• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научная работа: " Первые шаги в науку"

Опубликовано Землянская Нелли Евгеньевна вкл 11.07.2017 - 10:07
Землянская Нелли Евгеньевна
Автор: 
Решетнева А

Изучить роль печенья в народных праздниках. Изучить рецепты старинных печений. Научиться их выпекать. Сравнить печенья,  выпеченные по старинным рецептам, и печенья изготовленные на фабрике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_nauku.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Воронежский государственный университет инженерных технологий

I очно-заочный конкурс

«Первые шаги в науку. Технология хлеба, кондитерских, макаронных изделий и зернопродуктов»

Тема: «Печенье, как атрибут народных праздников.

Забытые рецепты наших предков»

                                                                                                           Выполнила:

ученица 11 «Б» класса

МБОУ СОШ № 51, г. Липецк

Решетнёва Алёна Сергеевна

Руководитель:

учитель химии

Землянская Нелли Евгеньевна

                                                        Липецк 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ПЕЧЕНЬЕ КАК АТРИБУТ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ………3

ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПЕЧЕНЬЯ.....…………….……………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………16


ВВЕДЕНИЕ

Тема работы: Печенье как атрибут народных праздников. Забытые рецепты наших  предков.

Цель: Изучить роль печенья в народных праздниках. Изучить рецепты старинных печений. Научиться их выпекать. Сравнить печенья,  выпеченные по старинным рецептам, и печенья изготовленные на фабрике.

Объект исследования: Народные праздники.

Предмет исследования: Обрядовая выпечка. Фабричное печенье.

Методы исследования: Органолептический анализ выпечки.  Изучение и сбор информации из различных источников, в качестве которых брались сеть интернет, журналы и книги. Собранная информация полностью отражает цель работы и способствует проведению практической части.

 

    При мысли о далёком прошлом нашей страны, в первую очередь, приходят на ум красочные наряды, хороводы и, конечно же, праздники. Даже  когда на смену языческим обрядам пришли православные праздники, то яркость и веселье не были утрачены. Какой бы то ни был праздник, его с нетерпением ждут все: от мала до велика. Пока мамы и бабушки суетятся с приготовлениями праздничного обрядового стола, младшие члены семьи во всю веселятся в предчувствии чего-то волшебного, доброго и чудесного.

   А ведь если хорошенько подумать, то окажется, что все наши праздники неразрывно связаны с проявлением чуда. К примеру, Рождество. Чудом в этот день является рождение Христа. В Новый год - это  ожидание перемен, подарков, волшебной ночи  и Деда Мороза. Масленица – проводы  зимы. И так можно разобрать каждый праздник без исключения. Каждый из них основывается по большей части на вере и любви. Это два неотъемлемых компонента любого празднества вместе с определёнными правилами и обрядами.

   Теперь об обрядах мы можем узнать лишь из уст наших бабушек и дедушек, из книг или сети интернета. Но многим традициям мы придерживаемся и до сих пор. Так что же помогает нам проникнуться в атмосферу праздника? Это, безусловно, нарядное убранство дома, праздничная атрибутика и обрядовая еда.

   С раннего детства я каждое Рождество провожу в деревне, где частично ещё живы основные традиции этого светлого праздника. Очень приятно окунаться в таинственную атмосферу праздника каждый год. С вечера мы с бабушкой печём печенья, чтобы угощать ими колядовщиков и христославцев. Позднее я уже узнала, что эти печенья называются козулями. А рано утром 7 января мы с сестрой отправлялись христославить. Для этого мы учили большие и интересные стихи на тему Рождества. А вечером вся наша большая семья собиралась за общим праздничным столом.

  Познакомившись с этими печеньями козулями, мне захотелось узнать о нём больше. На самом деле, почему печенье приобрело именно такое название, именно такой вид и форму? Да и как оно вообще появилось?  Существуют ли еще какие-нибудь обрядовые печенья, и в каких обрядах они использовались? В чём основное отличие старинной обрядовой выпечки от современного фабричного печенья?

