Представлены тезисы научно-исследовательских работ учащихся сформулированные для традиционных областных (Ульяновская область)Сытинских чтений
IX Научно-практическая конференция городского научного общества учащихся
Особенности статуса директора гимназии в дореволюционной России
(на примере деятельности директора Мариинской гимназии
А.В. Годнева)
Секция:
Автор: Прунова Дарья Михайловна
МБОУ «Мариинская гимназия»10 «б» класс
сот.тел.89279817512
Научный руководитель:
Орлова Елена Викторовна
МБОУ «Мариинская гимназия
учитель истории
Ульяновск
2016
Постановка проблемы
Алексей Васильевич Годнев был последним дореволюционным начальником Симбирской Мариинской женской гимназии. Преподаватель математики, физики и немецкого языка, кавалер ордена Святого Станислава 2-й и 3-й степени, а также Святой Анны 3-й степени. Дарование чина статского советника А. В. Годневу — выходцу из недворянского сословия — было признанием его заслуг на педагогическом поприще. На сайте Костромской духовной семинарии фамилия А.В. Годнева числится в списках лучших выпускников.
Его имя мы встречаем в научных работах ,посвящённых развитию математического образования в дореволюционной России. Александр Васильевич являлся автором популярного учебника геометрии, участником I и II Всероссийских съездах преподавателей математики России, где выступал с докладами о реформировании содержания преподавания геометрии. Александр Васильевич руководил гимназией в самые сложные времена 1894-1917,обладал талантом администратора, организатора ,педагога.
При нем был построен новый трёхэтажный корпус. Директор также являлся активным членом партии октябристов и даже баллотировался в 1 Государственную Думу.
Невольно задаешься вопросом- Симбирской Мариинской гимназии очень повезло или такой послужной список типичен для директоров дореволюционных гимназий? Почему память столь выдающегося человека никак не увековечена?
В этой работе будет предпринята попытка сформулировать общие принципы формирования штата директоров гимназий с 1725 по 1917 год. Составлен список требований к претендентам на должность директора на начало XX века . А также оценена деятельность Годнева А.В. с позиций требований к его должности.
Актуальность
Сегодня вопрос о необходимости развития гимназий как особых учебных заведений стоит достаточно остро . Есть ли необходимость поддерживать традиции дореволюционного гимназического образования в современной школе? Любые исследования по вопросам сравнения деятельности дореволюционной школы и современной являются актуальными. Кроме того актуальность работы обусловлена столетним рубежом деятельности А.В. Годнева.
Гипотезы
1. Требования, предъявляемые к кандидатам в директора дореволюционных гимназий, были очень высоки и менялись с течением времени, зависели от исторической эпохи.
2. А В. Годнев –последний дореволюционный директор Мариинской гимназии, заслуживает того,чтобы встать в один ряд с выдающимися педагогами –руководителями Симбирской губернии И.Н. Ульяновым и Ф.М. Керенским.
3. Статус директора дореволюционной гимназии был выше, чем статус директоров других средних учебных заведений.
Цели исследования.
Рассмотреть статус ,функциональные обязанности директоров дореволюционных гимназий, а также требования предъявляемые к ним при вступления в должность
Задачи исследования.
Для реализации основной цели, перед собой мы поставили ряд задач:
Объект :система образования в дореволюционной России
Предмет исследования: статус, функции и требования к директорской должности.
Основной метод исследования – это анализ архивных документов, учебной литературы.
Особой ценностью для нас обладает фонд 148 «Государственного архива Ульяновской области». Кроме того нами изучен личный фонд А.В. Годнева , состоящий из 13 документов
Анализируя , данные документы мы составили модель типичного директора дореволюционной гимназии и сравнили её с деятельностью А.В. Годнева.
Основные выводы
• Уже на начальном этапе истории средней школы использовались различные формы, методы и средства подбора руководящего кадра.
• Считалось, что наиболее подготовленными к этим должностям могут быть лица, имевшие высшее образование и ученую степень. Причем за недостатком отечественных ученых в поисках кандидатур обращались к заграничным кадрам.
• Именно в университетах избирали директоров гимназий, которые затем представлялись попечителями учебных округов на утверждение министра народного просвещения.
• В годы царствования Николая I требования к кандидатурам на директорские должности возрастали за счет все большего внимания к вопросу о политической благонадежности будущего руководителя.
• Подбор кадров и их представление на утверждение министра народного просвещения были сосредоточены в руках попечителей учебных округов. Иначе говоря, произошла бюрократизация процедуры формирования директорского корпуса.
• Реформы Александра II не вернули университетам права участия в избрании директоров гимназий.
К 1894 году, когда директором Мариинской гимназии становится А. В. Годнев, были законодательно закреплены следующие требования к директорам гимназий:
Был проведён краткий анализ деятельности последнего директора Мариинской гимназии А.В. Годнева. Было доказано ,что А.В. Годнев не просто соответствовал предъявляемым директорам дореволюционных гимназий требованиям, но и во многом превосходил их, у него одинаково талантливо получалось и вести занятия, и заниматься хозяйственной, научной и финансовой деятельность.
