"Бухгалтерский учет и анализ продажи товаров в торговле и пути их совершенствования"
Вложение | Размер |
---|---|
"Бухгалтерский учет и анализ продажи товаров в торговле и пути их совершенствования" | 106.76 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА» ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНКУРСНАЯ РАБОТА №_1__
Тема:__ «Бухгалтерский учет и анализ продажи товаров в торговле и пути их совершенствования»________________________________________________
Выполнил ____Боева Екатерина Викторовна________
(фамилия, имя, отчество)
студент __2__курса ____________________________
специальности __ Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)______________________________
(название образовательной организации)
Научный руководитель: преподаватель Щеблыкина Н.И._______________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
2017 г
Содержание
Введение | 3 |
1. Понятие, классификация и оценка товаров в торговой организации | 5 |
2. Документальное оформление оптовой продажи товаров | 10 |
3. Организационно-экономическая характеристика ПО «Оптторг» | 15 |
4. Синтетический и аналитический учет продажи товаров в ПО «Оптторг» | 23 |
5. Анализ оборота оптовой торговли в ПО «Оптторг» | 27 |
6. Пути совершенствования продажи товаров и оптимизации оптового товарооборота в ПО «Оптторг» | 31 |
Заключение | 33 |
Список использованных источников | 38 |
Приложения | 40 |
Введение
Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массой товаров зарубежной продукции на внутренний рынок. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качества отечественных товаров для завоевания прочного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров [18].
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.
Согласно положениям нормативных актов оптовая торговля представляет собой продажу товара юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи или производства. Оптовой торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида
собственности и организационно-правовой формы. Предприятие-производитель, например, может реализовывать свою продукцию как оптом, так и в розницу.
Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и другие.
Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности продавцов и покупателей [15].
Актуальность конкурсной работы заключается в том, что основными хозяйственными процессами торговой организации являются продажа товара. Данный процесс состоит из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом, в том числе их документальное отражение. Оптовая торговля в основной массе регулируется гражданским законодательством. В Гражданском кодексе понятию реализация товаров соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности на вещное имущество от одной стороны договора к другой. Согласно п. 1 статьи 454 ГК РФ товар - это вещь, которую продавец обязуется передать по договору купли продажи в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их динамику; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; оценить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов.
Целью конкурсной работы является изучение особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли, а также анализ оптовой торговли, и пути их совершенствования.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, классификация и оценка товаров в оптовой торговле;
- рассмотреть документальное оформление оптовой продажи товаров;
- дать организационно-экономическую характеристику ПО «Оптторг»;
- изучить синтетический и аналитический учет продажи товаров ПО «Оптторг»;
- провести анализ оборота оптовой торговли;
- выявить пути совершенствования продажи товаров и оптимизации оптового товарооборота.
Объектом исследования в ПО «Оптторг» являются первичные документы, бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров, бухгалтерская отчетность, представленная Бухгалтерским балансом и Отчетом о финансовых результатах.
1. Понятие, классификация и оценка товаров в торговой организации
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.
Основным объектом бухгалтерского учета в торговых организациях являются товары. Поэтому в центре внимания бухгалтера должна быть правильная организация их учета. Товарные операции – это факты хозяйственной жизни организаций, связанные с поступлением и выбытием товаров. Определение товаров дано в нескольких нормативных документах.
Основным нормативно законодательным актом регламентирующим учет товарных операций в розничной торговле является Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 июня 2001 года №44н. В пункте 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» сказано: «Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи» [26], в пункте 3 статьи 38 НК РФ: «Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации». Как видно из данных определений, то вторая трактовка товаров шире. В первой под товарами понимаются ценности, изначально купленные для перепродажи, во второй речь идет о всяком имуществе, «предназначенном для реализации». Это могут быть и основные средства, и материалы и т.д.
В условиях современной рыночной экономики характерным является следующее определение товара: «Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи».
Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности продавцов и покупателей.
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер товарных запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина товарных запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок.
Основное назначение товарных запасов в торговых предприятиях обслуживать потребности в товарах своих покупателей, а в розничных торговых предприятиях необходимо обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия.
Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности. Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления [13, с. 31].
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена факторами, представленными на рисунке 1 (Рисунок 1).
Рис. 1- Факторы, влияющие на образования товарных запасов
Необходимость запасов обусловливают и такие факторы, как специализация и размещение торговых предприятий, уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др.
Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном - обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям.
Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими. Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование [16, с. 19].
Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
Товарные запасы классифицируются по различным признакам:
– местонахождению (в торговли, промышленности, в пути);
– срокам (запасы на начало и конец периода);
– единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях оборота розничной торговли);
– назначению:
– текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
– сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
– досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
– целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).
По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.
Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять [15, с. 31].
2. Документальное оформление оптовой продажи товаров
Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданный человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ №402 «О бухгалтерском учете». Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания [3].
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются, при этом:
- обеспечивается сплошной непрерывный учет всех объектов учета;
- юридическое обоснование всех бухгалтерских записей, которые делаются на основании документов, имеющих доказательную силу;
- использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации;
- обеспечивается контроль над сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности;
- происходит укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
- правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях [11].
Рабочие документы самого торгового предприятия являются документами четвертого уровня в системе нормативного документирования, в зависимости от назначения и статуса. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
На предприятиях оптовой торговли отчеты должны содержать сведения об остатках, приходе, расходе каждого наименования товара в стоимостном и количественном выражении. В товарном отчете, как и при розничной торговле, записывается каждый документ в отдельности с указанием поставщиков, покупателей, даты и номера документа, а также стоимость товаров и тары по учетным ценам, указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода. В настоящее время распространен учет на компьютере с помощью бухгалтерских программ, и поэтому во многих организациях аналитический учет товаров ведется только в бухгалтерии [22].
