Информационный материал
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maou_sosh_no40_moya_professiya_-_moya_strategiya.doc | 153 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
Проект
«Моя профессия – моя стратегия»
Выполнила: Горожанкина Ольга,
ученица 10 «Б» класса
МАОУ «СОШ №40»
Руководитель: Клышникова Л.И.,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №40»
Старый Оскол
2016
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..3-4
2. Описание проекта………………………………………………………………5-13
3. Заключение……………………………………………………………………….14
4. Литература………………………….……………………………………………...15 5. Приложение…………………………………………………………………….16-17
1. Введение.
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
В нашем мире существуют самые разнообразные профессии. Все они приносят определенную пользу обществу. Я хочу выбрать профессию, не только полезную, но и делающую мир вокруг меня красивее и интереснее! Для этого надо быть профессионалом в своей области знаний. И нам, выпускникам, важно понять, в какой области знаний мы сможем принести наибольшую пользу? К чему у нас есть склонности? Будет ли востребована наша профессия? На какую работу можно будет устроиться?
Сейчас передо мной, как и перед многими выпускниками стоит вопрос «Куда пойти учиться?» На него не так просто ответить, ведь это решает всю мою дальнейшую жизнь! Поэтому надо смотреть какие у человека склонности, интересы, пристрастия. Далее выпускники рассматривают различные профессии и учебные заведения и выбирают те, которые нравятся им. Ведь выбранная профессия должна приносить радость и удовлетворенность человеку. Конечно, думая о своей будущей профессии, нельзя не задуматься о ее востребованности в нашем мире.
Самое важное, что у нас есть право выбора. Это значит, что перед нами могут открыться все двери, если мы этого захотим и покажем достаточный уровень знаний и умений в выбранной области. Самое главное учиться, познавать много нового и неизведанного. Очень важно, чтобы у человека был широкий кругозор знаний. Если человек захочет и приложит усилия, то он всегда найдет себе дело по душе.
Как же выпускнику выбрать профессию? Это должен быть обдуманный шаг. Не следует исходить из принципа «лишь бы поступить». Потом человек поймет, что это не то чего он хочет, но время уже будет упущено. Выбор профессии – это личное право человека, которое он принимает сам, без давления окружающих. Делая такой сложный выбор, надо думать о том, как в последствии мы сможем преобразить и изменить этот мир, какую пользу мы принесем стране и людям?
Проблема, на решение которой направлен проект: как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы.
Цель проекта: помочь выпускнику школы в профессиональном самоопределении.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит:
- повысить мотивацию подростков к труду;
- повысить готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению;
- оказать адресную помощь учащимся школы в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Гипотеза исследования: процесс выбора профессии выпускником школы будет успешным, если использовать различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии, консультации.
Задачи проекта:
Выполнение проекта «Моя профессия – моя стратегия» поможет мне определиться с выбором профессии.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- Выбор темы
- Определение цели, формулирование задач.
2. Поисково-исследовательский этап
- Определение источников информации.
- Планирование способов сбора и анализа информации.
- Подготовка к исследованию и его планирование.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
3. Трансляционно-оформительский этап
- Предзащита проекта
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта
- Определение программы и сценария публичной защиты;
4. Заключительный этап
- Публичная защита проекта.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
2. Описание проекта.
2.1. Историческая справка.
Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполняются два условия: во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний, которые подтверждаются специальными документами: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Но профессия - это не только вид трудовой деятельности человека. Это еще и особая его социальная характеристика, определенный признак человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила. По предмету труда можно выделить пять типов профессий. Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа человек - человек. Это - врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец. Тип человек техника включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это - сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер. Тип человек знаковая система объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер. К типу человек художественный образ можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это - художник, журналист, композитор, актер, закройщик. К типу человек - природа можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это - агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар. По характеру труда выделяют два класса профессий: первый класс профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, с работой по заданному образцу. Это - агент, медсестра, продавец, кассир, парикмахер. Профессии этого класса не требуют высшего образования. Второй класс профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования. Это - врач, психолог, учитель, юрист, инженер и другие.
2.2. Выявление интересов, склонностей, способностей.
«Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить».
