• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Опубликовано Юринская Светлана Николаевна вкл 08.11.2017 - 11:40
Юринская Светлана Николаевна
Автор: 
Некрасова Дарья Дмитриевна

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

                                                                                                 В. А. Сухомлинский.

Введение

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе [2].

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Цель и задачи исследования

Цель: изучить задачи и методы экологического воспитания детей, дать рекомендации по формам экологических занятий с детьми дошкольного возраста.

  

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.

1.      занятия на экологическую тему

2.      экологические кружки

3.      экологические конкурсы и акции

4.      экологические игры и сказки

5.      экологические праздники и фестивали

6.      уборка территории

7.      экологические экскурсии или походы

 

Рекомендуемые формы экологических занятий с детьми дошкольного возраста.

  Младшая группа (3-4 года).

В младшей группе надо начинать формировать интерес к заботе об окружающей среде, но ни в коем случае не навязывать его.

Детей можно заинтересовать с помощью музыкальных произведений, сказок, мультфильмов, игр связанных с природой и экологией.

  Средняя группа (4-5 лет).

В средней группе уже можно помимо музыкальных произведений, сказок, мультфильмов и игр привлекать детей с помощью поездок на природу, наблюдением за жизненными процессами животных и растений. Например, наблюдением за ростом растения. Нужно детей потихоньку приучать к уходу за растениями. Например, дети по очереди будут поливать цветы под присмотром педагога.

  Старшая группа (5-6 лет).

В старшей группе дети уже более сознательные. Детей можно уже отправлять на экологические экскурсии, проводить экологические занятия, конкурсы и мероприятия.

Пример экологического занятия: можно взять из природы гусеницу (но не самому, а вместе с детьми) и взять растение которым она питалась. В группе подготовить для нее террариум и наблюдать за ее жизненным циклом. Информация для детей лучше усваивается, когда они могут увидеть собственным глазами. Для детей будет очень интересно увидеть то, как гусеница превращается в бабочку. Но главная задача воспитателя в данной работе донести до детей информацию, что гусеница живая, что она, как и человек, тоже кушает и тоже растет. Когда гусеница превратится в бабочку, нужно будет ее вместе с детьми выпустить, чтобы дети понимали что долго держать в неволе животных нельзя.

  Подготовительная группа (6-7 лет.)

Детей также нужно приучать к бережному обращению к природе с помощью экологических занятий, конкурсов, мероприятий и субботников. Также с детьми подготовительной группы можно выезжать на природу и заниматься озеленением леса. Также играет большую роль участие детей в праздника связанных с экологической темой.

Например, День тигра - праздник, который побуждает людей беречь тигров и леопардов, участие в параде для детей принесет много положительных эмоций.  

Выводы

Результаты работы расширяют существующие представления о роли влияния экологической грамотности людей  начиная с раннего детства .      Данная система разработана для каждого возраста, что облегчает задачу воспитателю и родителям. По итогам данной системы новое поколение должно вырасти экологически эрудированным.

          Развивая у детей любовь к природе мы, улучшаем наше будущее.

 

Библиографический список

1) Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/ekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 

2) Методическая разработка  Кузнецова Н.С. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/25/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta


Список литературы

1)      Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика №12. – С.10-12.

2)      Лисиченко В.В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2000

3)      Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014.

4)      Шадрина Татьяна В России будут прививать поколениям бережное отношение к экологии // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/13/v-rossii-budut-privivat-p...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое воспитание детей дошкольного возраста44.35 КБ

Предварительный просмотр:

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

        

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

                                        Исполнитель: Некрасова Дарья

  студентка гр.20-31

УК «Гимназия-колледж» ДВФУ;

Научный руководитель:

Юринская С.Н.учитель биологии, химии и ОБЖ;

Владивосток, 2017

Оглавление

  1. Введение                                                                                                   стр.3
  2. Цель и задачи исследования                                                                   стр.3
  3. Теоретическое обоснование актуальности проблемы                                                       стр.3
  4. Рекомендуемые формы экологических занятий с детьми дошкольного возраста.                                                                                                        стр.4
  5. Выводы                                                                                                     стр.5
  6. Список литературы                                                                                  стр.6

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

                                                                                         В. А. Сухомлинский.