Руководители предприятий и главные бухгалтеры могут выбрать тот способ отчетности материально ответственных лиц, который наиболее полно соответствует потребностям данной организации и закрепить его в составе информации об учетной политике.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Товары, приобретаемые организацией торговли для перепродажи, могут поступать непосредственно к ней на склад, а могут приниматься торговой организацией вне собственного склада. Осуществляя приемку на своем складе, организация торговли может заверить сопроводительный документ своим штампом, в этом случае не требуется доверенность. Проставление штампа на сопроводительном документе означает, что торговая организация приняла товары [31].
Если же приемка осуществляется вне склада покупателя (на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту), то получение товара осуществляется материально-ответственным лицом организации торговли по доверенности, обязательно с предъявлением паспорта. Доверенность является необходимым документом, она подтверждает право материально-ответственного лица торговой организации на получение товара. Статьей 185 ГК РФ установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами [1].
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и главного бухгалтера с приложением печати этой организации. Срок действия доверенности торговые организации устанавливают в зависимости от возможности получения и вывоза товара и других ценностей, как правило, этот срок не превышает месяц, а большинстве случаев составляет десять дней. Доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Доверенность оформляется бухгалтерией в одном экземпляре и выдается под расписку получателю.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и так далее. Приемка товаров по количеству в оптовой торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах.
Товарная накладная — первичный документ, который применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Унифицированная форма товарной накладной (форма № ТОРГ-12) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
Товарная накладная оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца (организации, сдающей товарно-материальные ценности (ТМЦ)) и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей. В ТОРГ-12 может быть проставлено 5 подписей:
Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учёта движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) при их перемещении с участием транспортных средств и является основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя. Как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.
Накладная на внутреннее перемещение товара и тары (Торг-13). Применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей.
Заполненный документ подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.
Счёт-фактура — документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость .
Счёт-фактура выставляется (направляется) продавцом (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику) после окончательного приема покупателем (заказчиком) товара или услуг.
В России счёт-фактура применяется только для налогового учета НДС. Назначение счёта-фактуры и его реквизиты законодательно закреплены в Налоговом Кодексе РФ. На основании полученных счётов-фактур налогоплательщиком НДС формируется «Книга покупок», а на основании выданных счётов-фактур — «Книга продаж».
При упаковке товаров выписывается упаковочный ярлык (Торг-9). Выписывается в 3-хэкземплярах, работником организации на каждое отдельное место (тюк, ящик и т.д.). Подписывают упаковочный ярлык упаковщик и материально-ответственное лицо. Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в ящик (тюк). Второй - с указаниями массы каждого места прилагается к счету - фактуре (если он не подлежит поящичной спецификации), третий - остается на складе.
Железнодорожная накладная – это основной документ, который применяется для осуществления процесса транспортировки грузов железной дорогой. Она имеет функцию договора на перевозку указанного количества товара, является товарораспорядительным документом, а также подтверждает принятие груза перевозчиком к транспортировке. Продукция, которая перевозится, передается конечному получателю только в случае предъявления железнодорожной накладной. Документ содержит такие сведения: наименование груза, время приема товара перевозчиком, дату доставки, пункты отправления и назначения, вид упаковки, способ оплаты и другое.
Заказ отборочный лист (Торг-8) применяется на оптовых база для отбора товара и тары. Заполняется сотрудником оптовой базы или покупателем и передается для исполнения на склад. На основании этого документа заполняется товарная накладная или товарно-транспортная накладная.
Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, товарно-транспортная накладная и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации-покупателя, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации [28].
Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
3. Организационно-экономическая характеристика ПО «Оптторг»
Потребительское общество «Оптторг» (сокращенно - ПО «Оптторг») является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным на основе членства путем объединения его пайщиками имущественных паевых взносов для торговой, производственной, заготовительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество было создано 24 февраля 2004 г. и находится по адресу: Российская Федерация, 394036, г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, 52а.
ПО «Оптторг» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, действует на основании Устава общества (Приложение 1). В своей деятельности общество руководствуется также Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ПО «Оптторг» имеет в собственности имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном и третейском.
Для выполнения своей уставной цели создания (удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков) общество может осуществлять:
- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
В настоящее время ПО «Опттрог» специализируется на оптовой торговле товарами народного потребления. Кроме этого оно осуществляет и розничную торговлю а также сдачу в аренду складских и торговых помещений.
Для осуществления своей деятельности ПО «Оптторг» имеет необходимые производственные, складские, административные и торговые помещения. Предприятие также обеспечено подъездными путями для автотранспорта, подъемно-транспортными средствами, автомобилями, производственным и торговым оборудованием.
Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности ПО «Оптторг» представлены в бухгалтерском балансе за 2015 год (Приложение 2), а так же отчете о финансовых результатах за 2014 и 2015 год (Приложение 3 и 4).
Таблица 1- Основные экономические показатели финансово-хозяйственной
деятельности ПО «Оптторг» за 2013-2015 гг.
