Предмет исследования: прозвища школьников 1-11 классов МБОУ " Каменская СОШ" в 2016-2017 учебном году
Вложение | Размер |
---|---|
issled_golskoy_ev_2.doc | 135.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно – практическая конференция «Шаг в будущее-2017»
Учебно-исследовательская работа
Прозвища школьников
Автор: Махонькина Юлия Игоревна, учащаяся 8 класса МБОУ "Каменская СОШ", с. Каменка Боханкого района Иркутской области
Руководитель: Гольская Екатерина Владимировна, учитель русского языка МБОУ «Каменская СОШ», с. Каменка Боханкого района Иркутской области
с. Каменка
2017 год
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………... 3
2. Методика исследования ……………………………………………….. 3
3. Результаты исследования …………………………………………....... 9
4. Выводы ……………………………………………………………… . 10
5. Заключение …………………………………………………………….. 11
6. Список использованной литературы ………………………………… 11
7. Приложение №1…………………………………………………………12
8. Приложение №2…………………………………………………………13
Введение
Тема исследования – прозвища школьников.
Цель исследования – изучение значения, происхождения и структуры школьных прозвищ.
Задачи:
1. Определить причины, по которым даются прозвища.
2. Установить, каково происхождение и структура школьных прозвищ.
3. Выяснить путем опроса среди подростков 5-10 классов их индивидуальные
прозвища.
4. Выявить, все ли представители детского сообщества имеют прозвища.
Актуальность: прозвища наших школьников до сих пор не изучены, не выявлены типы прозвищ.
Источник исследования: анкетирование, интервью.
Предмет исследования: прозвища учащихся 1 – 10 классов МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» в 2016/17 учебном году.
Объект исследования – школьная языковая среда.
Методы исследования: получение и сбор информации, метод обработки ответов, анализ и синтез.
Методика исследования
Что такое прозвище? Мы попытались найти значение этого слова в разных словарях.
Владимир Даль «Толковый словарь»
«Прозывать – давать название, кличку или переименовывать, давать кличку добавочную к имени. Одну лошадь прозвали Спотыкой, а другую Губаном. Он по фамилии Кузнецов, а еще прозывается Медведевым, за то, что дед медведь был – на себе возы возил. Прозвища народ дает».
Словарь синонимов русского языка под ред. А.П.Евгеньевой. М.:
ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. Прозвище, кличка, прозвание
Название, данное кому-либо в шутку, в насмешку и т. п. и указывающее обычно на какую-либо его характерную черту, особенность.
Имя, название, кличка
Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении (или личное название человека с его отчеством и фамилией), а также собственное название, даваемое животным; слово название употребляется редко, особенно по отношению к имени человека; кличка имеет более узкое значение: собственное имя животного.
Название, наименование, имя
а) Нарицательное словесное обозначение людей, живых существ, предметов, явлений, понятий.
б) Словесное обозначение какого-либо одного предмета, явления и т. п., выделяющее его из ряда однородных.
Назвать, наименовать, окрестить (разг.), наречь, прозвать.
Дать имя кому-либо, обозначить каким-либо именем, названием что-либо. Назвать употребляется по отношению к именам людей, к кличкам животных, к названиям самых разнообразных неодушевленных предметов.
И «прозвище», и «кличка», и «имя» определяются через «название», при этом «название» - «словесное обозначение», «назвать» - значит «дать имя».
У человека издавна было два имени: одно – настоящее, которое никогда не говорилось вслух, чтобы не сглазили, и другое, которое употреблялось в речи. Человека вторым именем не называли, а прозывали. До христианства личные имена были очень похожи на современные прозвища. Поэтому впоследствии из имен образовывались фамилии, а из них – опять прозвища: Сухой - Сухов – Сухой, Крик – Криков – Крик.
Можно утверждать, правда с некоторой долей уверенности, что у человека по фамилии Волков с кличкой Волк, пра- пра- дедушку звали Волком. Прозвище в древние времена (IX век) было почти тем же самым, что и фамилия. И даже сейчас по-украински фамилия называется «прiзвiщем».