Печенье как атрибут народных праздников

Печенье в рационе человека появилось практически одновременно с хлебом – примерно 10 тыс. лет до н. э. Первые печенья сильно отличались от тех, к которым мы привыкли. Это связано с тем, что в самые первые печенья не добавляли различные начинки, сахар, пряности. Традиции выпечки фигурного печенья, берут свое начало из глубины веков. Ведь именно с помощью различных фигурок, зачастую вылепленных из теста, совершались различные обряды. Нельзя забывать, что прошлое Руси, было связано с чествованием большого количества языческих богов. Иногда, с помощью фигурок, вылепленных и выпеченных из теста, пытались добиться милости от того или иного Бога, который, по мнению людей живших в те времена, нес ответственность за урожай, за здоровье скота и благополучие в доме. Для этого изначально и выпекалось печенье. Уже сам факт создания фигурного печенья, его наличие в доме имел, по представлению наших далеких предков, магическое значение, влиял на будущее.  Сейчас пойдёт речь о некоторых праздниках и их атрибутах, в том числе и о печеньях.

Власьев день — день народного календаря, посвящённый св. Власию Севастийскому и отмечаемый 24 февраля. Власьев день — коровий праздник. Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем. На многих иконах этот святой изображен на коне в окружении коров, лошадей, овец.

Народная традиция связывала Власьев день с христианским праздником Богоявления. Считалось, что канун этого дня – время особого разгула нечистой силы. В эти дни устраивали смотрины невест, разгульные игрища с песнями и плясками. Непременными участниками гулянья были ряженые, причем среди них главенствовали маски медведя и быка. На празднике непременно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «копытца», «коровки», «рожки».

«Козули» (калядашки, каракульки, козульки) – обрядовое печенье из пшеничной или ржаной муки, чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северно-русских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек. В Сибири наряду с изображениями животных еще делали фигурку пастуха. Нижегородские «каракульки» представляли собой нечто вроде баранок или кренделей.

В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что «козули» скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов (Славение Христа, Колядование): «В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздается колядующим, а часть остается скотине, причем корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три, т. е. каждое животное получает столько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печется ряд мелких фигурок коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, В Крещение же после водосвятия, размачивает в святой воде фигурки и раздает скоту». В Синьской волости Московской губернии испекаемых в Крещение «козуль» раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: «Подайте конька, золотого гребенька, - но обязательно оставляли дома столько «козуль», сколько в хозяйстве было скотины. В Архангельской губернии ржаные «козули», наряду с калачами, витушками использовали как Христославие (Славение Христа).

Помимо отмеченных форм использования «козуль», в некоторых местных традициях одну из испеченных фигурок клали в сенях над входными воротами во двор с целью, чтобы скот лучше плодился и чтобы домашние животные летом сами возвращались домой, не терялись.

В качестве гостинца обрядовое печенье типа «козуль» могли дарить детям в сибирской традиции, родственникам; в Новгородской губернии «козуль» девушки дарили женихам.

Как и другие виды обрядовой пищи «козули» использовали в гаданиях на Святках: «Девушка клала «козульку» на пол и выпускала петуха. Если петух нес «козульку» под большой угол. То девушка в этом году замуж не выйдет, а если в сени – выйдет».

17 марта – Герасим-Грачевник. Ждали прилета грачей, приговаривая: «Грач на горе - так и весна на дворе». «Увидел грача - весну встречай». «Грач прилетел – через месяц снег сойдет».

В день Герасима - грачевника пекут печенье в виде грачей, которое ласково называли грачики. Это весеннее обрядовое печенье – из кислого ржаного теста. От «жаворонков» они отличались тем, что были крупнее и с большими «ногами». Количество соответствовало количеству членов семьи. В каждое запекали по предмету и гадали. Найденная копейка предвещала деньги, таракан – сплетни, пуговица – отправку в армию, луковица – горе,  тряпочка с узелком – замужество.

