• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Глаза - главные помощники человека"

Опубликовано Астунина Любовь Васильевна вкл 26.11.2017 - 18:34
Автор: 
Хиврич Дарья

Данный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста и может быть использован ими в качестве материала для исследовательской работы. Используя положительную мотивацию, следует нацеливать учащихся на приобретение ими теоретических знаний по научным дисциплинам и реализацию практических навыков экспериментального научного исследования, что, в свою очередь, является средством активного включения в процесс самообразования и саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.doc115 КБ
Office presentation icon glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34 Краснооктябрьского района Волгограда»

Открытый районный зональный конкурс

исследовательских и проектных работ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

НАПРАВЛЕНИЕ «Природа и человек»

ТЕМА РАБОТЫ:

Глаза – главные помощники человека

Работу выполнила:

обучающаяся 2 «Б» класса

Хиврич Дарья Алексеевна

Руководитель:

Астунина Любовь Васильевна

учитель начальных классов

высшая категория

Волгоград – 2015

Содержание

Введение

Стр. 3

Основная часть

Стр. 4-8

  1. Строение глаза

Стр. 4-6

  1. Причины ухудшения зрения

           

Стр. 6-7

  1. Правила бережного отношения к зрению

     

Стр. 7-8

Заключение

Стр. 9

Литература

Стр. 10

Приложение

Стр. 11

Введение

В одной из телепередач «О самом главном» говорили про зрение – о том, что из всех органов чувств человека глаз является лучшим даром природы, потому что именно зрение даёт людям почти 90% информации. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло было очень неинтересно и неприятно.

А накануне в школе наш врач сказал, что проблемы со зрением сейчас у многих, и особенно, у детей школьного возраста.

Мне стало интересно: почему нарушается зрение и как его сохранить? Так появилась необходимость в этой работе.

Цель: изучить вопрос  о том, как сохранить зрение и здоровье глаз.

Для достижения  цели поставлены следующие задачи:

  1. Узнать строение глаза
  2. Выяснить  причины ухудшения зрения
  3. Изучить правила бережного отношения к зрению

Я использовала следующие средства и методы исследования:

  1. Интернет
  2. Массовая литература
  3. Мои наблюдения и опыты
  4. Беседы, анкетирование

Объект исследования: глаза как орган зрения.

Гипотеза: предположим, что, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

        

Основная часть

  1. Строение глаза

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств.

Все должны об этом знать:

Чувств у человека – пять!

Это – обоняние, вкус и осязание.

Не забудь о главных двух –

Это зрение и слух.

Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, который позволяет наслаждаться всей полнотой красок окружающего мира.

Кто в природе самый зоркий?

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и  из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

У человека не такое зрение, как у орла. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар, поэтому и называется глазным яблоком.  Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу.

Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. От неё зависит цвет наших глаз.

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Мы говорим «видеть», а в старину говорили  «зрить». От этого слова и произошло название зрачок. Именно через него внутрь глаза проходит свет.  

Позади зрачка расположен хрусталик. Он прозрачный и эластичный. Для того, чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским – «наводит фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали.

Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Дальше по зрительному нерву сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только когда светло. Пока днём работают колбочки, палочки отдыхают. С наступлением темноты начинают работать палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета.

Работают палочки за счет того, что в них содержится витамин А, а колбочки за счет того, что в них содержится йод. Поэтому для того, чтобы иметь хорошее зрение, необходимо употреблять продукты, содержащие эти вещества.

Подбирая материал, я нашла интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться своими выводами.

Опыт № 1:

Я посадила на стул свою старшую сестру Машу и направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сузились. Потом выключила настольную лампу – зрачки расширились.

Делаем вывод: зрачок сам регулирует количество света: если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается.

Опыт № 2:

Я сделала трубочку из картона и поднесла ее к левому глазу. Правый глаз закрыла рукой. Я смотрела одним глазом в трубу,  другим – на ладонь. В результате мне показалось, что у меня на ладони дырка.

Оказывается, глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения,  поэтому,  получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает общее изображение.

  1. Причины ухудшения зрения

Природа сама позаботилась о защите наших глаз. Ведь брови, ресницы, веки у нас не только для красоты, они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

На снижение остроты зрения влияют наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания.

Есть и другие причины: бесконечные мультики, фильмы, которые мы смотрим по телевизору, компьютерные игры, перегрузки в школе.

А главная причина – неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов), хорошо высыпаться (не менее 9 часов), желательны занятия спортом (особенно, плаванием).

Знают ли об этом мои одноклассники? Я решила провести с ребятами нашего класса анкетирование «Как я забочусь о своих глазах».

Вопросы

Из 25 чел.

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя

18

7

2. Делаю перерывы во время чтения

13

12

3. Слежу за посадкой при письме

10

15

4. Делаю уроки при хорошем освещении

20

5

5. Делаю гимнастику для глаз

9

16

6. Часто бываю на свежем воздухе

11

14

7. Смотрю только детские передачи по телевизору

14

11

8. Играю долго в компьютерные игры

21

4

9. Каждый год проверяю свое зрение у врача

5

20

На основании полученных результатов я решила, что ребятам нашего класса необходимо рассказать о причинах, приводящих к потере зрения, и правилах бережного отношения к зрению.