Н.В. Гоголь
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов. «Делай своё дело и познай самого себя» - именно так ещё в Древней Греции определялся основной путь самопознания. Каждый, кому предстоит заниматься какой-либо деятельностью, должен понять, что он из себя представляет, и на что способен. В этом поможет самотестирование. Чтобы сделать правильный выбор, надо выявить свои интересы, склонности и способности, для этого используются различные формы и методы работы.
Креативность – это твой ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо житейских или деловых проблем. А это требует непрерывно совершенствования твоих творческих навыков.
Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интерес имеет важное значение в жизни человека: он подвигает нас узнавать новое, преодолевать какие-либо барьеры, распутывать сложные задачи и многое другое. При помощи различных методик, тестирования, анкетирования можно выявить интересы. На основе интересов формируется профессиональный интерес.
Склонность – это активное сознательное отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение знаний или на создание чего-либо. С возрастом они только усиливаются и подтверждаются различными тестированиями, опросами, анкетированиями.
Кроме изучения интересов и склонностей, необходимо выявление способностей, что позволит сузить круг выбираемых профессий.
Способности – индивидуальные особенности личности, которые могут обеспечить успех в профессиональной деятельности.
Задатки – физиологические основы способностей.
Способности включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Способности могут быть квалифицированы, как научные математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.
Выполнив диагностику интересов, склонностей и способностей мы можем сделать вывод, что интерес проявляется к математике и физике, склонность к такому типу профессий как «человек – человек» и выявляют педагогические способности человека.
Учитывая всё вышесказанное, а также подтверждённое различными тестированиями, опросами и анкетированиями, я решила выбрать профессию учитель. В этой профессии я смогу реализовать все свои цели и идеи.
2.3 Профессиограмма профессии.
Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы, в которых описаны особенности профессии или специальности.
Профессиограмма позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней.
Я решила познакомиться поближе с профессией учитель. Для этого мне необходимо изучить профессиограмму этой профессии.
Общая характеристика профессии.
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит развитие знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует от человека:
I. Психолого-педагогические умения
1. читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.
2. самостоятельно анализировать педагогические явления
3. анализировать передовой педагогический опыт.
4. проводить самоанализ
5. проявлять эмпатию к учащимся
6. организовать себя, управлять своим состоянием
II. Профессионально-личностные качества
1. потребность в самопознании
2. самостоятельность
3. трудолюбие и прилежание
4. самокритичность
5. дисциплинированность
6. культура поведения и общения
III.Частно-методические умения
1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности
2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы
3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия
4. оценивать действия школьников и свою работу
5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
VI. Коммуникативно-организаторские умения
1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;
2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;
3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;
4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;
5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
V. Исследовательские умения
1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;
2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;
3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;
4. организовать эксперимент;
5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
Содержание труда.
Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, колледжах, техникумах, в дошкольных учреждениях.
Условия труда.
Специальная оценка условий труда учителя весьма сложная процедура. У каждого рабочего места в школе своя специфика, которое по-своему уникально и имеет собственную характеристику.
При оценке условий труда наблюдается сложность трудовых процессов которая обуславливается за счет сенсорной, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки. Учитель в течение каждого рабочего времени находится в напряжении. Работа с детьми является одной из сложного и ответственного вида работы. Процессы обучения, часто, сопровождается травмами и ушибами. Учителя не всегда могут усмотреть за всеми, хотя это его прямая обязанность, так как они являются ответственными за жизнь своего ученика, но дети весьма активны и подвижны. Часто, травма возникает на перемене или на уроке физкультуры. Из-за нервного и эмоционального переживания у учителя, чаще представителей другой профессий могут возникнуть профессиональное заболевание, связанное с болезнями органа дыхания, нервной системы, органа кровообращения.
Личные качества.
Профессиональная деятельность современного учителя постоянно усложняется и пополняется новым содержанием.
Важнейшей составляющей для учителя является требование постоянного личностного и профессионального роста. Ведь именно она связана с донесением до широкого круга людей всех новейших достижений в культуре, науке и технике, высоких норм и идеалов с целью обеспечение прогрессивного развития. Для этого учитель должен сам достичь высокого уровня, что становится возможным лишь благодаря труду над собой.