22 марта, в день Весты, Богини Весны – День Весеннего Равноденствия. Богиня Веста - Хранительница Мудрости, управляет приходом Весны и Пробуждением Природы. В ее честь празднуют не только люди, но и все живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну. Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетели к нам,

Принесите нам лето теплое!

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела!

На  Жаворонки день меряется с ночью. Весна вступает в свои законные права, а зима доживает свои последние денечки. В старину, у древних славян, существовало поверье, что именно в этот день из теплых стран возвращаются сорок  разных птиц с зимовки, и жаворонок – первая из них.

После этого, печеных жаворонков с удовольствием съедали, а их головы скармливали скотине или же отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

 В эту же пору в Каргополе хозяйки пекут особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех обводов, завитых "по солнышку".

Каргопольские тетёрки можно сравнить с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки». Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов: в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая.

 «Тетёрки» также включены в родовую обрядность: они пекутся на сороковой день после свадьбы, и много. "Была норма — 100 тетёрок" (пекли всей семьёй, да с соседями, и молодую жену на эти дни отпускали в отчий дом помогать). Их несёт к молодым тёща, приходят и остальные родственники. Среди этих «тетёр» есть особые "именные" для зятя - в них-то и кладут льняное семя. Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками .

Для непосвященного «тетерки» кажутся, чем- то примитивным, чуть ли не атрибутом африканских племен. Знающий же человек, находит в них отображение мировоззрения крестьянина, древние народные верования славян, модель Вселенной. Вот и в Каргопольских «тетерках» исследователи находят древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага. Это сложно, но в «тетерках» заложен глубочайший смысл. Самый любимый и распространенный элемент орнаментов – солнце. Солнце почиталось как источник жизни, обладающий великой очистительной и охранительной силой. По народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому и нечистому. В «тетерках» мастерицы умели изобразить не только солнце, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в веселый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в «тетерке» из тончайшего жгута почти двухметровой длины.

Лесенки - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое на Вознесение, в день Иоанна Лествичника, иногда в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью. В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавался вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество "ступеней": 7 - "по числу небес Апокалипсиса" (Ярославская губерния.), 23 - "по числу мытарств души на том свете" (Калужская губерния.), 40 и т.д.

По народным представлениям, "лесенка" должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти. В южнорусских губерниях, преимущественно в Калужской и лишь отчасти в Курской, "лесенки" являлись исключительно поминальным блюдом, выпекаемым на поминки в сороковой день. В Калужской губернии "лесенку" - пирог или длинную пшеничную лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную маком - носили в сороковой день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай.

   С другой стороны "лесенки" часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога. В день памяти Иоанна Лествичника крестьяне приносили в церковь для освящения изготовленные в этот день из теста "лестницы". После службы часть "лесенок" шла в пользу церковного причта, а остальные раздавали нищим. Подача милостыни как богоугодное деяние должна была способствовать приближению человека к Богу, восхождению души в Царство небесное.

Во многих губерниях центральной и южной России, "лестница" являлась непременным атрибутом вознесенских ритуалов, направленных на обеспечение урожая. Печение с особыми приговорами съедали в поле на своей полосе, бросали в посевы, зарывали в землю и т.п. В некоторых местах существовал обычай, прежде чем нести "лестницы" в поле, освящать их в церкви. В Московской губернии "лесенки" вертикально ставили в поле, чтобы рожь была выше. Во многих местах, стоя на своей полосе и подбрасывая "лестницу" вверх, крестьяне, чтобы ускорить рост и созревание ржи, произносили импровизированную молитву: "Христос Воскресе, лезь по моей лестнице" или "Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!".

Иногда при помощи "лесенок" гадали. В начале 19 веке в Ярославской губернии освященную в церкви семи ступенчатую "лесенку" сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если "лестница" оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадет на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадет в рай. В начале 20 века гадали уже иначе: только что испеченные "лестницы" кидали на пол около печи.