№ п/п | Показатель | Годы | Отклонение (+,-) | Темп роста, % | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2014 от 2013 гг. | 2015 от 2014 гг. | 2014 к 2013 гг. | 2015 к 2014 гг. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Выручка от продажи товаров, работ, услуг (тыс. руб.) | 42381 | 44966 | 57025 | +2585 | +12059 | 106,1 | 126,8 |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) | 34079 | 36254 | 46102 | +2175 | +9848 | 106,4 | 127,2 |
3 | Валовая прибыль (тыс. руб.) | 8302 | 8712 | 10923 | +410 | +2211 | 104,9 | 125,4 |
4 | Коммерческие расходы (тыс. руб.) | 7210 | 7358 | 9638 | +148 | +2280 | 102,1 | 131 |
5 | Прибыль (убыток) от продаж (тыс. руб.) | 1092 | 1354 | 1285 | +262 | -69 | 124,0 | 94,9 |
6 | Рентабельность продаж (%) | З2,6 | 3,0 | 2,3 | +0,4 | -0,7 | 115,4 | 76,7 |
7 | Проценты к уплате (тыс. руб.) | 48 | 37 | 80 | -11 | +43 | 77,1 | 216,2 |
8 | Прочие доходы (тыс. руб.) | - | - | 27 | - | +27 | - | - |
9 | Прочие расходы (тыс. руб.) | 245 | 166 | 168 | -79 | +2 | 67,8 | 101,2 |
10 | Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) | 799 | 1151 | 1064 | +352 | -87 | 144,1 | 92,4 |
11 | Текущий налог на прибыль (тыс. руб.) | - | - | 4 | - | +4 | - | - |
12 | Рентабельность чистой прибыли ( % ) | 1,2 | 1,9 | 1,2 | +0,7 | -0,7 | 158,3 | 63,2 |
13 | Чистая прибыль (тыс. руб.) | 509 | 839 | 708 | +330 | -131 | 164,8 | 84,4 |
14 | Фонд оплаты труда (тыс. руб.) | 3716 | 3839 | 5299 | +123 | +1460 | 103,3 | 138 |
15 | Среднегодовая стоимость активов (тыс. руб.) | 5451 | 5913 | 8105 | +462 | +2192 | 108,5 | 137,1 |
16 | Среднесписочная численность работников (чел.) | 29 | 29 | 30 | - | +1 | 100 | 103,4 |
17 | Уровень валового дохода ( % ) | 19,59 | 19,37 | 19,15 | -0,22 | -0,22 | 98,9 | 98,9 |
18 | Уровень расходов на продажу ( % ) | 17,01 | 16,36 | 16,90 | -0,65 | +0,54 | 96,2 | 103,3 |
19 | Уровень расходов на оплату труда ( % ) | 8,77 | 8,54 | 9,29 | -0,23 | +0,75 | 97,4 | 108,8 |
20 | Среднегодовая выработка одного работника (тыс. руб.) | 1461 | 1551 | 1901 | +90 | +350 | 106,2 | 122,6 |
21 | Среднегодовая заработная плата одного работника (тыс. руб.) | 128 | 132 | 177 | +4 | +45 | 103,1 | 134,1 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что большинство основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ПО «Оптторг» за анализируемый период подвергались значительным колебаниям.
Так, выручка в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла 2585 тыс. руб. на 106,1%, а в 2015 году по сравнению с 2014 уже на 12059 тыс. руб. на 126,8%.
Прибыль от продаж в 2012 году по сравнению с 2013 годом выросла всего на 262 тыс. руб. на 124% , а в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 69 тыс. руб. на 5,1%. На это повлияло, коммерческие расходы в 2014 году увеличились только на 148 тыс. руб. на 102,1%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 2280 тыс. руб. на 131%. Большой рост коммерческих расходов привело к уменьшению прибыли.
Уровни валового дохода и расходов на продажу ПО «Оптторг» за анализируемый период снизились с 19,59 % и 17,01 % до 19,15 % и 16,90 % соответственно, а уровень расходов на оплату труда наоборот повысился с 8,77 % до 9,29 %.
Исследование показателей по труду и заработной плате на предприятиях имеет большое значение. Оно производится для определения эффективности использования трудовых ресурсов, изыскания внешних и внутренних резервов, путей роста производительности труда. По результатам проведенного исследования можно судить о благополучии хозяйственной деятельности предприятия, выявить недостатки в работе и найти причины, устранить негативные явления в деятельности предприятия.
В результате сравнения темпов прироста видим, что в 2014 году темп прироста производительности труда опережает темп прироста заработной платы 106,2 % и 103,1 % , а в 2013 году 122,6 % и 134,1 %, что свидетельствует о рациональности политики руководства предприятия в сфере организации и оплаты труда в 2014 году и её нерациональности в 2015 году.
Организация рентабельна, если суммы выручки от продаж достаточны не только для покрытия затрат на реализацию, но и для образования прибыли. Показатели рентабельности продаж ПО «Оптторг» характеризуются снижение данного показателя с 2,6% в 2013 г. до 3,0% в 2014 г., однако в 2015 г. рентабельность продаж составила 2,3% самый низкий показатель за весь анализируемый период. Показатели рентабельности чистой прибыли ПО «Оптторг» в 2014 году 1,9% по сравнению с 2013 годом 1,2%, а в 2015 году снова снизился данный показатель до 1,2%.
О финансовом положении предприятия свидетельствует состав и структура ее активов (имущества), капитала и обязательств по состоянию на начало и конец отчетного периода; изменения в размещении средств и источников их формирования (покрытия).
Динамика активов (имущества) ПО «Оптторг» представлена в таблице 2.
По данным таблицы 2 видно, что в организации ПО «Оптторг» в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась сумма основных средств на 79 тыс. руб. на 5,5%, это объясняется тем что основные средства не приобретали, а только было начисление амортизации по основным средствам, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась сумма основных средств на 292 тыс. руб. на 21,4% т.е. за отчетный период было приобретение основных средств.
Прочие внеоборотные активы в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшились на 112 тыс. руб. на 40,7%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 1389 тыс. руб.
Исходя из данных таблицы 2 в 2014 году по сравнению с 2013 годом сумма оборотных активов увеличилась на 1578 тыс. руб. на 144% на это повлияло увеличение запасов на 1440 тыс. руб. на 138,4%, денежные средства на 148 тыс. руб. на 308,5%, дебиторская задолженность на 86 тыс. руб. на168,8%.