Выделяют следующие характеристики профессиональной деятельности:
1) психологическая избирательность как умение быстро и глубоко вникать в психологию другого человека, понимать ее, соответственно меняя тон и форму общения, средства и методы воздействия;
2) практически-психологический ум как способность находить лучшее практическое применение способностей каждого человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, приумножать возможности коллектива, учитывая при этом особенности взаимоотношений;
3) психологический такт как способность при установлении взаимоотношений с людьми быстро найти тон, форму общения учитывая психологическое состояние и их индивидуальные особенности.
Личность учителя как специалиста характеризуется такими качествами: профессионализм, педагогическая культура, педагогическое мастерство, профессионально-педагогическая компетентность, педагогические способности, профессионально-педагогический потенциал, педагогическая техника, педагогическое творчество.
Требования профессии к человеку.
Профессия учителя требует от человека ответственности, точности, аккуратности. Успех в этой профессии могут добиться лишь лица, которые умеют устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способны понимать людей, разбираться в их особенностях.
У учителя должно быть устойчивое хорошее настроение в процессе работы с детьми, потребность в общении, умение находить общий язык в разных ситуациях, терпение, способность мысленно ставить себя на место другого человека.
2.4 Психограмма профессии учитель.
Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека.
Необходимые психологические качества:
Креативность — это умение подходить к любой задаче творчески, генерировать идеи.
Трудолюбие — необходимо в работе учителя, постоянная практика, только так может оттачиваться мастерство.
Терпение — даже в случае неудачи не стоит опускать руки, нужно идти вперед, несмотря ни на что, преодолевая все препятствия на своем пути.
Учитель должен знать основы педагогики, психологии, конкретного предмета. Он должен быть уравновешенным человеком, сдержанным, ответственным, даже внешне быть похожим на учителя, а не на повара или врача, учитель должен быть любознательным, ведь в процессе учебы детей, он сам постоянно учиться, и, если, он любознательный, то ему не надоест профессия. Учитель должен любить детей, он должен хорошо знать всё о своей профессии, всё до мелочей, которые порой играют важную роль в нашей жизни.
Учебные заведения, где можно получить профессию учитель:
Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. - Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Среднее педагогическое образование включает специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и другие.
- Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования. Первый уровень - бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень - подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.
Высшее педагогическое образование включает специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.
- Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
2.5 Выбор учебного заведения.
Чтобы стать учителем следует пройти определенный путь развития:
МАОУ «СОШ № 40»
Старооскольский педагогический колледж
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Самыми близкими к моему месту проживания относятся учебные заведения находящиеся в г.Старый Оскол и г. Белгород.
В педагогическом колледже можно получить профессию учителя начальных классов срок обучения 3 года 10 месяцев.
В Белгородском государственном национальном исследовательском университете можно получить профессию учителя по профилю «Математика и физика», «Математика и информатика», «Биология и химия», «Информатика и иностранный язык (английский)», «Русский язык и литература», «История и обществознание» и другие, срок обучения 5 лет.
3. Заключение.
После долгих размышлений над темой «Моя профессия – моя стратегия», я пришла к такому выводу, что на сегодняшний день в стране появился огромный дефицит работников в сфере образования. Во многом этому способствовала неправильная политика государства, которая подорвала престиж этой значимой для людей профессии. В наше время молодые люди не хотят связывать свою жизнь с этой специальностью, и во многом это объясняется низкой заработной платой и статусом профессии. Надеюсь, что всё это временное явление, и в будущем этот труд обретёт иной статус, статус базовой и основополагающей профессии, потому что невозможно представить себе процветающее общество без качественного основного образования.
Для того, что бы правильно выбрать профессию, выпускнику необходимо прочитать литературу о различных учебных заведениях, учесть свои интересы и склонности. Об учебных заведениях можно получить информацию в Интернете, в буклетах или сходить на день открытых дверей.
Выполнение данного проекта помогло мне точно определиться, кем я хочу быть. Я уверена в своих силах и точно поставила перед собой цель – поступить в НИУ «БелГУ». Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе, поэтому я стараюсь учиться и хочу успешно сдать ЕГЭ, ведь именно в это время я покажу все свои знания и умения.
4. Литература
5. Приложение.
Карта интересов.
Рисунок 1.
Карта склонностей.
Рисунок 2.
Карта способностей.
Рисунок 3.
Финист - Ясный сокол
Загадка Бабы-Яги
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Сила слова