• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. К. ДОЙЛА «ШЕРЛОК ХОЛМС» ИГОРЯ МАСЛЕННИКОВА.

Опубликовано Бурмистрова Ольга Валентиновна вкл 13.11.2017 - 16:59
Бурмистрова Ольга Валентиновна
Автор: 
Поликарпов Семен

Обучающийся сравнивает 4 экранизации по роману А.К.Дойла "Шерлок Холмс".

Что из этого получилось вы сможете понять прочитав данную работу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. К. ДОЙЛА «ШЕРЛОК ХОЛМС» ИГОРЯ МАСЛЕННИКОВА.143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»

Городская научно-практическая конференция обучающихся

«Первые шаги в науку»

МХК

 СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  А. К. ДОЙЛА   «ШЕРЛОК ХОЛМС» ИГОРЯ  МАСЛЕННИКОВА.

Автор: Поликарпов Семён Александрович

Класс: 8

ОУ: МБОУ Лицей № 20

                                                                               

Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки

МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2014

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ                                                                   2

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЭКРАНИЗАЦИИ                     5

3.СРАВНЕНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ                                 7

4. АНАЛИЗ МНЕНИЙ КРИТИКОВ                               10

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                  14

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ        15

1.ВВЕДЕНИЕ

Тема моей работы: «Секрет популярности экранизации произведений Конан Дойла «Шерлок Холмс» Игоря Масленикова».

Меня однажды заинтересовало то, что на первом канале транслировали премьеру «Шерлока Холмса» режиссёра Андрея Кавуна, а на пятом канале демонстрировали «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёра Игоря Масленикова. Самое интересное, что из-за параллельных трансляций рейтинг просмотров премьеры Андрея Кавуна упал (с 15% до 7%).  Думаю, что показ сериала Игоря Масленникова создававшегося ещё 1979 году, забрал большую часть просмотров премьеры А. Кавуна, значит, он более привлекателен и более значим для зрителей, хоть и снят 35 лет назад.

Интерес к рассказам Артура Конан Дойла появился еще в 1891 году, после их издания в журнале «Стрэнд», а экранизация рассказов о Шерлоке Холмсе началась ещё при жизни писателя с 1900 г. Создано множество обществ, посвящённых Холмсу, по всему миру. Произведения Артура Конан Дойла принадлежат мировой литературной классике.

По числу экранизаций история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне попала в Книгу рекордов Гиннесса. По 56 рассказам насчитывается около 210 кинокартин с участием сыщика.

Актуальность этой работы в том, что многие кинорежиссёры обращаются к этой теме, так как этот образ популярен и сейчас, образ того на кого могут ровняться молодые люди. Качества, сочетающиеся в этом персонаже, ценились во все времена. Непревзойдённое чувство юмора, хорошие манеры, незаурядные умственные способности – делают Шерлока Холмса уникальным.

Для сравнения экранизаций «Шерлока Холмса» в работе взяты 4 самые предпочитаемые в  последнее время экранизации:

  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёр Игорь Маслеников 1979-2000г. СССР
  • «Шерлок» режиссёр Пол Макгиган 2010-2014г. Англия
  • «Шерлок Холмс» режиссёр Гай Ричи 2009,2011г. Америка
  • «Шерлок Холмс» режиссёр Андрей Кавун 2013г. Россия

Проблема: В чём секрет популярности экранизации «Шерлока Холмса» Игоря Масленникова 1979-2000?

Гипотеза: Если экранизация Игоря Масленникова 1979-2000 года даже сейчас имеет большое количество просмотров, по статистике, значит, она отвечает представлениям или требованиям зрителей о великом сыщике.

Цель: Выявить секрет популярности экранизации «Шерлока Холмса» Игоря Масленникова 1979-2000г.?