Введение

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе[2].

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Цель и задачи исследования

Цель: изучить задачи и методы экологического воспитания детей, дать рекомендации по формам экологических занятий с детьми дошкольного возраста.

   Теоретическое обоснование актуальности проблемы.

Цель экологического воспитания – формирование  человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка[1]:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.

  1. занятия на экологическую тему
  2. экологические кружки
  3. экологические конкурсы и акции
  4. экологические игры и сказки
  5. экологические праздники и фестивали
  6. уборка территории
  7. экологические экскурсии или походы

Рекомендуемые формы экологических занятий с детьми дошкольного возраста.

  Младшая группа (3-4 года).

В младшей группе надо начинать формировать интерес к заботе об окружающей среде, но ни в коем случае не навязывать его.

Детей можно заинтересовать с помощью музыкальных произведений, сказок, мультфильмов, игр связанных с природой и экологией.

  Средняя группа (4-5 лет).

В средней группе уже можно помимо музыкальных произведений, сказок, мультфильмов и игр привлекать детей с помощью поездок на природу, наблюдением за жизненными процессами животных и растений. Например, наблюдением за ростом растения. Нужно детей потихоньку приучать к уходу за растениями. Например, дети по очереди будут поливать цветы под присмотром педагога.

  Старшая группа (5-6 лет).

В старшей группе дети уже более сознательные. Детей можно уже отправлять на экологические экскурсии, проводить экологические занятия, конкурсы и мероприятия.

Пример экологического занятия: можно взять из природы гусеницу (но не самому, а вместе с детьми) и взять растение которым она питалась. В группе подготовить для нее террариум и наблюдать за ее жизненным циклом. Информация для детей лучше усваивается, когда они могут увидеть собственным глазами. Для детей будет очень интересно увидеть то, как гусеница превращается в бабочку. Но главная задача воспитателя в данной работе донести до детей информацию, что гусеница живая, что она, как и человек, тоже кушает и тоже растет. Когда гусеница превратится в бабочку, нужно будет ее вместе с детьми выпустить, чтобы дети понимали что долго держать в неволе животных нельзя.

  Подготовительная группа (6-7 лет.)

Детей также нужно приучать к бережному обращению к природе с помощью экологических занятий, конкурсов, мероприятий и субботников. Также с детьми подготовительной группы можно выезжать на природу и заниматься озеленением леса. Также играет большую роль участие детей в праздника связанных с экологической темой.

Например, День тигра - праздник, который побуждает людей беречь тигров и леопардов, участие в параде для детей принесет много положительных эмоций.  

Выводы

Результаты работы расширяют существующие представления о роли влияния экологической грамотности людей  начиная с раннего детства . Данная система разработана для каждого возраста, что облегчает задачу воспитателю и родителям. По итогам данной системы новое поколение должно вырасти экологически эрудированным.

Развивая у детей любовь к природе мы, улучшаем наше будущее.

 

Библиографический список

1) Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа:

http://odiplom.ru/lab/ekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 

2) Методическая разработка  Кузнецова Н.С. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/25/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta


Список литературы

  1. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика №12. – С.10-12.
  2. Лисиченко В.В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2000
  3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014.
  4. Шадрина Татьяна В России будут прививать поколениям бережное отношение к экологии // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/13/v-rossii-budut-privivat-pokoleniiam-berezhnoe-otnoshenie-k-ekologii.html


Поделиться:

Волшебная фортепианная музыка

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Астрономический календарь. Март, 2019

Как нарисовать ветку ели?

Эта весёлая планета