Новизна
В ходе работы были выявлены некоторые факты, не известные широкому кругу исследователей. Например, были найдены данные о захоронении на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа сына А.В. Годнева –Ивана. Были найдены тексты докладов А.В. Годнева на 1 и 2 Съездах учителей математики Российской империи, подробно изучена административная деятельность директора.
Данная работа будет актуальна в области исследований по истории педагогики и образования.
IX Научно-практическая конференция городского научного общества учащихся
Деятельность Симбирского военно-спортивного комитета в системе допризывной подготовки Российской империи.
Секция:
Автор: Шилагин Дмитрий Владимирович
МБОУ «Мариинская гимназия»10 «б» класс
сот.тел.89051836584
Научный руководитель:
Орлова Елена Викторовна
МБОУ «Мариинская гимназия
учитель истории
Ульяновск
2016
Постановка проблемы. Актуальность.
Сегодня государство обращает большое внимание допризывной подготовке учащихся, возрождаются многие методы работы ,распространённые в СССР. Например, сдача комплекса ГТО, расширение курса ОБЖ в программе средних учебных заведений. Как мы видим, система заимствует многие наработки в этом направлении ,практиковавшиеся в СССР.
Интересно было бы узнать ,а в императорской России велась такая подготовка выпускников и какие у неё были особенности?
Цель: Выявить особенности допризывной подготовки учащихся до революции
Задачи
( подготовка и подбор инструкторов, списки учебных заведений и учащихся, финансовых документов, протокол журналов заседания, программы и переписка).
Гипотезы
1.Впервые система допризывной подготовки в мире появилась в 20 веке, в период мировых войн, требовавших огромных людских ресурсов
2.В России допризывная подготовка начала проводиться в условиях участия в 1 мировой войне и больших людских потерь
3.Деятельность по допризывной подготовке в Симбирске до революции была типичной для того времени
Хронологические рамки исследования
охватывают период февраля 1916-1917 гг
Степень научной разработанности темы.
Эту тему разрабатывали отечественные историки в рамках исследования развития спорта. Этой теме посвящено много работ. Но комплексной работы, посвященной именно истории развития допризывной подготовки учащихся нет. Существуют отдельные сведения о работе допризывных комитетов в разных губерниях. О работе Симбирского военного комитета найдена была одна статья.
Таким образом, лишь некоторые аспекты темы освещены в монографиях, диссертациях, очерках и статьях. В работе использован большой комплекс опубликованных и архивных источников, необходимых для раскрытия темы.
Объектом исследования
является система допризывной подготовки.
Предметом исследования выступает
деятельность военно-спортивного комитета в Симбирске.
Таким образом, избранная тема является важной научной проблемой, актуальной в политическом и социально-культурном отношениях.
Основной метод исследования – это анализ архивных документов, фонд №727
Выводы об особенностях допризывной подготовки в России в 1916-1917 годах(на примере Симбирска)
Научная новизна В работе предпринята попытка рассмотреть основные аспекты системы допризывной подготовки учащихся в дореволюционной России, выявить направления и характерные особенности деятельности Симбирского военного комитета по его организации и осуществлению. Большое внимание уделено личностям, связанным с деятельностью военно-спортивного комитета. Очень интересной личностью, например, является Конаков Николай Павлович, царский офицер, в 1-ю мир. войну служил в 150-м пехотном Таманском полку, участник Ледяного похода. Эмигрировал в Харбин Похоронен на Новом (Успенском) кладбище Харбина. Он ,по своему желанию, руководил Симбирским комитетом в 1917 году.
Практическая значимость. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении темы, при подготовке специальных курсов, учебных, пособий и монографий по истории России начала XX столетия, армии и флота. Выводы к которым подвела работа могут быть полезны в организации современной допризывной подготовки.
