• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Хлеб - всему голова"

Опубликовано Мирхайдарова Мунира Измаиловна вкл 01.11.2017 - 14:40
Мирхайдарова Мунира Измаиловна
Автор: 
Воспитанники группы «Сенгакоця», 4 «А» кл

Мы часто слышим, нужно купить хлеб, ешь с хлебом, началась уборка хлеба. Не бывает так, чтобы дома или в столовой нашей школы - интернат  не было хлеба. Но откуда берется хлеб? Может быть, хлеб растет на дереве? Может быть, хлеб растет на земле? Что  сами воспитанники школы – интерната знают о хлебе?

На часе общения воспитанники 4 класса решили узнать все о хлебе. Заинтересовавшись этими вопросами, они решили найти что – то интересное в книгах, журналах, в интернете, обратиться к продавцам в магазине и подготовить информационно – исследовательский проект «Хлеб – всему голова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_-_vsemu_golova.docx317.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова»

Проект

«Хлеб – всему голова»

(информационно – исследовательский, краткосрочный)

DSCN2206

 

Участники проекта:      воспитанники группы «Сенгакоця», 4 «А» кл.

Руководители:               Мирхайдарова М.И., Гаврилова Т.З.

                                            Яр – Сале,    2015-2016 уч.г.

Проект  «Хлеб -  всему голова»

Вид проекта:

  • информационно – исследовательский

Продолжительность проекта:  

  • краткосрочный

Сроки реализации проекта:

  • октябрь – декабрь

Участники проекта:

  • воспитанники группы «Сенгакоця», 4 «А» кл., родители, родственники.

Руководители проекта:

  • Мирхайдарова М.И., Гаврилова Т.З. – воспитатели группы

                                                                 А знаете ли вы, чем пахнет хлеб –

                                                                            Ломоть ржаного трудового хлеба?..

                                                                            Он пахнет полем, речкой, печью и небом,

                                                                            А главное – работой пахнет хлеб.

                                                                                                                                      ( Я. Тубин)

Актуальность:

 Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прием пищи.

Этот продукт сопровождает нас:  и взрослых и детей  от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие воспитанники интерната не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (иногда бросают, крошат, недоедают куски хлеба).

 Данный проект призван обратить внимание воспитанников интерната,  какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу.

Обоснование проекта:

Мы часто слышим, нужно купить хлеб, ешь с хлебом, началась уборка хлеба. Не бывает так, чтобы дома или в столовой нашей школы - интернат  не было хлеба.

Но откуда берется хлеб?

Может быть, хлеб растет на дереве? Может быть, хлеб растет на земле? Что мы сами воспитанники школы – интерната знаем о хлебе?

Вопросов у нас было много. И вот на часе общения мы решили узнать все о хлебе. Заинтересовавшись этими вопросами, мы решили найти что – то интересное в книгах, журналах, в интернете, обратиться к продавцам в магазине и подготовить информационно – исследовательский проект «Хлеб – всему голова».

Цели:

  • Расширение знаний детей о хлебе.
  • Формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу.

Задачи:

  • Способствовать расширению знаний детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
  • Создавать условия для  реализации данного проекта;
  • Привлекать родителей, родственников, воспитателей  для участия в этапах реализации данного проекта.

Гипотеза:

                     Хлеб – это не готовый продукт, который появляется самостоятельно,

                     без особого труда со стороны человека.

Объект исследования:

  • злаковая культура – пшеница

Предмет исследования: 

  • зерна пшеницы, хлеб                

Методы исследования:

  • сбор информации, посещение детской районной библиотеки;
  • беседы в группе;
  • эксперимент;
  • наблюдения;
  • экскурсия – посещение магазина «Надежда»;
  • анализ.

Интегрируемые области:

  • чтение художественной литературы;
  • художественное творчество;
  • коммуникация;
  • социализация.

Коммуникативная:

Беседы: есть фото.

