Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни.
Вода – «кровь» Земли
Леонардо да Винчи
В своем докладе «Водная стратегия» президент нашей страны Владимир Владимирович Путин говорил: «Свой вклад может внести каждый, от президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своём родном крае и понимать, что наши реки, озёра и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше».
Академик А.П. Карпинский писал, что вода-это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода-это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорожденных ещё больше — до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг — около 80% и даже в костях — 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель — 77%, огурцы — 99%, медузы — 99%.
В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны — это не только пути сообщения, но и источники энергии. Они определяют состояние погоды, климат на всём земном шаре.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_rodnik.doc | 767 КБ |
МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун Урванского района Кабардино- Балкарской республики
Исследовательский проект
по географии,
посвященный году экологии в России
«Оценка экологического состояния родника в нижней части
села Кахун Урванского района»
Выполнила:
ученица 8 класса
МКОУ СОШ №1 с.п Кахун
Карданова Элина Муратовна
Руководитель:
учитель географии
Хасанова Залина Ауладиновна
2017г.
Содержание
2.3 Гипотеза …………………………………………………………………
4.1 . Историко-культурные сведения об объекте исследования ………….
4.2. Социологические исследования родника ……………………………….
4.3. Гидрологическое исследование родника ……………………………….
4.4. Физико-химический анализ воды ……………………………………….
4.5. Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника ……….
Введение.
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни.
Вода – «кровь» Земли
Леонардо да Винчи
В своем докладе «Водная стратегия» президент нашей страны Владимир Владимирович Путин говорил: «Свой вклад может внести каждый, от президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своём родном крае и понимать, что наши реки, озёра и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше».
Академик А.П. Карпинский писал, что вода-это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода-это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорожденных ещё больше — до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг — около 80% и даже в костях — 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель — 77%, огурцы — 99%, медузы — 99%.
В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны — это не только пути сообщения, но и источники энергии. Они определяют состояние погоды, климат на всём земном шаре.
Водой покрыто 71% поверхности нашей планеты, но, несмотря на это, воды во многих частях мира не хватает. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий и труда, чем на поиски золота и нефти.
Роль воды в жизни растений, животных, человека. Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать до 99% воды.
Кровь человека и других животных близка по составу к морской воде и разносят по своему организму питательные вещества. Растения тоже получают из почвы минеральные соли в виде водных растворов. Дышать все живое может только влажным воздухом. Испаряясь с поверхности кожи животных, человека и через устьица растений, вода выполняет терморегуляторную функцию. С помощью воды вредные и ненужные вещества выводятся из живых организмов. Без воды не может происходить размножение целого ряда растений (водоросли, мхи, папоротники); животных( рыб, земноводных). С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды. Зимой растения, укрытые снеговой шубой, не вымерзают, а в водоёмах, покрытых ледяным панцирем, сохраняется жизнь (так как подо льдом температура воды поддерживается на уровне +2 С).
Вода в живом организме. На долю воды приходится основная часть массы любого живого существа на Земле. У взрослого человека вода составляет больше половины массы тела. Именно у взрослого человека, потому что в разные периоды жизни содержание воды в организме изменяется. У эмбриона после рождения общее количество воды в организме быстро уменьшается — у новорождённого её уже только 77%. Дальше содержание воды продолжает постепенно снижается, пока не станет в зрелом возрасте относительно постоянным. В среднем содержание воды в организме человека от 18 до 50 лет составляет 61% у мужчин, у женщин 54% от массы тела. Суточная потребность организма взрослого человека в воде составляет в среднем 30-40 г на 1 кг веса то около 3 л. Ни один жизненно-важный процесс в организме человека или животного не может совершаться без воды и ни одна клетка не в состоянии обойтись без водной среды. С участием воды протекают все функции организма. Так, испаряясь с поверхности кожи и дыхательных органов, вода принимает участие в процессах терморегуляции.
Процесс пищеварения — важнейшая функция организма. Процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте протекает только в водной среде. В этом процессе вода играет роль хорошего растворителя почти всех пищевых продуктов. Находясь в состоянии соединения с водой, пищевые продукты (белки, жиры, углеводы, минеральные соли) также легко всасываются в кровь и поступают во все органы и затем ткани организма.
Велика роль воды в живом организме. Вода является и средой и непосредственным участником физиологических и биохимических реакций. С водой из организма выделяются различные вещества, образовавшиеся в результате обмена веществ.
Живые организмы потребляют большое количество воды. Так, подсчитано, что для получения 1 тонны пшеницы нужно около 1500 тонн воды, 1 тонны хлопчатника — 10000 тонн воды. Человеку для нормальной жизнедеятельности требуется в день в среднем 2 литра питьевой воды.