Задачи:

  1. Перечитать произведения Артура Конан Дойла, посвящённые Шерлоку Холмсу.
  2. Посмотреть и сравнить с первоисточником и между собой наиболее предпочитаемые экранизации произведений Артура Конан Дойла:
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссер Игорь Маслеников 1979-2000г. СССР  
  • «Шерлок» режиссер Пол Макгиган 2010-2014г. Англия
  • «Шерлок Холмс» режиссер Гай Ричи 2009,2011г. США  
  • «Шерлок Холмс» режиссер Андрей  Кавун 2013г. Россия
  1. Провести анкетирование у разных возрастных групп (подростки, 40 - 60 лет)
  2. Проанализировать мнения критиков.

Анкетирование.

Было опрошено 102 подростка, в результате чего выяснилось:

33% подростков 14-16лет читали произведения Артура Конан Дойла

67% подростков 14-16 лет не читали произведения Артура Конан Дойла

42% опрашиваемых смотрели английскую постановку Пола Макгигана 2010-2014г.

35% - российскую постановку Игоря Масленникова1979 – 2000г.  

22% - американскую постановку Гайя  Ричи 2009г.

1%  -  Российскую постановку Андрея Кавуна 2013г.

Предпочтение отдали:

40%  - английской постановке Пола Макгигана 2010-2014г.

27% - американской постановке Гайя Ричи 2009г.

25% - российской постановке Игоря Масленникова 1979 – 1986г.

 8% - российской постановке Андрея Кавуна 2013 года

Было опрошено 83 человека среднего возраста 40-60 лет, в результате чего выяснилось:

90% -  смотрели экранизацию Игоря Масленникова 1979 – 2000г.

10% - не смотрели экранизацию Игоря Масленникова1979 – 2000г.

36% - смотрели постановки «Шерлока Холмса» Пола Макгигана, Гайя  Ричи, Андрея Кавуна

64% - не смотрели постановки «Шерлока Холмса» Пола Макгигана, Гайя  Ричи, Андрея Кавуна

93 % - нравится постановка Игоря Масленникова1979 – 2000г.

7% - не нравится постановка Игоря Масленникова1979 – 2000г.

Объект: экранизации произведений Артура Конан Дойла «Шерлок Холмс»

Предмет: экранизация Игоря Масленикова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-2000г.

Методы: изучение литературы, сравнение, анкетирование,  изучение СМИ, анализ.

Практическое назначение: история, литература, обществознание, основы духовно-нравственного воспитания, социология.

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЭКРАНИЗАЦИИ

Сравнение первых встреч в различных экранизациях Шерлока Холмса и доктора Ватсона с повестью. Делается в работе это для того, чтобы понять, какая из режиссёрских работ ближе к произведению Артура Конан Дойла.

«Этюд в багровых  тонах» автор Артур Конан Дойл 1887-1888гг. Англия. Повесть

XIX век. Сидевший в баре Джон Ватсон встретил Стэмфорда, который предложил снимать квартиру вместе с Шерлоком Холмсом. Они поехали в больничную лабораторию, там Шерлок Холмс описал им своё открытие и рассказал о себе. Потом сказал адрес квартиры и ушёл.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссер Игорь Маслеников 1979-2000гг. СССР  

XIX век. Джон Ватсон со своим другом Майком Стэнфордом пришли смотреть квартиру и знакомиться с будущим соседом по съемной квартире. Они застали Холмса за научным экспериментом, который Шерлок объяснил в деталях. После Холмс стал рассказывать про комнату и про свои повадки и характер. По окончанию разговора Ватсон стал раскладывать вещи и обустраиваться в новом жилище.

«Шерлок» режиссер Пол Макгиган 2010-2014гг. Англия

Наши дни. Отставной военврач, Джон Ватсон, служивший в Афганистане, из-за ранения в плечо вынужден жить в Лондоне. Прогуливаясь по парку, он встретил своего давнего друга Майка Стэнфорда, который предложил снимать квартиру с квартирантом. Они поехали в больничную лабораторию. Там Джон познакомился с Шерлоком Холмсом, который назвал место службы Джона и кратко описал себя и его. Он назвал адрес квартиры и ушёл.