  • «Теплый хлеб»»
  • «Цена блокадного хлеба»»
  • «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»;
  • «Как испечь хлеб дома»;
  • «О секретах хлеба».

Проговаривание скороговорок о хлебе: есть видеосъёмка.

  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки;
  • Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе: есть фото.

Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, приметы о хлебе.

Сказки:

  • «Легкий хлеб», «Колосок», и др.

Художественные книги:

  • Кузьмин Л. «Заветное дело», М.1984г.
  • Мусатов А. «Как хлеб на стол пришел». Издательство «Малыш», М. 1981г.
  • Порудинский В. «Солнечная высота».  М. 1987г.
  • Путилина В.  «Теплый хлеб», М.1973г.
  • Файнштейн С.Я. «Наш колхоз», М.1978г.
  • Шуртаков С. «Зерно упало в землю». М. 1983г.

Подбор пословиц и поговорок о хлебе: подготовлены сборники.

  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Без хлеба – смерть, без соли – смех.
  • Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Блюди хлеб на обед, а слово – на ответ.
  • Будет день – будет и хлеб.
  • Был бы хлеб, а каша будет.
  • Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска. Так везде тоска.
  • Как хлеба кусок, как разинул роток.
  • Калач приестся, а хлеб никогда.
  • На соль пьётся,
  • На хлеб спится.
  • Надо хлеба и на после обеда.
  • Не давай голодному хлеб резать.
  • Не от хлеба ходят, а к хлебу.
  • Нет хлеба – клади зубы на полку.
  • Около хлеба и мыши водятся.
  • От хлеба – соли не отказываются
  • От хлеба хлеба не ищут.
  • Пот по спине – так и хлеб на столе.
  • Ржаной хлебушко – калачу дедушко.
  • Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
  • Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка – по выбору.  

 

Подготовлены загадки, сборники.

           Новые загадки, вошедшие в жизнь ненцев в 20 веке.

                                       «Без чего нельзя испечь хлеб?»

  • Мань си ми тяневна наворна, мань сиципой наворць нидо пирас.

          (Меня мало едят, без меня есть не могут).                     Сэр. Соль.

  •  Сэр табраха, мал харвабтадо. Нянзин ерембата – таминда юнга.

           (Как  песок белый, все его любят. В рот попадет - сразу же растает).  Сакар, сахар.

  • Велика звезда,  на печи взошла.

                                              (Тесто в квашне)

  • Бежит, бежит овечка по липовой дощечке, увидела зорю и пала в воду.

                                     (Хлеб на лопате в печь сажают)

  • Полон хлев бесхвостых овец, одна была с хвостом – и та ушла.  

                 (Хлеб  посадили в печь, а лопату вынули)

  • Распашу, распашу чистое поле, нагоню, нагоню белого скота, золотой пастушок.              (Хлебы в печи)
  • Вылетела сова из красного окна, и села сова на четыре столба.

                                                                                                  (Хлеб вынули из печи)

  • Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины)
  • Железный ток, свиной перетоп, гречаной посадок.  (Блины пекут)
  • Берега железны, вода дорога, рыба без перьев трепещется.        (Блины пекут)
  • Берега круты, река сладка, красны девицы купаются. (Блины пекут)
  • На плешь капнешь, по плеши ляпнешь, с плеши долой.  (Блины пекут)
  • Вот он – теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол -

Он пожаловал – пришёл. В нём - здоровье, наша сила.

В нём – чудесное тепло.

 Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

                                                              (Хлеб)

Художественное творчество: (рисование), есть фото.

  • конкурс рисунков о хлебе среди 4, 5-х кл.

Применение ИКТ  в ходе реализации информационно – исследовательского проекта:

  • создание и выпуск газеты «Хлеб» в программе POWER  POINT;
  • создание и выпуск сборников загадок, пословиц, поговорок о хлебе;
  • создание видеофильма «Этапы реализации проекта «Хлеб – всему голова»», используя программу «Киностудия».