  1. Правила бережного отношения к зрению
  • Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул,  соответствующие своему росту.
  • При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради и книге. Помните о своей осанке!
  • Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом, предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева, а для левши справа. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение – это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.
  • Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.
  • Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу, богатую витаминами. Фаворит здесь – морковь, но ещё рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.    
  • Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.
  • Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 3 часов.

Знакомство ребенка с компьютером должно начинаться не ранее 7 лет. Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз. Предлагаю вам одно из таких упражнений в качестве небольшой минутки отдыха.

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, поняли, как важно бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если постоянно и правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить зрение надолго, полностью подтвердилась. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить  и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Литература

  • Кислинская Т.А. «Как восстановить и сохранить зрение у ребенка», - С-П.: «Питер», 2011
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «135 уроков здоровья или Школа докторов природы», - М.: «ВАКО», 2013
  • Скиба Т.В. «Большая детская энциклопедия в вопросах и ответах», - М.: «ВЛАДИС», 2012
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: Медицина/Авт.- сост. А. Е. Чижевский. Под общ. ред. О. Г. Хинн. - М.: АСТ-ЛТД, 1998
  • Интернет-ресурсы:

http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/

http://www.lekron.ru/ 

http://www.medpulse.ru/

http://www.sila-priroda.ru/

http://www.studm.md/ 

http://www.viki.rdf.ru/

http://www.zrenimed.com/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3754/%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%97

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0&stype=image&lr=11432&noreask=1&source=wiz

Приложение

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя

2. Делаю перерывы во время чтения

3. Слежу за посадкой при письме

4. Делаю уроки при хорошем освещении

5. Делаю гимнастику для глаз

6. Часто бываю на свежем воздухе

7. Смотрю только детские передачи по телевизору

8. Играю долго в компьютерные игры

9. Каждый год проверяю свое зрение у врача


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глаза – главные помощники человека

Слайд 2

Народная мудрость: «Пока глаза видят – не понимаешь, что такое зрение»

Слайд 3

Актуальность Из всех органов чувств человека глаз является лучшим даром природы, потому что именно зрение даёт людям почти 90% информации. Чтобы иметь хорошее зрение, каждый человек должен заботиться о нём.

Слайд 4

Цель исследования: как сохранить зрение и здоровье глаз?

Слайд 5

Задачи исследования: Узнать строение глаза Выяснить причины ухудшения зрения Изучить правила бережного отношения к зрению

Слайд 6

Средства и методы: Интернет Массовая литература Мои наблюдения и опыты Беседы, анкетирование

Слайд 7

Объект исследования: глаза как орган зрения

Слайд 8

Гипотеза предположим, что, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго

Слайд 10

Орёл Сова

Слайд 11

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле

Слайд 12

Строение глаза

Слайд 13

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки

Слайд 14

Опыт № 1 Зрачок обеспечивает «автоматическую» настройку глаз при регулировании количества света

Слайд 15

Опыт № 2 Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Слайд 16

Слёзы (от пыли) Брови (от пота) Веки (от пылинок на роговицы) Ресницы (от пыли) Природа сама позаботилась о защите наших глаз

Слайд 17

Причины нарушения зрения Плохое освещение Переутомление Перенесенные заболевания Чрезмерный просмотр телепередач Компьютерные игры Неправильное питание Неправильный режим дня

Слайд 18

Как я забочусь о своих глазах № Вопросы анкеты Из 25 чел. Да Нет 1 Всегда читаю сидя 18 7 2 Делаю перерывы во время чтения 13 12 ! 3 Слежу за посадкой при письме 10 15 ! 4 Делаю уроки при хорошем освещении 20 5 5 Делаю гимнастику для глаз 9 16 ! 6 Часто бываю на свежем воздухе 11 14 ! 7 Смотрю только детские передачи по ТВ 14 11 8 Играю долго в компьютерные игры 21 ! 4 9 Каждый год проверяю зрение у врача 5 20 !

Слайд 19

Правила бережного отношения к зрению Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день. Сидеть не ближе 3 м от телевизора. Не читать лежа. Не читать в транспорте. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Слайд 20

Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (чернику, морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец). Делать гимнастику для глаз.

Слайд 21

Если вы носите очки Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться. Берегите свои «вторые» глаза. Храните их в футляре. Не кладите стеклами вниз. Снимайте во время занятий спортом.

Слайд 22

Врачи-офтальмологи разрешают проводить за компьютером детям 7-9 лет только 15 минут в день. Детям старше 10 лет – 1,5-2 часа в день с обязательными перерывами.

Слайд 24

Будьте здоровы!

Поделиться:

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Рыжие листья

Каргопольская игрушка

По морям вокруг Земли

Сказка "Узнай-зеркала"