• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Поэзия в революции

Опубликовано Майорова Елена Викторовна вкл 18.11.2017 - 12:01
Майорова Елена Викторовна
Автор: 
Васильева Екатерина, Непран Анастасия

К столетию революции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_v_revolyutsii.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Васильева

А.Непран

СПб "Морской технический колледж

им. адмирала Д.Н.Синявина"

Поэзия  в Революции.

В октябре 1917 года грянула Революция, переломившая ход истории Российского государства.

Один из лучших памятников любой эпохи – это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы. И их было немало. Но как встретили русские поэты и писатели революцию 1917 года? Каково было их отношение к революционным событиям?

Художественное творчество, разумеется, переживает коренную ломку. Оно должно было теперь вписаться в предложенную систему ценностей. В противоборство вступают две тенденции: строить новое на основе дореволюционных традиций или все «разрушить до основанья…» и создать чисто пролетарскую культуру, которая не будет иметь ничего общего с прошлыми достижениями русской и мировой культуры.

Сторонники последней тенденции сплотились вокруг Пролеткульта сформировавшегося в сентябре 1917 года. К 1920  в его составе насчитывалось около 400 тысяч человек. В период с 1918 по 1923 год выходило более 30 пролеткультовских журналов. Ни одно из художественных объединений того времени не могло соперничать с ним в размахе издательской деятельности.

Горячо на революционные события откликнулась поэзия.

Октябрь 1917 года… Эти события не могли оставить Сергея Есенина  равнодушным. Они вызвали бурю эмоций, стали причиной глубоких переживаний и волнений и, конечно же, вдохновили на создание произведений, в которых поэт осваивал новые темы, использовал новые жанры. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», – так пишет Есенин в автобиографии.

 Стихотворениям, поэмам, «сверхповестям» Велимира Хлебникова присущи гуманизм, дух свободы, оптимизм. Хлебников гордился тем, что заранее назвал 1917 год как время крушения Российской империи.

Поначалу, предельно совпали интересы руководителей партии большевиков и Маяковского. В его стихах многократно упоминаются Ленин, Дзержинский, Рыков, Сталин. Владимир Маяковский создал группу ЛЕФ – левый фронт искусств, к которому тяготели композитор Шостакович, режиссеры Эйзенштейн, Мейерхольд.

В ЛЕФе сложилась теория «социального заказа» или «литературы факта». Поэзии отводилась чисто служебная роль. Требовались фельетоны, рекламные надписи, сатирические стихи против врагов внешних и внутренних, оды в честь руководителей, революционных праздников, стихотворные репортажи. До крайних пределов отрицание поэзии дошло в Новом ЛЕФе, созданном Маяковским в 1927 году.

Большинство русских литераторов относились, мягко говоря, с опаской к новшествам. Атмосфера непримиримости, неуступчивости, попирание общечеловеческих ценностей приводили в отчаянье поэтов и писателей.

Максим Горький в 1918 году публикует «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре», попавшие сразу же в разряд запрещенной литературы. Писатель призывает к бережному отношению к национальным богатствам и наследию прошлого.

Октябрьская революция ужаснула Зинаиду Гиппиус: она восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В октябре Гиппиус писала: «Все, в ком была душа, – и это без различия классов и положений, – ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости».

Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования , а по идейной направленности .

Сергей Есенин, Александр Блок и Владимир Маяковский приняли великое событие: "Слушайте, слушайте музыку революции!" (А. Блок), "Четырежды славься, благословенная " (В. Маяковский ) , "Что нам слюна иконная в наши ворота ввысь ?" (С. Есенин).

Тот кто не принял новую идеологию, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью. Среди них были Исаак Бабель, Иван Бунин, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Михаил Булгаков и другие.

Литература.

  1. Поэзия серебряного века . В 2 т.: т.1. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.
  2. Поэзия серебряного века . В 2 т.: т.2. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.
  3. Русская литература ХХ века: Хрестоматия /Сост. А.Г.Соколов. - М.: Дрофа, 2002. - 488 с.
  4. Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс//Вопросы литературы/ 1998/ №10. - с. 14-18.


Поделиться:

И тут появился изобретатель

Притча о гвоздях

Философские стихи Кристины Россетти

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Щелкунчик