Социализация:

Сюжетно – ролевая игра «Кулинария»

Подвижные игры по теме «Хлеб»: есть видео.

  • «Калачи»;
  • «Каравай».

Дидактические игры: подготовлен сборник игр по теме «Хлеб».

  • «Назови профессию»;
  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»»
  • «Что из какой муки испекли?»

Исследовательская деятельность:

  1. Экскурсия в магазин «Надежда».

Цель – узнать про ассортимент хлебобулочных изделий, сколько разновидностей хлеба на полках магазина в день экскурсии продавали.

  1. Рассматривание и сравнение зерен пшеницы, риса, гречихи.

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • выращивание семян пшеницы:
  • замешивание теста и выпечка хлеба в интернате, в своей группе

      (использование электроплиты).

Взаимодействие с родителями, родственниками:

  • участие в предложенном анкетировании «Хлеб – всему голова»;
  • подготовить  кулинарные рецепты приготовления лепешек, хлеба в условиях тундры;
  • участвовали: Вануйто Елена Солювна – мама Сережи;
  • Сэротэтто Ася Хотяковна – мама Олии;
  • найти и принести в группу стихи, пословицы, загадки о хлебе.

Зафиксированная деятельность этапов реализации

информационно - исследовательского проекта:

«Хлеб – всему голова»

Сроки проведения

Виды деятельности

Количество участников

Ответственные

Результативность

9.10.15г.

Коммуникативная

Знакомство с миром загадок

28

Мирхайдарова М.И.

Занятие по теме «Хлеб». Загадки.

14.10.15г.

Сбор информации

28

Гаврилова Т.З.

Мирхайдарова М.И.

Посещение районной детской библиотеки.

Встреча с Жигулевой Е.В. Беседа «Как появился хлеб на Земле».

20.11.15г.

Анкетирование

в 4-5-х классах

56

Воспитанники группы 4-х кл.

Куратор: Мирхайдарова М.И.

Ответы на вопросы анкеты по теме «Хлеб – всему голова».

27.10.15г.

Взаимодействие с родителями, родственниками

10

Мирхайдарова М.И.

Были заполнены бланки анкет.

29.10.15г.

Анкетирование среди воспитателей

26

Мирхайдарова М.И.

Были заполнены бланки анкет.

5.11.15г.

Опытно – экспериментальная

28

Гаврилова Т.З.

(Рассматривание зерен пшеницы. Подготовка к замачиванию.)

6.11.15г.

Художественное творчество

Конкурс рисунков по теме «Хлеб»

Воспитанники 4-5-х классов

Воспитатели групп

Поступило 40 рисунков. Места распределились следующим образом:

1 место

 Сэротэтто Надя – группа 4 «А» класс;

2 место

  Езынги Алеша – группа 4 «Б» кл.

10.11.15г.

Опытно – экспериментальная

28

Гаврилова Т.З.

Худи Валентина,

Пуйко Любовь

Воспитанницы нашей группы – Худи Валентина, Пуйко Любовь исследовали, что при поддержании светового и температурного режима на кухне, зерна пшеницы проросли.

1.)

 Лампы дневного света на потолке:

8 ламп.

1 лампа - 36 ватт; 36 ватт х 8=288 ватт.

2.)

 В кухне температурный режим – 24 градуса.

 

 Юные исследователи получили результат:

 семена проклюнулись, появились небольшие ростки – 4 см.

11.11.15г.

Применение ИКТ

5

Мирхайдарова М.И.

Сэротэтто Яна, ученица 4 «В» кл.

Набор текста в программе: Microsoft Word 2010;

Выпуск сборников о хлебе, при поддержке Сэротэтто А.П. – делопроизводитель МБОУ «Ямальская школа-интернат»

15.11.15г.

Опытно – экспериментальная

28

Ученицы 4 «В», 4 «Б» кл:

 

Худи Валентина, Сэротэтто Полина

Кураторы:

Мирхайдарова М.И.