Мои исследования показали, что существует множество видов обрядового печенья. Их вид и название характерен для каждого региона и области. Обрядовое печенье изготовлялось к определенным датам земледельческого года.

Изучение и сравнение печенья

 Для того, чтобы изготовить  обрядовые печенья, я использовала старые рецепты. Которые передавались из уст в уста

Время вносило свои коррективы в рецепты, добавлялись новые ингредиенты.

Практику по использованию старинных рецептов я начала с приготовления  самого простого рецепта.

Рецепт печенья « Козули»

1.Сахар (в тесто - 4стак.; в глазурь - 1стак.) — 5 стак.

2. Вода (крутой кипяток в тесто - 1,5стак.; в глазурь - 1стак.) — 2,5 стак.

3. Яйцо (в тесто) — 3 шт.

4. Желток яичный (в тесто) — 5 шт.

5. Белок яичный (в глазурь) — 2 шт.

6. Соль (в тесто) — 0,5 ч. л.

7. Сода (в тесто) — 2 ч. л.

8. Специи (в тесто - корица, кардамон, имбирь, мускатный орех, гвоздика молотая) —3 ст. л.

9. Уксусная эссенция (в глазурь - 2 капли)

10. Мука —1,8 кг

11.Сливочное масло — 400 гр.

Рецепт печенья «лесенки:

1.Ванилин — 4 гр.

2.Мука — 350 гр.

3.Сок лимонный — 40 мл.

4.Яйца куриные — 1 шт.

5.Вода — 100 мл.

6.Сахарная пудра —180 гр.

9.Фундук — 120 гр.

 По приведённым рецептам делаем  выпечку и сравниваем их с произведёнными  на кондитерской фабрике, где рецепт и технология регламентируются ГОСТами.

 Особенностью печенья козули является добавление в тесто большого количества специй, которые усиливают вкус и аромат, а так же увеличивают срок хранения до одного года. Козули являются плотными печеньями, что даёт нам возможность долго наслаждаться вкусом и ароматом пряностей.  Особенностью печенья лесенки является их оригинальная форма в виде лесенок, вкрапления дроблёного ореха и кислота лимона создают неповторимый вкус.

 В качестве образцов для изучения были выбраны печенья торговых марок:

1.”Любятово” печенье сахарное “Сливочное” 

Состав: мука пшеничная, масло растительное, сахар, сироп инвертный (сахар, регуляторы кислотности: кислота молочная, натрий двууглекислый), крахмал кукурузный, меланж яичный сухой, сливки сухие молочные, соль, разрыхлители: соль углеаммонийная, сода пищевая, лецитин, ароматизатор идентичный натуральному “Масло” и  “Ванилин”.

2.”Любятово” печенье сахарное ”Топлёное молоко”

Состав: мука пшеничная, масло растительное, сахар, сироп инвертный (сахар, регуляторы кислотности: кислота молочная, натрий двууглекислый), крахмал кукурузный, меланж яичный сухой, соль, разрыхлители: соль углеаммонийная, сода пищевая, сыворотка молочная сухая, лецитин, ароматизатор идентичный натуральному “Топлёное молоко”, молоко коровье.

3.”Красный октябрь”. Печенье сахарное “Алёнка” вкус Любимое молоко с витаминами”

Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлитель-гидрокарбонат натрия, сгущённое с сахаром молоко, соль поваренная, эмульгатор лецитин, ароматизатор идентичный натуральному “Топлёное молоко”, смесь витаминно-минеральная (В1, В2, В6, фолиевая кислота, ниацинамид, железо, кальций).

4.” Юбилейное. Витаминизированное. Ореховое”

Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода, крахмал кукурузный, сироп глюкозно-фруктозный, меланж яичный, разрыхлитель (сода пищевая), фундук жареный тёртый, соль, ароматизатор идентичный натуральному, лецитин соевый, премикс витаминно-минеральный.