«Шерлок Холмс» режиссер Гай Ричи 2009,2011г. США

XIX век. Режиссёр не показывает зрителю сцену знакомства двух главных персонажей, а сразу показывает уже состоявшиеся отношения героев.

«Шерлок Холмс» режиссер Андрей  Кавун 2013г. Россия

XIX век. Отставной офицер военно-медицинской службы Джон Ватсон, измученный последствиями контузии и ослабевший от постоянных приступов, был списан на пенсию по инвалидности и отправился в Лондон. Джон Ватсон невольно становится свидетелем убийства и пытается оказать потерпевшему первую помощь. Из толпы появляется Шерлок Холмс и начинает анализировать убийство. Он рассказывает про способ убийства, немного описывает Ватсона и приглашает его в Скотланд-Ярд для дачи показаний. После Холмс предлагает Ватсону поселиться в дешевой уютной комнате в доме на Бейкер-стрит 221Б.

Вывод:

Игорь Масленников старался показать точную встречу по произведению Конан Дойла: с цитатами, с теми же поступками и с тем же приятным удивлением Ватсона открытию Холмса.

При первом знакомстве уже известной пары, которое происходит в больничной лаборатории, Макгиган показывает неприятное удивление Ватсона отношению Холмса к окружающим и к преступлениям. Фильм снят по мотивам романа К.Дойла.

Гай Ричи выпускает сцену знакомства Холмса и Уотсона, и показывает уже состоявшиеся отношения друзей и партнеров.

У Андрея Кавуна знакомство главных персонажей было напряжённое, на улице, на месте преступления. Ватсону Шерлок не понравился своим отношение к людям. Фильм снят по мотивам романа К.Дойла

3.СРАВНЕНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ

 Экранизации                                                                        

Критерии

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссер И. Маслеников 1979-2000 гг. СССР

«Шерлок» режиссер Пол Макгиган 2010-2014 гг. Англия

«Шерлок Холмс» режиссер Гай Ричи 2009, 2011г. США

«Шерлок Холмс» режиссер Андрей  Кавун 2013 г. Россия

                                                                                       

                                                                       Игра актеров  (критики)

В. Ливанов и В. Соломин создали полноценные образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Они смогли передать отношение между людьми как в повести и дать каждому персонажу индивидуальные черты. Например: Ватсон, как бывший военный, привык делать всё как надо и В. Соломин это передал; Холмс, несмотря на обстановку, никогда не повышает голос, а значит, не показывает слабость.

Создатели хотели показать эксцентричного  Холмса и актёра они нашли сразу – Б. Кэмбербэтч. Он деталями показывал отличие Шерлока от остальных. Например: в разных ситуациях он нервно наклоняет голову; чтобы выведать больше  информации о преступлении Шерлок играет различные роли  (друзей, знакомых и др.) Ватсон же более прямолинеен в поступках. Этот дуэт контрастен в характерах и поступках.

Р. Дауни младший сыграл Холмса уравновешенного, но непредсказуемого и противопоставляющего себя окружению. У него импульсивный характер и другое представление о мире. Например: он не боится того, чего боятся все остальные (Холмс смеётся над полицией); но не может без работы. Ватсон показан порядочным офицером, сильным, гордым, опрятным, но азартным игроком

Игорь Петренко не доработал образ – это чувствуется с первого появления Холмса на экране. Шерлок импульсивен, ярко  противопоставлен обществу и полиции. Ватсон, с ярко выраженной позицией, показан идеальным военным. Например: Ватсон боксирует очень сильно, педантичен, терпим  к людям.

                                Техническая сторона

Широта картинки; плавные переходы от ракурса к ракурсу; камера движется за персонажем – для того времени (1979 – 2000) операторская работа заслуживает похвалы.

Операторский ход высвечивания информации на разных поверхностях; современная обработка кадра; передача напряжённой атмосферы через резкость и способ съёмки – современная операторская работа играет большую роль в создании фильма.

Современная операторская работа: чёткость картинки, глубина цвета, Слоу-Мо (замедленная съёмка острых моментов), тёмные тона, плавная и резкая смена кадров – атмосфера боевика дополняет детектив в приятном сочетании.