Гаврилова Т.З.

Воспитанники группы вели наблюдение за ростом зерен пшеницы. Контролировали световой и температурный режим.

Температура воздуха в кухне – 24 градуса.

Измеряли линейкой высоту ростка, он составил -  8 см. 

 Проанализировали результат:

 За 5 дней росток вытянулся на 4 см.

16.11.15г.

Познание

(профориентационная работа)

28

Мирхайдарова М.И.

Гаврилова Т.З.

Знакомство с профессиями: тракторист, комбайнер, шофер, агроном.

17.11.15г.

Проговаривание скороговорок по теме Хлеб

28

Мирхайдарова М.И.

Проведена видеосъёмка, работа Салиндер Артура

19.11.15г.

Игры подвижные

(разучивание)

28

Мирхайдарова М.И.

Проведена видеосъёмка. Игра «Калачи»

22.11.15г.

Опытно – экспериментальная

28

Ученики 4 «Б» кл:

Салиндер Артур,

Худи Руслан, Яптик Лида

Куратор:

Мирхайдарова М.И.

Юные исследователи контролировали температурный  и световой режим в кухне.

Температура воздуха в кухне -  24 градуса.

Измерили линейкой высоту ростка:

Он составил – 10,5 см.

Проанализировали результат: за 7 дней росток вытянулся на 2,5 см.

23.11.15г.

Исследовательская деятельность

(посещение магазина)

Инициативная группа в количестве 7 человек

Мирхайдарова М.И.

Проведена видеосъёмка, работа Салиндер Артура, есть фото материал.

25.11.15г.

Применение ИКТ

(создание видеофильма)

Инициативная группа в количестве 5 чел.

Мирхайдарова М.И.

Подготовлен фильм «Этапы реализации проекта «Хлеб – всему голова», использовали программу монтажа «Киностудия».

Фильм показали на открытии метод.недели воспитателей.

28.11.15г.

Опытно – экспериментальная деятельность

28

Воспитанницы нашей группы:

Сэротэтто Полина, Худи Валентина

Девочки контролировали световой и температурный режим в кухне.

Температура воздуха в кухне – 24 градуса.

Высота всего ростка пшеницы – 15 см.

От первого до второго листка – длина 12 см.

Анализ показал, что за 6 дней росток пшеницы вытянулся на 4,5 см.

 08. 12.15г

Опытно – экспериментальная деятельность

(замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий в условиях интерната)

Инициативная группа в количестве 10 человек.

Закупка продуктов в магазине – 18 чел.

Гаврилова Т.З.

Мирхайдарова М.И.

помощник воспитателя Антипина И.В.

Выпечка:

пироги, пирожки, торт «Манник», лепешки.

Защита хлебного изобилия при проведении открытого занятия «Чудо земли - хлеб», в рамках методической недели воспитателей 2015- 16 уч.г.

09. 12.15г.

Защита проекта на открытии методической недели воспитателей.

Ожидаемые результаты:

  • сформировать у воспитанников интерната  представления о ценности хлеба;
  • получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера, тракториста и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Инновационная деятельность:

  • создание и выпуск газеты «Хлеб»;
  • создание и выпуск сборников о хлебе;
  • создание фильма «Этапы реализации проекта «Хлеб – всему голова»;
  • выход с загадками о хлебе на другие группы младших классов интерната;

 (есть фотоматериал)

  • создание альбома «Фотоотчет реализации проекта «Хлеб – всему голова»;
  • показ фильма воспитанникам интерната;
  • выход в СМИ -  районная газета «Время Ямала» о проделанной работе воспитанников группы «Сенгакоця», 4 «А» кл.

Поделиться:

Смекалка против Змея-Горыныча

Н. Гумилёв. Жираф

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Весенняя сказка

Барсучья кладовая. Александр Барков