 Печенья, приготовленные на кондитерской фабрике по консистенции более хрупкие, нежные, тающие во рту. Присутствует стойкий запах и вкус ароматизаторов. Из четырёх образцов только печенье «Юбилейное. Ореховое» имеет ярко выраженный вкус ореха. Остальные три образца по аромату и вкусу близки друг к другу.  Срок хранения у большинства образцов не превышает шести месяцев, за исключением печенья «Алёнка».

 Согласно ГОСТу содержание сахара в печенье должно быть не менее 27%, поэтому оба вида печенья относятся к сахарному.

   В таблице №1 анализируем приобретённые образцы  печенья и выпеченные по старым рецептам  по органолептическим показателям в соответствии с ГОСТ 24901-89.

Таблица № 1.  Органолептические показатели образцов сахарного печенья.

         Требования  

      ГОСТ 24901-89

               Образцы сахарного печенья

«Козули»

«Лесенки»

«Алёнка»

1.Форма сахарного печенья должна иметь не более одного надрыва на одной из сторон печенья. Без вмятин, с ровными или фигурными краями.

Края фигурные, без надрывов.

Края неровные, так как в печенье добавлен дроблёный орех.

Края ровные без вмятин.

2.Надлом допускается в количестве одной штуки на 400 грамм, или не более 5% в весовом печенье.

Нет.

Нет.

3 шт. на 200 грамм

3.Поверхность сахарного печенья должна быть гладкой с лицевой стороны, без вкраплений, не обгорелая и без крошек.

Соответствует.

Поверхность глазированная гладкая

На поверхности присутствуют кусочки орехов.

Соответствует.

4.Допускаются изделия с небольшими вздутиями и малой шероховатостью, не более 5% к массе в весовом варианте.

Вздутий не обнаружено.

Вздутий не обнаружено.

Поверхность шероховатая

Соответствует.

5.Нижняя сторона должна быть ровной, допускается шероховатость, а так же изделия с углублениями в виде воронки не более 20 мм² и с вкрапленными крошками: не более одной штуки в фасованном печенье.

Соответствует.

Соответствует.

На нижней стороне присутствуют вкрапления более одной штуки.

6.Цвет сахарного печенья должен соответствовать его названию, различных оттенков, равномерный. Допускаются потемнения на выступающих частях печенья, следы от сетки или трафарета.

Цвет светло-коричневый

Цвет охристый. Соответствует изделию.

Соответствует.

7.Вкус и запах у сахарного печенья должен соответствовать наименованию данного печенья, без посторонних запахов и привкусов.

Вкус пряный.

Соответствует рецепту

Вкус кисло-сладкий. Лимонно-ореховый Соответствует рецепту.

Соответствует.

8.Вид в изломе у сахарного печенья имеет равномерную пористость, пропеченность без следов непромеса и пустот.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

      Таблица №2   Требования  

      ГОСТ 24901-89

               Образцы сахарного печенья

«Юбилейное»

«Сливочное»

«Топлёное молоко»

1.Форма сахарного печенья должна иметь не более одного надрыва на одной из сторон печенья. Без вмятин, с ровными или фигурными краями.

Края ровные без вмятин.

Края ровные без вмятин.

Края ровные без вмятин.

2.Надлом допускается в количестве одной штуки на 400 грамм, или не более 5% в весовом печенье.

Нет.

Нет.

нет

3.Поверхность сахарного печенья должна быть гладкой с лицевой стороны, без вкраплений, не обгорелая и без крошек.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

4.Допускаются изделия с небольшими вздутиями и малой шероховатостью, не более 5% к массе в весовом варианте.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

5.Нижняя сторона должна быть ровной, допускается шероховатость, а так же изделия с углублениями в виде воронки не более 20 мм² и с вкрапленными крошками: не более одной штуки в фасованном печенье.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

6.Цвет сахарного печенья должен соответствовать его названию, различных оттенков, равномерный. Допускаются потемнения на выступающих частях печенья, следы от сетки или трафарета.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

7.Вкус и запах у сахарного печенья должен соответствовать наименованию данного печенья, без посторонних запахов и привкусов.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

8.Вид в изломе у сахарного печенья имеет равномерную пористость, пропеченность без следов непромеса и пустот.