Плавная смена кадров, широта картинки, чёткость изображения,  детальная съёмка - всё это дополняет созданную костюмами атмосферу.

 

                 Музыкальное  сопровождение

Это одна из визитных карточек сериала, которая сразу запоминается. Она умышленно имеет схожесть с музыкальной заставкой радиостанции BBC World Service конца 70-х. Мелодия создаёт уютную атмосферу. Композитор этого сериала Владимир Дашкевич

Дэвид Арнольд и Майкл Прайс написали для сериала  2 диска по 19 композиций каждый. Они созданы для разных моментов и дополняют атмосферу.

Кино композитор Ханс Циммер, написавший музыку к этому фильму, сумел своими композициями  подчеркнуть все моменты фильма: ускоренная и напряженная при острых моментах, спокойная при основном действии.

Саундтреки  Гари Миллера незапоминающиеся, напоминают ирландский фольклор и иногда не вписываются в основное действие фильма

Кто доминирует (Шерлок Холмс или доктор Ватсон)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон оба интересны как персонажи. Они равнозначны и взаимодополняют друг друга.

Несомненно, доминирует Холмс. Он всё начинает и заканчивает. Иногда Джон за ним не успевает.  

Доминирует Холмс, но Ватсон отстаёт совсем немного, но, тем не менее, они лучшие друзья.

Доминирует Ватсон, а Холмс всегда позади. У Ватсона, в отличие от Холмса, есть логика в поступках.

                                  Мои  впечатления

Мне фильм очень понравился. Диалоги, музыка, актёры – всё это сделано с любовью и это чувствуется. Атмосфера книги передана замечательно. Фильм снят по произведения Артура Конан Дойла.

Фильм понравился всем: музыкой, актёрами, процессом расследования, сценарием, плохо, что Лондон не показан. И Холмс здесь «наслаждается хорошим убийством» - это необычно. Сериал снят по мотивам произведения Артура Конан Дойла.

Очень хороший фильм, с захватывающим сюжетом, красотой картинки и работой актёров, боевик. Юмор, музыка, ссылки к истории дополняют атмосферу и делают фильм целостным. Фильм снят по мотивам произведения Конан Дойла.

Сериал не оправдал ожидания. Интереса нет, действие затянуто, но Лондон показан хорошо. Сериал снят по мотивам.

4. АНАЛИЗ МНЕНИЙ КРИТИКОВ

СССР 1979-2000гг. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (серия фильмов)

«Каких только экранизаций книг сэра Артура Конан Дойля не было! Английские, американские и другие.… Но, честно, при их просмотре мне казалось, что чего-то не хватает. Может, доли искренности, а может, чего-то ещё.… Поэтому нечего говорить, что советский Шерлок Холмс понравился больше всех! Во-первых, это не такой детектив, который смотришь как какой-нибудь ужастик — с дрожью в коленках, а тот, который интригует каждым моментом и — самое главное — не надоедает, сколько ни смотри. Во-вторых, эмоции героев и детали — самые неподдельные. Удивление Ватсона при первой встрече с Холмсом Всё это настолько искренно, что волей-неволей веришь во всё это. Самая лучшая экранизация историй о Шерлоке Холмсе».

                                                                                                  Мария Мокрая, «Эксперт»

«Если честно я была приятно удивлена! Игра актёров была великолепна, Англия 19 века выглядела, как настоящая реальность! Начало было хорошим, смешно наблюдать за недоумением доктора Ватсона (пока они с Холмсом не расставили все точки над i).

Актёры полностью оправдали ожидания и даже больше, эффект от игры был великолепен.  Спокойный, уверенный в себе Шерлок Холмс, хладнокровно расследует преступления, и он не полагается на интуицию, а полностью уходит в работу с головой и полагается только на себя! А ведь Василию Ливанову (актёру, сыгравшему Шерлока) сама королева Англии пожала руку и вручила награду за самое лучшее исполнение Холмса. Добрый, вечно удивлённый Ватсон, он старается подражать своему другу-сыщику. Декорации не подкачали! Когда просматриваешь фильм как - будто окунаешься в атмосферу 19 века.… Это просто нужно видеть!»