Таблица 2- Динамика активов (имущества) ПО «Оптторг» за 2013-2015 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2014 от 2013 гг. | 2015 от 2014 гг. | 2014 к 2013 гг. | 2015 к 2014 гг. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Основные средства (тыс. руб.) | 1446 | 1367 | 1659 | -79 | +292 | 94,5 | 121,4 |
Прочие внеоборотные активы (тыс. руб.) | 189 | 77 | 1466 | -112 | +1389 | 40,7 | 1903,9 |
ИТОГО внеоборотных активов (тыс. руб.) | 1635 | 1444 | 3125 | -191 | +1681 | 88,3 | 216,4 |
Запасы (тыс.руб.) | 2972 | 4112 | 5391 | 1440 | 1279 | 138,4 | 131,1 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 416 | 620 | 840 | +204 | +220 | 149 | 135,5 |
Дебиторская задолженность (тыс. руб.) | 125 | 211 | 242 | +86 | +31 | 168,6 | 114,7 |
Денежные средства (тыс. руб.) | 71 | 219 | 5 | +148 | -214 | 308,5 | 2,3 |
ИТОГО оборотных активов (тыс. руб.) | 3584 | 5162 | 6478 | +1578 | +1316 | 144 | 125,5 |
ИТОГО АКТИВЫ (ИМУЩЕСТВО) (тыс. руб.) | 5219 | 6606 | 9603 | +1387 | +2997 | 126,6 | 145,4 |
Но в 2015 году по сравнению с 2014 годом идет увеличение оборотных активов на 1316 тыс. руб. на 125,5%, где наблюдаем увеличение запасов на 1279 тыс. руб. на 131,1%, дебиторская задолженность увеличилась на 31 тыс. руб. на 114,7%.Денежные средства уменьшились на 214 тыс. руб. Таким образом, за 2013-2015 гг. наблюдается устойчивый темп роста имущества организации.
Динамика пассивов (источников формирование имущества) ПО «Оптторг» представлена в таблице 3.
Собственный капитал ПО «Оптторг» представлен уставным капиталом, резервным капиталом и нераспределенной прибылью.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло уменьшение суммы капитала и резервов на 95 тыс. руб. на 97,2%, за счет уменьшение прибыли на 131 тыс. руб. на 84,4%, и увеличение уставного капитала на 36 тыс. руб. на 101,9%.
Таблица 3- Динамика пассивов (источников формирования имущества) ПО «Оптторг»» за 2013-2015 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2014 от 2013 гг. | 2015 от 2014 гг. | 2014 к 2013 гг. | 2015 к 2014 гг. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Уставный капитал (тыс. руб.) | 1933 | 1922 | 1958 | -11 | +36 | 99,4 | 101,9 |
Резервный капитал (тыс. руб.) | 351 | 605 | 605 | +254 | - | 172,4 | 100 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (тыс. руб.) | 509 | 839 | 708 | +330 | -131 | 164,8 | 84,4 |
ИТОГО капитал и резервы (тыс. руб.) | 2793 | 3366 | 3271 | +573 | -95 | 120,5 | 97,2 |
Заемные средства (тыс. руб.) | 264 | 455 | 1202 | +191 | +747 | 172,3 | 264,2 |
Кредиторская задолженность (тыс. руб.) | 2162 | 2785 | 5130 | +623 | +2345 | 128,8 | 184,2 |
ИТОГО краткосрочных обязательств(тыс. руб.) | 2426 | 3240 | 6332 | +814 | +3092 | 133,6 | 195,4 |
ИТОГО ПАССИВЫ (тыс. руб.) | 5219 | 6606 | 9603 | +1387 | +2997 | 126,6 | 145,4 |
Долгосрочные обязательства в ПО «Оптторг» отсутствуют, а краткосрочные обязательства представлены заемными средствами и кредиторской задолженностью.
В течение исследуемого периода источники формирования имущества ПО «Оптторг» характеризуются постоянным увеличением стоимости заемного капитала, краткосрочные обязательства за весь анализируемый период в целом идет увеличение в 2014 году увеличилось 814 тыс. руб. на 133,6%, в 2015 году уже увеличение на 3092 тыс. руб. на 195,4%.
Заемные средства увеличиваются в 2014 году 191 тыс. руб. на 172,3%, в 2015 году увеличение уже 747 тыс. руб. на 264,2 %.
Кредиторская задолженность в 2014 году увеличилась 623 тыс. руб. на 128,8%, в 2015 году идет снова увеличение 2345 тыс. руб. на 184,4%. Эти увеличения не очень хороший показатель так как влияют на финансовый результат организации. Произведенный анализ позволяет сделать вывод о том что ПО «Оптторг» является финансово зависимой от внешних источников организацией. Следует отметить, что организация, использующая заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности собственного капитала, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства по мере увеличения доли заемных средств в общей сумме используемого капитала.
Эффективная финансовая деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различные целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.
В настоящее время на рынке очень высокая конкуренция, и чтобы добиться больших результатов необходимо следить за функционированием своей организации. Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью. ПО «Оптторг» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с покупателями и заказчиками продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
4. Синтетический и аналитический учет продажи товаров ПО «Оптторг»
В соответствии с Планом счетов наличие и движение товаров, являющихся собственностью оптовых и розничных торговых предприятий, учитывают на счете 41 «Товары». Счет основной материальный активный, по Дебетовой стороне отражается поступление товаров, по Кредиту выбытие, Сальдо Дебетовое означает остаток товаров на складе.
К счету 41 могут быть открыты субсчета:
- 41/1 «Товары на складах»;
- 41/3 «Тара под товаром и порожняя»;
На счете 41/1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых складах.
На счете 41/3 - наличие и движение тары, как находящейся под товаром, так и свободной, за исключением стеклянной посуды.
- товары, принятые на ответственное хранение, учитываемые на забалансовом счете № 002 —«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
- товары, принятые для реализации по договору комиссии. Они учитываются на забалансовом счете 004 — «Товары, принятые на комиссию».
Учет товаров ведется по покупным ценам без налога на добавленную стоимость.
Тара учитывается по покупным ценам, а налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям по ней не установлен.
В бухгалтерском учете реализации товаров в оптовой торговле нужно различать понятия:
- момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ);
- момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459 ГК РФ):
- момент возникновения (перехода) права собственности (ст. 223 ГК РФ);
- момент отражения реализации товаров для налогообложения и дата реализации товаров (работ, услуг).