Кроме того, люди используют воду для бытовых нужд, как источник энергии, как средство для передвижения, извлекают из водоёмов продукты питания, сырьё для промышленности, используют воду в сельском хозяйстве, для поддержания здоровья («Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»); вода доставляет человеку эстетическое наслаждение (реки, озёра, моря, водопады, фонтаны и т.д).
Вода, которую мы пьём. В климатической полосе, где мы живём, суточная потребность в воде составляет примерно 2,3 — 2,7. Расход воды на душу населения — один из основных показателей благосостояния народа. На каждого жителя крупного города в мире в среднем расходуется 150 л. воды в сутки.
Однако чрезвычайно важно не только количество воды, но и её качество. Российские медики установили предельно допустимые нормы посторонних примесей в питьевой воде. Этот стандарт стал нормативом качества воды. Госстандарт — ГОСТ разрешает содержание железа в питьевой воде до 0,3 мг/л, а если нет станции обезжелезивания, - до 1 мг/л. В нашем районе содержание железа в водах в основном значительно выше ГОСТа. С этим фактом медики связывают высокий уровень заболеваемости органов пищеварения и ишемической болезни сердца. Чтобы обезжелезить воду, где нет станции обезжелезивания, необходимо отстаивать воду в течение суток или прокипятить её, жесткость частично уменьшается (процентов на 30).
Большую роль при оценке качества питьевой воды играют её органолептические свойства: запах, вкус, прозрачность и цветность, которые человек определяет с помощью органов чувств. Питьевая вода не должна иметь постороннего запаха, привкуса, мутности и цвета, даже если вещества, их вызывающие, сами по себе безвредны.
Согласно ГОСТ в 1л питьевой воды допускается не более трёх кишечных палочек.
Загрязнение воды и здоровье. Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего- это сказано с качеством употребляемой воды. Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено ещё в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду. После работ Пастера, Коха и других учёных стало известно эпидегеологическое значение воды в распространении таких болезней, как холера, брюшной тиф, дизентирия. Впоследствии была установлена возможность передачи через воду и других инфекционных заболеваний — туляремии, лептоспироз, инфекционного гепатита. Быстрый рост городов приводит к неприрывному росту хозяйственно-бытовых стоков в водоемы. Вода — один из специфических факторов передачи кишечных инфекций. При этом эпидемические вспышки возникают не только при непосредственном использовании для питья загрязнённой воды, но и при косвенном её участии :мытье посуды, оборудования, а также рук, приготовлении некоторых блюд.
Количество и степень загрязнения сточных вод зависят от вида перерабатываемого сырья и различных добавочных продуктов. Химическая промышленность в современных условиях представляет собой комплекс производств. Их сточные воды содержат многочисленные примеси соединений, отрицательно влияющие на здоровье человека. Так, например, органические соединения ртути вызывают симптомы поражения центральной нервной системы, у заболевших возникали параличи, потеря слуха, зрения. Дети рождаются слепыми и глухими.
Отравления кадмием, который попадает в организм человека с загрязнённой водой и пищей характеризуется деформацией костей таза, нижних и верхних конечностей.
Избыточное содержание в питьевой воде солей кальция и магния нарушает каллоидно- кристаллоидное равновесие мочи и способствует возникновению мочекаменной болезни. Если концентрация марганца в воде выше 2 мг/л вызывает изменения со стороны высшей нервной деятельности, усиливают накопления фосфора в костях, уменьшая его выделения с мочой. Происходит снижение активности ферментов. При недостаточном количестве фтора в воде (1 мг/л) развивается кариес. При повышенных концентрациях фтора развивается другой недуг (особенно у детей) — флюороз. Зубы темнеют, крошатся и ломаются. Признак флюороза — пятнистость зубной эмали. Из других заболеваний, которые можно назвать, опасны случаи отравления свинцом и мышьяком. Концентрация мышьяка в воде допустима (0,05 мг/л), а свинца 0,03 мг/л. Эти вещества вызывают у человека общетоксический и гонадотоксический эффект.
Большую опасность вызывают нитраты, содержащиеся в воде. Они могут попасть в питьевую воду во время ливневых дождей, когда смываются с полей удобрения. Однако повышенная концентрация нитратов была обнаружена и в природных подземных водах. Концентрация нитратов на уровне 10 мг/л является безопасной и принята в качестве предельно допустимой в питьевой воде, но если концентрация выше этого уровня, то нитраты в кишечнике человека восстанавливаются в нитраты под влиянием обитающих там бактерий. Всасывание нитратов ведёт к образованию метгемоглобина и к частичной инактивации гемоглобина. В основе заболевания лежит кислородное голодание, может снижаться иммунологическая реактивность и нарушается способность к формированию условнорефлекторной деятельности.
Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода — одно из непременных условий сохранения здоровья людей. Вкусная вода — истинный земной дар.
Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества.
Я живу в селе Кахун Урванского района, учусь в МКОУ СОШ № 1 и всегда принимаю активное участие в экологической работе школы. Вспомнив слова президента, я решила выбрать темой для работы проект о родниках родного края.
Вслушайтесь в эти слова - Родина, родной, родник… Родники, которые бьют из самого сердца земли, - это не только источник чистой питьевой воды. Исследования учёных свидетельствуют о благоприятном влиянии родников на человека.
Родники необходимы всем нам, чтобы помнить своих предков, чтить традиции своего народа. Они своего рода показатель экологического состояния того места, в котором находятся.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. Наше село расположено на предгорно- равнинной зоне, в одном из самых красывых уголков нашей необъятной родины- в Кабардино- Балкарии. Наша природа красива в любое время года. Ещё в моём селе множество мелких и несколько крупных родников. В последнее время для нас жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.
Мы считаем, что данная проблема актуальна, поскольку Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а её потребление постоянно растёт. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете, а родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.
Население села Кахун раньше использовало в пищевых целях воду из естественных водоемов, из родников. Но, к сожалению, нынешнее состояние родников, а именно одного из самых крупных родников, находящегося в нижней части села, очень плачевное. Поэтому, мы решили исследовать экологическое состояние этого естественного водоема, провести социологический опрос населения, выработать стратегию защиты водоемов нашего родного села.
Цель: оценка современного экологического состояния родника «Нижне-кахунский» и разработка мероприятий по улучшению его состояния и функционирования.
Задачи:
Объект исследования – вода в роднике в нижней части села Кахун.
Гипотеза: если изучить родники, то это даст возможность расширить знания о водных ресурсах края.
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. Родники увеличивают рекреационную ценность пейзажа, внося в него разнообразие. Подземные воды в природных условиях не загрязнены. Проходя через почву, вода обогащается углекислотой и минеральными веществами, поэтому нередко обладает целебными свойствами и применяется для лечения целого ряда заболеваний человека. Родники охотно используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов.
Однако, родники нашего села настолько загрязнены бытовыми отходами, различными химическими выбросами, в некоторых местах туда даже идет слив от канализации с близлежащих домов, что ситуация крайне плачевная. Такая вода не только не полезна, но, наоборот, крайне опасна для жизни людей.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек, для использования подземных вод для бытовых или иных нужд. Также велика их дренирующая роль.
Но, к сожалению, на состояние верхних слоев подземных вод пагубно влияет деятельность человека.
Подземные воды, хотя и лучше защищены от загрязнений, чем поверхностные, но и их качество также ухудшается. Причин загрязнения подземных вод несколько. Значительная часть загрязняющих веществ просачивается сквозь почву с осадками и талыми водами, несущими атмосферные выбросы, ядохимикаты и минеральные удобрения с полей.
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой.
Родник – это естественный выход подземных вод на земную поверхность. Они питают истоки и русла ручьев, речек, рек, выполняют и поддерживают водные режимы озер, прудов и болот, изливаются кристально-чистыми струйками в балках и оврагах.
По своему питанию выходы подземных вод разнообразны: там, где их питает верховодка с весьма непостоянной водностью, они могут в летний период засушливого года пересыхать или совсем исчезать, а там, где выходят безнапорные грунтовые воды, они испытывают сезонные и иногда частично другие колебания в расходе воды, сохраняя при этом целостность родника и водотока. Постоянством дебита отличаются от них артезианские водонапорные источники.
Выявление, изучение, учет и сбережение родников – важная задача природоохранной работы в области. Поэтому велика роль школьников, которые, изучая свой край, делают свои первые географические открытия. Сбережение родников, источников, ключей силами учащихся способствует формированию у подрастающего поколения высоких нравственных качеств в охране природы родного края. При открытии новых и сохранении уже известных родников учащиеся с помощью старожилов узнают их первоначальные названия.
Методика исследования
Основные методы:
Ценность работы состоит в том, что, к сожалению не все бережно относятся к воде, а проведённые нами исследования дают возможность познакомить молодое поколение с проблемами малых рек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее и может быть использовано в интересах качества эффективности экологического воспитания молодёжи.
4.1 Историко-культурные сведения об объекте исследования.