Изучением прозвищ занимались Е. Данилина, З. Никулина, Г. Симина, А. Веселовский и др. А. Суперанская в статье «Ваша фамилия – откуда она?» проанализировала прозвища людей, живших в начале XX века. Происхождение более поздних прозвищ (конец XX начало XXI века) – вопрос тоже достаточно интересный.
С уверенностью утверждаем, что в современном мире прозвища появляется не потому, что человек, как раньше, боясь, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать его для наведения порчи, предпочитал хранить имя в тайне, а по другим причинам.
«Почему появляются прозвища?» - такой вопрос мы задали учащимся 7 и 8 классов. В качестве причин они называли следующие:
сократить имя или фамилию;
различить чем-то похожих людей;
пошутить по-дружески, поприкалываться;
поиздеваться, унизить.
Вот некоторые высказывания ребят 7 класса: «Те, кто даёт прозвища – делать им нечего. Особенно кто старше, думают, что им всё можно, что они самые умные».
«Через прозвище выражается неприязнь к человеку».
У учащихся 8 класса мнение другое: «Когда человек сделает что-то прикольное, ему сразу хочется дать прозвище».
«Прозвища даются из-за поведения человека, его настроения».
«Иметь прозвище – это прикольно».
Можно утверждать, что чем старше школьник, тем он более спокойно относится к прозвищам.
Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы.
Давайте посмотрим историю возникновения некоторых школьных прозвищ. Вот что говорят школьники:
«У меня прозвище - пятак. Я знаю, что мне оно досталось от папы».
«Меня зовут - негр. У меня смуглый цвет кожи».
«Меня называют серый – по имени Сергей, мне нравится».
«А меня зовут – хомяк. Моя фамилия Хомяков».
«У меня прозвище – пупсик. Мне его дали ещё в детском садике».
Уверены, что первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Учёные считают, что пока ничего не известно о том, как младенец разбирается во всем этом многообразии, как начинает принимать имя как свое собственное.
Девочки - второклассницы откровенничают с нами: «Дома меня называют – Трыщиха, потому что я худая».
Учёные считают, что прозвища, как правило, обычно появляются у учеников в начальной школе. Дети в это время редко обременены особым чувством терпимости или такта, поэтому могут с легкостью наградить иного одноклассника или одноклассницу малоприятными прозвищами, такими как Лещ, Пипа или Покимон.
Но исследования, проведенные нами среди учащихся начальных классов, показали обратное. Из 10 опрошенных учащихся 1 класса только 2 имеют прозвище в школе.
Махоня
Шрек
Из 17 учащихся 2 класса семь имеют прозвище, и только одному оно не нравится и вызывает обиду.
Пятак
Корка
Трыщиха
Утка
Жук
Собачка
Антоша
Из 10 учеников 3 класса имеют прозвище только двое.
Краморенчиха
Рыжая
В 4 классе имеют прозвище пять учеников.
Серый
Журавлёнок
Ганя
Лазарь
Негр
Таким образом, из 59 учащихся начальных классов только 16 человек имеют прозвища, что составляет 21,7 %.
Из 12 учащихся 5 класса имеют прозвище 5 учеников.
«Меня называют Степанида, потому что моё настоящее имя - Стёпа. Мне не обидно».
«Меня называет Торнадо мой брат».
« Я люблю убираться, дома меня зовут Золушка».
Нива
Геликваген
В 6 классе у 7 есть прозвище.
Хомяк, Вера
Анастасийка, Птичка
Пупсик
Селёдка
Лещ
Фифа
В 7 классе у 7 есть прозвище (Абрам, Рыжая, Дубчиха, Бобик, Покимон, Вантус, Симка, Шпуля).
Опросив учащихся 7 класса, мы выяснили, что из 17 человек – 1 имеет прозвище дома.
Покимон
А девочки 7 класса имеют особые прозвища и используют их только в узком кругу, и никто другой их так не называет.
Вантус
Симка
Шпуля
Лидирует по школьным прозвищам 8 класс. В анкетах они ответили, что имеют прозвища 9 человек, некоторые по нескольку.
Пипа
Морковка
Карась
Ермак, Цыпа
Пудель
Птичка
Щенок
Китаец, Мороз
Таким образом, из 55 учащихся средних классов только 28 человек имеют прозвища, что составляет 50,9 %.