Моментом исполнения обязанности оптовой организации передать товар покупателю считается момент вручения товара покупателю или сдача перевозчику для отправки покупателю. Товар считается врученным покупателю с момента его фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица.
Моментом перехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товара.
Реализация товаров с оптовых складов ведется по рыночным (продажным) ценам. Тара реализуется по учетным или другим ценам.
Для учета продажи товаров используется счет 90 «Продажа»
Счет 90 «Продажи» активно-пассивный и финансово-результатный по назначению. Счет 90 имеет 6 субсчетов.
Основным счетом, связанным с учетом реализации товаров, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивный счет задолженности в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
По дебету счета 62 учитывается долг покупателей,
По кредиту счета 62 (в корреспонденции со счетами учета денежных средств) учитывается поступившая от покупателей оплата. Сальдо этого счета показывается развернутое.
К счету 62 могут быть открыты субсчета:
62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками » с отражением на нем сумм по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам;
62-2 «Расчеты по авансам полученным», счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах. Данный субсчет используется организациями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях.
Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам;
Сальдо по 62/1 всегда дебетовое, показывает задолженность покупателей за отгруженную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы.
А сальдо по 62/2 счету всегда кредитовое, показывает сумму полученных авансов, на которые еще не отгружена продукция
Учет расчетов с покупателями должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию.
На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи».
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных:
- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- по покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
- по авансам полученным.
Таблица 4 - Основные бухгалтерские записи по продаже товаров в ПО «Оптторг»
№ п/п | Содержание проводки | Дебет | Кредит | Сумма Тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Отражена продажная стоимость товара с учетом всех налогов в составе выручки от продаж | 62/1 | 90/1 | 59 000-00 |
2 | Списана покупная стоимость реализованных товаров, по которым была признана выручка на себестоимость продаж | 90/2 | 41/1 | 30 000-00 |
3 | Начислена задолженность бюджету по НДС с оборота по реализации товара | 90/3 | 68/2 | 9 000-00 |
4 | Поступила оплата от покупателей на расчетный счет | 51 | 62 | 59 000-00 |
5 | Финансовый результат (прибыль/убыток) | 90/9 | 99 | 20 000-00 |
Одним из наиболее значимых элементов контроля за товарно-материальными ценностями в торговых предприятиях является ведение складского учета и инвентаризации.
Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей большое значение имеет правильно организованный складской учет.
Складской учет ведется материально-ответственными лицами на карточках в натуральном выражении по наименованиям, сортам, количеству и ценам. На каждое наименование и сорт в зависимости от объема операций открывается отдельная карточка.
Записи в карточки складского учета производятся на основании первичных документов только по количеству товаров и по ценам.
В бухгалтерии аналитический учет товарных запасов ведется двумя методами: количественно-суммовым и оперативно-бухгалтерским (сальдовым).
Аналитический учет товаров организуют по материально-ответственным лицам и местам хранения. Учет в бухгалтерии ведется автоматизировано применяется программа «1. С: Бухгалтерия версия 8».
В конце месяца материально-ответственное лицо свои карточки складского учета сверяет с бухгалтерией оборотной ведомости количественно суммового учета.
Аналитический учет товаров ведется по ответственным лицам, партиям, сортам, кипам товаров, а в необходимых случаях - и по местам хранения.
Учет поступивших товаров ведется на карточках складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета.
5. Анализ оборота оптовой торговли в ПО «Оптторг»
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота организации за 2013-2015 года проводится анализ динамики общего товарооборота, на основании данных «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о финансовых результатах» в ПО «Оптторг» (Приложения 2,3,4).
Таблица 5 - Динамика товарооборота ПО «Оптторг» за 2013-2015 гг.
Год | Фактический товарооборот, тыс. руб. | Цепной темп роста, % | Базисный темп роста % | |||
в действующих ценах | в сопоставимых ценах | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2013 | 42381 | 42381 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2014 | 44966 | 42181,99 | 106,1 | 99,5 | 106,1 | 99,5 |
2015 | 57025 | 53544,60 | 126,8 | 126,9 | 134,6 | 126,3 |
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами продажи (Тс.ц.), проводится по следующим формулам:
Тс.ц. = Тфi / Iцi, (1)
где
Тфi – фактический товарооборот за i-тый период;
Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.
Индекс цен за 2012 год равен 1,066 , индекс цен за 2013 год равен 1,065 по данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики.
Цепной темп роста рассчитывается по формуле:
Тр i = Т i / Т i-1, (2)
где
Тр i – темп роста за i год;
Тi – фактический товарооборот за i год;
Т i-1 – товарооборот за i-1 (предыдущий) год.
Базисный темп роста рассчитывается:
Трб i= Т i / Т0, (3)
где
Трб i - базисный темп роста за i год;
Т i – товарооборот за i год;
Т 0 – товарооборот за базисный год.
Из таблицы видно, что на протяжении 2013-2015 годов наблюдался рост товарооборота. Увеличение товарооборота подтверждается расчетами товарооборота как в действующих, так и сопоставимых ценах.
За период с 2013 года по 2015 год товарооборот в действующих ценах увеличился на 34,6 %, а в сопоставимых ценах к фактическому товарообороту 2013 года он уменьшился на 8,26 %. Прирост товарооборота в 2015 году составило 3480,4 тыс. руб. это объясняется в связи с увеличением цен на товары.
Если оценивать рост среднего товарооборота только по данным за три года, то можно сказать что значительного роста не произошло. Анализируя товарооборот по годам, можно дополнить данный вывод. Товарооборот, как в сопоставимых ценах, так и действующих за 2015 год незначительно увеличился по сравнению с 2014 годом. В сопоставимых ценах товарооборот возрос на 27,44%, в действующих ценах на 20,7%. Товарооборот в сопоставимых ценах в 2014 году к 2013 году уменьшился на 0,5%. Таким образом, увеличение качественных показателей (рост физического объема), и количественных (рост за счет повышения цен на товары) товарооборота в 2015 году является достижением в финансово-хозяйственной деятельности организации.