Объектом исследования был выбран родник, расположенный в овраге в нижней части села Кахун, на улице Комсомольская. Этот родник всем знаком.
Наш родник существует давно, и рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни. Из бесед с ними мы узнали об истории родника. Все они помнят этот родник с детства. К этому роднику приходили люди со всей округи круглый год и использовали воду для различных целей. Также известны случаи, когда воду из родника водители автомобилей заливали в аккумуляторы, вместо дистиллированной.
4.2 Социологические исследования родника.
Мы провели анкетирование «Роль родника в вашей жизни» среди учащихся, учителей, а также жителей села, в котором приняли участие 175 человек. Анализ представлен в таблице 1. (приложение 1)
4.3 Гидрологическое исследование родника
Характер выхода источника определяли визуально по следующим критериям:
а) вытекает спокойно
б) бурлит
в) бьет струйками
г) фонтанирует.
Определили дебит (мощность), то есть возможный расход воды.
Дебит источника рассчитывали с помощью ёмкости с известным объёмом (стеклянная банка емкостью 1 литр) и секундомера (время измеряется до одной сотой секунды). Брали три пробы: засекали время, за которое заполнится ёмкость, проделывая операцию три раза. Вычисляли дебит источника для каждой пробы по формуле:
V: t =D
Далее – вычисляли среднюю величину и рассчитали расход воды а) за час б) за сутки.
4.4 Физико-химический анализ воды
Цвет (окраска).
Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения – 10 см.
Для определения цветности воды исследуемую воду налили в стеклянный цилиндр и рассмотрели ее на фоне белого листа бумаги при дневном освещении сверху и сбоку.
Прозрачность.
Для определения прозрачности воды использовали прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду, а под него подкладывали стандартный шрифт. По нахождению максимальной высоты столбцы столбца, при которой можно прочитать шрифт, оценивали прозрачность. Если прозрачность воды меньше 31 см, то она непригодна для питья. Воду из нашего родника категорически нельзя употреблять для питья и приготовления еды, хотя именно так раньше ее использовали наши предки, жившие в Кахуне.
Запах. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды хозяйственно-питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Для определения запаха воды налили ее в колбу на 2/3 объема с притертой пробкой и сильно встряхнули в закрытом состоянии. Открыли быстро колбу и сразу отметили присутствие сильного протухшего запаха и запах канализационных стоков.
Определение рН воды
pH воды определяли с помощью универсальной индикаторной бумаги. Сравнили окраску со шкалой.
Определение жесткости воды.
Жесткая вода отличается наличием в ней солей кальция и магния. Эта вода нежелательна как для употребления внутрь, так и для наружного применения. Она плохо усваивается организмом, откладывается в различных органах и тканях (суставы, сосуды) человека, затрудняя их нормальное функционирование. Жесткость воды в роднике оказалась сильно завышенной.
4.5.Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника
Визуально проводилась оценка санитарного состояния прилегающей местности.
Результаты:
Мы провели социологический опрос около 175 человек- это ученики и учителя нашей школы, а также мои соседи и родственники. Проанализировав ответы, мы выяснили, что большая часть опрошенных не пользуется водой из родника . 98% опрошенных считают, что вода из данного источника не является пригодной для питья. Больше половины участвующих в анкетировании давно не пользуются этим родником и почти все согласны с мнением, что экологическое состояние родника сильно ухудшилось в последние десятилетия. Также были предложены мероприятия по охране и благоустройству данного природного объекта.
Нами также проведено гидрологическое и физико- химическое исследование воды.
Гидрологическое исследование родника показало, что вода на поверхность выходит из промежутков между частицами пород, бьёт струйками. Дебит родника составил 1200 л/ч, 28880 л в сутки.
Родниковая вода неблагополучна по температуре и органолептическим показателям. Вода непрозрачная, запах очень сильный, тухлый, пробовать на вкус мы не решились.
Органолептические характеристики воды свидетельствуют б активных гнилостных процессах, «зацветании» и затухании воды. Содержание минеральных веществ и ионов мы могли определить только на их наличие, это связано с возможностями школьной химической лаборатории.
Визуально проводилась оценка санитарного состояния прилегающей местности. Обследовав родник, можно отметить, что территория, прилегающая к нему сильно загрязнена: мы отметили свалки промышленных и бытовых отходов, останки КРС, полиэтиленовые бутылки, упаковочную тару и т.п.
По результатам исследований, был составлен экологический паспорт родника. (приложение 2)
Мы выявляем наличие родников, изучаем его размеры и конфигурацию родника. Предмет. Запах, цвет, температуру, плотность воды, представляет ли родник опасность для человека.