У учащихся 9 «А» класса имеют прозвища восемь человек (Рыба, Попа, Наташка – черепашка, Губка, Болт, Рузя, Нолик, Планшет).
В 9 «Б» классе ( Маугли, Завгар, Малая).
В 10 классе (Цапля, Тузик).
Таким образом, из 24 учащихся старших классов 13 человек имеют прозвища, что составляет 54,1 %.
Очевидно, что для появления прозвища нужна какая-то отличительная черта. Сначала мы думали, что обычно это внешность, фамилия, манера поведения или увлечение. Но, оказалось, что причин для возникновения прозвищ может быть намного больше и все проследить просто невозможно. Какие-то прозвища вообще трудно поддать логическому анализу, а некоторые появляются после какого-нибудь всем запомнившегося случая.
Результаты исследования
Исследования, проведенные нами, показали, что все прозвища наших школьников можно разделить на следующие группы:
Краткий или упрощенный вариант своего имени | Серый, Наташка – черепашка, Степанида (Стёпик), Шуня, Анастасийка |
Видоизмененный или упрощенный вариант фамилии | Лазарь, Ганя, Комарик, Краморенчиха, Птичка, Утка, Махоня, Селёдка, Хомяк, Лещ, Фифа, Корка, Ермак, Карась, Рузя, Болт, Губка, Попа, Рыба |
Прозвища, смысл которых остается тайной даже для владельцев | Пятак, Дубчиха, Абрам, Пипа, Тузик |
Прозвище могут дать после просмотра мультфильма | Покимон, Симка, Шпуля, Вантус, Шрек, Золушка |
Прозвища, описывающие качества ребёнка: физические, интеллектуальные и др. или свойства характера | Пупсик, Рыжая, Планшет, Бобик, Пудель, Маугли, Цапля |
В ходе данного исследования был проведён анализ анкет учащихся нашей школы. Выявлено, что из 138 опрошенных учеников прозвища имеют 57, что составляет 41,3 %, определено – 7 школьникам их прозвища нравятся (12,2 %), 8 – нет, они их раздражают (14 %), и 42 школьникам их прозвища безразличны (73,6 %). Также было установлено, что не все школьники имеют прозвища, и постоянных прозвищ, относящихся к ненормативной лексике, у наших ребят нет, как нет и вульгарных.
Вывод
Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить следующее, что наряду с традиционными источниками образования прозвищ появились новые, прежде всего связанные с СМИ и широким кругозором старшеклассников. Последний является пусть слабым, но «барьером» на пути проникновения в прозвища брани и мата. Кроме того, количество «рекламных» прозвищ, как нам кажется, будет увеличиваться в связи с массовым психологическим воздействием рекламы на подростков как наиболее восприимчивых и внушаемых. Прозвища не обязательно выражают негативное отношение к человеку, к его привычкам. Могут выражать и позитивное, если в человеке нравятся какие-либо привычки, манеры, черты характера, особенности речи. То есть все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища становятся общеупотребительными, другие остаются не для всеобщего пользования, используются только в узком кругу. Есть прозвища и обидные. От этого никуда не уйти. Прозвище может возникнуть как в результате наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. В прозвищах обнаружились проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы. Существование прозвищ говорит о силе народного слова. В них народный взгляд. В прозвищах заключен наблюдательный, зоркий, весёлый характер детей. Мы несколько недооцениваем роль прозвищ. Их надо активно изучать. Ведь прозвища – это народное богатство.
Засоряют ли прозвища язык? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Одно бесспорно: словесное воздействие способно разрушать, искажать генетику живого организма. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, в том числе и прозвище, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но и вся наша личность несет в себе (хотим мы этого или не хотим) отпечаток услышанного и увиденного. Придумывая прозвище, произнося его, надо помнить, «как слово наше отзовется».
Заключение
Проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей.
Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена. Нам бы хотелось предложить учащимся перечислить все известные им прозвища их друзей, одноклассников, указав имя носителя прозвища. Составить картотеку прозвищ и памятку «Если тебя дразнят в школе, ты…»
Список литературы
Приложение. №1: Анкета
Анкета
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Класс.
3. Есть ли у вас прозвище?
4. Назовите своё прозвище?
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?
12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?
13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?
Приложение №2
Самодельный телефон
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Кто должен измениться?