Проведем анализ товарооборота в помесячном разрезе в действующих ценах в таблице 6 на основании данных «Отчета о финансовых результатах» (Приложение 3,4).
Определим удельный вес каждого месяца в годовом товарообороте для анализа товарооборота в помесячном разрезе. Это позволит дать оценку отклонения товарооборота в 2015 году от 2014 года и темпа отклонения товарооборота в 2015 году от 2014 года.
Удельный вес рассчитывается:
Удв = (Т i / ∑ Т ) х 100%, (5)
где
Удв –удельный вес месяца в годовом товарообороте,
Т i – товарооборот за месяц,
∑ Т - товарооборот за год .
Таблица 6 - Товарооборот в помесячном разрезе в действующих ценах ПО «Оптторг»
Месяц | 2014 | 2015 | Отклонение (+ -) ,тыс. руб. | Темп роста, в % | ||
Сумма, тыс. руб. | Удел. вес % | Сумма, тыс. руб. | Удел. вес, % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
01 | 1568,32 | 3,49 | 2149,45 | 3,77 | +581,13 | 137,05 |
02 | 3161,08 | 7,03 | 5417,53 | 9,50 | +2256,45 | 171,38 |
03 | 6012,09 | 13,37 | 7 464,30 | 13,09 | +1452,21 | 124,15 |
04 | 3628,41 | 8,07 | 4456,10 | 7,81 | +827,69 | 122,81 |
05 | 2151,21 | 4,78 | 2433,55 | 4,27 | +282,34 | 113,12 |
06 | 3 644,26 | 8,10 | 2 649,36 | 4,65 | -994,9 | 72,7 |
07 | 2 135,11 | 4,75 | 3 546,26 | 6,22 | +1411,15 | 166,09 |
08 | 4446,75 | 9,89 | 5 694,15 | 9,99 | +1247,4 | 128,05 |
09 | 5 319,02 | 11,83 | 6 908,44 | 12,11 | +1589,42 | 129,88 |
10 | 4 564,11 | 10,15 | 5 354,63 | 9,39 | +790,52 | 117,32 |
11 | 5 024,58 | 11,17 | 6 464,67 | 11,34 | +1440,09 | 128,66 |
12 | 3 311,06 | 7,36 | 4 486,56 | 7,87 | +1175,50 | 135,5 |
Итого | 44 966 | 100,00 | 57 025 | 100,00 | +12059 | 126,82 |
Товарооборот ПО «Оптторг» за 2015 год вырос на 26,82%, абсолютный прирост составил 12 059 тыс. руб. Товарооборот в помесячном разрезе распределяется неравномерно.
Наиболее напряженные месяца для продажи май, июнь, самые активные продажи в феврале, марте. Большая доля товарооборота года приходится на второе полугодие. Товарооборот возрастает не равномерно с начала года к концу. Пик роста товарооборота приходится на февраль, март, июль, ноябрь, декабрь. Однако товарооборот в 2015 году развивался несвойственно аналогичным периодам прошлых лет. Это связано с неблагоприятным экономическим положением организации и ухудшением рыночной ситуации, возможно снижение конкурентоспособности организации.
Темп роста товарооборота от достаточно серьезного роста в начале 2015 года постепенно снизился к концу года. Наиболее высокие темпы роста были в феврале, марте, июле и декабре 2015 года. Снижение товарооборота в абсолютных суммах наблюдается в июне, октябре.
Причины такого значительно увеличения товарооборота в первом полугодии могут заключатся не только в успешной деятельности организации, но еще и в том, что возросли цены на товары, и за счет этого увеличился товарооборот. Снижение темпа роста к концу года возможно связано со складывающейся неблагоприятной общей экономической и конкурентной ситуацией. В результате чего организация не смогло найти часть покупателей.
Проведем анализ сезонности продажи товаров по месяцам в ПО «Оптторг» за 2013-2015 года в таблице 7 на основании «Отчета о финансовых результатах» и «Отчета по продажам ТМЦ».
На основе помесячных изменений за 3 года необходимо определить коэффициент сезонности, который используется для прогнозирования товарооборота по месяцам года в таблице 7. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного месяца от среднемесячной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Таблица 7 - Определение сезонности продажи товаров по месяцам в ПО «Оптторг» за 2013-2015 года
Месяц | 2013 г., тыс. руб. | 2014 г., тыс. руб. | 2015 г., тыс. руб. | Итого за 3 года | Среднее за 3 года | Коэф-т сезонности, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Январь | 1581,55 | 1568,32 | 2149,45 | 5299,32 | 1766,44 | 44,05 |
Февраль | 3 465,46 | 3161,08 | 5417,53 | 12044,07 | 4014,69 | 100,1 |
Март | 4241,10 | 6012,09 | 7 464,30 | 17717,49 | 5905,83 | 147,27 |
Апрель | 4 444,10 | 3628,41 | 4456,10 | 12528,61 | 4176,20 | 104,14 |
Май | 1 343,01 | 2151,21 | 2433,55 | 5928,07 | 1976,02 | 49,27 |
Июнь | 3 691,50 | 3 644,26 | 2 649,36 | 9985,12 | 3328,37 | 82,99 |
Июль | 3326,32 | 2 135,11 | 3 546,26 | 9007,69 | 3002,56 | 74,87 |
Август | 4354,50 | 4446,75 | 5 694,15 | 14494,9 | 4831,63 | 120,48 |
Сентябрь | 3 664,09 | 5 319,02 | 6 908,44 | 15891,55 | 5297,18 | 132,09 |
Октябрь | 5552,50 | 4 564,11 | 5 354,63 | 15471,24 | 5157,08 | 128,59 |
Ноябрь | 4 023,97 | 5 024,58 | 6 464,67 | 15513,22 | 5171,07 | 128,94 |
Декабрь | 2692,90 | 3 311,06 | 4 486,56 | 10490,52 | 3496,84 | 87,20 |
Итого | 42381 | 44 966 | 57 025 | 144372 | 48124 | |
Среднее за месяц | 3531,75 | 3747,17 | 4752,08 | 12031 | 4010,33 |
На основании расчета коэффициента сезонности в январе самый низкий спрос на товары где составил 44,05%. Это можно объяснить тем, что в стране в начале января новогодние каникулы и соответственно организации не работают (в том числе данная организация и ее потенциальные покупатели). Спрос на товары устойчиво возрастает от месяца к месяцу. Сезон продаж товара приходится на март месяц где составил 147,27% а потом происходит увеличение на второе полугодие, начиная с августа 120,48% и до ноября 128,94% а в декабре понизилось и составляет 87,20%. Это объясняется тем что ПО «Оптторг» занимается реализацией больше промышленных товаров, нежели чем продовольственных., а в конце года больше спрос идет на продовольственные товары.
