеть «ВКонтакте». Эту социальную сеть Павел Дуров создавал с той целью, чтобы ученики и выпускники могли общаться друг с другом. Но позже сайт был признан «самым быстрым и удобным». В этой социальной сети зарегистрировано около 70 миллионов пользователей [4].
Но какое бы количество пользователей не объединяла та или иная социальная сеть, в каких регионах мира она бы не пользовалась огромной популярностью, все сети имеют общее: они позволяют пользователям объединяться в онлайн режиме вокруг общих для них интересов и увлечений.
Еще одним средством виртуального общения является мессенджеры, которые позволяют пользователям обмениваться моментальными сообщениями.
Что же такое мессенджер? Мессенджер – это программа, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями. Нужно сказать, что понятие мессенджера уже давно не связывают только с обменом текстовыми сообщениями. Современные месенджеры уже стали полноценными коммуникационными центрами, которые помимо обмена сообщениями реализуют голосовую и видеосвязь, обмен файлами, веб-конференции. Наиболее популярные мессенджеры – Viber, WhatsApp, Facebook Messenger, Skype, ICQ [2].
Viber – это мобильное приложение, позволяющее отправлять текстовые сообщения и звонить другим пользователям Viber бесплатно. Идея создания Viber принадлежит уроженцу Тель-Авива Тальмону Марко и его компаньону Игорю Магазинник – выходцу из России. Впервые приложение было запущено в Израиле. Его на свое мобильное устройство установило 18 пользователей. Уже через 3 недели их насчитывалось более 30 тыс., спустя месяц количество людей, использующих Viber, стало порядка двух миллионов. Это говорит о том, насколько он удобен и экономичен. Благодаря тому, что он бесплатный, люди, живущие в разных уголках мира, могут общаться между собой, отправлять сообщения, фотографии и всевозможные изображения [1].
WhatsApp – это программное обеспечение для мобильных устройств, которое позволяет бесплатно обмениваться смс-сообщениями и пересылать медиа-файлы. Приложение ватсап разработал Ян Кум – американский предприниматель, родившийся в Украине. Свою разработку он продал компании Facebook [8].
На первый взгляд, эти два мессенджера ничем не отличаются, но при более детальном рассмотрении можно увидеть их различия. Первое, что бросается в глаза - различный дизайн и интерфейс двух мессенджеров. Основной цвет Viber - фиолетовый (сиреневый), Whatsapp - зеленый. Однако, оба приложения позволяют менять аватарку или, к примеру, фон для каждой переписки. Вы можете поставить в качестве такого фона фотографию человека, с которым ведете беседу. Отличие «Viber» от «WhatsApp» еще и в том, что первое приложение позволяет устанавливать небольшой статус, как в социальных сетях. С его помощью вы можете сообщить друзьям, что делаете в данный момент или указать на то, что вы сейчас заняты. Приложение «WhatsApp» дает возможность только обмениваться текстовыми сообщениями. Кроме того, вы можете посылать небольшие голосовые сообщения.
1.2. Положительные стороны социальных сетей
Социальные сети предоставляют возможность общаться коллегам по работе, родственникам и друзьям, живущих в разных городах и странах, а также заводить новые знакомства.
Социальные сети можно использовать как инструмент для саморазвития. Здесь можно смотреть познавательные фильмы, слушать хорошую музыку, читать интересные книги, изучать иностранные языки. В социальных сетях созданы группы по интересам, в которых можно найти интересующую вас информацию, например, видеозанятия по фитнесу или же с уроками игры на гитаре.
Наряду с этим, социальные сети могут помочь во время учебного процесса. С их помощью можно обмениваться конспектами лекций, заданиями по лабораторной работе и другой полезной информацией. Также есть возможность вступить в сообщества определенной тематики и детально изучить вопросы по истории или же подтянуть знания по иностранному языку. Для этого в социальных сетях есть ссылки на необходимую литературу, фото и видеоматериалы. Можно обсудить проблемные вопросы с другими членами группы.
Социальные сети – это площадка для развития бизнеса. Здесь можно прорекламировать свой интернет-магазин, студию веб-дизайна или рок-школу. Реклама может быть направлена на предоставляемые вами услуги или продукцию. Можно отыскать новых клиентов, приумножить лояльность постоянных покупателей.