X Научно-практическая конференция городского научного общества учащихся
«Роль Мариинской гимназии г. Симбирска в процессе приема эвакуированных гимназий и отдельных учащихся из западных губерний в годы 1 мировой войны»
(тезисы)
Секция: История
Авторы:
Железнова Юлия Александровна
Иванова Арина Игоревна
сот. тел .89297906005
МБОУ «Мариинская гимназия»
10 «Б» класс
Научный руководитель:
Орлова Елена Викторовна
МБОУ « Мариинская гимназия»
учитель истории
г. Ульяновск
2017
1.1.Постановка проблемы
В 2020 году Мариинской гимназии исполняется 200 лет. В течении этого времени учебный процесс в ней не прекращался ,несмотря на различные исторические события. В 2017 году мы отмечаем 100 Великой русской революции, поэтому для нас актуальной стала тема функционирования Мариинской гимназии на переломе эпох. В ходе краеведческой работы, при просмотре списков учениц «Мариинской гимназии» за 1917 год, нами были обнаружены фамилии не характерные для нашего края. Такие как: Зъан,Усселев,Ленспельнъкъ,Вальмус,Вецвагар,Мартинелли и другие. Определив национальную принадлежность этих фамилий (латышские,литовские,польские), мы пришли к выводу,что гимназистки с такими фамилиями попали к нам в результате эвакуации с оккупированных территорий в годы 1 мировой войны. Последить судьбу этих девочек было бы не просто интересно ,но и важно с практической точки зрения. В гимназию постоянно поступают запросы от людей ,ищущих информацию о своих родственниках. Разместив собранные данные на историко-краеведческих сайтах, мы можем помочь таким семьям.Собранная информация о Мариинской гимназии на переломе эпох позволить оформить новые экспозиции в школьном музее.
1.2 Цели и задачи
Цель: Исследовать роль Мариинской гимназии г. Симбирска в процессе приема эвакуированных гимназий и отдельных учащихся из западных губерний в годы 1 мировой войны.
Для реализации основной цели, перед собой мы поставили ряд задач:
1.Выявить особенности эвакуации учебных заведений в период Первой Мировой Войны.
2.Определить основные направления деятельности Мариинской гимназии при осуществлении процесса приема на обучение беженцев из западных губерний.
3.Попробовать узнать судьбу гимназисток.
1.3 Гипотезы :
1.В Российской империи не было четкого плана эвакуации учебных заведений на случай захвата западных территорий. Эвакуация учебных заведения проходила в спешке .
2.Мариинской гимназии пришлось столкнуться с большими трудностями при массовом потоке беженцев в годы Первой мировой войны.
3.Девушки, которые прибыли из западных губерний остались жить в Симбирске.
4.Родственники эвакуированных семей до сих пор мало знают об их судьбе и будут рады узнать хоть какие -нибудь сведения.
1.4.Хронологические рамки исследования 1914-1919г
1.5.Объект и предмет исследования Предмет : Процесс приема в Мариинскую гимназию эвакуированных гимназий и отдельных учащихся из западных губерний в годы 1 мировой войны. Объект: Роль Мариинской гимназии в этом процессе.
1.6.Методы исследования и краткий обзор литературы. Мы использовали материалы из нашего школьного музея и ОГБУ «Государственного архива Ульяновской области» .В архиве были исследованы фонды: №148 и №310. Фонд №148 -это фонд Мариинской гимназии, нами была изучена переписка директора гимназии с разными учреждениями этого периода, протоколы педагогических конференций и родительских собраний.
Новизна и научная значимость. Нами полностью исследован фонд №310 (Ф. 310, 22 ед. хр., 1909, 1913–1919 гг., 1 оп. )Это фонд Келецкой женской гимназии Варшавского учебного округа. Гимназия была эвакуирована в г. Симбирск в период Первой мировой войны. В фонде хранятся сборники прошений разных лиц о приеме дочерей и родственниц в гимназию. Многие документы этого фонда до нас не исследовались. По этому вопросу также изучены следующие монографии и сборники: Зайончковский А. М. Подготовка России к империалистической войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. По архивным документам. М., 1926.Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973.
Эти труды в основном освещают экономическую составляющую эвакуации в годы Первой мировой войны,но трагедия гражданского населения западных территорий Российской империи мало исследована.
Основной метод исследования – это анализ архивных документов и литературы по теме.
1.7 В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы:
1.Эвакуационная подготовка в предвоенный период практически отсутствовала. Планы эвакуации заранее не составлялись. Решение об эвакуации учебных заведений принималось спонтанно, кроме значимых высших учебных заведений(университеты Риги,Варшавы и др)
3.Симбирск был выбран для эвакуации Келецкой гимназии, имущества Житомирской женской гимназии случайно, эвакуация проходила во многие города Поволжья. Поток беженцев в Симбирскую губернию был достаточно интенсивным
6.Гимназия столкнулась в этот период с многочисленными трудностями: переполненностью помещений, нехваткой питания ,пособий для пансионерок, тяжёлым материальным положением служащих гимназии.
7. Роль Мариинской гимназии в процессе приема на обучение сводилась к следующему: предоставление помещений Келецкой женской гимназии, хранение имущества Житомирской женской гимназии, прием на пансион 40-ка воспитанниц петроградских институтов, прием детей беженцев на обучение.
Практическая часть работы включала в себя: 1. Составление сводной таблицы с основными сведениями о девочках-беженках, обучающихся в гимназии2. Размещение данных на историко-краеведческих сайтайх.3. Помощь в поиске информации о родственниках семье Рингс(в рамках программы «Жди меня»)
Бабочка
Сказка об осеннем ветре
Медведь и солнце
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Композитор Алексей Рыбников