6. Пути совершенствования продажи товаров и оптимизации оптового товарооборота в ПО «Оптторг»
Оптовая торговля является важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками купли продажи товаров.
Оптовая торговля выполняет различные функции по совершенствования продажи товаров:
- формирование торгового ассортимента товаров, подготовка необходимых партий товаров и отправка их оптовым покупателям;
- закупка, сосредоточения и организация складского хранения широкой гаммы товаров различных производителей; проведение маркетинговых исследований рынка товаропроизводителей и рынка оптовых потребителей;
- подготовка, организация и осуществление комплекса рекламных, консультативных, логических и сервисных услуг оптовым покупателям по реализуемому ассортименту товаров; доставка товаров покупателям и послепродажное обслуживание конечных потребителей;
- оказание посреднических услуг производителям и покупателям товаров (содействие заключению оптовых коммерческих сделок);
- производство товаров отдельными оптовыми предприятиями.
В условиях рыночных отношений оптовые предприятия развивают свою деятельность на основе двусторонних договорных отношений. С одной стороны, по оказанию услуг оптовым покупателям (облегчение функции закупки товаров, подсортировка товаров, их хранение, доставка, предоставление маркетинговой информации и т.д.), с другой – по оказанию услуг поставщикам товаров (обеспечение сбыта товаров, хранение товаров, предоставление информации о спросе на товары и т.д.).
Основным показателем, характеризующим деятельность оптового предприятия, является объем оборота оптовой торговли.
Оптовый оборот торговли – это продажа товаров розничным торговым предприятиям, предприятиям питания, другим оптовым предприятиям, промышленным предприятиям и предприятиям сферы услуг для последующей продажи или производственного потребления.
Оптовые предприятия могут осуществлять мелкооптовую продажу товаров населению по розничным ценам, что относится к обороту розничной торговли. Кроме того, они имеют выручку (доход) от оказания всевозможного рода услуг ( по транспортировке, хранению, фасовки товаров и др.).
Формирование объема оборота оптовой торговли в условиях рынка осуществляется под влиянием различных факторов. Прежде всего он зависит от объема спроса со стороны оптовых покупателей, а также от таких внешних факторов, как состояние экономики страны, объем и структура производства продукции, размещение производства по регионам и отдаленность от него оптовых предприятий, уровень доходов населения, инфляционные процессы. Одновременно развитие оборота оптовых предприятий зависит и от внутренних факторов: состояния и эффективности использования материально – технической базы предприятия; организации и технологии товародвижения; обеспеченности торговым персоналом; производительности труда работников; обеспеченности товарными ресурсами.
Основные мероприятия, направленные на повышение объема оборота оптовой торговли должны учитывать условия рыночной экономики. Каждое торговое предприятие работает на основании самофинансирования и хозяйственного расчета. Следовательно, как руководство, так и сами работники ПО «Оптторг» заинтересованы в повышение объема продаж, более качественного обслуживания, так как от этого зависит заработная плата и другие формы материального стимулирования. Кроме того, объем продаж оказывает прямо пропорциональное влияние на увеличение размера прибыли.
В этих условиях возрастает необходимость находить оптимальные решения и пути повышения объема оборота. Чтобы выстоять в условиях достаточно жесткой рыночной конкуренции, торговые организации стремятся быть экономически сильными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговля является одной из ведущих отраслей экономики Российской Федерации, она располагает большим объемом товарных запасов, составляющих преобладающую часть оборотных средств торговых организаций. В ходе бакалаврской работы была изучена система организации складского, синтетического и аналитического учета товарных операций предприятия оптовой торговли ПО «Оптторг».
На предприятии организована автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета. Программа «1С:Бухгалтерия» может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных видов деятельности.
На основании данных бухгалтерского учета и отчетности был проведен анализ товарных операций.
В целях анализа товарных запасов использованы данные оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 «Товары».
В целях увеличения оптового товарооборота разработан комплекс мероприятий. Он включает в себя участие в тендерах на поставку продукции, расширение географии рынков сбыта, внедрение новой системы накопительных скидок.
В ходе конкурсной работы была проведена выборочная проверка товарных операций. Были проверены: правильность оценки товаров в бухгалтерском учете; правильность применения первичных документов по учету товаров; правильность организации складского учета; наличие приказа руководителя предприятия об установлении материально-ответственных лиц и заключения с ними договоров о полной материальной ответственности; составления коммерческих актов, правильность осуществления бухгалтерского учета поступления и реализации товаров в бухгалтерии предприятия. По результатам проверки были выявлены некоторые неточности в заполнении счетов-фактур, хотя в целом бухгалтерский учет ведется с соблюдением бухгалтерского и налогового законодательства.