Социальная сеть может служить как отличное хранилище для фотоальбомов, видеороликов и ваших личных записей. Падения серверов крупных проектов бывают очень редко. Одним словом, вы можете не беспокоиться за сохранность ваших, безусловно, ценных данных. Кроме того, есть множество приятных бонусов, вроде создания «встреч» и оповещения всех своих друзей. Или, например, в том же «ВКонтакте» можно создать «предложение», на которое каждый пользователь может, ответить положительно или отрицательно. И если он или она согласна, к примеру, поиграть с вами в гольф, то вы получите оповещение [4].
1.3. Отрицательные стороны социальных сетей
Из-за обилия развлекательной поверхностной и зачастую ненужной мусорной информации время пребывания в социальной сети значительно увеличивается. Такое времяпрепровождения может отрицательно сказываться на здоровье, так как большой объем информации нередко утомляет и нагружает нервную систему.
Также может меняться гормональный фон, в результате зависимости от Интернета. Например, в момент проверки социальных сетей сильнее выделяется гормон окситоцин, который ответственный за чувство переживания.
Минусом является и то, что человек теряет навык реального общения, так как привык к общению в режиме онлайн. Переписываясь в социальных сетях, люди часто не соблюдают правила грамматики и пунктуации, используют скудный словарный запас, эмоции заменяются смайликами – все это отрицательно сказывается на общении в реальном мире.
Спецслужбы используют социальные сети для организации слежки. Представители спецслужб составляют приблизительно 15% пользователей общественных сетей.
Еще один минус – это зависимость от социальных сетей [5].
1.4. Угрозы социальных сетей
Несмотря на наличие положительных сторон, использование социальных сетей несет в себе и проблемы и опасности. Приведем некоторые из них:
Понятно, что угрозы, которые встречаются в социальных сетях, не ограничиваются лишь этим списком. Каждый день мы подвергаем себя опасности, проверяя свой аккаунт в той или иной социальной сети. Стоит задуматься, а не лучше ли общаться в реальной жизни?
Глава 2. Изучение особенностей использования социальных сетей
2.1. Выявление особенностей использования ресурсов сети Интернет
С целью определения влияния социальных сетей на подростков, нами было проведено анкетирование среди учащихся 4-9, 11 классов.
Объект исследования: учащиеся 4-9, 11 классов.
Предмет исследования: отношение учащихся к социальным сетям.
Методы исследования: анкетирование.
Всего в опросе приняло участие 59 человек. Респондентам было задано 10 вопросов. Полученные результаты представлены ниже в виде диаграмм.
Диаграмма 1
Полученные результаты показали, что лишь у 5 человек в возрасте от 10 до 12 лет нет доступа к сети Интернет. А с возраста 13 лет все опрошенные имеет доступ к сети Интернет.
Диаграмма 2
Как видно из диаграммы, что учащиеся в возрасте 10-11 лет проводят менее часа в сети Интернет. Следует отметить, что в возрасте 12 лет один учащийся проводит 5-6 часов в сети Интернет, а уже в возрасте 14 лет их количество увеличивается до 5 человек. И в возрасте 14-15 лет 2 учащихся проводят более 8 часов в сети Интернет.
Диаграмма 3
Анализируя диаграмму, следует сказать, что в возрасте 10-11 лет учащиеся используют сеть Интернет преимущественно для учёбы и онлайн игр. А начиная с 13 лет, основной деятельностью учащихся в сети Интернет становится общение.
Диаграмма 4
Только 9 учащихся школы, в возрасте от 10 до 13 лет, не зарегистрированы в социальных сетях. Остальные опрашиваемые являются пользователями социальных сетей. Самыми популярными социальными сетями среди подростков являются «ВКонтакте», «ДругВокруг». Кроме этого, популярность набирают мессенджеры, такие как, «Viber», «WhatsApp».
Диаграмма 5
Как показали ответы учащихся большинство из них (53 человека) пользуются социальными сетями дома. Один учащийся в возрасте 15 лет – на уроке.