Заключение.
«Жизнь – есть одушевленная вода», - сказал как – то Э. Дебуа. И он был прав. Вода - неотъемлемое условие существования, активной деятельности и
здоровья человека.
Малая река – чрезвычайно занимательный и актуальный объект для экологического изучения. Здесь огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, ежегодно исследовать русло реки и сравнивать показатели, выявлять экологические проблемы и заниматься их устранением.
Исследования родника «Нижне-кахунский» будут продолжены. Силами учащихся нашей школы планируется организация и проведение природоохранной акции по очистке берегов малых рек от мусора. Она может заключаться в объяснении некоторых важных правил по отношению к природе, информировании о своей деятельности, в сборе информации. Эффект от такой деятельности сравним с поговоркой – «Пока десять раз объяснял – сам понял», т.е. каждому нужно начать с себя любить и охранять природу.
Стать рекам чище помогают и прибрежные деревья. Ива и ольха корнями извлекает из воды нитраты и другие соли. Даже самая лучшая очистная установка не может очистить реку от вредных примесей, как это делают корни деревьев.
Спасая голубые артерии, нужно бороться с эрозией почвы, с оврагами. Овраги – одна из причин заиления рек. Поэтому откосы оврагов необходимо обсаживать деревцами.
Любая природная экосистема имеет предел допустимой рекреационной нагрузки, при превышении которого наступает необратимая деградация экосистемы. Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье.
Выводы
Проводимые нами исследования были интересны и посильны. В ходе исследований воды, почв, воздуха мы выявили, что основной вред причиняет население. В родник смываются удобрение с полей, ядохимикаты, отходы ферм, почти уничтожена луговая растительность выпасами скота. Наши наблюдения показывают, что глубина родника становится меньше. Состояние вышеуказанных объектов оставляет желать лучшего и необходимо принимать конкретные меры по улучшению экологической ситуации в первую очередь руководству села, района, республики. Необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание. И начинать надо с себя. Наш призыв: жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим». Для этого нужно стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и всё больше использовать свои изобретения, любить и охранять наш родник.
Проведя работу по изучению родника, мы оценили его экологическое состояние и пришли к выводу:
Приложение.
Анкета для учащихся.
________________________________
а) каждый день
б) 1 раз в неделю
в) не посещаю
г) ____________
3. Почему вы посещаете родник?
а) Считаю его воду чище водопроводной
б) Хожу с друзьями за компанию
в) Заставляют родители
г) ______________
4. Как вы оцениваете качество воды в роднике?
а) Удовлетворительное в течении всего года
б) Неудовлетворительное в течении года
в) В разные сезоны года
г) _______________
5. Кипятите ли вы родниковую воду дома?
а) да
б) нет
в) иногда
г) _______
6. Как вы оцениваете отношение районных властей к роднику?
а) Районные власти постоянно заботятся о состоянии родника
б) Забота властей носит разовый характер
в) районные власти безразличны к состоянию родника
г) _______________
7. Как вы оцениваете отношение местного населения к роднику?
а) местное население благоустраивает родник и прилегающую террироторию своими силами
б) местное население родник не благоустраивает, но соблюдает вокруг него чистоту и порядок
в) местное население безразлично к состоянию родника
г) _________________
8. Каково ваше отношение к роднику?
а) участвую в благоустройстве родника, пресекаю попытки загрязнению прилегающей территории
б) в благоустройстве родника участие не принимаю, но сам не нарушаю его экологического равновесия
в) я не обязан следить за родником, и могу около него делать всё, что хочу
г) _______________________
9. Как вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории
а) в течение всего года наблюдается чистота и порядок
б) после зимы наблюдается большая засоренность прилегающей территории
в) в течение всего года прилегающая к роднику территория захламлена бытовыми отходами
г) _________________________
10. Как вы думаете, что произойдёт с родником в будущем?______________________
Социологический опрос
___________________________________
2. Часто ли Вы посещаете родник?
___________________________________
3. Что Вы знаете о происхождении этого родника?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
6. Каким Вы его помните в прошлом?
___________________________________
7. Каким Вы его видите в будущем?
___________________________________
Список использованной литературы
4. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000.
5. С. В. Ряжин. Экологический букварь. 1998г.
6. Е. Емузова География Кабардино- Балкарии, учебник для общеобразовательных учреждений, 2015г.
7. Г.Е. Ганейзер. Реки нашей страны. 2002г.
8. Ю.В. Новиков. Природа и человек. М. Просвещение. 1991г
Яблоко
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Весенние чудеса
Рисуем лошадь акварелью
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью