• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Малая Конференция проектных и исследовательских работ учащихся начальной школы Приморского района «Юный исследователь» на тему "Цвет настроения школьника"

Опубликовано Полежака Лариса Николаевна вкл 15.10.2017 - 23:10
Полежака Лариса Николаевна
Автор: 
Дробышева Агата

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Он влияет на состояние детей, их поведение, создаёт творческую атмосферу.  Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Поэтому, знания о цветовых предпочтениях школьников могут помочь создать правильное цветовое окружение для них в школе и дома. Зная секреты влияния цвета на настроение, можно будет снимать усталость, стимулировать обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_nastroeniya_shkolnika.docx68.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №52 Приморского района Санкт-Петербурга

Малая Конференция проектных и исследовательских работ

 учащихся начальной школы Приморского района

 «Юный исследователь»

Тема работы:

Цвет настроения школьника

                                                                          Выполнила: Дробышева Агата,                        2В класс

                                                                       Руководитель: Полежака

                                                                                Лариса Николаевна,

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                 ГБОУ гимназия №52

Санкт-Петербург

2017

Паспорт исследовательского проекта

  • ГБОУ гимназия №52 Приморского района Санкт-Петербурга
  • «Цвет настроения школьника»
  • Агата Дробышева, 2В класс
  • Руководитель проекта: Полежака Лариса Николаевна,  учитель начальной школы гимназии №52 Приморского района
  • г. Санкт-Петербург, 2017

Формулировка постановки проблемы: Как цвет влияет на настроение школьника?

Актуальность и значимость работы: Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Он влияет на состояние детей, их поведение, создаёт творческую атмосферу.  Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Поэтому, знания о цветовых предпочтениях школьников могут помочь создать правильное цветовое окружение для них в школе и дома. Зная секреты влияния цвета на настроение, можно будет снимать усталость, стимулировать обучение.

Объект и предмет исследования: цветовая гамма, её влияние на поведение и настроение школьника.

Цель работы:

- изучение влияния цвета на настроение учащихся;

- особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся;

- с помощью цвета стимулировать желание учиться.

Задачи исследования:

1. Изучить любимые цвета школьников.
2. Исследовать,  с какими чувствами и эмоциями ассоциируются у школьника разные цвета.

3. Разобраться, как с помощью цвета можно улучшить успеваемость.

4. Разработать рекомендации по созданию цветового окружения для школьника.

Гипотезы: 

  • Цвет настроения школьника определяется его любимым цветом.
  • Цветовая гамма может регулировать настроение школьника и влиять на его поведение, успеваемость и желание учиться.

Методы: 

  • Изучение литературы и материала в интернете на заданную тему.
  • Опрос школьников (анкеты).
  • Анализ рисуночных тестов второклассников.
  • Интервью со школьным психологом.

Продукт исследования: Составление рекомендации по созданию благоприятного цветового окружения для школьника.

Оглавление

Введение        3

Теоретическая часть        3

Символика цвета        3

Цветотерапия        4

Экспериментальная часть        4

Рисуем настроение        4

Тест «Цветные облачка»        6

Опрос одноклассников        6

Интервью со школьным психологом        8

Библиографический список        10

Приложения. Рекомендации для школьников

                           Рекомендации для педагогов и родителей

Введение

Однажды в школе на уроке ИЗО у нас было задание, нарисовать свое настроение. Потом мы сделали выставку, и я удивилась, что рисунки были очень разные и все дети использовали для них разные цвета. От чего зависит цвет настроения школьника?

Я заинтересовалась этой проблемой.

Кроме того, мне очень хотелось узнать: какой у моих одноклассников любимый цвет? Может ли цвет влиять на поведение, настроение, успеваемость школьников?

Так у меня появилась идея создать проектно- исследовательскую работу на тему: «Цвет настроения школьников».

Теоретическая часть

Человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому возможно, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Многие не замечают, что цвет - это настоящее чудо, великий дар, посланный нам свыше.

В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр - солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч света расслаивался на чистые спектральные цвета. Потом луч отображался на экране, где образовывалось радужное изображение спектра. Спектр распространялся от красного до фиолетового. Радуга, которую можно периодически наблюдать в небе после дождя является по сути таким же спектром.

При анализе цвета исследователи выяснили, что основных, эксклюзивных цвета, всего три. Это - красный, желтый, синий. Действительно, если взять в руки краски, то как не смешивай цвета, эти три цвета получить нельзя. Зато все остальные цвета можно получить, смешивая эти основные цвета. К примеру, чтобы получить оранжевый цвет, необходимо смешать красный и желтый. А для получения зеленого - желтый и красный.

Символика цвета

Люди всегда приписывали каждому цвет свое особое значение.

Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красный символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству (от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения).

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами. С белизной связано представление о общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.

Черный цвет символизирует несчастье, горе. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. Хотя вместе с тем, чёрный цвет ассоциируется со строгостью и элегантностью.

Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и может действовать подавляюще на психику. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев.

Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. Для романтиков синий цвет мечты. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение.

Зеленый– цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют "зеленой", а сам человек от злости "зеленеет").

Из приведённых примеров мы видим, что большинство цветов имеют противоречивые значения. Поэтому, можем предположить, что и влияние на людей эти цвета оказывают разное. Отчего один и тот же цвет положительно воспринимается одними людьми и вызывает негатив у других? Можно ли с помощью тех или иных цветов воздействовать на человека?

Цветотерапия

С древнейших времен люди использовали воздействие цвета в качестве лечения. Еще древние врачи Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка жёлтым цветом, а пациенты, болеющие скарлатиной, носили для исцеления носили красные шарфы. 

В Средние века в храмах делали огромные витражные окна, чтобы через них проникали разноцветные целительные лучи. 

В конце 19 века были открыты целительные свойства ультрафиолетовый лучей, которые помогают лечить рахит и кожные заболевания.

В наши дни ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надёжных методов лечения и оздоровления.

Значит, можем предположить, что цвет влияет на состояние человека, его поведение и настроение. Если да, то, каким образом? Попробуем определить: какой цвет настроения школьника и от чего он зависит?

Экспериментальная часть

Рисуем настроение

После того, как я прочитала эти статьи, решила изучить какого цвета настроение у моих одноклассников. В классе мы нарисовали три рисунка: «Мое хорошее настроение», «Мое плохое настроение» и «Какие обои я бы хотел в своей комнате». Во всех рисунках нужно было использовать не более 3-х цветов.

Затем я посчитала, какие цвета и сколько раз были использованы, мама помогла мне составить вот такие графики:

Получается, что для изображения хорошего настроения дети чаще всего использовали желтый цвет. А также другие яркие цвета – красный, зеленый, голубой. А реже всего использовали розовый и фиолетовый.

В рисунках плохого настроения чаще всего использовался синий и черный, а также красный. Реже всего дети рисовали плохое настроение оранжевым цветом.

Когда мои одноклассники рисовали стены своей комнаты, то чаще всего они пользовались яркими красками – синей, красной и желтой, также белой. А реже всего розовой, оранжевой, фиолетовой и серой.

После этого эксперимента у меня осталось много вопросов, например, почему некоторые цвета лидируют и в плохом и в хорошем настроении, например, красный цвет.  Почему белый цвет дети не использовали в первых двух рисунках, но часто использовали для рисунка обоев. Почему черный цвет часто использовали для изображения хорошего настроения, я всегда считала, что это мрачный цвет. Чтобы ответить на эти вопросы, мы с руководителем проекта придумали тест «Цветные облачка».

Тест «Цветные облачка»

Целью этого опыта было узнать, с каким цветом ассоциируются у моих одноклассников разные понятия, связанные со школой. Каждый ученик должен был нарисовать 10 разноцветных облачков и соединить их стрелками со словами: радость, огорчение, гнев, интерес, внимание, аккуратность, организованность, тревога, счастье, счастье, дружба, успех, любимый урок, нелюбимый урок, перемена, страх. Когда я стала рассматривать рисунки, я удивилась, какие непохожие получились результаты у разных детей. Но некоторые интересные выводы из этого текста можно было сделать.

Так для большинства моих одноклассников красный цвет означал сильные эмоции: радость, гнев, страх, тревогу. Черный цвет они выбирали чаще всего для нелюбимого урока, страха и огорчения, Интерес был зеленого цвета, а дружба фиолетового или оранжевого. Аккуратность белого или желтого цвета. Перемена синего или белого. Нелюбимый урок был в основном серого, коричневого или черного цвета. А цвет для любимого урока дети выбрали самый разный. Я предположила, что, наверное, для любимого урока мои одноклассники выбирали любимый цвет. Так родилась идея следующего эксперимента – опроса одноклассников.

Гипотеза №1: цвет настроения школьника определяется его любимым цветом.

Опрос одноклассников

Для опроса одноклассников я придумала такие вопросы:

  1. Мой любимый цвет.
  2. Если бы я был цветом, то каким?
  3. Каким цветом можно описать мое хорошее настроение в школе?
  4. Каким цветом можно описать мое плохое настроение в школе?

Вот результаты по любимому цвету. Как видно из диаграммы, любимые цвета у моих одноклассников оказались самыми разными, почти все в равных долях. Лидируют красный, зеленый, голубой и фиолетовый. И этот результат подтвердил мое предположение из эксперимента с облачками, почему для любимого урока выбирали самые разные цвета. Наверное, большинство выбирали для него свой любимый цвет.

Но, давайте посмотрим ответ на второй вопрос: если бы я был цветом, то каким? Тут уже явно видно лидирующие цвета – красный, зеленый и желтый. Интересно, что эти же цвета дети определили и для хорошего настроения. Только с небольшой разницей: для хорошего настроения большинство выбрало желтый цвет, а также многие выбрали зеленый и красный. Это те же цвета, которые дети выбирали и для обозначения себя.

Я думаю, это значит, что в школе у моих одноклассников преобладает хорошее настроение. Они с удовольствием ходят в гимназию, им нравится учиться, они комфортно чувствуют себя в кругу друзей. Действительно, у нас дружный и успешный класс. И цветовая гамма это подтвердила: у школьников в гимназии преобладает позитивное настроение. Значит, цвет настроения школьника определяется не любимым цветом, а состоянием души, в нашем случае «цветом хорошего настроения».

Гипотеза не подтвердилась.  

Вывод: цвет настроения школьника не зависит от его любимого цвета, а определяется состоянием души.

Для плохого настроения дети назвали только 5 цветов. Большинство ребят написали в ответах черный или серый цвет. Но почему и «плохое настроение» у некоторых школьников было красного цвета? С этим вопросом и ещё другими, на которые не смогла найти ответ, я решила обратиться к нашему школьному психологу.

Меня заинтересовал вопрос: если выбор цвета зависит от внутреннего состояния, значит, и настроение школьника может регулироваться цветовой гаммой.

Гипотеза №2: цветовая гамма может регулировать настроение школьника и влиять на его поведение, успеваемость и желание учиться.

Поможет ли мне беседа с психологом подтвердить или опровергнуть гипотезу?

Интервью со школьным психологом

В беседе с психологом я задала все интересующие меня вопросы, и вот что интересного мне удалось узнать про цвета в школе:

  • Красный цвет больше всех остальных цветов привлекает внимание. А также он связан с сильными эмоциями, например, с гневом, потому что, когда человек сердится, он краснеет.
  • Учитель пишет красной ручкой, потому что этот цвет сразу привлекает внимание. А мы пишем синей ручкой, так как она хорошо видна на белом, и потому что синий цвет не раздражает.
  • Доска в классе зеленого цвета, потому что зеленый цвет успокаивает и помогает учиться, и потому что на зеленой доске хорошо виден мел.
  • Парты коричневого цвета, потому что это естественный цвет, и он не раздражает, не привлекает лишнего внимания.
  • Наша школьная форма серого цвета, потому что серый цвет нейтральный и отвлекает внимания.
  • Даже черный цвет может быть любимым у ребенка и означать для него хорошее настроение. Чёрный цвет часто выбирают дети, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность.

Оказывается, что цветовое восприятие, любимые и нелюбимые цвета во многом зависят от характера ребенка, его темперамента и возраста, его самочувствия в момент опроса.

Я предположила, что цвет может повлиять на поведение и успеваемость, привлечь внимание, повысить интерес к учёбе и желание учиться.

Мы решили провести эксперимент. Однажды мы отменили в классе дресс код и разрешили прийти в цветных платьях, блузках и рубашках красного, желтого и зелёных цветов (тех, которые дети использовали в рисуночных тестах «хорошее настроение»). Цветными были банты и резинки в волосах. Цветными были и школьные принадлежности. Даже стены мы украсили вырезанными из красной, жёлтой и зелёной бумаги кругами, цветами. Учебный день в школе прошел весело. И, правда, все были в хорошем настроении, активными, но очень возбуждёнными. Серьёзного настроения на учёбу у ребят не было, часто отвлекались. Когда Лариса Николаевна проверила тетради, то сказала, что ошибок в работе больше, чем обычно, и почерк в тот день не был таким старательным и аккуратным. Почему же цвета хорошего настроения не повлияли на качество учёбы?

На этот вопрос мне тоже помогла ответить школьный психолог Анастасия Андреевна. Оказывается, если помещение перенасыщено яркими цветами, это приводит к тому, что ребенок часто отвлекается и находится в возбужденном состоянии. Такое цветовое окружение идеально подходит для праздника, но не для школьной атмосферы. На уроке нужно долгое время удерживать внимание, сосредоточиться и работать. Важно, чтобы ничего не мешало и не отвлекало. Поэтому в школе используются пастельные (неброские) тона. Эти цвета помогают избежать утомляемости.

Так вот почему в нашем классе доска зелёного цвета, парты и мебель – коричневого цвета, а стены покрашены в приятный нежный голубой цвет, того же цвета и жалюзи.

Моя гипотеза подтвердилась.

Выводы: настроение школьника зависит от цветовой гаммы, а, значит, цвет может влиять на поведение школьника, его успеваемость и желание учиться.

Как результат своей исследовательской работы я составила список рекомендаций для родителей и педагогов по созданию благоприятного цветового окружения ребенка в школе и дома. Я надеюсь, что эта информация будет полезной для школьников и их родителей.

Библиографический список

  1. Браэм Г. Психология цвета. – Астрель, 2009. – 320 с.
  2. Норрис С. Секреты цветотерапии. – АСТ, 2004. – 24 с.
  3. Сурина М.О. Цвет и символ. – Феникс, 2010. – 152 с.
  4. Поисковая система yandex.ru

Приложение

Рекомендации для школьников

  • Изучай себя. Выдели основные черты характера. Помни, что выбор «цвета- помощника» для школьника зависит от его темперамента и активности.
  • Если ты эмоциональный и излишне подвижный, стоит избегать ярких, кричащих цветов, а если тебе не хватает активности, то наоборот, яркие цвета в небольших количествах будут даже полезны.
  • Избегай красного цвета в выборе школьных принадлежностей. Так как красный цвет будоражит и мешает сосредоточиться. Но, в небольших количествах красный цвет может быть полезен, особенно для скромных застенчивых детей, так как он повышает активность и улучшает коммуникабельность.
  • Зелёный цвет у большинства школьников ассоциируется с хорошими эмоциями. Можно подобрать в этом цвете учебные вещи, обложки для учебников, альбомы, тетради. Помни, что зеленый цвет успокаивает и помогает сосредоточиться.
  • На уроке нужно долгое время удерживать внимание, сосредоточиться и работать. Важно, чтобы тебе ничего не мешало и не отвлекало. Поэтому не покупай в школу тетради с яркими пестрыми обложками с рисунками, используй спокойные, пастельные тона. Они помогают избежать утомляемости.
  • Пеналы, ручки, линейки, закладки в учебниках желательно тоже иметь однотонные. Ничего не должно отвлекать внимание школьника на уроке.
  • Дресс код в школе придуман не просто так. Строгие цвета школьной формы (серые и синие) организуют и дисциплинируют школьника. Кроме того, такая одежда практична, выглядят элегантно и не мрачно.
  • Даже если ты любишь черный цвет, не нужно окружать себя большим количеством предметов черного цвета, так как черный цвет может действовать подавляюще на психику и быть причиной плохого настроения.
  • Так как в нашем городе редко бывают солнечные дни и небо в основном серое и тусклое, то для оформления класса и своей комнаты лучше выбирать светлые тона – желтый, зеленый, голубой. Чтобы повысить, тем самым, своё настроение и познавательный интерес.

Рекомендации для родителей и педагогов

  • На уроке нужно школьнику надо долгое время удерживать внимание, сосредоточиться и работать. Важно, чтобы ничего не мешало и не отвлекало. Поэтому в интерьере школы желательно использовать пастельные (неброские) тона. Эти цвета помогают избежать утомляемости.
  • Школьные принадлежности тоже не должны отвлекать. Не покупайте ребёнку разноцветных тетрадей, пусть обложки будут однотонными, нежных спокойных цветов.
  • Ручку школьнику можно купить любимого цвета, тогда она для него будет «волшебной» и появится желание стараться и писать красиво.
  • Контрольные и проверочные работы было бы хорошо писать на тонированной бумаге зеленого цвета, так как он ассоциируются с хорошими эмоциями. А также зеленый цвет успокаивает и помогает сосредоточиться.
  • В школе детей окружают в основном спокойные и нейтральные цвета – серая форма, светлые, коричневые парты. Поэтому, наглядный материал в школе (папки, плакаты) и элементы одежды педагогов могут быть ярких цветов, так как это привлекает внимание и повышает настроение учеников, их активность на уроке.
  • Так как желтый цвет активизирует деятельность мозга и повышает настроения, в зоне письменного стола школьника хорошо иметь несколько предметов желтого цвета, например, желтый абажур настольной лампы.
  • Если в классе планируется ремонт, то там стены тоже лучше всего покрасить в светлые тона –  зеленый, кремовый, голубой. Эти цвета создают комфорт и положительные эмоции.
  • Столовая в школе могла бы быть окрашена в желтые и оранжевые цвета – так как они повышают аппетит и во время обеда школьники могли бы эмоционально отдыхать.
  • Спортзал также будет выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого или желтого цвета. Это самые веселые и тонизирующие цвета. Они стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале.


Поделиться:

Как напиться обезьяне?

Ералаш

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Пчёлки на разведках

Северное сияние