По итогам проведенной проверки предприятию можно дать следующие рекомендации: более тщательно и четко отслеживать заполнение первичных документов, отслеживать последние изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве, автоматизировать складской учет. Для усиления внутреннего контроля необходимо составить график документооборота.
В данной конкурсной работы были достигнуты следующие задачи:
- раскрыты и изучены понятие, классификация и оценка товаров в оптовой торговле;
- рассмотрено документальное оформление оптовой продажи товаров в ПО «Оптторг»;
- дана организационно-экономическая характеристика ПО «Оптторг»;
- рассмотрен синтетический и аналитический учет продажи товаров ПО «Оптторг»;
- проведен анализ оборота оптовой торговли в ПО «Оптторг»;
- выявлены пути совершенствования продажи товаров и оптимизации оптового товарооборота в ПО «Оптторг».
Большинство основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ПО «Оптторг» за анализируемый период подвергались значительным колебаниям. Так, выручка в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла 2585 тыс. руб. на 106,1%, а в 2013 году по сравнению с 2014 уже на 12059 тыс. руб. на 126,8%. Прибыль от продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла всего на 262 тыс. руб. на 124% , а в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 69 тыс. руб. на 5,1%. На это повлияло, коммерческие расходы в 2014 году увеличились только на 148 тыс. руб. на 102,1%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 2280 тыс. руб. на 131%. Большой рост коммерческих расходов привело к уменьшению прибыли.
Темп роста товарооборота от достаточно серьезного роста в начале 2015 года постепенно снизился к концу года.
Причины такого значительно увеличения товарооборота в первом полугодии могут заключатся не только в успешной деятельности организации, но еще и в том, что возросли цены на товары, и за счет этого увеличился товарооборот. Снижение темпа роста к концу года возможно связано со складывающейся неблагоприятной общей экономической и конкурентной ситуацией. В результате чего организация не смогла найти часть покупателей.
Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного месяца от среднемесячной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера. На основании расчета этого коэффициента в январе самый низкий спрос на товары. Это можно объяснить тем, что в стране в начале января новогодние каникулы и соответственно организации не работают (в том числе данная организация и ее потенциальные покупатели). Спрос на товары устойчиво возрастает от месяца к месяцу. Сезон продаж товара приходится неравномерно в марте (147,27%) август (120,48%), сентябрь (132,09%), октябрь (128,59%), ноябрь (128,94%). Реализация товаров промышленными и хозяйственными товарами, продовольственных товаров очень мало.
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике грамотное ведение бухгалтерского учета товарных операций имеет большое значение для обеспечения сохранности товарных запасов, принадлежащих торговой организации, увеличения товарооборота и прибыли, роста экономического потенциала предприятия.
Произведенный анализ позволяет сделать вывод о том что ПО «Оптторг» является финансово зависимой от внешних источников организацией.
Следует отметить, что организация, использующая заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности собственного капитала, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства по мере увеличения доли заемных средств в общей сумме используемого капитала.
Эффективная финансовая деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различные целевых финансовых фондов, а в конечном счете повысить рыночную стоимость предприятия.
В настоящее время на рынке очень высокая конкуренция, и чтобы добиться больших результатов необходимо следить за функционированием своей организации. Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью. ПО «Оптторг» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с покупателями и заказчиками продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
По результатам проведенного исследования можно судить о благополучии хозяйственной деятельности предприятия.
Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль над состоянием товарных запасов и их сохранностью на торговом предприятии.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс. [Электронный ресурс] : [федер, закон от30 ноября 1994 г, № 51- ФЗ: принят Гос. Думой 21 октября 1994г.] / СПС «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : [федер, закон от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 года по сост. на 05 мая 2014 г.] / СПС «КонсультантПлюс».
3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: [утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06 декабря 2011 г. №402] / СПС «КонсультантПлюс».
4. Трудовой кодекс [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 21 декабря 2001 года по сост. на 05 мая 2014 г.] /СПС «Консультант Плюс».
5. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства Российской Федерации № 1137 от 26.12.2011 г., в редакции Постановления Правительства РФ № 446 от 28.05.2013 г]. / СПС «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению [Электронный ресурс]: [Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г (ред. 08.11.10) № 94н] ./СПС «Консультант Плюс».
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [Электронный ресурс]: [ утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 08.11.2010 №144н] ./СПС «Консультант Плюс».
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [Электронный ресурс] : [ утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 08.11.2010 №144н] / СПС «Консультант Плюс».
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) [Электронный ресурс]: [ утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 9.06.2001 г. N 44н] ./СПС «Консультант Плюс».
Литература
10. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник /Ю.А.Бабаев.-М:.Юнити-Дана, 2012 – 476 с.
11. Бабаев, Ю.А.Теория бухгалтерского учета [Текст]: учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров.– М.: Проспект, 2012. – 240 с.
12. Бородин, В.А. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник /В.А. Бородин .- Юнити-Дана, 2012 - 532 с.
13. Вещунова, Н.Л. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник/ Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина – М.: Рид Групп, 2011. – 608 с.
14. Гомола, А.И. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов – М.: Академия, 2011. – 432 с.
15. Керимов, В. Э. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учебник для вузов / В. Э. Керимов. - 7-е изд., изм. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 480 с.
16. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник /Н.П. Кондраков – М.: Инфра-М, 2012. – 656 с.
17. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст]: учебник/ Л.И. Кравченко. – 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009.- 512с.
Ресурсы Интернет
18. Консультант Плюс. Правовая информация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. – Рус., англ. яз. – Загл. с экрана.
19. Электронно – библиотечная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.znanium.ru/, свободный. – Рус., англ. яз. – Загл. с экрана.
20. Правовая система Референт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.referent.ru/, свободный. – Рус., англ. яз. – Загл. с экрана.
Новогодние гирлянды
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Басня "Две подруги"
Яблоко
Притча о гвоздях