                                                                     Анастасия Подсеваткина, «Московские новости»

Вывод:

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленикова, великолепно поставленный по повести, талантливо сыгранный актерами -  считается эталоном.

Англия 2010-2014гг. «Шерлок» (сериал)

«Шерлок изменился, кажется нам на долю секунды. И хотя это не так, на подкорке оседает, что подобное развитие событий возможно. Чем соцсети, онлайн-дневники и интернет сообщества менее реальны, чем телешоу? Да в нашем сознании они гораздо более реальны! Холмс за счет такого хода все равно меняется, но не становится скучным. Таким образом, авторы не только потакают фан - сообществу или женщинам, но и развивают персонаж, что действительно необходимо».

                                                                    Анастасия Гладильщикова, «Московские новости»

«В конечном итоге британский «Шерлок» больше всего похож на главный лондонский универмаг «Хэрродс». И это тот единственный случай, когда торговать родиной - выгодно и приятно. Причем как для продавца, так и для покупателя, то есть зрителя».                                                      

                                                                                                                    Никита Карцев, «МК»

««Шерлок» — это великолепное шоу, и вы должны его увидеть, если до сих пор этого не сделали. Хотя бы ради восхитительного и порой уморительного Камбербэтча в роли заглавного героя».

                                                                                                                  Борис Иванов, «Empire»

Вывод:

Английский сериал «Шерлок» подстроен под современность, он показывает сыщика совершенно иным, близким к подросткам, сильно противопоставленным обществу. 

С.Ш.А. 2009,2011гг. «Шерлок Холмс» (фильм)

«На все про все у него пара часов экранного времени, которое Гай Ричи заполнил до последней секунды, сохраняя интеллектуальную интригу, динамизм истории и, присовокупив чуть-чуть хаоса, пару батальных сцен и боксерских поединков — просто не мог иначе создатель фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Рок-н-рольщик». Что нисколько не портит «Шерлока Холмса», напротив, делая его универсально реалистичным».

                                                                                                                Анна Федорова, «7 дней»

«Главная цель постановки нового фильма о Шерлоке — возродить угасший интерес к национальному достоянию. Клетчатое кепи, бесформенный макинтош, узкое лицо зануды - кокаиниста — все это было так немодно, несовременно, не смешно. Сейчас — другое дело. Парочка с Бейкер-стрит одета, простите за каламбур, как денди, и постоянная смена твидовых нарядов — важный спецэффект, не слабее нарисованных в CGI доков».                                                                          Василий Корецкий, «Time-Out»

«Занятно, но из всего этого действительно вышел совершенно новый Холмс, чей гений не в дедуктивном копании мелочей, а в невероятном и совершенно очаровательном любопытстве к миру. Это у Дойла тоже есть — непрерывный легкий фанк — только позабылось за морфием, уликами и дедуктивными умозаключениями. И этот Холмс, странным образом, ближе многих прочих к оригиналу — по меркам своего времени великий сыщик был авантюристом и шалопаем, а Англия была жутким и блистательным местом, мало похожим на тот ванильный кекс, который возникает при словах «Бейкер-стрит»».

                                                                                                               Кирилл Андреев, «Empire»

Вывод:

Гай Ричи показал Шерлока Холмса через элементы боевика, сделал его сильным интеллектуалом, от которого зависит судьба Англии и всего мира. Типичный фильм, снятый голливудским режиссером.

Россия 2013г. «Шерлок Холмс» режиссер Андрей Кавун (сериал)

«Издалека кажется, что этот сериал — такое же богохульство, как расписная версия «Семнадцати мгновений весны»; такое же признание культурной несостоятельности нового государства, как ремейки «Джентльменов удачи» и «Служебного романа». Однако не побрезговавшие зрители отмечают: обаяния, остроумия и энергетики во всем этом хаосе больше, чем в любом шоу федеральных каналов».