Диаграмма 6
Стоит отметить, что 15 человек из всех опрошенных иногда забывают выполнить важное задание из-за долгого времяпровождения в сети. И 6 человек, из числа опрошенных, часто забывают выполнять важные задания из-за долгого времяпровождения в сети.
Диаграмма 7
При анализе ответов на этот вопрос, необходимо заметить, что в основном, социальные сети используются подростками для общения с людьми (либо с тем, с кем видятся в реальной жизни, либо с теми, с кем не могут видеться в реальной жизни). 11 человек, из числа опрошенных, используют социальные сети для новых знакомств.
Диаграмма 8
Как видно из диаграммы, лишь в возрасте 10 лет большинство опрашиваемых считают социальные сети всемирным злом и плохой тенденцией.
Диаграмма 9
В независимости от возраста, самыми популярными группами среди пользователей социальных сетей нашей школы являются развлекательные группы (18 человек).
Диаграмма 10
Как видно из диаграммы, большинство опрашиваемых не подвергались никаким рискам, используя сеть Интернет (31 человек). Но 8 человек из числа респондентов подвергались взлому профиля, спаму и вымогательству денег. Преследованию сообщениями (оскорблению, запугиванию) подвергались 6 человек.
Как показало исследование, 50 человек из числа респондентов (что составляет 85%) зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей. Среднее времяпровождение в сети Интернет составляет 4 часа. Согласно СанПин 2.2.2./2.4. 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» непрерывная деятельность за компьютером:
- для учащихся 1 класса – 10 минут;
- для учащихся 2-5 классов – 15 минут;
- для учащихся 6-7 классов – 20 минут;
- для учащихся 8-9 классов – 25 минут;
- для учащихся 10-11 классов – 30 минут.
Исходя из этих данных, практически каждый из респондентов за один день просиживает за компьютером (смартфоном, планшетом) свою недельную норму, что, безусловно, сказывается на здоровье.
2.2. Рекомендации при работе в социальных сетях
В результате проведенного анкетирования и обработки результатов, можно выделить пути решения проблем, связанные с использованием социальных сетей:
Для того чтобы снизить уровень рисков во времяпровождении в сети Интернет и социальных сетях нами был разработан буклет «Безопасный Интернет – детям!» (Приложение 1).
Заключение
Социальные сети в Интернете – это сайты, предоставляющие услуги, позволяющие людям создавать общедоступный профиль, добавлять список пользователей, с которыми можно делиться различной информацией и поддерживать общение. Большинство таких ресурсов имеют средства взаимодействия пользователей через глобальную сеть, например, путем обмена мгновенными сообщениями.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Как и везде, в использовании социальных сетей есть свои достоинства (поиск нужных людей, общение с друзьями или родственниками, с которыми невозможно общаться в реальной жизни) и недостатки (неразумное времяпровождение, зависимость, «виртуальные» друзья). Социальные сети являются средством самовыражения современного подростка, общения с близкими людьми, развлечения.
Как показало исследование, большая часть учащихся из числа опрашиваемых зарегистрированы в социальных сетях. И проводят в социальных сетях порядка 4 часов ежедневно. Исходя из результатов исследования, главной целью использования социальных сетей подростками является – общение. Это неудивительно, ведь в «виртуальном» мире гораздо проще выразить свои эмоции и чувства, нежели находясь с собеседником друг напротив друга.
В социальных сетях легко встретить мошенника: он может вам добавиться в друзья, выспрашивать ваши личные данные и т.д. Ничего не подозревая, пользователь может совершить непоправимую ошибку. Стоит отметить, что некоторые респонденты, используя сеть Интернет и социальные сети, все-таки попадались на уловки мошенников (онлайн мошенничество, взлом профиля, спам и пр).
Но, как и в настоящей жизни, в виртуальной, тоже есть свои правила, которым необходимо следовать. Это позволит не попасться в руки мошенников и с пользой провести свое свободное время. Именно с целью снижения риска при использовании социальных сетей, нами был разработан буклет «Безопасный Интернет детям!»
Исходя из вышесказанного, считаем цель исследования достигнутой, а гипотезу подтвержденной.
Список использованной литературы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Волшебные звуки ноктюрна
Сказка про Серого Зайку
Зимовье зверей