Соответствует.

Соответствует.

Соответствует.

Из этой таблицы можно сделать вывод, что домашние и фабричные печенья не имеют серьёзных отклонений от  ГОСТа по органолептическим показателям.  Но в фабричных печеньях присутствуют продукты неприродного происхождения, а так же наличие пальмового масла. По поводу использования которого в пищевом производстве, имеется негативное мнение.

Если вести речь о пользе, то растительные масла ценны количеством линолевой кислоты. Чем это количество выше – тем дороже и полезнее сорт растительного масла. Наиболее сбалансированными для человека являются кукурузное и оливковое масла. В растительном масле среднего качества и цены содержание линолевой кислоты достигает 70-75%. А вот в пальмовом масле линолевой кислоты – всего 5%. Но зато в процессе гидрогинезации в пальмовом масле появляется высокий процент так называемых насыщенных жиров, которые способны повышать уровень холестерина в крови и провоцировать развитие атеросклероза, тромбоза сосудов, заболеваний сердца, ожирения. И, конечно, в результате снижается иммунитет человека, увеличивается риск заболевания диабетом и онкологией. Кроме того, пальмовое масло, введённое в молочные продукты для продления сроков хранения, делает их тугоплавкими. Температура, при которой пальмовое масло плавится, гораздо выше, чем температура человеческого тела. Попадая в наш желудок, пальмовое масло остаётся пластичной липкой массой, ее можно сравнить с кусочком пластилина.

В печеньях домашнего приготовления естественно нет различных искусственных вредных добавок. Что делает их если не вкуснее, то однозначно полезнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 В результате проделанной работы я многое узнала о народных праздниках и обрядах. Процесс выпекания печенья по старинным рецептам вызвал у меня интерес и в дальнейшем я планирую продолжить изучение новых рецептов обрядовой выпечки. Сравнение покупного печенья с домашним привело к выводу, что, безусловно, домашнее печенье  более полезно и разнообразно по своей сути. Но не будем забывать, что кондитерские фабрики работают для того, чтобы их продукция была доступна и востребована каждым человеком, поэтому глупо требовать от производителя, чтобы в состав его продукции входило, например, сливочное масло, а не яичный порошок. Тогда любой товар стоил бы дорого, и потерял бы свою доступность. Но и о домашней выпечке не стоит никогда забывать. В ней находят своё отражение наши старинные праздники, благодаря которым и появились разнообразные печенья. Выпекая жаворонков, козули и лесенки с бабушками и мамами, мы принимаем и передаём своим детям и внукам память о наших славянских предках, их праздниках и обрядах. Так что хоть иногда нужно баловать себя и своих близких вкусной, с душой приготовленной выпечкой.

 Которая несёт тепло человеческих рук, в домашних условиях из простого кондитерского изделия превращается в настоящее произведение искусства. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Тихомирова Е.В. «Жаворонки, прилетите!». Н. Новгород, 2011.

2.Слепцова И. С. Обычай «жаворонков кликать» в Среднем Поволжье / Живая старина. 2001.

3.Соколова В. К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах. // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. с.11-25.

4.Пасхальная и постная выпечка. Старинные русские рецепты. М.,2007. с 5-7

5. ГОСТ 24901-89 Печенье. Общие технические условия.

6. Федотов Г. Я. Русская печь. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.с 238-240.

7.Интернет ресурсы:

http://www.ethnomuseum.ru

http://ru.wikipedia.org

http://vladimir.mk.ru/interview/2012/05/23/706669-palmovoe-maslo-vred-ili-polza.html


Поделиться:

Две снежинки

Зимняя сказка

Рукавичка

Как напиться обезьяне?

Свадьба в Малиновке