                                                                                                        Егор Москвитин, «РБК daily»

«Андрей Кавун попался в ловушку дебютанта: вместо того чтобы снимать жанровое кино, он снял авторский фильм про свой внутренний мир, самолично выступив перед зрителем одновременно в обличье Шерлока Холмса и Джона Уотсона. В результате вместо ожидаемой беспощадной схватки со злом и безоговорочной победы в ней сил добра зритель получил историю про изживание комплексов с одной стороны — интеллектуала, с другой — провинциала на фоне борьбе с криминальным миром и был обманут в том, что в маркетинге принято называть «обещанием бренда»».

                                                                                                        Вячеслав Суриков, «Эксперт»

««Все хорошо, что хорошо кончается»,- философствует Ватсон в канонической мизансцене в креслах у камина, когда Холмс разъясняет, как распутал дело, однако немного огорчительно, что команда пятерых сценаристов, отступив от Конан Дойля в соответствии с режиссерским намерением «удивить зрителя», родила совместными усилиями какой-то совсем незамысловатый и неудивительный сюжет с письмами».

                                                                                                     Лидия Маслова, «Коммерсант»

Вывод:

Из-за того, что повествование в фильме идёт от лица Уотсона, Холмс уходит на второй план. Сериал не получился.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Моя гипотеза частично подтвердилась. (Экранизация Масленникова по - прежнему считается лучшей, не смотря на то, что  современная молодёжь предпочитает британскую версию этих приключений. Что можно объяснить тем, что «Шерлок» режиссера Пола Макгигана снят по мотивам произведений А.К. Дойла и  приближен к нашему времени, затрагивает актуальные проблемы)
  2. Секрет популярности экранизации И.Масленникова:  

А) Идёт по роману, а не по мотивам романа

Б)  Идеализировал Англию конца XIX века (более предпочитаем у людей старшего поколения).  Внимание к мелочам: костюмы, декорации, приближение к эпохе через архитектуру старых городов (снимался в Риге, Ленинграде, Абхазии)

В) Передал отношения между людьми того времени, Шерлок и Ватсон партнёры равнозначные и взаимодополняющие.  

Г) Все режиссёры показывают через «Шерлока» свой стиль виденья романа Конан Дойла, а Маслеников жил той эпохой, поэтому многие и не знают фамилии режиссёра, а знают фамилии актёров главных ролей.  Английская королева даже наградила актера, исполнившего роль Холмса - Василия Ливанова орденом за вклад в образ Шерлока.

  1. Критики считают фильм И. Масленикова эталоном.
  2. Режиссерская  версия Андрея Кавуна разочаровала потому, что Холмс получился не интересным персонажем, созданным наспех, что подчёркивает талантливое создание сериала Игоря Масленникова в сравнении. 
  3. Думаю, что с течением времени будут создаваться и другие экранизации произведений Конан Дойля «Шерлок Холмс» и другие современные проблемы в них будут подниматься, но экранизация Игоря Масленникова тем и интересна, что отражает эпоху великого сыщика и показывает этот алмаз в естественной среде.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E5%F0%EB%EE%EA_%D5%EE%EB%EC%F1
  2. http://www.kinopoisk.ru/film/77269/
  3. http://www.kinopoisk.ru/film/420923/
  4. http://www.kinopoisk.ru/film/502838/
  5. http://www.kinopoisk.ru/film/417715/
  6.  Конан Дойл А. Этюд в багровых  тонах.  - Л.: Ward Lock & Co, 1887-1888. 235 с.
  7. Конан Дойл А. Последнее дело Холмса: пер с англ. - Н.: Джордж Ньюнс, 1893. 231с.
  8. Конан Дойла А. Мистер Шерлок Холмс.  - М.: Эксмо, 2010. 314с.
  9. http://mister-sherlock-holmes.narod.ru/metoddedukcii.html


Поделиться:

Астрономический календарь. Июнь, 2019

Сверчок

Сочные помидорки

Весенняя сказка

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?